Давид Дисипат. Защита паламизма и проблема Божественных имен (Г. И. Беневич) Давид Дисипат. Слова о кощунствах Варлаама и Акиндина, посланное господину Николаю Кавасиле (фрагменты) (пер. А. В. Маркова, Д. А. Поспелова) Неофит Момицилас. Защита паламизма и отношение к языческой философии (по монографии В. Калогеропулоса) Неофит Продромин (Момицилас).Слова против Варлаама и Акиндина (фрагменты) (пер. А. П. Крысякова) Св. Нил Кавасила (Д. И. Макаров, Г. И. Беневич) Иже во святых отца нашего Нила [Кавасилы], архиепископа Фессалоникийского, Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что «кроме Божественной природы, нет ничего нетварного». Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства (пер. Д. И. Макарова) Иоанн Кантакузин (А. Ю. Волчкевич) Иоанн Кантакузин. История ромеев 2.39 (фрагмент) (пер. А. Ю. Волчкевич) Никифор Григора (Д. С. Бирюков) Никифор Григора. Первый антирретик (фрагменты) О всецелом и в себе существующем эйдосе, который созерцается одним лишь умом Ромейская история (фрагменты) (пер. Д. С. Бирюкова, А. Ю. Волчкевич, Т. А. Щукина, П. Шалфеева) Феофан Никейский. Между паламизмом и антипаламизмом; влияние Фомы Аквинского (по монографии И. Полемиса) Феофана, епископа Никейского, речь первая, отвечающая на некий вопрос относительно Божественнейшего света, явленного апостолам на горе Фаворской (кем-то заданный со злым намерением и из праздного любопытства), и разрешающая некоторые неизбежные разногласия; в ней же речь пойдет о Божественной сущности и Божественном приобщении (фрагменты) (пер. Д. И. Макарова) Речь вторая Речь третья, в которой выносится на рассмотрение высказывание божественного Максима, выдвигаемое против нас еретиками-акиндинистами: «Сей наибожественнейший Свет, на Фаворе воссиявший, есть не что иное, как символ»; и доказывает речь сия, что Свет этот одновременно и символ, и истина. Речь четвертая, в которой опровергается возражение, выдвигаемое против нас сторонниками Акиндина, относительно Божественного символа и учения о нем.

http://pravbiblioteka.ru/book/antologiya...

Когда выслушал это хромой, ничего не отвечая поспешно удалился к учителю своему с извещением, что пришел такой-то монах и сказал ему то и то. Господин позвал его к себе и расспрашивал, откуда он и зачем говорил так ученику его? Блаженный объяснил, что он из Албании и ходит для проповедания веры христианской, которая одна есть истинная, и кто примет ее, тот не только спасется и пойдет по смерти в Царство Небесное, но и здесь получит всякую благодать от Христа, единственного истинного Бога. «Поэтому-то я, видя ученика твоего в таком жалком положении, посоветовал ему веровать во Христа для получения и телесного здоровья, и по смерти – Царства Небесного». После такого объяснения господин немедленно послал за человеком от начальника города и, передавая преподобного в руки его, сообщил, что он говорил против веры их, и велел доставить его господину своему. Градоначальник спросил, зачем он так открыто осуждает исповедание их и учит магометан веровать во Христа. Священноинок Никита так же уверенно отвечал, как и учителю. Тот дивился дерзновенному ответу его; не в силах же будучи возражать ему, велел тотчас отвести на конак княжеский с извещением Исух-бея, сына Измаил-бея, господина места, который и присудил приведенного заключить в темницу. На другой день позвал его к себе и допрашивал подобно учителю и правителю города; после такового же ответа, какой дан был двум первым, его снова отвели в темницу, а Исух-бей пригласил первого законоучителя магометан, к которому питали великое уважение не только простые турки в городе, но и начальники, и сообщил ему, чему учит Никита. Законоучитель, выслушав Исух-бея, на следующий день, 2 апреля (в Великий четверток) пригласил всех знатных и образованных ревнителей веры своей; по приведении исповедника Христова, велели ему садиться; подали по восточному обычаю кофе. Потом судья сказал: – Калогер (монах)! Зачем ты ходишь и учишь магометан оставлять веру их и веровать во Христа? При таком поведении ты кажешься вышедшим из ума». – Нет, – отвечал блаженный, – благодатью Христовой я не выходил из ума, но ревность по истинной вере, которую я исповедую, побудила меня идти на проповедание ее и вам, чтоб вы оставили прелесть свою и уверовали во Христа, Иже един есть истинный Бог, Создатель неба и земли и всего, что на них, Который сошел с небес на землю и сделался человеком, родившись от Приснодевы Марии для спасения нашего, и научил нас чрез священное Евангелие всем истинным догматам о Боге, как веровать в Него.

