Павел Михайлович Строев (1796-1876) Заметки 337 Разные Настоятели Иларион , игум. Архангельский, из Оплечуева, 1541. Герман , архим. Городецкий, 1561. Иов , игум. Спасский, 1572. Голасий , архим., 1437. Григорий , архим., 1441. – Наместники митрополита Исидора в Пскове. (Карамз. V, примеч. 296, 307, 386; Новг. Лет., 1, 112; Псков., 72, 73). Симеон , игум. Успенский, на Кочемле, 1551. Иннокентий , игум. Покровский, 1566. Иона , игум. тоже, 1570. Герман , игум. Хотенский, 1565. Иона , игум. Афанасиевский, 1551. Иов , игум. Звозский, 1578. Гоинадий , строит. Городецкой Введенской пустыни, 1642. Кирилл , игум. Браташинский, 1552. Иосиф , игум. Димитриевский, из Кулашина, 1522. Феогност , игум. Петровский, с Городня, 1572. Григорий , игум. Воскресенский, на Пеняге, митрополичья монастыря, 4 июня 1467. Иов , игум. Архангельский, 1593. Прокопий , игум., 1328. (Собр. Госуд. Грам., ч. I, 35, 41, 43, 61, 79.) Иоанн , игум., 1356. (Собр. Госуд. Грам., ч. I, 35, 41, 43, 61, 79.) Севастиан , игум., 1389. (Собр. Госуд. Грам., ч. I, 35, 41, 43, 61, 79.) Савва , игум. Спасский, 1410. (Собр. Госуд. Грам., ч. I, 35, 41, 43, 61, 79.) Григорий , игум. Полонинский, 1265. (Карамз., IV, 97, примеч. 119, 142). Дорофей , архим. Московский. (Карамз., V, примеч. 57, 254). Иаков , архим. Московский. (Карамз., V, примеч. 97). Иакинф Крылов , игум. (Карамз., V, примеч. 97). Авраамий , игум. Спасский. (Опис. Рум. Муз., 425). Лаврашева монастыря: Архим. Иона . (Опис. Рум. Муз., 124.) – Никита . (Опис. Рум. Муз., 124.) Манифестами: 3 февр. и 25 июня 1718, 22 февр. 1722, в авг. 1727, 25 июня 1731 велено отобрать Пуффендорфову Историю 338 . О присылке в синод, по указу 17 нояб. 1757, сведений о мнтрях для составления штатов, связ. 267, 21295. Запрос о переделках к коронациям и с выпиской 1761, связ. 306, 24199. Циркуляр о доставлении сведений в кадетский корпус для сочиняемой там «Географического Описания Российской Империи» 1761 г., связ. 309, 24385. Запросы для сочинения новых штатов, в янв. 1759, связ. 279, 22213.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКРОТИРИАНИС ТОПЛУ, В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ И ИОАННА БОГОСЛОВА, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья АКРОТИРИАНИС ТОПЛУ, В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ И ИОАННА БОГОСЛОВА, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Иерапитнской и Ситийской митрополии К-польского Патриархата. Находится в сев.-вост. части о-ва Крит, в 13 км от Ситии (ном Ластион, Островная Греция). Название объясняется его расположением на мысе (греч. κρωτρι) Самонио или Сидерос; Топлу - тур. название обители. Обитель, основанная в XIV в., была разрушена в 1498 г. В XVI в. А. Т. м. был процветающим мон-рем, располагавшим многими владениями. В 1612 г. сильно пострадал от землетрясения, после к-рого был отреставрирован трудами игум. Гавриила (Пантогалу) на народные пожертвования. В А. Т. м. подвизался нмч. Марк (Кириакопулос, † 1643). Ко времени взятия Крита турками (1646) А. Т. м., один из крупнейших мон-рей на о-ве, насчитывал 40 насельников, но в 1673 г. пришел в запустение. В 1704 г. мон-рь получил статус ставропигии, подтвержденный в 1798 г. К-польским Патриархом Григорием V . В сер. XVIII в. вновь наступил упадок, но уже в 1765-1790 гг. при игум. Парфении (Кафуросе) мон-рь вновь стал обустраиваться. 