Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью). |
1935 . Романчук А. И. «Слои разрушения Х в.» в Херсонесе (К вопросу о последствиях Корсунского похода Владимира)//ВВ. – И989. – Т 50. – С. 182–188. 1936 . Романчук А. И. Средневековый Херсон (отражение в источниках основных функций города)//Херсонесский сборник. – Севастополь: Ахтиар, 1996. – Вып. 7. – С. 133–141. 1937 . Романчук А. И. Строительные материалы византийского Херсона. – Екатеринбург, 2004. – 169 с., 60 табл., 67 рис. (АДСВ). 1938 . Романчук А. И. Херсонес VI – первой половины IX в.: Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1976. – 42 с. 1939 . Романчук А. И. Херсонес XII-XIV вв.: Историческая топография. – Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1986. – 193 с. 1940 . Романчук А. И., Белова О. Р. К проблеме городской культуры раннесредневекового Херсонеса//АДСВ: Проблемы идеологии и культуры. – Свердловск, 1987. – С. 19–36. 1941 . Романчук А. И., Шандровская В. С. Введение в византийскую археологию и сфрагистику: Учеб. пособие. – Екатеринбург: УрГУ, 1995. – 110 с. 1942 . Ронин В. К. Византия в системе внешнеполитических представлений раннекаролингских писателей//ВВ. – 1986. – Т 47. – С. 85–94. 1943 . Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, Патриарха Константинопольского . – Сергиев Посад, 1915. – 491 с. 1944 . Рот К. История христианских народов Балканского полуострова. – СПб., 1908. 1945 . Рубцов И. Рассуждение о таинстве крещения. – СПб., 1850. – 96 с. 1946 . Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга/Под ред. И. П. Медведьева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – 631 с. 1947 . Рыбаков В. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. – М., 1986. – Сб. 27. – С. 81–106. 1948 . Рыдзевский Е. А. К летописному сказанию о походе Руси на Царьград в 907 году//Известия АН СССР. Отделение общественных наук. – Л., 1932. – 2. – С. 471–479. 1949 . Савва В. И. Московские цари и византийские василевсы; к вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. – Харьков, 1901. 1950 . Савина С. Г Никодим Петрович Кондаков//Византиноведение в Эрмитаже. – Л., 1991. – С. 31–40. |
De fuga saeculi. De interpellatione Iob et David/Introd., trad., not. e ind. G. Banterle//Sant’Ambrogio. Opere esegetiche IV: I patriarchi. La fuga dal mondo. Le rimostranze di Giobbe e di Davide. Milano: Biblioteca Ambrosiana; Roma: Città Nuova, 1980. (SAEMO; 13). Ambroise de Milan. La fuite du siècle/Introd., texte critique, trad, et not. C. Gerzaguet. P.: Cerf, 2015. (SC; 576). Saint Ambrose. Flight from the world/Trad. Μ.P. McHugh//Seven Exegetical Works. Washington, 1972. (The Fathers of the Church; 65). P. 281–325. Sant’ Ambrogio. De fuga saeculi/Trad, e note di F. Portalupi. Torino, 1959. (Univ. Di Torino, Pubblicazioni della dacultà di magistero; 14). Philon d’ Alexandrie. Quaestiones in Genesim I et II e versione armeniaca/Introd., trad, et not. par Ch. Mercier. P., 1979. (SC; 34A). Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова . [Т. 3:] Учительные книги/Под общ. и науч. ред. А.Г. Дунаева. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012. Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков/Пер. Н.А. Фёдорова; комм. Б.М. Никольского; вступ. ст. Η.П. Гринцера. М., 2000. Греческая философия. Т. 1/Под ред. М. Канто-Спербер. М.: ГЛК, 2006. Шенк К. Филон Александрийский: Введение в жизнь и творчество. М.: ББИ, 2007. Bonato A. Il ruolo universale del sacerdozio di Cristo nell’allegoria delle citta-rifugio (Fug. saec. 2, 5–13; 3, 14–16). Una rilettura dell’esegesi filoniana da parte di Ambrogio//Studia Patristica. 