3) Посему так должны понимать сказанное: «вся предана» Спасителю; и в этом смысле, можно сказать, предается Ему то, чего не имел. Ибо прежде сего не был Он человеком; стал же человеком, чтобы спасти человека. В начале не было плотью Слово, но впоследствии стало плотью и ею, по слову апостола, примири вражду с ними, и «закон заповедей ученьями упразднило, да оба созиждет... во единого нового человека, творя мир, и примирит обоих во едином теле Отцу» (Еф. 2:15, 16).    Что имеет Отец, то принадлежит и Сыну, как говорится у Иоанна: «вся, елика имать Отец, Моя суть» (Ин. 16:15); и весьма выразительны слова сии. Ибо когда соделался тем, чем не был, тогда все предается Ему. А когда хочет указать на Свое единство с Отцом, тогда не скрывает и учит, говоря: «вся, елика имать Отец, Моя суть». И подивиться должно точности слова. Не сказал: вся, «елика имать Отец», дал Мне, чтобы не заключили, будто бы не имел когда-то сего: но говорит: «Моя суть»; ибо сие, состоя во власти Отца, также — и во власти Сына.    Но должно еще исследовать: что «имать Отец?» Если означается сим тварь, то прежде твари ничего не имел Отец, и что имеет, оказывается заимствующим сие у твари. Да не подумаем сего! Ибо как сам Он — прежде твари, так прежде же твари имеет все, что ни имеет, и сие, как веруем, принадлежит и Сыну. Ибо если Сын «в Отце» (Ин. 14:10), то все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну.    Но сим изречением низлагается лукавство неправомыслящих, которые говорят: «если все предается Сыну, то Отец прекращает власть Свою над тем, что предано Сыну; потому что вместо Себя поставляет Сына: «Отец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынови» (Ин. 5:22)». Но да «заградятся уста глаголющих неправедная» (Пс. 62:12)! Ибо сам Отец не лишился владычества потому, что суд весь даде Сынови. И если сказано, что Отцом предано все Сыну; то посему не перестает Сам быть над всем.    Поелику же явным образом отделяют от Отца Единородного Божия, не отделенного по естеству, хотя сии злочестивцы в безумии своем стараются отделить Его на словах, не разумея, что свет никак не отделим от солнца, но естественно в нем пребывает; то (хотя и дерзко входить в исследование о недомыслимом естестве), — воспользовавшись скудным подобием, заимствованным от того, что — обыкновенно и у нас под руками, должно нам объяснить мысленно словом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Скончай убо и сея седмины, и дам ти и сию за дело, еже делаеши у мене еще седмь лет» (Быт.29— 27). Видишь, что это именно было целию, для которой он все так устроил. Зная любовь Иакова к девице, он говорит: не подумай, что ты обижен; я поступил так потому, что у нас есть закон сперва старшую дочь выдавать в замужество; но ты можешь взять за себя и ту, которую любишь, если и за все будешь столько же лет работать. Выслушав это, праведник с готовностию согласился на все; и после других семи лет «даде ему, — сказано, — Лаван Рахиль дщерь свою в жену» (Быт.29:28).    3. Здесь видишь опять, что дела брачные совершались в древности со всяким благоприличием. Но когда слышишь, что Иаков взял за себя старшую, а потом и младшую, не смущайся, и не суди о тогдашних делах по нынешним обстоятельствам. Тогда, как времена были еще первобытные, начальные, дозволялось сочетаваться с двумя, тремя женами, и еще более, для распространения человеческого рода; ныне же, по благодати Божией, и род человеческий уже распространился в великом множестве, и преспеяние в добродетели возросло. Христос, пришедши на землю и насадив между людьми добродетель, сделав из людей, так сказать, ангелов, искоренил все подобные обычаи древности. Видишь, как не следует основываться на обычае, а везде изыскивать полезное. Вот этот обычай (многоженства) был не хорош; он искоренен, и теперь уже никому не позволительно ссылаться на него. Поэтому ни в чем не смотри на обычай, а изыскивай всегда