Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира ЖМП 12 декабрь 2019 /  25 декабря 2019 г. 14:12 «Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» ЖИВОПИСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА. К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец.   PDF-bepcuя. Василий Поленов прожил долгую и плодотворную жизнь. Уже при жизни он стяжал славу не только как выдающийся художник, но и как замечательный архитектор, декоратор, педагог. Он поражал своими разносторонними дарованиями: сочинял музыку, пробовал себя на литературном поприще. Современники его отмечали в нем большое обаяние, утонченное благородство и высокое человеческое достоинство. Л. О. Пастернак пишет о Поленове: «Он был в полном и лучшем смысле слова благороднейшим джентльменом. Этим он выделялся среди всех наших старых и молодых художников»1. Таким он предстает и из переписки, изданной его дочерью Е. В. Сахаровой, и из воспоминаний друзей и учеников. Если говорить о живописном наследии Поленова, то современники ценили его прежде всего как пейзажиста, хотя сам он видел себя живописцем историческим. Однако далеко не все понимали его интерес к истории, а особенно к евангельской теме. Так Александр Бенуа сожалел, что художник с талантом пейзажиста затратил столько времени на «легковесные иллюстрации Евангелия»2. Примечательно, что к евангельской теме, начиная с Александра Иванова, обращались многие художники XIX века: И. Н. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, Г. И. Семирадский, В. В. Верещагин, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель и др. Религиозные сюжеты составляли значительную часть их творчества, но никто не посвятил этой теме столько произведений, сколько Поленов.

http://e-vestnik.ru/culture/vasilii_pole...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Открытый урок Дмитрия Белюкина «Православной классической гимназии «Радонеж» с уважением к вашей кропотливой и необходимой работе с маленькими гражданами на благо и процветание России» - такой автограф народный художник России Дмитрий Белюкин оставил на каталоге своих работ, который подарил педагогам гимназии. Недавно в ней открылась его выставка из пушкинской серии. Юные барышни Осиповы-Вульф, и сам Пушкин - еще гимназист – на отдыхе в Михайловском, вид на Сороть и Савкину горку... Автору удалось столь гармонично и полно воссоздать реалии и даже аромат любимой им эпохи первой четверти 19 в., что это не оставляет зрителей равнодушными и два века спустя. Сегодняшние гимназисты с интересом отнеслись и к выставке, и к художнику. Ее открытие по традиции началось с молитвы, которую возглавил священник А. Дарашевич. Настоятелю церкви Пресвятой Троицы в заповедной усадьбе Поленово тоже оказалось близко творчество Д. Белюкина: - Всякая встреча с настоящим искусством – это неожиданность. Понимаешь, что ты попал в какой-то особый мир. Я ценю творчество этого художника, тем более радостно было в стенах вашей замечательной школы встретиться с его картинами. Это, без преувеличения, чудо. В них, как в капле, отражается окружающий нас мир, и как будто приоткрывается оконце в мир, нам еще неведомый. А из него веет чистотой, радостью, даже милостью Божией. Как удается из красок, линий создать этот мир? Это тоже чудо. Видно, смогла душа сама почувствовать и попросила у Господа возможности передать это свое ощущение другим, нам с вами. Гимназисты и педагоги, собравшиеся на встречу с Дмитрием Анатольевичем Белюкиным, ожидали, по-видимому, что по заведенной традиции художник станет рассказывать о себе и своем творчестве. Однако он выбрал жанр диалога, начав со своего любимого произведения своего любимого поэта. На просьбу прочесть что-нибудь из «Евгения Онегина» слушатели вначале откликнулись смятенным гулом. Когда первое замешательство прошло, старшеклассница Даша, волнуясь, прочла отрывок из письма Татьяны. В награду за точные ответы художник вручал автограф - открытки своих иллюстраций к этой поэме А. С. Пушкина.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/hi...

