Пермский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский кафедральный собор в Соликамске Пермский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Пермь . Граничит на севере с Республикой Коми, на северо-западе с Кировской областью, на западе с Удмуртией, на юге с Башкортостаном, на востоке с Свердловской областью. Образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года. Содержание Православие в Пермском крае [ править править код ] Высокую и опасную миссию просвещения диких народов взял на себя святитель Стефан Великопермский, ныне один из самых почитаемых в Пермском крае святых. Более тысячи километров прошёл Стефан по пермской земле, уничтожая кумирни и священные деревья зырян, основывая церкви и ставя кресты. Его благая проповедь, произносимая на родном для зырян языке, убедила многих поверить ему. У святителя появились друзья и сторонники, но труден был его путь, и с каждым днём, с каждым разрушенным им капищем всё более неистовствовали враги. Сколько бед, сколько козней подстраивали они, только бы истребить ненавистного им проповедника! Но Господь хранил своего посланника, а вера и мужество Стефана преодолели все вражеские препоны. Всё больше и больше людей отказывались от прежних своих убеждений и принимали истинную Христову веру. В 1383 г. была учреждена Пермская епархия. Почти до конца жизни святитель путешестовал по пермской земле. Лишь незадолго до своей кончины он покинул уральский край и отправился в Москву. Его провожали толпы людей, бывшие язычники рыдали, отпуская своего пастыря. Они чувствовали, что святитель более не вернётся в свою Пермь. Святой Стефан преставился в праздник Преполовения Пятидесятницы, вечером 26 апреля 1396 г. Похоронен в Москве. Оставшаяся от него реликвия - апостольский посох, впоследствии обложенный костью с вырезанными на ней изображениями подвигов святого и с надписью: «Се есть деяние епископа Стефана Пермского», - в настоящее время хранится в Пермском краеведческом музее.

http://azbyka.ru/palomnik/Пермский_край

Появились общины К. в Австрии (Зайц (ныне на территории Словении), 1160), Швеции (Лунд, 1162), Испании (Скала-Деи в Таррагоне, 1163), Англии (Уитем в Сомерсете, 1178-1179). В 1145 г. жен. община в Пребайоне (в Провансе), следовавшая предписаниям свт. Кесария Арелатского, попросила Иоанна Испанского, картузианца из Монтрё, составить для нее устав на основе Устава Гвиго, что положило начало жен. ветви ордена К. Вторая жен. обитель была учреждена в Берто в 1188 г. Наиболее значимые сочинения этого периода принадлежат 9-му приору К. Гвиго II (1174-1180) ( Guigo II Le Chartreux. Lettre sur la vie contemplative (ou Échelle des moines). Douze méditations/Ed. E. Colledge, J. Walsh. P., 1970 (рус. пер.: Гвиго II Картузианец . Сочинения/Пер. с лат.: А. Коваль. М., 2011); Guigo II Cartusiae prioris Liber de quadripertito exercitio cellae//PL. 153. Col. 799-884) и Адаму Скоту, картузианцу из мон-ря Уитем ( Adamus Scotus. Sermones//PL. 198. Col. 91-440; Idem. De triplici genere contemplationis//Ibid. Col. 791-842). Мон-рь Ла-Гранд-Шартрёз. Общий вид К нач. XIII в. в Европе действовали 35 картузианских обителей (из них 2 женские). Общины К. появлялись не только в труднодоступных местах, но и в городах. Первая картузианская обитель рядом с городом была основана по повелению франц. кор. Людовика IX Святого в 1257 г. в бывш. замке Вовер близ Парижа. Нередко новые обители находились под прямым покровительством королей или местных правителей (Уитем и Хинтон (с 1227) в Англии, Аллерхайлигенталь в Мауэрбахе близ Вены (1313), Галлуццо близ Флоренции (1342), Шанмоль в Бургундии (1383), Чертоза близ Павии (1396)). После пожара 1320 г. в Ла-Гранд-Шартрёз были построены каменные здания. Другие, особенно новые, обители К., тоже отошли от первоначальной простоты и отличались богато украшенными строениями (напр., Шанмоль, Валь-де-Бенедиксьон в Вильнёв-лез-Авиньон, Чертоза). В связи с тем что не все обители находились в горах и др. труднодоступных местах, традиция строить «нижний дом» для братьев-мирян постепенно исчезла (все монахи стали жить в пределах одного комплекса).

