Таинство крещения иногда совершалось у нас чрез обливание. Против этого восставали и Собор Владимирский, и митрополиты Киприан и Фотий и предписывали, чтобы крещение совершаемо было непременно чрез троекратное погружение с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». Обливание допускалось только в случаях крайней нужды. Константинопольский Собор на вопрос Феогноста, как поступать, если пожелает креститься какой-либо татарин, а сосуда большого для погружения его не будет, отвечал: в таком случае можно крестить его и чрез троекратное обливание. Новорожденных детей Фотий заповедовал крестить неотложно, чтобы какое-либо не умерло без крещения. При крещении требовались, по наставлениям Киприана и Фотия, или только один кум, если крестилось дитя мужеского пола, или одна кума, если крестилось дитя женского пола, а иметь для одного дитяти кума и куму вместе или двух кумов не позволялось. Феогност спрашивал: если будет нужда при смерти, а не случится ни святителя, ни иерея, кроме причетника, можно ли ему крестить? Собор отвечал: подобает. Еще спрашивал Феогност, сколько раз надобно произносить молитвы при крещении человека и должно ли совершать крещение многим священникам или одному. Ответ Собора был: один должен читать молитвы и один крестить. Если случится много детей и много иереев, пусть каждый крестит особое дитя. Если много будет детей, а священник один, пусть прочтет молитвы разом над всеми детьми и каждое погружает особо по трижды, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». На вопрос игумена Афанасия, можно ли крестить несколько человек вместе и в одной купели, Киприан отвечал: можно и в одной купели в один и тот же день крестить и двух, и трех, и более, только над каждым особо надобно прочитать запретительные молитвы и совершить отрицания. Малые дети обоих полов могут быть крещены в одной купели, только сперва дети мужеского пола, потом женского. Но если дети будут уже взрослые, то не следует крестить женский пол там же, где и мужеский, а отдельно, причем не должны находиться мужчины, а только прислуживающие женщины .

http://sedmitza.ru/lib/text/435909/

Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Не удержался Кабинет отца наместника располагался на втором этаже здания, восстановленного по сохранившимся архивным чертежам и рисункам. Поэтому и лестничный пролет в нем изготовили деревянный, «как раньше было». Архимандрит, он же «отец наместник», в своей полувековой жизни столько времени провел перед закрытыми дверями начальственных кабинетов, что, переселившись в собственное присутственное место, благословил входную дверь не закрывать: «У меня секретов нет и скрывать нам в обители нечего». В результате этого, непонятного для многих распоряжения через некоторое время отец наместник по скрипу деревянных ступеней мог точно сказать, кто к нему поднимается, а спустя год безошибочно определял и состояние духа очередного посетителя. На этот раз он даже из-за стола навстречу посетителю вышел. Ступеньки сообщили, что весть будет неожиданная, неприятная и несет ее не кто иной, как отец эконом. Так оно и оказалось. Отец эконом — монах особенный. И не только потому, что дороден и громогласен. Отличительные его черты — постоянная занятость, деловитость и умение все видеть, замечать и исправлять. Он и монахом-то стал по этой причине. Приехал в монастырь вместе со студенческим отрядом помощь в реставрации оказывать, да так проникся заботами монастырскими, что академотпуск взял. Когда же заметил, что утром без молитвы не работается и не думается, а вечером без «Свете тихий» не засыпается, написал прошение о приеме в братию. Постригли. Нарекли Михаилом, да тут же и должность экономскую дали, как само собой разумеющуюся, только ему и предназначенную. Отец наместник никогда не видел эконома столь расстроенным. — Что там случилось, отец Михаил? — обеспокоился он. — Саня пропал. — Велика новость! — в сердцах ответил архимандрит. — Он все время куда-то пропадает и так же всегда находится. — Да нет, батюшка. Он всерьез пропал. — Как это «всерьез»? Пришлось отцу Михаилу поведать архимандриту, что давеча, то есть вчера вечером, уже после ужина пришел к нему Саня и попросил благословения на речку пойти рыбу ловить. Зная, что из этой затеи, как и вообще из всех затей монастырского чудака, ничего толкового не выйдет, но не находя запретительных поводов, эконом благословил, но разрешил взять лишь одну удочку…

