Старец Харалампий от страха упал без чувств. Придя в себя, он забился в угол своей каливы и оставался там, завернутый в одеяло, дрожащий и ошеломленный. В таком положении его застал сосед старец Дионисий, которому тот и рассказал все по порядку. Из рукописи библиотеки иеромонаха Евфимия Критского: «Лет пятьдесят назад в каливе Святых Апостолов скита Святой Анны подвизался старец Пахомий из г. Редестус во Фракии со своей братией. Он нам рассказывал, что жил в одной киновии с учителем монахом Захарией, переводчиком «Огласительных поучений» преподобного Феодора Студита . Впоследствии отец Захария приобрел в скиту Малая Анна каливу в честь святого Аввакума. С того времени он подвизался в ней в полном одиночестве до конца своих дней. Живший тогда на Святой Горе митрополит Карпафийский Нил имел обыкновение ежегодно после праздника святого Анастасия в Великой Лавре посещать в пустынях и скитах знакомых ему отцов, и в том числе преподобнейшего сего учителя Захарию. Однако в тот год он решил никого не посещать и по окончании праздника сразу возвратился на место своего пребывания. Диавол же, желая обмануть Захарию и сделать так, чтобы тот ему поклонился, решил этим воспользоваться. Было 7 июля, около часа ночи, когда Захария, как обычно в летнее время, сидел во дворе своей каливы. Вдруг он услышал человеческие шаги и увидел, что к нему приближается владыка Нил. – Зачем ты творишь, владыко, такой немалый труд, чтобы посетить меня, недостойного, да еще в ночное время? Сказав это, Захария тотчас склонился, делая поклон до земли, чтобы поцеловать его руку. Пришедший в образе владыки протянул свою правую руку, и старец поцеловал ее. А тот вместо благословения бросил его на землю почти мертвым, потому что это на самом деле был не епископ, а сам диавол. Через это целование он забрал и дар благодати и тотчас стал невидим, а несчастный Захария лежал на земле безгласный и полумертвый. Утром один из братий скита, придя к нему по своей личной надобности и увидев его в таком состоянии, поспешно возвратился и позвал отцов скита. Они совершили над ним Таинство елеосвящения, прочитали запретительные молитвы святителя Василия Великого и знаменовали его святыми мощами, так что мало-помалу он отошел и даже принял немного пищи. И во все оставшееся время жизни Захария часто говорил, признаваясь: «Я много написал, посетил множество мест в этом мире, но в конце концов надо мной посмеялся диавол, и я ему поклонился! Мне, неразумному, надо было сначала сотворить знамение Честнаго Креста, прежде чем целовать его скверную руку. Тогда он не смог бы ничего сделать. Побежденный этим непобедимым оружием, он тотчас бы убежал, и я не претерпел бы от него никакого зла».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Апокрифические сюжеты вошли в духовные стихи («Стих о Голубиной Книге», «Сон Богородицы»), заговоры («Сказание о двенадцати пятницах»), молитвы (от нежити, от грома, от 12 «трясавиц», св. Сисинию и др.). Нек-рые А. существовали в книжной форме, в виде фиксированного текста, и одновременно в устной - в виде духовного стиха или заговора. На материале слав. традиции трудно говорить о к.-л. определенном и устойчивом отношении книжников (включая представителей высшей церковной иерархии) к апокрифическим текстам, за исключением, пожалуй, антиканонических А., обличение к-рых можно проследить уже в X в. ( Афанасий Иерусалимский в послании к Панку осуждает «Сказание о крестном древе попа Иеремии») и позднее (напр., сочинение прп. Максима Грека против «Сказания Афродитиана»). В рукописях имеется достаточно примеров своеобразной цензуры книгописцев (начатые и незаконченные апокрифические тексты) и читателей (вырезание листов, на к-рых находились А., зачеркивание текстов, предупредительные пометы о неканоничности того или иного памятника). С др. стороны, вполне обычным является использование А. в сочинениях разных жанров, принадлежащих перу представителей церковной иерархии. Свт. Кирилл Туровский , использовал в своих поучениях сюжеты «Никодимова евангелия» и апокрифических гомилий Евсевия Александрийского и Епифания Кипрского. Широк круг апокрифических источников «Послания о рае» Новгородского архиеп. Василия (Калики) . Тверской еп. Нил (Грек) (XVI в.) в послании дмитровско-кашинскому кн. Юрию Ивановичу излагает особый вариант легенды о происхождении крестного древа, связанный с «Покаянием праотца Лота». Значительное число А. (в т. ч. «Сказание Афродитиана») включено в Великие Минеи-Четьи . Достаточно свободному обращению апокрифических текстов (даже антиканонического характера) в средневек. слав. книжности способствовала в немалой степени неразработанность системы запретов в отношении неканонических сочинений в правосл. мире в целом. Списки «ложных» книг (см. Индекс запрещенных книг ) носили здесь скорее ознакомительный, нежели строго запретительный характер.

