Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 5 февраля 2023 года 23. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской . Сщмч. Климента, еп. Анкирского. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (службу зри 23 декабря) . Собор Костромских святых. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову . Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления). Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей… в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную»). Служба сщмч. Климента (и мч. Агафангела) поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, Триоди, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды), и новомучеников – 4. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня. Паримии новомучеников – 3 . На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех) . «Слава» – новомучеников, глас 8-й: «Приидите, мучениколюбцы…», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие…» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – новомучеников, глас 2-й: «Новый доме Евфрафов…» , «И ныне» – Триоди, глас 5-й: «Отягченныма очима…» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь новомучеников, глас 4-й (единожды).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Владимир Легойда: Решение по «екатеринбургским останкам» не будет подгоняться под какие-то даты 2 декабря, 2017. Новостная служба Решение по поводу результатов исследований останков царской семьи будет принято после завершения всех необходимых экспертиз 2 декабря. ПРАВМИР. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что решение о результатах исследования останков царской семьи «не будет подгоняться под даты и символические события». Об этом он заявил, выступая на итоговой пресс-конференции Архиерейского Собора. «Преждевременно ожидать решений, сообщение на Соборе суммировало выступления на конференции в Сретенском монастыре. Ничто не предполагало принятия решений на этом Архиерейском Соборе… Мы будем заниматься этим столько сколько положено»,  – отметил Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Владимир Легойда обратил внимание, что «никогда никто из официальных представителей Церкви не говорил, что на Архиерейском Соборе будет принято решение» по данному вопросу. «С сонмом новомучеников и исповедников Церковь прославляет царственных страстотерпцев. Церковной комиссией совместно с государственными следственными органами по сей день ведется кропотливая работа по идентификации «екатеринбургских останков». Заслушав подробный доклад по этой теме, Собор выражает надежду, что во благовремении будет поставлена точка в упомянутых исследованиях», – говорится в итоговом послании Архиерейского Собора. О том, что окончательные решения по поводу «екатеринбургских останков» будут приняты после завершения всех необходимых исследований и экспертиз ранее на Архиерейском Соборе заявлял и пресс-секретарь Патриарха Кирилла священник Александр Волков. Обсуждение этой темы на Соборе носит «промежуточный характер», отметил он. Заключительное торжественное заседание Архиерейского Собора при участии Глав и делегаций Поместных Православных Церквей пройдет в Храме Христа Спасителя 2 декабря. Узнавайте самые оперативные новости и читайте лучшие аналитические материалы  наших авторов в  Telegram-kahaлe  «Правмира».

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-reshe...

Александр Кравецкий (Институт Русского языка РАН) предложил прописать «процедуру реакции» на новые документальные данные о том или ином исповеднике веры: -Совершенно понятно, что исчерпывающее исследование, гарантирующее, что ничего нового не откроется, практически невозможно. Кажется разумным прописать процедуру: что происходит, если источники все-таки всплывают? Как в таких случаях себя вести? Уже в конце обсуждения епископ Гомельский Стефан стал напоминать участникам круглого стола, что деканонизации в Церкви вообще не существует: -Это очень страшное слово. У нас не проходит деканонизация. Мы изучаем жизни этих людей, чтобы Церковь еще раз убедилась (один раз уже убедилась, но возникли определенные нуждающиеся в ответах вопросы) в их святости. На это Сергей Чапнин ответил жестким напоминанием: вопросы так и не обозначились, хотя с момента вычеркивания святых из календаря прошел год. -Мы сейчас говорим достаточно узким кругом и имеем право знать: а что вызвало сомнения? Кто над этим работает? Какое дано поручение, чтобы эти сомнения прояснить? Какие сомнения? Прошел уже целый год, и мы видим, что, кроме общих слов утешения и максимально округлых формулировок, ничего не дождались мы. Мне кажется, что в церковных сообществах мы имеем возможность и должны ее иметь получить на эти недоумения вразумительный ответ. Одна из задач конференции — содействовать механизмам такого оповещения. Мы не претендуем на то, чтобы подменить работу комиссии по канонизации, Священного Синода и Архиерейского собора. Мы ожидаем информирования. Мне не кажется, что вопросы и сомнения — это тайна церковного сообщества. Авторитет Церкви заключается в том, чтобы об этом говорить. Бумажный вопрос: закрытие архивов Выработанные Церковью критерии канонизации, заметил отец Олег, уже прошли проверку соборными решениями, на их основании были канонизированы новомученики и исповедники Российские, поэтому обсуждать их крайне трудно — круглый стол соборной мудростью не обладает. Кроме того, период массовых канонизаций закончился с принятием законов об информации 2004 и 2007 года.