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Разделы портала «Азбука веры» Запретительные молитвымолитвы некоторых богослужебных чинопоследований, направленные на изгнание диавола и ограничение его вредоносной деятельности в отношении людей. Читать их (т.е. молиться ими), во избежание духовного вреда, разрешается только  священникам и епископам . Запретительные (заклинательные) молитвы читаются во время Таинства Крещения (в чине оглашения ). Цитаты о запретительных молитвах «Писания Нового Завета не представляют нам ни одного свидетельства, где бы указывалось на приложение заклинаний к совершению крещения. Дальше тоже самое мы должны сказать и относительно века мужей Апостольских. Ни у Варнавы (хотя он и упоминает об изгнании демонов) и Ермы, ни у Климента, Игнатия и Поликарпа, словом ни у одного из мужей апостольских не только не говорится о приложении заклинания ко крещению, но даже не упоминается о заклинаниях. Только с течением времени круг лиц, над которым церковь считала нужным совершать заклинания, постепенно расширялся, и их стали совершать не только над членами Церкви, одержимыми злыми духами, но и над готовившимися к вступлению в Церковь и вместе с тем подверженными беснованию, а затем и над всеми вообще имевшими креститься, хотя бы эти лица были и совершенно здоровы. Такое приложение заклинаний, т. е., совершение их над всеми, готовящимися принять крещение, церковь сделала, очевидно, выходя из христианского воззрения на состояние человека, находящегося вне общества верующих во Христа. По воззрению Церкви, установившемуся с самого начала, состояние человека – не христианина самое безотрадное. До обращения ко Христу он находится во власти сатаны и есть его полнейший раб, делающий все лишь по воле этого своего владыки – диавола. Говоря короче, по взгляду церкви, все люди, которые находятся вне ее, – бесноватые, одержимые демонами. Полное подтверждение своим словам мы найдем в этом случае в учении Ап. Павла. Напоминая Ефесянам об их прежней жизни, он прямо говорить, что до обращения ко Христу они жили по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего в сынах противления , а повелевая Корфинянам извергнуть кровосмесника из среды, Апостол тотчас же прибавляет, что это значит предать этого человека сатане ( 1Кор.6:13,5 ).

http://azbyka.ru/zapretitelnye-molitvy

Катехизация: опыт единоверческих приходов Самое главное в подготовлении к Таинству Крещения — это твердое и неукоснительное понимание того, что Святое Крещение — не какой-то магический обряд и даже не просто вступление в лоно Церкви, но истинное рождение в Жизнь Вечную. 9 сентября, 2010 Самое главное в подготовлении к Таинству Крещения — это твердое и неукоснительное понимание того, что Святое Крещение — не какой-то магический обряд и даже не просто вступление в лоно Церкви, но истинное рождение в Жизнь Вечную. Портал «Правмир» продолжает опрос духовенства о том, как должна проходить катехизации. Сегодня на наши вопросы отвечает настоятель московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах игумен Петр (Васильев): — Отец Петр, в последнее время в церковной среде достаточно активно обсуждается тема необходимости обязательной катехизации перед Таинством Крещения. Насколько подобная практика применима в старообрядческих (единоверческих) приходах Русской Православной Церкви, и каково Ваше личное к ней отношение? — То, что эта тема наконец стала обсуждаться на общецерковном уровне, — несомненное благо! И в дораскольной практике Русской Церкви, и в современной практике старообрядческих приходов любой взрослый человек, готовящийся ко Крещению, должен проходить особый катехизический период, именуемый «оглашением». Многим известно, что самому Таинству Крещения всегда предшествует особый чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны. Но многие ошибочно считают, что этот чин неразрывно связан с Крещением и может совершаться только вместе с последним. В старообрядческой практике это далеко не всегда так. У нас очень часто над взрослыми, желающими принять Святое Крещение, сначала совершается чин оглашения, после чего они могут участвовать в богослужениях, не участвуя в Таинствах. По сути, именно в это время «оглашенные» проходят катехизацию. И уже по ее прошествии приступают ко Крещению подготовленными: как минимум, все знают и, что принципиально, понимают «Малый начал» (краткое молитвенное правило, которое полагают перед и после богослужения), «Молитву Господню» («Отче наш») , «Символ веры» и ряд других молитв, а также — все двунадесятые праздники и основные евангельские сюжеты.

