Дмитрий Михайлович, Мария Михайловна и Елизавета Михайловна на Бутовском полигоне Бутовская семья Место захоронения отца Михаила семье удалось выяснить только в 1994 году. Тогда стараниями энтузиастов (в частности, бывшего политзаключенного Михаила Миндлина и дочери политзаключенного Ксении Любимовой) были рассекречены расстрельные книги НКВД. Так был обнародован список расстрелянных на Бутовском полигоне под Москвой. В списке значился и отец Михаил. В один день с отцом Михаилом 27 сентября 1937-го в Бутово были расстреляны епископ Серпуховской Арсений (Жадановский) и отец Сергий Сидоров. Всего в этот день расстреляно 272 человека, а за период с августа 1937 по октябрь 1938 г. — более 20 тысяч человек, в том числе более 400 священнослужителей. Усилиями сына отца Михаила Шика Дмитрия Михайловича 7 мая 1994 года на Бутовской Голгофе был установлен первый поклонный крест (к настоящему времени он уже обветшал, но в Бутово поставлен новый, точная копия прежнего). На следующий день, 8 мая 1994-го при огромном стечении народа в Бутово была отслужена первая панихида по невинно убиенным. Через год в Бутово появился первый храм во имя новомучеников и исповедников Российских . Дмитрий Михайлович был автором проекта и руководителем строительства. Дмитрий Михайлович Шаховской, сын отца Михаила Шика, скульптор, 1928 г.р. Время с 1994 по 1996 год, когда строился первый бутовский храм, Дмитрий Михайлович вспоминает с воодушевлением. «Два года я там провел, как на работе», — рассказывает он. Согласно замыслу Дмитрия Михайловича, храм был построен простой и скромный: «Я видел, что здесь не должен был быть богатый разукрашенный храм. По скромности своей он должен был соответствовать месту. Как первые христианские храмы — они ведь тоже строились на местах погребений мучеников и были убогими, нищенскими…». Новый большой каменный храм новомучеников и исповедников Российских, построенный в Бутово несколько лет спустя, Дмитрию Михайловичу до сих пор трудно принять: «Он смешанного стиля, не совсем соответствующего всей значимости этого места… Мы, старожилы прихода, любим больше в маленьком храме молиться. Там очень уютно». Потомки

http://pravmir.ru/evrejskie-rodstvenniki...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2011 год Святые XXI века — кто они?.. ХХ век в России явил число мучеников и исповедников, сопоставимое с первыми веками христианства. К Юбилейному Архиерейскому Собору в 2000 году готовилась канонизация «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских ХХ века». Из них на данный момент прославлено более 1700 человек. Пострадал — еще не значит святой Собирают материал и изучают архивные свидетельства о людях, пострадавших за веру, в епархиальных комиссиях по канонизации. Основной источник информации — следственные дела ФСБ. «В Санкт-Петербургском отделении ФСБ хранится 94000 дел,— говорит протоиерей Владимир Сорокин.— Из них надо вычленить тех, кто пострадал по признаку веры. Это означает внимательно просмотреть все дела: сажали ведь не только священно-служителей и мирян, но много других людей. В Москве сотрудники Синодальной комиссии по канонизации уже перебрали практически все дела, а нам еще предстоит большая работа». Сейчас в картотеке комиссии — 4731 имя: дела этих людей тщательно проверены. Что необходимо проверять? Многие думают: пострадал за веру — значит, святой. Но если для канонизации священномученика протоиерея Петра Скипетрова, зверски убитого в 1918 году, не требовалось никаких особых доказательств, то с теми, кто пострадал в 1930е, уже сложнее: причислить к лику святых возможно лишь тех, кто не просто был репрессирован, но проявил стойкость. " Мы в Церкви, здесь свои законы и критерии. Наша задача — найти как можно больше материалов. Желательно выявить всех, кто пострадал за веру в нашем регионе и вообще в Русской Церкви«,— говорит отец Владимир. Секретарь комиссии по канонизации Лидия Соколова в архиве ФСБ фотографирует материалы. Потом члены комиссии их исследуют, сопоставляют, анализируют, и только после этого можно ставить вопрос о возможной канонизации. «Когда рабочая часть сделана, нужно посмотреть, как человек себя вел, с кем был связан, с какими людьми общался,— объясняет отец Владимир.— Можно было вести себя по-разному: кто малодушничал, кто вел себя смело, кто — находчиво. Чекисты тоже по-разному подходили к каждому человеку».

