Но самой великой панихидой является наша собственная жизнь. Как ответил один старец на вопрос, как лучше помолиться об усопшем: «Лучшая панихида — твоя добродетельная жизнь».   ЗАУПОКОЙНЫЕ СУББОТЫ 48. Почему субботние литургии всегда посвящены поминовению усопших? Поминанию усопших посвящены особые богослужения и даже особые дни церковного года, как правило, субботние. Это так называемые нарочито заупокойные субботы. Наша Святая Церковь установила субботу как день поминовения святых мучеников и всех усопших по той причине, что суббота, седьмой по счету день творения, в ветхозаветные времена являлась днем покоя, в субботу же Христос покоился во гробе. Поэтому именно суббота наиболее соответствует молитвам о даровании усопшим вечного покоя. В эти дни отменяются все прочие богослужебные темы, и все верующие, собравшиеся в храме, молятся о пребывающих в ином мире. И еще: именно в субботний день согрешили наши прародители и начали умирать. День этот так с тех пор и продолжается, как продолжается и смерть человеческая. В будущем, как мы веруем, наступит День Восьмой, день Воскресения и восставления к новой жизни всякого творения. Этот День Восьмой будет длиться вечно. 49. Что такое Вселенские панихиды? Чем они отличаются от прочих родительских суббот? Среди нарочитых, дней, назначенных Церковью для поминовения усопших, наиболее значимы родительские субботы, но важнее всех две так называемые Вселенские родительские субботы, или Вселенские панихиды, — перед Неделей Мясопустной (неделя — это, по-церковному, воскресенье) и перед Пятидесятницей. Называются они так потому, что в эти дни мы по обычаю, установленному богоносными отцами еще со времен первых христиан, совершаем панихиду о всех почивших, то есть о прародителях наших . В эти два дня отменяются все иные богослужебные темы; живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о своих родных и близких, в усиленной и умноженной молитве обо всех умерших членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, — явить в полной мере свою к ним братскую любовь. Особенно же — к тем, кого постигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в пропастях и неприступных горах, от голода или инфекционных болезней, кто пал в сражении, сгорел в огне, замерз или погиб во время стихийных бедствий, — то есть ко всем тем, кто не успел покаяться перед смертью, над кем не было совершено погребального обряда.

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

В этот день в храмах совершают особую вселенскую панихиду 19 июня. ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает особый день поминовения усопших — Троицкую родительскую субботу. По уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение. Это поминовение усопших ведет свое начало с апостольских времен. В этот День Православная Церковь молится обо всех усопших отцах, братиях и сестрах. Для этого в храмах совершают особую вселенскую панихиду. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 июня, 2012 18 июня, 2016 25 апреля, 2023 19 июня, 2021 6 марта, 2021 28 марта, 2020 13 марта, 2020 15 июня, 2019 14 июня, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-troi...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРОПОВЕДЬ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г. См. также: Церковный год > > Вселенская родительская суббота Сегодня, братья и сестры, Православная Церковь собрала нас под своды своих святых храмов для того, чтобы в канун Недели о Страшном Суде все мы от лица земной, как ее еще называют — странствующей или воинствующей Церкви, помолились о всех тех, кто жил когда-то на этой земле, а сегодня своими бессмертными душами пребывают в загробной жизни. Сегодня всем нам Святая Церковь дает великое утешение о наших дорогих и близких, родных и любимых, чтобы мы, как пишет апостол Павел в 1 Послании к Солунянам, не были теми, «кто не имеет надежды», не были теми, «кто не верит в жизнь, а верит в смерть». «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, — пишет святой Апостол, — дабы мы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1Фес. 4,13). В этих словах заключается весьма полезный урок для нас. Конечно, по-человечески, нам всегда больно расставаться с близкими нашему сердцу и горячо любимыми людьми. И многие из нас, может быть, неоднократно испытали эту горечь разлуки и тяжесть потери, когда, как нам кажется, безвременно тот или иной человек уходит из земной жизни. Но апостол Павел говорит, что для Бога нет мертвых, для Бога все живы. Мы хороним умершего, и его тело опускается в землю, как зерно. Так сеятель, сеющий зерно, надеется, что зерно не только прорастет, но и даст плод. Отсюда и наша православная традиция совершать погребение усопших. Но душа-то бессмертна, она не умирает, а возносится к Богу. И там над ней совершается частный суд. Далеко не всегда та или иная человеческая душа имеет благословение от Бога войти в преддверие райских обителей. К сожалению, многие души попадают в преддверие ада. Поэтому не случайно, Святая Церковь как чадолюбивая Мать установила эти заупокойные богослужения, чтобы мы, веря в милосердие Божие, уповали на то, что Господь является для каждой души любящим Отцом и по нашей молитве может простить человека, даровать ему Царство Небесное.