http://pravenc.ru/text/75608.html

Сначала отец Борис совершил чин оглашения, прочитал запретительные молитвы, и больной отрекался вместе с ним от сил зла. Во время крещения Василий сидел на стуле и поднимался с помощью брата, слабым голосом повторяя за отцом Борисом: – Сочетаешься ли ты со Христом? – Сочетаюсь. – Сочетался ли ты со Христом? – Сочетался. – И веруешь ли Ему? – Верую Ему как Царю и Богу… А когда батюшка совершал Миропомазание, его самого охватил трепет: лицо крещаемого видимым образом менялось после каждого помазания Святым Миром лба, глаз, ноздрей, уст… Повторяя каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», отец Борис видел, как бледное лицо больного таинственным образом преображалось и светлело. А после помазания Святым Миром Василий уже стоял на ногах сам. Отец Борис поздравил своего крестника. Потом Михаил вышел, и батюшка причастил новоизбранного воина Христа Бога нашего. Когда отец Борис уходил, Василий плакал. Слёзы текли по его исхудавшему лицу, а сам он светло улыбался. В дверях Михаил стал благодарить батюшку и всё пытался засунуть в карман купюры. Но отец Борис, к его удивлению, не взял денег. И младший брат, выйдя на крыльцо, долго смотрел ему вслед. Шёл домой батюшка, уже не таясь, не задворками, а по улице. Шёл и думал, что нужно будет теперь навещать и причащать больного. Не дожидаясь приезда младшего брата. Но в этот же день им с Михаилом суждено было встретиться ещё раз. Близилась полночь, и отец Борис читал перед сном книгу под ровное дыхание жены Александры и сладкое посапывание Кузеньки. Вдруг в дверь постучали, и когда батюшка вышел, накинув старый полушубок, он снова увидел Михаила. Тот стоял молча и нерешительно смотрел на священника, а потом выдохнул: – Батюшка, он умер. Вскоре после вашего ухода. Ещё и Клава не успела вернуться. И ещё, батюшка, перед смертью он посмотрел в угол и говорит мне: «Миш, их нет. Они ушли». – «Кто ушли, брат, о ком ты?» – «Эти чёрные и злые – они ушли. Совсем. А знаешь, Миш, батюшка сказал, что у меня теперь есть ангел-хранитель. Правда есть. Миш, он правда есть! Ах, какой он красивый! Я такой счастливый, Миш! Как я счастлив! Ты его тоже видишь? Ну вот же он, вот!» Я, батюшка, оторопел даже. А он улыбнулся и умер.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-dnevn...

Само миро готовится Великим постом по определенной традиционной технологии, освящается в Великий Четверг Патриархом и затем по мере нужды рассылается по всей Церкви. Право приготовлять и освящать миро в Православии усваивается автокефальным церквам, и одним из важнейших признаков автокефальности является именно самостоятельное мироварение и мироосвящение. Несколько слов о чине совершения этих двух таинств. Установился он в Церкви очень давно и неизменно совершается вот уже 1500 лет. Сначала над оглашенным читаются запретительные молитвы, затем он (а если крестится младенец — восприемники) даёт обеты Богу — отречение от сатаны, всех дел его, всех служителей его, всей гордыни его и сочетание Христу Богу. Затем происходит собственно Крещение — троекратное погружение в воду со словами: «Крещается раб Божий имярек во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь»; и затем сразу совершается Таинство Миропомазания: святым миром помазуются лоб, глаза, ноздри, уши, уста, грудь, руки и ноги с произнесением на каждое помазание слов: «Печать дара Духа Святого, аминь». Крещение — единственное Таинство, которое может совершить любой христианин, если нет возможности его совершения как должно. Для этого нужно испытать желание человека и совершить троекратное погружение в воду со словами: «Крещается раб Божий…» и т. д. Если нет возможности погрузить в воду, то можно окропить водой. Все это, разумеется, касается только каких–то особых, как сегодня говорят, «форсмажорных» обстоятельств; как только представится возможность, нужно в церкви восполнить совершенное Крещение Таинством Миропомазания, которое может совершать уже исключительно священник. Теперь нам нужно сказать о наших обязанностях, вытекающих из того, что нами приняты эти два Таинства. Они определяются, во–первых, обетами Крещения и, во–вторых, фактом запечатления нас печатью Духа Святого. Обеты Крещения состоят из двух частей: отрицания от сатаны, всех дел его, всех служителей его и всей гордыни его и сочетания Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Само миро готовится Великим постом по определенной традиционной технологии, освящается в