1989. Vol. 36. P. 57–87. Colish M.L. The Stoic Tradition from Antiquity to the Early Middle Ages. 2 vols. Leiden, 1985. Courcelle P. Plotin et Saint Ambroise//Revue de Philologie. 1950. 76. P. 29–56. Courcelle P. De Platon à Saint Ambroise//Revue de Philologie. 1961. 35. P. 15–28. Courcelle P. Connais-toi toi-même, de Socrate à Saint Bernard. P., 1974–1975. Cutino M. L’anima e le sue adfectiones nel lessico filosofico di Ambrogio//Il latino dei filosofi a Roma antica/Ed. F. Gasti. Pavie, 2006. P. 171–207. Dassmann E. Die Frömmigkeit des Kirchenvaters Ambrosius von Mailand. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНИЦКИЙ Виктор Федорович (1881, Херсонская губ.- 1956), востоковед, библиограф. Родился в семье народного учителя. Среднее образование получил в Одесской ДС, высшее - в КДА, к-рую окончил в 1906 г.; был оставлен на год профессорским стипендиатом, затем стал профессором на кафедре библейской истории, читал лекции по истории Др. Востока. Научная работа И. в этот период была посвящена преимущественно истории александрийской диаспоры. И.- автор единственной капитальной отечественной монографии (магист. диссертации), посвященной Филону Александрийскому («Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности». 1911). Обзор предваряется сводкой материалов по биографии Филона. Работа содержит подробный систематический анализ всех сохранившихся произведений Филона. Ценность монографии заключается также в том, что большая часть творений Филона до наст. времени на рус. язык не переведена. После закрытия КДА И. был профессором Киевского ун-та, участвовал в работе историко-археологической комиссии по евр. языку. С 1921 г. работал во Всенародной б-ке Украины, где последовательно заведовал отделами библиотековедения, старопечатных книг (с 1923 зам. директора); под его рук. проходила научная деятельность б-ки, было создано изд-во, организована аспирантура. В 1933 г. И. переехал в Йошкар-Олу, работал в Республиканской научной б-ке Марийской АССР (ныне Национальная б-ка им. С. Г. Чавайна) в должности научного сотрудника, с 1937 г. заведовал справочно-библиографическим отделом; преподавал латынь в Марийском педагогическом уч-ще. И.- автор множества работ по библиографии и истории Марийского края (см.: Мансурова. 2006). Арх.: ГБЛ. Ф. 388 (4 карт., 2 папки, 1911-1950); Личное дело//Архив Нац. б-ки им. С. Г. Чавайна. Д. 84. Л. 3-5. Соч.: Филон Александрийский: Жизнь и обзор лит. деятельности. К., 1911; О происхождении иудейского эллинизма Александрии//ТКДА. 1912. Т. 1. Кн. 2. С. 253-269; Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. К., 1914; К вопросу о рехавитах. К., 1915. Вып. 1; Письмо Аристея к Филократу: Введ., пер., коммент.//ТКДА. 1916. Т. 2. Кн. 7/8. С. 153-198; Т. 3. Кн. 9/10. С. 1-37; Кн. 11/12. С. 197-225; Жuдibcьka мова у Г. С. Сковороди//Збiphuk праць жuдibcьkoï icmopuko-apxeorpaфiчhoï koмiciï. К., 1928. Т. 1. С. 98-104; Библиография марийской библиографии. Йошкар-Ола, 1948. Вып. 1; Указатель литературы о Марийской АССР за 1949 г. Йошкар-Ола, 1951. Лит.: Мансурова Л. Р. В. Ф. Иваницкий и просветительская деятельность в Марийском крае (к 125-летию со дня рождения)//Бiблiomeчhuй bichuk. К., 2006. 