16, 3 — 4). — Итак, быть без священника и без законного богослужения есть наеазание, посалаемое от Бога на неверных в служения Ему, доколе не вразумятся и усердно обратятся к Нему. Наконец, за беспримерно — тяжкий грех иудеев, за убиение Начальника жизни (Деян. 3:15), Господа нашего Иисуса Христа, но правосудию Божию, а вместе и по премудрой судьбе Божией, чтоб ветхозаветное богослужение уступило место совершеннейшему, новозаветному, христианскому богослужению, — храм ветхозаветный предан окончательному разрушению, по непреложному предвозвещанию Самого Господа Иисуса Христа: Иерусалим, Иерусалим, избивший пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как собирает птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пусть, и — не останется здесь камня на камне: все будет разрушено . (Матф. 23:37 — 8; 24, 2). (Слова и речи Филарета, митр. м. ч. II, 42, 85 — 7, 91, 93. — Ч. III; 192 — 3, 169). II. Сн. евангелист Лука, вводя нас в некоторое познание о ранних летах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, проведенных большею частию в безвестности, повествует, что И. Христос, будучи 12-ти лет, с пречистою Материю Своею и Ее обручником и хранителем Иосифом, ходил в Иерусалим в праздник пасхи. Об этом путешествии евангелист упоминает потому, что во время оного двенадцатилетний Отрок Иисус в храме явил премудрость, приведшую в изумление учителей иудейских. Но чтоб не подумали, что путешествие это было случайное и однократное евангелист сказует вообще, что хождаста родители Его на всяко лето во Иерусалим в праздник пасхи (Лук. 2:41). Примечательно в этом сказании свидетельство о важности храма Божия. Именно; почему Мариам и Иосиф не праздновали пасхи дома в Назарете? Почему нужно было им идти в Иерусалим? — Потому, что там был храм Божий. Чтоб празднование было совершенно и богоугодно, надлежало идти в храм Божий. Казалось бы, что Мариам и Иосиф могли уволить себя от труда ходить в храм иерусалимский — по весьма основательной причине, именно: собственный дом их был свят не меньше храма, если не более; ибо храм был свят потому, что имел в себе прообразование Христа: а они имели у себя Самого Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

18:20). 2) Возражение пустое. Мы спросим сектантов: а если во имя Христа соберутся четверо или пятеро, то среди них уже не будет Христа? Конечно, будет. В храмах же Божьих собираются во имя Христа не только двое или трое, а целые десятки, сотни и даже тысячи верующих, следовательно, посреди их еще скорее будет Христос. Первые христиане собирались для молитвы не только по двое или по трое, а целыми десятками и даже сотнями: «Все они (Св. Апостолы) единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его... Было же собрание человек около ста двадцати» ( Деян. 1:14–16 ). Мы знаем, что после Своего Воскресения Христос являлся не только двум ( Лук. 24:13–32 ), или трем ученикам ( Иоан. 21:1–2 ), а десяти и одиннадцати, собравшимся вместе (Иоанн. 20:19 и 26), и даже более, чем одиннадцати ( Лук. 24:33–51 ), «потом явился более, нежели пятистам братии» 1Кор. 15:6 ; См. еще Деян. 1:15–16 и др.). Не могут же сектанты сказать, что в этих многолюдных собраниях последователей Христа Его не было, иначе погрешат против истины и слова Божия, как грешат они против него, утверждая, что не нужно храмов потому, что сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». В своих молитвенных домах сектанты собираются не по двое или по трое, а целыми десятками, а иногда и сотнями. Итак, в святых храмах Божьих, где и во множестве собираются верующие во имя Христа, Он среди них всегда пребывает. 3) Не нужно строит храмов, ибо Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ( Иоан. 4:21 ). 3) Христос, изгнав из храма нарушивших святость его ( Мар. 11:15–16 ), сказав о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (ст. 13), не мог учить о ненужности для христиан храмов, иначе Он Сам Себе противоречил бы. Приводимые сектантами слова Писания лишь еще раз подтверждают то учение Христа, что в Новом Завете место богослужения не будет ограничиваться одним только храмом на горе Гаризине, как думали Самаряне ( Иоан. 4:20 ), или одним Иерусалимским храмом, как предписывал иудеям закон Моисеев ( Втор. 12:13–14 ), а будет время, предсказывал Спаситель, когда везде, по всему лицу земли, будут храмы у христиан для их общественных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1 . Наступали последние дни земной жизни Спасителя. Чтобы поддержать веру Своих учеников и чтобы уверить всех в будущем всеобщем воскресении, Господь сотворил в эти дни величайшее из чудес, воскресив из мертвых уже четверодневного мертвеца Лазаря. В один день весть о небывалом чуде, совершившемся в Вифании, облетела всю иерусалимскую окрестность. Всем хотелось видеть великого Чудотворца и каждому взглянуть на воскресшего Лазаря. Как бы отвечая на желание народа, Спаситель Сам вознамерился идти в Иерусалим. Узнав об этом, весь народ пришел тогда в движение; многие из нетерпения скорее видеть галилейского пророка и воскресителя Лазаря вышли из города навстречу Спасителю. Собравшись в путь, Господь