Вопрос 1. Как должно разуметь сказанное: «мнози быша» (Исх.1:7)? Сынове же Израилевы возрастоша и умножишася, и мнози быша и укрепишася зело зело: умножи же их земля. ( Исх.1:7 ). Не в поругание израильтянам сказал это Моисей, как разумели некоторые, но выразил многочисленность, т. е. так умножились, что как будто разлились по всей оной земле. Так перевел и Акила. То же открывается и из последующего. Ибо сказано: «умножи их земля» ( Исх.1:7 ), и чрез несколько слов: «поелику же их смиряху, толико множайшии бываху и укрепляхуся зело зело» ( Исх.1:12 ). Вопрос 2. Что значит сказанное: «и понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себе жилища» (Исх.1:21)? И понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себе жилища. ( Исх.1:21 ). Фараон повелел истреблять младенцев мужеского пола; они же по богобоязненности не соглашались содействовать сему узаконению о детоубийстве. Потому Бог , вознаграждая их, даровал им обилие благ. Вопрос 3. По чему узнала дочь фараонова, что младенец был еврейский (Исх.2:5)? Сниде же дщерь фараонова измытися на реку, и рабыни ея прохождаху при реце. И видевши ковчежец в лучице, пославши рабыню, взя и. ( Исх.2:5 ). Сие показывало обрезание. Из сего видно, что египтяне в то время еще не обрезывались, впоследствии же, соревнуя евреям, приняли закон обрезания. Потому и устами Иеремии изрек Бог всяческих: «посещу на всех, иже обрезаную имут плоть свою: на Египет и на сынов Едома», и т.д. ( Иер.9:25–26 ). Вопрос 4. Для чего Моисей женился на иноплеменнице (Исх.2:21)? Вселися же Моисей у человека: и даде Сепфору дщерь свою Моисею в жену. ( Исх.2:21 ). Он был образом Владыки Христа, Который, происшедши по плоти от иудеев, в невесту себе наименовал Церковь из язычников. Вопрос 5. Иные говорят, что Моисею в купине явился ангел? Само чтение места сего показывает, Кто явился. Сказано: «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины» ( Исх.3:2 ), и чрез несколько слов: «егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины» ( Исх.3:4 ), и еще чрез несколько: «рече ему: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль» ( Исх.3:6 ); и вслед за сим присовокуплено: «отврати же Моисей лице свое; благоговеяше бо воззрети пред Бога» (там же); и к сему присоединено: «видя видех озлобление людий Моих, иже во Египте, и вопль их услышах» ( Исх.3:7 ) и т.д., и еще: «Аз есмь Сый. |
Глава 23 Между тем история показывает число левитов и то, скольким тысячам из них повелено заведовать домостроительством, и скольким — судить и преподавать закон, и скольким — быть придверниками и охранять входы во храм, скольким также — воспевать и песнословить Господа всяческих (1 Пар. 23:3—5). Сказует же, что и потомки Моисеевы причислены к левитам. Ибо сказано: «Моисей же человек Божий и сынове его причтены суть в колено Левиино» (1 Пар. 23:14). Глава 24 Дает также знать, что первосвященник Садок был потомок Елеазаров, а Авимелех — Ифамаров и что поелику больше оказалось ведущих род от Елеазара, то Давид в ежедневных чредах две части отделил потомкам Елеазаровым и одну часть — Ифамаровым. Сказано: «раздели их Давид сыном Елеазаровым в начальники по домом отечеств их, раздели же их по жребием» (1 Пар. 24:4, 5). О сих чредах упоминает блаженный Лука в самом начале Евангелия, ибо сказал, что «Захария был от дневныя чреды Авиани» (Лк. 1:5). Рассматриваемая нами книга показывает, что сей Авия получил седьмой жребий. Глава 25 Об Асафе же, Емане и Идифуме, начальниках псалмопевцев, утверждали иные, что они названы провещателями, не Божиими, но Давидовыми, потому что от него полученные песнопения воспевали, играя на органах. Но думаю, что и они прияли часть пророчественной благодати. Ибо сие показывает и история; сказано: «и постави Давид царь и князи силы над делы сыны Асафовы и Емани и Идифумовы, иже провещаваху в гуслех и псалтирех и кимвалех» (1 Пар. 25:1), и чрез несколько слов: «сынове Асафовы, держащеся Асафа пророка близ царя» (1 Пар. 25:2), и еще: «Идифуму сынове Идифумли, держащиеся отца своего Идифума, в гуслех провещавающего исповедание и хваление Господеви» (1 Пар. 25:3), и вскоре за сим: «вси сии сынове Емана бряцающаго царю в словесех Божиих, да вознесется рог. И даде Бог Еману сынов четыренадесять и три дщери; вси сии со отцем своим воспевающе в дому Божии в кимвалех и во псалтирех, и гуслех, в служение дому Божия близ царя, и Асаф, и Идифум, и Еман» (1 Пар. 25:5—6). |