27 июня 1821 г. во время подавления антитур. выступлений на Крите погибло множество монахов (им составлена отдельная минейная служба), после чего мон-рь до 1828 г. находился в запустении. Монахи А. Т. м. во главе с игум. Мелетием вновь активно участвовали в антитур. восстании 1866 г. С 1870 г. в А. Т. м. действовала школа взаимного обучения. К нач. XX в. число монахов уменьшилось. Во время нем. оккупации (1941-1944) при игум. Геннадии А. Т. м. являлся центром противостояния фашистам. А. Т. м. представляет собой укрепленное сооружение с чертами венецианской архитектуры. Совр. вид монастырский комплекс принял в XVII в. Соборный храм (кафоликон) мон-ря - двухнефная базилика, освященная в честь Рождества Богородицы и Иоанна Богослова, украшенная при игум. Парфении (Кафуросе) фресками и иконами (мастер Иоанн Корнарос). При игум. Кирилле (Смирилиосе) была возведена колокольня (1836). В монастырском музее хранятся иконы, рукописи, церковная утварь XV-XVIII вв. (напр., иконы Успения Пресв. Богородицы и Пантократора XV в.). Среди мощей - рука св. Анастасии Узорешительницы , частицы мощей святых Харлампия, Параскевы, Иакова, брата Господня, Стефана, Трифона, Аверкия, Дометиана, Хозевитских отцов. Мощи св. Иосифа Освященного , бывшего монахом этого мон-ря, сейчас находятся на о-ве Закинф. Престольные праздники - Рождество Богородицы (8 сент.) и Иоанна Богослова (26 сент.). Братия занимается строительством, просветительской работой в церковном центре (в краеведческом, визант., церковном музеях). Мон-рю принадлежат метохионы св. Андрея, Св. Троицы, свт. Иоанна Златоуста, св. Антония, пророка Илии, свт. Иоанна Богослова, св. Исидора, вмч. Георгия.

http://pravenc.ru/text/63916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Агния (Благовещенская) (Благовещенская Анна Никитична; 28.11.1868, погост Досифеева Пустынь Мяксинской вол. Череповецкого у. Новгородской губ. (в следственном деле указано др. место рождения - с. Ольхово Пустынского сельсовета Мяксинского р-на Череповецкой губ.) - 25.01.1938, Череповец), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губ. Дочь причетника, грамоте обучалась в церковноприходской школе. 25 марта 1882 г. поступила в Леушинский мон-рь, 5 апр. 1891 г. определена в число послушниц, послушание проходила на клиросе и в рукодельной. Игуменией мон-ря в то время была Таисия (Солопова) , духовная дочь св. прав. Иоанна Кронштадтского , к-рая по его благословению за короткий срок не только превратила небольшую Леушинскую общину в первоклассный (с 1903) мон-рь, но и возобновила неск. упраздненных обителей и учредила новые общины в разных губерниях России. Ближайшей помощницей и ученицей м. Таисии стала Анна Благовещенская. В течение 20 лет она состояла старшей послушницей при настоятельских кельях, в 1904 г. назначена помощницей казначеи. После назначения казначеи Серафимы (Сулимовой) настоятельницей Ферапонтова мон-ря Анна заняла должность казначеи обители. 19 окт. 1905 г. по указу Новгородской духовной консистории Анна была пострижена в монашество с именем А. В окт. 1906 г. удостоена награды «Благословение Священного Синода». Огромное влияние на А., как и на всех сестер Леушинского мон-ря, имело частое общение с прав. Иоанном Кронштадтским, почти ежегодно бывавшим в обители по дороге на родину в с. Сура Пинежского у. Архангельской губ. В Суре с помощью игум. Таисии св. Иоанн основал жен. обитель, для к-рой в Леушинском мон-ре было подготовлено до 40 насельниц. Впервые прав. Иоанн Кронштадтский побывал в Леушине 18 июля 1891 г. и с тех пор заезжал туда, иногда задерживаясь на неск. дней. Там у знаменитого пастыря появлялись редкие часы для молитвы и отдыха, чему способствовала чуткая забота игумении и ее помощниц. В 1893 г. в мон-ре был построен скиток («Пустынька» или «Крестик»), где о. Иоанн уединялся для молитвы. В своих письмах к игум. Таисии прав. Иоанн Кронштадтский неоднократно упоминает «добрую казначею Агнию» (письма 108, 121, 139, 148). 1 июля 1907 г. он писал: «За все время моего пребывания в вашей обители я испытывал родную ласку и предупредительность, особенно от тебя, как и от сестер. Особенно от доброй Агнии, которая была для меня лучше родной сестры». По просьбе м. Таисии прав. Иоанн Кронштадтский принял обитель под свое духовное водительство. В 1903 г. о. Иоанн совершил закладку зимнего Троицкого собора.

