От издателей Патериками называются сборники жизнеописаний и изречений святых подвижников. Эти книги передают духовный опыт угодников Божиих и представляют собой то духовное наследие, которое мы должны благоговейно изучать и бережно хранить. Благодаря молитвам и трудам великого Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) русская агиографическая литература обогатилась сборником жизнеописаний подвижников Глинской пустыни – Глинским Патериком. Глинская обитель в течение столетий была для наших соотечественников олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества. Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами Глинская пустынь служила всенародному духовнопросветительному делу и была своеобразным университетом старческого окормления на Руси. В 1961 г. обитель была закрыта. Вновь она открылась лишь в 1994 г. И интерес к этому очагу духовного совершенствования постоянно возрастает как в нашей стране, так и за рубежом. Впервые всестороннее исследование истории обители, ее духовно-просветительной деятельности за весь период существования монастыря было проведено великим светильником веры и благочестия конца XX века магистром богословия схиархимандритом Иоанном (Масловым) . Среди его работ о Глинской пустыни выделяются следующие: Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. (Приложение: «Архив Глинской пустыни»). Без приложения издана в Москве в 1994 г. Глинский Патерик. Загорск (Ныне Сергиев Посад. – Примеч. изд.) (Машинописный текст находится в библиотеке Московской Духовной Академии). Глинская пустынь. Издана в Москве в 1992 г. Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы//Журнал Московской Патриархии. 1992. 6. Глинская пустынь//Мегаполис-Континент. 1992. 30. Благотворительная деятельность Глинской пустыни//Мегаполис-Континент. 1993. 30. Глинская пустынь. Ее история и благодатные исцеления от иконы Рождества Пресвятой Богородицы//Схиархимандрит Иоанн (Маслов) . Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М., 1993. С. 499–507.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Она писана не ранее начала XVIII в., ибо в ней есть уже Адриан, патриарх московский (1690–1700) и пр. Корнилий новый переяславский, скончавшийся 22 июля 1693 г., а мощи его свидетельствованы в 1705 г. св. Димитрием ростовским , также обретение мощей Прокопия Устьянского в 7200 (1692) г. Второй экземпляр таких же святцев находится в библиотеке киевософийского собора. По почерку он, несомненно, XVIII века и в нем говорится об обретении мощей новгородского святителя Феоктиста в 1707 году. Сии святцы именами полнее показанных выше. Третий экземпляр глаголемой книги находится в библиотеке М. П. Погодина. Он полнее обоих предыдущих отчасти именами святых, а более историческими сведениями о них и писан не ранее второй половины XVIII века, ибо в нем уже говорится об обретении мощей св. Димитрия ростовского в таком виде: «обретены быша многоцелебные мощи его святые в лето.... которые почивают в городе Ростове». Значит автор дополнитель жил довольно далеко от времени открытия мощей (в 1751 г.), так что ему неизвестен год сего события. Все означенные экземпляры святцев имеют один первоисточник, ибо план их один и тот же: памяти расположены по городам; есть разности, но небольшие, некоторые города расположены в одних так, в других несколько иначе, в одном экземпляре некоторые святые причислены в одним городам, в других в другим смежным. Слог в них один и тот же и исторические сведения в большинстве одни и те же, но позднейшие экземпляры были восполняемы. Хронологические и исторические показания в них часто неточны и неопределенны, годы часто выставляются в лето 6000, 6100, 7200 и т. под. Четвертый экземпляр сделался нам известным уже по издании книги Н. Барсукова: Источники Русской Агиографии 1882 года, в конце ее, как приложение, издана книга, обдержащая в себе собрание всех российских святых чудотворцев и проч. из рукописи П. И. Савваитова . Этот список также позднего происхождения: в ней также есть св. Димитрий митрополит ростовский. Книга глаголемая Описание о российских святых издана графом М.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

