Предполагалось, что первое заседание Совета состоится 7 ноября 2013 года и его возглавит Святейший Патриарх Кирилл, но по ряду обстоятельств оно не состоялось. 2 сентября сего года мне была сообщена резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно деятельности «Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников при Патриархе»: «Преосвященному митрополиту Ювеналию: Ваше Высокопреосвященство, благословляю проведение первого и последующих заседаний „Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников при Патриархе“ под Вашим председательством. Готов провести заключительное заседание „Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников при Патриархе“ перед Архиерейским Собором 2016 г.» В соответствии с благословением Святейшего Патриарха были изучены документы, полученные из Управления делами Московской Патриархии, касающиеся реализации задач, поставленных в принятом Архиерейским Собором 2011 года документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Дополнительно, для более полной информации о деятельности епархий со времени Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года до настоящего времени, мною в 2013 году были направлены запросы в 147 митрополий и епархий Русской Православной Церкви с просьбой дать исчерпывающую информацию о деятельности в этой области, а также высказать идеи и предложения, которыми можно было бы воспользоваться при выработке решений для дальнейших действий. По данному вопросу также было предложено высказаться и членам Совета. Из анализа полученных материалов следует, что в 54 епархиях работа велась удовлетворительно. В остальных — недостаточно: некоторые епархии начали свою деятельность в этой области только после Архиерейского Собора 2011 года, а другие ее пока не начинали. Следует отметить, что наиболее успешно выполняется пункт соборного определения о возведении храмов и часовен, посвященных новомученикам и исповедникам. Это касается четырех митрополий Екатеринбургской (22), Омской и Таврической (21), Кемеровской и Прокопьевской (17), Санкт-Петербургской (14) и Московской епархии (97). Большая часть храмов посвящается Собору новомучеников и исповедников Российских, без обозначения конкретных имен, или царственным страстотерпцам, и лишь в редких случаях — в честь конкретного новомученика или исповедника. Но, как правило, их немного и касается общеизвестных святых и туда не входят имена тех святых, которые подвизались в конкретной епархии.

http://fond.ru/novosti/236-pervoe-zaseda...

Во многих епархиях организованы публикации в церковной и светской прессе, касающиеся памяти новомучеников, устанавливаются контакты с областными телерадиокомпаниями и проводятся циклы передач о новомучениках. С именами новомучеников связаны и вновь учрежденные церковные награды; например, в Латвийской Православной Церкви учреждены орден и медаль священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году учреждена награда Абаканской епархии — медаль в честь священномученика Евфимия Горячева. В сотрудничестве с государственными органами власти были названы именем священноисповедника Луки, архиепископа Крымского, музей в Тамбовской областной детской библиотеке и образовательные и медицинские учреждения: Красноярский государственный медицинский университет, Симферопольский военный госпиталь, 2-я городская больница города Тамбова. Наименее успешно проходит исполнение пункта постановления Собора, касающегося наименований в честь новомучеников улиц городов и сел. В единичных случаях, как например, в Кемеровской области в поселке Чугунаш названа улица в честь священномученика Григория Аверина, а в городе Туруханске — улица в честь священноисповедника Луки, архиепископа Крымского. В 2014 году мною были направлены дополнительные запросы в епархии с целью выяснить, какие изменения произошли за прошедший период. Были получены ответы из 134 епархий, включая епархии Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Эстонской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского Митрополичьего округа и епархий находящихся за рубежом. Присланные ответы принципиально не изменили картину деятельности епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех невинно пострадавших. Анализ дополнительно полученных сведений показал, что основная деятельность епархий — торжественное совершение богослужений в дни памяти новомучеников, служивших или пострадавших в данной епархии. Во многих епархиях составляются богослужебные тексты, посвященные тому или иному новомученику для последующего направления их в Синодальную богослужебную комиссию. Большая часть деятельности епархий также была направлена на розыск мест массовых захоронений, установление на этих местах мемориальных досок, поклонных крестов и служение панихид в местах массовых захоронений. Анализ полученных материалов показал, что деятельность в 51 епархии проводилась не вполне удовлетворительно, из части епархий был получен ответ, что новых мероприятий по увековечению памяти новомучеников исповедников за прошедший период ими не проводилось.

