Одним из существеннейших отличий описываемого чина от подобного чиноноследования греческой и северорусской практики, является та вступительная часть его, которая предшествует действиям по утверждению престола, каковыми действиями, собственно, и открывалось торжество освящения храма по грсческим и русским старопечатным и рукописным требникам. Вся эта часть, состоящая из предварительных молений святителя за себя и клириков, принимающих участие в торжестве освящения храма, из молитвы «пред зачатием освящения», троекратного обхождения освящаемого храма, при пении особых стихир, с чтением молитв и ектениями, – представляет из себя нечто чуждое практике греко-русской; если же сравнивать этот отдел с подобным же отделом западного чина освящения храмов, то можно найти много сходного между тем и другим 144 . Значительные отличия от греко-восточного чина представляет и обряд самого устроения и освящения престола, по интересующей нас рукописи. Здесь сохранены почти все те молитвы и священнодействия, которые указаны при тех же обстоятельствах по греко-русским чинопоследованиям, но, вместе с тем, замечаются и новые обряды и молитвы, и опять, такие, которые можно находить и в латинском Понтификале (подробности см. в приложении, в подстрочном примечании). Делая общую характеристику описываемому Чину, нужно, прежде всего, отметить его замечательную торжественность, а, вместе с тем, и сложность. Нам еще не приходилось в православных богослужебных памятниках встречать чинопоследований, так тщательно разработанных, так обстоятельно изложенных и преисполненных множеством священнодействий, возглашений, молитв, стихир и проч. В авторе этого чинопоследования виден опытный творец – литургист, любящий торжественные богослужения и умеющий сообщить службе эту торжественность. Принимая во внимание все эти обстоятельства, а также, и то, что некоторые молитвы данного чина встречаются и в чине иерейского освящения храмов, изложенном в Требнике м. Петра Могилы , мы предположительно спрашиваем, не принимал ли какого-либо участия в составлении описываемого чина знаменитый литургист западнорусской церкви, приснопамятный митрополит Петр Могила ? Подробная трактация этого вопроса уклонила бы нас от прямой задачи, но все-таки мы заметим, что для лица, вчитывавшегося в некоторые чинопоследования требника 1646 г., составленные, как можно думать, самим издателем этой книги, отмеченный вопрос имеет свой raison d’etre.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Обычно утром перед совершением литургии священник читает утренние молитвы, канон и молитвы пред Причащением. (домашние молитвы священнику положено читать в подряснике). После литургии и «Доброго Причащения» священнослужители «тепле от души» возносят Богу Благодарственные молитвы. Момент благодарения является естественным, органически вытекающим, завершением всего Таинства Евхаристии=Благодарения. «По служении же да хранит себе иерей в трезвении и воздержании, и немного глаголавии, дабы в той день честно соблюл в себе Христа приятного» (Иерейский молитвослов, в конце молитв по святым Причащении, стр. 276). Духовная жизнь священника немыслима без подвига, понимаемого в самом широком значении этого слова. Молитва есть подвиг; служение народу в храме не так легко, как кажется со стороны, и является подвигом; семейная жизнь очень часто бывает крестом, дающая радость только после огромного напряжения подвига. Священник без самораспятия в жизни не может быть истинным пастырем. Указывая на необходимость подвижничества в личной жизни священника, Святейший Патриарх Алексий I говорил, что «пастыря должен заключаться и в том, чтобы отрешиться от прелестей и утех мира, и если пастырь не свободен от этого соблазна, то признак, что у него нет истинного пастырского духа» (Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Том 2 Москва, 1954 г., стр. 106). Пастырь всего себя должен отдать своему высокому служению, подвигом он должен освящать свое служение, жить не для себя и даже не столько для своей семьи, сколько для паствы. Подвижническое служение истинного священника приближает пастырское служение к монашескому, оба пути близко сходятся, ибо требуют от человека отречения от себя и непрестанного подвига. («Пастырство и монашество» – два родных брата». Слово Святейшего Патриарха Алексия I в храме ЛДА 6 декабря 1949 г.) Дорога к венцу подвига облегчается, если священник с молодых лет приучен к собранности, духовному трезвению, сознанию своей ответственности пред Богом и людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Утреня – сложное чинопоследование. В нее входят древняя