I. Cb. Стефан, просветитель язычников в Перми, память коего совершается ныне, жил в 14 в. Будучи молодым причетником Устюжского собора, он благодатью Божией возымел желание посвятить жизнь свою просвещению зырян – диких сынов лесов северных. В Ростовском Богоявленском монастыре он, под руководством Арсения, Ростовского епископа и прежнего князя, изучал догматы веры по славянским книгам: «Желая же большего разума, – говорит жизнеописатель его Епифаний, – изучился и греческой грамоте». Зырянский язык знаком ему был еще на родине в Устюге; а теперь он занимался им с тем, чтобы быть в состоянии переводить на него церковные книги; то, что нужно было перевести для первого ознакомления зырян с верою, Стефан перевел с славянского при помощи греческого языка. Приготовив себя таким образом к званию проповедника веры, он испросил благословение на свое дело у управляющего тогда московской митрополией Герасима, еп. коломенского; а великий князь обезопасил его своей грамотой. Затем он прибыл на устье Вычегды к грубым, но простодушным людям, и начал проповедовать Бога истинного. Простые сердцем слушали с умилением и потом крестились; упорные и особенно жрецы-кудесники возмущали против него народ. – «Как слушать, – говорили, – пришедшего из Москвы, которая угнетает нас податями? И кого слушать? Молодого, неопытного, неизвестного проповедника, тогда как наши старцы-наставники говорят другое!» Стефан с надеждою на Господа продолжал проповедовать истинную веру по правому берегу Вычегды. Дошедши до устья реки Выми, где было тогда главное поселение зырян, он умножил число христиан до тысячи и построил храм во имя Благовещения Богоматери. Чтобы показать на деле пустоту идолов, он обратил в пепел одну из самых знаменитых кумирниц. Создав еще два храма, св. Стефан основал близ них училища. В 1383 году он просил в Москве поставить для зырян епископа и сам был посвящен на эту высокую должность. Затем посвятил природных зырян в причетники, диаконы и священники. Святитель со всей любовью заботился и о внешнем покое новых чад веры Христовой. Во время голода доставал им хлеб из Вологды, ездил в Новгород и Москву ходатайствовать о защите их от неправосудия и грабежей; народ называл его отцем своим. В 1396 году св. Стефан скончался в Москве, проведя 18 лет в апостольских трудах. (См. «Историю русской Церкви» Филарета Гумилевского).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1396. Ссылки:   Адрес: Республика Коми, Усть-Вымский район, село Усть-Вымь, ул. Заручейная, дом 36 Координаты: 62.223279, 50.399606 Проезд:Паломнику, отправляющему в Устъ-Вымский монастырь, следует сначала добраться до столицы Республики Коми города Сыктывкара. От сыктывкарского автовокзала нужно ехать на любом автобусе, проходящем через село Усть-Вымь (расстояние 75 километров, время в пути полтора часа). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Возникновение Усть-Выми связано с именем Стефана Пермского, пришедшего на берега Выми в конце XIV в. с верительными грамотами не только на просвещение народов от церковных властей, но и на государственное строительство, подписанными Дмитрием Донским. На месте современного села находилось капище коми. Рядом, по легенде, стояла огромная священная береза, на ветвях которой развешивали пожертвования. Капище пользовалось особым почитанием у коми, живших на нижней и средней Вычегде и Выми. В 1380 г. в этих местах появился проповедник Стефан. Оценив выгодное расположение капища (оно находилось в относительно сильно заселенном районе, на перекрестке речных путей, кроме того, капище посещало много людей, к которым Стефан мог обращаться с проповедью), он построил рядом келью и молитвенный дом. Со временем Стефан сжег капище и срубил священную березу. В 1383 г. была учреждена Пермская епархия. Стефан стал епископом Пермским, а Усть-Вымь - центром епархии и фактически религиозным, политическим и экономическим центром Коми края. Через год на месте молитвенного дома был построен храм Благовещания Пресвятыя Богородицы, а на месте капища - храм Архангела Михаила, предназначенный для устроенного в Усть-Выми монастыря. При монастыре открыли школу, где готовили священнослужителей из местных жителей. Частые набеги коми-язычников, вятичей и манси вынудили епископов пермских превратить свою резиденцию в крепость. В конце XIV - XV вв. Усть-Вымь была одним из важнейших опорных пунктов Московского государства на европейском Северо-Востоке. Но с 1564 г., после того, как центр епархии был перенесен в Вологду, значение Усть-Выми падает. Селение осталось центром епископских владений в Коми крае. Спустя столетие здесь было 5 дворов и келий церковнослужителей, 30 крестьянских дворов и 5 деревянных церквей (Благовещения; Стефана Великопермского; во имя епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы; Архангела Михаила; Николая Чудотворца). В 1712 г. здесь построили первый (во всем Коми крае) двухэтажный каменный Вознесенский храм с каменной колокольней. В 1764 г. были упразднены Усть-Вымская вотчина епископов и монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=14466

