286. Достаточно ли подразумевать под воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное воскресение из мертвых? Подразумевать под воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное воскресение из мертвых, недостаточно, ибо, не будь телесного воскресения Христа из мертвых, 1. не было бы уверенности, что Он нас действительно спас, 2. не восторжествовало бы и Его учение. 287. Что сказал апостол Павел о воскресении Господа Иисуса Христа? О воскресении Господа Иисуса Христа апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( I Kop.15, 14 ). 288. Как долго пребывал Господь Иисус Христос по Своем воскресении на земле? По Своем воскресении Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней. Пояснения: I. Если бы не было воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, то христианская вера не пустила бы корней. Если бы жизнь Господа Иисуса Христа кончилась навсегда на Голгофе и в гробу, в котором было положено Его мертвое тело, то Его трехлетнее служение было бы эфемерным, преходящим событием, каким и хотели представить его противники Его. И вера самих апостолов заникла бы бесследно. Однако воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых было причиной того, что страшные переживания Великой Пятницы сменились у апостолов в восторг, воодушевление и вызвали в них готовность сделать все возможное для распространения Его учения среди людей и, если нужно, пожертвовать и жизни свои за правду этого учения. Из самообмана не могло бы взойти и вырости столь велелепное учреждение, каким есть христианская Церковь . II. Господь Иисус Христос воскрес из гроба в прославленной, бессмертной плоти. Его воскресение есть главное основание православной веры. Поэтому Пасха, т. е. праздник Воскресения Христова считается величайшим праздником и центром всего церковного года. В этот день богослужения преисполнены радости и восторга: «Христос воскрес из мертвых!» Это праздник взаимного прощения и примирения. Часто случается, что самые закоренелые враги подходят друг к другу и примиряются, услышав чудное пение: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

286. Достаточно ли подразумевать под Воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное Воскресение из мертвых? Подразумевать под Воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное Воскресение из мертвых, недостаточно, ибо не будь телесного Воскресения Христа из мертвых: 1) не было бы уверенности, что Он нас действительно спас; 2) не восторжествовало бы и Его учение. 287. Что сказал апостол Павел о Воскресении Господа Иисуса Христа? О Воскресении Господа Иисуса Христа апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). 288. Как долго пребывал Господь Иисус Христос по Своем Воскресении на земле? По Своем Воскресении Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней. Пояснения: I. Если бы не было Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, то христианская вера не пустила бы корней. Если бы жизнь Господа Иисуса Христа кончилась навсегда на Голгофе и в гробу, в котором было положено Его мертвое Тело, то Его трехлетнее служение было бы эфемерным, преходящим событием, каким и хотели представить его противники Его. И вера самих апостолов исчезла бы бесследно. Однако Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых было причиной того, что страшные переживания Великой Пятницы сменились у апостолов восторгом, воодушевлением и вызвали у них готовность сделать все возможное для распространения Его учения среди людей и, если нужно, пожертвовать и жизни свои за правду этого учения. Из самообмана не могло бы взойти и вырасти столь велелепное учреждение, каким является Христианская Церковь . II. Господь Иисус Христос воскрес из гроба в прославленной, бессмертной плоти. Его Воскресение есть главное основание православной веры. Поэтому Пасха, т. е. праздник Воскресения Христова, считается величайшим праздником и центром всего церковного года. В этот день богослужения преисполнены радости и восторга: «Христос воскрес из мертвых!» Это праздник взаимного прощения и примирения. Часто случается, что самые закоренелые враги подходят друг к другу и примиряются, услышав чудное пение: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

287 «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа [ ξ ’δατος κα πνευ’ματος], не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:3–5 ). 288 «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). 289 «Как λεπτο’ς , так и μη’ν имеют сексуальные коннотации девственности. „Пузырек воздуха» непроницаем. Если вода нарушит его поверхность, μη’ν, и проникнет внутрь, он исчезнет. Один из важных аргументов Григория против Евномия состоит в том, что его умствование – это дерзкая попытка прорваться внутрь этого закрытого пространства» (Scot Douglass, «А Critical Analysis of Gregorys Philosophy of Language,» P. 456). Здесь «насилие» речи воспринимается очень буквально. Образ девственной плевы, особенно в контексте Христова рождения, – это ясное указание на роль Приснодевы как священной хоры, вмещающей невместимого (см. герменевтику слово-сочетания в гл. 4). Как замечает Дуглас, «благодаря этому пространство утробы Девы и конечно, и бесконечно; его можно локализовать, но оно „пространнее небес» Ее утроба вмещает невместимого, поэтому она в буквальном смысле κεχαριτωμε’νη [„благодатная», точнее „облагодатствованнная " ]. Подобно другим внедиастематическим вмешательствам, это непроницаемое пространство. Девство Марии фигурирует как одна из метафор этой непроницаемости, и нарушение μη’ν символически обозначает угрозу этому пространству» (Р.460). Как напоминает III Вселенский Собор (Эфес, 431), всякая атака на статус Марии – это нападение на Христа, и наоборот. 290 Этимологически эти два слова, гимн и гимен, связаны; оба происходят от санскритского термина syuman («узы»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