полезное, не душевредное. Если что оказывается хорошим, хотя бы не было в обычае, пусть будет у нас; а если что пагубно, хотя бы и в обычае было, будем избегать и отвращаться того. «И даде,сказано, — Иакову Рахиль с Валлою рабынею» (Быт.29:29). Видишь, какое благоразумие! Были ли тут толпы слуг? Были ли записи, договоры, смешные условия такие: «если то-то будет, если то-то случится»? Еще прежде супружества, не зная, доживут ли (вступающие в брак) до вечера, немедленно договариваются в записях о том, что будет спустя долгое время, как-то: «если, говорят, умрет бездетен, если оставит после себя детей», и тому подобное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сущее: Иже не по закону заповеди (плотские бысть)…, но по силе живота неразрушимого. Свидетельствует бо: яко ты еси священник в век по чину Мелхиседекову. (Ниже, стр. 2900:) Сей же, за еже пребывать ему во веки, непреступно имать священство. Толкование: Двое разнства полагает, зане не имать конца, якоже законное, и яко с клятвой: сие же творит от Христа, действующего е. По силе бо, рече, живота неразрушаемого. Творит же сие и от клятвы, яко клятся, и от вещи. Аще бо понеже немощное бяше, рече, оное бысть отриновено: сие, понеже сильное есть, стоит. 2) Блаженного Феодорита толкование на псалом 109 Стих 4: Клятся Господь и не раскается: ты еси иерей вовеки по чину Мелхиседекову. Толкование: Вполне истолковал сие божественный Апостол в послании к Евреям и доказал нескончаемость сего первосвященства тем, что священство левитское не с клятвой прияло обетование, a сие подтверждено клятвой, и посему присовокуплено: и не раскается, потому что Бог всяческих неоднократно домостроительствовал многое, и допускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил и отменил; так царство иудейское восставил и разрушил; так попускал быть царствам Ассирийскому, Вавилонскому и Македонскому, и повелел сокрушаться: благоволив же, чтобы священство сие было вечное, как сказано: поклялся, что не раскается. Приложение С Книга Кириллова, глава 8, лист 76, на обороте Но рекут еретицы: то уже иерейства и жертв в церкви Христове несть потребы? Писано бо есть: без всякого прекословия, меньшее от большего благословляется. В первом законе бысть Аарон больший, от негоже по ряду все иереи благословение приимаху. Но Мелхиседек иного рода, иже бысть иерей Бога вышнего, по образу Христа, той бысть Аарона больше, понеже великий патриарх Авраам даде ему десятины: ктому Мелхиседек уставися по чину во иерействе вовеки пребывать. Аарон во своем иерействе поставлен на время, и не возмогоша иереи его вовеки пребывать, смерть Ааронова им прекратила. Того ради Христос не по Ааронову временного, но по Мелхиседекову вечного чина, прииде архиерей вечных благ, и якоже сам никогда не умирает, такожде и иерейство его по чину Мелхиседекову не престает, якоже пишет: ты еси иерей вовеки по чину Мелхиседекову. Престало тогда архиерейство Аароново, яко временное: восстало же Христово веяное, иже из мертвых восстав Апостолов своих на се освяти хиротонией, еже есть руковозложением. И воздвиг руки свои, и благослови их, и вознесеся на небо. А Апостолы паки епископов освятиша, якоже пишет: тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их проповедать слово Божье. А епископы паки попов, якоже пишет: освящше же им попы на все церкви, помолившеся, с постом предаша их Господеви. И паки инде пишет: сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши, и устроиши по всех градах попы, якоже аз тебеповелел. Се имаше иерейство Христово, иже не прииде разорите, но прежний закон и его иерейство, в новый истинный, вечный закон пременить. Приложение Т

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