http://pravenc.ru/text/1681193.html

Зырянские племена, жившие к сев.-востоку по рр. Вычегде и Сысоле в верхнем двинском бассейне, до конца XIV в. не знали христианства. Просветителем их во второй половине XIV века был иеромонах ростовского монастыря Стефан, по прозванию Ераст или Храп, сын дьячка устюжской соборной церкви 234 . Он, после долгих приготовлений, в 1379 г. с благословения коломенского епископа Герасима, взяв с собой из Москвы миро, антиминсы и другие необходимые церковные вещи, в сане пресвитера самоотверженно вышел на проповедь к дикарям. Князь дал Стефану охранную грамоту. Проповедник с ней прошел до Устюга, откуда по С. Двине спустился до устья р. Вычегды, где стоит нынешний Котлас – тогда Пырас, первое зырянское село. Окрестив многих жителей, Стефан поставил для них храм. Из Котласа он пошел дальше по правому берегу р. Вычегды. По пути ставились кресты и часовни, пока самоотверженный миссионер не остановился в Усть-Выме, главном зырянском поселении, избрав его центром своей деятельности. Мирная проповедь кроткого иеромонаха сразу привлекла к нему значительное число зырян. Для новокрещенных Стефан построил Благовещенскую церковь в самом Усть-Выме, лежавшем при слиянии реки Выми с Вычегдой. Отсюда свет христианского просвещения стал разливаться по всей Перми. Не много спустя зырянский проповедник явился к Москву просить для новопросвещенного края особого епископа. Митрополит Пимен с великим князем не нашли лучшего кандидата, как сам просветитель Перми 235 . Собор согласился и зимой 1383 г. Стефан посвящен в пермского епископа 236 . Новый епископ утвердил свою кафедру в Усть-Выме при Благовещенской церкви, устроив здесь домовый Архангельский монастырь. При Стефане явились две обители – Спасо-ульяновская в 150 верст. от Усть-Сысольска и Стефановская в 50 верстах на р. Сысоле, в нынешнем селе Вотче. Кормилец бедняков во время голода, защитник беззащитных пермяков от новгородской вольницы, знавший лично прохожие дороги в Москву и Новгород, после осьмнадцатилетней многоплодной проповеднической деятельности и истинно христианской заботливости о своей пастве, скончался в 1396 году, но далеко от своей новой и старой родины: он умер в Москве, куда отправился по церковным делам, и погребен в Спасской великокняжеской обители 237 . Русская церковь достойно причислила его к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

с 31.10.1770 02.05.1776 Иларион (Кондратовский), епископ рукоположен с 17.07.1776 по 27.07.1785, (в 1783 временно управлял Киевской митрополией) епископ Новгород-Северский и Глуховский Малороссийский Переяславский епископ Имена Сведения рукоположен с 25.09.1799 по 17.12.1803 епископ Полтавский и Переяславский Далее см. викарии Киевской епархии. Переславль-Залесская Учреждена в 1721 году Пере(я)славль-3алесская Кафедра в Пере(я)славле-Залесском Имена Сведения упоминается неизвестно Иннокентий (Кульчицкий), епископ, свт. рукоположен начальник Духовной миссии в Китае с 05.03.1721 по 15.01.1727 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Пере(я)славль-3алесская и Дмитровская Имена Сведения Арсений (Могилянский), архиепископ рукоположен с 25.06.1744 по 30.05.1752 на покое; с 22.10.1757 митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Серапион (Лятошевич), епископ бывший епископ Можайский и Волоколамский с 03.03.1753 