http://zavet.ru/kalendar/rods1-001pr.htm

Второй же из этих дней бывает в субботу перед 26-м октября . В этот день также творится память о воинах, с того времени как русский князь Дмитрий Донской одержал славную победу над Мамаем. Это обыкновенно совершается не 26-го октября, а в ту субботу, которая бывает перед 26-м числом октября. Эта суббота называется Дмитровской родительской субботой» Впрочем, в эту субботу православные христиане, посещая кладбища умерших, творят память не только за православных воинов, за веру и отечество на брани живот свой положивших, но вместе с ними и за всех своих родных и знаемых. (См. «Собрание поучений для простого народа» свящ. К. Стратилатова). III. Будем, братие христиане, будем молиться о упокоении душ усопших. Отцу небесному приятно видеть, что мы, дети Его, живем в любви с умершими, в духе угодной Ему христианской любви, и Он, видя нашу любовь к усопшим, не откажет и нам в Своей любви. Аминь. Беседа В коей изъясняется панихида I. О, какое великое благо даровал нам, братие, Господь Бог , что мы родились и пребываем в недрах Святой Православной Церкви! Научая нас истинной вере, руководя нас на пути к Царствию Небесному, Святая Церковь не оставляет нас и после нашей смерти. Как чадолюбивая мать, она установила особенное молитвословие об умерших, особенную заупокойную службу. Служба эта называется обыкновенно панихидой. О ней-то хочу теперь и побеседовать с вами, братие мои. Панихида есть собственно прилежное моление об умерших в течение всей ночи (это слово состоит из трех греч. Слов: π ς – весь, v ξ – ночь и δω – пою) и есть не что иное, как сокращение отпевания; она содержит моление о прощении грехов и об упокоении душ усопших собратий наших. Панихида об умерших и погребенных совершается или в храме, или на самых могилах усопших, это безразлично, где при сем ставится кутия. Кутия служит символом воскресения. «Пшеница и разные другие зерновые плоды, при поминовении усопших, означают то, – говорит блаженный Симеон Солунский , – что и человек есть семя, что и он, как зерно, брошенное в землю, опять восстанет силой Божией и, как бы прозябнув в будущем веке, предстанет Христу совершенным и живым. Как лежащее перед нами семя зарывается в землю, а потом вырастает и приносит обильный плод, так и человек, быв предан смертью земле опять воскреснет. Перед кутией ставится возжженная свеча, и мы все стоим со свечами: этим означается как то, что наши сердца горят верой, любовью и молитвой к Господу об умерших, так и то, что мы сами как бы переносимся духом нашим к тому царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитает Господь наш Иисус Христос и все святые, от века Ему благоугодившие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Предстоятели поместных Церквей, прибывшие на Крит, помолились за литургией Троицкой родительской субботы 18.06.2016 21:28 Версия для печати Кисамос, Крит, 18 июня, Благовест-инфо. Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II совершил сегодня, в Троицкую родительскую субботу, Божественную литургию в Благовещенском соборе в Кисамосе (Крит). За богослужением молились другие девять предстоятелей поместных Церквей, прибывшие на греческий остров для участия во Всеправославном соборе. На заупокойной службе были сугубо помянуты те, кто потрудился ради подготовки и созыва Святого и Великого собора, который официально откроется 20 июня, в Понедельник Святого Духа в Критской православной академии в Колимвари. На богослужении также присутствовали представители греческого правительства: министр внутренних дел и административной перестройки Панайотис Курумвлис и замминистра иностранных дел Яннис Аманатидис, сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе Всеправославного собора. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 19.06.2017 16:06 В Бухаресте прошел симпозиум, посвященный первой годовщине Критского собора