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/6/91...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской 2 мин., 31.10.2015 Дамаскин (Орловский), игумен. Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2015. — 648 с.: ил.. Каждое издание имеет конкретного адресата. Но про эту книгу можно сказать: ее надо прочесть всем. Игумен Дамаскин (Орловский) в свое время подготовил семитомное издание биографий новомучеников и исповедников Российских — всего около девятисот имен. В новую книгу вошли журнальные варианты этих биографий, печатавшиеся в «Фоме» в течение нескольких лет. 94 судьбы из полумиллиона пострадавших за веру православную. В них отразились судьбы всех, кто предпочел смерть отречению от Христа. Разнятся только детали личной судьбы, но крестный путь у всех был один. Последняя строчка почти в каждой главе: «Расстрелян, погребен в безвестной общей могиле». О немногих сказано: «Умер от истощения/болезни в ссылке». И совсем единицы — те, кто пережил ад сталинских репрессий. «Житие его было честно и успение со святыми». Так писал будущий Патриарх Алексий (Симанский), узнав о расстреле епископа Кирилловского Варсонофия. Эти слова применимы ко всем героям этой книги и тысячам погибших за веру. Все они — «в кротости страдания приемля». Страдания запредельные подчас. К примеру, митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) забила насмерть пьяная толпа во главе с анархистами. Архиепископ Пермский Андроник (Никольский) — закопан живьем. А епископа Тобольского Гермогена (Долганева) сбросили с корабля, привязав к ногам камень… Но эта книга — вовсе не расширенный мартиролог с живописаниями страданий мучеников. Она — о «красоте души человеческой», которая проявлялась у этих людей во всем. Не только о священниках рассказывается здесь. Блаженная Матрона Анемнясевская, Татьяна Гримблит, которая так раздражала власти своей помощью ближним и открытым исповеданием веры, что ее несколько раз арестовывали и в конце концов расстреляли в Бутове. «За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью», — писала она из тюрьмы.

http://foma.ru/izbrannyie-zhitiya-muchen...