3. С. 53-55. Рубрики: Ключевые слова: АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНОПФ [нем. Knopf] Рудольф (26.10.1874, Бяла (ныне Бельско-Бяла, Силезское воеводство, Польша) - 19.01.1920, Бонн), нем. протестант. теолог, издатель актов мучеников . Изучал теологию в ун-тах Вены и Берлина, в 1898 г. получил степень лиценциата. В 1898-1899 гг. совместно с Г. фон Зоденом занимался колляцией рукописей для подготовки критического издания НЗ. Осенью 1899 г. переехал в Марбург. С 1900 г. приват-доцент, с 1906 г. экстраординарный профессор Марбургского ун-та по кафедре изучения НЗ, с 1907 г. д-р теологии honoris causa и экстраординарный (с 1909 ординарный) профессор Венского университета по кафедре экзегезы НЗ, с 1919 г. ординарный профессор Боннского ун-та. Как теолог К. может быть отнесен к представителям умеренного либерализма, он испытал большое влияние А. фон Гарнака и в исследовании НЗ и древнехрист. памятников использовал историко-критические методы. Помимо экзегезы НЗ К. занимался текстологическим исследованием, изданием, переводом и комментированием раннехристианских источников: «Дидахе», посланий сщмч. Климента Римского и Послания Иуды. 1-е и 2-е издания собрания актов мучеников, опубликованные К. в 1901 и 1913 гг., включали 21 памятник. Впосл. это собрание, остававшееся наиболее полным и авторитетным вплоть до выхода в свет издания Г. Музурилло (1972), дополнялось Г. Крюгером (издание 1929 г., 33 текста) и Г. Рубахом (1965). Соч.: Das nachapostolische Zeitalter: Geschichte der Christlichen Gemeinden vom Beginn der Flavierdynastie bis zum Ende Hadrians. Tüb., 1905; Die Zukunfthoffnungen des Urchristentums. Tüb., 1907 (рус. пер.: Происхождение и развитие христианских верований в загробную жизнь/Пер. с нем.: В. Н. Перцев. СПб., 1908); Einführung in das Neue Testament: Bibelkunde des NT: Geschichte und Religion des Urchristentums. Giessen, 1919; Die apostolischen Väter. Tüb., 1920. Bd. 1: Die Lehre der zwölf Apostel. Die zwei Clemensbriefe. Изд.: Der erste Clemensbrief/Untersuch. u. hrsg. von R. Knopf. Lpz., 1899. (TU; 20/1); Ausgewählte Märtyrerakten. Tüb.; Lpz., 1901. Лит.: Österreichische biographisches Lexikon, 1815-1950. W., 1969. Bd. 4. S. 1; Merk O. Knopf, Rudolf//Neue Deutsche Biographie. B., 1980. Bd. 12. S. 215; Pl ü macher E. Knopf, Rudolf//BBKL. 1992. Bd. 4. S. 165-166; Pratscher W. Rudolf Knopf als Exeget//Zeitenwechsel und Beständigkeit: Beitr. z. Geschichte d. Evangelisch-Theol. Fak. in Wien, 1821-1996/Hrsg. K. Schwarz, F. Wagner. W., 1997. S. 277-293; Schwarz K. W. Die Wiener Evangelisch-theol. Fak. im Studienjahr 1907/08//Wiener Jb. für Theologie. 2010. Bd. 8. S. 261-277. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова: |
Изречения пустынных отцов Apophthegmata patrum, collectio alphabetica. PG 65, 71–440. Иоанн Мосх. Луг духовный Beatis loannis Eucratae Pratum. PG873, 2851–3112. Истории египетских отшельников Histoires des solitaires ögyptiens. Ed. F.Nau. ROC 12. 1907. P.48–69, 171–181, 393–404; ROC 13. 1908. P.47–57, 266–283; ROC 14. 1909. P.357–379; ROC 17. 1912. P.204–211, 294–301; ROC 18. 1913. P.137–146. Палладий. Диалог о жизни св. Иоанна Златоуста Palladios. Dialogue sur la vie de saint Jean Chrysostome. T.I-II. Ed. A.-M.Malingrey et P.Leclercq. SC 341–342. 1988. Палладий. «Лавсаик» Palladios. La storia lausiaca. Ed. G.J.M.Bartelink. Firenze, 1974. Руфин. История египетских монахов Rufinus. Historia . monachorum. Hrsg. von E.Schulz-Flügel. PTS 34. Berlin – New York. 1990. Слова старцев Verba seniorum. PL 73, 739–1062. Феодорит. Церковная история Theodoret Kirchengeschichte. Hrsg. von L.Parmentier, F.Scheidweiler. GCS 44. 