Слово в Неделю сыропустную Воспоминание Адамова изгнания Всенощное бдение 24 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Накануне Великого Поста Церковь ставит нас там, где находится все человечество, и мы должны осмыслить то, что происходит с каждым человеком и со всем человеческим родом, чтобы нам стало понятно, что значит Пост, в который мы вступаем. Это воскресенье называется воспоминанием об изгнании из рая, и Святая Церковь открывает нам тайну творения первого человека, его жизни в раю. Человек был создан по образу и подобию Божию для того, чтобы восходить в истинном познании Самого Бога и приводить к совершенной жизни все творение, потому что оно было подвластно ему, и он имел возможность достигать этого совершенства. Одна единственная запретительная заповедь была у человека: чтобы он не вкушал от древа познания добра и зла. " Ибо в день, в который ты вкусишь от него, - сказал Господь, - смертью умрешь " (Быт. 2, 17). Человеку открывалась возможность познания Бога, и он знал об этом и должен был возрастать в этом знании. Но одновременно существовала возможность и другого знания: губительная, страшная возможность познания зла, и человек знал, что зло существует извне, и оно смертельно опасно. Как произошло падение человека? Почему человек не поколебался даже мыслью и без всякого сопротивления бесстрашно прикоснулся ко злу, зная о нем заранее, зная о заповеди Божией и о предупреждении Божием (как это случилось с Евой, которая отдалась диаволу и без всякого труда вовлекла в этот же грех своего мужа)? Мы видим только, что в этот таинственный момент, когда воля человека перестает быть устремленной к Богу, совершается мгновенное изменение внутреннего человека. Человек, который познал зло, человек, который согрешил, это совершенно другой человек, с другим восприятием всего. Он утверждается в новом, как бы неестественном состоянии, и, наоборот, ему кажется неестественным то, что было ранее. То, что было раньше, кажется ему внешне навязанным, и он стремится от этого освободиться. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: " Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего " (1 Ин. 2, 1516). И когда мы внимательно вслушиваемся в эти слова и всматриваемся в то, что произошло с первым человеком, мы с удивлением узнаем, что это как раз то самое, что с ним произошло, когда Ева увидела, что плод, запрещенный Богом, хорош для пищи, что он приятен для глаз и вожделенен, потому что дает знание. " Он хорош для пищи " - и это есть похоть плоти. " Он приятен для глаз " - это есть похоть очес. " Он вожделенен, потому что дает знание " - и здесь раскрывается гордость житейская. И в каждом грехе, который будет совершать потом человек, это всегда будет присутствовать.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_18...

А эти слова -Божьи заповеди, которые устанавливают божественные приоритеты. Ведь грехопадение заключается в чем? Они божественное право решать, что такое добро и зло, присвоили себе. Змей им так и сказал: вы будете как Боги, знающие добро и зло. То -есть каждый со своим автономным пониманием добра и зла. И все зло, которое существует в мире, оно существует потому, что у каждого есть свое автономное представление о добре и зле. А так как мое добро может оказаться для другого человека злом, а мое зло добром, каждый имеет свое представление, что такое добро и что такое зло, вот весь хаос в мире существует именно поэтому. И когда мы хотим восстановить статус кво, то есть как бы вернуться назад к этому моменту до грехопадения Адама и Евы, значит мы должны постигать Закон Бога. Ибо Господь в Своем Законе показывает, что есть зло в его понимании, это запретительные заповеди. Например, такие: не убивай, не кради. И что есть добро, повелительные заповеди: почитай свою мать, и так далее. Таким образом, Закон Божий -это и есть постижение добра и зла. Потому что Закон Божий открывает нам то, что хорошо и что плохо. А когда человек подменяет заповеди Бога каким-то человеческим законами- вот это и есть адамов грех. Когда свое мнение в понимании такого случая человек исхитил как бы из рук Бога свою собственность, таким образом, он нарушил божественный приоритет, божественное право за человека и вместо человека решать, что такое добро и зло. Ибо грехопадение заключается в том, что люди присвоили себе божественное право или приоритет самими решать что такое добро и зло. И это относится к категории любви, потому что в Библии и в Новом, и Ветхом завете это понятие фигурирует тогда, когда речь идет о гармонии с волей Создателя. То- есть, когда мы выстраиваем такие отношения с Богом и с ближним, которые регулируются заповедями Бога. Если что-то иное мы выстраиваем с человеком, это никакого отношения к любви в библейском понимании не имеет. -Итак, у нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.