Великий Четверг Патриархом и затем по мере нужды рассылается по всей Церкви. Право приготовлять и освящать миро в Православии усваивается автокефальным церквам, и одним из важнейших признаков автокефальности является именно самостоятельное мироварение и мироосвящение. Несколько слов о чине совершения этих двух таинств. Установился он в Церкви очень давно и неизменно совершается вот уже 1500 лет. Сначала над оглашенным читаются запретительные молитвы, затем он (а если крестится младенец — восприемники) даёт обеты Богу — отречение от сатаны, всех дел его, всех служителей его, всей гордыни его и сочетание Христу Богу. Затем происходит собственно Крещение — троекратное погружение в воду со словами: «Крещается раб Божий имярек во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь»; и затем сразу совершается Таинство Миропомазания: святым миром помазуются лоб, глаза, ноздри, уши, уста, грудь, руки и ноги с произнесением на каждое помазание слов: «Печать дара Духа Святого, аминь». Крещение — единственное Таинство, которое может совершить любой христианин, если нет возможности его совершения как должно. Для этого нужно испытать желание человека и совершить троекратное погружение в воду со словами: «Крещается раб Божий…» и т. д. Если нет возможности погрузить в воду, то можно окропить водой. Все это, разумеется, касается только каких-то особых, как сегодня говорят, «форсмажорных» обстоятельств; как только представится возможность, нужно в церкви восполнить совершенное Крещение Таинством Миропомазания, которое может совершать уже исключительно священник. Теперь нам нужно сказать о наших обязанностях, вытекающих из того, что нами приняты эти два Таинства. Они определяются, во-первых, обетами Крещения и, во-вторых, фактом запечатления нас печатью Духа Святого. Обеты Крещения состоят из двух частей: отрицания от сатаны, всех дел его, всех служителей его и всей гордыни его и сочетания Христу.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

Отец Николай от знакомства с Альбиной не отказался; более того, он сам несколько раз приезжал в гости к Ирине и беседовал с ними обеими, и с Алькой наедине. А потом он восполнил ее «бабкино крещение» в своем храме. Я и Ирина присутствовали при этом. Мы и привезли Альбину, потому что в тот день ее с утра начало крутить: то она твердила, что таким грешным, как она, на порог храма нельзя ступать, то кричала, что не доверяет православным мракобесам, а хочет стать протестанткой, то просто жаловалась на колики в животе и просила вызвать неотложку. Но надо знать Ирину — уж если она чего решит, то… Я не буду останавливаться на подробностях той службы, но скажу, что страшно было уже с самого начала, когда отец Николай стал читать «запретительные молитвы». А во время чина изгнания сатаны, когда он подошел к дверям храма, приоткрыл их и велел Альбине «дунуть и плюнуть», произошло и вовсе нечто жуткое. В храме было натоплено, как раз перед тем крестили детей, и по всем законам физики при открытой двери должно было нести холодом с улицы, но произошло обратное. Мы с Иришкой стояли у самой двери, а отец Николай и Альбина напротив, и вдруг мы обе почувствовали ледяное дуновение из храма в открытую на улицу дверь — из тепла на уличный холод! После Таинства миропомазания Алька стала такой тихой и спокойной, какой мы ее уже несколько месяцев не видели. Ирина тоже посветлела и шепнула мне, что, кажется, самое страшное уже позади. А назавтра Альбина должна была причаститься, но этого не случилось: ночью Ирине пришлось вызвать психиатрическую скорую помощь, потому что Алька попыталась отравиться газом на кухне, пока Ирина спала. Хорошо, что она сквозь сон почуяла запах газа: Алька заткнула ковриком щель внизу кухонной двери, а о том, что сверху и сбоку двери тоже есть щели, она не подумала. Ирина хоть и была в панике, но сообразила попросить отвезти невестку в «Скворечник» — и, как водится, известной актрисе не отказали в любезности. Зло обернулось добром: Альбина оказалась и под надзором врачей, и под опекой отца Николая, а главное — рядом с церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Песнопение «Да исполнятся уста наша» было прочитано. В конце литургии перед отпустом у иконы Спасителя справа от царских врат была совершена краткая заупокойная лития. После отпуста священник раздавал молящимся антидор («дору» – по старому). Крест для лобзания не давался. В притворе храма каждый мог испить из чаши св.