– Это точно! Наши дети уже не воспринимают старые советские фильмы: там всё происходит, на их взгляд, слишком медленно, нет драйва, «экшена». – В наше сознание уже внедрен клиповый монтаж. Теперь и у нас часть фильмов так же снята. У нас всегда был длинный, долгий план, это классический элемент старого советского кино – взять хотя бы фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». Наверняка современные операторы скажут: так нельзя снимать. Но ведь это сохранилось во французском кино, например, в мировом авторском кино! А мы почему-то всегда в «революционной» ситуации находимся, как будто до нас всё было плохо. Конечно, надо и новое создавать, и ставить под сомнение то, что было раньше, – но надо это сначала изучить досконально! Модные театральные режиссеры думают, что они первые такие, но всё было придумано еще в Древней Греции. А система Станиславского, которую доработал и переосмыслил Михаил Чехов, была дана уже в помощь, и Голливуд ее очень хорошо переработал. И, кстати, Голливуд основал именно Михаил Чехов, об этом просто забыли! О шоу-бизнесе и «неформате» – Сами вы снимали только документальное кино? – Да то, что я снимал, – на это вообще не надо обращать внимания (смеется) . Это всё, как правило, снято без денег, за очень короткий срок. Когда Александр Барыкин умер, у меня сердце было не на месте, хотя мы встретились всего-то один раз – на святом источнике, по-моему, в Талеже. Мы приехали туда с маленьким сыном, смотрим: вылезает из купели мужик, очки протирает, надел – ого, да это же Барыкин! А сын как раз уперся: не пойду я ни в какой источник, там вода холодная. И тут Сан Саныч, накрывшись полотенцем, ему целую лекцию про этот источник прочел: что, как да зачем. После этого сын, как кролик, загипнотизированный удавом, в эту купель полез (смеется) . И вот, когда Барыкин умер, я стал искать, кто мог бы о нем рассказать. Нашел Игоря Сандлера, который помог осуществить этот проект. Предупредил его: «Игорь Борисыч, я хочу снять кино про православного человека» (сам-то Сандлер – иудей). И слышу в ответ: «А про кого же еще снимать?! Мне Саша все уши про Россию и Православие прожужжал».

http://pravoslavie.ru/118572.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Внешний мир никак не может понять, о чем печётся Россия» В Санкт-Петербурге открылся XVI Международный фестиваль христианского кино «Невский благовест» 06.12.2022 567 Время на чтение 6 минут Фото: Андрей Петров В понедельник, 5 декабря, в Санкт-Петербурге в Святодуховском центре открылся XVI Международный фестиваль христианского кино «Невский благовест». В этом году он посвящен 350-летию императора Петра Великого, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. На церемонии открытия выступил Императорский ордена святого Кирилла казачий ансамбль «Атаман» имени Александра Красноперца. В связи с 20-летием коллектива, которое будет отмечаться в наступающем году, художественному руководителю ансамбля Вере Красноперец была вручена почетная грамота от епископа Кронштадтского Назария и медаль Императорского монетного двора, созданная к 350-летию императора Петра Великого. С приветственным словом к гостям фестиваля обратился председатель оргкомитета наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. «Церковный день начитается с вечера, и в Свято-Троицком соборе сейчас совершили утреню в честь нашего небесного покровителя - святого благоверного великого князя Александра Невского. Мы благодарны императору Петру Великому за то, что можем поклониться мощам святого князя в Александро-Невской лавре. Перенесение мощей в Санкт-Петербург - это его заслуга. Недаром вчера был открыт памятник императору в нашем монастыре, который был создан по его указу. Обычно монастыри возникают там, где сначала поселяются подвижники веры, а наша обитель появилась по велению императора. В год 350-летия Петра Великого мы решили так отметить это событие - установкой памятника ему. Шестнадцатый год " Невский благовест " звенит на берегах Невы, и в наше быстротекущее время это большой срок. За эти годы множество различных мероприятий отзвучало, отшумело и умерло, а наш кинофестиваль живет. Я иногда сетовал на то, что не очень много людей хотят смотреть наше христианское кино: большинство зрителей предпочитало блокбастеры. Наш кинофестиваль включает фильмы о нас: в них не играют актеры, нет придуманных сюжетов. А люди не всегда готовы смотреть на самих себя. Но времена меняются, и думаю, что сейчас именно такое кино приобретает новый смысл и звучание. В этом году у нас особенно сильный состав режиссеров, много выдающихся фильмов. Слава Богу, на нашей земле продолжают рождаться таланты, которые достойны того, чтобы их запечатлели и показали на экране, чтобы они вошли в историю нашей Родины», - сказал владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/ot...