Итоги конференции подвел митрополит Ювеналий: «Дорогие друзья! Я с большим вниманием выслушал все выступления и мое сердце ликует, потому что, много прожив и много повидав, я считаю, что сегодня в Московской области одержана огромная, значимая победа — мы молитвами новомучеников приобрели Вас, дорогие педагоги! Из столетнего периода истории нашей страны сегодня на конференции мы избрали только одну тему — о новомучениках. Для Церкви это имеет огромное значение. Но была победа в Великой Отечественной войне, и ее герои являются героями для всех. Новомученики и исповедники Церкви Русской являются героями Русской Православной Церкви, и они сегодня соединили нас. Я это говорю с особым волнением, потому что знаю о том, какое значение имели школа и педагоги в Советском Союзе. Новомученики и исповедники Церкви Русской приняты педагогами душой и сердцем. И для нас сегодня нет другого оружия в борьбе против зла, с которым мы повседневно встречаемся, кроме подвига новомучеников. Они победили силой своей веры и примером своего подвига. Очень важно, чтобы мы вместе — и школа, и Церковь, и родители — попытались воспитать будущее поколение России верными Родине, своему народу и подвигу наших героев — церковных и гражданских. Спасибо вам всем за участие в этой конференции, за ваши самоотверженные, подвижнические повседневные труды. И пусть Господь благословит всех вас. Христос Воскресе!» В фойе дворца спорта митрополит Ювеналий, М.Б. Захарова, О.В. Хромов и все гости познакомились с выставкой Видновского благочиния «1917-2017: уроки столетия», на которой были представлены видео-презентации о храмах района и деятельности воскресных школ благочиния. Часть выставки была подготовлена управлением образования Ленинского района, которая включала в себя детские работы на религиозные и презентацию о сотрудничестве Видновского благочиния и образовательных учреждений Ленинского района. Во время осмотра выставки дети подарили митрополиту Ювеналию и М.Б. Захаровой пасхальные яйца, сделанные своими руками.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Четырех епископов, правивших в Великолукской епархии в 1926–1937 годы, неоднократно арестовывали, фабрикуя на них ложные дела — и в 1937 году расстреляли. Один из них — епископ Иоанн (Троянский) — впоследствии был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. А потом началась Великая Отечественная война, после кровопролитных боев в конце августа 1941 года город был оккупирован и почти полтора года находился под властью захватчиков. Жители города и близлежащих сел испытали на себе зверства нацистских карателей. И только в конце 1942 года, почти одновременно со Сталинградской битвой, под Великими Луками удалось окружить и разгромить немецко-фашистские войска. Гитлер лично отдал приказ не сдавать оккупированный город и за это обещал своим солдатам и офицерам кресты и отпуск на родину, а полковнику фон Зассу, начальнику гарнизона, обещал назвать Великие Луки его именем — Зассенбург. Великолукская наступательная операция длилась почти два месяца, с 24–25 ноября 1942 года по 20 января 1943 года. За этот подвиг город был назван Малым Сталинградом. Но освобождение от гитлеровских войск в очередной раз стоило Великим Лукам огромных разрушений. От города не осталось практически ничего: 3083 из 3391 дома были полностью разрушены или сожжены. Великие Луки: вид сверху И все же Великие Луки возрождаются снова. Сегодня это город с более чем 95 тысячами жителей, важный торгово-промышленный центр, известный своими электротехническими и машиностроительными предприятиями, и культурно-образовательный центр Псковской области. В 2016 году Великие Луки будут отмечать 850-летний юбилей. Постепенно восстанавливается и церковная жизнь. 25 декабря 2014 года была воссоздана самостоятельная Великолукская епархия в составе Псковской митрополии. В городе четыре действующих храма — Свято-Вознесенский кафедральный собор; храм святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и Новомучеников и Исповедников российских; храм Казанской иконы Божией Матери, не закрывавшийся в советские годы, и домовый храм святителя Николая в здании епархиального управления Великолукской епархии. Между прочим, святитель Тихон родился в погосте Клин, недалеко от Великих Лук. Foto Shirokaya.n

