Так что булгаковский Воланд, конечно, может считать себя полезной частью злой силы, без которой и на фоне которой и добро не было бы добром. Но это обман, как и все, что исходит от дьявола. Христиане прекрасно знают, что добро само по себе абсолютно и не нуждается в дьявольских подпорках. Зло — это всего лишь отсутствие добра, а не самостоятельная и равная Богу сила. Откуда христиане знают, как устроен мир? Прежде всего — из Откровения Самого Бога, которое содержится в Священном Писании. Самая первая заповедь, которую получил от Бога еще Моисей, гласит: Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20: 2,3). У пророка Исайи читаем: Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне (Ис 46: 9). В Послании апостола Иакова говорится: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак 4: 12). Все библейские книги пронизаны мыслью о том, что вселенная создана Единым Богом и управляется по установленным Им законам. Как физическим, так и нравственным. Да, так написано в Библии. Но есть ведь и другие книги… То, что написано в Библии, на каждом шагу подтверждается самой действительностью. Шкала добра и зла в буквальном смысле вживлена в каждого из нас. И дает о себе знать даже в людях, которые, казалось бы, опустились на самое дно человеческого общества. Тому множество примеров. Например, замечательный христианский писатель и исповедник Сергей Фудель (1900-1977), который 12 лет жизни провел по тюрьмам и лагерям, вспоминал, как уголовники, оказавшиеся в одной с ним камере и в обычное время державшиеся особняком, объединялись, «когда совершалось избиение провинившегося в воровстве хлебной пайки». Такое поведение похвалы, конечно, не заслуживает, но оно весьма показательно. Преступники жестоко наказывали воров в своей собственной среде, чтобы самим не оказаться жертвами воровства. Многие из них позволяли себе нарушать законы, но жить так, как будто этих законов не существует в принципе, им и в голову не приходило. Фото: pixabay.com Более того: даже совершенные ими самими правонарушения уголовники обычно не считают подвигами. Преподаватель филологии Татьяна Щипкова, осужденная в 1980 году на три года за то, что знакомила студентов с Евангелием, вспоминала, что ее подруги по несчастью, отбывавшие сроки по уголовным преступлениям, в основном не оспаривали справедливость приговоров. Даже когда сроки явно превышали степень их виновности. «Разговаривая с такими женщинами, я всегда спрашивала, считают ли они, что с ними поступили несправедливо. „Конечно, справедливо. Человека убила, значит, надо отсидеть срок. Ну и отсижу. Зато детям пути жизни очистила“».

http://foma.ru/pochemu-ljudej-v-adu-naka...

 — Как быть с тем, что христианство учит кротости и смирению, которые не воспринимаются как мужские качества? — Если задуматься о смысле этих слов, то обнаруживается, что это качества, требующие довольно-таки большого мужества и силы. Вспомним определение кротости по святителю Филарету, в его «Катехизисе»: кротость — такое расположение духа, которое соединено с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться; а действия кротости — не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит что-то, что против наших желаний, не предаваться гневу, не превозноситься. То есть оказывается, что это качество, требующее очень большого усилия и внутренней собранности! И если мы поймем, что смирение — это не когда ты на себя плюешь: «Гаденький я, гаденький», и ботинком сам себя растаптываешь (что зачастую доставляет некоторым этакую нездоровую сладость, приятность), а умение хранить со-мирность, мир со всеми, вопреки внешним обстоятельствам, то окажется, что и это потребует от нас очень большой внутренней силы. Кроме того, христианство не сводится к этим двум качествам: Христос говорит и о чистоте души, требующей в наше время колоссального усилия, и о готовности положить «душу свою за друзей своих» и еще о многом другом.  — Какие примеры мужественного поведения можно привести из христианского Предания? Ведь несмотря ни на что, все-таки представление о том, каким должен быть мужчина, люди не склонны черпать из христианства. И мужество не ассоциируется с человеком, подставляющим левую щеку... — Можно привести множество примеров из истории христианства. Фивейский легион, например: римские воины-христиане, которые побеждали германцев-варваров, но оказались готовы умереть за Христа — отказались принести жертвы языческим богам и не стали себя защищать, хотя до этого храбро защищали свою страну. Этот их поступок уж точно не объяснить малодушием! А новомученики... Женщины все же больше служили другим новомученикам и исповедникам, хотя тоже, конечно, во множестве пострадали. Их мужество и их исповедничество были в том, чтобы не оставить отправленных в лагеря и ссылки. А вот мужество не отречься, в том числе и под физическими пытками, — проявляли, в основном, мужчины. Подобное было не только у нас в стране, но и в инославном христианстве: вызывает огромное уважение, например, Дитрих Бонхёффер — крупнейший немецкий теолог, лютеранский пастор, который был косвенно причастен к заговору офицеров против Гитлера и повешен в концлагере незадолго до конца Второй мировой войны. Много примеров можно найти, если поискать.