по 29.10.1753 епископ Вологодский и Белозерский Амвросий (Зертис-Каменский), епископ рукоположен с 17.11.1753 по 08.03.1761 епископ Сарский и Подонский Сильвестр (Страгородский), епископ рукоположен с 23.12.1761 по 04.02.1768 епископ Крутицкий и Можайский Геннадий (Границкий), епископ рукоположен с 13.04.1768 13.08.1773 Антоний (Румовский), епископ рукоположен с 02.02.1774 по 19.09.1776 епископ Астраханский и Ставропольский Феофилакт (Горский), епископ рукоположен с 18.09.1776 по 06.05.1788 епископ Коломенский и Тульский Викарии Пере(я)славль-Залесской епархии Можайский и Волоколамский епископ Викариатство учреждено 16 февраля 1746 года Имена Сведения рукоположен с 30.03.1745 по 03.03.1753 епископ Переславль-Залесский и Дмитровский Пермская Учреждена в 1383 году Великопермская (Пермская, Усть-Вымская) Кафедра в Усть-Выми Имена Сведения Стефан (Храп), епископ, свт. рукоположен 26.04.1396 в Москве Исаакий, епископ рукоположен с 20.01.1397 (1398) 22.03.1416 в Москве Герасим, епископ, свт. рукоположен после 1416 упоминается в 1441 и 1448 24.01 (около 1449) (убит вогуличем)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Что касается рукописи Устава литургии (Διταξις της θεας Λειτουργας) патриарха Филофея , якобы также связанной с литургической реформой митрополита Алексия, то нами было предпринято специальное изучение этого Служебника, поступившего в библиотеку Ватикана в период 1508–1513 гг. вместе со Следованной Псалтирью . Наше исследование кодекса, отреставрированного в октябре 1992 г., позволило обнаружить в заголовке автограф протодиакона московского Успенского собора Спиридония . Имя этого писца, тогда еще диакона, впервые встречается на л. 207 в рукописи Евангелия , созданного в 1393 г. «благословением Киприана, митрополита всея Руси», и «повелением благоверного князя Владимира Андреевича». Согласно летописи, в 1396–1397 гг. Спиридоний сопровождал митрополита Киприана в его поездке в Киев, где им была выполнена для Смоленского епископа Михаила Киевская Псалтирь 1397 г. , после чего в конце 1397 г. он вернулся в Москву. На л. 111 в рукописи Vat. Slav. 14 находится список (на греч. яз.) 18 епархий Киевской митрополии, в том числе названа Пермская, учрежденная лишь в 1383 г., то есть уже после митрополита Алексия. Следовательно, рукопись «филофеевского» Устава также не может быть атрибутирована митрополиту Алексию, что ставит под сомнение и гипотезу о проведенной им литургической реформе. Рукопись Типикона вместе со славянскими рукописями Син. 328/383 и 332/385 ближе всего к греческой рукописи Иерусалимского устава . Последнюю рукопись следует датировать 1289–1309 гг. на основании упоминания в чине литургии патриарха Афанасия I (1289–1293, 1303–1309) и «благочестивых и христолюбивых царей наших Андроника и Ирины» (Андроник II Палеолог (1282–1328), императрица Ирина (1285–1317). В мае-июне 1308 г. патриарх Афанасий I рукоположил в Константинополе митрополита Петра. В житии митрополита Петра († 1326) упоминается последняя литургия, совершенная им, где он прежде имени своего князя поминал «благоверных царей», в каковых одни ученые видят золотоордынских ханов, другие – византийских императоров. На самом деле здесь калька с греческого источника, которая указывает на появление Иерусалимского Типикона в Русской Церкви уже при митрополите Петре .