е, Христа и церкви, в отношении к прошедшему и будущему вечно, и не имело никакого основателя», (т. II, стр. 266.) Сих слов Иерон. объяснение см. ниже, прилож. VI. «(Бог) благоволил, говорит Феодорит, чтобы священство сие (новозаветное) было вечное, как сказано, поклялся, что не раскается» (ч. 3, пс. 109, стр. 259) Он же говорит: «Не думайте, что и сие священство, как и прежнее, прекратится, и вместо его опять будет иное. Таковое предположение отвергается бывшей клятвой», (ч. 7, стр. 605). «Но рекут еретицы, читаем в Кирилловой книге, яко уже иерейства и жертв в церкви Христовой несть потребы... Престало тогда (с пришествием Христовым) архиерейство аароново, яко временное, востало же Христово вечное 54 , иже из мертвых востав, апостолов своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А апостоли паки попов... се имаши иерейство Христово (разумеется не личное Христово иерейство, а данное Им церкви), иже не прииде разорити, но прежний закон, и его иерейство, в новый истинный вечный закон пременити... еже есть в место, по чину ааронову, предаст нам своих священников, по чину Мелхиседекову», (л. 76–78). «Господь не восхоте достояние свое оставити на земли не устроено отходя на небеса, читаем в кн. о Вере, но изем два сребренника, даде гостинником, се есть, старый и новый завет, кому же дал; кто гостинницы; апостоли и по них восприемницы их пастырие и учителие, архиепископи и епископи, иже служителие суть величеству смотрения его, им же и спребывати даже до скончания века обетование сотвори, и по своему неложному обетованию благодатне избирает себе людей достойных, и поставляет и освящает рукоположением чина духовного чрез патриархи архиепископы и епископы (л. 59). 55 Там же: «Яко да всегда, исполняется обетование оно, еже врата адова не могут одолети церкви, ниже против его апостольским престолом». (л. 173 об.) А несколько выше на той же странице названы и самые апостольские престолы. «Константинопольский престол, со иными престолы (александрийским, антиохийским и иерусалимским), иже апостольскими вси древнии нарицали» 56 (л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Возмечтав о равенстве с Богом, она спешила вкусить (плода) и туда устремляла и ум и мысль и ничего больше не видела, как то, чтобы испить чашу, растворенную лукавым демоном. А чтобы увериться тебе, что она заботилась об этом, лишь только приняла гибельный яд по совету змия, послушай, что говорит Писание: «и виде жена, яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно есть еже разумети, и» взя «от плода его и яде» (Быт.3:6). Поистине, «тлят обычаи благи беседы злы» (1Кор.15:33). В самом деле, отчего до внушения этого лукавого демона ничего такого не испытывала (Ева), не подумала о дереве и не видела красоты его? Оттого что боялась заповеди Божией и будущего наказания за вкушение. А теперь, когда она была обольщена этим лукавым животным, будто они не только не потерпят этого (наказания), но и сделаются равными Богу, надежда на это обещание побудила ее вкусить от древа, и она, не захотев остаться в своих границах, но признав врага и противника нашего спасения более достойным доверия, нежели слова Божий, не много спустя на самом опыте узнала гибельность внушения (диавольского) и несчастие, имевшее постигнуть их за вкушение. Увидевши, как сказано, «яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно еже разумети», жена, по обольщению, конечно, диавола, в которое он ввел ее чрез змия, подумала сама про себя: если дерево и хорошо на вкус, и можете. так услаждать взор, и есть в нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам высочайшую честь, так что мы будем иметь одинаковое достоинство с Создателем, то почему же нам не вкусить от него?    4. Видишь ли, как диавол увел жену в плен, увлек ее ум и заставил мечтать о себе выше своего достоинства, чтобы она, увлекшись пустыми надеждами, потеряла и то, что уже было ей даровано. «И взя, — сказано, — от плода его, и яде: и даде мужу своему и ядоста. И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази беша» (Быт.3:6—7). Что ты сделала, жена? Принявши этот гибельный