В начале этого же года вышел из печати славянский перевод старца Паисия «Оглашение» преподобного Феодора Студита , а в конце года – преподобного отца нашего Максима Исповедника толкование на молитву «Отче наш» и его же слово постническое по вопросу и ответу. В марте 1854 года вышло в свет драгоценнейшее из всех изданий Оптиной пустыни – св. отца нашего Исаака Сирина , епископа Ниневийского, «Слова духовно-подвижнические», переведенные с греческого старцем Паисием Величковским . Книга напечатана на славянском наречии гражданскими буквами, снабжена подстрочными примечаниями и алфавитным в конце книги указателем, которым прилежно занимался сам старец о. Макарий. Первый печатный экземпляр этой книги был прислан издателями в обитель на самый светлый праздник апреля 18 дня и был принят старцем, как самый драгоценный к великому дню подарок. Впрочем, не один старец о. Макарий, но и все любители духовной литературы были чрезвычайно обрадованы выходом в свет этой замечательной книги 48 . В 1855 году издан русский перевод книги преподобных отцов Варсонофия и Иоанна, и в том же году «Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни» переложены со славянского перевода старца Паисия на русское наречие и напечатаны оба текста, славянский и русский, гражданскими буквами. В 1850 году изданы «Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания, с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка», в русском переводе. В том же году напечатано житие преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова на славянском наречии. В 1858 году изданы в свет «Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова», в русском переводе. В 1859 г. издана переведенная с латинского языка К. К. Зедергольмом книга «Преподобного отца нашего Орсисия аввы Тавеннисиотского учение об устроении монашеского жительства». Наконец, в 1860 году издана в русском переводе книга – «Преподобного отца нашего аввы Исаии , отшельника египетского, духовно-нравственные слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

7. История Архелида, римлянина, который предпочел умереть, нежели увидеть женское лицо своей матери (изд. Wensinck A. J. Op. cit. Vol. 1. Leyden, 1911; ср. Weyh W. ZDMG 66 (1912). P. 758−767). 8. История Бехнам и Сары, дочерей царя ассирийского Сеннахерима во времена Юлиана Отступника (изд. Bedjan Р. AMS. Vol. 2. P. 397−441). 9. Житие Map Матфея, умершего предположительно 18 сентября 337 г., имя которого носил монастырь на горе Эфеф близ Мосула (не издано). 10. Житие Аарона Серугского, умершего предположительно 28 мая 337 г., который, как говорят, основал монастырь на горе близ Мелитины (изд. Le légende D " Aaron de Saroug. Ed. et trad, par F. Nau. PO 5. P. 701−749 с фр. переводом. Ср. Idem. Sur Aaron de Saroug et ses deux monastères. ROC 27 (1929−1930). P. 205−211). 11. Святой мученик Дометий, которого, как представляется, не следует путать с одноименным врачом (изд. Bedjan Р. AMS. Vol. 6. Ρ 536−556. Ср. Peeters P. AB 57 (1939). P. 72−105). 12. Иаков «Египтянин», который, как предполагается, перенес отшельничество в Месопотамию и умер в 421 г. (не издано). 13. История Симеона из Кефар-Авдина (не издана). 14. История Ахи, которого называют современником Маркиана (не издана). 15. Мученичество Финеаса (изд. Bedjan Р. AMS. Vol. 4. P. 208−218). 16. Легендарная история императора Маврикия (изд. Légende de saint Maurice, empereur des romains. Ed. et trad. par F. Nau. PO 5. P. 773−778). 17. «Человек Божий из города Рима». Под этим названием сохранилось в рукописи Brit. Mus. Add. 14644 V – VI вв., а также в других, весьма древних, повествование о неком святом, который в брачную ночь бежал из Рима и прибыл в Эдессу, где много лет жил как нищий, и умер во время епископства Раббулы (415−435). Это повествование, основанное почти на современном свидетельстве, было составлено около 470−475 гг. и поэтому в целом, как кажется, заслуживает доверия. Из него впоследствии сформировалось легендарное греческое жизнеописание, новейшее сирийское IX в., а также несколько западных, в которых человек Божий Алексий возвращается в Рим и там умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Одновременно выехали из Москвы в монастырь все три архимандрита: Иосиф, Никанор и Варфоломей, – первые двое к своему месту, а последний для