Спасибо, Владыко, за Ваши добрые пожелания. Много писать не могу. Прошу Ваших Святительских молитв и благословения. Маленькая весть: у меня была одна пражанка (сидела и теперь уехала в Прагу), и она сообщила, что Савицкий из Праги уехал в Париж. Ваш покорный слуга, недостойный прот[оиерей] Вас[илий] Герасимов. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия с подлинника. Автограф. 4. 5 марта 1959 г. Торжок. (20 февраля, св. Льва, еп. Катанского) 286 ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ДОРОГОЙ ВЛАДЫКО, получил Ваше письмо с дорогими для меня советами, назиданиями и пожеланиями. Спаси и сохрани Вас Господь и Матерь Божия! Дорогой Владыко, – я уже дома, но с постельным режимом; выпуская из больницы, врач-женщина (кстати, дочь церковного сторожа б[ывшей] Сретенской церкви Торжка) по фамилии Генералова сказала мне: «помните, вы сложный больной, держитесь указанной диеты, назначений, вам нужен отдых, покой, немного лежите, немного побольше ходите и чуть-чуть занимайтесь физическим трудом»... Вот и делают мне уколы витамина «В1», всего 25, осталось два; затем перерыв на 10 дней и новые уколы «ангиотрофина» 20 уколов, в добавление ко всему этому я научился делать себе уколы «инсулина» (два раза в день). Печатаю на машинке, как показанный мне физический труд, и сижу не больше часа, но в общем так: всего себя предал Творцу и Вседержителю моему, а когда лежал в больнице (больше месяца) прочитал заново всю Библию (у меня есть карманная библия – издание лондонского библейского общества) и получил заново душевное и духовное наслаждение. Это духовная симфония мне помогла бодрее смотреть на земную и на будущую вечную жизнь... И за это слава Богу, а то жизнь суетная привела меня к инфаркту миокарда, грудной жабе, неврозу и сахарной болезни... Видимо, за грехи мои Господь очищает мое нечистое сердце!.. Дорогой Владыко, – помолитесь в тихой своей келье за меня! Владыко! а какие есть святые в г. Владимире и во Владимирской епархии? Спасибо за службу и акафист преп. Ефрему Новоторжскому. Кстати, я пишу небольшой очерк о преп. Аркадии Новоторжском, он же Вяземский.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:31-32).    «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… — Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:9-10).    «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов.31:1). Средства борьбы со страстью    Главное средство борьбы со страстью блуда — целомудрие.    1) Воздерживайся от чрезмерного употребления пищи и вина. Прп. Иоанн Лествичник говорит: «Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — виновник чистоты» (Леств.14:5).     Многоядение и многоспание были причиной восстания блудной брани у инока: Брат был борим блудом и пошел к старцу, прося его, чтоб он помолился Богу об освобождении его от брани. Старец сжалился о брате и молился о нем Богу в продолжение семи дней. Когда на восьмой день брат, по данному ему приказанию, пришел к старцу, то старец спросил его: «Брат! Как твоя брань?» Он отвечал: «Отец! Мне нисколько не сделалось легче». Старец, услышав это, удивился. Ночью он начал опять молиться о брате. Тогда предстал ему диавол и сказал: «Поверь мне, старец, в первый день, когда ты стал молиться Богу за него, я тотчас отступил от него, но он имеет собственного беса и собственную брань от гортани и своего чрева; уж в этом я не виноват! Он сам себе причиняет брань тем, что ест, пьет и спит без меры, сколько хочет; по этой причине брань беспокоит его». (Еп. Игнатий. Отечник. С. 452. 33)».    2) Не пребывай в праздности, занимайся физической работой или трудом.    3) Одно из сильнейших способов борьбы с блудными помыслами — исповедь.     Многие подвиги: купанье в снегу, пребывание на холоде — не угасили сильной страсти подвижника, только исповедь перед старцем даровала ему покой: Соловецкий старец Наум рассказывал: «Раз привели ко мне женщину, желавшую поговорить со мной. Недолгой была моя беседа с посетительницей, но страстный помысел напал на меня и не давал мне покоя ни днем ни ночью, и при этом не день или два, а целых три месяца мучился я в борьбе с лютой страстью. Чего только я ни делал! Не помогали и купания снеговые. Однажды после вечернего правила я вышел за ограду полежать в снегу. На беду заперли за мной ворота. Что делать? Я побежал вокруг ограды ко вторым, к третьим монастырским вратам, — везде заперто. Побежал в кожевню, но там никто не жил. Я был в одном подряснике, и холод пронизывал меня до костей. Я едва дождался утра и чуть жив