исходит». Вообще, Зигабен держится церковной точки зрения и излагает догматическое учение согласно с разумом св. отцов. В его толкованиях на Евангелия собрано было всё наилучшее из древних экзегетических трудов, но изложено гораздо проще и сокращённые, чем в «Благовестнике» Феофилакта. В таком же достоинстве нужно признать и его толкование на послания ап. Павла, открытые и изданные архиепископом Петр Никифором Калогера (в 1887г.). Зигабен собрал в этом труде все наиболее важное и ценное в экзегетическом отношении, что оставила святоотеческая древность, самостоятельно изложил извлечённый им материал простым и ясным языком и дал прекрасное экзегетическое руководство для всех членов Церкви, снабдив его и нравственными наставлениями. И в этом труде Евфимий последовал преимущественно творениям св. Иоанна Златоуста . Наконец, Зигабен составил комментарий на псалмы. Он предваряется обширным введением, где речь идёт о Давиде, как писателе псалмов, о поводах к их составлению, о содержании псалмов в догматическом и нравственном отношении и о мессианском их значении, о древних греческих переводах Ветхого Завета, а именно – Семидесяти, Акилы, Симмаха, Феодотиона, Лукиана Мученика и др. Самое толкование отличается самостоятельным отношением писателя к экзегетическим источникам, которыми служили творения Иоанна Златоуста , Афанасия Великого , Василия Великого , Кирилла Александрийского , Исихия Иерусалимского , Оригена и др. Писатель раскрывает и свои мнения наряду со святоотеческими. Он пользуется и аллегорическим, и историческим методом. Вообще, и Евфимий Зигабен был одним из лучших византийских экзегетов священного текста. 444 В Византии IX-XV bb. большим уважением пользовались и творения св. отцов. С целью сохранить в Церкви авторитет их в полной силе и значении, византийские писатели занимались их экзегетикой наравне со Священным Писанием. Преимущественное внимание обращалось на творения св. Григория Назианзина , в силу их глубокого богословского смысла, и Дионисия Ареопагита , в силу таинственного их характера. Из экзегетов первого рода были известны – Василий Новый, митрополит Кесарии Каппадокийской (912–959), Никита, митрополит Ираклийский (XI b.), Георгий Акрополит (XII b.), второго – Георгий Пахимер, патриарх Герман II (1220–1240), иеромнимон Георгий. Но памятники святоотеческого экзегезиса пока ещё большей частью не изданы. 445 VII. 3. Аскетика и мистика