воды, черпаемой маленьким ковшиком. Сразу после службы, закончившейся приблизительно без пятнадцати минут семь, в трапезной был лёгкий завтрак, состоящий из чая на травах, кусочка белой халвы и нескольких маслин. Общей молитвы перед и после завтрака не было. С иконой « Запретительница» связана следующая история: дочь императора Феодосия Плакитида направилась на Афон для поклонения святыням. Ей явилась Пресвятая Дева Мария и сказала: «Стой здесь, не проходи, тут я Царица.» После этого женщин на Афон перестали пускать. Елеоточивая икона, на которой Спаситель изображён с двуперстным крестным знамением, наполнила сосуды с елеем, который в одно время иссяк в монастыре. В алтаре на горнем месте находится икона Богородицы, с которой связано чудо, произошедшее в 10 веке. Монастырь тогда был разрушен. Один монах, прежде чем он был пленён, спрятал икону Богородицы, почитаемую в монастыре и возжёг пред нею свечу. После 70-летнего пребывания в плену, он возвратился в монастырь, который к тому времени был уже восстановлен. Об иконе в обители никто ничего не знал. Когда вернувшийся из плена монах указал её местонахождение, то все были поражены тем, что в течении всех этих десятилетий у иконы не гасла свеча. Также очень важно упомянуть, что в Ватопеде находится оригинал хорошо известной в России иконы «Всецарица», к которой прибегают при раковых заболеваниях. В монастыре находится много частей святых угодников Божиих: главы свв. Григория Богослова и Андрея Критского и др.. Особое внимание привлекает глава свт. Иоанна Златоуста с нетленным левым ухом, в которое апостол Павел подсказывал святителю правильное толкование его посланий. Главной святынею обители является пояс Богородицы, разделённый на 3 части, чтобы, в случае утраты одной из частей, святыня сохранялась. Сейчас эта великая святыня привезена в Россию. Интересно, что при голосовании в Протате по этому вопросу 9 из 20 представителей монастырей были против этого. На сегодня в числе братии около 130 человек, в том числе пятеро русскоязычных, 15 румын, много греков из-за рубежа, например из Австралии, но особенно много с Кипра. Именно отсюда в 16 веке в Москву прибыл преп.Максим Грек. Не отсюда ли был архимандрит Дионисий, долго живший в столице Руси в середине 17 века? Именно с его слов во многом, как доказал профессор Каптерев, восточные патриархи, прибывшие на Собор в Москву, осудили русскую, а точнее древневизантийскую церковную обрядность, включая двуперстие, наложили страшные проклятия на наше исконное благочестие.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

Часослов. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. – На церковнослав. яз. Чин о панагии. С. 176–187. Молитвы в трапезе. С. 234–236. L’Eucologio Barberini Gr. 336. 2 ed./A cura di S. Parenti e E. Velkovska. Roma, 2000. – Издание греч. текста евхология Барберини. 1-е изд.: 1995. [Освящение воды на Богоявление: На греч. яз.] P. 132–139. [Благословение дома: На греч. яз.] P. 184. [Молитвы благословения ваий: На греч. яз.] P. 204–205. [Молитвы коленопреклонения в св. Пятидесятницу: На греч. яз.] P. 208–212. κολουθα νεκρσιμος τοι ες κεκοιμημνους [Последование погребения]. θναι, 1992. – На греч. яз. κολουθα περιστατικα. θναι, 1962. – На греч. яз. κολουθα π τ νρξει κα λξει τν μαθημτων ν τος σχολεοις [Последование на начало и на завершение занятий в школе].Σ. 5–11. κολουθα το μεγλου γιασμο τν Θεοανεων [Последование великого освящения воды на Богоявление]. θναι, 2002. – На греч. яз. Εχολγιον τ μγα τς κατ νατολς ρθοδξου καθολικς κκλησας. κδ. β»/Σπουδ κα πιστασ Σπυριδνος Ζρβου, ερομον. Βενετα, 1862. – Нагреч. яз. Εχα τοι ξορκισμο το Μεγλου Βασιλεου [Запретительные молитвы Василия Великого ]. Σ. 147–152. Εχ π πσαν ρρωσταν [Молитва на всякую немощь]. Σ. 231. κολουθα το μικρο γιασμο [Последование малого освящения воды]. Σ. 339–349. κολουθα το μεγλου γιασμο τν γων Θεοανεων [Последование великого освящения воды на Богоявление]. Σ. 350–361. κολουθα νεκρσιμος ες κοσμικος [Последование погребения мирян]. Σ. 393–420. Εχ ες μετληψιν σταυλς τ κτ το αγοστου [Молитва на вкушение винограда шестого августа]. Σ. 498–499. κολουθα το μικρο παρακλητικο καννος ες τν περαγαν Θεοτκον [Последование малого молебного канона ко пресвятой Богородице]. Σ. 580–587. Εχ π τος π χθρας ερηνεουσιν [Молитва на примирение враждующих]. Σ. 602. Εχ ες τ ελογσαι τ βαα [Молитва на благословение ваий]. Σ. 602–603. Μγας κα ερς συνκδημος ρθοδξου χριστιανο. θναι, 1954. – На греч. яз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3. Почему