287 Имя Иехония означает “поставленный Богом”. Он являлся старшим сыном Иоакима, царя Иудейского, от Нехушты, и его приемником. Он царствовал только 3 месяца и 10 дней, затем отведен в плен в Вавилон Навуходоносором. После тридцатишестилетнего заключения был освобожден Евил-Меродахом. Умер в Вавилоне. Имя его упоминается в родословии Господа Иисуса Христа ( Мф. 1, 11 ). 288 Имя Седекия означает “правда Божия”. Он был сыном Иосии и последним царем Иудейским. Собственное имя его было Матфания, но Навуходоносор изменил его на имя Седекия. Он начал свое царствование на 21 году и царствовал 11 лет. Навуходоносор казнил пред лицом Седекии всех его детей, а у самого выколол глаза и отправил в оковах в качестве пленника в Вавилон. На Седекии буквально исполнились два пророчества. Пророк Иеремия объявил ему, что он увидит царя Вавилонского и будет говорить с ним устами к устам, и что Навуходоносор отведет его в Вавилон ( Иер. 32,4 ). Пророк Иезекииль говорит о нем следующее: “И раскину на него сеть Мою, и будет пойман в тенета Мои, и отведу его в Вавилон, в землю Халдейскую, но он не увидит ее, и там умрет” ( Иез. 12, 13 ). 289 Первосвященник Хелкия нашел книгу Закона в Храме. Подробнее смотри об этом конспект на стр. 1. 290 Против Дамасских ворот указывают скалу, и в ней обширную пещеру пророка Иеремии; за небольшую плату (бакшиш), проживающий здесь турецкий дервиш впускает поклонников внутрь пещеры для обозрения. Пещера имеет в длину и ширину около 30-ти шагов, а вышиною около 6 метров; своды ее лежат на двух грубо изсеченных столбах. При самом входе в пещеру, в левой стороне, замечено как бы высеченное ложе, которое и называют “ложем Иеремии”; по преданию, это место служило отдохновением Пророку, и он оставил на скале как бы отпечаток своего тела, что можно видеть и ныне. В этой пещере Иеремия оплакивал разорение Иерусалима, изливая свои чувства в трогательных изречениях, известных под именем “Плача Иеремии”. 291 Навузардан – начальник телохранителей Вавилонского царя Навуходоносора, который сжег храм Иерусалимский, дворец царя, и отвел жителей в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

288, 289]. Пастырь стремиться внушить верующим мысль о необходимости подражания Мессии. «”Сообразуясь (духовно) смерти Его”, – пишет он, – мы удостоимся познать бытийно Христа ( Ин. 17:3 ) и “силу воскресения Его” ( Флп. 3:10 ). “Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (духовно), то должны быть соединены и подобием воскресения” ( Рим. 6:5 )» с.289 – 290]. Настаивая на необходимости взаимной любви верующего к своему Искупителю, архимандрит Софроний обращается к примеру Гефсиманского моления: «Не о Себе скорбел в молитве Господь до кровавого пота, но о нашей гибели. Это видно из Его слов к плакавшим о Нём женщинам: “Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших” ( Лк. 23:28 ). Однако и Ему Самому нужно было пройти в Его человечестве подвиг полного истощания, как это было уже совершено в небе по Божеству по отношению к Отцу. Об этой “чаше” молился Он, как человек. Чрез Него нам дано откровение о характере Бога-Любви. Совершенство в том, что эта любовь смиренно, то есть без остатка отдаёт себя. Отец в рождении Сына выливает Себя всецело. Но и Сын всё возвращает Отцу. Именно сей акт тотального истощания совершил Господь в Своём воплощении, в Гефсимании и на Голгофе. Именно такую любовь заповедал нам Христос: “… кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни (души) своей, тот не может быть Моим учеником” ( Лк. 14:26 ); тот “не достоин Меня”. Так только тот, кто в движении всецелой своей любви, подобно мученикам, губит душу свою в мире сем ради Христа, “входит в самое небо, чтобы предстать” пред Лице Божие для “жизни непрестающей” (сравни Евр. 9, 24 и Евр. 7, 16 )» с. 291]. На примере Гефсиманского моления Софроний Сахаров , как мудрый воспитатель, отстаивает важность для дела спасения глубокой искренней молитвы, исходящей от сердца верующего. «Пусть молитва наша, – взывает он, – станет криком всей Земли к Богу и Отцу. Чрез такую молитву по действию Святого Духа войдём мы в соучастии с искупительными страстями Божественной любви Господа» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