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Поскольку же некоторые из митрополитов готийских, получив на время с экзаршескою властью сказанную патриаршую область, вблизи патриарших храмов, и даже внутри их, поставили другие жертвенники в противность священным канонам, водрузив их в свое имя, и совершили дело, заслуживающее низложения (потому что никакого права не имеют в патриарших храмах ставить свои жертвенники, как обещаются пред лицом церкви в своих исповеданиях): то мерность наша повелевает и эти все считать патриаршими и поминать в них только патриарха. А поскольку и о некоторых имуществах (κτημτων) тамошних храмов сведала мерность наша, что они удерживаются некоторыми, под предлогом, что они куплены от не коих зкзархов, то на митрополита возлагается обязанность позаботиться и употребить усилие о возвращении их церквам, потому что в продавшие не имели никакого права сделать это. Посему удерживающие что бы то ни было, и кто бы они не были, должны под угрозою страшного отлучения отдать и возвратить их святым храмам. А относительно дохода с сказанной области мерность наша надеется на митрополита, в как на нашего монаха (калогера), и как на человека совестливого, что всь доход без остатка будет присылать в патриаршую келию. Для того и дается ему настоящая указная грамота мерности нашей, в удостоверение 32 . Затем, в одной патриаршей грамоте, октября 1399 года, упоминается прежде бывший великий хартофилакс Иоанн Оловол, «ныне священнейший митрополит Готии»; скончался он в 1410 году 33 . После него не находим письменных документов о митрополитах готских до второй половины XVI века. Что же касается политического состояния Готии,то они находясь в тесных торговых и политических связях с Генуэзцами, имела и собственных властителей, кои имели титул Κρος Γοτθας, или Αυθντης πλεως θεοδωρος κι Παραθαλασσι (повелитель Готии, вдадтель города Феодора и Приморья). Феодори, по всей вероятности, есть Майкуп, в котором находим и последних князей страны, во второй половине XV века, или как некоторые полагают, ныне Инкерман, могший быть некоторое время резиденцией их 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Из чудесных деяний святителя в народной памяти осталось его просрамление волхва Илиодора, смущавшего народ своим волшебством. Однажды чародей даже дерзновенно зашел в кафедральный собор, но Лев вывел его вон, «захомутав» омофором. Дабы покончить с искушениями Илиодора он предложил ему испытание огнем, совместно взойдя на костер: маг в итоге сгорел, святитель же вышел из огня невредимым. Память Льва чтят и в Калабрии, особенно в городке Сарачена, где ежегодно проходит величественный крестный ход со множеством факелов – в воспоминание костра с Илиодром, а также другого чуда святителя: когда он приблизился к одному калабрийскому капищу, то оно само собой загорелось, превратившись в прах. Льву предшествовал, за один век, другой катанский святитель – Савин, упоминаемый в Четьих-Минеях святителя Димитрия Ростовского. О нем, однако, известно совсем немного. Обстоятельство, поразившее современников Савина, – его добровольный уход с катанской кафедры и дальнейшая аскетическая жизнь на склонах Этны. Святитель преставился около 760 г. Одним из преемников св. Савина был епископ Иаков, о котором также имеются скудные сведения: за верность иконопочитанию его отозвали с Сицилии в Константинополь, где главенствовали иконоборцы. Несмотря на пытки, Иаков не отрекся от православия. К сонму катанских святителей относится и св. Вирилл, иначе Бирилл и Берилл, по преданию – ученик апостола Петра, первый епископ Катании, ошибочно попавший в русские святцы с именем Кирилл. Память о нем сохраняет название городского квартала Сан-Берилло. Григорий, жертва навета             Святитель Григорий Акрагантийский, современник Льва Катанского, попал в русские святцы благодаря св. Димитрию Ростовскому, подробно пересказавшему его житие. Злоключения епископа, осужденного по клеветническому доносу блудницы, и заключительное торжество истины было одним из излюбленных эпизодов в благочестивом чтении православного народа.             В древнегреческом названии Акрагант (иначе Акрагас) непросто узнать современный сицилийский город Агридженто, знаменитый среди туристов изумительным комплексом античных храмов – настолько известным на Западе, что Григорий, небесный покровитель города (наряду с преподобным Калогером, о котором ниже), стал у католиков почитаться как покровитель археологов и археологических раскопок вообще.

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

Делегация встретилась с Божией Матерью 3 июня, а вернулась в Мессину 8 сентября – эти две даты ныне обратились в богородичные праздники. Мессинцы вернулись домой не с пустыми руками: они привезли письмо от Девы Марии, к которому была прикреплена прядь ее волос. В письме, написанном на еврейском, она передавала благословение городу. Само письмо не сохранилось, поэтому слова Божией Матери сейчас передаются уже на латыни: Vos et ispam civitatem benedicimus – Благославляю вас и ваш город . Именно этот образ Божией Матери, письменно благословляющий мессинцев, получил в итоге прозвание Madonna della Lettera – Мадонна послания. К ней, к этой Мадонне, горожане обращались при вражеских нашествиях, эпидемиях, заболеваниях – вплоть до самых недавних событий, включая бомбежки Мессины англо-американской авиацией в 1943 г. Эту же Мадонну послания они водрузили на маяке, который стоит у входа в мессинскую гавань. В провинции Мессины находится местечко Тиндари, куда приезжают ради святилища Мадонны Тиндарской, где хранится почитаемая «черный» образ Девы Марии, ставший целью паломничества еще с византийских времен: хотя это не икона, а статуя, ее относят к VIII в. (день празднования – 8 сентября). Сам огромный санктуарий появился в Тиндари уже в середине ХХ в. Другой важный богородичный центр паломничества расположен на горе Джибильманна, недалеко от Чефалу. Он сохранил циклы средневековых фресок.             Вне сомнения, что на Сицилию попало множество богородичных икон в тот печальный период, когда византийская власть преследовала иконопочитание. Очень вероятно, что одна такая икона затем попала на Русь, получив титулование Сицилийская. Предание говорит, что образ был перенесен из Сицилии благочестивыми иноками греческого происхождения – называют даже их имена: Ксенофонт и Иоасаф. Старцы – из тех, что на Сицилии звали калогерами – основали монастырь в живописном месте над Доном, при впадении в него речки Тихая Сосна. Место отличается необычными меловыми столпами, расположенными по горам, которые стали называть Дивными – быть может, эти столпы напомнили сицилийцам их родные пейзажи. Отсюда второе название чудотворной иконы – Дивногорская.