http://radonezh.ru/text/prisutstvuet-li-...

В то время возвратился с дороги Василий, который спас раньше Феодора от злого помысла, и пришел в пещеру, чтобы повидать живущего в ней брата, и сказал ему: «Брат Феодор, как теперь пребываешь ты в Боге? Долго я не видел тебя». Феодор удивился этому приветствию и отвечал: «Что ты говоришь, будто давно не видал меня. И вчера, и прежде вчерашнего дня, и постоянно ты был со мною, поучая меня, и я уже отправляюсь в путь, как ты приказал мне». Василий же еще больше удивился такому ответу и спросил: «Скажи мне, брат Феодор, что значит слово это ты говоришь, что и вчера, и до того, и постоянно я был с тобою и поучал тебя. И куда ты идешь? Я возвратился с дороги и не знаю ничего. Если было что над тобою от бесовского действа, молю тебя, Бога ради, не утаи от меня». Феодор же с гневом сказал ему: «Что ты искушаешь меня, зачем смущаешь душу мою: то говоришь ты мне так, то иначе. Какому слову мне верить?» и он с досадой прогнал его от себя. После такого приема Василий пошел в монастырь, а бес, в образе Василия, снова пришел к нему и сказал: «Брат, безумствовал я, окаянный, говоря тебе другое; поэтому не понимаю я досаждения, принятого от тебя; но опять говорю тебе поскорей уходи отсюда в эту ночь, взяв найденное сокровище». Сказав это, он ушел от него. После этого снова Василий пришел к нему, взяв с собою некоторых старцев, и сказал пещернику: «Они свидетели тому, что теперь три месяца, что я не видел тебя, ибо я отправлен был игуменом по монастырскому делу, и теперь уже третий день вернулся в монастырь. Ты же, едва я пришел, сказал мне, что и вчера, и до того, и постоянно я был у тебя; поэтому я думаю, что здесь был бесовский призрак в моем образе. И, если хочешь узнать истину, сделай так не позволяй никому, приходящему к тебе, разговаривать с тобою, пока не сотворит молитву Иисусову. Если не захочет ты поймешь, что это бес». Сказав это, Василий произнес запретительную молитву, призвав на помощь святых, и, мудро наставив Феодора, отошел в монастырь, в свою келью. И после этого бес не посмел более явиться Феодору. Феодор ясно понял прельщение пронырливого врага и с тех пор всякого приходящего к нему сперва принуждал сотворить молитву Иисусову, тогда и беседовал с ним. И так укрепился он на врага, и Господь избавил его от уст льва, старающегося поглотить, как случается со многими, скитающимися в пустынях и в пропастях земных, и безмолвствующих наедине в затворах, которым нужна великая сила и Божия помощь, чтобы они не были побеждены в единоборстве и поглощены душегубными зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возражение 2. Далее, обучение предшествует преподаванию, поскольку человек вначале должен у кого-то научиться, а уже потом преподавать другим. Но Старый Закон содержит предписания относительно преподавания – как утвердительные предписания, например: «Поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Вт 4, 9), так и запретительные предписания, например: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте оттого» (Вт. 4, 2). Следовательно, похоже, что человеку должно было дать также некоторые предписания, которые направляли бы его к обучению. Возражение 3. Далее, знание и разумение, похоже, для священника важнее, чем для царя, в связи с чем [в Писании] сказано: «Уста священника должны хранить ведение, и Закона ищут от уст его» ( Мал. 2, 7 ); и еще: «Так как ты отверг ведение – то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» ( Ос. 4, 6 ). Но царю предписано приобретать знание о Законе (Вт 17, 18, 19). Следовательно, Закон тем более должен был предписать священникам обучаться Закону. Возражение 4. Далее, во сне невозможно размышлять о том, что относится к знанию и разумению; кроме того, этому также препятствуют и другие занятия. Поэтому предписание: «Размышляй о них, сидя в доме твоем, или идя дорогою, и спя, и вставая» 158 (Вт. 6, 7), представляется недолжным. Следовательно, те предписания, которые относятся к знанию и разумению, не были должным образом представлены в Законе. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Услышав о всех этих постановлениях, скажут: «Только этот [великий народ есть] народ мудрый и разумный " » (Вт. 4, 6). Отвечаю: в отношении знания и разумения можно рассматривать три вещи: во-первых, их восприятие; во-вторых, их использование; в-третьих, их хранение. Итак, восприятие знания и разумения происходит посредством преподавания и обучения, и то и другое предписано Законом. В самом деле, [в Писании] сказано: «Да будут слова сии, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем» (Вт. 6, 6). Это [предписание] относится к обучению, поскольку воспринимать своим умом сказанное является обязанностью ученика. Следующие же за этим слова [а именно]: «И внушай их детям твоим», относятся к преподаванию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вопреки распространенному заблуждению, грехопадение вовсе не было связано со сферой пола и не заключалось в физиологическом общении между Адамом и Евой. Эта нелепица — еще одно порождение невежества и атеистической пропаганды, поскольку сочинить такую дикую байку и поверить в нее могли только люди, совершенно не знакомые ни с текстом Священного Писания, ни с учением Церкви о грехе. Библия прямо говорит, что грехопадение первых людей состояло в нарушении единственной запретительной заповеди, которую люди получили в Раю — не вкушать плодов от древа познания добра и зла. И первой нарушила Божий запрет именно жена, поддавшаяся на увещевания змея-искусителя: ...И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт 3:1-6). Вот здесь и начинается печальная история отношений подчиненности в браке. Вкусив запретный плод раньше мужа, не посоветовавшись с ним и единолично приняв решение нарушить заповедь, жена первой попыталась нарушить равенство чести. Она не только поверила клевете змея на Бога, но пожелала возвыситься над мужем и предстать богиней перед тем, от кого произошла человеком. По слову преподобного Ефрема Сирина, она ... из ревности не допустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адаму же предоставить вторую. Поскольку пожелала поработить себе мужа, то Господь обличил ее тайны и сказал ей: той тобою обладати будет. Подчинение мужу стало для жены горьким, но необходимым лекарством, поскольку Бог не просто наказывает за преступление, но, прежде всего — исцеляет болезнь, врачует повреждение, нанесенное грехом. А поскольку болезнь проявила себя именно в стремлении жены к господству над супругом, Господь предусмотрительно оградил ее от возможных рецидивов этого синдрома властолюбия и вверил попечению мужа. Поэтому определение — «... той тобою обладати будет» никак не противоречит равенству чести и тождеству природы, ничуть не унижает жену и нисколько не возвышает мужа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Вот ее подлинные слова: «на третий день третьего месяца (по исходе израиля из Египта), при нступлении утра, были громы и молнии и густое облако над горою (Синайскою), и трубный звук весьма сильный, и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретенье Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи и вся гора сильно колебалась. И изрек Бог все слова сии, т.е. 10 заповедей ( Исх.19:16–20 ), которые хорошо известны христианину. Как не назидаться таким душеспасительным чтением! Не свидетельствует ли приведенное нами о важности Библии, и одно ли это указывает на достоинство ее? Раскройте любую главу Библии, прочтите ее со вниманием и вы удивитесь боговдохновенной силе ее и истине всего сказанного в ней. В Библии найдете историю, философию, поэзию и не мало другого по прочим отраслям науки. Так отнесется к Библии и каждый, читавший ее, но не по учебникам и кратким руководствам, а в подлиннике. Библейские Моисеевы законы, говорил нам не раз один весьма достойный христианский врач, нисколько не устарели для нашего времени, они имеют большое значение и для нас; читая, например, постановления Моисея относительно употребления животных, какие из них считаются чистыми и нечистыми и в какое время что употреблять, нельзя, право, не удивляться его глубокому знанию гигиены. Вот, хоть бы запретительная заповедь Моисея относительно употребления свиного мяса, разве лишена значения? Если хотите знать, это не бесполезно принять к сведению и ныне в наше время: сколько приходилось мне убеждаться в медицинской практике во вредности излишнего употребления свиного мяса. А как поучительны и другие узаконения Моисея, например, правила, предписываемые им для правителя страны – князя, правила для господина и раба. Еще в то время Моисей уже устанавливал гуманные отношения господина к рабу; так он учит: «Если кто приобретает раба, то пусть он (раб) шест лет работает у него; а в седьмой пусть выйдет на волю даром» ( Исх.