Из этого следует, что человек должен позаботиться о двух вещах: о том, как достичь того, чтобы его разум выбирал добро вместо зла, и о том, как победить противоборствующую закону ума силу греха, действующую в наших членах и оказывающую на нас воздействие способом, который противоположен нашему внутреннему миру. Прилагая эти усилия, всякий сможет ясно увидеть, что происходит внутри него. Слова апостола Павла напоминают зеркало, отличное, однако, от остальных зеркал, которое показывает не морщины и другие какие-либо недостатки на нашем лице, а наш внутренний мир во всей его глубине. Все это еще раз подтверждает свидетельство Моисея в книге Бытия о том, что «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8:21), точно так же как и в больном организме естественные законы действуют против своих правил. Доселе на основе Священного Писания мы описывали непокрытую и лишенную Благодати Божией человеческую природу, полностью подлежащую двойной смерти — телесной и душевной. Теперь же, пользуясь тем же источником, давайте остановимся на описании «преизбытка Благодати», которую Бог излил на человека. В самом деле, безграничная любовь Бога к Своему творению так позаботилась о человеке, что «идеже умножися грех, преизбыточествова Благодать» (Рим. 5:20). «Благодарю Бога моего Иисус Христом Господем нашим..., — говорит апостол Павел от лица всех нас, — потому что закон Духа Жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховного и смерти» (Рим. 7:25, 8:2). И не только это. Евангелист Иоанн приводит и нечто другое, что несравнимо более великое: «Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти... иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин. 1:12—13). Мы здесь сравнили два крайних состояния. С одной стороны, мы говорили об обнажении и немощи человеческой природы после грехопадения, о немощи, доходящей до степени, когда уже не видно никакого признака, который говорил бы о способности человека воспроизводить добро. С другой стороны, было сказано и о нашем освобождении от закона греховного и смерти через «закон Духа Жизни во Христе Иисусе»: это стало возможным, когда Бог Слово через Свое вочеловечение включил нашу человеческую природу в лоно Своего Божества, и человек возвысился в состояние обожения по Благодати. Но кроме этих двух крайних реальностей, существует и другое состояние, промежуточное, которое настолько важно и значительно, что без него ничего не может осуществиться. На этом промежуточном состоянии мы и остановимся далее. |
" Мы бо есмы обрезание " (Фил. 3:2-3). Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами? Хочешь узнать, как и мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? " Елицы же прияша Его, - говорит евангелист, - даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12). Нет ничего жалче иудеев: они всегда идут против собственного спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его? Поэтому, говорит (св. Стефан), " жестоковыйнии, и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся " (Деян. 7:51), не только нарушением закона, но и неблаговременным желанием соблюдать его. И справедливо он назвал их жестоковыйными, потому что они не понесли ига Христова, хотя оно было благо и не заключало в себе ничего тяжкого и изнурительного. " Научитеся, - говорит (Иисус Христос), - от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем " ; и еще: " Возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть " (Мф. 11:29,30). Однако же они не понесли (этого ига) по своей жестоковыйности; и не только не понесли, но сокрушили и расторгли его. " Понеже от века, - сказано, - сокрушил еси иго твое, растерзал еси узы твоя " (Иер. 2:20; 5:5 и Пс. 2:3). Не Павел говорит это, но пророк вопиет, разумея под игом и узами символы власти (Христовой); ибо (иудеи) отвергли владычество Христа, когда говорили: " Не имамы царя, токмо кесаря " (Ин. 19:15). Ты (иудей) сокрушил иго, разорвал узы, отторгся от царства небесного и подчинился человеческим властям! А ты (слушатель) смотри, как точно пророк обозначил необузданность иудеев; он не сказал: ты отверг иго, но - сокрушил иго, а это порок животных рьяных, необузданных, не терпящих власти. Но от чего произошла эта жестоковыйность? От пресыщения и пьянства. Кто говорит об этом? Сам Моисей: " Яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный " (Втор. 32:15). Как животные, когда пользуются обильным кормом, разжирев, делаются буйными и неукротимыми, не допускают к себе ни ярма, ни узды, ни руки возничего; так и иудейский народ, от опьянения и пресыщения низвергшись в крайнее нечестие, заскакал, не взял на себя ига Христова, и не повлек плуга (евангельского) учения. |