добрался до келии. Но страсть не утихала. Когда настал Филиппов пост, я пошел к духовнику, со слезами исповедал ему свое горе и принял епитимию; тогда только, благодатью Божьей, обрел я желаемый покой». (Соловецкий патерик. С. 163)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Здесь Стефан выражает общее убеждение древних иноков в том, что физический труд ( εππονον εργασαν) является необходимым условием для спасения души (см.: A. Aux origins du monachisme Chretien. P. 117–126). Так, преп. Иоанн Кассиан Римлянин приводит рассуждение аввы Авраама, который ссылается на преп. Антония Великого , следующего заветам св. апостола Павла ( 2Фес. 3, 7–10 ) и считающего, что скудное иноческое житие, проводимое в постоянных трудах (МАопозжже Амс ренмг; ае), предпочтительнее перед праздным чтением Священного Писания и не менее праздного размышления над ним. И вообще, согласно этому авве, жизнь за чужой счет допустима лишь для немощных и калек (еМймз) (см.: _/еан Сажен. Conferences. T. III. P. 183). В том же духе высказывается и св. Епифаний Кипрский , полемизирующий против мессалиан: истинные монахи постоянно трудятся ( ταΓς τε δαις χερσν εργαζμενοι) и совмещают свое рукоделие с «духовным трудом» ( τ% πνευματικς εργασας – молитвами, псалмопениями и т. п.), чтобы не быть нуждающимися и не оказаться «нахлебниками», ибо такое «нахлебничество» влечет за собой и «человеческое лицемерие» ( υποκρσεις νθρωπνας – предполагается, что «нахлебник» вынужден постоянно угождать кормящему его, а поэтому он необходимо впадает в ложь, постоянно превознося своего благодетеля. – А. С.) (см.: ЛррАатмз 777. Panarion 65–80. De fide/Hrsg. von K. Holl und J. Dummer. Berlin, 1985. S. 489–490). Кроме того, рукоделие, согласно идеалам древнего монашества, является мощным оружием в духовной брани. Например, Евагрий видел в нем одно из лучших средств в борьбе с тяжким грехом уныния (см.: Дмне С. ΑΚΗΔΙΑ. S. 78–79). В своем сочинении «Основы жизни монашеской» он говорит так: «Заботься о рукоделии ( εργασας χειρων φρντιζε) и занимайся им, если можешь, день и ночь, чтобы не только не отягощать собою кого-нибудь, но [иметь возможность] уделять [внимание ближнему], как о том увещает святой апостол Павел ( 1Фес. 2, 9 ; 2Фес. 3, 8 ; Еф. 4, 28 ). Этим ты победишь и беса уныния, и отринешь все прочие похоти врага. Ибо бес уныния [обычно] сопутствует праздности» (PG. T. 40. Col. 1260).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Сын непоседлив, непослушен, иногда любит причинять боль другим, имеет в характере, как мне кажется, и другие склонности ко злу. Битья его не помогает. Если у вас есть возможность, то берите сына на прогулки с собой и занимайтесь вместе с ним каким-нибудь физическим трудом до состояния легкой усталости. О странном поведении ребенка Семья у нас верующая, но воцерковление моей супруги происходит мучительно тяжело вот уже много лет. Моему младшему ребенку мальчику сейчас 2 года 10 месяцев. Мы практически каждое воскресенье с его рождения приносим его на богослужение и причащаем Святых Христовых Тайн. Учим его креститься, молиться и т.д. Но с недавнего времени (около полугода) у мальчика стало проявляться весьма странное для его младенческого возраста поведение: он говорит матери нежные слова, что очень ее любит, ласкается к ней и практически тут же через несколько секунд начинает ей угрожать. Говорит совершенно несвойственные для своего возраста выражения: «Я тебя убью, я тебя брошу в огонь, на кусочки разрежу» и т.д. Часто стал и руки распускать и на мать, и на меня, и на других домашних. Особенно такое поведение проявляется у него, когда что-то не по его желанию делают или что-то ему запрещают. Мы в этих случаях наказываем его, ставим в угол, бывает, шлепаем, но результат остается прежний, и это довольно часто повторяется. Что это такое? Характер? Одержимость? Быть может, причина в нас? (Мы дома, бывает, кричим друг на друга, ругаемся и т.д.) Подумайте, не являетесь ли вы отчасти причиной такого поведения сына? Не создали ли вы в своей семье нервозность, которая отравила душу ребенка? Не отразил ли он в своем поведении перепады вашего собственного настроения? Ведь детская душа очень чувствительна, и говорят, что еще до рождения ребенок чувствует, что происходит вокруг. Самое худшее, если между родителями разногласия и споры решаются в присутствии ребенка, принимая самые неблагообразные формы. Установите в семье спокойные и нормальные отношения, и возможно, что это будет началом исцеления ребенка. Я не исключаю одержимость, но нередко родители своими грехами помогают демону действовать на ребенка. Это только мое предположение, а вы сами, перед лицом совести, проверьте свои поступки.