http://pravoslavie.ru/588.html

Святая благоверная великая княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния, родилась в 1353 году. Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом, нищелюбием и благотворительностью. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Благочестивая христианская жизнь Евдокии содействовала постоянному возрастанию ее в духовном совершенствовании, в котором она руководилась такими великими святыми земли Русской, как святитель Алексий, Митрополит Московский и Преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий крестил одного из сыновей князя Димитрия и Евдокии. Восприемником других детей благочестивого семейства был преподобный Димитрий Прилуцкий (память 11 февраля). Большой любовью к Богу и Святой Церкви горела душа княгини. На ее средства было построено много храмов, а в 1387 году Евдокия основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, который стал усыпальницей великих княгинь. В 1396 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Еще будучи в миру, святая носила под пышными княжескими одеждами суровую власяницу. Такие тайные для людей, но ведомые Богу подвиги, преподобная Евфросиния продолжала и в монастыре. В молитве и подвиге совершив свой земной путь, она мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре. Память ее празднуется 17 мая и 7 июля. Известен литературный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа благоверного князя Димитрия Донского, скончавшегося в возрасте 39 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дошедши до устья реки Выми, где было тогда главное поселение зырян, он умножил число христиан до тысячи и построил храм во имя Благовещения Богоматери. Чтобы показать на деле пустоту идолов, он обратил в пепел одну из самых знаменитых кумирниц. Народ пришел в ужас. Стефан показывал истину в опыте. Главный волхв Пама, отец и наставник Зырян, вызвался пройти сквозь огонь и воду, требуя того же от Стефана. «Я не повелеваю стихиями, отвечал смиренный Стефан, но Бог христианский велик, иду с тобой». Пама затрепетал и довершил торжество веры над суеверием и обманом. Народ толпами крестился и бросал в огонь идолов Воипеля и других. Создав еще два храма, св. Стефан основал близ них училища. «Научи грамоте пермстей, заповедуя учити часословец и осмогласник и песница Давидова»; при этом учащихся разбирал по способностям с тем, чтобы «овых в попы поставить, овых в диаконы, и писати их научи пермские книги». В 1383 году он просил в Москве поставить для зырян епископа, и сам был посвящен. Затем посвятил природных зырян в причетники, диаконы и священники. «И попове его, говорит современник, пермским языком служаху обедню, заутреню же и вечерню, и канонархи его по пермским книгам канонархаша, певцы же всяко пение пермски возглашаху». Прекрасная картина! В 60 верстах от Усть-Сысольска, на реке Сысоле, святитель основал Стефанову обитель, а в 165 верстах другую, Ульяновскую. В первой три столетия после Стефана пели на зырянском языке церковную службу. Святитель со всей любовью заботился и о внешнем покое новых чад веры Христовой. Во время голода доставал им хлеб из Вологды; ездил в Новгород и Москву ходатайствовать о защите их от неправосудия и грабежей; народ назвал его отцом своим. В 1396 году св. Стефан скончался в Москве, проведя 18 лет в апостольских трудах. II. Учение церкви Драгоценным памятником достойного внимания к слову Божию служит Евангелие святителя Алексия, писанное собственной рукой его в 1355 г., когда был он в Константинополе и, следовательно, тогда, как мог он иметь в руках лучшие списки подлинника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Ср. упоминание о незамещенности кафедры в течение двух лет в документе октября 1393 года (102, II, 181). Большинство историков признает, что митрополит Антоний, посвященный Филофеем в 1371 году, дожил до этой даты. Однако имя Антония не упоминается в документах 1391 года, а источники показывают, что по крайней мере с 1381 года в Галиче был другой предстоятель (ср. глава 9, прим. 11).    