http://foma.ru/o-xlyupikax-i-voinax-xris...

На установке «Ты еси» возрастала вся православная культура, именно благодаря «Ты еси» русская классическая литература так притягательна, любима в мире. Ничего общего в соборности нет с колхозами, партийными и комсомольскими собраниями и прочими «достижениями» советского коллективизма. Но после 70 лет гонений на Православие мало кто понимает, что такое соборность, в том числе и среди ученых-гуманитариев. Остались либо певцы «западного» «Я», индивидуализма, либо оппонирующие им наследники советского «Мы». И после выхода книги «Категория соборности в русской литературе» у меня усугубились проблемы с двумя могущественными социосистемами внутри своего же научно-преподавательского сообщества — теми, кто с уважением относится к советским «достижениям» коллективизма, и с теми, кто воюет с ними, опираясь на дехристианизированный опыт таких западных интеллектуалов, как Ролан Барт. На суперобложке книги изображен макет храма Христа Спасителя , сделанный художником Юрием Селиверстовым, который умер в 1990 году, когда еще не началось восстановление храма, а слайд этого макета мне предоставила его вдова Екатерина Селиверстова. Попробую вкратце описать его. Золоченая железобетонная арматура повторяет все контуры храма, а внутри маленькая часовенка. — Этот макет очень нравился Савве Васильевичу Ямщикову. Он, кажется, и после восстановления храма считал, что лучше было бы реализовать проект Селиверстова. — Я понимаю его. Разговоры о восстановлении храма шли еще при жизни Селиверстова, но он считал, что если мы восстановим именно этот храм, так сказать, в «том же» виде, мы сделаем большую нравственную ошибку. Дело даже не в том, что это будет новодел. Восстановив храм, мы показываем, что сколько ни ломай, ни взрывай, все можно будет построить заново. Это, действительно, на мой взгляд, не совсем правильно по отношению к памяти новомучеников и исповедников российских . Здание восстановить можно — теперь все в этом убедились, — но тысячелетнюю православную культуру большевики практически уничтожили. Не до конца, но во многом.

http://pravmir.ru/ivan-esaulov-ot-veliko...

Вот такая чересполосица, когда какое-то имя было бы здесь обозначено, а какое-то нет — вызывала у нас сомнение эта идея и мы пытались найти другую форму и вот на это ушло много времени, на осмысление, на поиск тех каких-то традиций, на которые можно было бы опереться, создавая этот мемориал, и тем не менее вот так вот в общении, в дискуссиях кристаллизовалось четкое понимание того, что мемориал должен быть общим. У всех людей, хотя они были самыми разными, у них была общая судьба, и закончилась та судьба здесь на Бутовском полигоне в братской могиле. И поэтому мы решили, что имена всех пострадавших, без исключения, должны быть здесь увековечены. Это самые разные люди: это и исповедники веры, и люди совершенно не верующие, и атеисты, и революционеры (хотя их сравнительно немного здесь), это и люди других национальностей (59 национальностей представлено в бутовских расстрельных списках). Но при этом большинство из этих людей — это русские православные люди, крестьяне подмосковных сел и деревень, но люди совершенно разные, и тем не менее их объединяет то, что они оказались в бутовских расстрельных списках. И вот поэтому за основу идеи этого мемориала мы выбрали именно эти исторические документы. Гранитные доски, которые сейчас вы видите за моей спиной увековечивают имена пострадавших по дням расстрела, т. е. мы как бы воспроизводим те самые расстрельные списки, те самые акты о приведение в исполнение расстрельных приговоров. Но сама форма мемориала была нами выбрана совершенно не случайно, это по сути еще один ров, всего рвов 13, но это 14-й ров. Те рвы скрывают в себе тела казненных, а этот ров — он как бы раскрытый, в него можно спуститься, спуститься, чтобы прочитать на гранитных досках имена здесь казненных. Вот поэтому здесь две хронологические прямые: 1937 год и 1938 год. Заканчиваются они у колокола памяти, в который может ударить каждый человек, приехавший сюда, чтобы как-то выразить свое отношение к тому, что он здесь для себя открыл и пережил. И очень важно, что в центре этого мемориала проходит вот эта живая часть, живая земля, трава, живые яблони, которые показывают, что эта память живая, поэтому мы и назвали наш памятник «Сад памяти», т. е.

