Вопрос 1. Как должно разуметь сказанное: «мнози быша» (Исх.1:7)? Сынове же Израилевы возрастоша и умножишася, и мнози быша и укрепишася зело зело: умножи же их земля. ( Исх.1:7 ).   Не в поругание израильтянам сказал это Моисей, как разумели некоторые, но выразил многочисленность, т. е. так умножились, что как будто разлились по всей оной земле. Так перевел и Акила. То же открывается и из последующего. Ибо сказано: «умножи их земля» ( Исх.1:7 ), и чрез несколько слов: «поелику же их смиряху, толико множайшии бываху и укрепляхуся зело зело» ( Исх.1:12 ). Вопрос 2. Что значит сказанное: «и понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себе жилища» (Исх.1:21)? И понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себе жилища. ( Исх.1:21 ).   Фараон повелел истреблять младенцев мужеского пола; они же по богобоязненности не соглашались содействовать сему узаконению о детоубийстве. Потому Бог , вознаграждая их, даровал им обилие благ. Вопрос 3. По чему узнала дочь фараонова, что младенец был еврейский (Исх.2:5)? Сниде же дщерь фараонова измытися на реку, и рабыни ея прохождаху при реце. И видевши ковчежец в лучице, пославши рабыню, взя и. ( Исх.2:5 ).   Сие показывало обрезание. Из сего видно, что египтяне в то время еще не обрезывались, впоследствии же, соревнуя евреям, приняли закон обрезания. Потому и устами Иеремии изрек Бог всяческих: «посещу на всех, иже обрезаную имут плоть свою: на Египет и на сынов Едома», и т.д. ( Иер.9:25–26 ). Вопрос 4. Для чего Моисей женился на иноплеменнице (Исх.2:21)? Вселися же Моисей у человека: и даде Сепфору дщерь свою Моисею в жену. ( Исх.2:21 ).   Он был образом Владыки Христа, Который, происшедши по плоти от иудеев, в невесту себе наименовал Церковь из язычников. Вопрос 5. Иные говорят, что Моисею в купине явился ангел? Само чтение места сего показывает, Кто явился. Сказано: «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины» ( Исх.3:2 ), и чрез несколько слов: «егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины» ( Исх.3:4 ), и еще чрез несколько: «рече ему: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль» ( Исх.3:6 ); и вслед за сим присовокуплено: «отврати же Моисей лице свое; благоговеяше бо воззрети пред Бога» (там же); и к сему присоединено: «видя видех озлобление людий Моих, иже во Египте, и вопль их услышах» ( Исх.3:7 ) и т.д., и еще: «Аз есмь Сый.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 23    Между тем история показывает число левитов и то, скольким тысячам из них повелено заведовать домостроительством, и скольким — судить и преподавать закон, и скольким — быть придверниками и охранять входы во храм, скольким также — воспевать и песнословить Господа всяческих (1 Пар. 23:3—5). Сказует же, что и потомки Моисеевы причислены к левитам. Ибо сказано: «Моисей же человек Божий и сынове его причтены суть в колено Левиино» (1 Пар. 23:14). Глава 24    Дает также знать, что первосвященник Садок был потомок Елеазаров, а Авимелех — Ифамаров и что поелику больше оказалось ведущих род от Елеазара, то Давид в ежедневных чредах две части отделил потомкам Елеазаровым и одну часть — Ифамаровым. Сказано: «раздели их Давид сыном Елеазаровым в начальники по домом отечеств их, раздели же их по жребием» (1 Пар. 24:4, 5). О сих чредах упоминает блаженный Лука в самом начале Евангелия, ибо сказал, что «Захария был от дневныя чреды Авиани» (Лк. 1:5). Рассматриваемая нами книга показывает, что сей Авия получил седьмой жребий. Глава 25    Об Асафе же, Емане и Идифуме, начальниках псалмопевцев, утверждали иные, что они названы провещателями, не Божиими, но Давидовыми, потому что от него полученные песнопения воспевали, играя на органах. Но думаю, что и они прияли часть пророчественной благодати. Ибо сие показывает и история; сказано: «и постави Давид царь и князи силы над делы сыны Асафовы и Емани и Идифумовы, иже провещаваху в гуслех и псалтирех и кимвалех» (1 Пар. 25:1), и чрез несколько слов: «сынове Асафовы, держащеся Асафа пророка близ царя» (1 Пар. 25:2), и еще: «Идифуму сынове Идифумли, держащиеся отца своего Идифума, в гуслех провещавающего исповедание и хваление Господеви» (1 Пар. 25:3), и вскоре за сим: «вси сии сынове Емана бряцающаго царю в словесех Божиих, да вознесется рог. И даде Бог Еману сынов четыренадесять и три дщери; вси сии со отцем своим воспевающе в дому Божии в кимвалех и во псалтирех, и гуслех, в служение дому Божия близ царя, и Асаф, и Идифум, и Еман» (1 Пар. 25:5—6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2889...