583 и др. (в разных местах статьи того же автора: «Значение до-никейского канонического права»); 4) в «Прибавлениях к Творениям св. Отцов» часть 43 (за 1889 г. вып. I и II), стр. 170235, 476496, 514523 – в статьях Заозерского: «Об источниках права православной русской церкви» и «Об VIII книге Апостольских уставов»; 5) – в соч. професс. И. С. Бердникова : «Дополнение к краткому курсу церковного права православной греко-российской церкви. Казань 1889 г.», стр. 321323. г) Восемьдесят пять правил Апостольских, преданных через Климента. Текст их находится в известной «Книге правил св. апостолов, св. соборов вселенских и поместных и св. отец». На греческ. и славянск. она издана в С.-Петербурге 1839 г.; на славянск. С.-Петерб. 1843 г.; на греческ. и славянск. с толкованиями эта книга издана в 1876 г. редакцией московского журн. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения». Русск. исследования об апостольских правилах: 1) в журн. «Христианское Чтение» за 1841 г. ч. III, стр. 456471; 2) в журн. «Чтения в общ. любит. духовн. просвещения», за 1882 г. в разных местах вышеуказанных статей Заозерского; 3) в журн. «Прибавления к творениям св. отцов» часть 43 (=за 1889 г. вып. II), стр. 497514 (в вышеупомянутой статье Заозерского «Об VIII книге Апостольских Уставов»), – в курсах церковного права: 4) у архим. Иоанна: «Опыт курса церковного законоведения» Спб. 1851 г., т. I, стр. 122136; 5) у Η. К. Соколова: «Из лекций по церковному праву. Москва 1874 г, стр. 94118 (печатались приложением к жури. «Православное Обозрение» за 1874 и 1875 гг.; об апостольск. правилах см. 1874 г., май, июнь); 6) у Лашкарева: «Право церковное. Киев 1886 г.», стр. 118128; 7) у Суворова: «Курс церковного права», т. I, Ярославль 1890 г., стр. 218223 (печатался во «Временнике Демидовского юридического лицея», см. книгу 50-ю); 8) у И. С. Бердникова в соч. «Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви. Казань 1888 г.», стр. 1417; 9) в сочинениях: Неволина «Полное собрание сочинений» т, VI, Спб. 1859 г., стр. 395396; 10) у прот. А. B. Горского: «История Евангельская и церкви апостольской» Москва, 1883 г., стр. 648665 (печаталась в «Прибавлениях к творениям св. Отцов» за 18801883 г.; об апостольских правилах см. 1883 г., ч. 31, стр. 391395); 11) в сочинении: «Правила св. Апостол с толкованиями» вып. 1-й, стр. 512 (печаталось особым счетом страниц в приложении к журналу: «Чтения в обществе любит. духовн. просвещения» за 1875 год); 12) отдельное сочинение Ивана Стратилатова: «Древность и важность Апостольских правил (с приложением самих апостольских правил)». С.-Петербург 1865 г. 228 стр. 8°.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Большое значение придавал старец и исповеданию грехов, убеждая верных исповедаться хотя бы четыре раза в год. Он учил: «Брат, если видишь, что твой отец или твоя мать больны, не зови сначала доктора; первым позови священника, потому что доктор не может прибавить к нашей жизни ни минуты! Все зависит от Бога». Старец советовал вместе с утренними молитвами читать акафист Божией Матери, а вечером молебный канон Богоматери при зажженной лампаде. В течение дня молиться Иисусовой молитвой сколько возможно. Старец много молился о Церкви, о верных, о впадших в смертные грехи, об обуреваемых скорбями, о тех, у кого произошла трагедия. Молитвы старца приносили чудесные плоды: больные исцелялись, недужные возвращались из больниц домой после освидетельствованного врачами неожиданного улучшения здоровья по милости Божией и по молитвам старца. Отец Клеопа старался наставлять паству проявлять милость