Ср. глава 8, прим. 60. О состоянии Галицкой митрополии в 1391—1393 гг. см.: 133, с. 29—31.    102, II, 157—158; о церковных связях Молдавии и Галича см. глава 8.    Ср. его исповедь патриарху Антонию в 1394 году, 102, II, 224—230. Ср. 27, с. 385; ср. также 93, с. 224—256; 124, с. 289—299.    102, II, 158.    Его имя упоминается в послании патриарха Антония Киприану: 102, II, 284.    102, II, 181.    246. с. 448.    102, II, 278—280. Ср. 133, с. 128, прим. 23.    102, II, 283—284. Церковные дела в «Мавровлахии» или Молдавии находились в eine большем расстройстве, чем в Галиче. Епископов туда посвящал Галиикий митрополит. Однако в 1394 году патриарх Константинопольский назначил туда грека Иеремию, но тот был отвергнут местными князьями. Компромиссное решение было найдено только в 1401 году, когда патриарх Матвей поставил в митрополиты Иосифа — одного из епископов, ранее посвященных в Галиче и отвергнутых патриархом (102, II, 528—530); ср.: Арсений (Стадниц-кий), «Исследования и монографии по истории молдавской церкви», СПб., 1904, с. 13—26; 83. с. 38—40.    217, с. 223; об этих событиях см. также: 242, с. 127—139.    201, с. 334—340; 134, с. 94, прим. 67 и 68.    246, с. 447. Епископ Михаил Смоленский, который, как мы видели, играл очень активную роль в церковной дипломатии этого периода, к этому времени уже не занимал кафедру. Несмотря на поставление его Пименом в 1383 году и на путешествие с последним в Константинополь в 1389, Михаил — бывший монах Симоновского монастыря, главного проводника византийского влияния в Москве — быстро перешел на сторону Киприана. Тем не менее, он вскоре покинул кафедру, оставаясь близким советником нового митрополита. В 1396—1397 гг. он сопровождал митрополита в подвластные Литве земли и ездил с ним в Киев. Именно там он поручил протодьякону митрополита Спиридону переписать и украсить миниатюрами великолепную Псалтирь. Эта Псалтирь является образцом русского искусства, вдохновленного византийскими образцами. Епископ Михаил умер в Москве в 1402 году (см.: Л. Лавровский. «Историко-критическая проверка каталога Смоленских епископов», Смоленские епархиальные ведомости, 1898, 14, с. 780—781; В. Майков, «О владыке Михаиле, упомянутом в записи лицевой Псалтири 1397 года». Сборник статей памяти Л. Н. Майкова, СПб., 1902, с. 99—107; Г. Вздорнов, «Исследование о Киевской псалтири», М., 1978, с. 31.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

1377 Ср. выше, стр. 154—155. 1378 Паломон. § 43. 1379 Апост. Пост. V, 19. 1380 Паломн. § 44. 1381 Апост. Пост. V, 19. 1382 См. выше, стр. 139. 1383 Собор Сарагосской (Caesarang.) 280 г. пр. 3. Ammianus Marcel , XXI, 2. Ruinart , Acta mart., passio Philippi Heracleensis c. 2, p. 440. Kellner Heortologie, 115. 1384 Август . Слово 202 гл. 2. 1385 Cod. Theodos. II, 8, 20, 25. v, 2. Cod. Justin. III, 12, 6. 1386 Апост. Пост. V, 3. VIII, 33. 1387 Seldenius , De Synedriis III, 14. Kellner , Heortol. 112. 1388 Так и у Ипполита Римского . Слово на Богоявление. 