http://pravenc.ru/text/63336.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)) ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) (454-559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.) ИОАНН РАИФСКИЙ († VII в.), прп., игум. Раифского мон-ря (пам. в субботу сырную и в среду Светлой седмицы в Соборе Синайских святых) ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/rubrics/122336_46.html

Вирув-Кляштор. Спаса Всемилостивого женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Вировский во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь находился в с. Виров Соколовского повета Седлецкой губ. (Холмской епархии) (ныне Вирув Мазовецкого воеводства, Польша). Основан осенью 1894 г. настоятельницей Леснинского женского монастыря игум. Екатериной (Ефимовской) как подразделение Леснинской обители: неск. леснинских насельниц во главе с мон. Анной Вировской поселились рядом с закрытым в 1883 г. католич. костелом. В Холмской епархии после воссоединения униатов с Православием (15 февраля 1875 г.) существовала острая необходимость в проведении миссионерской работы, т.к. уния в этих местах была укоренена прочнее, нежели где-либо. Жители Соколовского повета (т.н. калакуты) к появлению монастыря отнеслись с недоверием. Монахини, живя в крайней бедности, помогали крестьянам окрестных деревень (напр., чинили одежду и обувь), основали школу для детей, в которой к конце XIX в. обучалось около 30 человек. Священник из г. Седлец Наум Мизецкий организовал сбор пожертвований для Вировского монастыря, значительные суммы пожаловали имп. Николай II и прав. Иоанн Кронштадтский. На эти средства в окрестностях монастыря было приобретено 2 имения. В 1898 г. состоялась встреча мон. Анны с императором, после которой обитель получила материальную помощь, несколько икон, в т.ч. образ свт. Николая Чудотворца, Черниговскую икону Божией Матери и освященный на Афоне образ вмч. Пантелеимона. В декабре 1898 г. монастырь был преобразован в самостоятельную женскую обитель 1-го класса, мон. Анна была возведена в сан игумении. После кончины игум. Анны († 29 авг. 1903 г.) настоятельницей Вировского монастыря стала игум. София, затем игум. Сусанна. Богослужения совершались в освященном во имя Всемилостивого Спаса здании бывшего костела. В 1908-1910 гг. 2 инокини из Вировского монастыря жили в Обдорске (совр. Салехард, Ямало-Ненецкий АО), трудились в Обдорской миссии. К 1915 г. в монастыре были построены храмы во имя сщмч. Лаврентия Римского, прп. Серафима Саровского, игуменский дом, неск. келейных корпусов, трехэтажный госпиталь, 2 школы, 2 гостиницы для паломников, богадельня, хозяйственные постройки. В начале XX в. в монастыре подвизались 200 сестер, в монастырском приюте воспитывались 450 детей, в богадельне жили 50 старцев.

http://sobory.ru/article/?object=38104

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Муромцев; † 20 февр. 1570, Псков), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских), инок Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В. был учеником и помощником игум. мон-ря прмч. Корнилия , автора «Повести о Псково-Печерском монастыре». Возможно, В. участвовал в создании 3-й Псковской летописи, одним из редакторов-составителей к-рой был игум. Корнилий, и помогал игумену в составлении печерского синодика - «Кормовой книги» (начата в 1558). В. состоял в переписке с кн. А. М. Курбским (известны 2 письма Курбского, адресованные В.), к-рый пользовался духовными советами печерского инока. Впосл. Курбский обиделся на старца за то, что тот не поддержал князя в его противостоянии с царем Иоанном IV Васильевичем . Особо доверительные отношения В. с игум. Корнилием стали наиболее вероятной причиной мученической кончины печерского инока. 13 февр. 1570 г. Иоанн Грозный после расправы с Новгородом отправился в Псков, у городского Троицкого собора царя встретило местное духовенство (в т. ч. и печерский игумен). Согласно монастырскому преданию, 20 февр. прмч. Корнилий по ложному доносу был собственноручно казнен царем у ворот Печерской обители, где государя, по обычаю, встречала братия (дата смерти игум. Корнилия указана в «Повести»: «В лето 7078-ое (1570), февраля в 20-й день»; такая же дата приведена и в монастырской «Кормовой книге», хотя В. под 20 февр. в ней не упомянут). Др. версию кончины иноков сообщает в «Истории о великом князе Московском» кн. Курбский, он пишет, что оба печерских мученика скончались от пыток во время царских допросов: «Тогда вкупе убиен с ним [прмч. Корнилием.- Г. М.] другой мних, ученик того Корнилия, Вассиан именем, по наречению Муромцев: муж был ученый и искусный и во Священных Писаниях последователь. И глаголют их вкупе, во един день орудием некаким раздавленных: вкупе и телеса их преподобно-мученическия погребены». (Курбский относит гибель иноков к сер. 70-х гг. XVI в., но его хронологические указания не всегда точны.)