сдачи дел и имущества. Никанор в Архангельске отстал от других, а служка его, по его наущению, послал в монастырь грамотку, чтобы там Иосифа не принимали и под благословение к нему не ходили. Соловецкие монахи так и сделали. Когда 14 сент. 1668 г. Иосиф вместе с Варфоломеем прибыли к монастырю и остановились на Заяцком острове, то явившиеся монахи к Иосифу под благословение не пошли, а когда он пришел в соборный храм, то собравшаяся братия сказала: «буде станешь по старому благословлять, и мы у тебя благословление приимать станем, а по новому, – к благословлению не пойдем». На убеждения Иосифа собравшиеся сказали: «нам ты архимандрит не надобен; сиди в келье». Прибывший вскоре Никанор поддерживал неповиновение братии и, не смотря на принесенное пред собором раскаяние, «со раскольники вчинися» (Деян. собора 1667 года) 23 сентября из монастыря был послан с отписками к царю старец Кирилл Чаплин. От архимандрита Иосифа он повез отписку о том, как его приняли в монастыре, а от братии новую челобитную царю. Между тем Иосиф и Варфоломей в монастыре жили в тесных кельях; около келий их слышны были иногда «буйные крики, шум и всякий позор»; братии было воспрещено входить в их кельи; самим им не позволялось ни в алтарь входить, ни креста, ни евангелия, ни икон целовать; наконец в трудное зимнее время их вывезли из монастыря на берег. Пред этим монастырская братия отправила последнюю, пятую по счету, челобитную на имя царя, составленную казначеем Геронтием, и обширнейшую из всех. (Она напечатана была несколько раз раскольниками в конце прошлого столетия, и в книге архиепископа Никифора астраханского с опровержением; в 1862 г. вновь была издана Кожанчиковым в книжке «Три челобитные»; в последний раз она издана в «Материалах для истории раскола» т. III). Неизвестно, дошла ли эта челобитная до царя, но она сделалась особенно известною и распространенною между раскольниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Богатство у монастыря было великое. Иное и вследствие новейших государственных постановлений могло бы быть возвращено монастырю. Но умный и добрый О. архимандрит Акакий говаривал: «сильные нас обижали; монах, – не адвокат; время потеряно; а наша обитель цветет, да цвете, ныне и присно, – словом Господним». В три храмовые праздника обители, – в день Св. Николая (9 Мая), в день Рождества Богородицы (8 сентября) и в день Апостолов Петра и Павла (29 июня), бывает большое стечение богомольцев в обитель, особенно по благоговению к древнему Чудотворному образу Святителя Николая. Посему при обители бывают ярмарки три раза в год, в три показанные праздники. 1 Эта грамота издана Г. Макаровым в очерках России, книга 5 Спб. 1840, стр. 210–213. Список, с которого издана она там, хотя древнее и точнее списка хранящегося в монастырском архиве, не без ошибок, из которых оные очень важны. На прим., в оглавлении написано: «копия с копии грамоты Царя Василия Иоанновича», – это поздний произвол и составляет грубую ошибку. В монастырском списке начало грамоты: «От Царя и великого Князя Ивана Васильевича всея России в Шацкой мордовскому приказчику Юрке Дурову. Бил нам челом» и проч. В конце выписки из писцовой книги: «писан на Москве лета 7091 (1583) февраля в 15 день». Грамота скреплена дьяконом Василием Щелкаловым. Василия Щелкалова видим дьяконом при Царе Иване Васильевиче в 1567 году; при Царе Феодоре в 1595, он был уже хранителем государственной печати (Карам. 10, 119, 9, изд. пр. 221) Итак, и по скрепе грамота принадлежит Царю Ивану Васильевичу. 2 У Г. Макарова опять допущено несколько ошибок. В монастырском списке: «А в Мещерских оброчных в писцовых книгах, письма Мещерина (а не Мещенина) Морозова с товарищами лета 7072 (1594) году написано: В подлесном (а не в Польском) стане дикого поля на оброке за Ивашкой за Просандеевым, у Шацких ворот, меж двух речек Вачкасов на Осинском истоке; в него ухоже, сто четвертей в поле, а в две потому же; земля добра и пр. Окончание: «Грамоту у себя держит на предки, ради наших Мордовских (а не Московских) приказчиков и ради наших иных людей посыльных. Писан на Москве, лета 7091 (1583) февраля в 15 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Афанасий Адрамиттийский, преп., неопределимой хронологии. Происходил из Фракийского города Дерка, был епископом в Адрамитте. Поздняя