Памяти монахини Иулиании Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 28 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 Отец Николай, в синодальный период росписи и иконы писались по традициям западной академической живописи. Какова была роль монахини Иулиании в восстановлении традиций допетровской эпохи? Прежде всего необходимо сказать, что наиболее глубокие и подробные сведения о жизни и творчестве монахини Иулиании содержатся в книге “Благословенный труд” (М., 2001). Книга эта состоит из воспоминаний и свидетельств многих пастырей и архипастырей Русской Православной Церкви, художников, иконописцев, искусствоведов, людей, близко знавших Марию Николаевну. Материалы для книги собирали сёстры Алдошины — Наталья Евгеньевна и Анна Евгеньевна, внучатые племянницы Марии Николаевны. Продаётся эта замечательная книга в Троице-Сергиевой Лавре и в нашем храме на Маросейке. Когда Мария Николаевна входила в церковную культуру, в области иконописи были времена куда тяжелее нынешних. И сейчас много проблем — несогласий, несовершенств. Наше время далеко от расцвета иконописания, мы делаем лишь первые шаги. Но по крайней мере современное церковное общество почувствовало необходимость возрождения иконописания! А тогда, в начале ХХ века, Марию Николаевну вообще никто не понимал. Не то что из светских художников и искусствоведов, но и из людей Церкви редко кто разумел настоящее значение иконы, ещё меньше можно было найти сподвижников, единомышленников, тех, кто поддерживал её в деле восстановления традиций. На рубеже XIX–XX веков велась реставрация иконописи, расчистка её от поздних наслоений; так вот, когда были сняты все поздние росписи с рублёвской “Троицы”, то было дано благословение снова закрыть её всеми этими поздними слоями, было сказано, что такой иконописи быть не может, — настолько увиденное было необычно для той эпохи. Святой праведный Алексий и священномученик Сергий Мечёвы стали одними из тех, кто благословлял Марию Николаевну на великий труд изучения и возрождения иконы, а до той поры настоящие иконы были уделом лишь старообрядчества либо музеев, например, императорского музея Александра III. Но, повторюсь, внутри собственно церковного общества и даже духовенства икона считалась чем-то отжившим, наследием давно ушедшей эпохи. Бытовало устойчивое мнение, что если уж иконописцы не хотят брать пример с Рафаэля и Караваджо, то они могут ориентироваться на соотечественников: Иванова, Васнецова, Нестерова, Бруни. Кстати, большинство российских художников той эпохи были людьми верующими, совестливыми и под конец жизни понимали, что место их творчеству не здесь, не на стенах храмов.

http://pravmir.ru/pamyati-monahini-iulia...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благословение митрополита Василий Зюбин о том, как Владыка Иоанн (Снычев) благословил художника Владимира Нуждина на миниатюрное чудо 20.11.2017 848 Время на чтение 4 минуты 7:16. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 7:17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Евангелие от Матфея В этом году исполнилось бы 90 лет митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычёву). «Русская народная линия» уже опубликовала много свидетельств людей, близко знавших Владыку. Но, как вы сейчас убедитесь, даже короткая встреча с этим замечательным человеком могла оставить неизгладимый след в судьбе… Иногда просьба благословить в суете нашей жизни превращается в какой-то аналог уважительного приветствия. Чем-то похожим на светское «здравствуйте». Встретил владыку, склонился и попросил благословить, тем самым как бы отдал ему дань уважения. А уже через минуту о происшедшем забываешь, и в твоей жизни ничего не меняется, все течет, как и прежде своим чередом… Но истинное благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение… Об этом я задумался после одной случайной встречи и рассказа моего нового знакомого художника-гравёра Владимира Нуждина. Мы познакомились на его персональной выставке, которая проходила в стенах Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Владимир Нуждин занимается очень редким видом художественного творчества. Он мастер по рельефной гравюре на камне с последующей отливкой в металл. И хотя это одно из древнейших направлений искусства, сегодня в мире такой техникой владеют не более (!) пятнадцати мастеров. Меня заинтересовала его работа, на которой изображен святой Георгий, пронзающий копьем змея. Несмотря на очень малый размер работы, здесь были прорисованы самые мельчайшие детали. Казалось даже, что я вижу не только мерзкую чешую змея, но и суровое выражение лица святого воина.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/20/bl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Реплика на статью Александра Кудрявцева " Тьмы низких истин нам дороже... " 06.03.2007 503 Анализируя фильм «Остров», Александр Кудрявцев справедливо выступает против его " канонизации " , но с отрицательной оценкой, с тезисом, что фильм утверждает некую «правду котельной» нельзя согласиться. В начале статьи ставится принципиально важный вопрос: " Да как ее сыграть - святость? " И далее по сути обосновывается очевидный ответ: нет, нельзя. В качестве аргументации перечисляются многочисленные огрехи фильма: и конфликтов не должно быть, и котельная не та, и поют плохо и т.д. Вроде бы все правильно, но не убедительно. Да святость нельзя сыграть, но что же тогда понравилось зрителям, почему " Остров " всколыхнул зрительскую аудиторию? После просмотра фильма я перечитал замечательную работу святителя Игнатия (Брянчанинова) " Христианский пастырь и христианин-художник " . Святитель пишет: " Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут " . Какое точное наблюдение, справедливое и для нашего времени, особенно если посмотреть на современное состояние киноискусства. Фильм " Остров " - редкая попытка показать добро. Редчайший случай - когда попытка оказалась удачной, фильм пробуждает добрые чувства ( гениальная пушкинская фраза), потому он и всколыхнул зрительскую аудиторию. Как возможно искусству изобразить добро? Святитель Игнатий пишет: " Когда усвоится таланту Евангельский характер, - а это сопряжено с трудом и внутреннею борьбою, - тогда художник озаряется вдохновением свыше, только тогда он может говорить свято, петь свято, живописать свято... Чтоб мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себя, проникнуться им». Исполнитель главной роли П. Мамонов - человек воцерковленный, исповедуется, причащается, и воцерковление его действительно было сопряжено с большой внутренней борьбой. Без этого духовного опыта он вряд ли убедительно смог бы сыграть роль отца Анатолия.

