Каяй же ся в глубоком смирении и сокрушении сердца покланяется трижды до земли и яко мытарь бия перси своя со слезами в болезни сердца глаголет: Боже , милостив буди мне грешному. И став со всяким благоговением и страхом Божиим долу оце яко осужденник преклонь и никакоже в высоте, ниже на иерея зря, знаменает себя крестным знамением, единощи глаголя: во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. И согнув руце к персям, глаголет к иерею: Благослови отче святый и помолися о мне грешном. И абие пад на землю, с умилением и слезами, в согбенном сердце, прилежно послушает молитвы от иерея. Скончав же молитвы воздвизает иерей кающагося от земли глаголя: Востани спяй и воскресни от мертвых и просветит тя Христос. Каяй же ся встав и якоже осужденник стоя и помышляя себе оному страшному престолу и судищу Божию предстати со страхом и трепетом, оце долу и руце к персем согбенне, аки связанне имый, болезненным и сокрушенным сердцем, в глубоцем смирении, аще же мощно и со слезами, и усердием совершенным, и твердым предложением, еже по исповедании сем ктому не возвратитися ко грехом, но благодатию Христовою утвержден, уклонитися от зла и творити благое». 7 Так люди простые очень часто обвиняют себя во внешних грехах, например, я во время работы бранился, клялся, говорил: забыл меня Бог, или почему смерть долго не приходит ко мне? Неопытные священники по окончании исповеди говорят таким грешникам: ты не должен говорить сего, в наказание положи восемьнадцать или двадцать поклонов. Но такая епитимия не исцелит душевной язвы: ибо ясно, что а) кающийся не смотрит на источник слов своих, который находится в сердце; б) он не знает как заградить сей источник; в) не знает истинного духа христианства. Итак священник должен узнать начало сих внешних грехов и узнав – против него предложить врачевство, которое и будет епитимия. Здесь кстати заметить, что неопытные духовники большею частию налагают такую епитимию, которая служит только наказанием, а не врачевством для кающегося; но епитимия должна быть не столько наказанием, сколько врачевством против греха. 8 Есть предание, что сии вопросы составлены блаженной памяти Митрополитом Ионою для одного из духовников Александро-Невской Лавры. 11 Рекомендуем священникам для помощи к испытанию своей совести в Руководстве для сельских пастырей 1860 г. „Вопросы иерейской совести». том. 1, стр. 195, 311; том. 2, стр. 1, 62 Читать далее Источник: Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства покаяния : В 2 ч./Архиеп. Платон (Фивейский) ; [Вступ. ст. М.Б. Данилушкина]. - Изд. 4-е [Репр.]. - СПб. : Воскресение, 2004. - V, 224, 217, IV, IV с., л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

   Типикон. О молитве и поклонах церковное законоположение.    В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мipяhuh может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мipяhuh. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу. А для различных случаев житейских, обстоятельств и духовных переживаний у православных русских людей немало было соответствующих молитвословий, особенно канонов. В старинных рукописных и печатных книгах есть совершенно неизвестные нам каноны: «В печалех и нуждах», «В междоусобных бранех», «О больных», «Во время глада и томления», «О творящих милостыню» и под. и особенно каноны различным святым, коим от Господа дана различная благодать помогать людям в различных обстоятельствах.    Первый в Псалтири, второй — в 8-м гласе Октоиха.    Mipяhuh при совершении келейной молитвы и церковных служб в отсутствии иерея все иерейские возгласы должен заменять одним этим: «Молитвами святых отец наших», разумея здесь и отца своего духовного.    Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш, Приидите поклонимся.    Mipяhuhy и ектении произносить не подобает. За ектении во всех случаях мipяhuh произносит только Господи помилуй: за великую и просительную ектении — 12 раз, за сугубую — 40, и за малую по 3 раза.    