энкомия Константина Акрополита (XIV в.), лишённая бытового интереса. Издана Пападопуло-Керамевсом в «Varia graeca sacra», 141−147. Афанасий Александрийский , прп. † 373 г. (Болланд.). Происходил из Александрии. Три жития, представляющие скорее церковно-исторический, чем бытовой интерес, написанные на основании церковных историков и повторяющие друг друга, у Migne, P.G., 25 т., стр. CLXXXV – CCXLXVI. Память 18 января. Афанасий Афонский , преп. † около 1000 г. (Болланд.). Происходил из Трапезунта, учился в Константинополе. Риторичное, но чрезвычайно важное для истории византийской школы и быта раннего Афона, житие, составленное учеником Афанасия (стр. 94). Издано И. Помяловским в «Зап. СПб. Унив. Ист. Фил. Фак.», 1895, 1−112. Другое житие, представляющее сокращение первого, в Anal. Boll, XXV, 12−87. Память 5 июля. Афанасий, еп. Мефонский, свт. † 878 (Лопарев, 437−438). Происходил из Катаны в Сицилии. Переселился в Пелопоннес. Риторичная и малосодержательная эпитафия-житие, написанная Петром, еп. Аргосским. Изд. у Mai-Cozza-Luzi, Nova bibliotheca patrum IX, 3, 31−51. Память 31 января. Афанасия Эгинская, прп., † 860 (Сергий). Местная Эгинская святая. Житие, написанное вскоре после смерти, издано по-латыни в AASS, август, III, 170−175. Память 12 апреля. Богородицы чудо. Риторический рассказ о знаменитом чуде при осаде Константинополя аварами при Ираклии. Издан у Mai-Cozza-Luzi,. Nova patrum bibliotheca VI, 2, стр. 423−437. Другие версии у Migne, P.G., 92, 1348−1372 и 106, 1336−1353. Богородицы Иконы Римской чудеса, из эпохи X–XI вв., собранный Dobschümz’oм в «Byz, Zeitsch», XII, 193−206, и в его «Christusbilder», и сл., и сл. Вакх, муч. в 788 г. в Палестине, во время гонений калифов. Составленное современником мученичество, издано Комбефисом в «Christi martyrum lecta trias», 1666, Paris, стр. 61−126. Память 15 декабря. Варвар, муч. при Юлиане. Компилятивная легенда, издана Delehaye в Anal. Boll. XXIX, 289−301. Память 6 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 Словарь о писателях духовного чина. I, 335. II, 263. О других проповедниках см. Период Патриаршества, стр. 106 – 110. 24 Новодворский монастырь находился в Нииском повете Истор. Иерар. Росс. V, 340. Издатели диария несправедливо разумеют здесь Новодвор на границах Польши и Литвы. Из обстоятельств посещения Новодвора св. Димитрием видно, что в празднестве принимали участие игумен Виленский, как главный начальник сей обители, игумен Цеперского монастыря в том же повете, также зависимого от Святодухова монастыря. О чудотворной иконе Новодворской, писан­ной св. Петром, см. Истор. Иерарх. Росс. Т. VI. стр. 336. О подве­домственности монастыря Новодворского Виленскому Свлтодухову см. Акты Виленские II, стр. 124. Впоследствии он был отнят у православных униатами. См. Истор. Унии, Бантыша-Каменского. Стр. 195 и сл. также стр. 305. 25 Так назван он в дозволительной грамоте М. Иосифа Тукальского Иоанникию Голятовскому на печатание его книги: Мессия Пра­ведный. 1669. 29 При погребении того и другого св. Димитрий говорил надгроб­ное слово. О первом см. Могилев. Губерн. ведомости 1846. 23. стр. 458. О последнем упоминает сам св. Димитрий в диарие 1678. декаб. 3 д.; а в рукописном житии его сказано, что слово было из текста: якоже скончаваше Иоанн течение свое. Ни того, ни другого слова нет между изданными. 30 В книге: Руно орошенное, которая в первый раз издана в Чернигове 1680 г. В Словаре о писателях духовного чина эта книга приписывается и св. Димитрию, и Лавревтию Крыжановичу I, 126 и II, 5. Но при последнем только в шестой раз издана эта книга. 31 Так в монастыре Новодворском, в селе Старожице и в монастыре Старчицком, недалеко от Слуцка. Диар. 1677, 1678 года. 33 См. просительное письмо Архимандрита Киевопечерского, Иннокентия Гизеля к царю Алексею Михайловичу от 8 марта 1680 г в описании Киевопеч е рской Лавры. 1847, стр. 196. 39 Журн. Минист. народ. просв. 1838 г. Ч. 19. Отдел. V, стр. 195. Снимок начальных слов этой рукописи издан М. П. Погодиным. Образцы славян. древлеписания. Тетр. I. 