RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91443.html 22 декабря 2011 Ольга Богданова Протоиерей Виктор Салтыков: " Чудо нельзя сделать налогооблагаемой базой " Источник:  http://www.taday.ru/text/1368889.html Татьянин день О современном православном кино и кино о Церкви, о том, какие тенденции церковного кинематографа выявил кинофестиваль " Радонеж – 2011 " , а также о чудесах и соблазне извлекать из них материальную выгоду, рассказывает протоиерей Виктор Салтыков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Жарки Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, председатель жюри телевизионного конкурса кинофестиваля " Радонеж " . – Отец Виктор, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями от прошедшего кинофестиваля " Радонеж " . – Впечатления хорошие. Есть ощущение, что закончился какой-то период и начинается что-то новое, чего раньше вообще не было. Как вот был Советский Союз – а потом что-то случилось, какой-то катаклизм, танки въехали в Москву, город завалило мусором – и потом что-то изменилось и началась совсем другая жизнь. Не будем оценивать, какая – но другая. И вот в церковной жизни и, в частности, в православном кино и в кино о Православии тоже начинается что-то новое. И оценить это очень важно. За прошедшие 20 лет восстановилось множество храмов. Относиться к этим переменам можно по-разному, но нельзя не замечать, что что-то произошло. Это явление можно определить, в первую очередь, как восстановление ландшафта, который был в России до революции 1917 года, до того, как стали уничтожать Церковь. Явились белые колоколенки, купола зазолотились, устраиваются крестные ходы... Кто-то может относиться к этому искренне, для других это просто мероприятие... Но все равно впечатление, что на полотне нашего времени, как на убрусе, проступает образ России. Встает вопрос: здания восстановили, а дальше что? А дальше – продолжать воцерковляться надо, как-то осваивать то, что было восстановлено. На минувшем кинофестивале " Радонеж " приз за лучший сценарий получил фильм " Спас-камень.

http://religare.ru/2_91443_1_21.html

Не думаю, что это наш фильм повлиял на ситуацию: может быть, и начавшаяся перестройка помогла в чем-то, но факт, что его не стало! Об этом же немножко говорил и мой фильм «Крепость неодолимая» – рассказ о Кирилло-Белозерском монастыре, который был уже частично подтоплен. Та же история, когда решили сделать водохранилище, а монастырь оказался почти затопленным. – Но сегодня, мне кажется, сюжетов для православных фильмов хватает. – Я просто привожу примеры, что православное кино не означает показ церковных ритуалов и каких-то канонических вещей. Кстати, в начале 1990-х пришло в кино много маловоцерковленных людей, и на каком-то православном фестивале я видела киевский документальный фильм, в котором была снята (и записана!) настоящая исповедь. Даже звук ее был записан!.. Помню, мы собрались тогда в Издательском отделе Московской Патриархии, возмущенные. Все говорили: «Надо же что-то делать! Может быть, какую-то церковную цензуру придумать!» Но об этом тогда, конечно, не могло быть и речи… Надо было нам самим воцерковляться, чтобы подобного уже не происходило. А ведь бывало даже, что первые наши операторы могли прямо у алтаря церковного выбросить сигаретку и потом войти в алтарь с камерой. Почти все были тогда еще не готовы, немногие из нас только были готовы! – Но это про «Выбор», а что касается «Леннаучфильма»? – Таким объединением, уже во ВГИКе, где были уже готовы православные люди, и был у нас на студии «Леннаучфильм». Возглавляла его и мужественно боролась за все наши фильмы Валентина Ивановна Гуркаленко, которая все последние годы, пока студия была еще жива (сейчас она находится уже в каком-то состоянии анабиоза), была художественным руководителем всей студии. В настоящее время она преподает режиссуру в Институте телевидения и кино. Мы не доверяем Богу до конца, и от этого наши беды!.. – 2017-й – год столетия русской революции, он повторяет каждое число календаря 1917-го… Валентина Ивановна, каково ваше видение причин русской смуты? Что вы можете сказать о сегодняшнем состоянии Церкви и церковного народа, по сравнению, может быть, с тем временем, когда вы пришли к Православию?