http://ruskline.ru/analitika/2007/03/06/...

Как комсомолец в церкви работал, а потом портрет Патриарха писал О себе, о храмах, о встрече со Святейшим Патриархом – и с огромной болью о нашей с вами стране 7 июля, 2015 О себе, о храмах, о встрече со Святейшим Патриархом – и с огромной болью о нашей с вами стране Александр Кравчук — очень тихий и скромный человек. И встретив его на улице, никогда и не подумаешь, что навстречу тебе только что прошел, торопясь по каким-то своим делам, известный и заслуженный художник. Что определило его жизненный путь и что сегодня является для него главным, рассказывает он сам. О себе, о храмах, о встрече со Святейшим Патриархом – и с огромной болью о нашей с вами стране. Александр Михайлович Кравчук – петербургский художник. С 1982 года занимался воссозданием православных храмов России и ближнего зарубежья. Среди них работа на памятниках федерального значения: Коневецкий монастырь, Иоанно-Богословский Крыпецкой монастырь, собор Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде. А.М. Кравчук – член Союза художников Санкт-Петербурга, потомственный живописец, является убежденным сторонником и последователем реалистической школы живописи. Одной из самых замечательных работ художника стал портрет Святейшего Патриарха Алексия II. Созданию его предшествовала уникальная история личной встречи А. Кравчука с Патриархом, во время которой Святейший заказал свой портрет и благословил мастера на его труд. О детстве и о сегодняшних днях – Я родился шестого октября 56-го года в городе Ленинграде. Мы жили в помещении Пантелеймоновской церкви, на Моховой улице, там находился маневренный фонд. На втором этаже комнатка священника, метров пятнадцать, с одним маленьким окошком. Эта маленькая комнатка священника и была моим домом до семилетнего возраста. Еще не было парового отопления в городе, его только начинали вводить, и у нас стояла дома печка. А все дворы были заставлены маленькими сарайчиками, потому что каждая семья заготавливала себе дрова на зиму. Все наши детские игры, и мои и моей младшей сестры Ольги, были связаны с этими дровяными сараями.

http://pravmir.ru/kak-komsomolets-v-tser...