http://foma.ru/istoriya-butovskogo-polig...

А достижений или, лучше сказать, свершений много. Есть великие традиции, громадный исторический опыт, подвиги мучеников и исповедников, в конце концов. Такие «ресурсы» не идут ни в какое сравнение ни с чем, ни с какими материальными возможностями. Иной раз стоит просто подумать, сколько народов сумели создать свою цивилизацию мирового уровня? Пересчитать можно по пальцам одной руки. Мы — создали. Но если сегодня для нас самих наше прошлое — это просто сюжеты сериалов или в лучшем случае параграфы в учебнике истории, если у многих из нас не возникает никакой внутренней связки ни с советским периодом, ни с дореволюционным, значит, мы подошли к опасной черте. — Ну а чего именно Вы хотите — просто неравнодушного отношения к советской эпохе или же однозначно критической ее оценки? — Никуда не деться от того факта, что советская эпоха — это то, что стоит у нас прямо за плечами. Это то, из чего все мы вышли, даже те, кто родился после 1991 года. И эта эпоха, скажем еще раз, — время национальной духовной трагедии, национального срыва, национального падения. Мы же знаем, что любой человек согрешает. Но точно так же согрешить может и нация как целое. Причем по той же причине, что и один человек: поддается соблазнам, действиям врага рода человеческого, который знает, кому что подсунуть и кого на что уловить. Он хорошо знает, что русского человека можно взять голыми руками, если предложить ему утопию: мол, ребята, мы прямо сейчас — за два шага — построим Царство Божие на земле. И только представьте, каков на этом фоне масштаб подвига новомучеников, которых не удалось ни соблазнить, ни обмануть, ни запугать? …В своем подвиге мученики подобны Богу. Они непримиримы к греху и снисходительны, милостивы к человеку. В них нет обиды и презрения к врагу, в них есть только любовь. Любовь и великодушие. Потому что они идут за Христом, на Голгофу. Судя по всему, многим иосифлянам не хватало именно великодушия. Слишком часто за их поступками стояла обида на митрополита Сергия и презрение к советской власти. Только это не означает, что они споткнулись на ровном месте, найти верный путь в тех обстоятельствах было невероятно сложно…

http://foma.ru/istoriya-novomuchenikov.h...