http://pravmir.ru/pochemu-my-ne-proslavl...

— Часто говорят, что во времена гонений жить христианину проще, духовная жизнь более интенсивна — вы согласны с этим? — Сложно ответить однозначно. Конечно, внешние обстоятельства побуждают к более сосредоточенной, наполненной, ответственной духовной жизни. Но гонения гонениям рознь. Если в 1970–1980 годы были притеснения верующих, то в 1920–1950 и даже 1960-е годы были действительно репрессии. Церковь просто уничтожалась, несла колоссальные потери. Прежде всего, уничтожались носители живой веры, традиций. Этому сопутствовало уничтожение книг, икон, христианской культуры. Далеко не все были в состоянии выдержать это страшное испытание огненное. По итогам сталинской переписи конца 1930-х годов не побоялись назвать себя верующими 56,7%. Но и эти люди, и те, кто побоялся назвать себя верующими, в реальной жизни постоянно должны были веру скрывать, лгать. Это было великим насилием над совестью нескольких поколений наших людей. Конечно, годы гонений явили сонм мучеников — столпов исповедничества, гигантов духа. Иподиаконское послушание при архиепископе Александре — ректоре Московских духовных школ Но одновременно эти годы изуродовали всю русскую жизнь, национальный характер, традиции, устои. Были ведь не только мученики и исповедники. Создавался целый слой осведомителей. А сколько наших соотечественников было призвано обеспечивать ГУЛАГ и даже быть палачами своего народа? Поэтому говорить, что гонения всегда благоприятны для Церкви и верующих — слишком поверхностный взгляд. Масштаб катастрофы не раскрыт даже теперь… Это о политических гонениях. А духовные гонения, утеснения испытывает всякий верующий и теперь. Это раскрывается в противостоянии силе греха, страстей. Вера — это выбор тесного пути, пути благодатного, но, увы, не пути с большинством. В Писании есть удивительные слова о том, что праведный Лот был утомлен «обращением между людьми неистово развратными, … ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2:7–8).

http://pravmir.ru/episkop-barnaulskij-i-...

Семейное предание гласит о том, что в это время находящегося между жизнью и смертью Бруни посещает видение. Ему является Божия Матерь (по другой версии — Николай Угодник), и он дает обет в случае выздоровления стать священником. После этого видения Николай Бруни, к удивлению лечащих врачей, стремительно идет на поправку. Церковные издания, посвященные жизни и кончине мучеников и исповедников, пострадавших в годы большевистского террора, крайне неохотно информируют нас о деятельности Николая Александровича в годы Гражданской войны. А он, убежав в Москву из военного госпиталя в оккупированной австрийцами Одессе, уже на следующий день вступает в Красную Армию. Н.А.Бруни было доверено командовать 1-м авиаотрядом ВВС РККА.Под его руководством велась подготовка летчиков для военно-воздушных сил молодой республики. Но раны (после авиакатастрофы одна нога была на шесть сантиметров короче другой) и моральное истощение, вызванное ужасами братоубийственной войны, заставляют Бруни прервать строевую службу. В 1919 году авиационный инструктор Н.А.Бруни не прошел летную комиссию и был списан из рядов Красной Армии по состоянию здоровья. 22 декабря 1918 года Николай Бруни вступил в брак с Анной Александровной Полиевктовой. Семья Бруни была знакома и поддерживала дружеские отношения с семьей Александра Полиевктова — известного врача, владельца детской инфекционной больницы в Москве на Соколиной горе. У Полиевктовых было две дочери: Мария, в которую Николай был горячо влюблен с детства, и Анна, которая любила Николая безответной любовью. Мария отвергла Николая в 1914 году и вышла замуж за другого, а Анна приехала к Бруни в Одессу в 1917 году, чтобы ухаживать за ним в госпитале. Свадьба была отпразднована в квартире поэта Константина Бальмонта. Позже в семье Николая и Анны Бруни родилось шестеро детей. Военная страница в истории жизни Николая Бруни оказалась перевернутой, и вместо Бруни-авиатора мы встречаемся с Бруни-священником. 4 июля 1919 года Николай Бруни был рукоположен в сан диакона, а спустя несколько дней — во иерея. Сложно говорить о мотивах, приведших Николая Бруни к идее священнического служения. Может быть, принятие сана являлось исполнением обета, а может, важную роль сыграло разочарование в идеях революции, а также тот массовый поворот к церковной жизни, который был характерен для русской интеллигенции в послереволюционное время.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/4/88...