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

Поэтому старость больше не имеет для него смысла. Она просто угасание, которое как бы пятясь, продвигает к смерти, пародируя молодость в одиночестве, доходящем до эфтаназии, которая низвергает в ничто. Однако, в плененной душе человека к теме центра и осмысления прибавляется тема «мудрой старости», где полностью развитая жизнь умиротворяется и очищается, где отцовство становится бескорыстным и освобождающим. Юнг показал важность первообразов «мудрого старца» и «старого мудреца» в коллективном подсознании. Можно сказать, что Патриарх Афинагор во время Иерусалимской встречи воплотил этот первообраз для западных толп, так глубоко осиротевших. Сам он, не зная того, был носителем всей восточной традиции «прекрасных старцев», калогерой, старцев, полных духовной красоты, которая проясняет лоб, смягчает лицо и придает взору молодость. Апостол Иоанн, бывший самым молодым, стал самым старым из Апостолов. Он вероятно является первым из тех старцев, в которых мудрость превращается в красоту. Род духоносцев и провидцев, род великих епископов, которые были отцами для своего народа, отблесками божественного отцовства, начало, которое позволяет существовать в жертвенности, род великих епископов, прототипом которых мог бы быть святитель Николай, бесчисленные иконы которого запечатлены в православной душе. Быть восточным патриархом и называться Афинагором. Библейская это реминисценция или нет, само слово патриарх указывает на достойное отцовство, на изначальное отцовство, именно то, которое сегодняшний человек игнорирует или ненавидит. Восток и Константинополь вызывают в глубинных грезах западной души все, что превосходит рациональное и утилитарное человечество: от плотской посюсторонности до мистической потусторонности. Наконец, Афинагор — имя которого напоминает богиню мудрости Афину, приводит к первообразу «старого мудреца» восточного типа. Таким образом осуществилось в понятии многих зрителей как бы отождествление старого патриарха с таинственным и целостным образом Божиим, путь к которому казался потерянным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ ПАТМОССКИЙ [Иаков (Анастасиу); греч. Ικωβος Πτμιος] († 20.09.1765, Иерусалим), иером., греч. просветитель и педагог. Уроженец о-ва Патмос. Ок. 1712-1720 гг. обучался в Патмиаде, учебном заведении, основанном видным греч. просветителем иеродиак. Макарием Патмосским (Макарий Калогера). В этой школе, именовавшейся также Патмосской академией, преподавались, как правило на элементарном уровне, грамматика, риторика, богословие, философия, греч. и лат. языки. И. П., любимый ученик Макария, стал его помощником, а затем в 1720-1725 гг. и преподавателем академии. В этот период И. П. принял монашество и сан священника. Ок. 1725 г. новоизбранный Антиохийский патриарх Сильвестр обратился к Макарию Патмосскому с просьбой о содействии в организации в Сирии ДУ. Годом раньше значительная часть Антиохийской Церкви приняла унию с Римом (см. ст. Мелькитская католическая Церковь ). В Сирии влияние католич. миссионерских учебных заведений было достаточно сильным. Патриарх Сильвестр пытался создать противовес лат. системе просвещения. Макарий рекомендовал для этой цели кандидатуру И. П., и тот в 1726 г. отбыл на Ближ. Восток. В нач. авг. 1726 г. дидаскал (учитель) И. П. открыл школу в г. Халеб (Алеппо). Предположительно ее программа копировала систему Патмосской академии с добавлением в число изучаемых предметов араб. языка и с упором на проповедническую деятельность и антилат. полемику. Школа в Халебе просуществовала ок. 2 лет. Еще в 1726 г. патриарх Сильвестр из-за конфликта с пролат. группировкой халебских христиан на неск. лет покинул Сирию. В Халебе начались преследования православных. Летом 1728 г. И. П. был заточен в тюрьму, его школу закрыли, а ученики рассеялись. Однако вскоре И. П. при помощи англ. консула и его драгомана Илии Фахра , впосл. видного деятеля Антиохийской Церкви, освободился из заключения. В кон. 1728 г. И. П. перенес свое уч-ще в г. Триполи. Обучение было бесплатным, беднейшие ученики получали содержание от Патриархии. Школа привлекала любителей просвещения со всей Сирии и из-за ее пределов. Среди учеников И. П., число к-рых единовременно достигало 100 чел., известны Филофей , буд. архиеп. Кипрский (1734-1759), Иоанникий, буд. митр. Бейрутский (1745-1774), и российский путешественник В. Г. Григорович-Барский , оставивший панегирическое описание личности И. П. За долгие годы пребывания на Ближ. Востоке И. П., по всей видимости, не овладел араб. языком: он рассматривал свою миссию как приобщение арабов к греч. культуре. И. П. работал в тесном контакте с Макарием Патмосским, к-рый направлял в Сирию учебные пособия, тексты проповедей, посылал в помощь И. П. своих учеников. В письмах Макарий постоянно поддерживал И. П., убеждая его не думать о возвращении на родину и нести крест своего служения.