1954. Феофан. Хронограф Theophanis. Chronographie. Hrsg. von C.de Boor. Leipzig, 1883. Богослужебные тексты Ирмологий Иромологий. Μ.: Изд. Московской Патриархии, 1982. Канонник Канонник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1986. Минея, март Минея, март. 4.1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984. Минея праздничная Минея праздничная. М.: Изд. Московской Патриархии, 1970. Октоих Октоих. М.: Изд. Московской Патриархии, 1991. Служебник Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1993. Триодь постная Триодь постная. М.: Изд. Московской Патриархии, 1974. Триодь цветная Пентикостарион, сиречь Пятидесятница [Триодь цветная]. М.: Синодальная типография, 1915. Часослов Часослов. М.: Синодальная типография, б.г. Античные источники Аристотель. Никомахова этика Aristotelis. Ethica Nicomachea. Oxford, 1942. Аристотель. Физика Aristotelis. Physica. Oxford, 1950. Диоген Лаэртский. О жизни философов Diogenis LaertiaeVitae philosophorum. T.I-II. Oxford, 1964. Платон. Диалоги Platonis Opera. Vol.I-V. Oxford, 1958–1962. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. П. Бажов. Фотография. 1950 г. (ГИМ) Павел Петрович (15.01. 1879, Сысертский завод Екатеринбургского у. Пермской губ.- 3.12. 1950, Москва), писатель. Род. в рабочей семье. Окончил Екатеринбургское ДУ (1893) и Пермскую ДС (1899). Работал учителем в деревенской школе, затем преподавал рус. язык в Екатеринбургском ДУ (1899-1908), жен. епархиальном уч-ще (1908-1914), Камышловском ДУ (1914-1917). В 1918 г. вступил в РКП(б). В 1918-1921 гг. воевал в рядах Красной Армии. С 1923 г. работал в отделе писем «Уральской областной крестьянской газеты», с 1930 г.- в Свердловском книжном изд-ве. В 1946-1950 гг. являлся депутатом Верховного Совета СССР. Похоронен в Екатеринбурге. Б.- автор кн. очерков «Уральские были» (1924), посвященной уральской жизни кон. XIX в., 5 др. очерковых книг, гл. обр. по истории революции и гражданской войны на Урале и в Сибири, автобиографической повести «Зеленая кобылка» (1945), мемуаров «Дальнее-близкое» (1949). Б. также написал сб. «Сказы о немцах» (1944) и цикл сказов о В. И. Ленине (1946), отражающий мифологизированный образ вождя в советском общественном сознании 30-40-х гг. XX в. Лучшим произведением Б. является сб. сказов об Урале «Малахитовая шкатулка» (1-е изд.: Свердловск, 1939; впосл. сб. дополнялся), за к-рый писатель получил Сталинскую премию (1943). В сказах Б. об Урале («Малахитовая шкатулка» и др.) реалии жизни XVIII-XIX вв. переплетены с фольклорными и фантастическими образами и сюжетами. В сказах ярко выражена нравственная позиция автора, заключающаяся в защите личного достоинства, апологии добра, осуждении корыстолюбия. В кон. XX в. произведения Б. стали идеологической основой религ. неоязыческого движения (см. Бажовское движение ). Соч.: Публицистика. Письма. Дневники. Свердловск, 1955; Сочинения. М., 1986. 3 т. Лит.: Кузнецова Н. В. П. П. Бажов (1879-1950): Биобиблиогр. указ. Свердловск, 1960; Павел Бажов: Восп. о писателе. М., 1961; Бажова-Гайдар А. П. Глазами дочери. М., 1978; Мастер, мудрец, сказочник: Восп. о П. Бажове. М., 1978; Пермяк Е. А. Долговекий мастер: О жизни и творчестве П. Бажова. М., 19782; Батин М. А. Павел Бажов. Свердловск, 1983. Прот. Пётр Мангилёв Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРИТТ [франц. Garitte] Жерар (15.01.1914 - 27.08.1990), бельг. ученый-востоковед, специалист по христ. Востоку. Род. в Бельгии, в 1931 г. закончил Лувенский католич. ун-т. В 1935 г. ему была присуждена научная степень в области классической филологии, в 1936 г.