Акция: Помоги моему неверию . 19 октября обратитесь вместе с нами к апостолу Фоме – покровителю ищущих и сомневающихся. Фото Сергея Тетерина, Ольги Дворняковой, Георгия Ликина//Фома. - – октябрь 2006. – С.98-99. – (рубрика « Акция »). Прилагается вклейка (между С.98 и 99) - « Анкета сопричастного » (акции «Помоги моему неверию»). В день памяти апостола Фомы участников акции призывают помолиться о себе, своих друзьях, близких и знакомых, обо всех неверующих и сомневающихся. См. также : Помоги моему неверию . Наши читатели пишут о своих молитвах святому апостолу Фоме: Отклики на акцию, прошедшую 19 октября 2006 года по инициативе журнала (см.: «Фома», за 2006 год)//Фома. - – январь 2007. – С.130. – (рубрика « Отклики »). Кино-Театр:   Театр – это спортзал, где качаются мышцы души : О том, как использовать театр для воспитания ребенка в духе христианских ценностей и возможно ли это сегодня, размышляет Сергей Харлов , режиссер многочисленных детских аудиоспектаклей/Подготовила Алина Усманова. Фото Валерия Цуркана. Илл.: обложки дисков «Хроники Нарнии», «Холодное сердце», «Сказание о горделивом правителе Агее» и др.//Фома. - – октябрь 2006. – С.102-106. – (рубрика « Кино-Театр »). Имеется биографическая справка « Сергей Васильевич Харлов …» (С.102). На врезках к статье помещена подборка высказываний о взаимоотношениях Театра и Церкви. Представлены: Валентин Клементьев , народный артист России, директор культурного центра «Наследие», ведущий актер МХАТ им. Горького. Нам не вывеска нужна. Фото Валерия Цуркана//Фома. - – октябрь 2006. – – С.103. – (рубрика « Кино-Театр »). Борис Любимов , театральный критик, генеральный директор Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина, зам. художественного руководителя Малого театра, профессор РАТИ. Церковь и театр: непростой мир. Фото Леонида Бурмистрова//Фома. - – октябрь 2006. – С.103,105. - (рубрика « Кино-Театр »). Алексей Жиров , исполнитель роли Петера Мунка в спектакле «Сокровища Петера». «…куда тебя Бог поставил». Фото Алины Усмановой//Фома. - – октябрь 2006. – С.105. – (рубрика « Кино-Театр »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-42-...

Ни для кого не секрет, что люди сейчас мало читают – больше смотрят телевизор, ходят в кинотеатры и «сидят» в интернете. Вот современные властители дум. И раз к этим средствам чаще всего люди обращаются, то православное кино может и должно использовать эти каналы в своей миссионерской и просветительской деятельности. Только в 2007 году в Калужской области состоялись три конференции под названием «Кино глазами православного человека». Каковы же должны быть принципы православного кино? Во-первых, это христоцентричность. В фильме должны быть высвечены идеи христианства. Необходимо через простые житейские истории возводить душу к Божественным вершинам. Да, человек может пасть, может совершить грех, но у него всегда есть возможность, осознав грех, остановить свое падение и начать путь к совершенствованию себя, своей души. И очень важно показать это, чтобы и предостеречь зрителя, не дать ему совершить грехопадение, и помочь осознать происходящее вокруг, чтобы начать совершенствоваться, сохраняя свою светлую душу. Во-вторых, это христианская (православная) эстетика. В христианском искусстве существуют определенные каноны. В иконописи, например, никогда не показывается тело святого – тот сосуд, в котором живет дух святой, не показываются и физические его проявления. Икона – окно в мир горний. Она показывает, как, живя на земле, человек достиг высот духовных. Тело – дар Божий. Но восхвалять тело, ставить его выше духа нельзя. Все-таки оно третично по отношению к духу и душе. Само по себе тело не имеет сверхценности. Все проявления сексапильности – это проявления тайны продолжения рода. Оно сокровенно – не должно показываться широко. Эту тайну не смакуют, как делается сейчас в кино и по телевидению, где эротические фильмы в любое время дня и ночи могут смотреть люди всех возрастов и конфессий. Что же касается канонов… На фестивале в день показывалось по 10–12 фильмов. По вечерам участники, организаторы фестиваля, члены жюри и журналисты обсуждали увиденное. Разгорелись страсти. Стало складываться впечатление, что одинаковых для всех канонов не существует. И когда приехали в Оптину пустынь (в рамках фестиваля), то спросили у священника его мнение об этих самых канонах. Он ответил, что в Новом Завете Господь дает около трехсот заповедей, – вот по ним и стройте свое православное кино.