призвал к Себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в противолежащее селение; вошедши в него, вы найдете молодого осла, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите. И если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу»( Лк.19:30,31 ). Посланные ученики пошли и исполнили повеление своего Учителя. Приведя молодого осленка, они накинули на него свои одежды и посадили Иисуса. Когда бесчисленные толпы народа, так горячо желавшие посмотреть на Иисуса, увидали Его, то из тьмочисленного народа послышался радостный крик; «Осанна, – т. е. спаси нас, – Сын Давидов, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» Многие снимали с себя одежды и постилали их под ноги Спасителю, другие резали финиковые ветви и ими устилали путь или потрясали в воздухе. Но несмотря на всю радость и ликование народа, глубокая скорбь была в душе Господа. Он скорбел, что народ иудейский не узнал часа посещения Божия и скоро вместо «осанна» будет вопить: «Распни Его!» Он предвидел скорую погибель Иерусалима и его жителей, Его святому взору ясно представилось теперь, как скоро рушатся стены этого города, как сотни тысяч ликующих теперь иудеев погибнут от меча неприятелей, и весь Израиль, как от ветра пыль, рассеется по всей вселенной. Скорбь Спасителя о грядущих бедствиях Иерусалима, а с ним и всего избранного народа, была так велика, что, не вмещаясь в Его любвеобильном сердце, вылилась в обильных слезах. Торжественный путь Господа кончился около храма. При входе в Иерусалимский храм Он, как Владыка неба и земли, изгнал из него торгующих и строго заметил, что неприлично дом молитвы обращать в дом торговли. В храме тотчас приступили к Нему слепые и хромые; Спаситель всем им преподал исцеление. Видя такие чудеса, даже младенцы, по примеру своих отцов и матерей, славили Господа и громко вопияли: «Осанна Сыну Давидову!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

21. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей своих, и не поступали по обычаям. Выслушав рассказ Павла, все собрание прославило Бога, чем признало великое достоинство дела Павлова среди язычников; но в то же время Иаков и пресвитеры не скрыли от него неблагоприятного для него мнения о нем христиан из иудеев, между которыми распространялись ложные слухи о его деятельности среди язычников, породившее предубеждение против него и могущее иметь для него неприятные последствия, если он сам не предупредит сего. – Видишь, брат (выражение любви и общения), сколько тысяч уверовавших Иудеев: разумеются не только собственно иерусалимские христиане из иудеев, но вообще верующие из иудеев, которых на празднике Пятидесятницы собралось, вероятно, по обычаю, множество в Иерусалиме. Лет двадцать слишком уже тому назад в Иерусалиме уверовало около 8000 иудеев ( Деян.2:41 ; Деян.4:4 ), с тех пор число их все возрастало и теперь, без сомнения, Иаков мог сказать Павлу: видишь, сколько тысяч. – И все они ревнители закона: ревностные исполнители и защитники учреждений, постановлений и обрядов закона Моисеева, не терпящие никакого нарушения, или тем более уничижения их, как богодарованных. Понятна такая ревность по законе именно у христиан из иудеев иерусалимских и палестинских сравнительно с бывшими в рассеянии: здесь был храм, здесь было богослужение, здесь приносились жертвы, здесь праздновались праздники, сюда стекались десятки-сотни тысяч народа; новообращенные не могли вдруг отстать от великолепного храмового богослужения, да и не нужно было, потому что это все не мешало христианской вере и даже было полезно при правильном взгляде на закон Моисеев, и апостолы допускали сие, пока не терпела от сего истина христианская. Епископ иерусалимский Иаков и сам был, по преданию, строгий законник. Другое дело, когда привязанностью к закону нарушалась истина христианская, – тогда апостолы принимали меры против сего (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2 . Установил Таинство Причащения Сам Иисус Христос и причастил в первый раз Своих учеников-Апостолов на Тайной вечере накануне Своих страданий. Сначала совершил Он с ними в последний раз ветхозаветную пасху, и затем установил это Таинство, как новозаветную пасху, или бескровное жертвоприношение, которое всегда напоминало бы верующим о Его спасительных страданиях и смерти и чрез которое они могли бы пребывать в теснейшем общении с Ним и чрез это освящаться. Установил Господь Таинство Причащения следующим образом. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученика, сказал: Приимите , ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас и за весь род человеческий приносится в жертву) во оставление грехов. Затем взял чашу с вином и подал ученикам, говоря: пейте от нее все, сия бо есть Кровь Моя Нового Завета (т. е. возобновляемого с Богом чрез страдания и смерть), яже (которая) за вы и за многия (всех людей) изливаемая (проливаемая на кресте) во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Затем Господь прибавил: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). 3 . Таинство Причащения составляет главную часть христианского Богослужения, так называемую Литургию, и совершается в храме или церкви на престоле. 