Аллилуиарий – воскресный гласа, и новомучеников, глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их» (аллилуиарий мучеников общий; см. служебный Апостол). Евангелие – Недели о мытаре и фарисее, и новомучеников (Лк., зач. 105–106). Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи… В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» ( Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341). Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и новомучеников: «Радуйтеся, праведнии…». Примечание. В этот день совершается панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову (согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг.). 1 Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Память новомучеников и исповедников российских почтили в Санкт-Петербургской епархии Санкт-Петербург, 14 февраля 2011 г. Память новомучеников и исповедников российских почтили 13 февраля в Санкт-Петербургской епархии. Престольный праздник состоялся в храме-часовне Новомучеников и Исповедников Российских на Миргородской улице, пишет " Вода живая " . Затем священнослужители и прихожане этого и других храмов отправились на места массовых расстрелов и захоронений — Ржевский полигон и Левашовскую пустошь, где традиционно в первое воскресенье февраля совершаются панихиды по всем погибшим за православную веру. На Ржевском полигоне богослужение впервые состоялось у креста на подходе к Пороховому складу рядом с монументом «Цветок Жизни». Его возглавил клирик храма святого Иоанна Кронштадтского в Колтушах иерей Сергий Ломакин. «Во все века христиане были гонимы и выражали свою веру очень просто и конкретно — пролитием крови. Празднуя день памяти новомучеников и исповедников российских, мы просим у них укрепления и понимаем, что каждый христианин внутренне должен быть к такому же подвигу», — отметил отец Сергий. На Левашовской пустоши панихиду служили председатель епархиальной комиссии по канонизации, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, председатель издательского отдела епархии, настоятель Феодоровского собора и храма-часовни Новомучеников и Исповедников Российских протоиерей Александр Сорокин, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов и другие священнослужители. Также участие в панихиде принял священник Андрей Хьертберг (Финская Православная Церковь) — ежегодно вместе с матушкой приезжающий в Россию специально, чтобы посетить Левашовское кладбище. Традиция поминать мучеников за веру на Левашовском кладбище существует с 1989 года, когда полигон НКВД был рассекречен. По приблизительным оценкам, здесь погребено около 47 тыс расстрелянных по 58-й, «политической» статье. Панихиды совершаются у монумента «Молох тоталитаризма», однако православные верующие хотели бы видеть на этом месте храм. Как сообщил протоиерей Владимир Сорокин, проект храма-часовни всем святым, в земле Санкт-Петербургской просиявшим, готов. Ведутся согласования о его строительстве с государственными структурами. «Для нас этот день и печальный, и торжественный, трагедия преобразуется в радость, потому что места расстрелов новомучеников — это и места славы Божией, воскресения. Святые молятся за нас, а мы извлекаем уроки истории, чтобы этого больше не повторилось. Епархиальная комиссия готовит третье издание Мартиролога, в который войдут имена почти 4,5 тыс священнослужителей, пострадавших за веру», — сказал отец Владимир. 14 февраля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/44724.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2009 год ПЕТЬ ИЗ ЛЮБВИ К БОГУ. Любительский хор храма Новомучеников и Исповедников Российских В 1998 году рядом с Феодоровским собором, за возвращение которого верующие боролись много лет, был открыт храм-часовня Новомучеников и Исповедников Российских. С самого начала предполагалось, что хор здесь будет любительский. Хотелось, чтобы пели сами прихожане, воспринимающие это как свое служение. С момента основания хора и по сей день регентом является Марина Лифорова. Марина, еще будучи студенткой РГПУ им. А.И. Герцена, воцерковилась через пение в любительском церковном хоре храма Серафима Саровского в Вырице, впоследствии она окончила Регентское отделение СПбДАиС. В любительский церковный хор приходят разные люди: некоторые имеют музыкальное образование, но это не является обязательным условием. По словам регента, требования к хористам минимальны: наличие музыкального слуха, готовность и возможность участвовать в спевках хора раз в неделю и желание петь. Сейчас максимальный состав хора во время больших праздников — Пасхи и Рождества — около 30 человек, по воскресеньям за Литургией поют около десяти певчих, но на субботних службах бывает всего двое-трое. Марина рассказывает, что особенность прихода Новомучеников и Исповедников Российских в том, что во время богослужения поют все прихожане и каждый чувствует себя активным участником Литургии. Раньше во время службы хор находился внизу, но сейчас он — на хорах. «Мы перешли наверх, чтобы не сбиваться, — поясняет Марина Лифорова, — непрофессиональный хор довольно легко сбить, если рядом кто-то поет нечисто или не в той тональности. Я замечаю, что песнопения, которые часто повторяются, все люди в храме поют довольно слаженно. Прихожане порой даже жалуются, дескать, вы разучили новую Херувимскую, а нам слишком сложно подпевать. Поэтому стараюсь выбирать более простые песнопения церковного обихода… Авторские, композиторские произведения мы поем редко, только на торжественных службах. На мой взгляд, обиходные песнопения Литургии, Всенощной и праздников тоже очень красивы».

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/9/63...