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Потом, предав себя Богу, как будто тебе должно сию ночь явиться пред Ним, поручай себя Божией Матери, Ангелу Хранителю, Святому, которого имя носишь. Представляй постель как бы гробом твоим, и одеяло как бы саваном. Сделав крестное знамение и облобызав крест, который на себе носишь, усни под защитою Пастыря Израилева, «Иже храняй не воздремлет, ниже уснет» (Пс.120:4). Если не можешь спать или бодрствуешь среди ночи, то вспоминай слово: «Среди полунощи бысть вопль: се жених грядет» (Мф.25:6), или вспоминай о той последней ночи, в которую Иисус молился Отцу до кровавого пота; молись за находящихся ночью в тяжких болезнях и смертном томлении, за страждущих и усопших и моли Господа, да не покроет тебя вечная тьма. Во время болезни прежде всего возложи упование твое на Бога и частым воспоминанием и размышлением о страдании и смерти Иисуса Христа занимай себя, чтобы более и более укреплялось твое сердце. Непрестанно твори какие-нибудь молитвы, какие знаешь и можешь; проси у Господа Бога прощения в грехах и терпения во время болезни. Всячески воздерживайся от ропота и раздражительности, так обыкновенных во время болезни. Если Господь претерпел ради нашего спасения самые тяжкие страдания и болезни, а мы что сделали или потерпели ради нашего спасения? Как можно чаще ходи в храмы к Божественной службе, особенно старайся как можно чаще быть во время литургии. Но воскресные и праздничные дни непременно посвящай делам благочестия; всегда, когда находишься в храме, представляй, что ты находишься в присутствии Бога, Ангелов и всех Святых; остальное время дня после литургии посвящай на благочестивое чтение и другие дела благочестия и любви. День рождения твоего особенно посвящай делам благочестия. Каждый год и каждый месяц делай строгое испытание твоей совести. Исповедуйся и приобщайся Святых Тайн как можно чаще. К приобщению Святых Тайн приступай всегда с истинным гладом и с истинною жаждою души, с сокрушением сердца, с благоговением, смирением, верою, упованием, любовию. Как можно чаще размышляй о страданиях и о смерти Иисуса Христа, умоляя Его ризою заслуг Своих покрыть все грехи твои и принять тебя в Царство Свое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2651...

На воспитание детей старец Амвросий обращал особое внимание, считая, что очень многое зависит от того, как младенец будет воспитан в детском возрасте. “Что вы благое посеете в душах детей своих в юности, – пишет иеросхимонах Амвросий, – то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество” 503 . Для ясного понимания христианской жизни старец советует родителям читать детям Священную Историю и жития святых, по выбору, незаметно сея в них семена страха Божия и христианской жизни. Особенно нужно, говорит старец Амвросий, с помощью Божией суметь внушить детям, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от нарушения их 504 . Далее старец пишет, что родители должны научить своих детей, чтобы они знали наизусть некоторые молитвы: “ Символ веры ” и избранные псалмы: “Живый в помощи Вышняго”, “Господь просвещение мое” 505 и т. д. Пришедшим в старческий возраст старец предлагал прочитывать “Православное исповедание” Петра Могилы и Катехизис. По словам иеросхимонаха Амвросия, хотя Катехизис “сухая” наука, но его знать необходимо для правильного понимания догматов Православной Церкви 506 . Иеросхимонах Амвросий придавал большое значение и тому, чтобы мать научила ребенка правильно налагать на себя крестное знамение. “Веками утвержденный опыт показывает, – пишет старец, – что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай ограждать себя крестным знамением, и особенно перед принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом, пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно, или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный” 507 . Старец обращал особое внимание на воспитание детей в страхе пред Богом. “Без внушения страха Божия, – пишет иеросхимонах Амвросий, – чем детей ни занимай, это не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни” 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Мнение мое в отношении занятий чтением такое, чтобы прежде всего занимать юный ум священною историею и чтением житий святых, по выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия и христианской жизни; и особенно нужно с помощию Божиею суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от нарушения оных. Все это выводить из примера прародителей наших, вкусивших от запрещенного древа и за то изгнанных из рая. Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать ребенка изучением наизусть некоторых молитв. Символа веры и избранных псалмов, например “Живый в помощи Вышняго”, “Господь просвещение мое”, и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и, напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиною всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно. Особенные тонкости и предосторожности по сему предмету не совсем уместны. Нужно вести дело проще, с надеждою на помощь Божию, которой и всегда просить должно за молитвы блаженного нашего отца (Макария). Теперь же слышу, что вы скорбите паче меры, видя страдания болящей дочери. Действительно, по-человечески нельзя не скорбеть матери, видя дочь свою малютку в таких страданиях и страждущую день и ночь. Несмотря на это, вы должны помнить, что вы христианка, верующая в будущую жизнь и будущее блаженное воздаяние не только за труды, но и за страдания произвольные и невольные, и потому не должны нерассудно малодушествовать и скорбеть паче меры, подобно язычникам или людям неверующим, которые не признают ни будущего вечного блаженства, ни будущего вечного мучения. Как ни велики невольные страдания дочери вашей малютки С., но все-таки они не могут сравниться с произвольными страданиями мучеников; если же равняются, то она и равное с ними получит блаженное состояние в райских селениях.

http://azbyka.ru/deti/svyatye-ottsy-o-du...

И это совершалось не в тайне и не в молчании, но этот дивный звук и это звучное ликование доходило до соседей и окрест. И тотчас некоторые из ненавидящих христиан сарацин пошли к своему князю, говоря ему, что правая рука у Иоанна не отсечена, а (отсечена) у кого-то другого, может быть, у его раба или у кого-либо из его служащих, который по расположению к господину, отдал, вместо его, свою руку; а те, которым было приказано отсечь (руку), вместо наказания, взяли деньги; ибо Иоанн сидит дома и так поёт и ликует, что ты сказал бы, что он празднует брак и составляет свадебную песнь, или лучше сказать, его радость, кажется, превышает и такое ликование. XX. Когда это, таким образом, было доведено до сведения (князя), он призвал Иоанна и, по его приходе, приказал ему показать отсечённую правую руку. Когда он показал её, явилась некоторая линия отсечения – это устроила Богоматерь – подтверждая, что отсечение было неложнейшее. После этого варвар сказал: «Какой врач исцелил тебя, Иоанн, и какие лекарства даны были тебе?» Он же светлым и громким голосом возвестил о совершившемся чуде. «Господь мой, – сказал он, – всемогущий Врач, который имеет силу, равную Его хотению». Варвар ответил ему: «Как я вижу, человек, ты потерпел несправедливо то, что потерпел, и прости нам, что мы подвергли тебя наказанию на основании нашего необдуманного и неразумного приговора. Итак, занимай прежнюю должность, и ты будешь первым из моих советников. И впредь я ничего не буду делать без твоего мнения и совета». XXI. Он же, упав на землю, поклонился ему и, лёжа распростёртым на земле, долгое время просил (князя) отпустить его и позволить ему идти другим путём, более ему любезным, и последовать за Тем, Кто сказал: Аз есмь путь ( Ин.14:6 ). Но варвар не давал своего согласия, и, казалось, это были единоборцы, как сказал бы кто-либо: варвар и праведный муж. Первый многими способами боролся, желая удержать Иоанна в узах мира: второй же напрягал все силы, чтобы порвать их и улететь на крыльях ангелов. И (пред сражающимися) открывалось тогда великое поле, председателем (состязания) был подвигоположник Христос, а зрителями ангелы. Справедливо сказал бы кто-либо, что и злые духи стояли по правую сторону варвара и научали его, как убедить Иоанна. Но с великой славой побеждает мой единоборец, и все убеждения противника он считал как бы детскими стрелами. И он уходит победителем с блестящей повязкой на голове, и с радостным лицом в свой дом входит тот, кто прежде покинул его печальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