С подъемом русского монашества связана деятельность св. Стефана Пермского по проповеди христианства среди зырян. Житие Стефана, написанное Епифанием, содержит подробный рассказ о состязании Стефана с языческим жрецом Памвой, о его переводах богослужебных книг и деятельности по созданию Пермской церкви (1375 г.). Стефан стал первым пермским епископом (1383–1396) и спасал паству от голода и набегов разбойников. Создание пермской азбуки и перевод священных и богослужебных текстов поставили Стефана в один ряд с просветителями славян Кириллом и Мефодием и открывали пути для продвижения христианской культуры на Север и в Сибирь. Однако этот опыт не был повторен в Средневековье. Пермская кафедра в 1492 г. из Усть-Выми была перенесена в Вологду. «Плач» Пермской церкви, помещенный в житие Стефана, с предельной четкостью дает понимание значения деятельности епископа для паствы. Несколько иную картину рисуют другие источники – Усть-Вымский летописец и устные рассказы, из которых видно, что Стефан выступал и как представитель московской администрации. 13. Митрополиты Киприан и Фотий Четкая политическая ориентация митрополита Алексия, использование им механизмов церковного воздействия в интересах московского княжества стали причиной назначения еще при жизни Алексия выходца из Болгарии Киприана Цамблака, исполнявшего первоначально должность патриаршего экзарха, митрополитом в Литву (1375-­1389). Его попытка занять московский митрополичий престол после смерти митрополита Алексия (1378) натолкнулась на протест великого князя, имевшего своего кандидата – коломенского священника Михаила-Митяя. Началась борьба за престол, в которой приняли участие, помимо Митяя, епископ Пимен, архимандрит Федор Симоновский, епископ Дионисий Суздальский . Однако решающую роль играла позиция великого князя Дмитрия Ивановича, о чем свидетельствует, в частности, грамота митрополита Киприана, адресованная Сергию Радонежскому и его племяннику Федору, призывающая их выступить в его защиту и противостоять великому князю в его произвольной расправе над церковным иерархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влияние учения святого Григория Синаита об «умном делании» на средневековое восточное монашество Учение преподобного Григория об «умном делании» оказало большое влияние на укрепление подвижнического характера средневекового монашества и особенно на развитие в нём в XIV веке созерцательного направления. Исследовать эту тему нет нужды, так как в данной области имеется достойная кандидатская диссертация послушника (ныне игумена) Петра (Пиголь) , успешно защищённая в Московкой Духовной Академии в 1988 г. 596 Можно ограничиться лишь названием имён духовных преемников Преподобного, имевших ту же великую веру, какую имел преподобный Григорий, и свято следовавших его наставлениям. Это: 1 . В Византии – преподобный Герасим (XIII-XIV вв.), преподобный Иосиф (XUUU-XIV вв.), святой Патриарх Каллист († 1364), святой Григорий Палама († 1359), инок Давид Дисипат (XUUU-XIV вв.). 2 . На Святой Горе Афон – преподобный Марк Клазоменский (XIII-XIV вв.), авва Николай (XUUU-XIV вв.), слепец Аарон (XUUU-XIV вв.), Климент Болгарин (XUUU-XIV вв.). 3 . В Болгарии – преподобный Феодосии Тырновский († 1363), преподобный Роман Тырновский († ок.1370), святитель Евфимий, Патриарх Тырновский (XIV в.). 4 . В Сербии – митрополит Серский (Серезский) Иаков († ок.1360–1365), преподобный Ромил Раванницкий († 1376), преподобный Григорий Горняцкий (XIV-XV вв.), преподобный Афанасий Метеорский († 1383), преподобный Сисой Синаит (XIV-XV вв.), инок Силуан (XIV в.). 5 . В Румынии – преподобный Никодим Тисманский († 1406). На Русь влияние учения святого Григория Синаита могло проникнуть через святителя Алексия, митрополита Киевского (Московского, † 1378). Святой Алексий для возведения в митрополита ездил в Константинополь, некоторое время (1353–1354 гг.) находился там и встречался со святым Патриархом Каллистом – ближайшим учеником святого Григория и большим его почитателем. Усвоив идеи «умного делания», святитель Алексий мог повлиять на образ духовного жительства великих подвижников Святой Руси: преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского († 1392), святителя Стефана, епископа Великопермского († 1396), преподобного Афанасия Высоцкого (XIV-XV вв.)