   Из этого следует, что человек должен позаботиться о двух вещах: о том, как достичь того, чтобы его разум выбирал добро вместо зла, и о том, как победить противоборствую­щую закону ума силу греха, действующую в наших членах и оказывающую на нас воздейст­вие способом, который противоположен нашему внутреннему миру. Прилагая эти усилия, всякий сможет ясно увидеть, что происходит внутри него. Слова апостола Павла напомина­ют зеркало, отличное, однако, от остальных зеркал, которое показывает не морщины и дру­гие какие-либо недостатки на нашем лице, а наш внутренний мир во всей его глубине.    Все это еще раз подтверждает свидетельство Моисея в книге Бытия о том, что «приле­жит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8:21), точно так же как и в больном организме естественные законы действуют против своих правил.    Доселе на основе Священного Писания мы описывали непокрытую и лишенную Благо­дати Божией человеческую природу, полностью подлежащую двойной смерти — телесной и душевной. Теперь же, пользуясь тем же источником, давайте остановимся на описании «преизбытка Благодати», которую Бог излил на человека. В самом деле, безграничная лю­бовь Бога к Своему творению так позаботилась о человеке, что «идеже умножися грех, преизбыточествова Благодать» (Рим. 5:20). «Благодарю Бога моего Иисус Христом Господем на­шим..., — говорит апостол Павел от лица всех нас, — потому что закон Духа Жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховного и смерти» (Рим. 7:25, 8:2). И не только это. Евангелист Иоанн приводит и нечто другое, что несравнимо более великое: «Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти... иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин. 1:12—13).    Мы здесь сравнили два крайних состояния. С одной стороны, мы говорили об обнаже­нии и немощи человеческой природы после грехопадения, о немощи, доходящей до степени, когда уже не видно никакого признака, который говорил бы о способности человека воспро­изводить добро. С другой стороны, было сказано и о нашем освобождении от закона грехов­ного и смерти через «закон Духа Жизни во Христе Иисусе»: это стало возможным, когда Бог Слово через Свое вочеловечение включил нашу человеческую природу в лоно Своего Боже­ства, и человек возвысился в состояние обожения по Благодати. Но кроме этих двух крайних реальностей, существует и другое состояние, промежуточное, которое настолько важно и значительно, что без него ничего не может осуществиться. На этом промежуточном со­стоянии мы и остановимся далее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" Мы бо есмы обрезание " (Фил. 3:2-3). Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами? Хочешь узнать, как и мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? " Елицы же прияша Его, - говорит евангелист, - даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12). Нет ничего жалче иудеев: они всегда идут против собственного спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его? Поэтому, говорит (св. Стефан), " жестоковыйнии, и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся " (Деян. 7:51), не только нарушением закона, но и неблаговременным желанием соблюдать его. И справедливо он назвал их жестоковыйными, потому что они не понесли ига Христова, хотя оно было благо и не заключало в себе ничего тяжкого и изнурительного. " Научитеся, - говорит (Иисус Христос), - от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем " ; и еще: " Возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть " (Мф. 11:29,30). Однако же они не понесли (этого ига) по своей жестоковыйности; и не только не понесли, но сокрушили и расторгли его. " Понеже от века, - сказано, - сокрушил еси иго твое, растерзал еси узы твоя " (Иер. 2:20; 5:5 и Пс. 2:3). Не Павел говорит это, но пророк вопиет, разумея под игом и узами символы власти (Христовой); ибо (иудеи) отвергли владычество Христа, когда говорили: " Не имамы царя, токмо кесаря " (Ин. 19:15). Ты (иудей) сокрушил иго, разорвал узы, отторгся от царства небесного и подчинился человеческим властям! А ты (слушатель) смотри, как точно пророк обозначил необузданность иудеев; он не сказал: ты отверг иго, но - сокрушил иго, а это порок животных рьяных, необузданных, не терпящих власти. Но от чего произошла эта жестоковыйность? От пресыщения и пьянства. Кто говорит об этом? Сам Моисей: " Яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный " (Втор. 32:15). Как животные, когда пользуются обильным кормом, разжирев, делаются буйными и неукротимыми, не допускают к себе ни ярма, ни узды, ни руки возничего; так и иудейский народ, от опьянения и пресыщения низвергшись в крайнее нечестие, заскакал, не взял на себя ига Христова, и не повлек плуга (евангельского) учения.

