А богословское объяснение этого церковного установления дает нам протоиерей Александр Шмеман в своей замечательной книге «Великий пост». Он подчеркивает, что Великопостные субботы заключают в себе тему смерти. Это поминовение, по мнению отца Александра, надо рассматривать не только как акт любви, но и как откровение «мира сего» в его смертности и умирании. Все мы знаем, что не только мы смертны, но и мир конечен. Но во Христе смерть побеждена изнутри, она, по слову апостола Павла, потеряла свое «жало». Поэтому молиться за умерших - не означает скорбеть и печалиться. Значение христианской смерти и нашей молитвы за умерших - это свет Лазаревой Субботы и радостный покой Святой и Великой Субботы. Потому и облачение священнослужителей в этот день не черное, а белое, символизирующее чистоту и рождение в вечную жизнь. Наше ходатайство В день общего или частного поминовения усопших принято совершать панихиды. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово «панихида» означает всенощную службу, или бдение (греч. «всенощное бдение»). Во времена гонений в первые века христианства молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. Когда гонения прекратились, панихида была выделена в отдельную службу. Однако в дни всеобщего поминовения усопших она также совершается в составе всенощного бдения. Особенностью заупокойной службы - утрени каждой из трех родительских суббот, совершаемой обыкновенно в пятницу вечером, - является совершение великой панихиды, которая называется еще парастас (греч. «ходатайство»). Она отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны (разделяемые на 2 статии) и полный канон. Когда священник читает первую часть кафизмы, хор негромко припевает к каждому стиху псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Во время чтения второй части кафизмы звучит припев: «Спасе, спаси мя». После чтения Псалтири поминаются все усопшие. Утром в субботу на Литургии мы также услышим заупокойные молитвы; об участи умерших будут говорить нам и чтения из апостольских посланий и Евангелия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Структура данного молебствия следующая: г) Поминовение усопших воинов При описании воинских чинопоследований Церкви нельзя не упомянуть обособых днях поминовения усопших воинов. Кроме Вселенских родительских суббот (Мясопустной и Троицкой), когда Святая Церковь творит «память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших», включая и тех, кто погиб на поле брани, есть день, твердо укоренившийся в богослужебной традиции Русской Церкви как поминовение преимущественно усопших воинов – это Дмитриевская суббота перед памятью великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Имеющее корни в древних, восходящих еще к языческим временам, осенних поминках 41 , в христианском контексте это поминовение было установлено великим князем Димитрием Донским в 1380 г. после Куликовской битвы. Богослужение совершается в этот день по 13-й главе Типикона, предусматривающего в любую субботу периода пения Октоиха 42 , не совпадающую с праздником 43 , отправление по желанию настоятеля так называемого заупокойного Аллилуйного богослужения. В 1769 г. по распоряжению императрицы Екатерины II во время войны с турками и поляками было установлено совершать 29 августа в день великого праздника Усекновения главы святого Иоанна Предтечи поминовение православных воинов. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. установлено ежегодное поминовение 9 мая нового стиля усопших воинов за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. III. Заключение Рассмотренные нами воинские чины в их историческом развитии позволяют сделать вывод о том, что попечение Святой Церкви о воинах имеет довольно богатую и древнюю историю. Литургические формы воинских молитвословий были весьма разнообразными и имели в своем становлении и развитии определенные закономерности. Древние богослужебные книги, как правило, не приводят развернутых чинопоследований, даются лишь молитвы, которые произносились в определенных случаях в контексте существующих к тому времени чинов. Постепенно довольно краткий формуляр молитв начинает «обрастать» специально составляемыми последованиями. Структура их в этом развитии усложняется, и они превращаются в гармонично сбалансированные литургические конструкции, являющиеся свидетельством Предания и находящиеся в неразрывной связи с многовековой традицией Церкви. Славянская богослужебная практика отличается довольно интенсивным умножением воинских чинов. Появляются особые молебствия на благословение орудий, военного корабля и т.д. Это развитие иногда происходит не без влияния внешних установлений. В общем же, многообразное воинское богослужебное наследие является выдающимся произведением церковного творчества и раскрывает глубину Литургического Предания.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-pravoslav...