Это возглашение на келейной молитве, как и перед отпустом, «благослови», есть мысленное обращение молящегося к отцу своему духовному, за благословение которого и совершается всякое келейное правило, всякая домашняя молитва. Это сохраняет и предостерегает молящегося от всякого самочиния даже и в частной, домашней молитве.    Приведём полный текст этой молитвы: «Помяни, Господи Боже, иже о вере и о надежди живота вечнаго, усопших раб Твоих имя рек, яко Благ и Человеколюбец, превосходя грехи и потребляя неправды, ослаби, остави, прости все вольное их согрешение и невольное, возставляя тех во святое второе пришествие Твое, в приобщение вечных Ти благ. О нихже в Тя Единаго вероваша, Истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси Воскресение и живот и покой Твоим рабом, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Ти Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веком.» —

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В мешочке должны находиться: небольшой «походный» Крест; малый расшитый покровец, расстилаемый на столе (нельзя св. Дары класть прямо на стол или на газету!); чистый плат для вытирания Чаши и лжицы; стеклянная бутылочка для вина (желательно плоская и с притертой пробкой). Кроме Дароносицы, священник берет с собой т. н. требный чемодан или портфель. В зависимости от количества священников в Церкви, надо иметь специальные, употребляемые только для треб, небольших размеров чемоданы или портфели. Нельзя допускать, чтобы предметы церковно-богослужебного обихода клались в хозяйственные сумки, заворачивались в узлы платками, в газету или раскладывались по карманам. Попутно следует заметить о недопустимости завертывать священническую камилавку в бумагу или платки, класть ее в хозяйственную сетку. Для камилавки и митры следует заказать у переплетчика из твердого картона футляр с кожаным ремешком вместо ручки. В зависимости от требы содержание чемодана меняется. Для причащения больного надо брать: епитрахиль и поручи, требник, несколько свечей и небольшой подсвечник (перед святыми Дарами следует зажигать свечу). Даже, если священник молитвы Причащения знает наизусть, то требник все же лучше брать с собой – может быть придется больного соборовать или читать отходную молитву. На стоике в большом углу или у постели больного священник расстилает покровец, и сделавши поклон перед Дароносицей, приготавливает св. Лары для Причастия, зажигая свечу и приглашает болящего и всех присутствующих к усердной совместной молитве. Обычное начало: возглас, Трисвятое по Отче наш , Псалом 50, Тропари: помилуй нас, Господи, помилуй нас... Символ веры . Чтение трех молитв (последняя читается лицом к больному) «Се, чадо, Христос стоит. ». Далее следует исповедь. Молитва «Господи Боже наш», чтение разрешительной молитвы, «Со страхом Божиим и верою приступите», «Верую, Господи и исповедую». Причащение и запивание. «Ныне отпущаеши». «Трисвятое по Отче наш», Сугубая ектенья с прошениями и молитвой о болящем (из. «Иерейского Молитвослова» или «Книги молебных пений»). Отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Неизвестный автор для навершения браков присоединяющихся супругов признает недостаточным одного иерейскаго благословения и молитвы, а требует, чтобы совершаем был над ними полный чин венчания. В доказательство такого мнения своего он приводит слова федосеевских наставников: «В церкви Христовой брак всегда признавался тайной и совершался всегда церковным благословением; благословение же не простой какой-либо обряд молитвы, но такая же тайна, как и тайна крещения и прочия тайны». И на эти слова федосеевцев наводит свое толкование: «другими словами – брачный союз обратившихся к церкви раскольников может получить законность и освящение только в таком случае, когда он будет повенчан в церкви по чиноположению». Итак, слова беспоповских