http://foma.ru/velikie-luki.html

Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, службы новопрославленных новомучеников и исповедников в дни их памяти по месяцеслову должны совершаться по службам, составленным в честь их и одобренным к церковному употреблению священноначалием Русской Православной Церкви. При отсутствии таковых служб служение отправляется по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011) сообразно с ликом (чином) данного святого (см. также Минею дополнительную). При этом, по изволению настоятеля, службы новых святых могут как соединяться (с применением надлежащих уставных предписаний) с остальными службами дня, так и совершаться в данный день отдельно (в таком случае другие службы дня поются в ин день, по указанию настоятеля, или совершаются на повечерии этого же дня; порядок пения канонов и стихир на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста). Службу Собора новомучеников и исповедников см.: Минея дополнительная. М., 2005. С. 198–214; Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. 608–622; Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. М., 2011. С. 3–24. 2 Поминовение усопших установлено определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов. 3 Согласно Уставу, «последование прилучившагося святаго в Неделю сию, и блуднаго, поем в пяток на повечерии, аще токмо не случится коего великаго святаго память» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1-е «зри»). 4 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 5 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие…», поется на литии на «И ныне». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 8-й: «От дел похваленьми…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 414). 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394. 7 Существует практика петь стихиры «Земле Русская…», « Церковь Русская…», «Соборе святых русских…», «Новый доме Евфрафов…» как одну стихиру (подряд, без стихов) на «Славу».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Церковь закрыли в 1924 году, снеся все пять ее глав и звонницу. 5 января 1991 года храм был возвращен верующим. Он находится на территории Боткинской больницы и в нем ежедневно совершаются панихиды. Алапаевский мужской монастырь во имя Новомучеников и исповедников российских В 1991 году около заброшенной шахты в 12 км от Алапаевска, на месте гибели великой княгини Елизаветы, инокини Варвары (Яковлевой) и членов Дома Романовых, был установлен поклонный крест. На следующий год здесь возвели Елизаветинскую часовню, а в 1995 году было начато строительство Алапаевского мужского монастыря во имя Новомучеников и исповедников Российских. В монастырском храме находятся привезенные из Иерусалима частицы мощей преподобномучениц Елизаветы Федоровны и Варвары и священноисповедника Сергия (Сребрянского). Алапаевский мужской монастырь во имя Новомучеников и исповедников российских Шахта находится на территории монастыря: на ее месте сейчас — поросшая травой неглубокая яма, рядом установлен поклонный крест. Новоспасский монастырь —фамильная усыпальница Романовых В нижнем храме св. Романа Сладкопевца, в усыпальнице бояр Романовых, рядом с надгробием инокини Марфы, матери первого русского царя, были захоронены останки великого князя. Фото Вадима Разумова И крест, воздвигнутый в Новоспасском монастыре, повторяет тот, который был установлен на месте гибели великого князя. Сейчас планируется воссоздать этот крест и в Кремле по оригинальным чертежам Васнецова. Алапаевск: место, которое учит верить Когда смотришь на эту поросшую травой и засыпанную землей шахту, где были зверски умерщвлены святая преподобномученица великая княгиня Елисавета, инокиня Варвара с их спутниками, то начинаешь понимать простую истину, которая была сформулирована в Евангелии и запечатлена в народной житейской мудрости: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным» (см. Мк 4:22). Когда здесь сбрасывали в шахту ни в чем не повинных людей, когда на голову этих несчастных сыпались камни, когда в этой глубине и во мраке они умирали от голода и от жажды, то, наверное, те, кто стоял наверху и глумился, думали, что никто и никогда не узнает об этом преступлении.

http://foma.ru/7-svyatyin-svyazannyih-s-...

Как святая Русь перевернулась и превратилась в какое-то адское подобие? Люди, которые прошли лагеря, говорили о том, что это был «ад, который вышел наружу». Люди там полностью теряли человеческое достоинство. Сегодня вспоминается память Новомучеников и исповедников российских, в годину безбожных гонений за Христа пострадавших. Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, после Божественной литургии и панихиды по всем невинно убиенным за Христа в советские годы, произнес проповедь, в которой напомнил о гонениях на христиан. Предлагаем вашему вниманию запись проповеди. Во всех храмах России есть мученики Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами вспоминаем святых новомучеников и исповедников российских . Очень много можно рассказывать о страданиях, которые претерпели христиане в ХХ веке. Во всех храмах по всей России есть мученики. В нашем храме есть ряд людей, которые пострадали за веру. Это причисленный к лику святых священномученик Илья Громогласов, святой Аристоклий Афонский — старец, который здесь служил, священник Александр Андреев. Последним настоятелем храма был священник Дмитрий Корнеев, он был убит на колокольне после закрытия храма. Никто не знает, кем и как он был убит. Храм был разорен до основания. Я поставил в храме в витрине икону. Эта икона — единственное, что осталось от убранства храма после его закрытия и разорения в 1934 году. Ее спасла безвестная женщина, унеся под одеждой в момент погрома, учиненного властями. Если бы ее кто-то в этот момент увидел, то ее бы арестовали и посадили в тюрьму. Такие ситуации случались в каждом храме, их очень много. Возникает вопрос, почему в нашей стране были страшные, невероятные гонения? Мы называли Россию «святая Русь». Как святая Русь перевернулась и превратилась в какое-то адское подобие? Люди, которые прошли лагеря, говорили о том, что это был «ад, который вышел наружу». От многих людей, и от священников, и от мирян, я слышал одну и ту же формулировку — «ад вышел наружу». Люди там полностью теряли человеческое достоинство.

http://pravmir.ru/svyatye-novomucheniki-...