http://pravmir.ru/katexizaciya/

Слово 28. О святом Григории чудотворце Этот блаженный Григорий пришел в Печерский монастырь к святому отцу нашему Феодосию и от него научился житию иноческому: нестяжанию, смирению, послушанию и прочим добродетелям. Особенное прилежание имел он к молитве, и за то получил власть над бесами, так что, находясь даже вдали от него, они вопили: «О Григорий, изгоняешь ты нас молитвою своею!» У блаженного был обычай после каждого пения творить запретительные молитвы. Не желая более терпеть гонений от инока, древний враг, не в силах ничем навредить ему, наустил злых людей обокрасть его. Он же не имел ничего, кроме книг. Однажды ночью пришли воры и подстерегали старца, чтобы, когда он пойдет к заутрене, войти и взять все его имущество. Но почуял Григорий приход их, — обычно он целые ночи проводил без сна, пел и молился беспрестанно, стоя посреди келии своей. Помолился он и о пришедших обокрасть его: «Боже! дай сон рабам твоим, ибо утрудились они всуе, врагу угождая». И спали они пять дней и пять ночей, до тех пор, пока блаженный, призвав братию, не разбудил их, говоря: «Долго ли будете вы стеречь напрасно, думая обокрасть меня? Идите теперь по домам своим». Они встали, но не могли идти, так как изнемогли от голода. Блаженный же дал им поесть и отпустил их. Об этом узнал властитель города и велел наказать воров тех. И затужил Григорий, что из-за него осуждены они; он пошел, отдал свои книги властителю, а воров отпустил. Остальные же книги продал, а деньги роздал убогим, говоря так: «Да не впадет кто-нибудь в беду, думая украсть их». Ведь сказал господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небесах, где ни моль не истребляет и где воры не крадут. Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Воры же те, ради чуда, бывшего с ним, покаялись и более не возвращались к прежним делам своим, но, пришедши в Печерский монастырь, стали работать на братию. Имел этот блаженный Григорий маленький палисадник, где выращивал овощи и плодовые деревья. И на это опять позарились воры, и когда, взвалив на себя ношу, хотели идти, то не смогли. И стояли они два дня неподвижно, под гнетом своей ноши, и начали они вопить: «Господин наш Григорий, пусти нас, мы покаемся в грехах своих и не сделаем больше такого». Услышали это монахи, пришли и схватили их, но не могли свести с места. И спросили они их: «Когда пришли вы сюда?» Воры же отвечали: «Два дня и две ночи стоим мы здесь». Монахи же сказали: «Мы все время тут ходим, но вас здесь не видали». Воры же сказали: «Если бы и мы вас видели тут, то со слезами молили бы вас, чтобы он нас отпустил. Но вот, уже изнемогши, начали мы кричать. Попросите теперь старца, чтобы он отпустил нас».

http://sedmitza.ru/lib/text/438104/

Несколько раз оглашаемым устраивали «экскурсии» в разные храмы и монастыри, чтобы мы могли познакомиться с тем, как служат в них, а не привыкали только к практике о. Георгия. За два месяца до окончания оглашения начинался второй этап. На него переходили не все — катехизатор разговаривал с каждым и либо переводил на второй этап, либо рекомендовал еще побыть на первом. Связано это было с тем, что второй этап был непосредственной подготовкой к крещению, и человек должен был определиться: хочет ли он и может ли жить как христианин (например, на второй этап не переводили, если человек не готов перестать изменять супругу или жил в «гражданском браке»). Разделение на эти этапы было заимствовано о. Георгием из древней огласительной традиции, где они назывались «первым» и «вторым» оглашением. Участников первого оглашения называли еще «Слушающими Писание», т.к. они имели право входить в храм во время чтения Священного Писания и следующей за ним проповеди. Такое оглашение могло длиться несколько лет, а вот «второе оглашение» длилось, как правило, около 40 дней, предшествующих Пасхе, и на него шли те, кто намерен был в Пасху креститься (в древности крестили не в любое время литургического года (кроме экстренных случаев), а приурочивали крещение к большим праздникам, как правило — к Пасхе). Перевод на второй этап оглашения был богослужебно оформлен – после вечерней службы в субботу оглашаемые собирались в притворе храма, и о. Георгий прочитывал над ними молитву «Во еже сотворити оглашенного» из Требника, где она находится перед чином крещения (в Древней церкви ее читали перед тем, как записать человека в число оглашенных, сегодня она — «литургический рудимент», напоминающий о временах, когда не крестили без предварительного оглашения). Кроме того, еженедельно над оглашаемыми второго этапа (тоже после вечерней службы) о. Георгий читал «запретительные молитвы на диавола» из того же чина (по обычной практике они читаются перед крещением: сначала «Во еже сотворити оглашенного», потом запретительные).