федосеевских наставников имеют авторитет для неизвестного автора, однако они в сущности говорят не в его пользу. Они сказаны федосеевцами, в оправдание их бракоборства, о браках совершаемых внутри церкви, а не о браках приходящих из раскола супругов. Автор привел еще слова митрополита Филарета: «брачный союз христианский есть таинство». Но и мы не отрицаем того, что брачный союз христианский есть таинство; мы показали сейчас, что и одною молитвою совершалось в церкви таинство второго брака, и теперь с благословения Святейшего Синода совершается в единоверии. Более благоприятствует мнению неизвестного автора и более заслуживает рассмотрения приведенное им свидетельство из определения Святейшего Синода 1831 г. (от 17 марта – 9 апреля) о мастеровом Науме Шлыкове и жене его Агафье, обратившихся из раскола поморской секты, коим предписывалось «брак их совершенный в бытность их в поморской секте, не имеющей священства, каким-либо самозванцем, повенчать вновь в церкви по церковному чиноположению, на основании Высочайше утвержденного 27 октября 1800 г. 10-го пункта мнения преосвященного митрополита Платона». Об этом определении Святейшего Синода неизвестный автор говорит : «Оно важно для нас не только потому, что им прямо и положительно решается вопрос о венчании присовокупляющихся к церкви беспоповских супругов, но особенно потому, что в нем указывается, так сказать, основный закон, которым церковная власть руководилась в своих отношениях к раскольническим бракам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Через несколько лет этот архимандрит ушел в раскол… Однажды отец Гавриил на праздник 1 Мая поджег огромный портрет Ленина, который висел на Доме правительства. Когда на допросе его спросили, почему он это сделал – ведь христиане должны уважать власть, – то отец Гавриил ответил: «Потому что на портрете было написано: «Слава великому Ленину!». Вся слава принадлежит Богу, а какая слава может быть у мертвой головы! Я сжег его портрет не как правителя, а как идола!». Когда отца Гавриила посадили в тюрьму за то, что он сжег портрет Ленина, он начал рассказывать заключенным о Боге; когда же он читал вслух молитвы, то многие из них опускались на колени и молились вместе с ним. Даже бандиты просили, чтобы отец Гавриил рассказал им о христианской вере и помолился за них. Оказавшись снова на воле, отец Гавриил решил: «Если преступники послушали меня, то я должен напомнить народу о Боге». Взял он иконы, пошел на главную площадь, называемую теперь площадью Свободы, поставил их там, достал книгу и стал громко читать молитвы. Он рассказывал нам: «Некоторые останавливались, чтобы посмотреть, что я делаю, но, назвав меня сумасшедшим, проходили дальше, другие не обращали никакого внимания. Затем приехала милиция. Мои иконы разбросали, а когда я хотел собрать их с земли, выкрутили руки за спину; меня потащили, как преступника, хотя я не сопротивлялся, посадили в машину и повезли в участок. Там меня побили и сорвали крест. Нигде никто не заступился за меня ни одним словом. Раньше я думал: «Зачем Господь посылает скорби на землю?». А теперь я понял: камень разбивают молотом. Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу». Однажды ночью на авву Гавриила напал грабитель и потребовал денег. Авва дал ему все, что имел, но тот схватился за иерейский крест на его груди и стал тянуть. «Зачем тебе мой крест?» – спросил авва. «Я продам его», – ответил бандит. Авва сказал: «Брат мой, я соберу денег и дам тебе, в каком месте ты назначишь, но этот крест не принесет тебе пользы». Тот в ответ ударил авву в лицо и сорвал крест, так что порвалась цепочка.