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Второй ответ человека на любовь Божию состоит в служении Ему: «Итак, Израиль, чего от тебя требует Ягве, Бог твой? Только того, чтобы ты боялся Ягве, Бога твоего, ходил путями Его, и любил Его, и служил Ягве, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, и соблюдал заповеди Ягве и уставы Его» (Втор 10, 12). Сущность богослужения Тора определяет вполне в духе Моисея и пророков. Она уделяет мало внимания обрядовой стороне религии, ибо чистота, правда и милосердие — лучшие дары Господу. Заповеди Второзакония открываются Декалогом, но если скрижали содержат преимущественно запретительные заповеди: не убий, не укради…, то здесь мы видим уже углубление и расширение этического монотеизма Моисея. Тора касается разных сторон жизни, указывая, как должны они освящаться верой и любовью. Труд человека неотделим от дел милосердия: «Когда ты будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле — не возвращайся назад взять его; пусть он останется для пришельца, и для сироты, и вдовы, чтобы Ягве, Бог твой, благословил тебя во всех делах твоих» (Втор 24, 19). Тора отвергает древние понятия о коллективной ответственности: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов» (Втор 24, 16). Требование защищать слабых и неимущих, будь то еврей или иноземец, является одним из главных нравственных принципов Торы. Бедные люди, по ее учению, находятся под особым покровительством Божиим, а те, кто поступает с ними несправедливо, оскорбляют самого Бога. «Не обижай батрака, бедного и неимущего, из братьев твоих или из иноземцев, живущих в твоей земле, в твоих селениях; в тот же день отдавай ему плату, до того как зайдет солнце, ибо он беден и ждет душа его получить ее, а не то он взмолится к Ягве против тебя, и вменится тебе это в грех» (Втор 24, 14). Многие законы Торы взяты из Книги Завета, но в них с большей ясностью выступает забота об обездоленных и даже рабах. Так, к старой заповеди отпускать раба на свободу через семь лет присоединяется требование, чтобы господин, освобождая его, давал ему все необходимое. Выдача беглого раба его хозяину рассматривается как грех (Втор 23, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Для доказательства указанного тезиса обратимся к посланию апостола Павла к евреям, в жизни которых закон играл особую роль. Апостол пишет: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10, 1). Теперь обратимся к рассмотрению слова «благодать» (греч. χρις – благодать ). Данное слово является довольно многогранным, и интерпретировать его можно по-разному. Часто под благодатью подразумевается нетварная Божественная сила или действие. Ее нельзя купить и получить только по своей воле – это ниспосылаемый Богом дар. Проанализируем теперь послание апостола Павла к коринфянам: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью» (2 Кор. 9, 8). Тем не менее, принимая во внимание стиль и композиционные особенности преподобного Иоанна Дамаскина, более удачным будет использовать другое значение данного слова – «милость, любовь». Для обоснования данного предположения можно привести эпизод из Евангелия от Луки: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1, 30). Очевидно, здесь говорится об особом отношении Бога к Своему творению. Все благовестие Христа и сама Его жизнь говорит об одном – любовь и милость выше закона и справедливости Ветхий Завет учил людей закону, учил, как делать не нужно. Новый же Завет дает совершенно иное понимание отношений Бога и человека – не запретительные меры, а любовь и милосердие. Все благовестие Христа и сама Его жизнь говорит об одном – любовь и милость выше закона и справедливости. Господь пришел в наш мир не учить закону Моисея (сени законной), а милости (благодати). В доказательство данной мысли вспомним многие исцеления, которые совершил Спаситель. Женщину, взятую в прелюбодеянии, Он простил, хотя буква закона предполагала совершенно иную меру пресечения. Вместо Моисея – Христос Следующая часть догматика раскрывает предыдущий смысл, используя сравнение прообразов Ветхого Завета и событий Нового Завета.