3 Это дамское ружьецо редкого двадцать четвертого калибра Павел Матвеевич купил в магазине Ганса Кронгауза на Васильевском острове близ Ярославского подворья на второй год своей жизни в Петербурге. Стоило ружье немыслимо дорого — пятьдесят рублей, но он влюбился, как юноша, и не смог устоять, хотя не только в красоте заграничной вещицы было дело. Легкобытов помимо высокого голоса обладал еще и тайным изъяном, о котором никому не рассказывал и от которого куда больше страдал: у него были слабые руки. Ноги как у лося, глаза остроты запредельной, выдержан, хладнокровен, осторожен, неутомим, зверя мог преследовать с рассвета до темноты, а иногда и при свете луны, проходя по нескольку десятков километров осенью по чернотропу и по белой тропе зимой, а вот руки подвели, не иначе как не от семижильной матери, но от хрупкого отца, ничего тяжелее колоды карт не поднимавшего, достались, и оттого из больших, или, как говорили охотники, харчистых, ружей Легкобытов промахивался и очень нехорошо эти промахи переживал. А легкий бескурковый «зауэр», весивший всего два с половиной килограмма, с темномореной ложей из орехового дерева, с настоящим костяным затыльником, лег ему в руки, точно перо, только вот денег у Павла Матвеевича в тот момент не то что на «зауэр», на хлеб и табак едва хватало, однако ружье попадалось на глаза каждый день, как тому бедному чиновнику, для которого Гоголь пошил шинель, и разумная Пелагея угадала тайное желание супруга. — Занимай деньги и покупай. Уйдет ружье — не простишь себе. Уговаривать было не надо. Занял у Улиного отца, занял у серьезного критика Разумника Васильевича Иванова-Разумника, даже у маленького Алеши Ремизова перехватил три рубля к неудовольствию его жены Софьи Павловны, надменной литовской княжны Довгелло, порицавшей дружбу мужа с грубоватым охотником еще резче, чем Вера Константиновна. А больше всех помог издатель Пешков, который Легкобытова всем молодым писателям в пример ставил: идите в народ, учитесь у народа, учите народ, женитесь на народе, рожайте от него, усыновляйте иль берите себе в отцы, и какую-то нехорошую издевку, злую иронию в его якающем говорке чуял Павел Матвеевич, но ущучить Пешкова не мог, а связываться с ним не хотел — инстинкт охотника подсказывал, что тот ему еще пригодится.

http://azbyka.ru/fiction/myslennyj-volk-...

Бодрствовать в псалмопениях, молитвах и чтениях повелено нам и всегда, но тем паче в праздники» 153 , – свидетельствует святой Феодор Эдесский . Также и святой Григорий Палама советует в день воскресный посещать храм Божий и говорит: «Будь на всех службах церковных; причащайся Святого тела и крови Христовой и начало полагай исправнейшей жизни» 154 . Святой Феодор Студит подчеркивает, что особенно во святую Четыредесятницу 155 , вместо шума и молвы, всюду «возглашаются псалмопения и славословия, молитвы и моления» 156 . Но подобно тому как в течение суток человек не должен ограничивать себя в молитве только определенным временем, так и молитва в праздники не должна исключать собой молитвы в остальное время. Не только во время поста, не только в праздник, например Пасхи, должны христиане усердно молиться, но и после праздников. И «после Пасхи должны мы трезвиться и сокрушаться, слезы источать и просвещаться» 157 , – учит святой Феодор Студит . 3.8. Молитва в храме Хотя время молитвы для христианина не ограничено, но указываются определенные часы для ее совершения, точно так же она не ограничивается и каким-нибудь определенным местом, но вместе с тем святыми подвижниками указывается на храм, как на место, особенно посвященное совершению молитвы. Наряду с утверждениями о том, что «не в определенном месте совершается таинство молитвы» 158 и что «всякое место пригодно для молитвы» 159 , находим увещания с призывом о посещении храма. «Не пренебрегай церковной службой, как предлогом какого-либо поделия» 160 , – говорит святой Ефрем Сирианин. «Как дождь возращает семя, – сравнивает он, – так и церковная служба укрепляет души в добродетели» 161 . Посещение церковных богослужений, по словам святого Симеона Нового Богослова , является одним из главных средств для достижения внимания себе и хранения ума 162 , без которых «нет возможности стяжать добродетели» 163 . О важности и значении церковной молитвы свидетельствуют и призывы святых отцов приходить в храм Божий до начала псалмопения 164 , приходить прежде всех и уходить позже всех, кроме крайней какой нужды, – особенно на утреню и литургию 165 . «Как только ударят в било, иди из келлии, телесными очами в землю смотри, а мысли углубляя в памятование о Боге. Вошедши в храм... ни языком не празднословь... ни умом не кружись в суетностях, но язык занимай одним псалмопением, а мысль держи в молитве» 166 , – наставляет Феолипт, митрополит Филадельфийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010