4 . Литургия – слово греческое и значит „общественное Богослужение“. Храм, где совершается Литургия, как равно и другие христианские Богослужения, называется церковью, потому что в него для молитвы собираются верующие, которые составляют Церковь . Престол, это – трапеза или стол, устраиваемый в храме, в алтаре, для совершения Таинства Причащения. Престолом называется этот стол потому, что на нем Иисус Христос, как царь, таинственно присутствует. 5 . По заповеди Спасителя, Апостолы собирались ежедневно с верующими для совершения Таинства Причащения и, несомненно, установили чин совершения его – названный Литургией. Святой апостол Иаков, бывший первым епископом Иерусалимским, записал чин совершения литургии. Но в первые три века христианства, когда оно подвергалось гонениям со стороны иудеев и язычников, чин этот передавался устно и заучивался на память, из боязни обнаружить тайну христианского Богослужения язычникам. В IV веке уже открыто явились написанные чины литургии: святителя Василия Великого , сокращенный из чина литургии апостола Иакова, и святителя Иоанна Златоустог о, сокращенный из чина литургии Василия Великого , а в VI веке явился третий чин литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, который совершается Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

36 Жнущий получить награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеящий и жнущий вместе радоваться будут. 37 Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, другой жмет. 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие самаряне из города того уверовали в Него, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он побыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что он истинно Спаситель мира, Христос. Ст. 6. Что за время, около шестого часа, когда Иисус Христос сидел возле колодезя, в ожидании учеников, ушедших за пищей? У евреев время считалось не так, как у нас теперь считается. Счет часов дня начинался с наступлением самого дня: их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, второй -восьмому, третий – девятому и так далее, шестой – двенадцатому, девятый – третьему по полудни. Ст.8 Почему евреи избегали общения с самарянами? Самаряне были полу-еврейской и полу-языческой веры, потому евреи и презирали их, считали их нечистыми, как язычников, не разделяли с ними ни стола, ни беседы, ни богослужения. Самарянами назывались язычники, которые поселены были на место евреев, переселенных из Палестины в Ассирию, и принявших еврейскую веру, не оставив совсем своей языческой. Название их Самарянами произошло от г. Самарии, в Палестине, где поселены были они. Самарянам желалось вместе с евреями строить иерусалимский храм, но евреи не приняли их в свое общество, потому что они были другого происхождения и не вполне приняли еврейскую веру. Впоследствии самаряне построили было свой храм, но иудеи разрушили его. Ст.10–15 Что такое живая вода, о которой Иисус Христос говорит Самарянке? Самарянка думала, что это свежая ключевая вода. Но Иисус Христос живой водой называл свое божественное, новозаветное учение, ведущее человека в жизнь вечную в царстве небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. 46–47. Местами, где пребывали первые христиане постоянно, были или храм, или частные дома. Главным и почти исключительным занятием христиан была молитва . Так как, с одной стороны, специально христианского богослужения еще не выработалось, а с другой – христиане не считали несогласным с верою присутствовать при ветхозаветном, богоучрежденном богослужении, то храм Иерусалимский продолжал служить для них местом, где они могли удовлетворить своему стремлению к молитве. Но у христиан было уже нечто особенное в богослужении, чего они не могли иметь в храме Иерусалимском: это – преломление хлеба, таинство Евхаристии. Поэтому для преломления хлеба они собирались в тех же самых домах, которые служили для них местом жительства. Таким образом здесь само собою зарождалось специально-христианское богослужение с своим главным средоточным действием – бескровною жертвой. Живое сознание своего блаженного, облагодатствованного состояния, при обеспеченности материальной жизни благодаря взаимной благотворительности, исполняло души первых христиан ощущением довольства и святой радости. Это душевное расположение полагало отпечаток свой и на их телесную жизнь: они принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога; живое ощущение живой радости внутри себя, искренность, сердечность взаимных отношений, благодарение и славословие Богу, всещедрому Раздаятелю благ телесных и духовных, – вот что характеризовало их домашние общие трапезы. Какое же впечатление производило это святое общество на своих современников? Дееписатель говорит, что оно жило, находясь в любви у всего народа. А эта любовь к христианам должна была привлекать любящих и ко Христу. Святая жизнь первых христиан точно так же служила подтверждением истинности проповеди апостольской, как чудеса и знамения, которыми сопровождали проповедники свое свидетельство о Христе. И Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