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Гавриил Родитис († ранее 1632), иером. Венедикт (Цангаролос) († 1645), иерей Антоний Граденигос († 1653), иером. Марк (Хаметис) (не позднее XVII в.), иерей Димитрий Сурумис (2-я пол. XVII в.) и др. Служба, изданная в 1782 г. Георгием Велимасом (переиздавалась в 1787, 1857 и 1976), была составлена им из произведений др. гимнографов (использовал рукопись, родственную Ath. Laur. E 110, XVII в.). Служба 1782 г. была переработана Иларионом (Кацулисом), еп. Рефимнским и Авлопотамским, и издана в 1877 г. В ней зафиксировано предание, что в ц. св. Виктора на о-ве Хиос хранится благоухающая честная глава одного из критских отшельников. По словам местных жителей, это голова И. О. Однако, согласно совр. критской церковной традиции, мощи И. О. (честная глава, верхняя челюсть, рука и 6 др. частиц) хранятся в монастыре Гдернетту ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 201). Др. служба в честь И. О. была написана настоятелем Мириокефальского мон-ря иером. Матфеем (Кирмизакисом) († вскоре после 1856) и издана в 1922 г. Анфимом (Леледакисом), еп. Кисамским и Селинским. В этой службе содержатся сведения, что после завоевания Кисамоса турками мощи И. О. были перевезены на один из Ионических островов (Закинф или Керкиру). В 1936 г. новая служба И. О. была составлена мон. Герасимом Микраяннанитом . Древнейшее изображение И. О. (ныне утрачено) находилось в росписи церкви 1328/29 г. в сел. Скудиана близ Канданоса. Наиболее ранняя из сохранившихся икон датируется 1-й пол. XVI в.- «Преставление св. Иоанна Отшельника» в царских вратах из монастыря Гдернетту. После 1632 г. была разработана иконографическая схема житийной композиции, посвященной И. О., авторство которой приписывается мастеру-синаиту Иеремии Палладе. В центре изображалась фигура святого в рост, как правило выделявшаяся размером. И. О. был изображен седым старцем, с клочковатыми прядями волос и узкой недлинной бородой, с ликом, напоминающим прор. Илию; облачения составляли светло-охристый хитон и коричневая ряса, синяя схима с опущенным куколем; в правой руке - мученический крест, левая, помещенная перед грудью, обращена ладонью вперед.

http://pravenc.ru/text/471411.html

В царствование Николая I учреждено 13 новых епархий: в 1828 году олонецкая из района новгородской и саратовская из пензенской, в 1829 году новочеркасская, в 1842-м переименованная в донскую, в 1832 году симбирская из казанской и томская из тобольской, в 1838 году полоцкая, в 1837 году херсонская из екатеринославской, в 1839 году литовская, в 1840 году варшавская из волынской и камчатская из иркутской, в 1842 году кавказская из астраханской, в 1850 году рижская из псковской и самарская из симбирской. Кроме того, одна епархия, украинская, в 1837 году переименована в харьковскую. В Грузии одна епархия переименована, в 1829 году, мингрельская из чкондидской, одна заменена, в 1844 году, гурийская на место упразднённой джуматской, в 1837 году сигнахская упразднена и в 1851 году восстановлена абхазская епархия. В 1828 году дана инструкция благочинным монастырей. В 1839 году издана книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец, обработанная составленной в 1836 году комиссией под непосредственным руководством святейшего синода. Сначала книга была издана с греческим текстом, потом, в 1848 году, переиздана на одном славянском языке. В 1843 году издано святительское поучение к новопоставленному иерею. В 1840 году, в связи с выработкой устава духовных консисторий, упразднены прежние духовные правления, признанные излишними. В следующем году новосоставленный устав духовных консисторий после высочайшего утверждения, издан для всеобщего применения 288 и принёс по сравнению с прежними порядками строгую организацию епархиальному нашему управлению. Предварительно, в 1888 году, проект устава был разослан епархиальным начальствам для временного пользования и на заключение. В 1840 году учреждена третья должность обер-священника, для управления духовенством кавказской армии 289 и, с 1846 года, линейными казаками. Ведомство войскового духовенства значительно было расширено на счёт епархиального, после того как к нему в 1826 году отчислены и неподвижные войсковые церкви: госпитальные, крепостные, батальонные. В 1853 году были увеличены права обер-священников по управлению подведомым им духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Нужно было принимать меры, и меры были приняты. Польское общество и галицийские униаты переоценили свои силы. Иезуиты не только делали хорошее лицо при