http://isihazm.ru/?id=1825

В признательность за то она передала на святую Афонскую Гору известие о святом мученике и об исцелении своем, прося там написать святую икону его и прислать ей в благословение, что и было исполнено, в честь и память святого преподобномученика Пахомия, в славу же Христа Бога, со Отцом и Духом Святым славимого. Аминь. + + + Святой Пахомий пострадал 1730 года, 7 мая, в день Вознесения Господня; однако память его в греческих минеях (изданных в Константинополе в 1842−43 гг.) положено праздновать в 21 день сего месяца (3 июня н.ст.). Христиане святые мощи мученика перенесли в обитель Св. Иоанна Богослова на о. Патмос в Эгейском море, где св. апостол и евангелист Иоанн был некогда в ссылке и записал здесь Откровение (Апокалипсис). Мощи святого пребывают здесь по сей день, где его память глубоко чтится местными жителями. Житие прпмч. Пахомия Русского было составлено св. прп. Макарием (Калогерасом), основателем Патмосской академии. В день кончины святого мученика на Патмосе совершается ему служба. Память 7 и 21 мая (ст. ст.), а также в Соборе Афонских преподобных. В календаре Украинской Православной Церкви Канады (Константинопольский Патриархат) его память (как «St Pakhomy the Kozak of Patmos (18th c.)») — 4 апреля. Комментарии Всего комментариев: 6 2015/10/02, 12:47:00 Святый мучениче Пахомие моли Бога о нас грешных! Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный помилуй нас! Р.Б.Татиана 2015/07/10, 10:05:47 Слава Тебе Боже наш ,Слава Тебе! Святый мучениче, Пахомий, моли Бога о нас грешных,о млад. Об укреплении веры нашей православной, о любви между людьми,всепрощении,милосердии,терпении,безропотно и покорно принимать волю Божью! р.Б.Наталия 2015/06/30, 09:05:27 Святой Пахомий! Помолись о нас грешных (Елене, Кирилле, Игоре, Викторе, Леониде, Тамаре, Галине,Василии, Алексее, Сергее, мл.Иулии, мл.Григории и о умягчении озлобленных сердец на работе. Прости нас и помилуй. р.б.Светлана 2015/06/26, 10:58:48 Святой Пахомий! Помолись о нашей многострадальной семье! Прости нам, донеси молитовку нашу ко Господу! Пусть не гневается на нас и простит вся содеянная нами злая.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=212...

Кондак, глас 2 Благочестия истиннаго поборника/и в бедах непобедимаго помощника,/Божественнаго Николая в песнех восхвалим:/сей бо явися в последняя лета звезда пресветлая,/просвещающая верных сердца,/и, со ангелы ныне Троице предстоя,/непрестанно молится о всех нас. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Николае,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. 18/31 Мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев (303). Память святых отцев семи Вселенских соборов. Тропарь мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним, глас 4 Мученицы Твои, Господи... (общий мученикам). Кондак, глас 2 Страдальчески подвизався добре со сострадальцы твоими, Феодоте,/и венцы почести приясте, с честными страстотерпицами девами,/темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии, Феодоте со сострадальцы твоими,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь святым отцам, глас 8 Препрославлен еси, Христе Боже наш,/светила на земли отцы наша основавый,/и теми ко истинней вере вся ны наставивый;/Многоблагоутробне, слава Тебе. Кондак, глас тойже Апостол проповедание и отец догматы/Церкви едину веру запечатлеша,/яже и ризу носящи истины,/исткану от еже свыше богословия,/исправляет и славит благочестия великое таинство. 19/1 Священномучеников Патрикия, епископа Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полнена (ок. 100). Преподобного Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389). Преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (1420). Преподобного Сергия Шухтомского (1609). Благоверного князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Мученик братий Парфения и Калогерия (250) Тропарь священномученику Патрикию, епископу Прусскому, глас 4 И нравом причастник,/и престолом наместник... (общий священномученику). Кондак, глас тойже Яко светосиянен добротою священства,/и мучения кровию преукрашен/с пострадавшими с тобою, Патрикие, Христу предстоя,/о нас поминай,/яко страдалец честный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богословие должно быть объективным, оно должно умозрение подчинять фактам и сообразовать с ними, а не отрицать факты, если окажется, что они стоят в несогласии с предвзятыми взглядами. Оно должно быть