http://pravoslavie.ru/104840.html

В этом году нам прислали около 300 фильмов из 11 стран мира, в конкурсную программу из них отобрано 80, во внеконкурсную - 19, кроме этого есть ещё интереснейшая ретроспективная программа. Каждый год у фестиваля есть определенная тема. В прошлом году это была тема космоса, а в этом году тему определил Президент нашей страны, это тема российской истории. Мы взяли историческую тему, непосредственно касающуюся Калужской земли - Отечественная война 1812 года, поскольку именно здесь происходили самые большие сражения. Кроме того, что много фильмов было в ретроспективной программе, нам удалось получить из Госфильмофонда РФ прекрасный фильм, который был создан к 100-летию этой войны на студии Ходжонкова. Он так и называется «1812-й год». Это немой черно-белый фильм, являющийся, по сути, художественной антикварной вещицей. Фильм уже посмотрели педагоги г.Обнинска и выразили восторг по поводу предоставившейся возможности в рамках фестиваля посмотреть этот уникальный фильм. Также в рамках фестиваля проходят мастер-классы, семинары, круглые столы и продолжается наш проект «Кино глазами православного человека». Это научно-практическая конференция, проходящая уже шестой год. В этом году её тема «Метафизическая составляющая художественного произведения». Для выступлений на конференции были приглашены известные писатели, публицисты, например, Алексей Солоницин, Александр Чернавский, философ Валерий Коваленко, насельник монастыря Свято-Введенская Оптина пустынь игумен Патапий (Зубков), киновед и кинокритик, преподаватель ВГИКА Татьяна Москвина. Мы получим разноплановое мнение людей, которые думают о том, как в художественном произведении показаны события не только физического плана, но и метафизическая составляющая, которую, если говорить с точки зрения богословия, надо бы назвать Промыслом Божьим. Конечно, при обсуждении столкнулись разные точки зрения, они не были диаметрально противоположными, но дополняли друг друга, иногда не сходясь. Это вызвало дискуссии, что создало большой интерес и значимость конференции. Было выражено мнение, что доклады и выступления на конференции надо выложить в интернет, передать сообществу, которое занимается кинотворчеством. Может, эта тема привлечет и зрителей. В резюме было вынесено, что материалы конференции должны стать доступны большому числу людей. Также было высказано мнение, что нужно обратиться к Церкви, чтобы собрать тех, кто сегодня находится в сане или в монашеском чине, но имеет первоначально базовое художественное образование с тем, чтобы они помогли создавать критерии, по которым можно было бы верно построить сценарий, режиссуру и актерскую работу для того, чтобы кино можно было назвать духовно-нравственным или, согласно современной терминологии, «православным кино».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/20/mo...

В обществе, где Церковь 70 лет существовала почти подпольно, выросло несколько поколений людей, у которых со священниками связаны самые неожиданные представления, даже мифы. Зеркало современной мифологии — а значит, и отношения к человеку в рясе — кинематограф Неглавный герой В обществе, где Церковь 70 лет существовала почти подпольно, выросло несколько поколений людей, у которых со священниками связаны самые неожиданные представления, даже мифы. Зеркало современной мифологии — а значит, и отношения к человеку в рясе — кинематограф. Сразу скажем, что отношение народа в целом кино передать не в силах. Народ, по обыкновению, безмолвствует, изредка высказываясь, пожалуй, лишь в документальных картинах. Игровой же кинематограф создается людьми, принадлежащими к интеллигенции, и отражает умонастроения именно этого слоя общества. Да и отражение это отрывчато. Кино лишь открыло для себя нового персонажа — православного священника. И пока он в большинстве фильмов — неглавный герой. Так же, как в жизни современного российского общества. Советская идеология, в частности и средствами кино, успешно поработала в антиклерикальном направлении: в сознании зрителей укрепился некий обобщенный образ, сильно похожий на отца Федора в смешном исполнении артиста Михаила Пуговкина. Когда канул СССР, а вместе с ним и советские идеологические установки, первое, что продемонстрировали авторы, кинувшиеся изображать церковную жизнь и священство, это вполне объяснимая, но от того не менее впечатляющая безграмотность. Если судить по фильмам начала 90-х, любой человек может запросто стать монахом, чтобы скрыться за стенами обители от житейских неурядиц. А, допустим, в фильме Евгения Матвеева «Любить по-русски-2» (1996) молодой симпатичный диакон приметил во время службы девушку, влюбился да и женился. Не прекращая при этом служить в церкви. Кино до сих пор так и колеблется между фантазиями об абстрактных «святых отцах» и скептическим недоверием к верующим, и к священникам в том числе. Сентиментальные фантазии породили череду экранных батюшек, говорящих превыспренним языком с елейными интонациями. Пастыри эти ведут свое происхождение от, как ни парадоксально, отрицательных киношных попиков советской поры. От того же отца Федора из «Двенадцати стульев», с его пародийной речью: «волею пославшей мя жены» и «вечно твой муж».