к бедным, творить милостыню. Он говорил: «Не отвергай никого, не сотворив милость. Если у тебя нет денег – подай картофель, хлеб, платок, дай хотя бы остатки от обеда. Если дашь нечто, то в следующий раз тебе не будет трудно дать ближнему немного больше, и так твоя милостыня взойдет к Богу, словно молния. Почему? Две великие добродетели связаны: милостыня и смирение». И первое, о чем он просил семейных христиан, – это рождение и воспитание детей. Следуя святым церковным канонам, отец Клеопа совершенно отвергал аборты и убийство эмбриона считал одним из самых страшных грехов. В 1965 году, по просьбам учеников и по благословению иерархии, отец Клеопа стал писать проповеди, поучения и душеполезные послания для монашествующих и мирян. Он хорошо знал общинную жизнь Румынии, духовные болезни клириков. Но более всего его беспокоил фанатичный прозелитизм неправославных деноминаций в стране за последние 30 лет. Отец Клеопа написал множество апологетических работ в защиту православной веры и против ложных учений. Одна из наиболее значимых его работ – «Беседы о видениях и снах». Она состоит из семи бесед, в которых говорилось не только о снах и видениях, но и о необходимости частого причащения святых таин, а также о ересях. В другом его большом труде, включавшем 33 диалога, говорилось о различных антидогматических и антиправославных учениях, к которым были склонны как неправославные, так и заблудшие по простоте верные. Эта работа была издана в 1981 году под названием «О православной вере». Следует вспомнить и о таких сочинениях старца, как «Поучения на праздники» (состоит из 33 проповедей на великие праздники всего года, издана в 1976 г.), «Поучения монахам» (объемный труд из 48 проповедей) и «Поучения для мирян».

http://pravoslavie.ru/41396.html

Потом, уже в разговоре с Лихачевым, я задал тот же вопрос:– Дмитрий Сергеевич, скажите, есть ли в России хотя бы одна великая книга, которая до сих пор не издана?– Да, – ответил Лихачев, – «Палея Толковая». И не только не издана, но и не переведена на русский язык. И он объяснил мне, почему это случилось. После того как мы приступили к подготовке книги, нашу работу горячо поддержали в своём письме в издательство Александр Михайлович Панченко, Николай Николаевич Скатов и Олег Викторович Творогов. Теперь книга предстаёт на суд читателей. Она ждала этого долго, восемьсот лет. Вацлав Михальский 1 Творогов О. В. Палея Толковая/Словарь книжников и книжности древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (XI–nepbaя половина XIV в.). С. 286. 2 Щеглов А. П. Религиозно-философское значение Толковой Палеи/Журнал историко-богословского общества. М., 1991. 2. С. 7. 3 Оно представляет собой литографическое воспроизведение попросту переписанных несколькими студентами-учениками Н. С. Тихонравова частей «Палеи» (разумеется, разными почерками), изданное мизерным тиражом. 4 Истрин В. М. Толковая Палея и Хроника Георгия Амартола/Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1925. Т. 29. С. 369–379; Михайлов А. В. К вопросу о происхождении и литературных источниках Толковой Палеи/Известия АН СССР по русскому языку и словесности. 1928.Т. 1. Кн.1. С. XV-XXIII. 6 См.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. М., 1984. С. 322. 7 До 1502 года наследником Ивана III был его внук (сын старшего, рано умершего сына) Дмитрий, «заменённый» затем младшим сыном Ивана III – Василием (III-м). 9 Тихомиров М. Н. Цит. соч. С. 142, 132. В наше время мысль Тихомирова подтверждена в трактате В. Н. Топорова «Святость и святые в русской духовной культуре». М., 1995. Т. 1. С. 336–377). 10 См. об этом в моей книге: «История Руси и русского Слова. Современный взгляд». М., 1997. С. 80–281. 11 См.: Принципы издания текстов в «Библиотеке литературы Древней Руси»/«Библиотека литературы Древней Руси». Т. 1. СПб., 1997. С. 476–479.