http://fond.ru/novosti/236-pervoe-zaseda...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Первое заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви русской 29 ноября 2014 24 ноября 2014 года в Храме Христа Спасителя состоялось первое заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Заседание открылось докладом пред седателя, в котором он подробно осветил положение в этой области, начиная с Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, и по настоящее время. Затем члены Совета обсудили проекты документов: «Поручения и рекомендации Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской» и «Рекомендации правящим архиереям в дополнение к определению Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», которые были составлены на основе предложений руководителей Синодальных отделов и комиссий, а также были учтены предложения епархиальных архиереев и их опыт в реализации постановления Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Члены Совета провели конструктивное обсуждение и внесли свои дополнения. По результатам обсуждения были приняты окончательные тексты документов.     Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на заседании Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви русской 24 ноября 2014 г.   Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания!   Сердечно приветствую вас на нашем первом заседании. Совет создан решением Священного Синода в декабре 2012 года (Журнал от 25–26.12.2012 г.) и первоначально его председателем являлся Святейший Патриарх. Однако Священный Синод своим решением от 12 марта 2013 года (Журнал внес изменения в определения Священного Синода от 25—26 декабря 2012 года и переименовал Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских в Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также назначил меня председателем данного Совета. На этом же Синоде было утверждено Положение о Совете.

http://fond.ru/novosti/236-pervoe-zaseda...

Преосв. Иоанн восстает против либерального направления мысли и жизни современного ему общества, – либерального в ущерб истинно-христианской свободе. В поучении «в день восшествия на, престол Государя Императора Александра Николаевича», сказанном 19 Февр. 1868 года, Иоанн дает красноречивое описание привлекательности и возвышенности свободы, равно как опасностей и зол, от нее происходящих. Все ищет свободы, «и добро стремится к нему и зло рвется к нему, и счастье скучает и как будто не сознает себя без него...; и язычество дорожило им и христианство возвышает его; но (свобода – предмет, вместе и вожделенный и страшный, добрый и злой, возвышающий и губящий человека; это источник всех доблестей и всех падений человека...; ничто столько, как свобода, не развязывает жизни и всех сил человека, и ничто столько, как свобода, не требует уз. Но где же она, эта драгоценная свобода? Где именно свобода – без зол? Что делает человека действительно свободным?» Единственно правильное решение этих вопросов дано навсегда Тем, Кто сказал: уразумейте истину, го истина сделает вас свободными ( Иоан. 8, 32 )“ 187 . Люди хотят решить эти вопросы по своему, помимо стремления к истине – единственной и для всех необходимой – истине христианской. Но «скажите, вопрошает проповедник, свободен ли человек, одержимый ложною мыслию ума, ложны м чувством сердца, ложным направлением всей жизни?» Ответ ясен; а современный человек именно так хочет понимать свободу, что она ведет к подобным состояниям -рабства, а не свободы. «Посмотрите на человека, увлекаемого ложным направлением жизни. Свободен ли он? Свободен ли даже тогда, когда по-видимому делает то, чего сам хочет?, Чем оканчивается такая жизнь? Злом; и человек, как будто уже не собственною мыслию, не собственным чувством предначертывает себе свой конец и не собственною волею несется к нему, а как камень в воду, как обвал с горы, увлекается в бездну собственною тяжестью внутреннего преобладающего в нем зла, темною силою лжи, преодолевшей дух с потерею в нем нравственной свободы» 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Преподобнаго Панкратия, в Дальних пещерах noчubaющaro (XIII) 10 февраля Святаго священномученика Харалампия, епископа Магнезийскаго, и с ним святых мученик Порфирия, Ваптоса, Феоктиста и 3х святых мучениц жен (†202) Преподобнаго Прохора Лебедника, в Ближних пещерах почивающаго (†1107) Преподобнаго Лонгина Коряжемскаго (†1540) Святыя благоверныя княгини Анны Новгородския (†1056) 11 февраля Преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, Вологодскаго (†1392) Святаго священномученика Власия, епископа Севастийскаго, и с ним 2х отроков и 7ми жен († ок. 316) Святаго благовернаго князя Псковскаго Всеволода, во святом Крещении Гавриила (†1138) Святаго мученика Георгия Софийскаго (†1515) 12 февраля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Eя «Ubepckuя» (IX; службу зри 13 октября) Святителя Алексия митрополита, Московскаго и всея Руси чудотворца (†1378) Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великия (†381) Святителя Мелетия, архиепископа Харьковскаго и Ахтырскаго (†29 февраля 1840) 13 февраля Преподобнаго Мартиниана Афинскаго († ок. 422) Преподобнаго Симеона Мироточиваго, Сербскаго (†1200) 14 февраля Святаго равноапостольнаго Кирилла Философа, учителя Словенскаго (†869) Преподобнаго Авксентия (†470) Преподобнаго Исаакия Затворника, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1090) Преподобнаго Марона, пустынника Cupuйckaro (IV) Святых мученик и исповедник благовернаго князя Михаила Черниговскаго и болярина его Феодора (пренесение мощей, 1578) Преподобных дванадесяти греков, здателей Великия Успенския церкви Киево-Печерскаго мohacmыpя (XI) 15 февраля Святаго апостола от 70-ти Онисима († ок. 109) Преподобнаго Пафнутия Затворника, в Дальних пещерах noчubaющaro (XIII) 16 февраля Святых мученик Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии († ок. 307–309) 17 февраля Святаго великомученика Феодора Тирона († ок. 306) Святаго священномученика Ермогена, Патриарха Московскаго и всея Руси (†1612) Преподобнаго Варнавы Гефсиманскаго, Радонежскаго