совет, ты не только попрала данный от Бога закон и нарушила заповедь, и до такой дошла несытости, что не удовольствовалась столь многочисленными плодами, но еще дерзнула вкусить и оттого одного дерева, которого Владыка повелел не касаться, поверила словам змия, сочла совет его более достойным доверия, чем данную Создателем заповедь, и допустила себя до такого обмана, что не заслуживает и извинения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Она превышает человеческий помысел. Вар.3:32 . Но ведый вся весть, изобрете ю смыслом Своим . Слово: «изобрете» Пророк употребил человекообразно; ибо назвал Бога источником премудрости ( Вар.3:14 ), а в начале сего же пророчества наименовал Его источником жизни ( Иер.17:13 ). В следующих же словах показывает всемогущество зиждительной Божией силы. Сотворивый землю в вечное время ( ις τον ινα χρονν), наполни ю скотом четвероножным . «Веком» Пророк называет настоящую жизнь человеческую, жизнь же будущая называется «веком века». Вар.3:33 . Посылаяй свет, и идет: призва его, и послуша Его с трепетом . Вар.3:34 . Звезды же возсияша в хранилищах своих, и возвеселишася . Вар.3:35 . Призва я, и рекоша: приидохом, возсияша с веселием Сотворшему я . Все покорно Творцу, говорит Пророк. Каждая тварь хранит пределы свои. «Хранилищами звезд» называет времена; потому что каждая звезда восходит в определенное время. Вар.3:36 . Сей Бог наш . Правитель и распорядитель их – Создатель всего. Не вменится ин к Нему . Пророческое слово не между Сыном и Отцом делает сравнение, но отвергает так именуемых богов. Вар.3:37 . Изобрете всяк путь хитрости . Опять поставлено: «изобрете», по человеческому образу выражения; ибо Он есть источник благ. И даде ю Иакову отроку своему и Израилю возлюбленному от Него . То есть, дал учение боговедения и закон, дарованный чрез Моисея. Вар.3:38 . Посем на земли явися и с человеки поживе . Пророческое слово ясно показало нам вочеловечение Единородного, и что Он – Создатель всего и источник премудрости. А посему Он – и Творец и Владыка ея; о Нем сказано в Притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» ( Притч.8:22 ). Ибо не Бог Слово говорит сие, но премудрость Бога Слова, Им сотворенная. Глава 4 Вар.4:1 . Сия книга повелений Божиих , то есть данная с вочеловечением Единородного Сына Божия. И закон сый во век , потому что завет ветхий приял конец. Вси держащиися ея в живот: оставивши же ю, умрут . Пророк показал конец тех и других. Потом предлагает советы народу, называющемуся Иаковом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Нельзя думать, что это случится только в отдельных явлениях, как это было многократно при жизни Иисуса Христа; эти частные случаи воскрешения мертвых должны были только служить доказательствами присутствия во Христе всеживотворящей силы. Воскрешенные Им опять умерли – это знак, что для нескончаемой жизни потребно благоприятное воздействование и со стороны мира физического, чтобы в самой природе не было места для смерти, а для этого должна наступить особая эпоха, которую Христос относит к концу мира. Но что это за эпоха? Об этом скажем в другой раз. Продолжая рассматривать речь, которую вед Христос с иудеями, находим, что «жизнь в самом себе» Он соединяет с особенным фактом, который Он выражает словом «суд»: «Отец бо не судит ни комуже, но суд весь даде Сынови,» ( Ин. 5:22 ). Это сопоставление понятий указывает на то, что суд до пришествия Христа был суд смерти: «смертию умрете» было сказано, а Спаситель хочет сказать, что Его суд будет судом не смерти, а жизни. III. Мы в прошлый раз остановились на том, как Иисус Христос приписывает Себе право суда над целым человечеством – право, которое простирается не только на настоящую участь человека, но и на самую отдаленную его будущность, на целую вечность, – и дает такой вид, что отселе Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну. Почему и на каком основании это