Из четвертой книги царств о проказе Гиезия И возвратися Нееман к Елисею, и все ополчение его, и прииде, и ста пред ним. И рече: се ныне разумех, яко нест Бога во всей земли, но токмо во Исраили: и ныне приими благословение от раба твоего. И рече Елисей: жив Господь, Емуже предстах пред Ним, аще прииму. И понуждаше его взяти, и непослуша. И несколько далее: И рече Гиезий отрочищ Елисеев: се пощаде господин мой Неемана Сирянина сего, еже не взяти от руки его, яже принесе. Жив Господь, яко имам тещи в след его, и возму от него нечто. И тече Гиезий в след Нееманов. И немного далее: и рече Нееман: возми два таланта сребра. И взя два таланта во два мешца, и две премены риз. И несколько далее: и рече Елисей: откуду (пришел еси) Гиезие? и рече Гиезий: не исходил раб твой никаможе. И рече к нему Елисей: не ходило ли сердце мое с тобою, и видех егда возвращашеся муж с колесницы своей в сретение тебе? и ныне взял еси сребро, и ризы взял еси, да купиши за них вертограды, и маслины, и винограды, и овцы, и волы, и отроки и отроковицы. И проказа Нееманова да прильпнет к тебе, и к семени твоему во веки. И изыде от лица его прокажен яко снег (5, 15–16, 20–21, 23 и 25–27). Из толкования святого Василия на Исаию. „Закон в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, заньже не леть дары даяти о сем (Исаии 8, 20). А закон сей не то, что – сие слово чревовещателя; ибо не для обмана, вымытляет, как это слово, но он – учитель истины. Те прорицают за сребро; и что всего смешнее, обманываемые в награду за ложь платят им серебром. А это слово, то есть, слово закона, не таково, чтобы за него давать дар, потому что никто не продает Божией благодати. Сказано: туне приясте, туне дадите ( Матф. 10, 8 ). Видишь ли, как вознегодовал Петр на Симона, предлагавшего серебро за благодать Духа? Сребро твое, говорит он, с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати ( Деян. 8, 20 ). Итак слово евангельское – не то, что продажные слова чревовещателей. Ибо кто может дать достойное за них вознаграждение? Послушай Давида, который недоумевает и говорит: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? ( Псал. 115, 3 ). Итак не леть дары даяти за сие, дары равноценные благодати Его; один дар достоин – сбережение даруемого. Давший тебе сокровище требует за сие не цены дарованного, но сбережения, которое было бы достойно дара“ 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Uc.VIII:15 . Сего ради изнемогут в них мнози и падут и сокрушатся (разобьются) , и приближатся (столпятся) и яты будут человецы, в твердыни суще В сем стихе подтверждается сказанное в предыдущем. Там сказано, что для чуждых упования на Бога Он будет камнем падения. И вследствие этого (сего ради) действительно многие из них, преткнувшись об этот камень, обессилеют, падут и разобьются, т. е. потерпят полное поражение от Господа рукою врагов их. Там сказано, что люди Израильские попадут в сети и в яму. И действительно с ними случится эта беда, от которой не спасут их твердыня или крепость. Напрасно они будут искать защиты в этих твердынях и собираться в них толпами, – их ожидает участь птиц или зверей, попавших в сети и в яму с капканом. Таковая участь грозит не всем впрочем, а многим (мнози), ибо останок, как часть повторяет Исаия, спасется. Uc.VIII:16 . Тогда явлени будут печатлеющий закон, еже не учитися Кара Божия, имеющая постигнуть нечестивых, откроет всем, как пагубно не учиться закону Господню, запечатлевать его, чтобы никогда в него не заглядывать. Uc.VIII:17 . И речет: пожду Бога, отвращшаго лице свое от дому Иаковля и уповая буду на-Нь Бедствия, имеющие постигнуть презрителей закона Господня, послужат впрочем к вразумлению некоторых из них, так что иной скажет тогда: подожду, не сжалится ли над нами Бог, отвративший лице Своей от потомков Иакова. Еще не все потеряно: Бог милосерд к тем, которые обращаются к Нему с покаянием и молитвою: буду уповать на-Нь, на Его милость. Uc.VIII:18 . Се аз и дети, яже ми даде Бог . И будут знамения и чудеса в дому Исраилева от Господа Саваофа, иже обитает на горе Сион Выраженное в предыдущем стихе