http://pravoslavie.ru/1252.html

Дело в том, что кино – не публицистическая заметка, не статья в газете. Проблематика важна, да. Но кроме проблематики есть еще и слепок жизни. В последнее время я все больше и больше уважаю позицию, которая не высказывается прямолинейно. Ту позицию, в которой через отображение жизни дается пространство для домысливания именно за счет недосказанности, потому что мир для нас всегда сохраняет загадку, мы не способны познать его, конечно. И в этом есть потрясающая прелесть бытия и путь наш. И искусство должно тоже сохранять отражение мира и его тайну. Когда в искусстве есть тайна, один трактует ее так, другой иначе, мы как бы чувствуем тропиночку, тогда возникает глубина. И эта глубина, родившаяся за счет недосказанности, может быть намного дороже, чем правильная, но прямолинейно высказанная мысль, потому что она всегда будет несовершенна, ведь и мы, в конце концов, не совершенны. – Вчера я смотрела ваш фильм «Роль». На протяжении всего просмотра я не могла оторваться от экрана, фильм задал огромное пространство для размышлений. Но могу с уверенностью сказать, что фильм тяжелый, он сильно противопоставлен современной эпохе супермаркетов и потребительства. Он очень другой. Не боитесь ли вы, что ваше кино так и останется кинематографом для узкого круга зрителей, для узкого круга интеллигентов и эстетов? – В этом плане в кино все так, как в вере. Хотя и много людей сейчас пришло в Церковь, все равно, по отношению к общему количеству народонаселения, нас мало. Но сколько есть, столько есть. Значит, так развивается сейчас человечество. Можно, конечно, об этом сожалеть, но остановить это искусственно, сказав: «Вы все заблуждаетесь, господа, сейчас я вас научу, как надо», нельзя. Этот процесс естественный. Как с детьми – нельзя им навязать веру. Каждый должен сам прийти к этому – и взрослый, и ребенок, и всякий. Любое навязывание, даже самых правильных истин, вызывает агрессивное отторжение. Значит, нам дана такая эпоха, нужно пройти такое испытание. Путь движется куда-то туда, где светское сознание, благо жизни, гедонизм будут сильно размывать человечество. Почему это? Как? Может быть, нам откроются эти смыслы. Хорошо ли это? Нет, с моей позиции, не хорошо. Можно ли этому противостоять? Я не знаю. Но важно, чтобы была альтернатива выбора – не навязывать людям другую, очень доступную и широкую дорогу, широкие врата, которые могут, как известно, привести в ад. И наша задача дать альтернативу выбора в пространстве искусства, в кино.

http://pravoslavie.ru/76537.html

Злой, умный и хитрый дух сказал: «Из всех искусств для нас в конечном счете важнейшим является кино». В те годы, когда было произнесено это изречение, в мире еще не существовал телевизор. Он важнее кино: «хлеба и зрелищ», — кричала римская толпа, а телевизор зрелища ввел в дом. Раз заплатил за ящик — и будешь иметь ежедневно бесплатные зрелища. Он не требует мысли, а заполняет время человека картинами, навязанными ему другими. Он разжигает в человеке постоянную жажду смены впечатлений и вытравляет ею ростки внутренней сосредоточенности. Вспоминаются слова Рене Декарта: «Ум ненасытного любознайки болен более, чем тело больного водянкой». Князю мира сего эта болезнь нужна. Старушка ходила в церковь, а теперь сидит у телевизора и боится пропустить интересную передачу. Другая сокрушается: «Сломался телевизор, — прямо не знаю как жить: только к концу недели исправят». Девушка поверила в Бога, крестилась и стала читать духовные книги, — неверующая мать занимает денег и покупает телевизор, чтобы отвлечь любимое чадо от чтения, молитв и размышления. «Зрелища», не требующие мыслей о жизни и ее духовных основах, о глубинном смысле происходящих событий и не тревожащие их — вот в чем ценность телевизора. Он уводит человека от него самого и от Бога: в сутолоке мира, которую телевизор вбрасывает в квартиры, совесть спит. Чтобы она проснулась, человеку нужно уйти в свою внутреннюю келью. Н. К. Крупская даже на кино и радио смотрела как на «могучее средство отвлечения от церкви и религии  . Телевизор мощнее! По словам писателя Бориса Викторовича Шергина, «есть совсем «простые сердца», потребностей кроме того как попить, поесть да поспать никаких. Эти «простые сердца» даже кино не интересуются: ведь там ничего не дают. Есть, опять, сорт голов пустых, но которым требуется чем–то заполнить эту врожденную пустоту. Поверхностная щекотка нервов в местах общественного пользования вроде всезаполняющего кино их не удовлетворяет. Публика поцивилизованнее, интеллигенты, — этим нужен театр, лекция о научной сенсации и т. п. Эта интеллигенция всерьез, но без разбору, интересуется литературой, поэзией. Какой бы хлам ни выбросил рынок, эта «культурная публика» живет этими «новинками». У всех у них пустые сердца, пустые умы. Но они чем–то непременно должны заполняться, заполняться извне, — книжонкой, газетой, киношкой, папироской Иначе — невыносимая, нестерпимая пустота, скука, тоска