http://pravoslavie.ru/143591.html

Если ветхозаветные праведники, а также и лучшие из язычников, повинуясь внушениям собственной природы, могут творить добро, то в каком отношении стоит закон, написанный в сердце человека к откровению? Какое значение имеет богооткровенный нравственный закон? По учению отцов Церкви десятословие, а потом и Евангелие, служит просто истолкованием лучшей стороны человеческой природы и на нее опирается. «Почему Господь, – спрашивает св. Ириней, – не положил завета отцам (патриархам)? Потому что «закон положен не для праведных», а отцы были праведны, имея силу десятословия, написанную в их сердцах и душах, ибо они любили создавшего их Бога и воздерживались от несправедливости к ближнему. Поэтому и не нужно было вразумлять их запретительными письменами, так как они в самих себе имели правду закона. Но когда эта правда и любовь к Богу пришли в забвение и исчезли в Египте, то Бог во великому благоволению своему к людям явил себя посредством голоса... Он заповедал любовь к Богу и внушал справедливость к ближним, чтобы человек не был несправедлив и недостоин Бога, и предустроял человека посредством Десятословия в дружбу свою и в согласие с ближними» 17 . «Так как всякое знание закона, – говорит св. Иоанн Кассиан , – от начала творения внушено было человеку, то этим ясно доказывается, что все святые, как мы знаем, соблюдали заповеди закона без чтения письма прежде закона, даже прежде потопа. Ибо как мог узнать Авель, когда еще не было закона заповедавшего, что он должен приносить Богу жертву от первородных своих овец и от тука их, если бы не был научен запечатленным в его природе законом?... Откуда Энох научился ходить с Богом, не получив ни от кого никакого знания закона? Где Сим и Иафет вычитали: да не откроешь срамоты отца своего, – так что, идя задом, покрыли наготу отца?.. О ком из святых прежде закона читаем, что он нарушил какую-либо заповедь?.. Кто из них не соблюдал: почитай отца своего и матерь свою, или то, что следует в десятословии: не убивай, не прелюбодействуй, не крадь, не произноси ложного свидетельства, не пожелай жены ближнего твоего ( Исх.20:12–17 ) и другое, еще большее этого, чем они предваряли заповеди не только закона, но и евангелия?» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Ответ на возражение 1 . Хотя просто рассудительность является главнейшей из нравственных добродетелей, тем не менее, правосудность в большей степени, чем любая другая добродетель, рассматривает свой объект под аспектом долженствования, что, как было показано выше (44, 1; II-I, 99, 1), является необходимым условием предписания. Поэтому главным предписаниям Закона, каковыми являются предписания Десятисловия, приличествовало относиться не столько к рассудительности, сколько к правосудности. Ответ на возражение 2 . Евангельское учение суть учение совершенства. Поэтому было необходимо, чтобы человек получил совершенные наставления во всем, что касается правильных поступков, как в отношении целей, так и в отношении средств. Таким образом, евангельское учение надлежащим образом включает в себя предписание рассудительности. Ответ на возражение 3 . Поскольку остальная часть учения Ветхого Завета определена к предписаниям Десятисловия как к своей цели, то в последующих наставлениях Ветхого Завета надлежало наставить человека в том, что касается акта рассудительности, которая определена к средствам. Раздел 2. НАДЛЕЖАЩИМ ЛИ ОБРАЗОМ В СТАРОМ ЗАКОНЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ТЕ ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ РАССУДИТЕЛЬНОСТИ ПОРОКАМ? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что запретительные предписания, которые относятся к противоположным рассудительности порокам, не представлены в Старом Законе надлежащим образом. В самом деле, такие пороки, как безрассудность и её части, которые непосредственно противоположны рассудительности, противостоят ей не меньше, чем те, которые обладают с ней некоторым сходством, вроде хитрости и связанных с ней пороков. Но последние пороки запрещены Законом, в связи с чем читаем: «Не клевещи на ближнего твоего» 178 ( Лев. 19, 13 ); и еще: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири (большие и меньшие)» (Вт. 25, 13). Следовательно, также должны были быть представлены запретительные предписания относительно тех пороков, которые непосредственно противоположны рассудительности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010