...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1353–1354. Два Соборника, в десть, на бумаге. 1355. Книга Правила Святых Отец, в десть, на бумаге. 1356. Книга Пролог, в десть, с Сентября по Март. 1357. Книга Нового Симеона, в полдесть. 1358. Книга Григория Богослова , толковая, в десть. 1359. Книга Соборник постный, в десть. 1360. Книга Соборник праздничный, в полдесть. 1361. Книга Златоуст, в полдесть. 1362–1381. Двадцать книг старых харатейных всяких, ветхи. Вологодского уезда Каменского монастыря. Выписано из отписных книг 136 года. 1382. Книга в десть, а в ней писаны четыре Евангелисты толковые, мелкое письмо. 1383–1384. Две книги в десть, Евангелия толковые повседневные, оба писаны в две строки. 1385–1386. Две книги Евангелие толковые Воскресные, одно из них писано в две строки. 1387. Книга Апостол толковый, в десть, одета бархатом. 1388. Книга Деяние Апостольское толковое, в десть. 1389. Книга в десть, Апостольское правило. 1390–1392. Три книги в десть, Никонские послания, все писаны в две строки. 1393. Книга в полдесть, Никонские главы. 1394. Книга в полдесть, Иоанна Златоустог о. 1395. Книга Псалтырь толковая, и с песньми, вся сполна. 1396. Да в двух книгах Псалтырь толковая, с песньми вся сполна. 1397. Да в трех книгах Псалтырь толковая, четырнадцать кафизм с начала. А все шесть книг Псалтыри в полдесть. 1398. Книга Устав, письменный, в полдесть. 1399. Книга Устав, письменный, в десть. 1400–1405. Шесть Миней месячных четьих. 1406–1407. Две книги Григория Богослова , в десть, толковые, одна писана в две строки. 1408. Книга Григория Богослова , в полдесть, шестнадцать слов, толковая. 1409–1410. Две книги в десть, Торжественника, оба писаны в две строки. 1411–1415. Пять книг Соборников, в десть. 1416. Книга в десть, Василия Великого , писана в две строки. 1417. Книга Лапсаик, писана в две строки. 1418–1419. Две книги в полдесть, Патерики азбучные. 1420–1421. Две книги в полдесть, Патерики Печерские. 1422. Книга в полдесть, Синаксарь. 1423–1426. Четыре книги в десть, Прологи. 1427–1428. Две книги в десть, Златоструй, одна писана на харатье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

11 . Красов А., свящ. Зыряне и просветитель их святой Стефан, первый епископ Пермский и Устьвымский (1383–1396): К 500-й годовщине со дня кончины св. Стефана. – СПб., 1896. 12 . Пеньков А., свящ. Миссионерское служение Русской Православной Церкви в XIII-XIV вв.: Дис. канд. « МДА. – Сергиев Посад, 1997. – 250 с. – Машинопись. 13 . Рогачев М. Б. Стефановские храмы Коми края//Труды Коми ин-та языка, лит-ры и истории. – Сыктывкар, 1993. 14 . Рогачев М. Б., Павлюшин С. Дом Божий: (О старейшем монастыре Коми края – Св. – Троицкой Стефано-Ульяновской монашеской обители)//Северные просторы. – 2000. – 2/3; 2001. – 2. 15 . Святитель Христов Стефан – просветитель Пермского края. – СПб., 1899. 16 . Стефан Пермский и современность. – Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН, 1996. 17 . Тарановский Л., прот. Св. Стефан Пермский – просветитель зырян: Дис. канд./МДА. – Сергиев Посад, 1958. – Машинопись. 18 . Чернецов А. Святой Стефан Пермский: Жизнеописание//Миссия Церкви и современное православное миссионерство: Сб. ст. – М.: Свято-Филаретовская моск. высшая православно-христ. школа, 1997. – С. 9–11. 19 . Шургин И. Н. Деревянное зодчество Коми//Стефан Пермский и современность. – Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН, 1996. § 3. Миссия в Золотой Орде В половецких степях в 1243 г. ханом Батыем было образовано новое государство – улус Джучи, которое на Руси называли Золотой Ордой. Ему подчинялись Половецкие земли, Таврида, кавказские страны, Русь и все земли от устья Дона до Дуная. На территории Орды проживали представители разных народов, в том числе и русские (пленные, князья со своей свитой, приезжавшие за разрешением спорных вопросов в Орду, купцы). Русь монголы называли своим «улусом» (или владением), они собирали с городов и деревень дань с помощью баскаков (наместников), но церковные и политические порядки на Руси оставили прежними. Существовал прежний порядок княжеского владения, монголы же только утверждали на престол приезжавших в Орду князей Рюриковичей, выдавая особую грамоту – ярлык. Такие же ярлыки получало от ханов русское духовенство, которое освобождалось от всех видов дани. За оскорбление церквей, хуление веры по законам монголов полагалась смертная казнь С. 200].