http://pravenc.ru/text/200343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН Киприот (ок. 1723, Кипр - до 20.06.1783, К-поль), патриарх Александрийский (с 9 июля 1766). Обучался в церковной школе Патмиада под рук. видного греч. просветителя прп. Макария Патмосского (Калогеры) († 1737) и прп. Герасима Византийского († 1740), а с 1742 г.- в Янине у Евгения (Булгариса) , с к-рым в 1753 г. отправился на Афон и продолжил обучение в Афониаде; там же начал преподавать. Затем К. прибыл в К-поль и при патриархе Кирилле V (1748-1751, 1752-1757), будучи уже в сане иеродиакона, получил назначение дидаскалом Патриаршей академии в Ксирокрини. Старший современник К. Сергий Макреос, писатель и схоларх Великой школы нации в К-поле, характеризовал его как ревнителя правой веры, мужа ученого, разумного, великодушного, благородного и добродетельного (см.: Σθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 254). К. был одним из наиболее образованных людей своей эпохи; согласно Георгиосу Завирасу , он написал «Церковную историю». В нач. 1761 г. в К-поле К. был избран преемником Кипрского архиеп. Паисия (1759-1766), покинувшего остров. К. предпочел, чтобы его хиротония была совершена не в К-поле, а на Кипре, согласно кипрской традиции визант. периода ( Θιλππου. 1975. Σ. 112). В марте 1761 г. он прибыл на остров, однако его интронизация так и не состоялась или из-за противодействия кипрских иерархов, или из-за того, что архиеп. Паисий не отрекся от престола и не был отлучен (Ibidem). Кипр находился в крайне тяжелом экономическом положении после нашествия саранчи и эпидемии чумы, однако, чтобы заплатить за свое избрание обещанную туркам сумму, К. был вынужден увеличить сборы с верующих и с мон-рей. Эта мера стала причиной его непопулярности на Кипре. Проведя на острове 9 месяцев и оказавшись в долгах, К. отрекся от кафедры. Киприоты направили в К-польскую Патриархию жалобу на злоупотребления К., в т. ч. на вымогательство у Киккского мон-ря 1 тыс. гроссов. В связи с этим К. в июле 1762 г. был отлучен от Церкви.