плохой игре, но и не собирались кончать игру. Бюрократизм Римской курии имел свои традиции. Новый секретарь Восточной Конгрегации в конце концов пошел по пути большой римской политики. В то время, когда поляки думали, что «унии Восточного обряда уже нет места», а галицийские униаты собирались расположиться на освобожденных местах, 27 мая 1937 года была опубликована новая инструкция для ведения унийной работы. «Pro incenso studio». Это уже третья инструкция. Первая в 1923 году была дана епископу Пшездецкому, в 1929 году была издана вторая инструкция. Теперь появилась инструкция третья. «Oruens» называет эту инструкцию «charta magna унийного движения на восточных землях Польши». Издана она неожиданно, выработана втайне, без ведома польского общества, без соглашения с польским правительством. В другом виде эта инструкция возрождает Русскую Комиссию. Униаты византийско-славянского обряда также, как и греко-католики, проживающие вне Галиции, подлежат юрисдикции католических епископов и именно до тех пор, пока на этой территории не будет образована собственная иерархия Восточного обряда. Средствами развития и расширения восточного обряда указываются распространение литературы, благотворительная деятельность, поддержка добрых отношений с православным духовенством. Самостоятельные приходы образуются там, где более ста душ, а в иных местах организуются станции, подчиненныя латинским епископам. Клир должен получать образование в папской семинарии  в Дубно, т. е. среди народа, среди которого пастыри будут работать. В католических семинариях вводится изучение православной догматики, и появился уже ряд руководств, написанных католиками и униатами. Православная Церковь воспитывает будущих пастырей в Варшаве, в чуждой среде. Латинским священникам предписывается с уважением относиться к восточному обряду. Священников, переходящих из православия, принимать с осторожностью и для них установлена чегырех-месячная подготовка. Проповеди и катехизация производятся на языке населения, богослужение – на церковно-славянском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Емилиан, муч. при Юлиане. Апокрифичные акты мученичества изданы в AASS., июль, IV, 373−376. Память 18 июля. Епифаний еп. Кипрский, † 403 г. (Болланд.). Происходил из финикийской деревни около Елевферополиса. Житие, составленное учениками Иоанном и Поливием, весьма интересное бытовыми подробностями, но содержащее целый ряд явных исторических измышлений (например, крещение Аркадия и Онория Епифанием, по исцелении их сестры, стр. 88) и заимствований из других житий, так, например, чудо с размытыми житницами богача (стр. 92), повторяет чудо Спиридона Тримифунтского. Напечатано у Migne, P.G., 41, 23−112 стр. Память 12 мая. Ефрем Сирин , преп. † 378 г. (Болланд.). Происходил из Эдессы. Подробная обработка сказаний о нём, принадлежащая Метафрасту, издана у Migne, P.G., 114, 1253−1268. Память 28 января. Игнатий патриарх Константинопольский, † 878 г. (Болланд.). Житие, написанное ритором Никитой Давидом Пафлагонским и содержащее подробный, враждебный Фотию, рассказ о придворно-церковных интригах эпохи. Издано у Mansi («Conciliorum amplissima collectio», XVI, 209−292) и Migne, P.G., 105, 488−574. Память 23 октября. Иларион Великий, преп. † 371 г. (Болланд.). Происходил из Газы от зажиточных родителей. Древнее латинское житие блаж. Иеронима, издано в AASS, октябрь, IX, 43 и сл., и у Migne, P.L. 23. Греческая обработка жития, сделанная Софронием (по свидетельству самого Иеронима: Migne, P.L. 23, 755 стр.), издана Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, V 82−137. Память, 21 октября. Илия Новый, мученик, † 795 г. (Лопарев, Греческие жития, 406). Происходил из Илиополиса, жил в Дамаске. Интересное для истории византийской культуры в первые века по завоевании, житие, составленное в X в. (Лопарев, 407). Издано Пападопуло-Керамевсом в «Правосл. Пал. Сборнике», 1907, 42−59. Память, 1 февраля. Ипатий еп. Гангрский, жил при имп. Константии. Происходил из Пафлагонии от бедных родителей. Позднее, риторичное, наполненное классическими реминисценциями, житие (стр. 258, 260:267), рассказывающие о давно ставших преданием чудесах Ипатия (м. пр. чудо с драконом), напечатано в Mνημεα γιολογικ, 251−268. Память 31 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010