Разрешилась она от свидетельства одной крестьянки, которая посетила могилу подвижника-затворника Иоанна Сезеновского. Крестьянка рассказала о чудесах, которые бывали на могиле, причем некоторые из присутствующих стариков подтвердили это. Тогда я подумал: если он святой, то значит, Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле — искать Его. И сразу при этой мысли мое сердце загорелось любовью к Богу». Глава 10 ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ Занимайся чтением. 1 Тим. 4, 13 Согласно преданию, Матерь Господа Иисуса Христа—а отсюда и Матерь всех христиан Дева Мария — была большой любительницей чтения Священного Писания. Это была Ее духовная пища. И по словам Священного Писания и Самого Господа, «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Втор. 8, 3; Мф. 4, 4). Мы, конечно, заботимся о том, чтобы дети наши не голодали и пища их была бы питательна и вполне доброкачественна. Прилагаем ли мы вместе с тем достаточно попечения о том, чтобы они регулярно питались и духовно? А духовное питание несравнимо важнее питания физического, так как от духовного питания формируется душа ребенка. Поэтому вместе с началом молитвы ребенок должен слушать духовные рассказы и чтения, а когда он начнет читать сам, необходимо обеспечить его книгами, питающими душу. Вначале это будут повествования о евангельских событиях, изложенные языком, понятным для детей. При ознакомлении детей со Священной Историей нужно следовать методике К. Д. Ушинского, который дает такие указания по этому вопросу: «Первое ознакомление с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснениями предстоящих праздников. Тогда и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка — все соединяется, чтобы оживить то или другое событие. Исторические рассказы надо проводить так, чтобы в первый раз были рассказаны только важнейшие черты событий, и когда эти черты запечатлеваются в памяти, тогда привязывать к ним другие черты и происшествия, носящие второстепенный характер. Одна прочно залегшая черта в состоянии потом выдержать много привязанных к ней подробностей. Если же дать сначала подробный длинный рассказ, то ребенок заметит мелочи и не заметит главного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

оксана 20 октября 2015, 01:56 совершенно с вами согласна.все правда написанно в этой статье. Анна 24 августа 2015, 14:36 Понравились комментарии Иоанны. Спасибо! Четко и ясно. И никаких шагов влево. " Все мы духовно очень немощные и неопытные. Лучше не балансировать над пропастью. Сказано: " Не искушай Господа Своего " . " Лена 24 августа 2015, 01:21 Могу сказать из личного опыта, что Господь отвел от йоги. Когда-то медитировала и ощутила в себе кундалини и все такое, могу сказать что йога уносит далеко далеко, и конкретно ,и выйти потом оттуда очень тяжело практически невозможно так вы себе уже не принадлежите а думаете как раз наоборот , что вы самый умный и самый крутой. Однако это лишь показывает ,что вы - уже не вы и вами руководят. Сначала она интригует, потом расслабляет, потом ты становишься полностью равнодушным к другим людям , их просьбам. Это такое страшное и холодное равнодушие. Слабых людей она просто заглатывает, кто по сильнее может тоже попасться, так что не обольщайтесь ... Что касается физических упражнений, тоже долго думала над этим, но могу сказать любая асана которую вы делаете и понимаете что вы делаете все равно на под сознании откладывается и то чувство легкости после асан тоже обольщает поэтому многие сдесь и пишут что хатха йога не вредит, просто им нравится это легкость и сила после упражнений . Занимайтесь отжиманиями чем угодно но не асанами. Еще хочу сказать берегите себя и свою душу. Иоанна 19 августа 2015, 19:03 У вас упрощённое представление о евангельских исцелениях, Александр! Исцеляя, Господь всегда говорит: " Отпускаются тебе грехи твои " ; или: " Иди и не греши больше " ; или: " Вера твоя спасла тебя " . В Евангелии соблюдается чёткая последовательность: сначала исповедание Иисуса Христа Богом, покаяние ( " Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! " ), затем прощение грехов (т.е. исцеление души), и только потом исцеление телесного недуга. Исцеление души предшествует, и телесное здоровье - лишь следствие исцеления души. В этом смысле здоровье действительно вещь второстепенная по отношению к самому главному - спасению души.