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Естественно, что скупые на рубрики древние византийские евхологии обычно не упоминают чина умовения рук. Но можно не сомневаться в том, что некогда не только архиерейская, но и иерейская литургия включали умовение рук на Великом входе. Максим Исповедник в «Мистагогии» ни слова не говорит об обряде lavabo. В Схолиях он комментирует найденный у Псевдо-Дионисия обряд умовения рук, не сообщая, был ли схожий чин в употреблении в Константинопольской церкви. Он, по-видимому, подразумевает это своим замечанием, что, несмотря на сложное ритуальное действо в Ветхом Завете, в христианском богослужении вода омывает только руки. 586 Древние немногословные евхологии молчат об обряде умовения. Его нет ни в кодексе VIII в. Barberini 336, ни в списках Севастьянов 474, Grottaferrata Γβ VII и Γβ IV. Хотя обряд lavabo есть в двух константинопольских источниках ВАС X в., Пиромаловом кодексе и Йоханнисбергской версии, оба они описывают архиерейскую литургию. 587 Таким образом, первым свидетельством обряда умовения рук на иерейской литургии является список X в. Петербург 226 древней итальянской рецензии ЗЛАТ, где он описывается следующим образом после экфонезиса второй молитвы верных: Κα ιερες. O τ Χερουβμ μυστικς εκονζοντες. Κα το λαο λγοντος τν μνον, κα ερες νπτεται τς χερας λγων: Νψομαι ν θοις τς χερας. Κα μετ τ ποτεθναι τ δρα ν τ γα τραπζη, δικονος θυμιη λγει: Πληρσομεν... 588 И иерей: Иже херувимы тайно образующе. И народ воспевает песнь, и иерей умывает руки, говоря: Умыю в неповинных руце. И после поставления даров на святую трапезу, диакон, окадив, говорит: Исполним. Первоначальная редакция комментария Германа не поминает lavabo, но благодаря интерполяции текста XIIXIII вв. в пространную редакцию комментария, умовение появляется в иерейской литургии после Великого входа перед молитвой проскомидии. 589 Интерполированный пассаж, взятый из творения Св. Афанасия «О надписании псалмов», придает обряду символическое толкование и приводит Пс. 25, 68. 590 Симеон Солунский помещает умовение рук перед Великим входом архиерейской литургии, там же где и в сегодняшнем архиерейском чине, и также символически толкует. 591 Кроме того, мы увидим многочисленные евхологии, которые упоминают обряд умовения рук в литургии, как по архиерейскому, так и по иерейскому чину. Участники обряда

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот к чему ведет чревобъядение и сладкое питье! А нищим жаль лишние копейки дать, когда просят усильно. Себе на излишества, на похоти, на прихоти не жаль, а бедным, членам Христовым, жаль. Окаянный, неблагодарный, несмысленый, жадный, скупой, сребролюбивый, блудный, своенравный, ленивый, непотребный, самолюбивый, гордый, злой, завистливый я раб! Каюсь, осуждаю себя, омерзяю себя. О, когда совлекусь ветхого человека, тлеющего в похотях прелести, и облекусь в нового [ Кол. 3, 5 – 10 ]! Странно, вижу тление внутреннее и небрегу о обновлении, когда оно столь удобно по благодати, милости и щедротам Христа Бога! Или о множестве благости и кротости и долготерпении Божием нерадею, как бы не ведая, что благость Божия на покаяние ведет меня. По жестокости моей и непокаянному сердцу я собираю себе гнев – в день гнева и откровения праведного Суда Божия! Страшно впасть в руки Бога Живаго! Скорее пост, бдение, молитвы, милостыня! 13 марта, восемь часов утра. Крепко могущество Христа Бога моего, разрушающего во мне могущество адово, могущество дьявольское тлетворных страстей, как и сегодня было это во время повечерия, когда я имел в сердце огорчение на дьячка за его неисправность и отчасти на жену, – тесно, знойно, смутно было у меня на сердце. Но когда я с крепкою верою, упованием, покаянным духом и сокрушенным сердцем помолился Господу, припав с верою к престолу Его (в приделе), грехи мои, скорби и тесноты мои как бы растаяли и не стало их, бессилия сердечного не стало – явилось дерзновение, явилась сила вместо немощи и боязни, и я закончил повечерие с удивительным спокойствием. Слава о сем Господу! Не дремлет и не спит никогда Хранящий Израиля [ Пс. 120, 4 ]. 