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Григория Нисского; 1 - Феодора Ираклийского; 2 - неидентифицированы. Древнейший свидетель текста этой катены, кодекс Taurin. B VII 30, VIII-IX вв., содержащий не только первичную коллекцию схолий прп. Исихия, но также фрагменты др. авторов, погиб во время пожара 26 янв. 1904 г. II. Катена мн. авторов (CPG. C. 46) содержится примерно в 20 рукописях (наиболее древние: Ambros. H 45 sup., IX в.; Ambros. B 106 sup., X в.; список см.: Rahlfs. 1914. S. 399-410; Duval. 1973. P. 631-633) и включает фрагменты из сочинений тех же экзегетов, что и катена Исихия, а также ряд дополнительных отрывков катенарного происхождения др. авторов: Макария Магнезийского, святителей Кирилла Александрийского (на книги пророков Аввакума и Ионы и Евангелия от Луки), Геннадия К-польского, Григория Богослова, Николая, пресв. Анкирского, сщмч. Мефодия Олимпийского (Авв 3. 1-2), Севира Антиохийского (Иона 2. 2-7, на Евангелие от Луки), Оригена (на Евангелие от Луки), Виктора Антиохийского (на Евангелие от Луки) и др. Дополнительные фрагменты на песнь Моисея (Исх 15. 1-19) заимствованы из катены на Восьмикнижие 3-го типа (catena Lipsiensis, collectio Coisliniana; основной автор - блж. Феодорит Кирский); на песни из Книг пророков Исаии и Даниила - из К., близких к К. Иоанна Друнгария (CPG. C. 60 и C. 75); на Книгу прор. Аввакума - из катены 2-го типа на малых пророков (CPG. C. 56). Каков бы ни был дополнительный материал, основным автором остается прп. Исихий Иерусалимский. В нек-рых рукописях X-XI вв. его схолии представлены в сокращенном виде или ограничиваются только песнями из книг Исход, Второзаконие и прор. Даниила (в таком составе сохранились также на сир. языке в рукописях VIII-IX вв.). Катена на библейские песни данного типа была издана Кордье ( Corderius. 1646). Лат. перевод похожей катены из Vat. gr. 1232, XVI в., помещен в качестве приложения к изданию комментария Феодорита Кирского на Псалтирь ( Carafa. 1565) и позднее перепечатан в издании лат. перевода катены на Восьмикнижие Ф. Дзеффи ( Zephyrus. 1546, 1564 2, 1572 3). Книга Притчей Соломоновых На Книгу Притчей Соломоновых существует 3 типа К., все они в той или иной степени зависят от утерянной катены VI в., к-рую М. Ришар называет «источником C». Ни одна из К. на Книгу Притчей Соломоновых пока не издана полностью. В статье Девресса даются ссылки на издания фрагментов нек-рых авторов в составе К., как правило, какого-то одного типа ( Devreesse. 1928. Col. 1161-1162). Ришар предпринял критическое издание фрагментов из произведений Ипполита Римского, основаное на 11 рукописях, содержащих К. разных типов ( Richard. 1966. P. 75-94). Изданные фрагменты из толкований др. авторов (см. ниже) происходят из К. какого-то одного типа.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Великий Антоний говорит: «Я уже не боюсь Бога, я люблю Его». Любовь изгоняет далеко страх. Наш Бог , Святая Троица – это прототип любви. Очень красиво, романтично, пишет об этой любви один иностранный писатель Уильям Пол Янг в книге «Хижина» с подзаголовком: «Там, где трагедия встречается с вечностью». Первый раз была издана в 2007 году и, до 2009 года, с того момента, когда было переведено это произведение, т.е. за два года, было продано 2000000 экземпляров. В Греции книга была издана издательством КЕРДОС. Сегодня, к сожалению, люди поглощены картинкой, совсем не читают. Кроме религиозных книг с разными пророчествами, которые мы предпочитаем, хорошо было бы читать немного и другой литературы. Много было написано или переведено на греческий язык текстов с глубокими смыслами и воззваниями. Истории в современных «Отечниках» обычно красиво написанные. Как-то пришел один человек, тридцати пяти лет, и говорит мне: «Я как-то пошел к одному святому, духовному, простому и светлому старцу, папа-Янису Калаиди 3 , многие его из вас знают, чтоб взять у него благословение и