право утверждает за Собою Иисус Христос? Основание этому праву Он выражает самым необыкновенным образом – Отец, говорит Он, отдал весь суд Свой Сыну потому, что Он Сын Человеческий, не говорит, что Он Сын Божий, а Сын Человеческий. Такое необыкновенное сочетание понятий требует особенного объяснения и надобно заметить, что здесь выражается одна из глубочайших истин Евангелия. Суд прежде всего предполагает закон, определяющий, что должно делать и чего нельзя делать, и приложение этого закона к деятельности, что на языке человеческом называется «правдой». Понятие о суде и правде весьма важно для человека, потому что от них зависит не только жизнь внутренняя и внешняя, но и понятия человека о самом добре и зле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Глава 1 Чудный Варух, как известно нам из сказанного прежде, переселился в Египет вместе с бежавшими туда иудеями; но, по истечении пяти лет от взятия Иерусалима, он прибыл в Вавилон, потому что питомцы благочестия употребляли все старание быть опорою немощных и руководить их к истине. Потому, пришедши в Вавилон, Варух читал пророчество божественного Иеремии всем пленным, особенно же Иехонии, который, по кратковременном царствовании, отведен был в плен. И не обманулся в своем намерении, потому что привел их в чувство прежних грехов; познали они причину бедствия, пролили много слез, каждый делал денежные вклады для отсылки жрецам, оставшимся в Иерусалиме, чтобы купили на сие нужное для жертвоприношения ( Вар.1:10 ), сотворили жертвы и умилостивили тем Владыку Бога (ибо словом: «манаа», Евреи называют жертву). Испрашивают они также долголетия Навуходоносору и Валтасару, сыну его. Так и божественный Апостол законоположил молиться за царей, которые возставали еще на благочестие, и «за всех иже во власти суть» ( 1Тим.2:2 ). Таково согласие ветхозаветного с новозаветным. Иудеи, будучи принуждены жить в рабстве, умоляют о себе Господа: «да просветит очи» их ( Вар.1:12 ), чтобы не впасть им в какое-либо заблуждение; приводят же себе на память собственные грехи свои и исповедывают правдивость Божия о них определения. Сверх того просят и сие их послание читать пред Богом в торжественные праздники. Вар.1:15 . И да речете , сказано: Господу Богу нашему правда, а нам стыдение лица нашего, яко же день сей, человеку Иудину, и живущим во Иерусалиме , Вар.1:16 . и князем нашим, и жерцем нашим Вар.1:17 . пред Господем . То есть, весьма правдиво произнесенное о нас Богом определение; и мы, все вообще предавшись беззакониям, достойны стыда; потому что вместе с царями и жрецы совратились на стезю противную. Вар.1:18 . Не покорихомся Ему, и не послушахом гласа Господа Бога нашего, ходити в повелениих Господних, яже даде пред лицем нашим. Припоминают же и прежние беззакония, говоря: с того времени, как отцы наши освобождены от египетского рабства, и до ныне не преставали мы нарушать божественный закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Расточи, даде убогим ( Пс. 111:9 ). И по непреложному и нелживому обетованию, она многое вложила в небесные житницы, много раз и в лице многих, получивших от нее благодеяния, принимала Христа. Но всего лучше то, что она не старалась заставить о себе думать выше надлежащего, а прекрасно возделывала благочестие втайне, пред Видящим тайное. И все похитила у миродержца, все перенесла в безопасные хранилища, ничего не оставила земле, кроме тела. Все променяла на надежды в будущем; одно богатство оставила детям – подражание и ревность к тем же добродетелям. 