Молодому человеку, не захотевшему назвать себя, 27 лет, живет в Подмосковье, до недавнего времени преподавал в школе историю. В Бутово расстрелян его прадед, крестьянин. 57-летний лесовод Алексей Бобринский — внук Владимира Алексеевича Комаровского, расстрелянного в Бутово 5 ноября 1937 года за веру. Бобринский вырос в верующей семье, прихожанин храма Илии Обыденного. На акцию он приехал с невесткой Ириной, трехлетней внучкой Тоней. Двухмесячный внук Гавриил — крестник настоятеля Бутовского храма протоиерея Кирилла Каледы — сладко спал в коляске. Нина Малышкина, бухгалтер, участвовала в акции и в прошлом году, а в этом привела свою сестру Марию. «Думаю, у нас в семье нет репрессированных, сказала Нина. — Мы жили в глубинке, в Тамбовской области. Когда получили здесь квартиру, стали узнавать о репрессиях. И пытаемся воцерковляться в этом храме». Ее сестра предпочла промолчать. В храме Новомучеников и Исповедников Российских воцерковлялся и Борис Иванович Артамонов. Пришел он в храм в 1997 году, на седьмом десятке. Сейчас ему 80, на пенсии. Инженер, занимался прикладной наукой. «Был не просто атеист, а горделивый атеист, — вспоминает он. — Это грустное мероприятие, но очень важное. Благодаря новомученикам мы, неверующие, стали верующими и даже имеем шанс спастись». Подготовил Леонид Виноградов Фото Михаила Свешникова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 октября, 2021 1 апреля, 2021 15 апреля, 2023 5 февраля, 2023 10 июля, 2022 8 мая, 2022 5 апреля, 2022 9 февраля, 2022 25 ноября, 2021 30 октября, 2021 1 апреля, 2021 15 апреля, 2023 5 февраля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/butovskij-poligon-poka...