предрассветная служба и служба при восходе солнца. В Константинополе эта сложность подчеркивалась началом богослужения в притворе, затем продолжением его на середине храма и окончанием в алтаре. Кроме того. Утрене свойственна протяженность, обусловленная длительностью ночи в разное время года. И, наконец, существовало различие в совершении воскресной Утрени и вседневной. На первой читалось Евангелие, а на второй это чтение не полагалось. Все указанные условности отражались на количестве иерейских молитв. Отсутствие чтения Евангелия уже нарушало их количество на единицу. Влияла на количество молитв и протяженность богослужения в разное время, не говоря уже о многообразии практики разных соборных церквей. Отсюда возникает неопределенность при исчислении общего количества утренних молитв и отнесении их к тому или иному псалму или чтению. Отцу Михаилу пришлось провести большую исследовательскую работу вокруг утренних молитв, прежде чем создать их классификацию. Изучив 92 евхологиона и расположив их со стороны содержания на несколько групп, о. Михаил пришел к выводу, что одни евхологионы связаны с отправлением Песненной Утрени (группы А и В), другие – с монастырским богослужением, распространившимся в Константинополе после оккупации его крестоносцами (группа С). Особую группу (D) составляют евхологионы, связанные со Студийским Уставом. Исходя из этой классификации, о. Михаил приходит к выводу, что современные 1–8-ая утренние молитвы – это молитвы восьми антифонов Константинопольской Утрени. Молитва 9-ая – евангельская (литургийная), молитвы 10, 11 и 12-ая – молитвы последней части Утрени и молитва главопреклонная – завершение утреннего богослужения. О. Михаил заканчивает выводы об утренних молитвах словами: «Тайна происхождения этих молитв... является тайной образования Евхологиона самого по себе. Нам остается надеяться на то, что более исчерпывающее изучение литургических источников, в особенности восточных, откроет перед нами «царские врата» Евхологиона и введет нас в свет храма. До настоящего времени большая часть Византийского Евхологиона, который является одним из величайших сокровищ наследия Вселенской Церкви, остается также одной из ее великих тайн».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Весь уклад нашей бытовой жизни, как показывает Требник, в сущности, может быть освящен молитвами иерейскими – здесь и особые молитвы о постройке дома, и по поводу осквернения сосуда падением в него мыши, не говоря уже о более важных событиях в жизни отдельного человека вообще и всего народа в особенности. История нашего отечества представляет удивительные примеры, когда в годину междоусобий враждующие стороны стояли друг против друга с развевающимися хоругвями, иконами и перед битвой просили каждая сторона свое духовенство молиться «о покорении под нозе» свои «врагов и супостатов». И что примечательно, наш народ делает, кроме того, различную расценку действительности молитв соответственно иерархическому достоинству молящихся за них. Так, например, когда в родительскую субботу нескольким лицам, начиная от пономаря, приходится одновременно читать помянники, то податели их обычно стараются выждать удобный момент так, чтобы его поминание прочло лицо священного сана, и особенно сам «батюшка». Известно, что различно оценивается и посещение с молебном священника или же (где многолюдство и разбросанность прихода) диакона. К епископу же отношение еще более мистическое. И вообще истинно верующий народ смотрит на пастыря как на молитвенника, заступника. Такие благочестивые христиане всегда просят батюшку помолиться о том или о другом горе или деле или просто о спасении души и здравии тела, за покойников. Если кто по смиренному сознанию собственного недостоинства отказывается ссылкой на немощь свою и советом самим молиться, то обычным ответом лучших христиан бывает: «Нет, что вы? Вы у престола Божия! Как можно равнять с нами, грешными мирянами!» Этим ответом показывается истинное понимание источника подобных преимуществ и полномочий не в личной святости даже, а в благодатном даре непосредственной близости к Богу. И такое особенное значение посреднической молитвы пастыря оценивается совершенно правильно, как и должно быть в православном христианстве. В силу связи всех членов Церкви в одно тело под главенством Христа, действующего видимо чрез пастырей, народ и подчиняется им, как лицам преимущественно облагодатствованным, с одной стороны, и ради именно представительства от лица их – с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Некоторые усердные христиане первых веков, между которыми были и пустынные