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49338.html 11 января 2008 Евгений Никифоров " Творческой интеллигенции интересно снимать православное кино... " Беседа с Евгением Никифоровым, президентом фестиваля православного кино " Радонеж " Источник:  http://www.rusk.ru Православие ру Беседа с Евгением Никифоровым, президентом фестиваля православного кино " Радонеж " В ноябре 2007 года в Ярославле прошел очередной фестиваль православных кино-, теле – и радиопрограмм " Радонеж " . А недавно в Москве победителям и лауреатам фестиваля были вручены награды. Анимационная лента " оскароносца " Александра Петрова " Моя любовь " (по роману Ивана Шмелева) признана " лучшим христианским фильмом года " и отмечена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: Александр Петров получил орден преподобного Сергия Радонежского III степени. Гран-при фестиваля завоевала телеверсия документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) " Псково-Печерская обитель " . И автор фильма, и автор телеверсии были награждены серебряными медалями преподобного Сергия Радонежского. Призерами фестиваля также стали фильмы " Святой Георгий " Ираклия Квирикадзе, " Советский монах. Алипий-воин " Ю. Зубкова – о настоятеле Псково-Печерского монастыря, " Ноев ковчег " И. Калядина, " Космос и хаос Алексея Лосева " И. Васильевой и другие. Жюри особо отметило ленту " Старица: любим-город " А. Малечкина и С. Линникова – " за распространение Слова Божьего " . Среди призеров, участников, жюри и гостей церемонии были протоиерей Димитрий Смирнов, представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, телеканалов РТР, " Культура " , " ТВ-центр " , " Спас " ; проректор ВГИКа Алла Золотухина и другие. После церемонии награждения нам удалось побеседовать с председателем духовно-просветительского общества " Радонеж " и президентом фестиваля Евгением Никифоровым. – Евгений Константинович, поделитесь вашими впечатлениями от фестиваля теперь, когда он завершился...

http://religare.ru/2_49338_1_21.html

Творческий рост не может быть отделен от религиозного, они связаны и не могут существовать один без другого Это мое довольно радикальное кино, конечно, вызвало бурю в обществе, которое восприняло картину как пощечину. У моих зарубежных продюсеров была возможность отправить это кино на кинофестиваль в Венецию, на чем они настаивали, но я выбрал Московский кинофестиваль. Я подумал, что так будет правильнее, честнее, учитывая только-только начинающееся религиозное возрождение страны. Возможно, я сделал ошибку. Кстати, на Московском кинофестивале в тот год (1989) было уникальное жюри, такого больше никогда не было – Анджей Вайда, Эмир Кустурица, Иржи Менцель, Йос Стеллинг, Ян Имоу, еще и Вим Вендерс приехал для полного счастья, а саму премию мне тогда вручал Сергей Федорович Бондарчук. От всего этого крыша может поехать. Мне дали приз за лучшую режиссуру, что очень почетно, но вся наша пресса меня восприняла в такие штыки, с такой дикой ненавистью. Потому что все уже предвкушали некую счастливую буржуазную жизнь, а этот, по их мнению, странный режиссер снимает какое-то мрачное, апокалипсическое кино, как они написали, «человеконенавистническое с какими-то сумасшедшими и уродами». Я очень хотел показать картину отцу Александру, но он был очень занят в то время и, к моему глубокому сожалению, так и не успел посмотреть этот фильм. Хотя, возможно, он отнесся бы критически к моему радикализму… не знаю, а может быть, и нет. Таков вот мой путь. Дальше была «Русская симфония» – и это уже совсем другое. Каждый фильм в авторском кино, как я уже говорил, есть всегда ступенька твоего роста. Творческий рост не может быть отделен от религиозного, они очень связаны и не могут существовать один без другого. Я в этом убежден. – У вас был период радикализма, а был ли период религиозных сомнений, бунта, возможно, отторжения и шага назад? «Вера как бутон, лепестки которого распускаются постепенно…» – Нет, потом уже не было, но сомнения, конечно, были, когда тропинка еще вызревала. Было другое – когда я только крестился и стал ходить в церковь, я тогда еще курил.