- в области вост. филологии и истории, в 1940 г.- в области философии и лит-ры. В 1938 г. бельг. национальным научным центром Г. был направлен на работу в Рим, где находился до 1946 г. В период второй мировой войны работал в б-ке Ватикана. В 1946 г. Г. возвратился в Лувенский ун-т. С 1950 г. профессор этого ун-та, преподавал греч. палеографию, филологию и историю Византии, а также копт., древнегруз., классический арм. (грабар) и совр. греч. языки. С 1948 г. Г. возглавлял арм. отд-ние бельг. изд. «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium». C 1950 г. редактор журнала по востоковедческой тематике «Le Muséon» (изд. в Лувенском ун-те). В 1946-1947 гг. Г. опубликовал первые труды по картвелологии (грузиноведению), с 1957 г. активно сотрудничал с ж. «Bedi Kartlisa» (издатели - Константин и Нино Салия). С 1960 г. Г. был постоянным членом научного совета этого журнала. Г. основал кафедры арм. языка и лит-ры в Гарвардском, куда был приглашен читать лекции (1950), и в Лувенском ун-тах (1962). В 1950 г. консультировал экспедиции на Синай и в Иерусалим, организованные Б-кой Конгресса США при поддержке ЮНЕСКО для изучения находящихся там рукописных коллекций. В 1978 г. в связи с болезнью оставил активную научную деятельность. Значительны заслуги Г. в области изучения груз. христ. лит-ры, груз. памятников церковной письменности, связанных с Палестиной. Основные его идеи нашли отражение в статье Géorgienne (littérature spirituelle)//DSAMDH. T. 6. Fasc. 39-41. Col. 244-256. Он занимался изучением различных редакций Жития прп. Антония Великого . Им, в частности, были изданы копт. (саидский диалект) и одна из лат. версий жития, а также груз. перевод посланий, сохранившихся под именем прп. Антония Великого. Г. является автором ок. 200 научных работ. |
Г. был главой делегации СПЦ на юбилейных торжествах по поводу 500-летия автокефалии РПЦ и на совещании предстоятелей и представителей автокефальных правосл. Церквей, проходивших в Москве 8-17 июля 1948 г. На совещании выступил с предложением, чтобы «все Православные автокефальные Церкви производили реформы в братском взаимном согласии, одновременно и в одинаковом объеме, чтобы по отношению ко всем инославным христианским Церквам они выступали как одно целое по всем вопросам вероучения и сотрудничества» (Празднование 500-летия автокефалии РПЦ//ЖМП. 1948. Спец. вып. С. 66). В переговорах Г. с Патриархом Московским Алексием I была достигнута договоренность об открытии подворья СПЦ в Москве, в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Г. внимательно относился к рус. эмигрантам в Сербии, оказывал материальную помощь, предоставил возможность рус. приходам служить по своим уставам. Осуждал стремления рус. диаспоры к отделению от Матери-Церкви и Карловацкий раскол. Похоронен у юж. стены притвора кафедрального собора во имя арх. Михаила в Белграде. Соч.: Око преноса kocmujy//ЛетМС. 1925. 