монахи, и константинопольские монахи, т. н. «неусыпающие» ( ακομτα), понимали заповедь непрестанной молитвы, как обязанность молиться физически каждую секунду дня и ночи, что было, конечно, выше человеческих сил. Завидуя ангельской способности не спать и не дремать, а постоянно созерцать славу Божию, пустынники старались им подражать. Эта тема развивалась в молитвах праздничной Константинопольской панихиды, которые можно приписать св. Герману патриарху (730); не удивительно, что с этой службой соединялось бдение над усопшими, которые, заснув на земле, бодрствуют вечно перед Богом. См.: Архимандрит Михаил (Козлов), «Рассказ странника, искателя молитвы. Рассказ странника о том, каким способом он стяжал дар внутренней, сердечной, непрестанной молитвы», Символ 27 (1992), 7–74; издается впервые оригинальный текст с критическими приложениями и комментариями. История Типикона. 2-я частЬ: византийский период 1-й период: образование суточного круга богослужения 81 M. ARRANZ, Les grandes etapes de la Liturgie Byzantinë Palestine – Byzance – Russie. Essai d " apergu historique//Liturgie de l " Eglise particuliere et de l " Eglise universelle, Conferences Saint- Serge, XXII Semaine d " etudes liturgiques (Paris, 1975), Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». Subsidia 7, Roma, 1976, 43–72. id., L " office divin (en Orient), Dictionnaire de Spiritualite, vol.11 (fasc. 74–75), Paris, 1982, 707–720. R. TAFT, The Byzantine Rite. A Short History, Collegeville MN 1992. Первые книги в истории византийского богослужения, которые и до сих пор являются основными книгами всех церковных служб и треб, – это Часослов и Евхологий (Служебник- Требник). Часослов ( ρολγον) – это сборник избранных псалмов, тропарей и святоотеческих молитв на разные часы дня, употребляемый с давних времен палестинскими монахами. Можно считать, что это собрание молитвословий формировалось еще до разрушения всех церквей и монастырей Палестины, происшедшего при нападении персов в 614 г. Письменного свидетельства этого Часослова до нас не дошло, но можно предполагать, что именно этот порядок молитвословий подразумевается под «правилом псалмопения» ( κανν τ» ψαλμωδα«), которое можно встречать у писателей этой эпохи 82 . Монашеский Часослов не имеет, естественно, ни иерейских молитв, ни диаконских ектений. I. Kohcmahmuhonoльckuй Евхологий 83

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Из новозаветной истории известно, что Господь Спаситель молился о всех верующих (см.: Ин. 17:20), о всех Апостолах (Ин. 17:9—11, 17, 19), об апостоле Петре, дабы не оскудела вера его (см.: Лк. 22:32). Подобно Господу, святые Апостолы своей специальной задачей считали пребывать в молитве и служении слова (Деян. 6:4), прилежно молились о вере и единодушии всех верующих (см.: Рим. 1:8—12; Еф. 1:16—17; 6, 18—19; Кол. 4:3; 2 Фес. 3:1; 1 Тим. 2:1—2) и заповедовали им за ходатайством обращаться к пресвитерам Церкви (ср.: Иак. 5:14). Пастырское предстательство пред Богом    Таким образом, слово Божие ясно указывает обязанность пастырей приносить дары и жертвы свои и народа (см.: Евр. 5:1—3), так как «должность молитися Господеви на священнический чин особливо возложена ». «Подлинно, никакая другая молитва,— замечает Златоуст,— столько не приличествует священнику, как та, в которой он больше молится и ходатайствует пред Богом о благе народа, нежели о своем. Если Иов, вставая от сна, тотчас творил столь обильные (молитвы) о своих плотских детях, то не тем ли больше мы должны делать то же ради наших духовных чад?.. Это знают посвященные в Таинства, как бывает у нас каждый день, и вечером и утром, как мы творим молитву за весь мир… и за всех, которым вверена власть». Народные искания пастырского посредничества    Отмеченный взгляд на исключительное значение священнической молитвы прочно держится в Православной Церкви. Из Требника видно, что весь уклад бытовой жизни может быть освящен иерейскими молитвами, положенными и на постройку дома, и на освящение оскверненного сосуда, и на всякие случаи из личной и общественной практики. По свидетельству отечественной гражданской истории, в годины междоусобия удельных князей враждующие стороны, каждая — свое духовенство, просили помолиться «о покорении под нозе их врагов и супостатов». В настоящее время наш народ чутко различает посредничество молитвы иерархических лиц. В многолюдных приходах он предпочитает посещение с молебном священника, но не диакона; в родительские субботы просит прочитывать поминания особенно — священника; на епископа же смотрит еще более мистически благоговейно. Миряне понимают и ценят в пастырях дар непосредственной близости к Богу и смотрят на них как на своих заступников в горе и разных обстоятельствах жизни. Ссылающимся на свою немощь священникам они обычно возражают так: «Вы у престола Божия, как можно вас равнять с нами, грешными мирянами».