http://bogoslov.ru/article/3143186

И так он, брат наш и сослужитель, великий господин, святейший Иоасаф, патриарх царствующего града Москвы и всея 147 , должен есть яже от Бога прияше во благочестии и честности жития сохранити, и право правити слово истины; тщатися же всегда о благолепом православной святой соборной и апостольской Церкви правлении, благостроении же и благочинии, по преданию святых апостол и святых отец, по чину святой восточной Церкви во всём согласно и купночинно и ни в чём же измененно, во всём своём патриаршестве, и цела блюсти, елика сила, яко достоит патриархом евангельская и апостольская, и отческая церковная предания, и священная правила, и яко благочинному раздователю чинов и хиротонисать правильно чтецов, иподиаконов, диаконов, протодиаконов, архидиаконов, пресвитеров, протопопов, игуменов, архимандритов, епископов, архиепископов и митрополитов. К сему за царя православного и за всё христолюбивое исполнение Бога молить, по завещанию святого апостола Павла, глаголющего: молю убо прежде всех творити моления, молитвы, прошения, благодарения обо всех человеках, о царях, и всех, во власти сущих, да тихое и безмолвное житие поживём, во всяком благочестии и честности, зане священных молитвы, яко некие котвы, царскую державу утверждают, и варвароплеменные языки покоряют. Учить же ему православных людей христианскому закону и жительству благому, и заблудших на путь истинный наставлять; еретиков же всех по возможному к православию и единению Церкви обращать, и неверных светлым и преявленным своим деянием подражателями сотворить веры; зане патриарх есть образ Христов одушевлённый, делами и словесами в себе воображая истину; быть же ему учительну во всём равно, высоким же и смиренным, кротку сущу во учениях, не яко огосподствующу клиром, но образу бывающу паствы; к непокоряющим же ся быти обличительным и запретительным, благовременно и безвременно. За истину же, и благочестие и соблюдение праведного глаголать пред царями, и не стыдиться, и душу свою, яко доброму пастырю, полагать за овцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Но с первыми каплями почувствовал, как сам говорил, жжение в горле. – Тьфу, тьфу, ты попалил меня, монах, ты попалил меня, – сказал он и выплюнул воду. Все были поражены действием благодати, заключенной в святой воде. После ему дали обычной воды, и он выпил ее с алчностью... Целый месяц над ним читали запретительные молитвы, когда же ему стало легче, он уехал. Однажды его спросили: «Чего ты боишься больше всего: святой воды, антидора или Святых Даров?» Демон ответил: – Если бы вы сохраняли в себе то, чем вы причащаетесь в Церкви, то никто из нас не смог бы вам повредить. – Почему же, Яннис, ты боишься Божественного причащения? – Оставь Янниса, не спрашивай его, слушай только меня, что я тебе говорю, – был ответ.– Дай мне сделать один нырок в море, и я тут же окажусь в Афинах! Один послушник из скита Честного Предтечи Иверского монастыря, из келлии Святого Иоасафа, хотя и часто причащался, но видел явления бесов. Из окна своей кельи он видел дикого кота, готового броситься на него. Он понимал, что это было бесовское наваждение. Старцы спросили его: может, он не совсем чисто исповедуется? И действительно, он скрывал, не решаясь открыть духовнику, что совершил в своей деревне ненамеренное убийство. Раскрыть эту тайну он опасался, потому что боялся осуждения. Как только грех был исповедан, бесовские наваждения прекратились. Когда преподобный Силуан Афонский находился еще в начале своих духовных подвигов, однажды ночью его келья наполнилась необычным светом. Этот свет проходил сквозь подвижника, так что тот мог видеть, что находится у него в груди. Помысл говорил ему: «Прими его, это благодать». Однако душа смутилась, ум был в недоумении, дух сокрушения исчез, во время молитвы ему хотелось смеяться. Он ударил себя кулаком в лоб. Смех прошел, но умиление и покаянный дух не вернулись. Тогда он понял, что это видение было не от Бога. Вскоре преподобному явились лукавые духи, с которыми он по своей наивности разговаривал, «как с людьми». То они говорили ему: «Ты уже святой», то «Не спасешься».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В книге пророка Даниила о нем упоминается несколько раз: «Михаил, один из первых князей» (Дан. 10, 13), «Михаила, князя вашего» (Там же. 10, 21), «Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (Там же. 12, 1). В Книге Иисуса Навина он — «вождь воинства Господня », который помог во взятии Иерихона, хотя не называется по имени (Нав. 5, 13–15). Церковная традиция также отождествляет с ним явление Ангела, который воспрепятствовал Валааму произнести проклятие на израильский народ (Чис. 22, 22); уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба (4 Цар. 19, 35); спасение трех отроков в Вавилоне в пещи огненной (Дан. 3, 95). В общем, в контексте Ветхого Завета он — старший посланник Всевышнего и защитник народа Израиля. В Новом Завете наиболее яркий образ Архистратига содержит книга Откровения Иоанна Богослова. В ней повествуется о небесной битве Архангела Михаила и его Ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшим жену, облеченную в солнце, и ее младенца: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7–9). Библейские образы Архистратига Михаила как защитника Израиля и Церкви были перенесены и на «Новый Израиль» — христианскую Русь. Основанием для этого служит история Крещения Руси, изложенная в «Повести временных лет». В летописном рассказе содержится несколько важных для нашей темы сюжетов. Приведенные выше летописные отрывки рисуют перед нами эпическую картину борьбы христианства с идолослужением, обращения русичей от тьмы к свету и освобождения их от власти диавола. В последовании таинства Крещения это выражается в чине оглашения, когда над человеком читаются запретительные молитвы и происходит его отречение от диавола и сочетание со Христом . В контексте же крещения всего народа, в данном случае Киева, это приобрело образ борьбы небесных воинств с диаволом и ангелами его.