13. Таково и столь невероятно было ее великодушие! Однако же в уповании на свою благотворительность она не предала тела своего роскоши и необузданному сластолюбию, сему злому и терзающему псу, как случается со многими, которые милосердием к бедным думают купить себе право на роскошную жизнь и не врачуют зла добром, но вместо добра приобретают худое. О ней нельзя сказать, что хотя порабощала в себе перстное постами, однако же другому предоставляла врачевство простертий на земле, или хотя находила в этом пособие для души, однако же менее кого-либо другого ограничивала меру сна, или хотя и в этом дала себе закон, как бесплотная, однако же восклонялась на землю, когда другие проводили всю ночь в прямом положении (каковый подвиг приличен преимущественно любомудрым мужам), или хотя и в сем оказалась мужественнее не только жен, но и самых доблестных мужей, однако же что касается до мудрого возглашения псалмопений, до чтения и изъяснения Божия слова, до благовременного припамятования, до преклонения изможденных и как бы приросших к земле колен, до слезного очищения душевной скверны в сердце сокрушенном и духе смиренном, до молитвы, горе» возносимой, до нерассеянности и парения ума, то мог бы кто-либо из мужей или жен похвалиться превосходством пред ней во всем этом или в чем-либо одном. Напротив того, как ни высоко сие, однако же справедливо может быть сказано о ней, что в ином совершенстве она соревновала, а в другом сама была предметом соревнования, одно изобрела, а другое восхитила силой и, если имела подражателей в котором-либо одном, то всех превзошла тем, что в одной себе совместила все совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Мал.1:10—11. Несть моя воля в вас, глаголет Господь вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших: зане от восток солнца и до запад имя мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста: зане велие имя мое во языцех, глаголет Господь вседержитель.    Наконец уже ясно отвергает совершение богослужения подзаконного и как бы удаляется от любви к иудеям, и нежелательным делает священство, неприемлемой сень, разумею жертвы волов и дым, потому что и в начале не в этом состояла цель Его. Это Он делал для нас ясным и чрез других пророков, говоря то устами Исаии: «исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу. Ниже приходите явитися ми: кто бо изыска сия из рук ваших? ходити по двору моему не приложите. И аще принесете ми семидал, всуе: кадило мерзость ми есть» (Ис.1:11—13), — то устами Иеремии: «всесожжения ваша соберите со жертвами вашими и изъядите мяса: яко не глаголах ко отцем вашым... о всесожжениих и жертвах» в оньже день изведох их от земли Египетския (Иер.7:21—22). Закон был как бы прообразом и предвозвещением богослужения в духе и истинного, — и оправданиями плоти, как божественный пишет Павел, «до времени исправления» наложенными (Евр.9:10). Время же исправления, полагаю, может быть не иное какое, кроме пришествия Спасителя нашего, когда и первый завет, сказано, по небеспорочности своей, упразднен, ибо устарел, и требовалось место новому и второму (завету), который и есть выше всякого порока и вины. Ради сего говорил и Тот, Кто и Великого Совета Ангелом назван (Ис.9:6). Посему и сказал: «от себе аз не глаголю, но пославый мя Отец, Той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин.12:49). Таким образом ясно сказал подзаконным священнослужителям, что они нежелательны для Него, даже более — что нет в них воли Его , — в них, совершающих жертвы в сени и прообразах, и что не примет от них священнодействуемых (жертв). Предсказывает потом, что велико и славно будет имя Его у всех обитателей поднебесной, и во всяком месте и народе будут приноситься имени Его жертвы чистые и бескровные, причем священнослужители уже не будут умалять Его и небрежно приносить Ему духовные службы, но будут стараться с тщанием, благопристойностью и освящением возносить благоухания духовных фимиамов, то есть веру, надежду, любовь и украшения из добрых дел, при установлении очевидно Христовой жертвы — небесной и животворной, посредством которой упразднена смерть, и тленная сия и от земли (взятая) плоть облекается бессмертием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3524...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010