http://moral.ru/iudei_Zlatoust.htm

В Триоди Постной поется: Не от Самарии, но от Марии возсиявый Христе Боже. Самария упоминается здесь потому, что Господь Сам Себя в этой притче именует самарянином. Вочеловечившись, Он как бы пошел по тому же пути, что и все остальное человечество. Далее в Евангелии говорится: И приступлъ обвяза струпы его, возливая масло и вино. Масло является исцеляющим, залечивающим средством, им смазывали пораженное место, А вино очищает, дезинфицирует, вином раньше промывали раны. И Господь излил благодать Свою, исцеляющую людей, и учение Свое: как им жить, чтобы исцелиться. Всадив же его на свой скот, приведе его в гостиницу. В богослужебных текстах есть такой стих: И сел еси на кони — апостолы Твоя, и спасение быстъ еждение Твое. То есть еще во время Своей земной жизни Господь послал апостолов на проповедь и дал им власть исцелять и учить. Потому в Евангелии они образно названы «скотом», на который Господь посадил больное человечество и довез до гостиницы. Гостиница — это Церковь. Но Церковь можно понимать и как лечебницу. Помните, на исповеди нам каждый раз говорится: внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши. И наутрия изшед, изъем два сребреника, даде гостинику, и рече ему: Прилежи ему, и еже аще прииждевеши, аз егда возвращуся, воздам ти. Что такое эти два сребреника? Это Таинство Причащения Тела и Крови Христовых. Оно установлено Господом для исцеления человека. Потому и напоминается каждому: понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши. И мы, когда подходим к Чаше, просим: Да не в суд или во осуждение будет ми причащение Святых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Обещая же воздаяние при возвращении, Господь говорит о Своем Втором Пришествии, когда Он воздаст каждому по делам его, и тем особенно, кто трудится для спасения себя и других. Но почему про законника в Евангелии сказано, что он приступил ко Господу, искушая Его? Законник в ветхозаветной церкви — это толкователь и учитель закона. И раз он преподавал закон и учил, как жить, то зачем спрашивал об этом? Выходит, он учил тому, чего не знал сам? Или, если знал, то для чего спрашивал? Поэтому и сказано: искушая.

http://pravmir.ru/o-miloserdnom-samaryan...

Ибо те истинные мудрецы, воители, мужи доблие и Божии любомудрцы, которые, по внутреннему человеку, водятся и управляются Божией силой. Эллинские философы учатся владеть словом; но есть другие философы, которые невежды в слове, радуются же и веселятся о Божией благодати, и это – мужи богочестивые. Рассудим же теперь, какие из них лучше? Сказано: в деле и силе царство Божие, а не в словеси» ( 1Кор.4:20 ). 40 «Мы все спасены благодатью, – говорит св. Иоанн Златоуст о действии благодати в человеке. – Нам даровано не только оставление грехов, но и оправдание, и освящение, и усыновление, и благодать Духа светоносная и изобильная. Чрез эту благодать мы соделались любезными Богу, уже не как рабы, но как сыны и други. Потому и сказано: благодать возблагодать. Бог всегда предваряет нас Своими благодеяниями. Не только наше происхождение из небытия, но и научение тому, что должно делать и чего не делать, вложение закона этого в самой природе нашей, внедрение в нас неподкупного судилища совести – все это есть дело величайшей благодати и неизреченного человеколюбия. Дело благодати также – после повреждения этого закона возобновление его чрез закон писанный. Ибо преступившим заповедь следовало бы подвергнуться наказаниям и мучениям. Но этого не сделано, а последовало снова исправление и даровано прощение не по праву, но по милости и благодати. Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти. Вера и благодать Духа, устранив первенство мирских достоинств, всем им сообщила один вид, на всех напечатлела один образ – царский. Что может сравниться с таким человеколюбием? Единородный Сын Божий не возгнушался сопричислить к лику чад Божиих и мытарей, и волхвов, и рабов, и самых неважных людей. Такова сила веры в Него, таково величие благодати. Как огонь, проникши в землю, в которой есть металл, тотчас из нее производит золото; так, и еще лучше, крещение делает омываемых им избранных золотыми, когда Дух, на подобие огня, проникает в наши души и, попаляя в них образ перстного, износит, как бы из горнила, образ небесного, образ новый, светлый, блестящий».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