http://pravenc.ru/text/149861.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Евтихий (Качур). Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г. (Качур Евфимий Викторович; 26.12.1891, слобода Алексеевка Бирюченского у. Воронежской губ.- 3.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Время пострига неизвестно. Был монахом Богородицкого скита при киевском Братском в честь Богоявления монастыре . В 1929 г. Е. как иеромонах и настоятель Маркиановского скита Винницкого вик-ства Каменец-Подольской епархии был награжден наперсным крестом. В 1924 и 1931 гг. был арестован, находился под стражей соответственно 45 дней и 2 месяца. В 1937 г. работал цветоводом на фабрике в г. Зарайске Московской обл. 22 нояб. 1937 г. арестован в Зарайске по обвинению в «антисоветской агитации», заключен в тюрьму г. Коломны Московской обл. Виновным себя не признал. 27 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. приговорен к расстрелу. Похоронен в общей могиле. Имя Е. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 27 дек. 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 19411. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 150; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 178; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 31-33. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН (Заболотный Иван Васильевич; 1899-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) МЕФОДИЙ (Иванов Николай Михайлович; 1899-1937), игум., прмч. (пам. 27 авг.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Салтыков Илья Васильевич; 1884-1937), игум., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/187557.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русь. Россия См. также: История РПЦ 650–1209). 2904. Иоанн (Экономцев), архим. Православие и этнос в контексте русской истории/Игум. Иоанн (Экономцев)//ППр. 1993. 1. С. 106–122. 2905. Кусков В. В. Разрушение отечественной истории//РЧ, 4-е. 1996. С. 433–440. Отзыв о кн.: Фоменко А. Т. Новая хронология. 1995. См. также 656, 666, 2564, 2901. ...X-XVII вв. 2906. Жилякова А. В. Местопребывание греков в Москве во второй половине XVII в.//УЗ РПУ. 1998. 5. С. 159–174. 2907. Малето Е. И. Дихотомия «свой-чужой» в восприятии русскими средневековыми путешественниками иноземных стран (этноконфессиональный аспект)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 40–52. 2908. Ужанков А. Н. Эсхатология русских летописей: (Русское летописание и Страшный Суд)//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 463–474. См. также 514, 2014, 2145, 2843, 2896. ...XVIII-XX вв. 2909. Бежанидзе Ю. В. П. А. Валуев и его проект реформы Государственного Совета//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 177– 182. 2910. Верещагин Е. М., Тарасьев А. В. Никита Ильич Толстой (1923–1996): Некролог//ППр. 1996/1997. 5. С. 201–211. 2911. Иннокентий (Павлов), игум. Академик Никита Ильич Толстой//Страницы. 1996. 3. С. 149–151. 2912. Памяти Никиты Ильича Толстого//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 3–19. 2913. Герд Л. А. Неизданное письмо В. В. Болотова И. С. Пальмову //ХЧ. 2000. 19. С. 39–81. Публ. письма от 24 февраля (8 марта) 1882 г. Текущие события в гражданской и науч. жизни России и сопредельных стран. 2914. Грюнберг П. Н. Император Александр I Благословенный – ревнитель Православия или «экуменист» своего времени?//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 126–134. 2915. Иоанн (Экономцев), архим. Мифотворчество и твердыня веры/Игум. Иоанн (Экономцев)//ППр. 1994. 3. С. 46–54. Россия и ее духовный путь в XIX-XX вв. в противоположность зап. культуре (мифы о Прометее, Фаусте). 2916. Каплин А. Д. Славянофилы о русской монархии//BiP. 2000. 1. С. 130–136. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин , К. С. Аксаков и оценка их воззрений П. А. Флоренским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. ИОАННА РИЛЬСКОГО Германский мужской монастырь во имя св. Иоанна Рильского Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Расположен в Лозенской долине, в 5 км северо-восточнее с. Герман, в 15 км от Софии. Г. м. считается одним из древнейших болг. мон-рей, основан в X в., при царе Петре , в период начала распространения почитания св. Иоанна Рильского († 946). По преданию, подвижник жил в этих местах перед уходом в Рилу, при перенесении в Рильский мон-рь мощи святого были занесены на ночь в Г. м. Согласно преданию, в визант. период Г. м. получил дары от имп. Алексея I Комнина. Во время османского