побеседовать. Я получил утешение от услышанного. Спросил его, что мне читать, и он мне ответил: «Священное Писание, дорогой мой». Я опять у него спросил, и он настоял на своих словах и добавил, что все там написано и нам достаточно чтения Святого Писания». И вот он у мня спрашивает: – Почему старец настоял на чтении только Священного Писания ? Здесь я не мог найти логического ответа. Ответ пришел через несколько дней, когда приехал один человек, который был очень грустным. – Отче, я забросил чтение всех житий святых, книги о духовных достижениях современных старцев. Я потерял надежду, потому что мы с ними жили в одно время и в одинаковых условиях и трудностях, но они достигли таких высот добродетели, что я не могу ничего такого подобного сделать, я и до ноготка их не достигну. Вот поэтому я все забросил. Я улыбался. – Радуешься? – спрашивает он меня. Радуюсь, – отвечаю я ему, потому что ты смирился, возможно немного от горечи, и потерял надежду на самого себя, но и потому что я получил ответ на один вопрос, который мне задал несколько дней назад один обычный паломник. Часто очень «красиво сочиненные» достижения не приносят пользы. Папа-Янис, наверное, имел опыт с такими ситуациями, и поэтому он рекомендовал чтение Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

История. С. 302). О смерти Смбата в 1276 г. известно, что когда многочисленное египетское войско напало на Киликию, армянские войска под командованием царя Левона III и Смбата Спарапета окружили врагов и уничтожили их. Невзирая на свой возраст, Смбат принимал участие в битве при Сарвиндикаре и от раны, полученной во время погони за спасающимся бегством вражеским военачальником Амиром, умер спустя несколько дней после битвы. 403 См.: История греков в Константинополе и Великой Армении Смбата Спарапета. М., 1856 (грабар); Der Nersessian S. The Armenian Chronicle of the Constable Smpad 404 Впервые издана в Москве в 1856 г.; в 1862 г. В. Ланглуа сделал частичный перевод и опубликовал его в Санкт–Петербурге; в 1859 и 1869 гг. «История» Смбата была издана в Париже, соответственно, Г. Шахназаряном и Э. Дюролье (см.: Sempad the Constable. Chronique du Royaume de Petite Armenie/Trans., ed. Duraulier/Receuil des Historiens des Croisades. Historiens Armeniens. T. 1. P, 1869). Фрагмент описания вторжения монголов из Средней Азии в Иран был переведен и издан К. Патканяном (Паткановым) в 1873 г. Все эти переводы и публикации выполнены на основе поздних списков, хранящихся в ереванском Матенадаране. В конце 1870–х в Венеции в Библиотеке конгрегации мхитаристов на о. Св. Лазаря был обнаружен более ранний список рукописи 1308), который датируется концом 13 – началом 14 вв. Он издан С. Агеляном под названием «Хроника Смбата Спарапета» (Венеция, 1956; грабар); ранее перевод значительных фрагментов этой рукописи был выполнен Г. Алишаном в трудах «Сисван» (Венеция, 1885) и «Хайапатум» (Венеция, 1901), где рукопись цитируется под названием «Киликийская» или «Царская хроника». 406 Труды Смбата Спарапета важны для изучения истории армянского языка: язык Смбата – уже не древнеармянский (грабар), но и не смешанный с грабаром живой язык, а киликийский разговорный диалект. 407 Хронику Михаила Сирийца опубликовал в 4–х т. в Париже в 1899–1924 гг. под эгидой Академии надписей и литературы аббат Жан–Батист Шабо, получивший ее в свое распоряжение от сиро–яковитского католического патриарха Рахмани; в опубликованных позже кратких воспоминаниях о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Книги, журнальные и газетные статьи 1. Об отношениях духовенства русского к князьям с XI до половины XV века. (1858г. Приб. к тв. свв. от. т. XVII). 2. Рассказы о древних русских паломниках (Подснежник, 1858–1859 гг. и отд. книжка). 3. Сведения о Филологе Черноризце, проповеднике XVI века (1859г. Приб. к тв. свв. от. т. XVIII). 