Писание, свое несомненное начало непосредственно от Самого Иисуса Христа. Об установлении Иисусом Христом таинства крещения, как нового рождения «свыше от воды и Духа», мы уже говорили; но понятно, что таинство св. крещения, как рождение «свыше» могло открыться миру только по совершении спасения рода человеческого служением и смертию Спасителя мира, и потому по Своем воскресении, явившись одиннадцати ученикам Своим, Иисус Христос повелел им идти и проповедывать Евангелие всем людям, говоря: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ); таинство св. Причащения Тела и Крови Иисуса Христа под видом хлеба и вина Спаситель установил на тайной вечери: «ядущим же им, повествует ев. Матфей, прием Иисус хлеб и благословив, преломи, и даяше учеником, и рече: приимите ядите: сие есть тело Мое. И прием чашу, и хвалу воздав, даде им глаголя: пейте от нея вси: сия бо есть кровь моя нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ); покаяние, как таинство, Иисус Христос установил одновременно и совместно с утверждением Апостолов в их иерархических степенях, как епископов и предстоятелей Своей Церкви, именно: по воскресении Своем, в первый же день, явившись ученикам Своим, Иисус Христос торжественно сказал им: «мир вам! И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» ( Ин.20:21–23 ); таинство миропомазания, совершавшееся вначале чрез возложение рук Апостолов на верующих и крестившихся ( Деян.8:14–17 ), торжественно предопределено Иисусом Христом, когда «в последний великий день праздника, повествуетъ ев. Иоанн, стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, замечает Евангелист, которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:37–39 ). Но что сие обешание дарования обильной благодати Духа Святаго верующим не было простою принадлежностью одной веры в Иисуса Христа без особого для этой цели тайнодействия, а равно, что сии Божественные дарования от таинства миропомазания не определялись еще св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

протоиерей Михаил Браверман Грехопадение и новая Ева. Рождество Девы Марии В Православной Церкви нет мариологии (учения о Богородице) как самостоятельной дисциплины. Всё, что говорит о Ней Церковь , связано со всем церковным учением, и прежде всего – с учением о Господе Иисусе Христе, Боге, родившемся человеком. И даже тропарь в честь Рождества Девы Марии несет в себе христологический смысл: «рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть,дарова нам живот вечный». Бог не творил смерти – напротив, «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» [ Прем. 2:23 ], через богообщение человек был призван стать причастником вечной жизни, которой обладает Один Вечный Бог. Но, совершив грех, человек отпал от источника жизни – Своего Бога и Творца, и как следствие – пришла в мир смерть и ее предвестники, болезни и страдания. Весь мир исказился грехопадением человека и, таким образом, оказался под клятвой – то есть отделенным от Бога. «Проклята земля за тебя» [ Быт. 3:17 ] – так сказано было Адаму. «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили», – говорит апостол [ Рим 5:12 ]. Мы можем понимать эти слова как указание и на Адама, и на его грех (такую возможность дает нам и греческий текст): всё человечество было заключено в Адаме и от него рождается уже смертным, но и каждый наш грех – это уход от Бога и участие в грехе Адама – повторение его греха. И наше положение трагично еще и тем, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» [ Быт. 8:21 ]. И для того, чтобы спасти человека от вечной погибели – «упразднить клятву» и даровать нам «живот вечный», – приходит в мир Господь. И у нас есть надежда: если до Воплощения благодать была для человека внешней, то после того как Бог почтил человеческую природу в Рождестве, прославил ее Воскресением, а в день Вознесения взошел на небо, человек получил удивительную возможность стать причастником Божией благодати. Это дарует нам Господь Иисус Христос в Самом Себе – в Своей Церкви и ее Таинствах. Как чада ветхого Адама, мы приходим в мир уже склонными ко греху и смертными – но, рождаясь от Господа в Таинстве Крещения и сочетаясь с Ним в молитве и других Таинствах Церкви, мы становимся наследниками Его вечной жизни и Его победы над грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пс.56:4 .  Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою. Пс.56:5 .  Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч. «Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающия мя». Издавна сподобив меня Своего промышления, достойными смеха соделал врагов моих. И история показывает, что, когда Саул встал, Давид последовал за ним, и издали объявил ему о благодеянии, какое оказал ему ночью, то есть, имея его в руках, не нанес ему удара. Весьма же великим поношением было сие для спасеннаго, который преследовал войною спасшаго. «Посла Бог милость свою и истину Свою». «И избави душу мою от среды скимнов». Воспользовавшись справедливым человеколюбием, избавился я, говорит Пророк, от зверской жестокости врагов, потому что подобно львам напали на меня, намереваясь растерзать. Истину же присовокупил к милости, показывая тем справедливость человеколюбия. «Поспах смущен». Феодотион перевел сие так: «спал с истребляющими»; Акила: «с пожирающими»; а Симмах: «с пожигающими». Посему Пророк справедливо был смущен, окруженный такими людьми и принужденный среди них спать. Ибо Саула назвал он и истребляющими, и пожигающими, и скимнами, выражая тем зверство его души и склонность к убийству. Сие яснее открывает в следующих словах. «Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр». Назвав их скимнами, кстати упомянул и о зубах, уподобляя их копьям и стрелам, и язык – изощренному мечу. А всем этим означает убийственные их замыслы. Пс.56:6 .  Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! «Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя». Повсюду должно песнословить Тебя, Который, хотя и представляешься живущим на небе, но и всю землю наполняешь славою. Сие сказал и блаженный Аввакум: «покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» ( Авв. 3, 3 ). Сказано же: «вознесися» вместо: «покажи всем людям высоту Твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут». Одних предал огню, а над другими не было обычнаго плача, потому что каждый занят был собственными своими бедствиями. А священники Офни и Финеес, несшие самый кивот, убиты, научаемые самым делом, что живущие в беззаконии не должны надеяться на Божие о них попечение. Пс.77:65 .  Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином. Пс.77:66 .  И поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их. «И воста яко спя Господь». Впрочем, подвергая их сим наказаниям, и врагам их показал причины совершившагося. «Яко силен и шумен от вина:» «И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им». Как бы некий сон отложив долготерпение, нанес иноплеменникам такой удар, по которому у всех стали они достойными осмеяния. Разумеет же Пророк болезнь на седалищах, о которой повествует и история ( 1Цар. 5, 9 ). Сие же выразило и пророчество; ибо сказано: «порази враги Своя вспять», означив приличным выражением часть тела, которой нанесена язва. Сном же назвал Пророк долготерпение, а шумом от вина – негодование; так как Богу и праведно налагать наказание на прегрешающих есть нечто привходящее для Него. Пс.77:67 .  И отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал. «И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра». Опять Пророк, оставив прочия колена, упоминает одно Ефремово, провидя будущее похищение власти, потому что из него происшедший Иеровоам отторг десять колен от царства Давидова. Иосифом же и Ефремом называет одно и то же колено, потому что Ефрем – сын Иосифов. Сказует же, что колено сие отринуто, потому что не осталась скиния в Силоме, но прешла благодать божественнаго кивота в Иерусалим, где после того Соломон воздвиг божественный храм. Пс.77:68 .  А избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. «И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби». Колено Иудино избрал ради жезла, который, как ожидали, должен был процвесть от Иессея. О сей леторасли предвозвестил и Патриарх Иаков, благословляя Иуду. Упоминает же о ней и божественный Павел, говоря так: " яве же, яко от колена Иудова возсия Господь наш Иисус Христос » ( Евр. 7, 14 ). Поэтому ради сея леторасли Бог предпочел прочим коленам колено Иудино. Но, поскольку тайна сия для многих была некоторым образом неведома, то Пророк для большей ясности присовокупил: «гору Сионю, юже возлюби», чтобы утушить зависть в других коленах, как бы так говоря: никакого предлога к зависти не имейте для себя в этом; потому что ради горы Сиона избрал Бог колено Иудино. Сверх того Пророк хочет показывать досточтимость горы, по причине храма, какой будет создан на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси». Ибо, как правдивый царь, произнес правый и справедливый приговор, и Израиля освободил от владычества поработивших. А по другому пророчеству должно разуметь так: доказал Ты истину обетования Твоего, исполнив обещания, данныя предкам Израиля, и даровав спасение о Семени Авраамовом. Пс.98:5 .   Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! «Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть». Посему воздайте Благодетелю, чем можете, окажите Ему подобающее чествование. Сказано же: «возносите» вместо: проповедуйте высоту Его. А «подножием ног Его» древле признаваем был храм в Иерусалиме, ныне же признаются по всей земле и на море церкви, в которых приносим поклонение всесвятому Богу. Пс.98:6 .   Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. Пс.98:7 .   В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им. «Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его». Пророк не просто, оставив прочих Пророков, упомянул только о сих, но показывает сим с самым воспитанием возраставшия в Иудеях ярость и желание властвовать; ибо и при Моисее и Аароне покушались восхитить священство, и при Самуиле, к унижению царства Божия, возлюбили царство человеческое. А по сему пророческое слово научает, что они не новое что делают, с яростию воставая против Спасителя и не приемля спасительнаго царства, но неистовство сие издревле им обычно. «Призываху Господа, и Той послушаше их». «В столпе облачне глаголаше к ним». Впрочем, говорит Пророк, имели они великое дерзновение пред Богом; потому что они призывали, а Бог внимал, исполнял их прошения, и видимо для всех вступал с ними в беседу, в облаке являя им Свое пришествие. Потом Пророк показывает, что не вопреки справедливости сообщил им Бог благодать сию. «Яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им». Бог даровал сию благодать тем, которые вели жизнь с законом согласную, и поступали по заповедям Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Это внутренний духовный смысл иерархичного устроения, которому подчиняется устроение нашей внешней жизни. Согласно учению Дионисия Ареопагита , ангельские чины организованы в три триады. Первые из архангельских чинов – Серафимы, Херувимы и Престолы предстоят пред Небесным престолом Пресвятой Троицы. Вторая триада: Господства, Силы и Власти, третья – Начала, Архангелы и Ангелы. Церковная иерархия есть отражение небесной иерархии, порядка и устроения как видимое свидетельство единения Церкви Небесной и земной. Богоустановленность церковной иерархии зиждется на повелении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «создам Церковь мою и врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ), «… идите и научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа …» ( Мф. 28:19 – 20 ) и «… дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1, 2–3 ). В день Пятидесятницы апостолы получили благодать Святого Духа и с помощью даров этой благодати вышли на проповедь христианства по всему миру. Святой апостол Павел говорит о том, что основанием церковного единства является возглавление Церкви Самим Господом Иисусом Христом: «Бог Того (Христа) даде Главу выше всех Церкви, яже есть Тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех» ( Еф. 1:22–23 ), «От главы все тело, составы и соузыподаемо и снемлемо, растит возвращение Божие» ( Кол. 2:19 ), т.е. от Главы Христа все тело Церкви представляет единое целое, которое возрастает и укрепляется благодатию Божиею. Сам Господь установил иерархию, как сказано в Апостоле: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова …» ( Еф. 4:11–12 ) " И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благ о вестники, овы же пастыри и учители» ( Еф. 4:11 ). Толкуя этот стих, святитель Феофан отмечает, что апостол Павел на первом месте ставит Апостолов, «так как они имели все», на втором – пророков, «лиц с особым даром прозревать будущее», на третьем – благовестников, на четвёртом – пастырей и учителей, т.