288 Другие примеры: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все… и покажет Ему дела больше сих» (ст. 20), «…как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (ст. 26), «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (ст. 27), «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу…» (ст. 30) 294 «Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?» 295 Запрет на вкушение крови в Ветхом Завете имел приготовительный характер: он готовил к принятию Крови Христовой как единственной спасительной для человека. В христианской Церкви сохраняется этот запрет: по правилам святых апостолов запрещается вкушение крови животных: «Если кто, – епископ, пресвитер, диакон или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен» (прав. 63). 298 Митр. Иерофей (Влахос) отмечает связь песнопений праздника Преполовения с содержанием беседы на празднике Кущей. Так, в отпустительном тропаре поется: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе»; «Чашу имеяй неистощимых даров, даждь ми почерпсти воду во оставление грехов, яко содержим есмь жаждею, благоутробне един Щедре» ( Иерофей (Влахос) , митр. Господские праздники. С. 136). 299 В предыдущих главах Евангелия от Иоанна мы уже встречали подобное истолкование прообразов: в первой главе Господь называется Агнцем Божиим, во второй главе – Он к Себе относит образ Иерусалимского храма, в третьей – медного змея, в четвертой – сопоставляется даруемая Им благодать с водой колодца ветхозаветного патриарха Иакова, в шестой – с манной, выпадавшей в пустыне. 300 «И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев» (7: 12–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

288. Что требуется от желающего принять Крещение? От желающего принять Крещение требуется покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается Символ веры . «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2:38 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ). 289. На каком основании крестят младенцев? Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. 290. Есть ли доказательства из Священного Писания, что младенцев следует крестить? Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а Крещение в Новом Завете совершается вместо обрезания, следовательно, над младенцами должно совершаться Крещение. 291. Откуда следует, что Крещение заменило ветхозаветное обрезание? То, что Крещение совершается вместо обрезания, следует из слов апостола, обращённых к верующим: «Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым… быв погребены с Ним в крещении» ( Кол 2:11–12 ). 292. Для чего при Крещении нужны восприемники? При Крещении нужны восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под своё попечение для утверждения в вере (см. святой Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии, гл. 2). 293. Для чего над крещаемым читается заклинание? Над крещаемым читается заклинание для того, чтобы отогнать от него диавола, который со времени греха Адама получил доступ к людям и некоторую власть над ними, как бы над своими пленниками и рабами. Апостол Павел говорит, что все люди вне благодати живут «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Еф. 2:2 ). 294. В чем заключается сила заклинания? Сила заклинания заключается в имени Иисуса Христа, призываемом с молитвой и верой. Господь Иисус Христос обещал верующим:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

28. – И прежде мы слышали это от тебя, – сказал Трифон, и обратили внимание; это, сказать по правде, стоит внимания. И я не скажу, как другие, что так было угодно Богу: это всегда уловка тех, кто не в состоянии отвечать на вопрос. – Так как я предлагаю свои доказательства и увещания из Писания и из сущности самого дела, – сказал я, – то не медлите и не колеблитесь поверить мне, хотя я необрезанный. Короткое время остается вам для вашего обращения, и если Христос предварит вас Своим пришествием, то напрасно будете каяться, напрасно плакать, ибо Он не услышит вас. «Распашите себе новые нивы, – Иеремия говорит народу, – и не сейте на тернии. Обрежьтесь Господу и отнимите необрезание сердца вашего» 284 . Итак, не сейте на тернии и на земле не вспаханной; он нее вам не будет плода. Познайте Христа, – вот новая земля, прекрасная и тучная для сердец ваших. «Вот приходят дни, – говорит Господь, – и Я посещу всех, обрезавших крайнюю плоть свою, Египет и Иуду, Едом и сынов Моава, потому что все эти народы не обрезаны, и весь дом Израилев не обрезан сердцами своими» 285 . Видите ли, Бог не хочет того обрезания, которое дано как знамение: оно бесполезно и египтянам и сыновьям Моава и Едома 286 . Но скиф ли кто или перс, однако если имеет познание о Боге и Христе Его и соблюдает Его вечные заповеди, – тот обрезан прекрасным и полезным обрезанием и есть друг Богу, Который с радостью принимает его дары и приношения. Теперь скажу вам, друзья, слова Самого Бога, сказанные к народу через Малахию, одного из двенадцати пророков. Вот они: «… нет расположения Моего к вам, – говорит Господь, – и не буду принимать ваших жертв из рук ваших: потому что от востока солнечного до запада имя Мое прославлено между народами и на всяком месте имени Моему приносится жертва и жертва чистая; потому что имя Мое прославляется народами, – говорит Господь, – а вы его оскверняете» 287 . И через Давида сказал: «… народ, которого Я не знал, начал служить Мне, слухом уха повиновался Мне» 288 . 29. Соединимся все народы и вместе прославим Бога за то, что Он и на нас призрел; прославим Его через царя славы, через Господа сил.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