– Троица – это обиходное название. Обратите внимание, мы не встречаем его ни в Типиконе, ни в церковном календаре, там мы читаем – «Неделя такая-то по Пятидесятнице». И это наименование праздника действительно славянское. И оно совершенно не случайно закрепилось на Руси: ее духовный расцвет, эпоха преподобного Сергия Радонежского, его духовных детей и внуков, одним из которых был, по всей вероятности, преподобный Андрей Рублев, – неразрывно связана с почитанием Святой Троицы, тайна Которой открылась нам в полноте(хотя выражение «в полноте» здесь можно использовать только условно, человек не может своим ограниченным разумом в совершенстве познать природу Триипостасного Бога) именно при сошествии Святого Духа на апостолов. Сын Божий уже вочеловечился, уже сказал Своим ученикам: Я и Отец – одно (Ин. 10: 30), уже принес Свою Крестную жертву и победил смерть. И вот, происходит то, что Он обещал (см.: Ин. 14: 16–17; Деян. 1: 8): людям является третье Лицо Святой Троицы, Дух Святой. – Почему Троице предшествует один из дней сугубого поминовения усопших – Троицкая родительская суббота? – Эту субботу стали праздновать как особый заупокойный день еще в IX веке. Смысл в том, что Троица есть день рождения Церкви, а у Церкви, как и у Бога, нет мертвых, она столько же Церковь усопших, сколько Церковь живых. Поэтому накануне Троицы поминают тех членов Церкви, которые находятся уже в мире ином, и поэтому – забежим немного вперед – коленопреклоненные молитвы третьей части на вечерне Троицы посвящены именно поминовению усопших. – Троица всегда бывает в воскресенье, потому что это пятидесятый день после Пасхи; но начнем мы с вечера субботы, со всенощного бдения. Что мы услышим в храме в этот вечер? – На вечерне мы встретимся с двумя песнопениями, которые, с одной стороны, хорошо нам известны и любимы нами, а с другой – мы не слышали их в храме со Страстной седмицы. Это «Видехом свет истинный…» и «Царю Небесный…». Весь период от Пасхи до Пятидесятницы мы празднуем Воскресение Сына Божиего, но явления Святого Духа еще только ждем – вот почему его прославление на время уходит из богослужения. В канун Троицы «Видехом свет истинный…» поется на «Господи, воззвах…» четвертой стихирой, а «Царю Небесный…» – при пении стихир на стиховне. «Царю Небесный…» обычно поется всем храмом. Вообще, стихира «Царю Небесный…» в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на всенощном бдении праздника она поется несколько раз (еще перед каноном и перед славословием).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   Затем на панихиде вселенских суббот опускаются непорочны, ввиду предстоящего стихословия на утрени. Пред 50-м псалмом опускается седален Покой, Спасе наш,как необязательный в данном месте на сокращенной утрени, и как относящийся собственно к непорочным , которые тоже опущены. Но седальны по 3-й песни канона, кондак и икос по 6-й обязательны и потому сохраняются и в данном случае. В конце панихиды опускаются обычные тропари: Со духи праведныхи заменяются тропарем дня Глубиною мудрости с его богородичном. Тропари Со духи праведных на панихиде, как было отмечено, соответствуют стихирам в конце утрени. Обычно на панихиде в пяток вечера, в субботу на утрени не бывает заупокойных стихир. В две вселенские родительские субботы, хотя накануне совершается панихида, и на утрени кроме других заупокойных песнопений будут свои особые заупокойные стихиры не только на стиховне. ЧИН ПОМИНОВЕНИЯ О ПРАВОСЛАВНЫХ ВОИНАХ    Православная Церковь считает своим особым долгом творить летнее(ежегодное) воспоминание... всех о православии подвизавшихся... яко защитников и пособников онагои потому в неделю Православия при торжественном архиерейском богослужении возглашает вечную память, между прочим, и пострадавшим и убиенным в различных походах за православную веру и отечество князем, боярам, христолюбивому воинству . Но и кроме сего раз в год совершаемого церковного чествования защитников Церкви, для православных данной поместной Церкви естественно желание особо помолиться о своих соотечественниках, за православную веру в их общей родине подвизавшихся. Этому желанию и может служить особый чин поминовения о православных воинах и о всех за веру и отечество на брани убиенных, издаваемый отдельной брошюрой. Чин этот — обычная панихида. Но в тексте ектейных прошений и возгласов имя рек заменено общей формулой, канон же взят из последования на исход души и прекрасно приспособлен к данному случаю. 29 августа, для какового дня назначается этот чин, он безусловно не может быть совершаем, как стоящий в полном противоречии с торжественностью службы этого дня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Далее – обычное последование вседневной (субботней) утрени. 3) На литургии: тропари на «Блаженны» берутся из Триоди, песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе – тропарь: «Глубиною мудрости...», «Слава» – кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Тебе и стену и пристанище...». Прокимен, гл. 6: «Души их во благих водворятся». Стих: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...». Апостол – дня (Кор., зач. 146-е) и заупокойный (Сол., зач. 270-е). Евангелие – дня (Лк., зач. 105-е) и заупокойное (Ин., зач. 16-е). Причастный стих: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род» (см.: Триодь Постную). Мясопустная Неделя , как уже было сказано, посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых. Это воспоминание совершается для того, чтобы грешники – по грубости своей духовной природы – в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в богослужебных стихирах и тропарях этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным («неумытным») судом Божиим. Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог – милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос , имеющий прийти судить мир, называется правосудным, а Его суд – праведным и неподкупным испытанием («неумытным истязанием», «неумытным судом»). Все равны будут перед праведным судом Божиим: «В чину своем, монах и иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдовица и дева исправится (будет испытана): и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное». Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели 1 . Поминовение усопших в субботу («родительская суббота»). 2 . В Неделю на утрени – пение 136-го псалма: «На реках Вавилонских» и покаянных стихир: «Покаяния отверзи ми двери...» 3 . На литургии в воскресенье – прокимен: «Велий Господь...», Апостол – Кор., зач. 140-е. Евангелие (о Страшном суде Христовом) – Мф., зач. 106-е. Причастный стих: «Хвалите Господа...», другой – «Радуйтеся, праведнии...». Седмица и Неделя сыропустные