4. Сведения о новом сочинении: ответ мирянина на книгу: станет ли Россия католическою? (1859г. Там же). 5. Русская старинная рукопись (1860г. Подснеж.). 6. Опровержение раскольнических клевет на патриарха Никона (1860г. Приб. к тв. свв. от.). 7. Вновь изданные материалы для истории царствования Алексея Михайловича (1861г. Русский Вестник). 8. Дело патриарха Никона (1862г. Русская Речь: изд. отдельною книгою). 9. Рассказ Петра великого о Никоне патриархе (1862г. Рус. Вестник). 10. Из истории Преображенского Кладбища (1862г. там же). 11. Ян Белободский и Павел Негребецкий (1862г. Приб. к тв. св. от. т. XXI). 12. Архимандрит Феофан, настоятель Новоезерского монастыря (1862г. Странник; изд. отдельною книгою.) 13. Как издаются у нас книжки о расколе (1862г. Русский Вестник 6 и 12). 14. Протест Арсения Мацеевича (1862г. Современ. Летопись при Москов. Вед. и 50). 15. О издании путешествия Лукьянова (1862г. Там же, 16. Современные движения в расколе. Одиннадцать статей. Русский Вестник 1863г. 7, 1 ) 11 и 12; 1864г. и 2; 1865г. 2, 3 (эта, восьмая, статья тогда же издана отдельно, с приложениями) и 5; 1866г. (эта, одиннадцатая, статья издана также отдельною книжкою). 17. Замечания по поводу изыскания способов к улучшению быта православного духовенства (1863г. Соврем. Летопись 18. Протопресвитер Иоанн Петрович Полубенский (1864г. Душеполезное Чтение). 19. Художественное издание в раскольническом духе (1864г. Русский Вестник, 20. По поводу статьи г. Мельникова: «Очерки поповщины» (1864г. Русский Вестник 21. Известие о присоединении старообрядческих епископов (Москов. Ведомости 1865г. 22. Дополнение к известию о присоединении старообрядческих епископов (1865г. Современ. Летопись,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Дмитрий Евгеньевич был другом нашей семьи, бывал у нас дома, и каждый его приезд в нашу семью был ярким событием. Он был близок с моим отцом – отцом Глебом и они вместе, в то теперь уже далекое советское время, обсуждали необходимость разработки для пастырей специального курса по психиатрии, для того, чтобы священник мог различать, где имеют место духовные заболевания и где — душевные. Д.Е. Мелехов написал работу «Психиатрия и проблемы духовной жизни» , которую не успел завершить. Она была подготовлена нашей семьей к печати  вмести с другими материалами посвященными Дмитрию Евгеньевичу и издана в самиздате с предисловием о. Глеба Каледы (понятно, что в самиздате по известным причинам автор предисловия свое авторство не обозначил). Потом была издана без указания автора в шестом томе настольной книги священнослужителя, которая была издана  Издательским отделом Московской Патриархией при Владыке Питириме. После этого его работа издавалась в психиатрическом журнале «Синапс» и в дальнейшем многократно переиздавалась. Дмитрий Евгеньевич, по сути, заложил основы концепции пастырской психиатрии. В чем же заключаются основные им сформулированные идеи? Болезни духовные и душевные Концепция, изложенная Дмитрием Евгеньевичем Мелеховым, исходит из учения Церкви, из учения святых отцов. Человек состоит из трех частей, из трех сфер: сферы духа, сферы души и сферы тела. Все эти три сферы между собой взаимосвязаны. Исходя из этого, соответственно у нас существуют болезни духовные, болезни душевные и болезни соматические (болезни телесные). Сфера духа – это сердцевина человеческой личности, та часть личности, которой мы обращаемся к Богу. Это сфера высших нравственных ценностей. Сфера души – это душевные проблемы, с которыми мы живем, с которыми боремся. Это наш разум, это наша интеллектуальная деятельность, наши чувства, эмоции, воля, различные влечения. Святой Григорий Палама и святой авва Дорофей говорили, что сфера души состоит тоже из трех частей – из сферы разума, сферы  раздражительной и из сферы волевой.

http://pravmir.ru/psixiatriya-i-duxovnay...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010