http://pravmir.ru/neglavnyj-geroj/

Как и любую постановку, пересказывать этот фильм бессмысленно, а про его уникальное значение в истории русского кино сказано уже предостаточно. Как и полагается в жанре художественной критики, претендующей на объективность, выражу свои личные замечания к этой картине. Сценарист Дмитрий Соболев изначально ориентировался на архетипический сюжет русских патериков, о сложном, но глубоко спасительном взаимном общении монахов-отшельников, и в его первом сценарии не было главного героя – главными были сами отношения между героями. Мне кажется это оправданным, потому что если ставить задачу вновь открывать современному зрителю Христианство и Церковь, то начинать с такой специальной темы как жизненный путь юродивого – это очень большой вызов. Возможно, массовый зритель к этому не готов: не еще не готов, а уже не готов, потому что последние пятнадцать лет его воспитывали " Такси-блюзами " и " Бригадами " , и от великой школы советского интеллектуального кино он давно отвык. Это кино не для всех, это кино для уже оглашенных. Для современного массового российского зрителя юродства отца Анатолия могут выглядеть как психопатические кривляния дурно понятого солиста группы " Звуки Му " , и в этом заключается главная опасность. Тем более, когда режиссер, по собственному признанию, не мог не внести в картину комический элемент, который только закрепит ее неверное восприятие. Поэтому хорошая треть кинозала " Октябрьский " (где состоялся предпремьерный показ), поедая обязательный поп-корн и запивая пепси-колой, истерически ржала над каждой выходкой отца Анатолия, и вроде " имела на это право " – фильм подан как массовый, его поставляют вместе с попкорном. В этом состоит опасность начать проповедь на церковнославянском, предварительно не посвятив людей в основы православной культуры. Поэтому не то чтобы альтернативой, а необходимым дополнением к этому фильму могла бы быть хорошая, не побоюсь этого затасканного слова – добротная, качественная картина о деятельном современном священнике, являющем собой идеальную норму человеческого поведения по сравнению со всеобщей аномией окружающих. В этом смысле лично для меня главным героем фильма является не столько отец Анатолий, сколько настоятель всего монастыря владыка Филарет (Петр Сухоруков), человек высокой духовной трезвости, примиряющий все полюса единой Церкви – и юродивого отца Анатолия и приземленного отца Иова (Алексей Дюжев). Тот факт, что отец Анатолий способствует преображению владыки Филарета, ни сколько не умаляет его образ последнего – ибо не человек это делает, а Господь: юродивый Анатолий – только средство в руках Господа и сам себя только таким и видит.