http://pravoslavie.ru/80983.html

4 Ответа Ситуация серьезная и заочно тут помочь не получится. Необходимо очное общение с духовником, регулярные исповедь и причастие. Возможно, придется обратиться к психологу. Судя по всему, Вы, пытаясь избавиться от последствий занятий эзотерикой, снова пошли по пути своеволия, а не православного трезвения и послушания Церкви. Думаю, что Вас на эту “аскетику” никто не благословлял, а значит, Вы недалеки от прелести. Понятно, что такая тяжелая болезнь, как ковид, еще больше обострила Ваши душевные недуги. При приступах тревожности попробуйте принимать афобазол — это обычное лекарство, продается в аптеках без рецепта. Попробуйте при тревоге и ПА делать дыхательную гимнастику: десять медленных вдохов и выдохов, где выдох глубже, чем вдох. На каждом десятом вдохе задерживайте дыхание секунд на восемь, а потом выдыхайте. И таких упражнений  две-три серии подряд. Если тревожность и панические атаки не пройдут, то лучше продолжать советоваться с врачами. Что касается главного, то есть духовной жизни, то не впадайте ни в какие излишества — ни в самочинные самоограничения, ни в их противоположность, то есть обжорство и тому подобное. Не считайте себя чем-то исключительным, не занимайтесь самокопанием, ведите жизнь обычного, воцерковленного христианина. И обязательно постарайтесь найти опытного духовника, под руководством которого Вы будете вести правильную и упорядоченную духовную жизнь. Молите Бога, чтобы Он послал Вам такого человека. Бог указал Вам путь избавления от Ваших проблем — это Его православная Церковь. Но этот путь долог и нелегок, на это себя и настраивайте. Бог милостив, все будет хорошо. С уважением, Да, согласен с вами. Всё впринципе понимаю идеально, а души повреждённой грехами никто не отменял. Я прислушаюсь к вашим советам. Спаси Господи! У Вашего тревожного состояния явно есть две биологические предпосылки – Ваш возраст и коронавирус. Раз Вам 17, а проблемы начались в 2018 году, три года назад, то все ваши состояния пришлись на подростковый период, связанный с серьезными физическими и социальными изменениями. Сложные эмоции и переживания нормальны для этого жизненного этапа.

http://azbyka.ru/vopros/kak-vylechit-dus...

Поэтому богослужение — это, наверное, и есть мое «свободное время». А все остальное уходит на чтение очень большого количества документов, на общение с людьми, на решение многих и многих технических вопросов, —условно говоря технических, если принять во внимание масштабы деятельности. Возвращаясь к вашему вопросу, скажу: все то, что со мной происходит, — это для меня свидетельство Божией милости и, в минимальной степени, результат моих собственных усилий. Господь дает силы, и я делаю то, что должен делать. Причем понимаю, что если я в какой-то момент вдруг начну давать себе слабину, то Господь многое отнимет. Это действительно так, это то, что на самом деле в моей жизни происходит. — Может быть, Вы спортом занимаетесь? — Я в свое время занимался спортом. Это, может быть, помогало и помогает, потому что какие-то качества — главное, волевые, — спорт развивает. Поэтому я всегда говорю, обращаясь к молодежи: занимайтесь спортом. Спорт развивает волевые навыки, он учит человека управлять своим временем, самим собой, преодолевать трудности, идти на какие-то разумные риски. Вот это все спорт дает. Но я уже очень давно не занимаюсь спортом. Однако очень большое внимание я уделяю ходьбе. Я стараюсь ходить, быстро ходить, и в это время о чем-то размышлять или по телефону говорить. Очень рекомендую всем. Кстати, к вопросу о здоровье. Некоторые используют диеты, чтобы похудеть и так далее. Никогда никаких диет не придерживался и всем советую: если хотите похудеть, помните, что человек худеет, когда количество растрачиваемых калорий превышает количество приобретаемых. Вот и все. Все очень просто. Когда нет времени на ходьбу, я начинаю полнеть. Когда я берусь, что называется, за голову и начинаю понимать, что нужно что-то делать, чтобы сбросить вес, я просто увеличиваю количество физической нагрузки. И, уверяю вас, такое очень естественное для организма дело, как ходьба, является, на мой взгляд, лучшим физическим занятием. Не знаю, может быть, кто-то из профессиональных спортсменов скажет, что это не так, но я по опыту знаю, что это так, и всех призываю ходить. Теперь можно еще и с палками ходить — есть такое увлечение, Nordic walking. Вот я и хожу с палками.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4684647...