http://pravenc.ru/text/1684738.html

Согласно другим сведениям, приведенным в майской Минее Московской Патриархии, в  1655 году папа Римский Александр VII , желая показать императору Леопольду I своё расположение, передал мощи святого Парфения императорской часовне в Вене . Спустя два года мощи были перенесены в женский монастырь во имя святой Клары. Сто лет спустя, по церковной реформе императора Иосифа I, монастырь святой Клары был упразднён, а мощи остались под спудом. Патриаршая Православная энциклопедия, не указывая источники, говорит о переносе мощей мч. Парфения из Рима в Вену в 1782 году. Мощи мч. Парфения Римского в греко-католическом монастыре Святого Сердца Иисуса, г. Жолква Львовской обл. В 1784 году первый настоятель униатской церкви вмц. Варвары в Вене монах-василианин и свящ. Иероним (Стрилецкий) добился разрешения Римского папы Пия VI на перенесение мощей в Жолкву (25 км к северу от Львова), где они были помещены в василианском монастыре. Это произошло в воскресенье по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня, в память о чём было установлено местное переходящее празднование. В 1952-1990 годах собор этого монастыря являлся приходским храмом Русской Православной Церкви. Ныне монастырь Св. Сердца Иисуса василианского ордена находится в юрисдикции Украинской греко-католической Церкви. В 1993 году частица мощей была передана новой православной церкви апостолов Петра и Павла в Жолкве . Мученик Парфений стал почитаться униатами и православными как покровитель Галичины.  Имя мученика Парфения включено Русской Православной Церковью в состав Собора Галицких святых . В начале XXI века память Калогерия и Парфения была внесена в греческий " Синаксарист Православной Церкви " , составленный епископом Фанарийским Агафангелом. Молитвословия Кондак, глас 2 Благочестиваго и венценоснаго мученика,/на враги победы вземшаго одоление,/сошедшеся, достойно песньми восхвалим,/Парфения превеликаго в мученицех,/чудес жателя пребогатаго,//молится бо Господу о всех нас. Литература Использованные материалы

http://drevo-info.ru/articles/13680021.h...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

2. Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов: Родо; Кос; Лерос, Калимнос и Астипалеи; Карпафос и Касос. 3. Критская архиепископия, имеющая статус полуавтономной Церкви. Критская Церковь имеет свой Синод, состоящий из всех архиереев Церкви. Кроме Критской архиепископии, расположенной в столице острова Ираклионе, в Церковь входят также семь епархий: митрополия Гортины и Аркадии, митрополия Рефимны и Авлопотама, митрополия Кидонии и Апокорона, митрополия Ламбы и Сфакии, митрополия Иерапитны и Ситии, митрополия Петры, митрополия Кисама и Селина. На Крите действуют несколько церковных учебных заведений. Официальным периодическим изданием Критской Церкви является журнал «Апостол Тит». 4. Патмосская экзархия Входит в прямое подчинения Патриарха. Кроме острова Патмос, она включает ряд близлежащих островов: Липсы, Агафонисос и Аркии. Ядром экзархии является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова. В состав экзархии входит также Пещера Откровения, в которой св. евангелисту Иоанну Богослову ок. 95 года было дано Откровение. На Патмосе существует также церковное училище, основанное в 1713 г. св. Макарием Калогерасом. 5. Святая Гора Афон Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинополя и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ. Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями. Административно-канонические подразделения Константинопольского Патриархата в рассеянии 1. Американская архиепископия Самая большая по численности часть Патриархата. Архиепископия была основана 11 мая 1922 г., хотя греческие приходы в Америке, вошедшие в нее, появились еще в 60-е гг. XIX века. Во главе Американской архиепископии стоит архиепископ, избираемый Синодом Вселенского Патриархата. Архиепископ возглавляет Синод, состоящий из всех епископов Церкви. Архиепископия состоит из следующих епархий: Чикагская, Сан-Францисская, Питсбургская, Бостонская, Денверская, Атлантская, Детройтская.

http://patriarchia.ru/db/text/134487.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010