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны 1 ноября 2014 г. 14:32 1 ноября 2014 года, в Димитриевскую родительскую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в ставропигиальном женском монастыре — Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. В этот день отмечается также 150-летие со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, основательницы обители. У входа в монастырь Святейшего Владыку встречала настоятельница обители игумения Елисавета (Позднякова) с сестрами. Предстоятель Русской Церкви проследовал в Покровский храм монастыря, где возглавил богослужение. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; протоиерей Николай Кречетов, благочинный Москворецкого округа г. Москвы; столичное духовенство. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова), воспитанницы Елизаветинского детского дома и гимназии при Марфо-Мариинской обители. Перед малым входом иеромонах Леонид (Толмачев) , насельник Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь , избранный решением Священного Синода от 23 октября 2014 года ( журнал 95 ) епископом Уржумским и Омутнинским, был возведен в сан архимандрита. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. В связи с Димитриевской родительской субботой была совершена заупокойная ектения «о всех от века усопших».

http://patriarchia.ru/db/text/3821245.ht...

Рубрики Коллекции Родительские субботы в ноябре 2023 2 мин., 01.11.2021 Поделиться Одна из самых известных и любимых родительских суббот года приходится на ноябрь. Это Димитриевская суббота, название которой связано с именами двух святых. Обычно она отмечается в ближайшую ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского субботу. Он жил в первые века христианства, служил проконсулом императора, но в отличие от большинства римских подданных не выступал против последователей Христа, а наоборот защищал их, за что и был казнен. А традиция осеннего поминовения, согласно преданию Русской Церкви, была введена святым благоверным князем Димитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле. Со временем Димитриевская стала просто днем молитвы об усопших, когда верующие приходят в храм на заупокойное богослужение, жертвуют на нужды церкви и раздают милостыню в память о своих умерших родных и близких. Родительская суббота в ноябре 2023 года не будет отмечаться. Она будет перенесена на 28 октября. Так как поминальный день совпадает с праздником Казанской Божьей Матери (4 ноября), он переносится на неделю раньше. Интересно также, что трижды в истории Русской Церкви Димитриевская была перенесена на пятницу, так как совпадала с годовщиной восшествия на престол императора Николая II, а в пятницу накануне как раз совершалась панихида по умершему императору Александру III. Но память нужна умершим не только в специально отведенные для молитвы дни, а в течение всего года. Усопших поминают на каждой Литургии, а по просьбам верующих в храмах совершаются панихиды, краткие заупокойные службы (литии) могут совершаться также и на могилах. Именно молитвенная забота, утверждал святитель Иоанн Златоуст, нужна душам в загробном мире, а не богатое украшение мест их захоронения (хотя на могиле, конечно, тоже должны быть чистота и порядок). Молитва живых, по словам святых, облегчает посмертную участь умерших. Необходима она и тем, кто ее творит: апостол Иаков призывал: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться», а святитель Иоанн Златоуст говорил, что приношения, моления, милостыни «установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга». Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Нужно ли на Радоницу ехать на кладбище к маме в другой город? 08.05.2024 05.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 03.05.2024 02.05.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/roditelskie-subboty-v-noj...