1118 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 126 об. Старец Макарий Оптинский учил: «Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 343). «Верой ищите укрепления в Слове Божием, оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 161). 1120 Там же. Оптинский старец Макарий писал: «Умнейшие светские люди не могут без руководства Церкви разуметь Писания» (Выписки. Л. 492). 1121 Иеросхимонах Макарий Оптинский учил: «Те люди, которые установляли в Церкви порядок и определяли смысл Священного Писания, были богодухновенные пастыри и учители церковные, в них Сам Дух Святой действовал в этом деле» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 107). 1122 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 36. «Читай словеса отеческие… Они научают нас… как должны обучаться борению против страстей, побеждать их и искоренять» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 169). 1123 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 31. Оптинский старец Макарий писал: «Учение св. отцов есть врачебница, указывающая средства для всякого рода духовных браней» (Выписки. Л. 494). 1125 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3 об. О том значении, какое придавал Оптинский старец Амвросий творениям именно этих св. отцов, можно судить по его словам: «В них… ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию, и наследовать вечное блаженство» (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. С. 152). 1126 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 36. Оптинский о. Макарий призывал: «Занимайтесь чтением отеческих книг, но более деятельных, ибо… умозрительные могут принести более вреда, нежели пользы. Из этих, т. е. деятельных, вы познавать будете свою немощь и смирять свое сердце» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 28). 1127 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 79. Оптинский старец о. Макарий в своих наставлениях приводил слова преп. Паисия Величковского , который выражает радость по поводу издаваемых книг «Добротолюбия», но и сожалеет, что многие, приобретая эти книги и не по искусству, принявшись за духовное делание, то есть за молитву, могут пострадать. «Книга «Добротолюбие», – пишет он, – вся хороша, но ум юн не может принять твердой пищи, требует еще млеком деятельности питаться. И Господь говорил Своим ученикам: «Много имам глаголати вам, но не можете носити ныне " » (Письма о. Макария. Т. 4. С. 683).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В так называемых Апостольских Постановлениях читаем следующее. «Вы, юноши церкви, старайтесь служить во всех нуждах не лениво; занимайтесь своими делами со всею честностью, чтобы во всю жизнь свою довольствовать и самих себя и бедствующих, дабы не обременять собою церкви Божией. Так и мы (речь ведется как бы от лица самих апостолов) хотя занимаемся словом Евангелия, однако не нерадим и о занятиях, ибо одни из нас рыболовы, другие скинотворцы, иные земледельцы, чтобы никогда не быть нам праздными... Итак, трудитесь непрестанно, ибо порок праздного неизлечим. Если же кто не трудится, тот у вас да не ест: ибо праздных ненавидит и Господь Бог наш, а из почитающих Бога никто не должен быть праздным». (Кн. II гл. 64. рус. перев. стр. 100–101). Заботу об осиротевших детях те же Постановления возлагают на христианского епископа, и эта забота по мысли постановлений должна выражаться в следующем: «вы, епископы, заботьтесь о нужном для пропитания их (сирот), отнюдь не оставляя их, но о сиротах пекитесь как родители, а о вдовицах как мужья; взрослых – сочетавайте браком, мастеру – доставляйте занятие, немощному оказывайте сострадание, странникам доставляйте кров, алчущим – пищу, нагим одежду... Сверх сего еще более заботьтесь вы о сиротах, чтобы ни в чем не было у них недостатка: девицу, как скоро она достигнет брачного возраста, отдайте в супружество за брата (то есть, за христианина), а мальчика снабдите средствами чтобы и мастерства изучал и от избытка их пропитывался, а когда благоуспешно изучит мастерство, то мог бы купить себе тогда и инструменты мастерские, чтобы не отягощать уже нелицемерной любви к себе братии, но самому довольствовать себя. Ибо воистину блажен тот, кто в состоянии будучи помочь самому себе, не стесняет места сироты, странника и вдовицы». (Ibid. стр. 121). И наоборот: «кто принимает (помощь от церкви) по праздности, вместо того, чтобы трудясь и другим помогать, тот понесете от Бога наказание, потому что похитил кусок бедных» (ibid). И то, что заповедуется епископу относительно сирот, которым епископ заменяет родителей, то же самое заповедуется и естественным родителям: «воспитывайте (детей) в учении и наставлении Господнем, и обучайте их потребным и согласным с словом Божиим мастерствам, чтобы, при удобном случае, не предались они весельям роскоши» (Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