Как отмечал протоиерей Владислав Цыпин, «процедура деканонизации не только не прописана, но в церковных канонах нет даже такого слова. Кроме Анны Кашинской, которую исключили из святцев, а потом снова прославили, таких примеров нет. Подобные случаи бывали в Синодальный период, но и там речь шла не о деканонизации, то есть не о решении, является тот или иной человек святым или нет, а о том, чтобы прекратить почитание некоторых местночтимых святых. Синод принимал решение прекратить почитание святого, предать земле мощи, дальше их вынимали из раки и погребали в земле. Если говорить о мощах тех святых, имена которых не включили в календарь — они останутся мощами, никуда не денутся. Можно ли будет служить перед ними молебны — это зависит от решения священноначалия» . Как заявил на круглом столе «Критерии канонизации святых новомучеников и исповедников Церкви Русской» (вопроса деканонизации касавшегося лишь косвенно) С.В. Чапнин, «мы сейчас говорим достаточно узким кругом и имеем право знать: а что вызвало сомнения? Кто над этим работает? Какое дано поручение, чтобы эти сомнения прояснить? Какие сомнения? Прошел уже целый год, и мы видим, что, кроме общих слов утешения и максимально округлых формулировок, ничего не дождались мы. Мне кажется, что в церковных сообществах мы имеем возможность и должны ее иметь получить на эти недоумения вразумительный ответ. Одна из задач конференции — содействовать механизмам такого оповещения. Мы не претендуем на то, чтобы подменить работу комиссии по канонизации, Священного Синода и Архиерейского собора. Мы ожидаем информирования. Мне не кажется, что вопросы и сомнения — это тайна церковного сообщества. Авторитет Церкви заключается в том, чтобы об этом говорить» . Интересно, что архиепископ Берлинский Марк на данном круглом столе вообще высказал сомнение в том, что документы необходимы для прославления: «Очень спорный вопрос, могут ли документы быть определяющими при прославлении святых. Такого в истории не было. Я допускаю, что они могут быть допущены как второстепенные или третьестепенные свидетельства, подтверждающие решение. Но не как основные» .

http://bogoslov.ru/article/4230436

В Кемеровской области при помощи силовых структур вышла книга о кузбасских новомучениках 13 марта, 2013. Новостная служба Один из авторов книги, бывший следователь подполковник Сергей Павлов, еще в 1990-х годах начал работу по сбору документов о репрессированных. 13 марта. ПРАВМИР. В Кемеровской области вышла в свет книга «Жизнеописания кузбасских святых», материалы для которой предоставлены архивами ФСБ, МВД и ГУФСИН, сообщает SmartNews . В ней представлены жизнеописания трех святых, проживавших в крае b XIX веке, и 37 новомучеников ХХ века, закончивших свой жизненный путь в Кузбассе. В списке есть не только священнослужители, но и миряне. В основном это бывшие жители Москвы и Подмосковья, отправленные в сибирские лагеря. Лишь один священник — Афанасий Левицкий — служил непосредственно в Кемеровской области в населенном пункте Бачатский. «Эти святые претерпевали мучения на Кузнецкой земле. Поэтому их и считают кузбасскими святыми. Кроме того, именно Кемеровская епархия предлагала их канонизировать», — рассказывает священник Максим (Мальцев), заместитель председателя епархиальной комиссии по канонизации святых, Презентованная во вторник книга — уже второй по счету труд представителей православной церкви, писателей, историков и архивных служб силовых структур. Два года назад в свет вышел справочник «Новомученики и исповедники земли Кузнецкой», в котором приводились биографические данные 175 людей, которые пострадали за веру. Один из авторов книги, бывший следователь подполковник Сергей Павлов, еще в 1990-х годах начал работу по сбору документов о репрессированных. «В России нет других примеров столь плотного сотрудничества РПЦ, силовых структур, ученых в раскрытии архивной информации ФСБ, ГУФСИН и МВД. Это уникальное явление. После 20 лет работы следователем в милиции я перешел работать в прокуратуру. По роду своей деятельности я получил доступ к архивным делам. Когда я знакомился с этими документами, я приходил просто в ужас. Ведь в некоторых делах было только две бумаги — об аресте и расстреле. Особо мои душу и сердце задевали дела, связанные со священниками. Я просто восхищался тем, как они держали слово, как не отступали от веры», — рассказывает он.

http://pravmir.ru/v-kemerovskoj-oblasti-...