1389 Август . Слова 199—204. Тоже Фульгенций , еп. Пуспенский в С. Африке (VI в.). На Западе с праздником издавна соединялось и воспоминание о чуде в Кане, как показывает нынешнее богослужение в римской церкви 6 января, а по местам и воспоминание о чудесном насыщении 5000 и доже о воскрешении Лазаря ( Kellner, Heortologie, 113). 1390 Епиф. Кипр . Прот ер. 51. 16—27ю Изл веры21 и см. ниже. 1391 Паломн. § 25. 1392 Паломн. § 26. 39. 1393 Паломн. § 26. 1394 Епиф. Кипр . Прот. ер. 51. 16. 24. 1395 Кассиан . Собеседов. X, 2. 1396 Василий В . Сл. 25, на св. Рождество. Migne , Patrol. s. gr. 31 col. 1473. 1397 Григорий Б . Слово на светы. 38. Migne , Patrol. s. gr. t. 46, col. 579. 1398 Comberfis F . Historia heresis monophelitarum. Par. 1648, p. 306. 1399 Последнее и самое полное издание в Monumenta German. Historiae, Auctores antiquissimi t. IX, vol. 1 fasc. 1. Berol. 1891. Важнейшие отделы сборника: Natales (дни рождения) Caesarum, Fasti consulares (присутственные дни) на 354 г., пасхалия 312—358 г., продолженная позднейшею рукою до 410 г., список римских префектоа до 354 г., Depositio episcoporum – дни смерти римских епископов 255— 352 г., Depositio martyrum — дни погребения римских мучеников, календарь языческих праздников, написанный и художественно отделанный Фурием Дионисием Филокалом (по катакомбным надписям — каллиграфом папы Дамаса). Сборник снабженный и многими иллюстрациями (портретами цезарей видами городов) составлял д.б. справочник для сановника; сохранился в рукописи VII-VIII вв. Kellner , Heortologie, 92.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Иннокентий Сельнокринов 1840–1840. Архп. Евлампий Пятницкий 1840–1844. Смарагд Крыжановский 1844–1858. Архп. Поликарп Радкевич 1858–1867. Макарий Миролюбов 1867–1876. Ювеналий Карюков 1875–1882. Симеон Линьков 1883–1889. Мисаил Крылов 18891896. Митрофан Невский 1896–1899. Никанор Каменский 1899–1902. Ириней Орда 1902–1904. Кирион Садзагелов 1904–1906. Серафим Чичагов 1906–1908. Александр Головин 1908–1910. Григорий Вахнин 1910. Елецкое викариатство, учр. в 1906 г. Епископы: Митрофан Афонский 1906–1910. Митрофан Земдянский 1910. Пензенская, учр. в 1799 г. Кафедра в Пензе Епископы Пензенские и Саратовские (до 1803 г. „Саратовские и Пензенские“): Гаий Токаов (грузин) 1799–1808. Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811. Афанасий Корчанов 1811–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Амвросий Орнатский 1819–1825. Ириней Нестерович (серб) 1826–1830. Пензенские и Саранские (с 1828 г.): Иоанн Доброзраков 1830–1835. Амвросий Морев 1835–1854. Варлаам Успенский 1854–1862. Архп. с 1860. Антоний Смолин 1862–1868. Григорий Медиоланский 1868–1881. Антоний Николаевский 1881–1889. Василий Левитов 1889–1890. Митрофан Невский 1890–1893. Павел Вильчинский 1893–1902. Тихон Никаноров 1902–1907. Митрофан Симашкевич 1907. Краснослободское викариатство, учр. вт. 1910 г. Епископы (в Пензе): Григорий Соколов 1910. Пермская 39 Кафедра в Перми Епископы Пермские: Св. Стефан Храп 1383–1396. Исаакий 1397–1416. Св. Герасим; упом. 1441; † 1447. Св. Питирим 1447–1456. Св. Иона 1456–1471 . Амфилохий; упом. 1471. Филовей 1471–1501. Никон 1502–1508. Стефан 1508–1514. Протасий 1514–1520. Пимен Ходыкин 1520–1524. Алексий 1525–1543. Афанасий 1543–1547. Киприан 1547–1558. Епископы Пермские и Екатеринбургские (до 1833 г.) Арсений Москвин 1799. Иоанн Островский 1800–1801. Иустин Вишневский 1802–1823. Дионисий Цветаев 1823–1828. Мелетий Леонтович 1828–1831. Епископы Пермские и Верхотурские (с 1833–1885 г.): Аркадий Федоров 1831–1851. Архп. с 1831. Неофит Соснин 1851–1868. Архп. с 1854. Антоний Смолин 1868–1876. Архп. с 1872. Вассиан Чудновский 1876–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010