упование на милость Божию не напрасно. Пророк подтверждает его, указывая на себя (се аз) и на своих детей, как на знамения спасения от Господа, ибо в самых именах пророка и двоих детей его заключалось это знамение. Имя Исаия значит помощь Господа; один из сыновей его назывался Шеар-ясув, т. е. остаток обратится (VII, 3); другой носил имя, выражающее угрозу бедствиями врагам Иудейского царства: скоро плени, нагло расхити (VIII, 3). – Обещаемое дому Израилеву, т. е. народу Израильскому, спасение от бед будет сопровождаться знамениями и чудесами, во свидетельство того, что виновник спасения будет Господь Саваоф, обитающий в храме Своем на горе Сионе. – Слова: се аз и дети, яже ми даде Бог, Ап. Павел влагает в уста Иисуса Христа ( Ebp. II, 13 ). Это значит, что Исаия самым именем своим прообразовал Иисуса Христа, а дети Исаии были прообразами Апостолов Христовых ( Uoah. XIII, 33 ) и всех верующих во Христа, усыновленных Христу в крещении. В том же прообразовательном смысле должно понимать слова предшествующего стиха: и уповая буду на Него, усвояемые также Иисуса Христу Апостолом на ряду с словами: се аз и дети, яже ми даде Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Потом пророческое слово, негодуя на безумие идолопоклонников, говорит: что испытуют мертвыя о живых? Для чего ты, одушевленная тварь, поклоняешься камню? Для чего ты, существо разумное, вопрошаешь мертвого? За живого сына умоляешь не имеющего или лишенного жизни, бездыханного? Идешь ли ты к прорицалищу или придумываешь для себя очищения, прибегаешь к мертвым, которые сами утратили жизнь и тебе причинят смерть за преслушание. Закон бо в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, заньже не леть дары даяти. Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим в пользу. Ибо какая тебе выгода предвосхитить ведение? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не предузнал. А если оно скорбно, какое для тебя приобретение наперед томиться скорбью? Ты получил в помощь закон. В тебе и от природы было уже великое предрасположение к прекрасному, но Бог, усовершая сие, присовокупил в руководство тебе и закон. Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное законом и ожидай наслаждения благами. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой дает тебе (Исх. 20, 12). Желаешь ли благ? Исполняй предписанное. Не спрашивай прорицателя о здоровье, но прими врача, который предлагает для здравия средства, состоящие в твоей власти. Чему научишься у другого? Ни один прорицатель не дает бессмертия, ни один не возводит на небо, ни один не поставит тебя пред Судиею небоязненным, но сие дадут закон и точное его соблюдение. Соблюдая закон, не любопытствуй о будущем, но ожидай воздаяния. Посему закон в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, заньже не леть дары даяти о сем. А закон сей не то, что сие слово чревовещателя; ибо не для обмана вымышлен, как это слово, но он — учитель истины. Те прорицают за серебро, и это всего смешнее — обманываемые в награду за ложь платят им серебром. А это слово, то есть слово закона, не таково, чтобы за него давать дар, потому что никто не продает Божией благодати. Сказано: туне приясте, туне дадите (Мф.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Слово наставления оканчивает сам Еммануил к возложившим надежду на Него, которые сопричислены к чадам, даны же Ему от Бога и Отца, как Спасителю и Искупителю и животворящему и имеющему силу просвещать и избавлять от всякого зла. Он всячески отдаляет их от древних нравов и первоначального умоповреждения. Ибо идолопоклонники обыкновенно любили демонские прорицания и с благоговением внимали каким-либо тщесловящим гадателям по трупам мертвецов, не говорящим ничего истинного, и отрыгающим то, что просто приходит на ум. Но вы, говорит, если бы и пришел кто-либо, говорящий: изыщите от земли возглашающих, то есть, делающих вид, что вызывают мертвых и как бы из ада дают прорицания, или же чревоволшебников, которые делают вид, что имеют в своем чреве каких-то богов и таким образом приходящим к ним говорят как бы от лица оных: не