точным и руководиться строгим методом в исследовании, оно должно быть рациональным (не рационалистическим), для объективного и точного богословия факты должны служить исходным пунктом, а рациональные принципы – опорой. Научное богословие должно обращать в свою пользу прогресс реальных наук, ибо действительные завоевания науки всегда могут быть полезны богословию. Богословие должно быть эклектическим, сравнительным и прогрессивным: эклектическим, ибо оно должно выбирать все хорошее, что содержится в разных школах, сравнительным, ибо оно должно сравнивать все религии и все системы богословия, чтобы в их общих пунктах открывать то, что всегда присуще религии, а в пунктах различия – отметать менее совершенные учения ради более совершенных. Наконец, богословие должно быть прогрессивным, богословие есть понимание веры и такое понимание, никогда не могущее быть совер- —159— шенным, должно постоянно исправляться, развиваться, совершенствоваться. Кроме изложенных двух сравнительно больших статей в первой книжке «Обозрения» помещены: статья архиепископа патрасского Никифора Калогераса «Переговоры православно-католической церкви и Базельского собора о соединении Церквей», Герцога – толкование слов: «царство небесное силою берется» (Мф.11:12), Вордсворта – библиографическая статья об исследовании Копльстона, епископа Коломбо, «О первоначальном и современном буддизме в Магадге и на Цейлоне», Вейбеля и Киреева статья о конгрессе в Люцерне, речь Бони-Мори о Деллингере. Затем еще имеются библиографический отдел и хроника. Никифор Калогерас рассказывает фактическую историю переговоров греков с папою, указывает мотивы, какие побуждали греческого императора стремиться к унии с Римом (желание получить с запада помощь для борьбы с турками) и заканчивает свою статью заявлением, что у православных христиан всегда существовало верование, что флорентийский псевдо-собор ускорил гибель Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—177— знамя православия и восклицал: греки! следуйте за мною без страха под турецкое иго на путь мученичества, ибо мученичество даст возможность снова воскреснуть нашей национальной жизни. За этими двумя вождями явилось два ряда последователей: одни хотели идти к папе, другие были готовы подпасть под политическое ярмо исламизма. Папа употреблял все усилия, чтобы эти другие исчезли. Ученых греков он старался привлекать на свою сторону, задаривая их подарками и оказывая им почести, многие греческие дети посылались для получения образования в Италию. Исламизм постепенно подчинял себе греков другим путем. И грекам пришлось сначала подпасть под власть папы, а затем и подчиниться игу турок. Но Провидение заботилось о греках, ибо не без воли Провидения непосредственно после падения Константинополя на патриаршем престоле является такое лицо, как Геннадий Схоларий – человек, державшийся таких же взглядов, как Марк Евгеник, и так же сильный духом. И греки не погибли, не погибла ни их нация, ни их вера. И архиепископ Никифор Калогерас высказывает в конце статьи твердую уверенность, что эллинизм был и будет бессмертен. Следующая статья «Обозрения» принадлежит профессору Лангену и посвящена вопросу «о школе Иерофея». Дионисий Ареопагит , сочинения которого пользуются такой широкой известностью и окружены такой глубокой тайной, ссылается в своих произведениях на своего учителя Иерофея, как на некоего оракула, и между тем этого Иерофея, из школы которого вышел Дионисий, никто не знает. Свою настоящую статью (статья не окончена) Ланген посвящает доказательству, что автор дионисиевых сочинений не выдавал себя за ученика апостола Павла, что имя его было действительно Дионисий, и что произведения его существовали уже в конце IV-ro или в V-м веке. Как решит автор вопрос об Иерофее и его школе, об этом узнают те, которые подпишутся на «Обозрение» в 1894 году. В некоторой связи с статьей проф. Лангена стоит приведенное в этом же номере изложение некоторых взглядов на личность Дионисия Ареопагита («Несколько документов об ареопагитских произведениях»). Приведено