http://religare.ru/2_35366.html

Закрыть 25 лет со дня кончины Люсьены Овчинниковой «Надо бороться за счастье. Вставать, улыбаться и идти вперёд…» 08.01.2024 182 Время на чтение 13 минут Источник: Камертон 8 января 2024 года – 25 лет со дня кончины одной из самых светлых актрис советского кино и театра Люсьены Овчинниковой. У легенды нашего отечественного кино и театра заслуженной артистки РСФСР Люсьены Ивановны Овчинниковой (1931–1999) было необычное имя и самый обычный образ, бесхитростной улыбчивой сначала девчонки, потом женщины. Много ярких ролей она сыграла на сцене Московского академического театра имени Маяковского, куда её пригласили после окончания ГИТИСа. Уже став известной актрисой театра и кино один сезон (1985–1986) Люсьена Овчинникова выступала на сцене Ашхабадского русского драматического театра имени А.С. Пушкина. Играла Зинаиду в «Наваждении» А. Галина. И любая героиня Люсьены Овчинниковой – на сцене или на экране – так же подлинна, так же правдива. Её улыбку невозможно было забыть. …Первой картиной, в которой Люсьену Овчинникову заметили зрители, стал фильм Юрия Чулюкина «Девчата». «Девчата» «Лицо советского кино» шестидесятых, – так писали советские журналы о Люсьене Овчинниковой. Весёлая и энергичная. Простая, обаятельная девушка из народа. Она была королевой бытовых комедий. Её героини покоряли новые земли и возводили города, но при этом оставались земными и трогательными. Люсьене Овчинниковой довелось работать с такими режиссёрами, как Михаил Ромм, Александр Митта, Сергей Герасимов, Пётр Тодоровский и другими классиками советского кинематографа. «Верность» Люсьена Ивановна снялась почти в 60 фильмах. Среди лучших её работ: «Отчий дом», «Девичья весна», «Девчата», «Девять дней одного года», «Утренние поезда», «Верность», «Журналист», «Мама вышла замуж», «Большая перемена», «Двадцать дней без войны», «Колыбельная для мужчин», «Приступить к ликвидации», «Дети землетрясения» и другие. Народный артист России кинооператор Анатолий Мукасей: «На съёмочной площадке все заражались её обаянием. И каждый день это было просто счастье».

http://ruskline.ru/opp/2024/01/08/25_let...

Это все отражается в кино, потому что не камера является источником изображения, а мировоззрение того, кто ее держит у руках. Камера – это только инструмент. – Вы можете привести пример кино, в котором автор совмещает благодатный, церковный опыт и профессионализм? – Таких фильмов достаточно много. Конечно, главный призер фестиваля – " Русалим " , дивные работы студии Святого исповедника Иоанна Воина " Инокиня " , " Притчи " , " Пасха на Лысой горе " , " За веру и Отечество " , " Хирург от Бога " и другие. Хочется отметить работу, которая получила награду за лучший дебют, фактически студенческую – " Один человек и одна лошадь " . Автор фильма увидела живого человека, нашла живой образ лошади, и у нее получилось сделать притчу. Из работ, которые были представлены на конкурс телевизионных фильмов, назову цикл телефильмов " Человек перед Богом. Таинство Брака " , " Таинство Крещения " . Автор и ведущий – митрополит Иларион (Алфеев). Казалось бы, тема Таинств освещалась в документальном кино не единожды и ничего нового на эту тему сказать нельзя, будет банальщина из банальщин, курс катехизиса. Но что такое " катехизис " ? По-гречески " эхо " – это голос, звук, а приставка " ката " означает " покрывать " . То есть катехизация – " покрытие звуком " или, как у нас принято переводить, " оглашение " . Но это покрытие не просто звуком, а Истиной, ясной и простой, и усвоение этой истины. Митрополит Иларион берет предметом своих передач Таинства Православной Церкви, очень четко их вырисовывает, и видна скурпулезная правка, очень тщательное выстраивание сценария передачи. Этот цикл передач чем-то напомнил мне прориси. Когда пишут иконы, сначала делают прориси, которые очень четко следуют канону, не имеют в себе ничего лишнего. Потом уже вступает символика цвета... И тут автор как бы поставил себе задачу сделать своего рода прориси, дать четкий, можно сказать, канонически выверенный образ Таинств Православной Церкви средствами кино. Эти передачи – не просто рассказ о Таинствах. Ведущий отвечает и на часто возникающие вопросы, и его ответы уместны.