В Триоди Постной поется: Не от Самарии, но от Марии возсиявый Христе Боже. Самария упоминается здесь потому, что Господь Сам Себя в этой притче именует самарянином. Вочеловечившись, Он как бы пошел по тому же пути, что и все остальное человечество. Далее в Евангелии говорится: И приступлъ обвяза струпы его, возливая масло и вино. Масло является исцеляющим, залечивающим средством, им смазывали пораженное место, А вино очищает, дезинфицирует, вином раньше промывали раны. И Господь излил благодать Свою, исцеляющую людей, и учение Свое: как им жить, чтобы исцелиться. Всадив же его на свой скот, приведе его в гостиницу. В богослужебных текстах есть такой стих: И сел еси на кони — апостолы Твоя, и спасение быстъ еждение Твое. То есть еще во время Своей земной жизни Господь послал апостолов на проповедь и дал им власть исцелять и учить. Потому в Евангелии они образно названы «скотом», на который Господь посадил больное человечество и довез до гостиницы. Гостиница — это Церковь. Но Церковь можно понимать и как лечебницу. Помните, на исповеди нам каждый раз говорится: внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши. И наутрия изшед, изъем два сребреника, даде гостинику, и рече ему: Прилежи ему, и еже аще прииждевеши, аз егда возвращуся, воздам ти. Что такое эти два сребреника? Это Таинство Причащения Тела и Крови Христовых. Оно установлено Господом для исцеления человека. Потому и напоминается каждому: понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши. И мы, когда подходим к Чаше, просим: Да не в суд или во осуждение будет ми причащение Святых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Обещая же воздаяние при возвращении, Господь говорит о Своем Втором Пришествии, когда Он воздаст каждому по делам его, и тем особенно, кто трудится для спасения себя и других. Но почему про законника в Евангелии сказано, что он приступил ко Господу, искушая Его? Законник в ветхозаветной церкви — это толкователь и учитель закона. И раз он преподавал закон и учил, как жить, то зачем спрашивал об этом? Выходит, он учил тому, чего не знал сам? Или, если знал, то для чего спрашивал? Поэтому и сказано: искушая. |
Ибо те истинные мудрецы, воители, мужи доблие и Божии любомудрцы, которые, по внутреннему человеку, водятся и управляются Божией силой. Эллинские философы учатся владеть словом; но есть другие философы, которые невежды в слове, радуются же и веселятся о Божией благодати, и это – мужи богочестивые. Рассудим же теперь, какие из них лучше? Сказано: в деле и силе царство Божие, а не в словеси» ( 1Кор.4:20 ). 40 «Мы все спасены благодатью, – говорит св. Иоанн Златоуст о действии благодати в человеке. – Нам даровано не только оставление грехов, но и оправдание, и освящение, и усыновление, и благодать Духа светоносная и изобильная. Чрез эту благодать мы соделались любезными Богу, уже не как рабы, но как сыны и други. Потому и сказано: благодать возблагодать. Бог всегда предваряет нас Своими благодеяниями. Не только наше происхождение из небытия, но и научение тому, что должно делать и чего не делать, вложение закона этого в самой природе нашей, внедрение в нас неподкупного судилища совести – все это есть дело величайшей благодати и неизреченного человеколюбия. Дело благодати также – после повреждения этого закона возобновление его чрез закон писанный. Ибо преступившим заповедь следовало бы подвергнуться наказаниям и мучениям. Но этого не сделано, а последовало снова исправление и даровано прощение не по праву, но по милости и благодати. Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти. Вера и благодать Духа, устранив первенство мирских достоинств, всем им сообщила один вид, на всех напечатлела один образ – царский. Что может сравниться с таким человеколюбием? Единородный Сын Божий не возгнушался сопричислить к лику чад Божиих и мытарей, и волхвов, и рабов, и самых неважных людей. Такова сила веры в Него, таково величие благодати. Как огонь, проникши в землю, в которой есть металл, тотчас из нее производит золото; так, и еще лучше, крещение делает омываемых им избранных золотыми, когда Дух, на подобие огня, проникает в наши души и, попаляя в них образ перстного, износит, как бы из горнила, образ небесного, образ новый, светлый, блестящий». |