http://bogoslov.ru/article/6194504

Христос пришёл на землю, чтобы спасти нас, чтобы дать нам лекарство для исцеления, чтобы вооружить нас оружием Света для борьбы с врагом, чтобы мы уничтожали врага, а не он нас. Итак, оружие наше в наших руках! Первое наше оружие – коленопреклонённая молитва, второе – слёзы, третье – смирение, другие – любовь, поучение в Священном Писании , причащение, хождение в храм и так далее. Чего у нас для этого нет? Нет запретительного слова? Нет трезвения – этого страшного оружия против всякого лукавого помысла? (Трезвение живёт в нас, когда мы бдим, когда внимаем своему внутреннему человеку, чтобы не допустить в душу заразу или вовремя остановить врага, не допустить войти ему внутрь.) Деланием трезвения, поражая врага оружием молитвы, мы храним в себе мир пред Лицем Божиим. Бог пребывает всегда. Одним Словом Своим Он сотворил бесчисленные миры, всё в Его власти, нет ничего невозможного для Бога. Однако Он сошёл на землю, чтобы спасти человека, чтобы показать ему, что Бог – не жестокий властитель, но Он – нежный Отец, Который прощает, Который по-настоящему любит, ведь если бы Он не любил, то не стал бы Жертвой за нас! Каждый раз за литургией по молитве священника на святой Престол, на миллионы святых Престолов, сходит Христос, смиряет Себя и освящает. Кто творит таковое Послушание? Бог ! Священник совершает литургию и по его молитве сходит Святой Дух и прелагает хлеб в Тело Христово, и вино – в Христову Кровь. Бог смиряется ежедневно! Хотите ещё пример Христова смирения? Посчитайте, сколько за одну минуту люди произносят проклятий в адрес Бога и Божией Матери? А за годы, а за века сколько проклятий?! И что же Бог ? Он поднимает Свой меч и карает хулителей? Нет! А вот мы так бы и сделали. Мы, «большие люди», живущие в чести и славе, или, другими словами, в эгоизме и гордости, тут же схватили бы свои мечи и обрушили бы на головы наших оскорбителей. А вот Бог слушает и терпит, потому что Он продолжает жить в человеке и человек в Нём. Бог есть абсолютный Дух, «везде сый и вся исполняли» 366 . Бог Своими нетварными энергиями присутствует везде, во всех людях и во всём творении. Как свет и солнце разливаются везде, так и Бог. Велико долготерпение Божие!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010