е. епископов и священников 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Языцы вскую шатаетеся? Писменницы и священницы, почто тщетным поучистеся? Кто Сей, рекше, Емуже дети с ваием и ветвьми, песньми зовут: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего. Сей Бог наш, Емуже никтоже подобен, праведный всяк путь изобрет, даде возлюбленному Израилю; по сих же с человеки поживе явлься: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего» 166 . Еще одно знаменательное событие, связанное с торжественным входом Господа в Иерусалим, отмечает святой евангелист Иоанн это желание эллинов видеть Иисуса. Это были, по-видимому, пришедшие на праздник Пасхи в Иерусалим язычники прозелиты (т. е. принявшие иудейскую веру отчасти или вполне). Они обратились со своей просьбой к Филиппу из Вифсаиды Галилейской, где жило немало язычников, может быть, ранее известному им. Филипп, считая, вероятно, подобную просьбу важною, сначала предложил ее на обсуждение Андрею, и затем оба говорят о ней Иисусу ( Ин. 12, 20–22 ). Желание эллинов видеть Иисуса было поводом к возвышенной речи Господа о существе Своего дела, совершаемого на земле, и судьбах его в мире. Означенное желание свидетельствовало, что настало время исполнения тех пророчеств о Христе, по которым Он должен прославляться чрез спасение не одного Израиля, но и язычников, претерпев ради этого страдания и смерть. Посему Господь в ответ на просьбу эллинов и говорит: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» ( Ин. 12, 23 ), начало исполняться о Нем то, что сказано пророком Исаиею: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» ( Ис. 52, 13–15 ). Теперь, действительно, язычники эллины приведены были в изумление личностью Христа, чем и объясняется их желание видеть Его. Они, не слышавшие проповеди о Нем, добровольно идут к Нему и ищут видеть Его, тогда как Израиль, видевший и слышавший Самого Христа, в ослеплении соблазнился и даже ищет Его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

4. Пресвитеру Мартирию. На слова: даде им Бог дух умиления (Рим.11:8). Просил ты объяснить тебе следующие слова: даде им Бог дух умиления, очи не видети, и уши не слышати, даже до днешняго дне. Посему слушай. Слова даде и предаде, по законам и словоупотреблению Священного Писания, означают: оставил и попустил. Если же не принимаешь сего, то поведу речь с доказательствами. Ап. Павел о воздающих божественное чествование идолам говорит: предаде их в страсти безчестия (Рим.1:26), то есть оставил в страстях, предоставил их страстям. Ибо тем, которые поклонялись твари вместо Творца, возможно ли было не утратить познания естества и не погрязнуть в чуждых для естества грехопадениях? И еще сказал: предаде их в неискусен ум творити неподобная. Потом Апостол объясняет себя самого и говорит: исполненных всякия неправды, злобы, лихоимания (28-29). Посему, если были исполнены, то как же предаде? Заметь точность слововыражения. Не сказал: " предал тех, которые исполнятся " , но говорит: " оставил исполненных " , подобно какому-нибудь доброму пастырю, который овец, одержимых заразительною болезнью, гонит из стада и некоторым образом предает волкам, не в том смысле, что ввергает их в пасть волкам, но в том, что лишает их своего попечения и своей защиты. Посему слово даде имеет такой смысл. А дух умиления (ε) значит дух изумления и поражения. Ибо ε значит " прободать и поражать " , по сказанному: копием ребро Ему (Христу) прободе (Ин.19:34). Итак, поскольку умилить значит поразить, то вместо: " быть пораженным " справедливо сказано: " быть приведенным в умиление " . Потом Апостол, объясняя слово " умилил " , а именно, что оно значит " поразил " , сказал: очи не видети и уши не слышати. Ибо сие обыкновенно бывает с пораженными. Когда ум возмущен, тогда и чувства отказываются от своей деятельности. А что сие дает он разуметь, выслушай Писание, которое говорит: блажен, иже не уязвися печалию греха (Сир.14:1). Между тем печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор.7:10). Потому, что же значат слова Писания? Если скажем, как думают некоторые, что здесь ублажается вовсе не согрешивший, то, может быть, никто не будет иметь части в сем ублажении, ибо все мы под запрещениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/942/...