СЛОВО ТРЕТЬЕ Какое содействие доставляет ей Божественное миро Тем, кои так духовно созданы и таким образом рождены, следует получить и действование, которое бы соответствовало таковому рождению, и сообразное тому движение. И это доставляет нам таинство Божественного мира, ибо деятельными соделывает духовные действования, то одно, то другое, то многие, судя по тому, какую имеет кто приемлемость к таинству. И ныне с омывшимися совершается то же, что в прежние времена соделывали руки апостолов с крещеными от них, ибо когда апостолы возлагали руки на принявших таинство, сказано, подавался им Дух Святый, и теперь Утешитель нисходит на помазуемых. Доказательства сего следующие. Первое: в Ветхом завете одинаково помазывались цари и священники, закон же церкви первых воцаряя миром, на священника возлагает руки и молится о благодати Духа, показывая сим, что то и другое считаем за одно и то же, и что то и другое имеет одну и ту же силу. Потом они имеют общее между собою в именах: оное называется помазанием, сие - сообщением Духа. Ибо рукоположение священников Божественнейшие из иереев называют помазанием, и наоборот, о тех, коих совершают таинством мира, и молятся, и веруют, что они общники Святого Духа, и когда приступающим к таинству объясняют, что оно такое, называют его печатью духовного дара. Сие и воспевают при помазании. Еще же и помазанником соделался Сам Владыка, не потому, что принял на главу излиянное миро, но ради Духа Святого, когда для восприятой им плоти соделался хранилищем всякого духовного действования; и не помазанником только, но и помазанием, ибо сказано: миро излиянное имя твое (Песн.1:3), одно с самого начала, другое - впоследствии. Пока он не соделался тем, чему мог Бог сообщил свои дары, он был миром, пребывающим в себе самом; когда же стала существовать блаженная плоть, принявшая всю полноту Божества, коей, как говорит Иоанн, не в меру даде Бог Духа (Ин.3:34) и вложил всякое духовное богатство, тогда излиянное на нее миро и истинно соделалось и стало называться помазанием. |
и Архиереи... Тем убо рабом раздавает десять мнас, дары реку, и комуждо даются на пользу»... За сим, объясняя дальнейшие слова притчи: и бысть егда возвратися и проч., говорит: «се же есть второе Его пришествие, егда явится Царем, со Ангелы во славе Отчей грядый» 452 . б) В Евангелии Учительном сказано: «Обношаше ключь (царствия небесного) не един Петр, но и вси Апостоли. И паки не едини Апостоли токмо, но и восприемницы престола тех, наместницы – Святители, Патриархи. Паки же сии оставльша и предаша Епископом со возложением рук, Епископы же оставиша Пресвитером и всему чину священническу: и таковый ключь обносится и днесь во Архиереех и Пресвитерех, и даже до скончания века не отъимется от них» 453 . в) Книга о Вере говорит: «Господь не восхоте достояние Свое оставити на земли не устроено отходя на небеса, но изем два сребреника, даде гостинником, се есть, старый и новый завет. Кому же дал? Кто гостинници? – Апостоли, и по них восприемници их, пастырие и учителие, Архиепископи и Епископи, иже служителие суть величеству смотрения Его, имже и съпребывати даже до скончания века обетование сотвори, и по Своему неложному обетованию благодатне избирает Себе людей достойных, и поставляет и освящает рукоположением чина духовного чрез Патриархи, Архиепископы и Епископы» 454 . г) Кириллова книга говорит: «Христос не по Ааронову временного, но по Мелхиседекову вечного чина, прииде Архиерей вечных благ. И якоже Сам никогда не умирает, такоже и иерейство Его по чину Мелхиседекову не престает. Якоже пишет: Ты еси Иерей во веки по чину Мелхиседекову 455 . Престало тогда Архиерейство Аароново, яко временное, востало же Христово вечное, Иже, из мертвых востав, Апостолов Своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А Апостоли паки Епископов освятиша... а Епископи паки попов... Се имаши Иерейство Христово, Иже не прииде разорити, но прежний закон, и его иерейство в новый, истинный, вечный закон пременити» 456 . д) Еще: «Духом Божиим утвержденная Церковь не требует дни и месяцы пременити, но во всех своих преданиях стоит непременна, и един устав и предание держит до скончания века» 457 . е) Толковый Апокалипсис, объясняя слова: и всякий остров бежа, и горы не обретошася 458 , говорит: «Острови – святые Церкви, а горы – в них преимущие, т.е. Епископы и Священники, разумевати от Божественного Писания научаемся: бегати же сим во время наведения предреченных от Господа (т.е. во время антихриста)... будет бо скорбь велия, якова же не бысть от сложения мира, ниже будет; овым убо за грехи мучимым, овым же ко искушению добродетели претерпевающим тяжестная и лютая, не точию в муках антихристовых за Христа, но и бегство в горах и в вертепах и злостраданиях, яже предпочтут пребыванию во граде за соблюдение благочестия» 459 . |