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Надписание молитвы: μετ το οχματος – после облачения – указывает на место молитвы в конце чина. XVI В течение каждого из последующих за постригом восьми дней в монастырском храме совершаются, – по Барбериновскому Евхологию св. Марка, – богослужения с чтениями на литургии определенных мест из апостола и евангелия. Постриженный в монашество неопустительно присутствует за этими службами и, подобно принявшему крещение, не снимает в это время с головы кукуль. На восьмой день полагается ποχουκολισις – особый церковный чин на снятие кукуля. Чин состоит: 1) из молитвы, имеющей надписание: Εχ τς πολαεως и начинающейся словами: Δσποτα Κριε Θες τν πατρων μν, τν ν σκσει βιωσντων..., в которой испрашивается у Бога сохранить в чистоте до конца жизни и украсить добродетелями принявшего схиму, – затем, 2) из особого иерейского поучения, – 3) из приглашения иереем присутствующих помолиться о новом брате-иноке и о его спасении и, наконец, – 4) из самого обряда снятия иереем кукуля с головы великосхимника при произнесении слов: Ες τ νομα Πατρς κα το Υο κα το γου Πνεματος νν κα ε κα ες τος ανας 92 . XVII Вот состав чинов пострижения в монашество по Барбериновскому Евхологию св. Марка. Преимущественно покаянным характером отличается здесь последование малой или первой схимы. Через все это последование красной нитью проходить мольба о прощении грехов, содеянных братом в мирской жизни и об удалении от него соблазнов в начинающейся для него новой жизни, жизни покаянной. В последовании великой схимы доминирует уже другая идея, идея совершеннейшей жизни, на стезю которой подвижник твердо стал и неуклонно идет вперед, все более укрепляясь в добре и чрез то все ближе подходя к конечной цели подвигов – к спасению. Таким образом, первое из двух последований Барбериновского Евхология можно рассматривать, как благословение Церкви на начало монашеских подвигов, которое вызывается у человека раскаянием в грехах прошлой жизни и отмечается твердою решимостью уйти от соблазнов греховного мира, порвать с ним всякую связь и начать новую жизнь, а второе – как благословение Церкви на жизнь совершеннейшую, на жизнь в подвигах созидания и утверждения в себе христианских добродетелей: веры, надежды и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Однажды я побывал на удивительной Литургии, на которой неспешно, глубоко, в благоговейной тишине, но явно для всех читались и проживались все слова т. н. тайных иерейских молитв, а кроме того, читались и прекрасные молитвы, отсутствующие в Служебнике (потом я узнал, что это были литургические молитвы старца Софрония Сахарова, а священник – духовное чадо ученика старца). После этой подлинной Евхаристии я буквально бросился к служившему иеромонаху с выражениями восторга и вопросами. Я допытывался, насколько имеет право священник вот так свободно подходить к службе, читать все молитвы вслух, читать молитвы Старца Софрония и т. д., нужно ли для этого благословение архиерея. Меня интересовала не формальная, а духовная сторона вопроса: где границы личного творчества и дерзновения священника? Иеромонах (а он оказался умнейшим и образованнейшим человеком, за плечами которого был опыт монашеского делания не только в России, но и на Афоне: он год прожил в Ватопеде, общался со старцем Иосифом, учеником Иосифа Исихаста) ответил, что нужно благословение духовника, которому ты доверяешь и на опыт которого ориентируешься: «Кто-то должен подтвердить правильность твоего пути». Это меня глубоко порадовало. Ведь в нашей Церкви так не хватает живого, духоносного творчества, укорененного в Предании отцов и питающегося его соками. Неформальное духовное преемство – это духовная школа, которая дает хотя и не гарантию, но большую надежду на то, что ты двигаешься в русле святоотеческого Предания, не только копируя и храня его, но и внося свой вклад, творчески развивая его. Я понимаю, что звучит это в наших условиях утопично. Кто может, тихо живет так, стараясь не высовываться. Сделать проблемы того, как мы сегодня молимся и как живем в Церкви, широко обсуждаемыми, причем в духе свободы и братского уважения – это уже целая революция. Хотя первые шаги к ней уже делаются: лет пять назад было пастырское совещание в Москве по вопросам исповеди и причащения, об этом пишутся талантливые книги и статьи на «Правмире».