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богобоязнивии же людие тии в колебании велицем о благочестии от учения еретиков онех, бояхуся прогневати Бога неведанием благочестиа. Темже писаша к оному калогеру, о немже клевету слышаша от еретик, моляще его и заклинающе именем Господним сказати им истину благочестиа, а не умолчати, ни утаити; поведаша ему вся нечестивая тая учениа, и въпрошаху его о сем, аще полезно учать их Косого чадь. Слышавь же Калогерь людем Божиим великую сию погибель от еретиков онех зило поболе душею, и много плакав о прелести антихристове, еже на христианы, понудився абие написа послание сие многословное въскоре и не украшено, токмо православно, к колеблемым людем о благочестии от еретикъ» (л.об. 3 – об. 4). «В послании» порядок опровержения ереси не тот, в каком изложено выше учение Косого; здесь порядок опровержения следует порядку изложения ереси в письме западных христиан. Так как последние писали прежде об учении еретиков о церкви, то и составитель «послания» сначала опровергает учение еретиков о церкви (л. 15–59), далее говорит о почитании икон (50–81), о молитве (82–90), о посте (90–119), о достоинстве и различии вер (120–125), о необходимости таинств крещения, покаяния и причащения (125–169), о дарах и припосах в церковь (170–181), о монашестве (–186), об омовении (–188), милостыни к нищим (–189), о почитании родителей (–192), князей (–193), о почитании святых (–204), мощей (–223), о почитании Богородицы (–236), креста Христова (–241), о преследовании еретиков (269). На последнем пункте оканчивается собственно опровержение учения еретиков. Затем «в послании» следует обращение к западнорусским православным, и автор коротко повторяет раскрытое им в «послании» православное вероучение, просит писавших к нему не иметь общения с еретиками, не принимать их к себе в дом (242), гнать их (243 об.), обличать их заблуждения (269) и молиться об обращении их (274). Кто был составителем послания? В списке XVI в. бывшей новгородской софийской библиотеки, сделанном с рукописи Кириллова монастыря, «послание» приписывается иноку Зиновию отенскому ; но в рукописи кирилловской имя составителя ее не означено; в заглавии послания оставлено только место для написания имени его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   Вамвас (1855), философ, прославивший Грецию своими учеными трудами.    Никифор Калогерас (1896), профессор богословия, впоследствии архиепископ Патрский, который известен своими исследованиями в области патрологической науки и др.    Получил также известность своей богословской и церковно-общественной деятельностью бывший профессор Богословского факультета Афинского университета, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей, президент Афинской Академии наук Гамилькар Аливизатос (1969). Свыше 50 лет он трудился на церковном поприще. В 1925 году принимал участие в Стокгольмской Конференции «Жизнь и Деятельность», а в 1927 году — в Лозаннской Конференции «Вера и Устройство». Он был постоянным участником всех Ассамблей Всемирного Совета Церквей. В 1962 году Совет Московской Духовной Академии удостоил его ученой степени доктора богословия «гонорис кауза».    Следует упомянуть заслуженного профессора Богословского факультета Афинского университета академика Иоанна Кармириса. 8. Элладская Православная Церковь в последние десятилетия конфликт иерархии с правительством из-за «метафетона»; положение Церкви после военного переворота 1967 года; взгляд Патриарха Алексия I, митрополита Никодима и всего Священного Синода Русской Православной Церкви на майские события 1967 года; новый военный переворот в Греции в 1973 году; уход с поста Предстоятеля Архиепископа Иеронима; правительственный закон 1974 года «Об определении способа избрания Предстоятеля Церкви и приведения в порядок некоторых церковных дел»; избрание нынешнего Предстоятеля Церкви   В последние годы возглавления Элладской Церкви Архиепископом Хризостомом II важное место в жизни Церкви занял вопрос о «метафетоне» (принципе перемещаемости митрополитов), решение которого привело к конфликту иерархии с правительством. Следует отметить, что в течение последних ста лет в истории Элладской Церкви ни один епископ не сменил вверенной ему епархии, так как считалось, что он «обручен» со своим «уделом» и соединен с ним на всю жизнь. Только в 1932 году в устав об иерархии было включено понятие «метафетон», но ненадолго. В 1959 году по решению политических партий оно было снова изъято с целью положить конец отдельным злоупотреблениям некоторых иерархов, добивавшихся перевода из небольших и бедных епархий в богатые, в основном по соображениям меркантильным. В знак протеста против этого решения митрополиты решили не назначать новых епископов на освобрдившиеся места, и в 1960 году состоялись последние выборы новых епископов. С тех пор образовалось 