14 марта Утро. Страшно наказан я за вчерашнее пресыщение с вечера (когда я в одиннадцатом часу (вечера) ел пироги трактирные постные с рыбой, а раньше того пил довольно много чаю сладкого и миндального молока стакан). Ибо, пришедши сегодня к утрени (стояние Марии Египетской) и заметив в дьячке надутость, что он сверх обыкновения не подходит взять у меня иерейское благословение, я огорчился на него, смутился и ощутил, что враг бесплотный уловил меня в свою сеть, теснит, наводит боязнь и мучит меня, не давая мне говорить ектений и тропарей Великого канона. Еще пред утреней я припадал много раз к престолу, прося милости и заступления у Бога, – но Бог предал меня в наказание врагу моему; в продолжение всего канона я боролся внутренне с врагом, горько раскаиваясь в своем грехе и во многих грехах. Наука мне – не предаваться объядению, да притом после вечерних молитв, и не думать, что – много завтра службы, пожалуй, ослабею, лучше запасусь силами, поем. А вышло – крайнее душевное бессилие, ужасы, беды. И поделом мне всё это было, ибо я блудную свою плоть делаю еще более блудною и вооружаю ее против Бога и ближнего. Вот и доняли меня мои мысленные разбойники, и прожгли меня, и напугали меня, и осрамили меня. Но еще милостив Бог, что я не совсем сконфузился, вспоминая по временам с огорчением о дьячке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава IV. Чин хиротонии пресвитера §1. Должность и лета пресвитера Должность и лета пресвитера, равно и значение сего слова Симеон Солунский (в главе 177) описывает так: «пресвитер у божественного Дионисия именуется совершителем: потому что он совершает таинства, то есть причащение, крещение и молитвы: но не имеет благодати преподавательной и не может посвятить другого в сан иерея, что издревле принадлежит одному только архиерейскому сану. Иерарх испытует как нравственную жизнь, так и лета желающего принять сан иерейский. Он должен быть тридцати лет. Посему он и называется пресвитером, т.е. старейшим, пережившим возраст юношеский и по летам подобный Христу. Ибо как Христос начал учить по принятии крещения и свидетельства Бога Отца во Св. Духе, так и пресвитер должен быть возрастом – муж совершенный: потому что он поставляется и иереем Христовым, и учителем, и совершителем Божественных таинств». §2. Покров носит По еже исполнитися херувимской песни. Прежде исполнения херувимской песни, диакон, посвящаемый в пресвитера, должен исполнять диаконское служение; и потому, когда священнодействует иерарх, служит с ним и поставляемый, исполняя обязанности диаконского служения, – и говорит ектении, и взяв благословение, носит покров, называемый иначе воздухом. Посвящается после херувимской песни По исполнении же херувимской песни, он отдает воздух, отдавая вместе с ним и свое диаконство, и приводится к посвящению во пресвитера. Почему в это именно время диакон посвящается во пресвитера, причину сего смотри ниже (в гл. 6, §6 и 2 части гл. 10, §14). §3. Приводится диаконами и в алтаре приемлется пресвитерами Приводим бывает архидиаконом. К посвящению во пресвитера диакон до алтаря приводится диаконами, а в алтаре приемлется священниками. Симеон Солунский (в гл. 179) говорит: «готовящийся к посвящению в сан пресвитера приводится до святых врат алтаря придерживающими его диаконами, как служащими в его первом чине, показуя всем, что он – еще диакон и держится лицами равного с ним чина. Когда же он достигнет царских врат, тогда оставляют его диаконы, потому что он восходит на высшую их степень. Тогда принимают его два избранных пресвитера, к чину которых он приступает». §4. Преклоняет оба колена