же Господь не положил завета отцам? Потому что «закон положен не для праведных» ( 1Тим.1:9 ); а отцы (были) праведны, имее силу Десятисловия, написанную в их сердцах и душах, ибо они любили создавшего их Бога и воздерживались от несправедливости к ближнему; почему не было нужды вразумлять их запретительными письменами, так как они в себе самих имели правду Закона. Но когда эта правда и любовь к Богу пришла в забвение и исчезла в Египте, то необходимо Бог по многому благоволению Своему к людям явил Себя посредством голоса и с силою вывел народ из Египта, дабы человек опять стал учеником и последователем Божиим; и поражал непослушных, дабы не презирали Создавшаго их, и питал манною, дабы принимали разумную пищу; как и Моисей говорит во Второзаконии: «и питал тебя манною, которой не знали отцы твои, чтобы ты познал, что человек живет не одним хлебом, но всяким Словом Божиим, исходящим из Его уст, живет человек» ( Втор.8:3 ). Он заповедал любовь к Богу и внушал справедливость к ближним, чтобы человек не был несправедлив и недостоин Бога, а предустроил человека посредством Десятисловия в дружбу Свою и в согласие с ближним: это, конечно, было полезно для самого человека, так как Бог ни в чем не нуждается от человека. 4. Поэтому, Писание говорить: «сии слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых на горе и ничего не прибавил» ( Втор.5:22 ); ибо Он, как я выше сказал, ни в чем не нуждался от них. И еще Моисей говорить: «и ныне Израиль, что Господь Бог твой требует от тебя, кроме того, чтобы ты боялся Господа Бога твоего, ходил во всех путях Его и любил Его, и служил Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душою твоею»? ( Втор.10:12 ). Это доставляло славу человеку восполняя то, чего у него не доставало, т. е. дружбу Божию; а Богу ничего не доставляло, ибо Бог не нуждался в любви человека. У человека же не доставало славы Божией, которой он никак не мог получить иначе, как чрез повиновение Богу. И посему опять Моисей говорить им: «избери жизнь, чтобы тебе жить и семени твоему: люби Господа Бога твоего, слушайся Его голоса и держись Его, ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» ( Втор.30:19–20 ). Приготовляя человека к этой жизни, Господь Сам изрек ко всем одинаково слова Десятисловия; и потому они остаются также и у нас, получив чрез плотское пришествие Его расширение и приращение, а не разрушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   Забота, или промышление, (πρνοια) Божие о первых людях ярко выразилась в том, что «взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском»   «взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском»    , или в раю (Быт. 2:8, 15). По вещественной стороне, рай был блаженным жилищем человека на земле. По духовной же стороне, райская жизнь была состоянием особенной близости человека к Богу. «Рай, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – некоторые представляли чувственным, а другие духовным; но мне кажется, что, как человек создан был чувственным и вместе духовным, так и священнейший храм его был и чувственным и вместе духовным… Телом человек водворялся в божественной и прекрасной стране, а душой жил в несравненно высшем и прекраснейшем месте, где имел своим домом и светлой ризой Бога».    Епископ Гурий. Идеальная жизнь богозданного человека//Богозданный человек. – § 1—5//Богословские труды. Вып. 12. – М.: издание Московской Патриархии. – С. 6—15. 7. Грехопадение прародителя и его последствия     Видимая сторона греха наших прародителей состояла в нарушении запретительной заповеди Божией, выраженной в следующих словах: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь»   «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь»    (Быт. 2:16-17).    Нарушив эту заповедь, прародители впали в грех прямого ослушания, или неповиновения Богу, и таким образом нарушили в самом основании весь нравственный закон, который есть не что иное как благая и совершенная воля Божия (Рим. 12:2). Но нарушая закон Божий, чело век как существо разумное и ответственное за свое поведение становится существом преступным и виновным, пред Богом.    «Пусть никто не думает, – говорит Блаженный Августин, — будто грех первых людей мал и легок потому, что состоял во вкушении от древа, – заповедью требовалось повиновение, такая добродетель, которая в разумной твари есть как бы мать и блюстительница всех добродетелей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010