http://religare.ru/2_91443_1_21.html

В «Чуде» Александра Прошкина основой конфликта становится отношение общества к засвидетельствованному в 50-е годы реальному факту, известному как «Зоино стояние». Как относиться к этому чуду, люди не знали ни тогда, ни сейчас. Чудо не убеждает. Скорее – страшит. Потому понадобился мелодраматический сюжет с журналистом, перипетии в семье священника, почти аттракционное посещение окаменевшей девушки с иконой в руках партийными и государственными деятелями. Но тема заявлена. В последние два десятилетия авторы только начинают осваивать новую территорию, так называемого, православного кино. Это фильмы разных видов кинематографа и жанров, снятые верующими людьми или людьми, взыскующими веры. Значит, Христа. Большей частью – это кино неигровое, просветительское, об истории Православия в России и мире, о новомучениках, восстановленных святынях, церковных праздниках. Встречаются удивительные по силе свидетельства живой веры, восходящие к высокой художественности, такие, как, например, фильм Валерия Залатухи и Галины Леонтьевой «Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи», призер кинофестиаля «Встреча», где главные герои – наши современники – рассказывают о своем пути к Богу вплоть до самой смерти. Этот фильм христоцентричен, потому что именно Христос стал в нем основополагающим, смысло- и целеобразующим принципом. Фильм красив по композиции, построению кадра, по тому, как увиден человек на экране. Как человек вписан в жизнь, природу, в церковную ограду, вплоть до свежевырытой могилки у стен старой церкви. Недаром батюшка, ставший иеромонахом, в прошлом художник-декоратор, потом пейзажист и портретист, и, наконец, иконописец. Можно сказать, что весь фильм иконичен, так как отражает красоту тварного мира, тронутого упадком, но все равно невообразимо прекрасного. Однако даже православного мировоззрения мало для того, чтобы создать подлинно религиозное произведение искусства. Это как в притче: учить – всё равно, что камни с колокольни кидать. Следовать учению – таскать камни на колокольню. Творческий процесс – всегда диалог автора, Творца и собеседника. Тогда двое или трое собраны во Имя Божие. Коллективная природа экранного образа и просмотра фильма в зрительном зале предполагают соборность, духовное единение во Христе. Но это в идеале. В реальности – увидеть бы свои грехи, распознать, благодаря искусству, собственные страсти. Такое возможно в исповедальном кино, каким был и остается кинематограф Андрея Тарковского, Василия Шукшина , Глеба Панфилова и многих других режиссеров советской поры. Эстетическая эмоция в них похожа на религиозную. Через эстетическое в искусстве может идти Богопознание, хотя сфера искусства как область душевности может подменять собой духовное переживание.

http://pravmir.ru/chto-takoe-pravoslavno...

ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.101-126. Кино-театр: Новая Россия глазами французского режиссера /Интервью с режиссером-документалистом из Франции Мадлен Кайар , которая в 2006 году по заказу «РИА Новости» сняла фильм «Люди уральского завтра» (о городе Златоусте). Подготовила Алла Митрофанова; Фото Александра Заева, Аллы Митрофановой//Фома. - – ноябрь 2007. – С.103-108. – (рубрика « Кино-театр »). Имеется биографическая справка « Режиссер-документалист Мадлен Кайар …» (С.103). Информационные врезки к теме: Златоуст: только факты //Фома. - – ноябрь 2007. – С.104. – (рубрика « Кино-театр »). «Фильм «Люди уральского завтра»…»// Фома. - – ноябрь 2007. – С.108. - (рубрика « Кино-театр »). Настоящее прошлое: Коротко. Иван Александрович Ильин (1883-1954). « Серый волк» и «Иван Царевич »: Цитата из работы «Путь духовного обновления», 1935 г.//Фома. - – ноябрь 2007. – С.109. – (рубрика « Настоящее прошлое. Коротко »). Галерея: История одной картины Николая Бурейченко /Большая, эмоционально написанная статья (автор Дарья Рощеня ) о талантливом московском художнике – пейзажисте, портретисте, мастере религиозной живописи, и подборка репродукций его работ//Фома. - – ноябрь 2007. – С.110-115. – (рубрика « Галерея »). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (подраздел). – С.116-121. Чтение: Людмила Мелконова . Я вас люблю, или как вам не стыдно /Иллюстрация Валерии Ярославцевой; Фото из архива автора//Фома. - - ноябрь 2007. – С.116-117. – (рубрика « Чтение »). Краткая биографическая справка « Людмила Николаевна Мелконова …» (С.116). Игорь Михайлов . Бабка с мочалками /Иллюстрация Валерии Ярославцевой; Фото Виталия Каплана//Фома. - – ноябрь 2007. - С.118-119. – (рубрика « Чтение »). Краткая биографическая справка « Игорь Михайлов …» (С.118). Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Игорь Меламед . В покаянной ночи : Подборка стихотворений 1988-2002 гг. Автор вступительной статьи Павел Крючков , редактор отдела поэзии журнала «Новый мир». Фото из архива автора. Иллюстрации Натальи Кондратовой//Фома. - – ноябрь 2007. – С.120-121. – (рубрика « Строфы »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-55-...