15 вакантных кафедр из 66 епархий; в их числе были богатые епархии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Патриаршая грамота сохранилась до нашего времени с. 194– 195; 72, с. 130; 86, с. 69]. Она гласит: “Прииде ко смирению ми честнейший во иноцех старец кир Григорий со своими благоговейними иноки... Виде же смирение ми записано и утверждено господином князом Лазаром оное место, рекше церковь Пресвятыя Богородицы, со сели и со льудми и со всем великим и малым, честнейшему во иноцех старцу кир Григорию Синаиту (Младшему. – И. П.) и еговим калогером. Старец бо кир Григорий со своими калогеры потрудися о воздвижении и создании храма того (Введения Пресвятой Богородицы. – И. Я.) и о иних вешчей с помощию господина княза Лазара” [цит. по: 13, с. 257]. Идеи преподобного Григория Молчаливого и активная деятельность монастыря Горняк вызвали в Сербии, как не без основания утверждает В. Розов, крупнейшую реформу монашества и монашеской жизни. На смену монашеству политического и социального характера “пришло монашество восточного типа, – говорит он, – ставившее себе главной целью индивидуальную (выделено мной. – И. П.) культуру человеческого духа. Оно было основано на нищете, на личном труде, отречении от мира, думало только о Небесном Царстве, о культуре души, стремилось к духовному совершенству, аскетизму и мистицизму... Оно заменило общежительный тип монастырей скитским; монастыри стали строить не в плодородных равнинах, как в старое время, а в диких горных пустынных и малодоступных местностях; создало новую мистическую и аскетическую литературу и новую церковную архитектуру” с. 18]. Преподобный Григорий Молчаливый, позже названный Григорием Горняцким, продолжал свои богоугодные подвиги в Сербии до блаженного упокоения. Его ученики основали немало монастырей в Сербии и прославились личной святостью. Когда и где скончался преподобный Григорий, точно не установлено. Согласно одному преданию, он вновь вернулся на Афон и умер в монастыре Григориат в 1406 году. Это же предание сообщает, что его святые мощи оставались в Григориате до пожара 1761 года, после чего они были перенесены в Горняк с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Монастырь Чауш занимает единственное место по своей красоте, глубокому своему уединению и живописным видам необозримой дали. Сохраняется предание, что монастырь Преображения пощажен турками за то, что его обитатели-иноки убедили упорных греков сдаться грозному Баязету, когда летучие его отряды со всех сторон осадили Солунь . Несчастные жители, видя опасность своего положения и не надеясь отразить от своих стен могучих турков, приняли совет иноческий – в предотвращение излишнего кровопролития сдаться безусловно врагам, которые, узнавши действие обители в пользу их, прежде всего по вступлении в Солунь озаботились ограждением монастыря от неистовства и назначили туда охранительную стражу. Название «Чауш», по замечанию престарелого даскала Леонтия, от которого я заимствовал эти частные сведения о монастыре, усвоено ему, всего вероятнее, от имени главного вождя Баязетовых отрядов, вступивших в Солунь и оградивших собою неприкосновенность святой обители. Над всем грязным, сетующим Солунем господствует Чауш; голубые равнины залива расстилаются в виду его на значительном пространстве, так что здесь может сладко отдохнуть странническая мысль после впечатлений грустных при виде исламических полукружий луны, венчающих солунские мечети. Собор обители очень скромен, самая же обитель в каком-то безжизненном положении: нас встретил игумен с каким-то болгарином- калогером, более – ни одной иноческой души в аскстических стенах ее... Среди гробовой тишины только бурный поток, пробивающийся сквозь самую обитель, однообразным своим шумом тревожил пустынный покой ее. После поклонения в храме приветливый настоятель просил нас к себе на чашку кофе. Гостиная келлия его красуется на самом открытом месте, так что глаза не в силах обнять безграничного пространства живописной дали. В скромной беседе своей игумен объяснил нам положение своей обители, имеющей много угодий, несколько приходских домов в городе, и между прочим указал нам из окна на одну из турецких мечетей, которая прежде была христианскою церковью; замечательна же она тем, что некогда была придворною Греческого императора Феодосия Великого, любившего Солунь и перенесшего сюда на время царственный свой престол.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010