Память новомучеников и исповедников российских почтили в Санкт-Петербургской епархии февраля 2011 Священнослужители и прихожане храмов побывали на местах массовых расстрелов и захоронений — Ржевском полигоне и Левашовской пустоши, где в первое воскресенье февраля служатся панихиды по всем погибшим за веру. Память новомучеников и исповедников российских почтили 13 февраля в Санкт-Петербургской епархии. Престольный праздник состоялся в храме-часовне Новомучеников и Исповедников Российских на Миргородской улице. Затем священнослужители и прихожане этого и других храмов отправились на места массовых расстрелов и захоронений - Ржевский полигон и Левашовскую пустошь, где традиционно в первое воскресенье февраля совершаются панихиды по всем погибшим за православную веру. На Ржевском полигоне богослужение впервые состоялось у креста на подходе к Пороховому складу рядом с монументом " Цветок Жизни " . Его возглавил клирик храма святого Иоанна Кронштадтского в Колтушах иерей Сергий Ломакин. " Во все века христиане были гонимы и выражали свою веру очень просто и конкретно - пролитием крови. Празднуя день памяти новомучеников и исповедников российских, мы просим у них укрепления и понимаем, что каждый христианин внутренне должен быть к такому же подвигу " , - отметил отец Сергий. На Левашовской пустоши панихиду служили председатель епархиальной комиссии по канонизации, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, председатель издательского отдела епархии, настоятель Феодоровского собора и храма-часовни Новомучеников и Исповедников Российских протоиерей Александр Сорокин, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов и другие священнослужители. Также участие в панихиде принял священник Андрей Хьертберг (Финская Православная Церковь) - ежегодно вместе с матушкой приезжающий в Россию специально, чтобы посетить Левашовское кладбище. Историки - создатель " Ленинградского мартиролога " Анатолий Разумов и секретарь епархиальной комиссии по канонизации Лидия Соколова - рассказали о расстрелянных в годы гонений, в том числе о специалисте в области церковного права, византинисте Владимире Бенешевиче, составителе Святоотеческой энциклопедии Владимире Новочадове, юристе, защитнике мученика Юрия Новицкого по делу об изъятии церковных ценностей Моисее Равиче, священниках Вячеславе Исполатове, Алексие Чужбовском, Феодоре Кедрове, Александре Логиневском, старосте церкви Михаиле Усанове.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=202...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Ворошить» такое прошлое — просто необходимо», – протоиерей Кирилл Каледа, настоятель Храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове 10 мин., 13.05.2023 Сегодня многим кажется, что ошибки XX века остались далеко позади и «счастливому будущему» ничто не угрожает. Но культ забвения не несет в себе жизни — если мы не поворачиваемся лицом к прошлому, рано или поздно оно нанесет нам удар в спину... Об уроках Бутовского полигона, о подвиге новомучеников и о смысле их почитания, о памяти, без которой обречена на забвение современность, мы говорим с протоиереем Кириллом Каледой, настоятелем Храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Для отца Кирилла Бутовский полигон — место, неразрывно связанное с трагической судьбой его семьи в 1930-х годах, и место, по которому прошел путь его собственного жизненного служения — Отец Кирилл, почему о Бутове наши современники знают так мало? — Люди боялись говорить о репрессиях. Таких семей, где детям рассказывали, что их дедушка или бабушка пострадали в годы лихолетья, было очень мало: все скрывалось. И была ложь со стороны государства. Сейчас каких-либо препятствий к восстановлению памяти новомучеников, к их почитанию — нет. Но большого интереса к этому тоже не наблюдается. Мы отмахиваемся: мол, зачем «ворошить старое», потому как страшно. Нам бы жить наслаждаясь, коттедж строить, на пляж ездить. Но здесь важно следующее: мы не понимаем значения этого вопроса. Говорить о подвиге новомучеников в прошедшем времени неправильно, но «ворошить» такое прошлое — просто необходимо, так как это наши корни. К нам часто приезжают люди и говорят, что им известно, что их дед или прадед пострадали во время репрессий, но где — они не знают. Однажды приехали молодые люди и сказали,  что их двоюродный дедушка был монахом, в 1937 году его арестовали и он пропал и где-то расстрелян. Мы начали искать. Оказалось, что  их дедушка — это архиепископ Владимирский Николай (Добронравов), известный богослов, член  Поместного собора 1917 года, преподаватель Московской духовной академии. А в семье сохранилось только воспоминание о том, что он был монахом. И узнавая, восстанавливая жизненный путь своего деда, люди эти пришли к вере, семья воцерковилась. Я освящал их квартиру в городе, они приезжают на полигон в день памяти владыки. И это вовсе не единичный случай.

http://foma.ru/proshloe-kotoroe-nado-vor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010