http://azbyka.ru/zelenye-minei

14 ноября Святаго апостола от 12-ти Филиппа († ок. 81–96) Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитскаго (†1360) Преподобнаго Филиппа Ирапскаго, Череповецкаго (†1527) 15 ноября Святых мученик и исповедник Гурия, Самона (†299–306) и Авива (†322) Преподобнаго Гурия Шалочскаго 16 ноября Святаго апостола и Евангелиста Матфея (†60) Святаго священномученика Ипатия, епископа Гангрскаго († ок. 326) 17 ноября Святителя Григория, епископа Неокесарийскаго, чудотворца († ок. 266–270) Преподобнаго Никона, игумена Радонежскаго, ученика преподобнаго Сергия (†1426) 18 ноября Святых мученик Платона (†302 или 306), Романа диакона и с ним святаго отрока Варула (†303) 19 ноября Святаго пророка Авдия (IX b. до Рождества Христова) и святаго мученика Варлаама († ок. 304) Преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийскаго, и отца его святаго Авенира царя (IV) Преподобнаго Варлаама, игумена Печерскаго, в Ближних пещерах почивающего (†1065) Святаго преподобномученика Адриана Пошехонскаго, Ярославского (обретение мощей, 1625) Святителя Филарета, митрополита Московскаго (†1867) 20 ноября Предпразднство Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Преподобнаго Григория Декаполита (†816) и святителя Прокла, архиепископа Константинопольскаго († ок. 446–447) Преподобнаго Диодора (Дамиана) Юрьегорскаго, Каргопольскаго (†1633) 22 ноября Святых апостол от 70-ти Филимона и Архиппа и святыя мученицы равноапостольный Апфии (I) Святаго благовернаго великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго (†1318) Святаго благовернаго князя Ярополка, во святом Крещении Петра, князя Владимиро-Волынскаго (†1086) 23 ноября Святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, в схиме Алексия, всея России чудотворца (†14 ноября 1263) Святителя Митрофана, в схиме Макария, перваго епископа Воронежскаго (†1703) Святителей Амфилохия, епископа Иконийскаго († после 394), и Григория, епископа Акрагантийскаго († ок. 582–602) 24 ноября Святыя великомученицы Екатерины († ок. 305–313) и святаго великомученика Меркурия († ок. 249–259)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