Рубрики Коллекции 2 ноября 2019 года - Димитриевская родительская суббота мин., 04.11.2016 Поделиться В субботу 2 ноября 2019 года Православная Церковь отмечает Димитриевскую родительскую субботу – особый день поминовения усопших. Димитриевская родительская суббота - ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Этот день памяти установлен великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Здесь было совершено поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. Как бы ни оценивали историки потери в этой битве, русское войско было огромным для того времени и практически не было семьи, которая не потеряла бы в битве на Куликовом поле кого-либо из близких. Поэтому этот день стал на Руси, по сути, вселенским днем поминовения усопших. Смотрите также: Родительские субботы в 2016 году Родительские субботы. Инфографика Дни поминовения усопших. Инфографика Родительские субботы Как правильно проводить родительскую субботу?   Фото с сайта spbda.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/5-noyabrya-2016-goda-dimi...

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 6-й по Пасхе, о слепом Исцеление слепорожденного      29 апреля/12 мая 2018 г. Суббота 5-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской духовной семинарии. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:50:59 мин. Размер 123.2 Mb ) 12 мая 2018 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Варвара Иванова 2 июня 2019, 17:46 Самый лучший хор - Сретенской духовной семинарии!!!!!!!!!! Варвара Иванова 2 июня 2019, 12:53 Слава Богу, что наш любимый Сретенский монастырь выкладывает богослужения! Все немощные и больные могут поучаствовать в службах не выходя из дома. Спаси вас всех Господь! Личная просьба, я не нашла ни одного заупокойного богослужения на Родительскую субботу. Не могли бы вы опубликовать хотя бы одно заупокойное вечернее богослужение с парастасом! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/112868.html

В Черногории почтили память невинных жертв агрессии НАТО Подгорица, 5 мая 2020 г. По случаю годовщины преступной бомбардировки НАТО населенного пункта Мурино в Черногории результате которой было убито шестеро его жителей священник Боян Радунович совершил 30 апреля 2020 года Божественную литургию в местном храме Св. Параскевы. Мурино после атаки НАТО в 1999 г.      После Божественной литургии было совершено заупокойное богослужение, за которым возносились молитвы об упокоении невинно убиенных жителей, среди которых было и трое детей: Мирослав Кнежевич (1985 г.р.), Оливера Максимович (1986 г.р.), Юлия Брудар (1989 г.р.), Вукич Вулетич (1953 г.р.), Милка Кочанович (1930 г.р.) и Манойло Коматина (1927 г.р.). Бомбардировка Мурино 30 апреля 1999 осталось в памяти как одно из самых мрачных преступлений НАТО за время агрессии против СР Югославии. Во время налета самолеты агрессора выпустили десяток ракет по мосту через реку Лим в самом центре населенного пункта. Погибшие мирные граждане не было участниками военных действий. Во время налета ранения получили еще восемь человек. Памятник погибшим в Мурино      Епархия Будилмянско-Никшичская сообщила, что из-за мер по борьбе с эпидемией епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий совершит поминовение жертв агрессии НАТО в Троицкую родительскую субботу 6 июня. В поселке Мурино установлен памятник погибшим, у которого ежегодно походят мемориальные мероприятия и заупокойные богослужения. 5 мая 2020 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/130886.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010