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Также она посвящена воспоминанию Адамова изгнания. Это тоже очень важно, потому что тема будет звучать у нас в заупокойном богослужении. Мы боимся Страшного Суда и трепещем грозного изречения Судии и Бога о себе недостойных. Но мы ведь будем поститься, говеть и каяться не только ради страха наказания. Мы ощущаем ещё непреодолимую тоску и печаль по утерянному Раю, по утерянной родине. Ибо настоящая родина для каждого человека – это Рай, Едемский сад, который Господь насадил, сотворив человека и поселив туда наших прародителей. Пока человек не вернется в Райский сад, не стяжает Царствие Небесное, он странник и пришелец. Он любит свое земное отечество, всё делает для его процветания, но его душа, его сердце всегда тоскуют и по утерянной духовной родине  – Раю, Царству Небесному. Поэтому мы будем каяться не только из-за страха осуждения и наказания, но и из горячего сердечного желания вернуться в свою прародину, истинную родину, Райский сад, куда по Божиему замыслу человек и должен быть помещен, где он может полноценно блаженно пребывать. Поэтому плач Адама по прекрасному Раю, который звучит во всех песнопениях в это Прощеное воскресенье, отзывается непреодолимой болью и тоской в нашей душе, подвигает нас просить у Бога прощение своих грехов, приходить на исповедь для покаяния ради того, чтобы вернуться в Райский сад, насажденный Богом Едем. Эта тема наравне со Страшным Судом всегда будет звучать в заупокойных песнопениях. Наше покаяние, молитва – это не только страх, это ещё тоска по утерянной родине. Еще одна Вселенская суббота – Троицкая родительская суббота. По структуре богослужения она почти идентична Мясопустной родительской субботе. Она тоже Вселенская, тоже мы молимся о всех усопших православных христианах, ушедших в мир иной без покаяния, с бременем грехов. Почему она правится перед праздником Святой Троицы? Праздник Святой Троицы или сошествие Святого Духа на апостолов, Пятидесятница, празднуется всегда в воскресенье на 50-й день после святой Пасхи. В субботу перед этим 50-м днем всегда бывает поминовение усопших – Вселенская Троицкая родительская суббота.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду. На парастас или на заупокойную Божественную литургию можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших. А еще в этот день, по старой церковной традиции, прихожане приносят в храм еду — «на канон» (или «на канун»). Это постные продукты, вино (кагор) для совершения литургии. Зачем приносят еду «на канун»? Отвечает п ротоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО: Протоиерей Игорь ФОМИН Приносить продукты в храм — «на канун» — это древняя практика совершения общих тризн, то есть поминовений усопших. По традиции, прихожане храма собирали больший общий стол, для того чтобы всем вместе вспомнить близких их сердцу умерших людей. Сейчас продукты, которые верующие приносят и кладут на специальный столик, идут потом на нужды прихода и на помощь малоимущим людям, которых приход опекает. Мне кажется, это добрый обычай — поминать своих почивших близких добрым делом. В данном случае -  помогая нуждающимся или облегчая бремя людей, которые служат в храме (конечно, это не только священнослужители, но и свечницы и все те, кто бесплатно, по воле сердца помогает в Доме Божием). Принося продукты в храм, мы и служим ближнему, и поминаем наших усопших. Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Молитва об усопшем христианине

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения , но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Церковное поминовение в родительскую субботу Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

http://pravoslavie.ru/42594.html

Но седальны по 3-й песни канона, кондак и икос по 6-й обязательны и потому сохраняются и в данном случае. В конце панихиды опускаются обычные тропари: Со духи праведных и заменяются тропарем дня Глубиною мудрости с его богородичном. Тропари Со духи праведных на панихиде, как было отмечено 639 , соответствуют стихирам в конце утрени. Обычно на панихиде в пяток вечера, в субботу на утрени не бывает заупокойных стихир. В две вселенские родительские субботы, хотя накануне совершается панихида, и на утрени кроме других заупокойных песнопений будут свои особые заупокойные стихиры не только на стиховне 640 . ЧИН ПОМИНОВЕНИЯ О ПРАВОСЛАВНЫХ ВОИНАХ Православная Церковь считает своим особым долгом творить летнее (ежегодное) воспоминание... всех о православии подвизавшихся... яко защитников и пособников онагои потому в неделю Православия при торжественном архиерейском богослужении возглашает вечную память, между прочим, и пострадавшим и убиенным в различных походах за православную веру и отечество князем, боярам, христолюбивому воинству 641 . Но и кроме сего раз в год совершаемого церковного чествования защитников Церкви, для православных данной поместной Церкви естественно желание особо помолиться о своих соотечественниках, за православную веру в их общей родине подвизавшихся. Этому желанию и может служить особый чин поминовения о православных воинах и о всех за веру и отечество на брани убиенных, издаваемый отдельной брошюрой. Чин этот – обычная панихида. Но в тексте ектейных прошений и возгласов имя рек заменено общей формулой, канон же взят из последования на исход души и прекрасно приспособлен к данному случаю 642 . 29 августа, для какового дня назначается этот чин, он безусловно не может быть совершаем, как стоящий в полном противоречии с торжественностью службы этого дня 643 . Но в другое время этот прекрасный чин не следовало бы забывать, в частности, его прилично бы совершать в субботу Димитриевскую, которая и установлена прежде всего для поминовения воинов, погибших на Куликовом поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах святого апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

http://pravmir.ru/30-maya-troitskaya-vse...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010