Град и угли огненное. Эти слова в близкой связи и соответствии с предыдущими, принимая последние в смысле первого толкования. Потому что пророчества уподобляются в св. Писании и граду, по причине их неудобовразумительности, и огню, так как поражают неверие людей нечестивых. Таким образом, в этих двух текстах под облаками, градом и огнем должно разуметь одно и тоже по указанным причинам. Впрочем, последнее место находится в неменьшем соответствии также и с последним изъяснением предшествующего текста, если понимать под градом и огнем апостолов, которые подобно граду, истребили заблуждение в людях и, как огонь, потребили на земле нечестие. 14. И возгреме, с небесе Господь, и Вышний даде глас свой. Господь и Вышний, т.е. сам Бог, как высочайший Владыка всего мира. Он возгремел и издал голос свой в то время, когда Сын Божий воззвал к Богу Отцу: Отче, прослави имя Твое (Иоан.12, 28), и пришел, говорит Евангелист, тогда глас с неба, глаголющий: и прославих, и паки прославлю (Иоан.12, 28). Народ же, стоявший тут и слышавший это, говорил, что то был гром. Итак слова: даде глас свой изображают это явление, как оно происходило на самом деле, а слова возгреме указывают на то, как явление это было понято и истолковано присутствующим тут народом, т.е. действительный голос исшедший от Бога показался народу громом. Не следует конечно смущаться при этом, что пророчества не имеют некоторой последовательности и порядка в своем рассказе, как например, мы видим здесь; сначала сказано: возгреме, а потом уже: даде глас свой, тогда как следовало сказать наоборот. Подобное несоответствие с порядком действительного события, замечаемое иногда в пророчествах, показывает только, что пророки изрекали свои пророчества не так, как захотели бы сами, но как воспринимали они свои откровения от Св. Духа. 15. Низпосла стрелы, и разгна я (их). Под стрелами должно разуметь учеников Господа, которых Он послал с проповедью по всему миру. Чрез них Иисус Христос рассеял демонов, которых именно и надобно разуметь под местоимением я (их). Употреблено же здесь местоимение, а не собственное название демонов потому, что Дух Св. вообще не терпит как их самих, так и их имя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Отвещающий. Св. Андрей Кесарийский связание сатаны на тысячу лет толкует на неопределенное время, а не прямо на тысячу лет; число же шестьсот шестьдесят шесть не есть число лет, но число имени антихристова. Посему в означенных тобою числах невозможно видеть указания о летах антихристова явления. Вопрошающий. Какое значение имеют семь глав зверя и рогов десять? Отвещающий. Значение сих глав и рогов объяснено Богослову ангелом; объяснение это приведено в 17-й главе Апокалипсиса, и мы в свое время будем говорить о нем. Вопрошающий. Прошу объяснить слова: и даде ему (зверю) змий силу свою и престол свой и область великую. Отвещающий. Сатана даст антихристу свою силу, т. е. силу творить ложные знамения; престол сатаны есть восхищение Божия величия и власти, и антихристу сатана будет содействовать в восхищении власти Христовой, т. е. выдавать себя за Христа, и как прежде чрез идолов, так тогда чрез антихриста сатана будет приимать себе поклонение. Область же великая, данная змием антихристу, не в том будет, чтобы владеть царствами и народами, ибо ими владеет Вышний и емуже хощет даст ( Дан.4:22 ); область антихриста будет в силе бесовской на разные знамения и чудеса ложные, что будет ему попущено от Бога. Заметь еще, что здесь в словах Апокалипсиса: даде ему (зверю) змий и проч. ясно показуется, что зверь сей не есть сам змий, т. е. антихрист не будет сам сатана, но будет человек, все сатанины действа восприявший, – что ино лицо есть сатана, и ино лицо есть антихрист. Ибо если бы сатана и антихрист были одно лицо, то не было бы сказано: и даде ему. Как сатана мог бы сам себе дать престол и силу? О сем и св. Златоуст в толковании на второе послание апостола Павла к солунянам, в беседе третьей, глаголет: «Кто же есть сей? Убо ли сатана? Никакоже, но человек некий, всякое егово приемляй действо. И откроется человек, рече, превозносяйся над всякого глаголемого Бога, или чтилища. Не бо во идолослужение введет он, но богопротивен некто будет, и всех разорит богов, и повелит себе кланятися вместо Бога». Итак и из самого Апокалипсиса и от толкования св. Златоуста ясно показуется, что принимающие сатану и антихриста за одно и то же лицо, мудрствуют несправедливо: антихрист будет только орудие сатаны, естеством же будет человек. Также и те весьма ошибаются, которые видят в антихристе не лицо, а только действие сатаны. Они обличаются явственно сими словами св. Златоуста в той же беседе: «и бесчисленная соделает (антихрист) и приуготовит иных, да делают лютая». Сим св. Златоуст являет, яко антихрист будет человек действующий, а не действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010