(4). И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему, то есть закон евангельский. Ибо, достигнув бесстрастия, по обновлении дома нашего, поем песнь новую. Узрят мнози и убоятся, и уповают. на Господа, потому что проповедь распространена в целом мире. (5). Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его. Потом и новое нечто присовокупляет для убеждения, и говорит: действительно блаженные всех тот, кому упование - единый Бог, и кто не обратил взоры на попечение о настоящей жизни; ибо это - суета, неистовления ложная, и напрасные заботы. Целомудренное же неистовление есть такое состояние в настоящей жизни, в котором пророки казались для многих исступленными, и которым хвалясь праведник говорит: рех во изступлент моем (Пс. 115, 2). И не призре в суеты и неистовления ложная. Итак, блаженным именует того только, кто возложил надежду на Бога, а не того, кто развлекается житейскими попечениями, которые суть и неистовление, и ложь. (6). Многа сотворил ecu Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя. Дела, говорит, совершенные Тобою во время домостроительства, и многочисленны и чудны. О них и другим возвестил я. И проповедь эта пронеслась по всей поднебесной, потому и уверовавших стало бесчисленное множество. (7). Жертвы и приношения не восхотел ecu, тело же свершил Ми ecu. Здесь вводится лице Христа, говорящего Отцу: поелику не восхотел Ты жертвы и приношения, и не благоволил принимать всесожжения, совершаемые по Закону; то (8) прииду, восприняв на Себя тело, которое сам Ты свершил Мне, потому что Дух Святый и сила Вышнего осенили святую Деву. Прииду же сотворити волю Твою. Но какая была воля Отчая, как не изъясненная самим Господом, когда сказал Он: се есть воля Пославшего Мя, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день (Ин. 6, 39)? А сказанное: в главизне книжне, толкуется так: главизною евреи называют свиток. Так Исаии, когда был он научаем таинству вочеловечения Единородного, сказано: приими себе свиток нов, и напиши в нем писалом человечим (Ис. 8, 1). Притом же, уставы нового завета пишутся не на каменных, но на плотяных скрижалях, как говорит Господь чрез пророка Иеремию: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31, 33), давая тем разуметь, что Церковь приимет новый закон в самые внутренние и мысленные хранилища сердца, и заповедей его восхощет зело (Пс. 111, 1). |
Пс.39:8. прииду, восприняв на Себя тело, которое сам Ты «свершил» Мне, потому что Дух Святый и сила Вышнего осенили святую Деву. «Прииду» же Пс.39:9. сотворити волю Твою. Но какая была воля Отчая, как не изъясненная самим Господом, когда сказал Он: «се... есть воля Пославшего Мя, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день» (Ин. 6:39)? А сказанное: Пс.39:8. в главизне книжне, толкуется так: «главизною» евреи называют свиток. Так Исаии, когда был он научаем таинству вочеловечения Единородного, сказано: «приими себе свиток нов... и напиши в нем писалом человечим» (Ис. 8:1). Притом же, уставы нового завета пишутся не на каменных, но на плотяных скрижалях, как говорит Господь чрез пророка Иеремию: «дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я» (Иер. 31:33), давая тем разуметь, что Церковь приимет новый закон в самые внутренние и мысленные хранилища сердца, и заповедей его «восхощет зело» (Пс. 111:1). Пс.39:10. Благовестих правду в Церкви велицей. «Великая Церковь» есть душа, во всяком народе уверовавшая в Спасителя. Она оправдывается, имея Того, Кто оправдывает нечестивого. Пс.39:11. Правду Твою не скрых в сердце моем. Разумеет правду, им проповеданную, правду, которая выше Закона и сени. Сказанное же: разумел еси — значит: усвоил Себе. Истину Твою и спасение Твое рех, то есть, не умолчал, не удержал в Себе истины Твоей. «Истиною» же называет евангельскую проповедь. Но не скрыл и спасения Твоего, т. е. пути к дарованному Тобою спасению, или благодати, приемлемой верою. «Сонмом [п]же многим» именует Церковь, собранную из израильтян и язычников. Ибо Христос разумной природе открывает учение о милости и истине, и учение о спасении. И учение об истине человек обретает в учении созерцательном, а о спасении — в деятельном. Пс.39:12. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене. После того, как Христос научил тайне домостроительства, вводится лице Израиля, пребывшего в неверии. Ибо, как не веровавший Божию милосердию, и за это презренный и испытавший всякое бедствие, приходит он в раскаяние, умоляя о щедротах. Указывается же и на призвание израильтян, которое будет в последнее время. |
| |