Фабула проста, как говорят в Киеве, «словно дорога на Борисполь». Какой-то местный «князь», совершенно отвратительный человек, вечно пьяный (в этом фильме вообще все вечно пьяные) депутат или не знаю, кто он там, совершает каскад беззаконных действий, за которые его никто не наказывает. И его там покрывает местный епископ, не совсем может даже и знающий о делах этого человека, просто покрывающий его, как власть имущего. В этом заключается «наезд» на Церковь, что обижает верующих, безразлично индифферентным и сильно нравится тем, кто Церковь в принципе ненавидит. В фильме всё время ждёшь, что главный герой, как в голливудских фильмах, достанет какую-нибудь семизарядную винтовку и начнёт всех крушить. А он никого не крушит, у него всё разваливается: погибает жена, сына забирают в опекунский совет интерната, его самого сажают в тюрьму, якобы за убийство им же горячо любимой жены. Фильм страшен тем, что там пережёвываются человеческие судьбы, и никто не берёт в руки ни молоток, ни топор, ни пистолет, и не наводит киношную справедливость, к которой все привыкли. Это такой «черный» жанр,  когда преступник не найден, зло торжествует, а последние кадры фильма оставляют человека в недоумении. «Как дальше жить, если все вот так?» Кстати, моральный кодекс американского кинематографа очень долго запрещал показывать фильмы, в которых зло не наказывается. Не думайте, что свободный мир всегда снимает свободное кино, ничего подобного. Кино — это серьёзнейший пропагандистский рычаг для переворачивания мира на нужный бок. Так вот: американское общественное сознание очень долго не принимало фильмов, в которых зло не наказано. Нельзя было снять такое кино, в котором, например, злодей совершил убийство и не пойман. Сейчас уже можно. Сейчас сознание поменялось, хеппи-энд ушёл в небытие. Сейчас можно снимать фильмы, где зло торжествует, добро не побеждает. Человек как бы смирился со злом. Вот в фильме «Левиафан» так и есть. Епископ, покрывающий общественное зло, вышел ходульным. Это не живой человек, а функция, нужная Звягинцеву. Звягинцеву нужен был тип умного, но гордого, сильного, но безразличного человека. Такими в советском кино изображали западных «акул Уолл Стрита»: сильны, умны, в словах сдержаны, за деньги и ради власти смелют в порошок любого. Это, конечно, агитка, как на плакате. В отечественном кинематографе вообще до крайности мало фильмов, где, глядя на священника, не ёжишься. Выйдет актёр в бороде и с крестом, а на лбу написано: ряженый. Ходит, как на ходулях, благословляет, как робот и слова говорит какие-то ненастоящие. А все оттого, что у нас нет в режиссуре людей, которые знали бы Церковь «по нюху», с детства или на протяжении многих десятилетий вблизи. Оттого они Церковь снимают снаружи, как нечто чужое и незнакомое. Причем о буддийском монастыре они снять фильм отказались бы. Сказали бы: мы ничего в этом не понимаем. А о своих – пожалуйста, хотя то, что под носом, обычно знают хуже, чем то, что за горами.  

http://radonezh.ru/analytics/leviafan-12...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010