http://bogoslov.ru/article/6023522

Возлагаемый здесь фелонь на чтеца и певца не та одежда, которую священники имеют во время совершения Св. Таин; но имеется для сего фелонь особливый, т.е. короткий, сшитый только на подобие фелоня иерейского. Симеон Солунский (в гл. 159) говорит: «освященный чрез пострижение приводится опять к епископу, – и целуя руки иерарха, приемлет от него благословенный фелонь (о самом слове: фелонь, см. 2 ч., гл. 6, §16), который есть начаток священных одежд, и надевает его на выю, в знамение того, что он приходит под ярем священства, и посвященный на служение Богу, вступает под кров Самого Бога». Почему фелонь чтеца и певца, кроме наружного своего вида, отличается от священнического и в смысле таинственном: первая есть начало, а последняя конец священства; первая означает посвящение в служение Богу и повиновение священству, а последняя есть совершение священства. §5. Содержание молитвы при рукоположении И молится сице: Господи Боже Вседержителю. Содержание (сей молитвы): Господи Боже Вседержителю объясняет Симеон Солунский (в той же 159 главе) следующим образом: «потом иерарх знаменует главу его трижды, и положив руку на печати (произведенной крестообразным пострижением), показует тем силу Божию, осеняющую его своим покровом; преподавая ему благодать сего божественного покровительства, он молится о том, чтобы Сам Господь Вседержитель освятил совершаемого, избранного Ему на служение». Поскольку все поставление чтеца и певца, совершаемое крестообразным знамением, называется печатию, то и настоящая молитва по содержанию своему во всем имеет свойства молитвы просительной, но не восполняющей и совершающей, и чин этот не может иметь такой степени власти и значения, какие приобретают диаконы и священники, проручествуемые Божественною благодатию. §6. Чтец и певец прочитывает при посвящении немного из Апостола И мало прочтет Апостола, иже случится начало и конец. Чтецу и певцу, посвященному знамением крестообразного пострижения и молитвою архиерея утвержденному на степени своих обязанностей, повелевается прочитать посреди церкви часть Апостола, в знак того, что первая его обязанность есть обязанность читать Писание и петь на сем месте. Держит лампаду Потом архиерей подает ему лампаду, – и он становится с нею на обыкновенном месте, для того, чтобы всем присутствующим здесь ведомо было его поставление на степень свещеносца. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

753 В Сербск. требн. 307, л. 72 мол.: «Бог многомилостивый, иже нас ради вочеловечивыйся« 324. л. 186 об. 754 Требн. Стрят. 1606 г., л. 337–351; Льв. 1645 г., л. 217–237; требн. Π. М. ч. III, 955–975 об. 756 На стр. 207–222 цитированного труда проф. Красносельцева, издан текст обширной редакции рассматриваемого Чина по рукоп. требнику Соловецкой б. 1085; на стр. 222–242 помещен текст другой, несколько сокращенной и измененной редакции по рукоп. требнику той же б. 1092. 757 При составлении настоящего очерка, мы пользовались следующими рукописями, имеющими в своем составе чин священнического погребения: рукоп. требн.: Чуд. библ ., 54, л. 435, л. 435 об.; Типогр. б. 120, л. 605; Волок. б. 332, л. 31; библ. Киево-Соф. собора 637; Соф. библ. 1066. л. 383 об. (здесь не весь чин), 1068. л. 311; 1085, л. 351–387; 1090, л. 248–323; Кир.-Бел. мон. 520 (777), л. 463–584; Им. Публ. Библ. Q. I, 595, л. 235–268, Q. I, 1, л. 23 (по-видимому, югославян.); Арх. Св. Синода 873, л. 163 об., 199 об., а также старопечатными требниками: 1624 г., л. 628–653; 1625 г., л. 61–77; 1633 и 1636 гг., л. 402–417, 1651 г., л. 368–382. Во всех указанных памятниках содержится чин свящ. погребения той редакции, которая поставлена в книжке проф. Красносельцева на втором месте, стр. 222–242. 759 Впервые находим последование иерейского погребения в рукописи Афоно-Дионисиат. мон. 450 (1408 г.), Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 391–392. 761 Так, в рук. Требн. Синод. б. XIV в. 675, л. 58 положено две молитвы над скончавшимся иереем «Благодарим Тя, Господи Боже наш, яко ты един, еже жити Тебе и смерть прияти» (Goar, р. 425) и «Иже жилище имеяй небо и вся содержай на земли» (см. также Εχολγια, стр. 1013). В требн. рукоп. Син. б. 898, л. 294. – одна первая. 762 Напр., в требн. Солов. б. 1085 на л. 405 и далее, чин погребения священников, а ранее, на листе 93 об.–95 – две вышеуказанные, по синод. требнику, молитвы «над представльшимся священником», с присоединением третьей, на тот же случай: «Господи, Господи, иже скорбящим утешение». См эту молитву в Εχολγ. Гоара в самом чине священнич. погребения, р. 453; в греч. рукоп. Евхол., в Париж. библ. 213, л. 89 об. эти молитвы стоят в ряду отдельных молитв над скончавшимся священником. Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 1013.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010