– Нельзя сказать, что действия Фанара стали для нас каким-то сюрпризом, ведь еще в послереволюционные времена стамбульские архиереи небезвозмездно поддерживали обновленческий раскол, направленный против Русской Церкви и ее единства. Недавние события показали, что Константинопольский Патриархат недоговороспособная организация, для которой канонические установления не являются ничем, кроме поля для манипуляций. Например, Фанар до сих пор спустя 22 года не выполнил условий Цюрихских соглашений 1996 года, согласно которым два Патриархата должны были " совместно сотрудничать в вопросе представления их позиции перед эстонским правительством с целью, чтобы все православные в Эстонии получили одинаковые права, включая право на имущество " . – Имеются ли в других прибалтийских республиках какие бы то ни было стремления запуску сценария, аналогичного эстонскому и украинскому? – Слава Богу, местные власти не пытаются использовать религиозный фактор для нагнетания националистических настроений в такой форме, как это сейчас происходит на Украине. И в Латвии, и в Литве канонические структуры Московского Патриархата занимают конструктивную позицию по отношению к властям, мирным и законным образом представляют интересы русскоязычного православного населения и всех людей, относящих себя к православной вере и культуре. Взаимодействие Церкви и государства строится там на основе полного уважения к правам друг друга, которые призвано уважать любое государство, считающее себя демократическим, независимо от вектора своего развития. – Расскажите о вкладе Латвийской Православной Церкви в церковную жизнь Московского Патриархата. – Согласно Уставу (гл. 12, п. 16) Латвийская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата. Соответственно, митрополит Рижский и всея Латвии Александр и епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр участвуют в работе Священного Синода, Архиерейского собора, Поместных Соборов Русской Православной Церкви. Исторически Латвия – важная часть духовного пространства Русской Церкви, некогда бывшая центром миссионерских трудов в Прибалтике. Так, например, долгое время православие в Эстонии распространялось в рамках Рижского викариатства.

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legoyda-etni...

Закладка храма в Певеке на Чукотке, 6 сентября 2016 года ЖМП 2 февраль 2024 /  1 марта 2024 г. 16:00 Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира.  PDF-bepcuя.   В УСЛОВИЯХ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО НИКОГДА Церковь выстроила рабочие отношения с государственной властью. Регулярно проходят встречи Святейшего Патриарха с министрами РФ, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, губернаторами регионов, руководителями государственных корпораций, главами иностранных государств и иностранными послами, политиками. Подчеркивая значимость православного дискурса, на пленарном заседании Всемирного русского народного собора в 2023 году выступил Президент Российской Федерации Владимир Путин. В рамках Рождественских Парламентских встреч Святейший Патриарх регулярно поднимает общественно значимые проблемы на площадках Совета Федерации и Государственной Думы. За заслуги перед Отечеством в 2021 году Президент вручил Святейшему Патриарху Кириллу орден апостола Андрея Первозванного.  

http://e-vestnik.ru/analytics/sluzhenie_...