— А как насчет того, что нужно спасать каждый из этих миров по отдельности и мир в целом, который стремится в пропасть? — Это очень большой соблазн! Мир спасен. Точка. В свое время Сергей Сергеевич Аверинцев очень интересно говорил о том, в чем же грех Дон Кихота. Вроде бы хороший, благородный человек. Почему же ему, бедолаге, так достается, почему Мигель де Сервантес Сааведра, францисканец-терциарий, высмеивает своего героя, отдает его на поругание? Ведь не только потому, что мир отступает от Бога, что он жесток, а и потому, что Дон Кихот грешит самым сугубым грехом. Его грех — грех против Святой Троицы. Он, как и очень многие люди, считает, что мир создан не очень хорошо, тем самым выступая против Бога Отца; что мир недоспасен и его все время надо спасать, тем самым греша против Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Кроме того, Дон Кихот считает, что он призван утешить всех несчастных и утереть всякую слезу — и это грех против Святого Духа, Утешителя. А нам надо просто делать то, что Господь велит. Духовный подвиг ветхозаветных патриархов определяется как «хождение перед Господом». Что бы они ни делали — они всегда перед лицом Божиим. — Ветхозаветные отцы получали прямые указания от Господа: иди туда и будет то… — А нам Он говорит: сиди и будет это. Занимайся своим делом спокойно. Разница-то в чем? Глаголы духовного делания у нас сейчас вытеснены глаголами физического действия. Что мы делаем? Мы «ходим в церковь» и «отстаиваем Литургию». Ходим и стоим! А надо-то молиться… У Ахматовой — «молюсь за Твоей литургией…». Ведь не «стою за Твоей литургией». Да и дома не молимся, а «правило вычитываем»… Как говорим, так и живем. Фрейд не зря создал свою теорию оговорок. Он совершенно неверно представлял структуру личности, он ошибочно думал, что стоит всю мерзость вызвать наружу, и от нее освободишься, но сам был человеком, к людям расположенным. И его теория оговорок имеет под собой самую что ни на есть реальную почву. Тем более что тому есть подтверждение в Писании: «…от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Мы постоянно в молитве просим прощения за то, что грешим словом. И имеются в виду даже не бранные слова, а слова осуждения, слова, причиняющие людям боль, небрежно данные обещания, которые никто и не думает выполнять, клеветнические слухи, сплетни — и ложь, ложь…

http://pravmir.ru/nado-dumat-dumat-i-dum...

– Житие преподобного и богоносного отца нашего Симона Мироточивого//Афонский патерик. Киев: Оранта, 2009.] Чем отгоняется Дух Божий? Знайте, что Дух Божий ничем так не отгоняется, как пустыми беседами. Можно ли читать развлекательные книги? Отравить себя ядом – это прочитать худую книгу. Чтение празднословных книг ведет к ошибкам, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих все заключает нужное к спасению нашему, к счастью временному и блаженству вечному. Жизнь святых научает нас, каким образом исполнять заповеди Божии. Могут ли светские искусства возбуждать в человеке доброе? Мирская поэзия, музыка и пение, по меткому выражению епископа Петра, возбуждают только страсти. Не слишком ли мы ценим светских писателей и воспитателей и не в ущерб ли благочестию своему, вере и преданности Богу и Церкви? «Да, действительно так, – говорил святой Иоанн Кронштадтский , – ибо мы видим, каковы плоды мирского воспитания детей наших, воспитания, основанного на изучении мирских писателей и на отчуждении от Св. Писания и от Церкви. Что из них выходит! Неуважение к Церкви, неохота к Богослужению и молитве, непочтение к родителям, начальникам, пристрастие к внешности, забвение о цели существования своего на земле или извращение этой цели, неверие в Бога, вообще – бесцельность жизни и безотчетность в ней, вольномыслие, попрание совести, богохульство, страсть к зрелищам и прочим светским развлечениям». Как победить в себе блудную страсть? Вот средства: 1) воздерживайся в пище, питии и сне и спи на жестком; 2) никогда не вспоминай прежде совершенных тобою плотских грехов; 3) насколько возможно избегай общения с лицами другого пола; 4) обращайся к Богу с молитвою об избавлении от блудных помыслов; 5) удерживай себя от нечистых пожеланий страхом будущих наказаний за гробом; 6) пользуйся крестным знамением как орудием для отгнания влечений твоего сердца; 7) чаще вспоминай смерть; 8) обращайся к Таинству Исповеди и к духовному отцу и открывай ему свои мысли; 9) занимайся физическим трудом; 10) читай Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