4 . В V веке проповедь на праздник Святого Богоявления написал святитель Анатолий, архиепископ Константинопольский. 5 . В VII веке беседы на Крещение составлены святителями Андреем и Софронием Иерусалимскими . 6 . В VIII веке святой Косма Маиумский и преподобный Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, а святитель Герман Константинопольский – другие песнопения. 7 . В IX веке святой Иосиф Студит, а также песнотворцы Феофан и Византий составили некоторые песнопения праздника, исполняемые в современном чинопоследовании службы и сегодня. В Древней Церкви 6 января вспоминались и другие события, в которых отобразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа. 1 . Поклонение волхвов как свидетельство о том, что языческий мир в лице своих представителей – мудрецов-астрологов воспринял весть о пришествии Иисуса Христа. 2 . Первое чудо Иисуса Христа, совершенное им на браке в Кане Галилейской. 3 . Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Событие праздника Событие праздника описывается всеми евангелистами. Апостол Матфей говорит о Богоявлении так: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3; 13–17 ). Ко времени прихода Иисуса Христа человечество достигло такой точки морального падения и духовного истощения, что сама возможность его дальнейшего существования была под большим вопросом. Израильский народ знал о том, что пророчества и обетования о приходе Мессии, который спасет человека, должны исполниться вот-вот и напряженно ожидал этого. Ждали прихода Спасителя и все жители востока. Поэтому когда на Иордан пришел Иоанн Креститель, иереи и левиты пришли к нему и стали допытываться, не он ли Христос. Иоанн же ответил, что он не только не Христос, но даже не смеет расстегнуть ремень Его сандалий. Тем не менее, к Иоанну стекалась креститься вся Иудея: И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои ( Мк. 1; 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

4) . Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было, из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Иоанн Кассиан, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов, Иоанн Дамаскин, Феофилакт Болгарский, Григорий Палама, Димитрий Ростовский, Филарет Московский, Николай Сербский – а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви. Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов (Климент Александрийский, Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1: 9). Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин, в символе веры исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Можно также привести слова святителя Иннокентия Херсонского: «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» . Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/4201.html

4Цар.16:18 .  И отменил крытый субботний ход, который построили при храме, и внешний царский вход к дому Господню, ради царя Ассирийского. И все же малодушный Ахаз, со своим неверием в силу Иеговы и со своей преданностью идолослужению, счел своим долгом идти к ассирийскому царю лично благодарить его за помощь, засвидетельствовать ему свое верноподданство и заручиться его благорасположением (конечно, с принесением новых богатых подарков на будущее время). Это путешествие Ахаза в Дамаск, где имел временное пребывание царь ассирийский, независимо от крайней унизительности для самостоятельного дотоле Иудейского царства, имело последствием не только просто культурные позаимствования у иноземцев – вроде, напр. солнечных часов или «ступеней Ахазовых» ( 4Цар.20:9–11 ; Ис.38:8 ) – механизма, основанного во всяком случае на астрономических вычислениях Ассиро-Вавилонии и перенесенного Ахазом, может быть, из Дамаска в свой Иерусалимский дворец, Ахаз с особенным пристрастием занялся заимствованиями элементов религиозного культа победоносных язычников – сирийцев и ассириян. Прежде всего, в самом Дамаске «приносил он жертвы богам Дамасским, (думая, что) они поражали его, и говорил: боги царей сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю» ( 2Пар.28:23 ). Не довольствуясь этим личным вероотступничеством (напоминающим поступок Амасии, 2Пар.25:14 ), Ахаз решил в самое общественное богослужение Иерусалимского храма перенести элементы сирийского, точнее ассирийского языческого культа. Пленившись устройством увиденного им в Дамаске языческого жертвенника (был ли это походный подвижной жертвенник Тиглат-Пилезера, как думает историк Duncker [Geschichte des Alterthums. Bd. II, 2. Leipzig, 1886. S. 318; ср. Kittel, Die Bucher der Konige, s. 270], или же главный жертвенник Дамаска и умерщвленного только что царя его Рецина, как полагает Штаде [Stade, Geschichte des Volkes Israel, 1, s. 598], в тексте библейском не сказано; в пользу предположения Штаде говорит приведенное место ( 2Пар.28:23 )) и найдя его лучшим жертвенника всесожжений в Иерусалимском храме, Ахаз посылает в Иерусалим, первосвященнику Урии (вероятно, тождественному с упомянутым у пророка Исаии ( Ис.8:2 )) чертеж и модель Дамасского жертвенника с приказанием построить точно по данному масштабу новый жертвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010