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы испытать, чья вера истиннее, Пама предложил Стефану вместе пройти сквозь огонь и воду. Стефан приказал зажечь избу, стоявшую особо, и, когда пламя охватило её, взял волхва за одежду и принуждал его идти в огонь вместе. Устрашённый Пама отказался от испытания. Огромная толпа народа, собравшаяся смотреть испытание, едва не умертвила волхва и затем перешла на сторону Стефана. С умножением числа верующих св. Стефан построил особый храм в Усть-Выми, учил зырян грамоте и чтению книг и из лучших учеников избрал себе помощников. В 1383 году Стефан отправился в Москву, чтобы испросить для жителей Перми особого епископа. Митрополит Пимен посвятил самого Стефана во епископа пермского, а великий князь щедро снабдил его утварью церковной и всем необходимым для церквей. По возвращении из Москвы святитель утвердил свою кафедру в Усть-Выми и с ревностью продолжал своё апостольское дело. «Он, – говорит его жизнеописатель Епифаний премудрый 56 , – повсюду изыскивал, где оставались некрещёные, и где бы ни находил их, обращал от язычества и крестил; учил их пермской грамоте, писал книги, ставил и святил церкви, открывал монастыри, поставлял священников, диаконов и причетников. И священники его служили обедни на пермском языке, пели вечерню и утреню пермскою речью». Привлекал святитель пермский язычников к св. вере своей широкой благотворительной деятельностью. В голодные годы он привозил хлеб из Вологды и Устюга и раздавал народу, выхлопотал у великого князя прощение недоимок, предпринимал путешествие в Новгород с просьбой, чтобы вече обуздало грабежи новгородской вольницы по Вычегде, ездил и в Москву просить великого князя об обуздании княжеских чиновников, угнетавших народ тяжкими поборами. В 1396 году св. Стефан снова отправился в Москву по делам церковным и здесь скончался 26-го апреля 57 . Преемники св. Стефана продолжали начатое им св. дело просвещения инородцев Пермского края. Пермские епископы Питирим и Иона заботились о распространении христианства в великой Перми, которая оставалась ещё некрещёной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Как таковой, Дух несотворен (increatus) и обладает единой силой, могуществом, величием, честью и сущностью с Отцом и Сыном 1382 . Так же как и Сын, Св. Дух существует вечно (semper esse) 1383 . Ему следует воздавать поклонение наравне с Отцом и Сыном 1384 . При этом Дамас полагает, что Св. Дух имеет отношение как к Отцу, так и к Сыну: Он есть не только Дух Отца, и не только Дух Сына, но вместе «Дух Отца и Сына» (Patris et Filii Spiritus) 1385 . Тем самым Дамас утверждает одно из тех догматических положений, которое впоследствии легло в основу западного учения о Filioque, о чем речь пойдет ниже. Развивая учение о Божественной Троичности, Дамас утверждает, что хотя каждое из Лиц Троицы в отдельности есть Бог, Их всех вместе не следует именовать тремя Богами, но только единым Богом вследствие единства Божества и могущества (propter unam divinitatem et potentiam) 1386 . Дамас признает в Боге существование единой сущности, Божества, силы, величия и могущества и трех Лиц (tres personas), Которые не сводятся одно к другому и не уменьшаются, но пребывают вечно 1387 . Согласно Дамасу, Отец, Сын и Св. Дух суть «три Лица – истинные, святые, равные, вечно живые, содержащие все видимое и невидимое, всемогущие, все судящие, все животворящие, все созидающие, все спасающие»; у Них «единое Божество, власть, величие, могущество, слава, господство, царство, воля и истина» 1388 . Еще один западный «никеец», Зинон, епископ Веронский (ум. ок. 370/371 г.), в своих проповедях раскрывал для простого народа «тайну единственной веры в единую Троицу» (sacramentum semel creditae unitae Trinitatis) 1389 . В этом выражении содержится указание на характерное для Зинона понимание тайны Божественной Троицы как диалектики единства и различия, в противоположность предельной рационализации, которой эта тайна подвергалась в арианской доктрине. Единство Лиц Троицы подчеркивается им с помощью целого ряда уже известных нам терминов: единая сущность (una substantia) 1390 , единое Божество (una deitas) 1391 , единая сила (una virtus, potentia) 1392 , единая воля (una voluntas) 1393 , единая любовь (caritas, affectus) 1394 , единое величие (una