Мученики хотят и должны быть услышаны Беседа с создателем Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке 11 августа, 2015 Беседа с создателем Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке В феврале 2015 года в Екатеринбурге в подвальном помещении Малой усадьбы купцов Рязановых открылся Музей святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке. Таких музеев в России практически нет. Можно вспомнить лишь Мемориальный комплекс «Бутово», Музей новомучеников и исповедников земли Архангельской при Покровском храме г. Новодвинска, небольшие музеи, посвящённые конкретным новомученикам, как, например, музей священномученика Григория и мученицы Екатерины Петроградских при храме «Всех скорбящих Радость» (Санкт-Петербург). О том, зачем нужен подобный музей, как избавиться от тоталитарного наследия прошлого и в чём суть женского христианского служения — беседа с создателем экспозиции, Оксаной Ивановой. Как всё начиналось: выставка «Неперемолотые» Тема новомучеников и исповедников регулярно обсуждалась и в Свято-Филаретовском институте, где я училась, и в том церковном кругу, где я живу. Однажды в институте мне предложили подготовить братскую встречу на тему новомучеников. Я сначала растерялась: ну, что я могу? Оксана Иванова Стала изучать, что у нас тут, на Урале, было. Поговорила с отцом Петром Мангилевым, историком (протоиерей Петр Мангилев — проректор екатеринбургской семинарии, канд. истор.наук — прим.ред.) , оказалось, что у нас был народный богословский институт в 1920-е годы, до четырехсот мирян учились. Почитала жития некоторых канонизированных святых. Так как я много лет занималась музеями, выставками, то подумала, что надо сделать выставку. Протоиерей Пётр Мангилев Андрей Печерин, руководитель Уральского церковно-исторического общества (Андрей Печерин — научный сотрудник кафедры Церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии. Член комиссии по канонизации Курганской епархии. Соорганизатор Уральского Церковно-исторического общества. Автор и соавтор статей и книг по церковной истории (тема — новомученики и исповедники российские) — прим. ред.) , предложил первые экспонаты, показал метрические книги с записями: «Убит большевистской властью», «убит красноармейцами».

http://pravmir.ru/mucheniki-hotyat-i-dol...

Немало храмов принадлежат Русской Православной Церкви в Европе. Почти все они, за немногим исключением, были построены до революции. Храмы есть в столице Австрии — Вене; в Бельгии — в Брюсселе; в Болгарии — в Софии; в Англии — в Оксфорде и в Ливерпуле, где находится миссия святителя Николая Чудотворца; в Венгрии — в городах Дьондьош и Токай; в Германии — в Гифхорне, Ингольштадте, Фрайбурге, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Зальцгиттере, Кемптене, Ландскухте и Нойсе; в Дании — в городе Хобро, а также домовая церковь в Орхусе. Домовая церковь есть и в ирландском городе Голуэй. В Исландии церковь во имя святителя Николая была построена в 2011 году в Рейкьявике. В Италии Никольские храмы есть в Бари, Мерано, Риме, Флоренции, домовые церкви в Алессандрии и Вероне, Виченце, Новаре. Также есть православный храм святителя Николая Чудотворца в Амстердаме. В Голландии, во фрисландской деревне Хемелюме, также находится мужской Никольский монастырь. Он был основан в 1999 году двумя братьями-монахами и освящен в 2001 году в честь святителя Николая чудотворца. Монастырь расположен в реконструированном здании XIX века, принадлежавшем протестантской церкви. Надо сказать, что на этом месте монастырь существует с XII-XV веков. Правда тогда он был католическим, но так же как и нынешний православный монастырь, был освящен в честь Николая Чудотворца. Русской православной церкви принадлежит приход во им святителя Николая в норвежском Тромсё. Церковь есть в Румынии — в Бухаресте; в Финляндии — в Хельсинки; во Франции — в Лионе и Ментоне, Нильванже, Ницце, Сент-Женевьев-де-Буа, Южин, а так же в швейцарском Базеле. Домовая церковь святого Николая существует в шведском городе Уппсала. Другие святые с именем Николай В церковном календаре мы находим 159 святых, которые носят имя Николай. 134 из них — новомученики: от дьякона до протоиерея, от иеромонаха до архимандрита и архиепископа. Замученные, убитые, расстрелянные в годы советской власти в самых разных городах и селах страны от Москвы до Екатеринбурга. Они погребены в общих могилах. Многие из них были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Песни Святому Николаю

http://foma.ru/imya-nikolaj.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010