http://pravoslavie.ru/76537.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91226.html 14 декабря 2011 Светлана Колосовская XVI кинофестиваль " Радонеж " – завершен Источник:  http://www.radonezh.ru/analytic/15546.html Радонеж С 4 по 8 декабря с. г. в Доме кино проходил XVI Международный Кинофестиваль документально кино " Радонеж " . " Наш " зритель смог за это время посмотреть в залах Дома кино более 120 документальных фильмов, в жестокой конкуренции рекомендованных жюри отборочной комиссии. 8-го декабря вечером в Доме кино были показаны фильмы лауреаты, на чем ежегодный праздник " нашего кино " завершился. Попробуем подвести некоторые итоги и поделиться впечатлениями от увиденных фильмов. Патриотизм, духовный патриотизм. Первые два фильма, отмеченные жюри, это " РУСАЛИМ " А. Казакевича и В. Шуванникова ( " Лучший фильм " ) и " СПАС-КАМЕНЬ. ОСТРОВ НАДЕЖДЫ " Валентины Гуркаленко ( " Лучший сценарий " ), можно отнести как раз к тематике духовного патриотизма. " Русалим " рассказывает нам не просто о нашей духовной Родине – Иерусалиме, но о жизни и служении в Вечном городе Начальника Русской духовной Миссии – архимандрита Антонина Капустина. Служение его России не сравнимо ни с чем: в жестокой конкуренции с другими конфессиями он скупал для Русской Православной Церкви, для русских паломников участки земли, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Именно он создал " Русскую Палестину " , которая сохранилась и поныне, которая открывает новым поколениям русских паломников его имя. " Спас-Камень. Остров надежды " – это фильм о силе Русского Духа, о конкретном человеке, который представляет эту самую Силу. Таких людей – по скудости нашего времени – мы готовы искать и находить во временах весьма и весьма отдаленных. А тут – наш современник! 40-летний директор завода в Вологде, талантливый инженер, мастер спорта по прыжкам с парашюта, счастливый семьянин, имеющий двух сыновей, дочь и совершенно чудную, послушную ему жену, материальный достаток... И вот этот человек, Александр Николаевич Плигин, в кризисный 1991 год, увольняется с должности и уезжает на маленький остров Каменный (200 м на 700 м), что находится посередине Кубинского озера в 30 км к северу от Вологды. Он едет восстанавливать разрушенного там СПАСА, Спасо-Преображенский монастырь. Один. От монастыря 13-го века тоже осталась одна только колокольня, готовая вот-вот рухнуть. Сейчас там снова монастырь и идут службы.

http://religare.ru/2_91226_1_21.html

Я вдруг подумал, как странно, что силовые ведомства просят по своему профилю создать кино. Обращаются не к профессиональным кинематографистам, а к священнику! Что это значит? Почему? Почему так у нас в стране искажена реальность. У отца Александра всегда появляются рядом люди, когда он задумывает очередную историю перевести на язык экрана. Да, у него нет специального образования, но у него есть уникальный жизненный опыт, опыт священника и неспокойная душа, неравнодушное сердце. Возможно, когда-нибудь появится еще один священник, который будет разговаривать о том, о чем надо разговаривать, будет лечить и помогать соотечественникам разными способами, а не только писать отчеты о том, что мы победили наркоманию и скоро победим все остальное. В мире очень нужны такие неравнодушные люди. Другого выхода из этого пока нет. Если я не спокоен, я обязательно что-то сделаю. Даже если нет денег, на которые нужно снимать кино. Скажите мне, пожалуйста, кто из наших сколько-нибудь известных режиссеров и сценаристов последний раз снимал кино без денег? Я могу вспомнить только Сашу Кайдановского, который снимал свою дипломную работу на средства от продажи недавно купленной машины. Наверняка были какие-то другие истории, но из известных нам кинорежиссеров до такого «безумия» не доходил никто. Мало того, я после Чарли Чаплина знаю только еще одного режиссера, который может начать снимать кино, не имея полного сценария, – это отец Александр Новопашин. Чарли Чаплин мог позволить себе паузу в год, в полтора и даже в два, имея деньги. Но он не мог снимать дальше, потому что он не знал как, а иногда и не знал что. У отца Александра Новопашина нет этого времени, потому что болит и горит душа. Потому что уже давно идет «необъявленная война» за нашу молодежь. Потому что уже погибло огромное количество людей. Интервью брал ведущий радиопередач на радио «Радонеж» Александр Простокишин Источник: Сайт собора во имя святого благоверного князя Александра Невского 5 июля 2017 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 38 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/104913.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010