maiestas) 1395 , единое достоинство (una dignitas) 1396 , единое Царство (regnum) 1397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Центральное место в возрождении русского монашества занимает выдающаяся личность прп. Сергия Радонежского (ок. 1314–1392). Благодаря удивительно взвешенному взгляду на монашество он всегда сочетал духовные приоритеты, унаследованные от исихастской традиции, с организаторскими способностями и заботой о жизни общества в целом. Основав в лесу недалеко от родного города Радонежа, на северо–востоке от Москвы монашескую общину во имя Пресвятой Троицы, прп. Сергий, прямо или косвенно, стал духовным отцом многочисленных общин, которые нередко называют «Северной Фиваидой» 764 . Первоначально монашеским идеалом преподобного было безмолвное отшельничество, но затем, как сообщает его современник и биограф Епифаний Премудрый 765 , прп. Сергий получил от константинопольского патриарха Филофея, ученика св. Григория Паламы и покровителя исихазма в Византии, послание с предложением создать киновию (κοινοβον), регулярную литургическую общину, во имя Святой Троицы. Этот эпизод демонстрирует не только наличие тесных связей между руководителями монашества, но и универсальность афонской модели, сочетавшей в себе и затворничество, и общежительство. Тесно связанный с митрополитом Алексием и московским великокняжеским двором, прп. Сергий, тем не менее, не стал слепо поддерживать московскую политику. Митрополит Киприан еще до прибытия в Москву считал его другом и вел с ним переписку 766 . Преподобный Сергий также решительно поддержал намерение великого князя Дмитрия оказать сопротивление монголам, благословив его перед сраясением в 1380 году. Взявшись за активное освоение северных лесов и обращение местных племен в христианство, монахи – последователи прп. Сергия ставили перед собой и просветительские задачи. Современник прп. Сергия святитель Стефан Пермский (1340–1396) изучил греческий язык в Ростове (местный епископ, вероятно, был греком) и посвятил жизнь переводу библейских и богослужебных текстов на язык зырян – финского народа, населявшего землю Пермскую. В результате в 1383 году митрополит Пимен поставил Стефана – ученика и последователя свв. Кирилла и Мефодия – первым епископом Пермским 767 . В последующие века его примеру последовали многие русские миссионеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

По посрамлении им волхва Памы (или Памы-сотника, бывшего старейшиной Вымичей, главными жрецом и начальником волхвов), зыряне крестились и св. Стефан в 1383 г. поставлен был епископом Малой Перми. Он был, «яко истинный святитель, тих и кроток», «ревнитель апостолом», «учитель премудрый», «милостыню любяше подаяти, страннолюбие, нищелюбие и гостем учреждение творити». Для утверждения в вере новообращенных св. Стефан при храмах открывал училища и «научи, грамоте Перметей, заповедая учити часословец и осмогласник и песница Давидова»; при этом разбирал он учащихся по способностям, с тем, чтобы «овых в попы поставити, овых в диаконы»; иных же научил и писать по-пермски. Он строил церкви и ставил священников из самих зырян, ввел богослужение на зырянском языке, защищал зырян от диких инородцев, ходатайствовал за них в Москве, во время неурожая снабжал их хлебом, в Москве печаловался о льготах для зырян и их пользах; пред боярами и начальниками был их усердным заступником; много раз избавлял их от насилий и взяток тиунов и облегчал им подати; даже Новгородские ушкуйники слушались слов преподобного и не грабили зырян. Плодом подвигов и добродетелей св. Стефана было то, что обширная Пермская страна, превосходящая своим пространством многие значительные государства Запада, навсегда и неразрывными узами соединилась с Москвой, а чрез нее и со всею Русью. Это великое государственное дело было совершено силой веры и любви христианской, и самая жизнь святителя представляет собой дивную победу веры над неверием, любви и кротости над злобой и нечестием. По преданию, святитель был не только проповедником веры, но и иконописцем. В 17 вер. от Яренска в церкви села Иртовского есть чудотворный образ Нерукотворенного Спаса, написанный в большом размере в древнем византийском стиле самим св. Стефаном. Скончался он в 1396 г. в Москве, куда отправился по церковным делам. Мощи его под спудом в Москов. Кремле у Спаса на Бору. В Пермском соборе хранится посох святителя Стефана. В 1896 г. 26 апр. торжественно праздновалось 500-летие со дня блаженной кончины св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010