поиск:   разделы   рассылка Светлана Галанинская С амвона и с Парнаса " Кому из нас не знаком прихожанин-неофит, у которого в семье и на работе проблемы, а он желает, вместо того чтоб трудиться и решать их, бросить супруга и удалиться в " тихую гавань " монастыря " Есть священники, имеющие вторую профессию в запасе, но преданные первой и главной – церковному служению. Но вот провинциальный священник, который был бы еще и известным в столицах поэтом – это уже редкость. Таков о. Сергий Круглов, автор нескольких поэтических сборников, служащий в Спасском соборе Минусинска. О том, как уживаются в нем две его ипостаси, он рассказал нашему порталу. – В повести Юрия Коваля " Самая легкая лодка в мире " был такой персонаж – милиционер-художник. Так вот по его речи всегда можно было легко определить, кто сейчас говорит. Иногда он начинал фразу как художник, а заканчивал как милиционер. Иерейское служение, конечно, имеет мало общего с полицейской службой. И все-таки. Не ощущаете внутреннего раздвоения между священником и поэтом? – Человек создан Богом – единым, цельным. Грех внес в человека мучительную шизофрению, разбил его: на жизнь и смерть, земное и небесное, на душу и тело, на разум и чувства, на множество осколков... Ис-целить, снова сделать человека целостным, спасти от тления и смертного раздробления, пришел Бог на землю, Сам став человеком. Потому все важное, что есть в человеке от Бога, не противоречит одно другому. Так и мое служение в Церкви, и способность к поэтическому слову, данная от Бога – никакого диссонанса между ними нет. – История знает много случаев служения в сане " без отрыва " от творчества. Например, Антонио Вивальди и Джордж Беркли мы гораздо лучше знаем как композитора и философа, чем как священника и епископа... – Список коллег в этом отношении можно продолжить – от Джона Донна до о. Томаса Мертона и архиепископа Иоанна Шаховского, замечательных поэтов. Прекрасные поэты есть среди моих нынешних товарищей – священников – о.Константин Кравцов из Москвы, о.Виктор Теплицкий из Красноярска. Это если вести речь только о стихотворцах. А сколько священников совмещали и совмещают служение и, например, научные изыскания, занятия медициной, преподавание. Вспомним врача-святителя Луку Войно-Ясенецкого, ученых протоиереев Глеба Каледу и Леонида Цыпина, иконописца архимандрита Зинона Теодора, музыкальное творчество митрополита Илариона Алфеева, и многих других. Меня радует в этих людях именно их органичность, непедалирование различия их ипостасей.

http://religare.ru/2_96901.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance РЫЦАРЬ БЕЗ ДОСПЕХОВ 16 мин., 01.01.2008 Протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО беседует со скульптором Михаилом ШЕМЯКИНЫМ Михаил Шемякин – какие ассоциации вызывает это имя? Странные скульптуры, гофмановские персонажи с длинными носами, эпатажные высказывания в прессе, шумные приезды в Россию из Америки, встречи с президентом… Да, к творчеству Михаила Шемякина многие относятся неоднозначно. Да, он сам создал себе имидж громкий, порой скандальный, шокирующий публику резкостью мнений. Но в то же время… В одном из предыдущих номеров нашего журнала мы публиковали материал о благотворительной выставке рисунков детей с ограниченными возможностями, которая традиционно проходит в Петербурге в Фонде Михаила Шемякина. Зачем вообще известному художнику, давно живущему в Америке, этот фонд? И что он думает о будущем нашей страны, о ее творческом потенциале? Протоиерей Виталий ГОЛОВАТЕНКО: Когда мне позвонили из редакции “Фомы” с предложением взять интервью у Михаила Шемякина, я немного растерялся: я же не журналист и не художник, о Шемякине знаю немного – о чём же мы с ним будем говорить? Разумеется, я был знаком с некоторыми его работами, и не только с памятниками в Петербурге и Москве, но и с живописными и графическими произведениями. Впервые я узнал его как художника-иллюстратора по замечательной книге “Испанская классическая эпиграмма”. Уже тогда я понял, что он художник, так сказать, философского направления, что для его творчества характерен примат мысли, идеи, а не простое любование линией и цветом. О нём мне рассказывал и хорошо его знавший мой наставник и друг, композитор Дмитрий Алексеевич Толстой. Я знал, что Шемякин – бунтарь и правдолюбец, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, за что не раз бывал гоним при советской власти. Кроме того, мне было известно, что он человек мужественный и смелый, и практически всегда говорит то, что думает. В общем, я решился… и не разочаровался. С Михаилом оказалось интересно поговорить на самые разные темы. Высказывался он прямо, без лишних вводных оборотов, иногда даже несколько сурово и категорично. В какой-то момент разговора игра моего воображения вдруг представила мне его рыцарем без доспехов. Рыцарем Искусства? – Кто знает, ЧТО на самом деле скрывается под неизменно чёрным одеянием и слегка ироничной усмешкой?..