принимайте их совета. Ибо они глашают от одного чрева своего, и не суть народ разумный, чтобы и взыскать Бога и чему либо от Него научиться. Но скажите советующим оное: что испытуют мертвые о живых? Видишь ли, как соделывает их благоразумнейшими? Ибо не только заповедует удаляться от невежества и умоповреждения оных: но и повелевает быть добрыми советниками для заблуждших, так как сказано: говорите: что испытуют мертвыя о живых? Самое обыкновенное и человеческое суждение. В самом деле, какое может иметь основание обыкновение о живущих еще вопрошать у лежащих в земле или у находящихся, быть может, во аде душ? И с другой стороны совершенно нелепо внимать гаданиям по трупам мертвецов и лжесловесиям чародеев, имеющих мертвый ум и как бы иссохшее сердце. Ибо они не ведают Зиждителя всяческих и не имеют в себе животворящего слова Божия; и кроме того они – ревнители мертвых дел. Итак, каким же образом живущие, то есть, имеющие в себе оживотворение свыше и обогатившиеся живым словом Божиим, спрашивали бы о себе мертвых? Посему говорите это, сказано, прибавляя, что закон в помощь даде, то есть, евангельский, дабы внимающие ему говорили: не якоже слово сие, заньже не лет дары даяти, ибо ложь продают говорящие от одного лишь своего сердца; спасительный же и истинный закон Божий, то есть, откровение евангельское, которое дано на помощь живущим на земле, не есть якоже слово сие, то есть, слово лжепророков. Да и притом за него не нужно дары давать, тогда как, как я сказал недавно, некоторые за деньги покупают лжесловесия чародеев, между тем как желающим (туне) предлагается небесное откровение, чрез которое мы руководствуемся ко всему доброму, а также можем узнать имеющее совершиться в будущем. Ибо кому не ясно, что нам, делающим благое и питающим истинную любовь ко Христу, все будет за сие по молитве? Ибо Он явит нас блаженными и в сем мире и в веке будущем. Итак, для желающих познать данный от Христа на помощь закон, это познание предлагается без денег и без всякого дара. И это подлинно то, о чем премудро сказано устами Исаии: жаждущии идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите без сребра и цены ( Ис.55:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Но когда жалкий народ иудейский снисшел в самую глубину порока, тогда уже необходимыми были признаны письмена и напоминание закона посредством них. А если думаешь, что так было только в Ветхом Завете, в Новом же этого нет, то скажу, что гораздо еще более видно это в Новом Завете. Ибо и богомудрым Апостолам не что–либо письменное дано, но вместо этого обетована благодать Святого Духа. Ибо сказано: Той воспомянет вам вся (Ин.14:26). Если же думаешь, что писанные законы важнее неписанных, то послушай, что говорит Сам Царь: завещаю им завет нов, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер.31:31.33). И будут вси научени Богом (Ин.6:45). Почему и Ап. Павел, утверждая, что нам вверено нечто большее, нежели Моисею, сказал, что мы приняли закон, не на скрижалех каменных написанный, но на скрижалех сердца плотяных напечатленный (2 Кор.3:3). Кто пренебрегает им, тот будет не камнями побит, по Закону Ветхому, но предан жесточайшему мучению. Но поскольку время стремится и бежит, подобно быстрому коню, и одни преткнулись в догматах; а другие — в жизни, то опять стало необходимо нужным исправление через письмена. По причине нарушения законов неписанных Соблаговоливший всеми способами возводить послушных к добродетели по справедливости обратился к законам писанным. Посему, надлежит нам помыслить, какова наша вина, когда мы, обязанные жить в такой чистоте, чтобы не иметь нужды в письменах, но вместо книг Божественному Духу вверять свои души, утратили эту честь и довели себя до потребности в письменах, и этим вторым пособием опять не пользуемся как должно. Ибо если и это уже вина — иметь нужду в письменах и научения Святым Духом не привлекать чистою жизнью, то справедливость требует принять в рассмотрение, как велико это зло — при такой великой помощи (ибо сказано: закон в помощь даде (Ис.8:20)) не желать сим воспользоваться, но оставлять письмена без внимания, как предлагаемые напрасно и тщетно, и тем призывать на себя большее наказание. 