1. С. 51-53; Горско bujehцa 1847-1947: Спом. у изд. Гласника СПЦ. Београд, 1947. С. 2-6; српског народног покрета у Bojboдuhu (1848-1948): Спом. у изд. Гласника СПЦ. Београд, 1948. С. 95-96; Мемоари Nampujapxa српског Гаврила. Париз, 1974. Београд, 1990; Прилог за hobujy ucmopujю српске царске Лавре Хилендара// Сава Хиландарац. Ucmopuja ман-ра Хиландара: Успомена на Београд, 1997. Лит.: Владимир еп. Светост Архиеп. Митр. београдско-карловачки и Патр. српски [Гаврило]//Гласник СПЦ. 1950. С. 2-3; С. М. Над смртним одром блаженопочившег патр. српског Гаврила V//Там же. С. 64-71; Сокаль И. , прот. Патр. Сербский Гавриил: Некролог//ЖМП. 1950. 5. С. 22-25; патр. Гаврила и Српске правосл. Цркве у испред и за време 27 марта 1941 г. и у току рата: Поводом од смрти nampujapxa Гаврила. Београд, 1980; М. Животно дело Патр. Српског Гаврила. Париз, 1983; Р. Повратак патр. Гаврила//Ucmopuja ХХ в. 1995. С. 95-109; Српска Црква у Другом светском рату: Из Архива Св. Apxujepejckor Синода Српске Правосл. Цркве. Београд, 1990-1991; Разговор Патр. Гаврила са кн. Павлом 23 марта 1941 г. у Белом двору: Време прошло - време весник. 1992. 1/4. С. 35-40; В. Мучеништво Српског Патр. Кральево, 1997; Д. Српска Православна Црква и нова власт: 1944-1950. е. а., 1998; А. Кратка ucmopuja мumponoлuje Црногорско-приморске (1219-1999). Цетинье, 1999. С. 52-53, 61-62, 64; Патр. Гаврило и доба. 2000; В. Летопис Српске Правосл. Цркве 1946-1958. Београд, 2000-2001. Т. 1-3; Св. Владика Hukoлaj Охридски и Жички. 2003; Еринич Б. Серб. правосл. Церковь во время патриаршества патр. Варнавы (Росича) 1930-1937 гг. и конкордатский кризис: Диплом. работа/СПбДА. СПб., 2003. Ркп. |
Из чего следует, что обвинять его в злонамеренном желании закрыть большее количество храмов, чем в других епархиях, вряд ли представляется возможным. После приведенных статистических данных сравнительного анализа роста и уменьшения количества храмов в обозначенные годы, а также исследования общецерковных документов периода конца 1940 – начала 1950-х гг. следует сделать вывод о том, что закрытие храмов, инициированное и проводимое светской властью в целях ликвидации религиозных пережитков у населения, особенно во времена антирелигиозных кампаний, находилось вне компетенции архиереев Русской Православной Церкви и что этот исторический факт не может являться свидетельством стойкости и верности отдельного человека выбранным идеалам. Эдельштейн Г., свящ. Записки сельского священника. М.: РГГУ, 2005. С. 84. Цыпин В., прот., Зонтиков Антоний// Православная энциклопедия . М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. Т. II. С. 628-629. Михайлов Н.В., Иванченко С.В. Правовые основы деятельности Русской Православной Церкви в СССР в 1950-1970-е гг.// Вестник Московского университета МВД России . Юридические науки. 2011. С. 155-157. Цыпин В., прот. Истрия Русской Церкви в 1917-1997 гг. М., С. 390. Русская Православная Церковь. ХХ век/Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 408. Цыпин В., прот., Зонтиков Антоний// Православная энциклопедия . М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. Т. II. С. 628-629. Государственный архив Костромской области (далее – ГАКО). Ф. р-2102. Оп. 5. Д. 51. Л. 4. Государственный архив Владимирской области. Ф. р-632. Оп. 8. Д. 3. Л. 39. http://drevo-info.ru/articles/13676771.html [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.08.2020 г. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 5. С. 274-276. Архив Ивановского епархиального управления. Годовой отчет за 1961 год. С. 3. Даньшин Сергий, прот . Архиепископ Иларион (Прохоров)//Журнал московской Патриархии, 1973. 4. С. 18. Филиппов Б. А . Очерки по истории России ХХ век: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 465. |
| |