http://foma.ru/ryiczar-bez-dospexov.html

VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке Непосредственно после древних мозаик Равенны и Рима мы решаемся поставить, в числе древнейших мозаик греческого Востока и наряду с росписью церкви св. Димитрия в Солуни, Кипрскую мозаику, открытую и изданную Я. И. Смирновым близ Ларнаки, в деревне Кити, в храме Панагии «Ангелозданной» ( Παναγα γγελτιστος ), в 1895 году 157 . Не довольствуясь эскизными фотографическими снимками замечательного памятника, Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи заказал в 1907 году художнику Н. К. Клюге акварельную копию мозаики, приобретенную впоследствии Русским Археологическим Институтом в Константинополе, ныне издавшим эту копию в красках 158 . Тем не менее, в виду открывшегося научного разногласия в определении времени этого памятника и явной недостаточности расследований, приходится некоторые вопросы пересмотреть снова и в заключение вновь пожелать дополнительного освещения некоторых данных на месте. Так, затруднение в определении времени памятника представляет само здание церкви – благодаря пристройкам и позднейшей переделке главного корпуса и двух абсид (южная была снесена). Я. И. Смирнов, осмотрев храм на месте, пришел к заключению, что хотя храм Панагии византийского типа X–XI в., он, однако, не древнее владычества франков или лузиньянов (1192–1302), но «при виде восточной части церкви снаружи, поражают непомерно малые размеры абсиды, которые совсем не соответствуют величине церкви». «Это, по мнению Я. И. Смирнова, объясняется тем, что ныне существующая церковь пристроена к значительно древнейшей, чем она сама, абсиде». «Причиной этому была конечно, лишь древняя мозаика, сохранившаяся в конхе ее». Григорович Барский свидетельствует, что он видел «вне града Ларна», «в веси Ките храм лепотен, иже бяше прежде престол архиерейский, тамо и чудотворный образ Богородицы, каменцами от мусий насажден и от Арапа некогда ударен, кровь источити повествуется» 159 . Греки доныне дорожат абсидами старых церквей, имеющими «синфронон» или архиерейское сопрестолие, и, расширяя церкви, сохраняют древнюю абсиду, хотя она мала для служения. Тем более естественно думать, что в этом особенном положении повлияла мозаика, со времени падения Византии ставшая на Востоке недоступной редкостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Архив Святые и святыни Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери Празднование 1/14 сентября Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери. Празднование 1/14 сентября. Обитель иноков. Сюда Пришли мы помолиться. И здесь от горя и труда Хотим на час забыться. Идем в пещерный Божий храм, Где у святой иконы Отрадно волю дать слезам, Земные класть поклоны. Владычица Небес глядит Любвеобильным взором И как бы хочет всех покрыть Чудесным омофором… Эти бесхитростные, но искренние строки были написаны в день ангела великого старца Варнавы Гефиманского, спустя шесть лет после его кончины – происшедшей прямо во время его коленопреклоненной молитвы в алтаре. Принадлежат они иеромонаху Ефрему, духовнику Черниговского скита, расположенного в получасе ходьбы к востоку от Троице-Сергиевой лавры. До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах, отделенных друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них: территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный военный НИИ. Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров. Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная  ЧерниговскоГефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу. Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от ЧерниговскойГефсиманской иконы. С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: ЧерниговоЕлецкий, ЧерниговоИльинский, ЧерниговоГефсиманский. Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает Несторлетописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник ЧерниговскоЕлецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII cmoлemuя после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.

http://pravoslavie.ru/put/050914185335.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010