290 Едва ли можно утверждать, что в 52:4 следует перевести: «наконец» т е «Ассур теснил его – Израиля – наконец» ( – и на основании этого выводить, что, следовательно, во времена пророка еще не приходили вавилоняне), – как думают Геферник и др. Гефериик говорит, что стоит в противоположность «в начале» – в том же стихе. Но может означать просто: «некогда», «в прежнее время», или стоять, как противоположение слову: «и теперь» в 5 ст. скорее следует рассматривать, как выше и нижеследующие выражения: «за ничто», «без серебра», «даром»; хотя, впрочем, в параллельном месте у Иеремии 50:17 слову соответствует: «последний». 291 Ср. Иер.50:17, 11 , где пр. Иеремия, по всей вероятности, имел в виду Ис.52:4 и 5: «прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил». Здесь прямо указывается царь Вавилонский Навуходоносор; как о прежде теснившем Израиля, говорится (не об Египте, а) о царе ассирийском. 292 Особенно следует обратить внимание на слова: «и не будет более слышим голос послов твоих» – 2:13. Не ясное ли здесь указание на посольство Рабсака, который «возглашал громким голосом слово царя Ассирийского?» ( Ис.36:13 ). Нельзя думать, что слова 3:8–10: «разве ты (т. е. Ниневия) лучше Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного водою, которого вал был море (ср. Ис.18:1–2; 19:5–6 ), и море служило стеною его? Ефиопия и Египет… служили ему подкреплением,.. но и он переселен, пошел в плен», непременно указывают на упоминаемое в ассир. надписях (Schrader, Keilinschr. s. 288 f) разрушение Фив Ассурбанипалом, что, следовательно, пророк Наум не мог пророчествовать при Езекии, но позднее. В словах 3:8–10 можно видеть указание на поход Саргона, битву его с фараоном при Рафии (ок. 720 г. ср. Ис. 20 гл.), следов. пр. Наум после 14 года Езекии (или 714 г. до Р. X.) вполне мог написать то, что заключается в 3:8–10 его книги. 293 Кроме того, в обеих частях книги Египет называется , 30:7; 51:9; 30:7: «помощь Египтян мимолетна и напрасна; поэтому Я назвал их – храбры они сидеть дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

29. Второе путешествие братьев Иосифа в Египет Голод усилился на земле. Иакову нужно было опять отправить своих сыновей в Египет, чтобы купить хлеба. Но братья не решались ехать туда во второй раз без Вениамина. Иаков же его не отпускал и даже досадовал на своих сыновей за то, что они говорили начальнику египетскому о своем младшем брате. Наконец братьям удалось упросить отца отпустить Вениамина. Четвертый сын Иакова, Иуда, поручился за него. Иаков велел своим сыновьям взять подарки египетскому начальнику и возвратить серебро, положенное им в мешки. Братья взяли подарки, серебра вдвое, чем сколько нужно было для закупки нового хлеба (чтобы возвратить то, которое им положено было в мешки, и уплатить за новый хлеб), взяли и Вениамина и отправились в Египет. Когда братья предстали снова пред Иосифом, то он очень обрадовался, увидев среди них родного брата своего Вениамина. Он велел начальнику своему ввести братьев в дом, заколоть что-нибудь из скота и приготовить обед для себя, египтян и братьев в полдень. Начальник ввел братьев в дом Иосифа, дал им воды и они вымыли ноги свои; и дал корму ослам их. А они приготовили дары к приходу Иосифа на обед в полдень, и когда он пришел, то поклонились Иосифу до земли. Иосиф вспомнил свои сны. Он спросил братьев, здоров ли их отец. А когда увидел Вениамина, то спросил: «Это брат ваш меньший, о котором вы говорили мне?» И затем проговорил, обращаясь к Вениамину: «Да будет милость Божия с тобою, сын мой!» Сказав это, Иосиф поспешно удалился, потому что вскипела в нем любовь к брату своему, и он готов был заплакать. Потом, умыв лицо, он вышел, скрепился и велел подавать кушанья. Ему подали особо, братьям особо и египтянам особо. Братья были рассажены по старшинству, и это их очень удивляло. Кушанья посылались им со стола Иосифа, а доля Вениамина была впятеро больше, чем доля каждого из них. Они ели и пили довольно. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010