К чему я все это говорю? По похожим принципам одна из семей на приходе начала пытаться жить — изумительные родители, огромные молодцы, они стали пытаться воспитывать себя. Помните английскую поговорку: «Если хочешь воспитывать ребенка, не воспитывай ребенка, а воспитывай себя. Он будет делать не то, что ты говоришь, а то, что ты делаешь». Они начали воспитывать себя — следить за тем, чтобы не кричать на ребенка, чтобы его не бить. Если ты ребенка ударил, потом идти вечером земной поклон делать, молиться, просить Господа, чтобы Он тебя избавил от гнева, помог следить за своим поведением. В отношениях очень важно научиться замечать, когда мы что-то делаем не так. Мы любим походя что-то бросить, унизить человека: «Что ты тут опять расселся, дурак такой?» Все это происходило, происходило, происходило. Потом из общения с людьми я понял, что физическое насилие у них ушло. Однажды у меня с этой семьей завязался разговор об образовании. Я — сторонник хорошего образования для детей. Считаю, что все свободные ресурсы, которые у тебя есть, даже если они очень ограничены, лучше тратить на образование ребенка. Рассказываю про знакомого репетитора, знаю, у их ребенка есть проблемы с предметом, говорю: «Вот она в нашем районе живет, может, вы к ней обратитесь? Можно меньше денег в церковь принести, но начать к репетитору ходить». Тут мне люди отвечают: «Вы знаете, батюшка, мы смотрим за своим ребенком, не нравится ей английский, она удовольствие не получает. Она стала на плавание ходить, ей это так нравится. Я сама английский не знаю и живу, хороший специалист». Тут я понял, что эта семья уже превзошла меня, потому что если бы у меня была возможность отправить ребенка получать какие-то дополнительные знания и ребенок бы у меня этого не хотел, я бы его уговаривал, объяснял, как это важно. Я бы его поставил перед каким-то выбором, без насилия, но он бы, скорее всего, выбрал заниматься этим английским языком. «Или занимайся английским языком, или ты не будешь заниматься английским языком, будешь заниматься чем хочешь, но планшет у тебя будет не час в день, а полчаса в день», — при таком выборе он согласился бы на английский.

http://pravmir.ru/muzh-zhenu-bet-domostr...

Содержание    Настоящее «Предостережение» составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским старцем Макарием (Ивановым). Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей. Однако в равной степени творение старца Макария может быть адресовано и всем христианам — как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, старец убеждает: несвоевременное стремление к «высокой», " созерцательной» жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью.    Вместе с тем, преподобный Макарий, сам опытно проходивший путь умного делания, ни в коем случае не стремится отвратить современных ему иноков и благочестивых мирян от спасительного и святыми отцами заповеданного моления именем Господа нашего Иисуса Христа. Он только утверждает: мера новоначального — молитва устная, не сопровождаемая никакими «художественными способами», сведения о которых содержатся в святоотеческих творениях.    Очень определенно пишет об этом же в своих наставлениях об Иисусовой молитве современник старца Макария — святитель Игнатий (Брянчанинов): «Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою Иисусовою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы. (...) Вот тебе (новоначальный) завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное; удовлетворительно (в свое время) объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время. Занимайся исключительно молитвою покаяния со всею тщательностью; старайся молитвою принести покаяние».    Также преподобный Макарий объясняет, в каком душевном устроении нужно совершать молитву Иисусову, какой при этом должна быть деятельная жизнь христианина и к стяжанию каких именно духовных плодов обязан стремиться молящийся именем Христовым. Полагаем, что «Предостережение» оптинского старца будет полезно и современным христианам, стремящимся к провождению духовной жизни, поможет избежать различных козней врага рода человеческого и не сделаться жертвой прелести или неправильного «мнения» о себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3602...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010