— Теперь об Украине. Несмотря на то, что политический конфликт в стране начался с Евромайдана в конце 2013 года, на мой взгляд, острый церковный кризис произошел после смерти митрополита Владимира 5 июля 2014 года. Как в Русской Церкви восприняли эту кончину и действительно ли митрополит Владимир был неким сдерживающим и стабилизирующим каноническую ситуация в стране фактором? Это не просто громкие и красивые слова, а истинная правда? — Митрополит Владимир, безусловно, сыграл историческую роль в деле устроения православия на Украинской земле. Об этом не раз говорил Патриарх, и это очевидно для всех, кто хоть немного знает и историю, и текущую ситуацию православия на Украине. Это был человек, которого любила вся полнота Украинской церкви. Человек, к которому с огромным уважением относились и политики, и общественные деятели. Человек, к слову которого не просто прислушивались, но и боялись. В этом смысле он, конечно же, был ключевой фигурой в духовной жизни страны. Его кончина отозвалась болью в сердцах как украинской паствы, так и всех, кто его знал. Когда на престол украинских предстоятелей взошел митрополит Онуфрий, стало понятно, что эта та самая фигура, которая, как и митрополит Владимир, будет объединять вокруг себя самые разные силы и направления внутри церкви на Украине. Поэтому все члены Русской православной церкви с огромной радостью, утешением и успокоением, восприняли избрание архиерейским собором Украинской церкви своего нового предстоятеля — митрополита Онуфрия. И уже сейчас видно, как много сил и трудов он прилагает для того, чтобы его паства сохраняла свое единство, как много он делает для того, чтобы преодолеть то противостояние, которое есть сейчас в украинском обществе. — Митрополит Онуфрий с самого начала своего избрания не встал ни на одну сторону противоборствующих сторон, тогда как представители тех же неканонических православных организаций достаточно быстро определились и заняли сторону политического истеблишмента в стране. На ваш взгляд, не было ли это ошибкой предстоятеля Украинской православной церкви Московского Патриархата? Вообще, насколько духовное лицо должно или не должно иметь политические предпочтения и разделять политические взгляды своей паствы?

http://pravmir.ru/diakon-aleksandr-volko...

Не страшен грех, говорит нам Церковь в день всех святых, когда рядом с этим грехом дух самоукорения, сокрушения, дух подлинного, глубокого покаяния. Но страшно, когда этот дух самоукорения оставляет нас, и мы как будто привыкаем — вначале к каким-то незначительным грехам, а потом и к б?льшим, и вообще перестаем замечать, что происходит вокруг нас и в нас. Хоть сам сатана приходи — вроде бы все нормально. Когда мы теряем понимание того, что такое грех, мы становимся очень близки — ближе, чем мы думаем, — к тем людям, о которых Христос говорит, что они и в церковь ходят, и все соблюдают, но «приближаются ко Мне только своими устами, а сердце их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8). В день празднования всех святых и всех святых, в земле Русской просиявших, хорошо бы совершить, как на праздник Троицы, коленопреклоненную покаянную молитву, и молиться за себя и за всю нашу Церковь: «Господи! Молим Тебя за Твою Церковь, за ту, которая свята и непорочна. И за ту, которая не имеет нищеты и не имеет сияния благодати. За ту, которая сопротивляется Тебе. И будучи невестой Христовой, не хранит своей чистоты. Молим Тебя, Господи, за ту Церковь, которая противится Твоей красоте, явленной на Кресте. Которая не хочет, чтобы эта красота была ее хранительницей, но отвергает чудо, доверенное ей, и отказывается кормить детей Божиих, лишенных хлеба, потому что они “не двора сего”». «Вся Церковь есть Церковь кающихся и Церковь погибающих», — говорят святые отцы. Мы должны сегодня молить Господа о святой Церкви, которая грешная, чтобы она вернулась ко Господу. Мы должны молиться о самих себе, чтобы никогда в нашей неверности Господу не дойти нам до Иудиного предательства; чтобы при всяком нашем падении нам открывался взлет любви, обновленной и углубленной — как у апостола Петра, как у всех святых. Но мы знаем, молясь о себе и о Церкви, что в нашем союзе с Господом, всегда непрочном и колеблющемся, в нашем усилии исполнить заповедь, всегда побеждаемые, как мы говорим в молитве к Божией Матери, в этом царстве Христовом, которому мы принадлежим и которое всегда под угрозой утраты, — есть любовь Божия. Любовь, которая никогда не колеблется, которая всегда, вчера и сегодня и во веки та же (Евр. 13, 8), и поэтому всегда победоносна.

http://moral.ru/церковь-в-сегодняшнем-ми...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010