Как пример антииконы ответственный редактор «ЖМП» показал портрет Махатмы Ганди, выполненный в иконописной стилистике. Если говорить о письме, о технике, то изображение похоже на каноничное. Есть только один нюанс — всем известно, что Махатма Ганди не был христианином. И именно поэтому его портрет в иконописной технике — антиикона. Нет священного образа. «Кроме каноничности письма, у иконы есть еще несколько характеристик, — напомнил Чапнин. — Одна из них — литургийность. Икона может быть помещена в храмовое пространства, она призвана участвовать в литургии — это образ, к которому мы обращаем свои молитвы». Наверное, многие христиане относятся к Махатме Ганди с уважением, но ни один христианин не станет ему молиться. Показал Чапнин, как использую священные образы в рекламе. На фоне гор человек в костюме и галстуке с портфелем идет по воде яко по суху. Это реклама крема для обуви: купи крем, и законы природы над тобой будут не властны. Христиане знают, что чудо совершает только Бог. Он создал мир со всеми законами природы, Он может нарушить эти законы. Реклама внушает человеку, что его возможности зависят от потребления. Что такое икона нашей эпохи? «Если бы мне задали этот вопрос, я бы, наверное, сказал, что для меня это икона новомучеников и исповедников Российских», — сказал Сергей Чапнин. С ним согласятся многие православные. Подвиг новмучеников и исповедников Российских — совсем недавняя российская история, еще живы люди, которые помнят то страшное время. «Но это не единственный ответ», — с сожалением констатировал Чапнин и показал плакат, снятый в 2006 с Софийской набережной. Огромный плакат заслоняет Кремль, а на нем написано: «BMW X5 — икона своей эпохи». Москва, Кремлевская набережная, 2006 год «Хотел ли концерн BMW оскорбить православных?», — спросил слушателей Сергей Чапнин. Большинство сошлось во мнении, что вряд ли. Общество настолько утратило духовные традиции, что для многих слово «икона» не ассоциируется с чем-либо священным, они воспринимают его как синоним слова «символ».

http://pravmir.ru/sergej-chapnin-reklama...

Кроме того, это очень красивое место: монастырь расположен на холме, в обрамлении рощи. 13. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах  Поселок Дубровицы, Подольский район Храм строился, а затем был освящен в 1693—1704 годах. Знаменская церковь в древней усадьбе Дубровицы стоит у слияния рек Пахры и Десны, на окраине города Подольска, в 40 км от Москвы. Нигде в Подмосковье не найти здания, хоть немного похожего на это. Храм украшен множеством элементов: белокаменная резьба, статуи, барельефы и горельефы на евангельские сюжеты. Интересно, что надписи в храме изначально были на латыни, и лишь b XIX веке их заменили на кириллические. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах Сохранился деревянный иконостас с резным орнаментом. В плане церковное здание представляет собой равноконечный крест с закругленными краями. Главка его устроена в виде короны. Как считают специалисты, в строительстве храма участвовали иноземные мастера — итальянские или швейцарские. Их в Россию выписал князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I и основатель церкви в Дубровицах.  14.  Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове     Поселок Бутово, улица Юбилейная, дом 2, Ленинский район. Строительство храма совершалось в 2004—2007 годах. На Бутовском полигоне стоят две церкви, посвященных памяти новомучеников и исповедников Российских. Одна из них — большая шатровая, похожая на белоснежный корабль, — была достроена и освящена совсем недавно, в 2007 году. Бутовский полигон называют «Русской Голгофой». В Подмосковье это самое крупное место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были убиты и сброшены в рвы более двадцати тысяч человек. Но расстрелы начались здесь еще в 1935 году, а прекратились в 1950-х, и общее число жертв больше названного. Около тысячи из общего числа бутовских жертв подверглись казни за православную веру. Более трехсот из них Русская Православная Церковь прославила в лике святых. Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

http://foma.ru/svyatyini-podmoskovya.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010