СЛОВО ТРЕТЬЕ Какое содействие доставляет ей Божественное миро Тем, кои так духовно созданы и таким образом рождены, следует получить и действование, которое бы соответствовало таковому рождению, и сообразное тому движение. И это доставляет нам таинство Божественного мира, ибо деятельными соделывает духовные действования, то одно, то другое, то многие, судя по тому, какую имеет кто приемлемость к таинству. И ныне с омывшимися совершается то же, что в прежние времена соделывали руки апостолов с крещеными от них, ибо когда апостолы возлагали руки на принявших таинство, сказано, подавался им Дух Святый, и теперь Утешитель нисходит на помазуемых. Доказательства сего следующие. Первое: в Ветхом завете одинаково помазывались цари и священники, закон же церкви первых воцаряя миром, на священника возлагает руки и молится о благодати Духа, показывая сим, что то и другое считаем за одно и то же, и что то и другое имеет одну и ту же силу. Потом они имеют общее между собою в именах: оное называется помазанием, сие - сообщением Духа. Ибо рукоположение священников Божественнейшие из иереев называют помазанием, и наоборот, о тех, коих совершают таинством мира, и молятся, и веруют, что они общники Святого Духа, и когда приступающим к таинству объясняют, что оно такое, называют его печатью духовного дара. Сие и воспевают при помазании. Еще же и помазанником соделался Сам Владыка, не потому, что принял на главу излиянное миро, но ради Духа Святого, когда для восприятой им плоти соделался хранилищем всякого духовного действования; и не помазанником только, но и помазанием, ибо сказано: миро излиянное имя твое (Песн.1:3), одно с самого начала, другое - впоследствии. Пока он не соделался тем, чему мог Бог сообщил свои дары, он был миром, пребывающим в себе самом; когда же стала существовать блаженная плоть, принявшая всю полноту Божества, коей, как говорит Иоанн, не в меру даде Бог Духа (Ин.3:34) и вложил всякое духовное богатство, тогда излиянное на нее миро и истинно соделалось и стало называться помазанием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/578/...

и Архиереи... Тем убо рабом раздавает десять мнас, дары реку, и комуждо даются на пользу»... За сим, объясняя дальнейшие слова притчи: и бысть егда возвратися и проч., говорит: «се же есть второе Его пришествие, егда явится Царем, со Ангелы во славе Отчей грядый» 452 . б) В Евангелии Учительном сказано: «Обношаше ключь (царствия небесного) не един Петр, но и вси Апостоли. И паки не едини Апостоли токмо, но и восприемницы престола тех, наместницы – Святители, Патриархи. Паки же сии оставльша и предаша Епископом со возложением рук, Епископы же оставиша Пресвитером и всему чину священническу: и таковый ключь обносится и днесь во Архиереех и Пресвитерех, и даже до скончания века не отъимется от них» 453 . в) Книга о Вере говорит: «Господь не восхоте достояние Свое оставити на земли не устроено отходя на небеса, но изем два сребреника, даде гостинником, се есть, старый и новый завет. Кому же дал? Кто гостинници? – Апостоли, и по них восприемници их, пастырие и учителие, Архиепископи и Епископи, иже служителие суть величеству смотрения Его, имже и съпребывати даже до скончания века обетование сотвори, и по Своему неложному обетованию благодатне избирает Себе людей достойных, и поставляет и освящает рукоположением чина духовного чрез Патриархи, Архиепископы и Епископы» 454 . г) Кириллова книга говорит: «Христос не по Ааронову временного, но по Мелхиседекову вечного чина, прииде Архиерей вечных благ. И якоже Сам никогда не умирает, такоже и иерейство Его по чину Мелхиседекову не престает. Якоже пишет: Ты еси Иерей во веки по чину Мелхиседекову 455 . Престало тогда Архиерейство Аароново, яко временное, востало же Христово вечное, Иже, из мертвых востав, Апостолов Своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А Апостоли паки Епископов освятиша... а Епископи паки попов... Се имаши Иерейство Христово, Иже не прииде разорити, но прежний закон, и его иерейство в новый, истинный, вечный закон пременити» 456 . д) Еще: «Духом Божиим утвержденная Церковь не требует дни и месяцы пременити, но во всех своих преданиях стоит непременна, и един устав и предание держит до скончания века» 457 . е) Толковый Апокалипсис, объясняя слова: и всякий остров бежа, и горы не обретошася 458 , говорит: «Острови – святые Церкви, а горы – в них преимущие, т.е. Епископы и Священники, разумевати от Божественного Писания научаемся: бегати же сим во время наведения предреченных от Господа (т.е. во время антихриста)... будет бо скорбь велия, якова же не бысть от сложения мира, ниже будет; овым убо за грехи мучимым, овым же ко искушению добродетели претерпевающим тяжестная и лютая, не точию в муках антихристовых за Христа, но и бегство в горах и в вертепах и злостраданиях, яже предпочтут пребыванию во граде за соблюдение благочестия» 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