197. Диакону Евтонию. Притча о семени, и о том, как сеется слово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Итак, первая помощь нам во Христе дана чрез закон Моисея; ибо закон, по гласу пророка, «в помощь даде» ( Ис.8, 20 ); но Моисей взял за хвост. Второе затем очищение во Христе было чрез святых пророков и чрез голос и посланничество Иоанна; ибо те говорили: «Омойтесь, очиститесь» ( Ис.1, 16 ), а этот призывал к крещению покаяния. А третье знамение, которое называется и последним, – смерть Христа, за которую последовала и вера. " Если, – сказано, – они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого» ( Исх. 4, 8 ). Видишь, Он очень ясно говорит, что вера последует не за первым знамением, то есть не за помощью от закона, и не за средним очищением, то есть очищением чрез святых пророков и Иоанна, но только за гласом последнего знамения; ибо таинство Христа не безгласно, но призывает всех по всей земле высоким и громким проповеданием ( Притч. 9, 3 ) к очищению водою и кровью и в животворение чрез приобщение святой плоти. Таким образом, служение закона состояло в предвозвещениях о Христе, а сам он не очень достаточен для того, чтобы спасти кого-либо. Я думаю, можно показать, что и это ясно высказывает Моисей в том же своем писании. Хотя Бог сказал ему: «Я буду с тобою» ( Исх. 3, 12 ), и предварительно убеждал его в этом чудотворениями, он умолял Его, говоря: «о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал...: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь...? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать» ( Исх.4, 10–13 ). Ибо закон немощен и не достаточно силен для того, чтобы спасти всю землю и изъять человека из власти диавола. Моисею не было неизвестно, что он косноязычен и слаб голосом, особенно когда с ним начал беседовать Бог и когда повелевал ему вести о Нем речь. Так, говорит Он, скажи сынам Израилевым: «Я есмь Сущий … Вот имя Мое на веки» ( Исх.3, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

3. И возгреме Господь с Небесе, и Вышний даде глас Свой ( Пс.17:14 ). Когда сие было? Когда Вышний даде глас Свой? Не дерзаем испытывать тех гласов Иеговы, кои давал Он до времен нашего мира, прежде бытия сих небес и сея земли. Желаем с благоговейным трепетом воспомянуть о гласах, кои слышал от Бога наш мир и кои относились к нашему миру и к нам. Первый глас Вышний даде, рекши: да будет свет – да будет твердь, т.е. тот глагол, которым не сущее изводилось в сущее. Второй глас Вышнего был тот, коим взыскал Он падшего Адама: Адаме, Адаме! где еси? и потом обличил его, вразумил, наказал и обетованием Спасителя утешил. Далее возгреме Господь с небесе на Каина-братоубийцу. Гремел Господь гласом угроз, прещения и суда на нечестивых обитателей первого мира, погибшего в водах. Даде Вышний, даде глас Свой Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, избирая и поставляя его в вождя народу Израильскому. Возгреме Господь с Небесе, изрекая в громах и молнии на Синае Свой Божественный закон, в десяти заповедях состоящий. Много было многочастных и многообразных гласов Божиих с небесе Пророкам, каждому из них особо и разно: Исайи, Иеремии, Иезекиилю, Давиду, днесь празднуемому Малахии. Но вот приближается уже предпразнуемый Церковью день, в который так гремел Господь с Небесе, как никогда прежде, такой даде глас Свой Вышний, какового никто никогда не слышал и не услышит. Что такое? Богомладенец Иисус спасен от зверского замысла Иродова; вот Он исповедан Богоприимцем Симеоном и Анною Пророчицею! Вот Он с мнимым Своим отцом Иосифом и с Пречистою Матерью Своею Марией благополучно возвратился из Египта в Назарет. Вот ежегодно с ними самими, по чувству благочестия их и при их водительстве Он посещает храм Иерусалимский и здесь совершает законные праздники, участвует в принесении тех жертв кровавых, кои имеет упразднить и отменить, Сам став за ны жертвою и, вместо ветхозаветной крови, излияв Свою Пречистую и Пресвятую Кровь на Кресте. Слушает купно со всеми закон