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Наряду с почитанием родителей древнерусские поучения внушают мысль о повиновении власти как светской, так и духовной. В «Слове, яко покорятися властям» мы читаем: «Братие, при всем повинуйтеся правоверным князем. Властителям поклоняй главу свою и звания их не буди преслушая… Противу судиям не вещай, аще и пронырыва суть, но от Бога дана им держава, тем же боятися их подобает не злобы их деля, но повеления Божия» 950 . Не только запрещается обнаруживать что-нибудь неприязненное по отношению к власти – даже думать. «Наипаче же, – говорится в «Слове св. отец, како крестьянам жити», – своему князю приязнь имей, а не мысли зла нань. Глаголет бо Павел апостол: от Бога власти всяки устроены суть. Рече бо: Бога бойтеся, а князя чтите. Аще бо власти кто противится, тот Божию суду повинен есть, повелению бо противится Божию» 951 . «Царя бойтеся всею силою своею. Пред царём паче бойся лжу глаголати, яко погуби Господь вся глаголющая лжу, но с покорением отвечай ему, аки к самому Богу» 952 . Наряду с наставлением почитать князя и власть гражданскую в древнерусской письменности встречается множество наставлений о почитании иереев. В «Златой Цепи» делается наставление: «Чтите попы и дьяконы, яко служителя Божия» 953 . В слове Златоуста в Измарагде представляется основание к почитанию иерейского чина. «Уведете вси, колика иерейска власть и честь: крещением и покаянием, и причащением поновляют верные и за вся молитвы Богу творят, тем не пререкайте, именем добре чтите я и потребна давайте. Божии бо суть слуги и предстатели тайнам Его» 954 . Точно так же в древнерусских поучениях делается наставление отдавать должную честь и святительскому чину 955 . Непочитание священника и осуждение его почитается грехом 956 . Итак, вот обязанности человека в отношении к власти: «Чти стара человека и родителя своя. Князя чтите; чтите от всего сердца иерея Божия, чтите слуги церковные» 957 . Сказав об обязанностях человека как члена государства, как эти обязанности излагаются в памятниках древнерусской письменности, мы переходим к изложению народных воззрений на эти обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот при таких познаниях библейских, волею судеб, облёкся я в рясу. Три года пробыл я диаконом, не заглядывая в Библию... Священником я назначен был в приход с сектантами. Столкнувшись с ними, я почувствовал всю безжизненность и недостаточность своей семинарской подготовки к ответственному иерейскому служению. – Ходя по приходу с молитвой, я зашёл и к штундистам, года два-три совращённым в ересь. Жутко было на душе, при встрече с неведомым противником, но долг требовал действовать. Я застал дома хозяйку с сыном лет 10–12-ти. Зная, что дети, рождённые в православии, должны в нём и воспитываться, я затеял разговор с мальчиком; я спросил его: знает ли он молитвы? Под руководством матери он отвечал, что знает „Отче нашу“. – А умеешь ли ты креститься? – спросил я. Мать подсказала сыну, что „Бог не требует служения рук человеческих“. Откуда приведён был этот текст и как его правильно понимать, я в те поры не ведал. Вдруг из соседней комнаты выходит брат хозяйки штундист; он попросил меня присесть и показать в Новом Завете, где сказано, что христиане должны креститься? Я взял в руки свящ. книгу и начал в ней что-то искать, но ничего не нашёл и должен был придумать жалкое оправдание, что я не привык к большому формату Нового Завета и скоро не могу найти в нём нужные тексты. – Сектант любезно пригласил меня ещё когда-нибудь зайти для беседы, но... я не воспользовался его приглашением и долго не решался доказывать правоту своего упования от Библии. Вынужденный обстоятельствами, я занялся чтением русской Библии и самостоятельным изучением миссионерских пособий. И лишь тогда я почувствовал всю прелесть библейского повествования, его силу, красоту и назидательность. Чтение русской Библии, особенно Нового завета, меня так очаровало, что я целые главы заучивал наизусть и готов был затвердить целые послания... Тогда-то я пожалел, почему в семинарии нас не заставляли читать Библию в рус. переводе, – почему не возбудили в нас там любви к ней и не заставляли твёрже заучивать этих чудных глаголов вечной жизни!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010