ига обитель неск. раз разрушалась. Во 2-й пол. XVII в. мон-рь был полностью восстановлен. В 1801 г., после набега кирджалиев, игум. Иоакимом мон-рь был обновлен. В 1818 г. игум. Антипа построил каменный однонефный храм, вкопанный в землю, и обновил жилищные постройки. Сохранилось распятие из этого храма с надписью: «Йончо даскал 1818, помени, Господи». Возможно, этот же мастер сделал и весь иконостас. Освящение новой церкви состоялось, вероятно, 19 окт. 1818 г., т. к. эта дата стоит на неск. богослужебных книгах, вложенных в мон-рь жителями окрестных сел. В 1870 г., при игум. Данииле Хиландарском (с 50-х гг. XIX в. до 1870), самоковский мастер Сотир Карастоянов сделал гравюру мон-ря с образом св. Иоанна Рильского, на к-рой вокруг святого изобразил монастырские достопримечательности: церковь с 2-скатной черепичной крышей, перед ней большое дерево, на к-ром висит металлическое клепало, колодец и крестильню с шатровидными крышами, одно- и 2-этажный келейные корпуса с широкими галереями. С 1870 по 1912 г. настоятелем Г. м. был хаджи Никифор (Попхаралампиев), к-рому помогал родной брат, мон. Кирилл. При них в 1874 г. монастырское хозяйство включало ок. 150 га нив и лугов, 50 голов крупного и 150 голов мелкого рогатого скота, водяную мельницу. После освобождения Болгарии братья обновили обитель: в 1885-1886 гг. церковь была разобрана, а на ее месте мастерами из Слатины построена новая (17×10×10 м) из обтесанного камня с декоративными 3 рядами кирпича на стенах. Внешние углы были украшены большими, гладкими каменными плитами, венчал церковь деревянный купол, обитый жестью. Позже к сев. стене был пристроен притвор длиной 10 м. 5 больших икон для иконостаса (Спаситель, Пресв. Богородица, св. Иоанн Рильский, св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец) летом-осенью 1886 г. написали братья Н. и И. Доспевские . Игуменский трон и иконы иконостаса старой церкви были перенесены в новую, а позже переданы в Софийский исторический музей. В 90-х гг. XIX в. Г. м. посетил болг. царь Фердинанд и посадил перед сев. вратами храма 2 секвойи, существующие и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/164819.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Варвара (Блохина). Фотография. Нач. 90-х гг. XIX в. (Блохина Елизавета Дмитриевна; 14.08.1843, посад Б. Соли Костромской губ.- 23.12. 1915, Черемисский козьмодемьянский во имя Св. Троицы мон-рь), игум., первая настоятельница Пюхтицкого жен. мон-ря . Род. в многодетной купеческой семье. С 1850 г. училась в городской школе, любила бывать с богомольцами-односельчанами в костромском Анастасиином мон-ре , 14 марта 1853 г. была принята туда послушницей. Читала в церкви во время богослужений, стоя у аналоя на скамейке, впосл. стала лучшей чтицей в обители. Служила помощницей уставщицы и помощницей ризничей. Во время русско-тур. войны В., получив диплом сестры милосердия Российского об-ва Красного Креста, ухаживала за ранеными в устроенных при мон-ре эвакуационных госпиталях. В 1868 г. Е. Блохина была пострижена в рясофор, 12 авг. 1887 г.- в мантию с именем в честь вмц. Варвары. Игум. Анастасиина мон-ря Мария (Давыдова) принимала живое участие в учреждении в г. Иевве (Йыхви) в Эстляндии отд-ния Православного Прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Пресв. Богородицы (1887), почетным членом к-рого состоял св. прав. Иоанн Кронштадтский . При отд-нии братства в Иевве были открыты бесплатная лечебница, школа и детский приют. 25 авг. 1888 г. из Костромы в Иевве была послана В. как одна из лучших монахинь. Ей предстояло устроить на месте явления Божией Матери на Пюхтицкой (Богородичной) горе (в 22 км от Иевве) жен. обитель и перевести туда благотворительные учреждения из Иевве. В 1891 г. по благословению св. Иоанна Кронштадтского состоялось открытие общины, на Пюхтицкой горе были поставлены бревенчатые кельи, хоз. постройки, здание приюта для детей; в первый же год в общине был введен полный монастырский круг богослужений, организованы 2 хора (исполнявшие песнопения на церковнослав. и эст. языках). 23 окт. след. года указом Синода община получила статус мон-ря. 31 янв. 1893 г. в С.-Петербурге архиеп. Рижским Арсением (Брянцевым) В. была возведена в сан игумении; на торжестве присутствовали обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев , В. К. Саблер , эстляндский губернатор кн. С. В. Шаховской , в алтаре молился прот. Иоанн Кронштадтский.

http://pravenc.ru/text/338942.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010