(4). И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему, то есть закон евангельский. Ибо, достигнув бесстрастия, по обновлении дома нашего, поем песнь новую. Узрят мнози и убоятся, и уповают. на Господа, потому что проповедь распространена в целом мире. (5). Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его. Потом и новое нечто присовокупляет для убеждения, и говорит: действительно блаженные всех тот, кому упование - единый Бог, и кто не обратил взоры на попечение о настоящей жизни; ибо это - суета, неистовления ложная, и напрасные заботы. Целомудренное же неистовление есть такое состояние в настоящей жизни, в котором пророки казались для многих исступленными, и которым хвалясь праведник говорит: рех во изступлент моем (Пс. 115, 2). И не призре в суеты и неистовления ложная. Итак, блаженным именует того только, кто возложил надежду на Бога, а не того, кто развлекается житейскими попечениями, которые суть и неистовление, и ложь. (6). Многа сотворил ecu Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя. Дела, говорит, совершенные Тобою во время домостроительства, и многочисленны и чудны. О них и другим возвестил я. И проповедь эта пронеслась по всей поднебесной, потому и уверовавших стало бесчисленное множество. (7). Жертвы и приношения не восхотел ecu, тело же свершил Ми ecu. Здесь вводится лице Христа, говорящего Отцу: поелику не восхотел Ты жертвы и приношения, и не благоволил принимать всесожжения, совершаемые по Закону; то (8) прииду, восприняв на Себя тело, которое сам Ты свершил Мне, потому что Дух Святый и сила Вышнего осенили святую Деву. Прииду же сотворити волю Твою. Но какая была воля Отчая, как не изъясненная самим Господом, когда сказал Он: се есть воля Пославшего Мя, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день (Ин. 6, 39)? А сказанное: в главизне книжне, толкуется так: главизною евреи называют свиток. Так Исаии, когда был он научаем таинству вочеловечения Единородного, сказано: приими себе свиток нов, и напиши в нем писалом человечим (Ис. 8, 1). Притом же, уставы нового завета пишутся не на каменных, но на плотяных скрижалях, как говорит Господь чрез пророка Иеремию: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31, 33), давая тем разуметь, что Церковь приимет новый закон в самые внутренние и мысленные хранилища сердца, и заповедей его восхощет зело (Пс. 111, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Пс.39:8. прииду,    восприняв на Себя тело, которое сам Ты «свершил» Мне, потому что Дух Святый и сила Вышнего осенили святую Деву. «Прииду» же Пс.39:9. сотворити волю Твою.   Но какая была воля Отчая, как не изъясненная самим Господом, когда сказал Он: «се... есть воля Пославшего Мя, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день» (Ин. 6:39)? А сказанное: Пс.39:8. в главизне книжне,    толкуется так: «главизною» евреи называют свиток. Так Исаии, когда был он научаем таинству вочеловечения Единородного, сказано: «приими себе свиток нов... и напиши в нем писалом человечим» (Ис. 8:1). Притом же, уставы нового завета пишутся не на каменных, но на плотяных скрижалях, как говорит Господь чрез пророка Иеремию: «дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я» (Иер. 31:33), давая тем разуметь, что Церковь приимет новый закон в самые внутренние и мысленные хранилища сердца, и заповедей его «восхощет зело» (Пс. 111:1). Пс.39:10. Благовестих правду в Церкви велицей.    «Великая Церковь» есть душа, во всяком народе уверовавшая в Спасителя. Она оправдывается, имея Того, Кто оправдывает нечестивого. Пс.39:11. Правду Твою не скрых в сердце моем.    Разумеет правду, им проповеданную, правду, которая выше Закона и сени. Сказанное же: разумел еси     — значит: усвоил Себе. Истину Твою и спасение Твое рех,    то есть, не умолчал, не удержал в Себе истины Твоей. «Истиною» же называет евангельскую проповедь. Но не скрыл и спасения Твоего, т. е. пути к дарованному Тобою спасению, или благодати, приемлемой верою. «Сонмом [п]же многим» именует Церковь, собранную из израильтян и язычников. Ибо Христос разумной природе открывает учение о милости и истине, и учение о спасении. И учение об истине человек обретает в учении созерцательном, а о спасении — в деятельном. Пс.39:12. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене.    После того, как Христос научил тайне домостроительства, вводится лице Израиля, пребывшего в неверии. Ибо, как не веровавший Божию милосердию, и за это презренный и испытавший всякое бедствие, приходит он в раскаяние, умоляя о щедротах. Указывается же и на призвание израильтян, которое будет в последнее время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010