Моисеев, коему Он дает высший и совершеннейший разум и смысл. Вот Ему, Его разуму и премудрости дивятся Первосвященники, беседуя с Ним – дванадесятилетним Отроком. Вот Он в безвестности несколько лет разделяет труд древоделя с Иосифом, по смерти его, один Себе и Своей Святой Матери снискивает пропитание. Наконец по 30 летах Своей жизни Иисус Христос исходит к Иоанну на Иордан в пустыню креститися от него. И здесь-то возгреме Бог Отец с Небеси: се есть Сын Мой возлюбленный, о Нем благоволих, Премудрость. Вонмем и добре станем, чтобы достойно исполнительно выслушать сей глас Вышнего. Читая или слыша слово сие: и возгреме и проч., Иисус Христос несомненно, прилагал оное к Себе Самому, яко пророчественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 106. О законе Евангелия, называемом новом законом, как таковом Соблюдая должную последовательность, мы переходим к рассмотрению закона Евангелия, который ещё называют Новым Законом; во-первых, мы исследуем его как таковой; во-вторых, сопоставим его со Старым Законом; в-третьих, рассмотрим все то, что содержится в Новом Законе. Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) [о том] каким именно является этот закон, то есть, является ли он писаным законом или же он всеян в сердце; 2) о его действенности, то есть, оправдывает ли он; 3) о его начале, [то есть] был ли он дан от начала мира; 4) о его конце, то есть, будет ли он продолжаться до конца мира или же вместо него будет дан другой закон. Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН ПИСАНЫМ ЗАКОНОМ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Новый Закон – это писаный закон. В самом деле, Новый Закон суть то же, что и Евангелие. Но Евангелие изложено на письме, согласно сказанному [в Писании]: «Сие же написано, дабы вы уверовали» ( Ин. 20, 31 ). Следовательно, Новый Закон – это писаный закон. Возражение 2. Далее, закон, который всеян в сердце – это естественный закон, согласно сказанному [в Писании]: «[...когда язычники] по природе законное делают, ...они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим. 2, 14, 15 ). Таким образом, если бы закон Евангелия был всеян в наши сердца, то он бы ничем не отличался от закона природы. Возражение 3. Далее, закон Евангелия принадлежит тем, которые пребывают в состоянии Нового Завета. Но всеянный в сердце закон общ как тем, которые пребывают в Новом Завете, так и тем, которые пребывают в Ветхом Завете, поскольку [в Писании] сказано, что божественная Премудрость, «переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» ( Прем. 7, 27 ). Следовательно, Новый Закон не всеян в наши сердца. Этому противоречит следующее: Новый Закон – это закон Нового Завета. Но закон Нового Завета всеян в наши сердца. В самом деле, апостол [Павел], ссылаясь на слова [пророка] Иеремии: ««Вот, наступают дни», говорит Господь, «когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет »» ( Иер. 31, 31–33 ), говорит, разъясняя, о чем идет речь: «Вот, Завет, который завещаю дому Израилеву... вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их» ( Евр. 8, 8–10 ). Следовательно, Новый Закон всеян в наши сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И мы читаем далее: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:17–18 ). Блаж. Иероним пишет: «Или так, что в своем Лице Он исполнит то, что предсказано другими пророками; или так, что Своей проповедью Он дополнит то, что прежде по слабости воспринимающих было грубо и несовершенно, уничтожая гнев…». В Послании ап. Павла к Римлянам сказано: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ). Здесь в русском (синодальном) переводе стоит слово исполнители. Дословный перевод означал бы делатели, или деятели, Закона. Из текста никак нельзя вывести смысл, что исполнившие Закон оправданы будут. Единственный, кто исполнил весь Закон от начала и до конца, – это Сам Христос. Человек же может только стремиться исполнять, или «делать», Закон. О Христе сказано: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). О роде человеческом сказано: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3:23 ). Только ОДИН Христос, в Своем Истинном Человечестве, исполнил весь Закон Божий; Закон нравственный, обрядовый (жертвенный) и уголовный (закон о наказании). Поэтому о Его Истинном Человечестве и сказано: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Также сказано о Христе: «…потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис. 53:9 ). Ни один человек на это не способен! Ни об одном человеке нельзя сказать подобного! Сказано: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ). Здесь под словами делами закона надо разуметь именно весь Закон. Человек может исполнить только какую-то часть Закона, но никто из людей не может исполнить весь Закон. А в Законе Божием записано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь» ( Втор. 27:26 ). Итак, все заключены под проклятием Закона. Законом, как мы прочитали у ап. Павла, «познается грех». Т.е., Закон Божий помогает нам увидеть наше реальное состояние, и оно обнаруживает, что все мы грешники, все мы преступники перед Законом Божиим, как и сказано в Писании: «нет праведного ни одного» ( Рим. 3:10 ). Открыв нам реальное наше состояние, Закон Божий (который сравнивается в Писании еще и с зеркалом) указывает нам на Христа. Потому что только в Нем мы и можем обрести искомое спасение и оправдание, которое мы не можем обрести в Заповедях Творца. Сказано: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него (т.е. ради Иисуса Христа – свящ. О. С.) возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» ( Деян. 13:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы читаем далее: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдут небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 17–18). Блаженный Иероним пишет: «Или так, что в своем Лице Он исполнит то, что предсказано другими пророками; или так, что Своей проповедью Он дополнит то, что прежде по слабости воспринимающих было грубо и несовершенно, уничтожая гнев…» 8 . В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2: 13). Здесь в русском (синодальном) переводе стоит слово «исполнители». Дословный перевод означал бы: делатели, или деятели, Закона. Из текста никак нельзя вывести смысл, что исполнившие Закон оправданы будут. Единственный, кто исполнил весь Закон от начала и до конца, – это Сам Христос. Человек же может только стремиться исполнять, или «делать», Закон. О Христе и сказано: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9). О роде человеческом сказано: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23). Только ОДИН Христос в Своем Истинном Человечестве исполнил весь Закон Божий: Закон нравственный, обрядовый (жертвенный) и уголовный (закон о наказании). Поэтому о Его Истинном Человечестве и сказано: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Также сказано о Христе: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53: 9). Ни один человек на это не способен! Ни об одном человеке нельзя сказать подобного! Сказано: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3: 20). Здесь под словами «делами закона» надо разуметь именно весь Закон. Человек может исполнить только какую-то часть Закона, но никто из людей не может исполнить весь Закон. А в Законе Божием записано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27: 26). Итак, все заключены под проклятием Закона. Законом, как мы прочитали у апостола Павла, «познается грех». То есть Закон Божий помогает нам увидеть наше реальное состояние, и оно обнаруживает, что все мы грешники, все мы преступники перед Законом Божиим, как и сказано в Писании: «нет праведного ни одного» (Рим. 3: 10). Открыв нам реальное наше состояние, Закон Божий (который сравнивается в Писании еще и с зеркалом) указывает нам на Христа. Потому что только в Нем мы и можем обрести искомое спасение и оправдание, которое мы не можем обрести в Заповедях Творца. Сказано: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него (то есть ради Иисуса Христа. – прот. О.С. ) возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13: 38–39).

http://pravoslavie.ru/94858.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010