2:11 —18). Так, он повествует, что когда Петр прибыл в Антиохию, где были христиане как из иудеев, так и язычников, откуда и послано было на апостольский собор в Иерусалим вопрошение, должно ли христианам из язычников соблюдать старый Моисеев закон, — то в этот раз, здесь в Антиохии, апостол Павел нашел благопотребным лично противостать ему, Петру, потому что Петр подвергался нареканию. Ибо до прибытия в Антиохию некоторых от апостола Иакова, тогдашних иерусалимских единоверцев, Петр имел общение в пище вместе с язычниками. А когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных, тогдашних единоверцев. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже спутник и сотрудник Павла, апостол Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, - пишет апостол Павел, — что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь, как жил доселе, по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски, лицемерно показывая вид, как будто необходимо для спасения соблюдать всем старую букву Моисеева закона. Мы по природе иудеи, а не из язычников, грешники. Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою во Христа Иисуса, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона. Если же я, снова придерживаясь буквы Моисеева закона, буквы, отмененной всем апостольским собором, буквы убитой и убивающей, мертвой и мертвящей, снова созидаю то, что сам же разрушил, то сам себя делаю преступником.    Таким образом, в священно-историческом раскрытии этого обстоятельства разъяснен весь смысл единоверия, как тогдашнего, допущенного самими апостолами в апостольской Церкви, так и современного нам, допущенного святой соборной и апостольской Церковью всероссийской. По указанию Божию, Первоверховный апостол Петр усмотрел, что ни обрезание, ни вообще соблюдение старой буквы ветхозаветного Моисеева закона не обязательно для спасения. Многу взысканию бившу, иерусалимский апостольский собор также не признал необходимым для спасения соблюдение буквы Моисеева закона, и главенствующие голоса по сему на соборе подали апостолы Павел, Петр и председатель собора, брат Господень, апостол Иаков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3. Поелику в Законе и в Евангелии первая и важнейшая заповедь есть любить Господа Бога от всего сердца, и затем следует подобная ей – любить ближнего как самого себя, то оказывается, что Один и Тот же Виновник Закона и Евангелия. Ибо так как в том и другом Завете правила совершенной жизни одни и те же, то они указывают на Одного Бога, Который хотя предписал и особенно приличные тому и другому заповеди, но главнейшие и важнейшие, без которых невозможно спасение, дал одни и те же в обоих (Заветах). 4. Кого не посрамит Господь, когда Он показывает, что Закон не от другого Бога, так говоря к наставляемым им народу и ученикам: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак все, что они скажут вам, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжелыя и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ( Мф.23:24 ). Итак Он не порицал даннаго Моисеем Закона, который Он велел соблюдать, когда еще был цел Иерусалим, но укорял их за то, что они возвещали слова Закона, но оставались без любви и потому были несправедливы в отношении к Богу и ближним. Так и Исаия говорит: «народ сей устами чтит Меня, сердце же их далеко от Меня. Напрасно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим» ( Ис.29:13 ). Он называет заповедями человеческими не данный Моисеем Закон, а предания самих старцев, ими выдуманные, защищая которые они уничижали Закон Божий, и потому не покорились и Слову Его. Это именно говорит и Павел относительно их: «не ведая правды Божией и желая поставить свою (собственную) правду, они не покорились правде Божией. Ибо конец Закона Христос к праведности всякому верующему» ( Рим.10:34 ). А каким образом Христос конец Закона, если Он и не начало Его? Ибо, кто принес (с Собою) конец, тот привел и начало; и Он Сам говорит Моисею: «Я увидел угнетение народа Моего в Египте и сошел избавить их» ( Исх.3:7 ); потому что изначала Слово Божие обвыкло восходить и нисходить ради спасения бедствующих. 5. А что Закон предварительно внушал человеку о необходимости следовать Христу, Он Сам показал это, когда спросившему, что должно делать для получения вечной жизни, так отвечал: «если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди», и на вопрос «какие», Господь опять сказал: «не прелюбодействуй, не убивай, не крадь, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего как самого себя», – предлагая желающим следовать Ему заповеди Закона как бы ступени для входа в жизнь: что Он сказал тогда одному, сказал всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   Во-вторых, адвентисты совершенно неправильно делят ветхозаветный закон на Заповеди Божии и закон Моисеев, потому что весь ветхозаветный закон без исключения, дан Господом, а Моисей был только передатчиком. Так и говорится в свящ. Писании: «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх 24:12). И в книге Неемии говорится, что по желанию народа Израилева, священник Ездра «принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» (Неем. 8:1). Ясно, что книги Моисеевы считались всегда законом Божиим. «И читали, — говорится в книге Неемии, — из книги, из закона Божия» (Неем. 8:8). Что еще берут адвентисты из ветхозаветного закона, кроме празднования субботы?   Адвентистские «духовные лица» — лжерукоположенные проповедники и другие — берут со всех принадлежащих к адвентистской ереси десятину, то есть десятую часть их годовых доходов; кроме того, у адвентистов различаются животные на чистых и нечистых, дозволенных в пищу и недозволенных: свиньи и зайца они почему-то не едят. Были ли в древности еретики, которые, подобно адвентистам седьмого дня, навязывали христианам празднование субботы и другие постановления ветхозаветного закона?   Были, и от них предостерегал христиан Апостол Павел. «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал 4:9—11).    Среди Колосских христиан тоже появлялись такие же Иудействующие еретики и тоже хотели сбить их с пути истины и склонить к исполнению закона Моисеева; когда же христиане отказывались праздновать субботу и исполнять другие постановления древнего закона, то еретики укоряли их за это. Апостол и пишет по поводу этого: «никто да не осуждает вас за пищу (что вы не делите ее на чистую и нечистую Лев. 11), или за какой-нибудь праздник (Исх. 23:15; Лев. 23), или новомесячье (Чис. 10:10), или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол 2:16, 17); то есть, все это, перечисленное Апостолом, было тенью, предзнаменованием Христа и Его дела, а теперь все это уже исполнилось.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А) Первый пункт вероучительной части: о ненужности Моисеева закона для Галатов ( Гал. 3:1–14 ) Первое доказательство сей ненужности Св. Павел заимствует из наглядного опыта самих Галатов ( Гал. 3:1–5 ), которые прияли Св. Духа и благодатные дары чудотворений отнюдь не за дела закона. Гал. 3:1 . «О, немысленные Галаты! Кто прельстил 80 вас не покоряться истине?» Не презрение конечно, или гнев на немысленность Галатов слышится в слове апостольском, а лишь отеческое волнение любви, ревнующей о спасении своих духовных чад. «…вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» Удивление свое Апостол относит не столько к силе своей проповеди у Галатов (она была везде одинаково сильна), сколько к тому, как они хорошо уразумели было значение смерти Господней. Гал. 3:2–5 . «Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? ... Подающий вам Духа (т. е. Господь Бог) и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставления в вере?» Ответ мог быть только один в пользу веры, а не закона; ибо Галаты не были обрезаны и иго закона вовсе на себя не возлагали. Второе доказательство ненужности закона заимствуется из способа оправдания как самого родоначальника оправданных Авараама, так и после него всех будущих наследников обетований Авраамовых ( Гал. 3:6–9 ). «Так Авраам (еще не бывши обрезан) поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Не прямое ли заключение отсюда, что и для усыновления Аврааму требуется не что другое, как его же вера? «Познайте же, – говорит Апостол, – что верующие (подлеж.) суть сыны (сказуем.) Авраама. И Писание, провидя, что Бог верой оправдает язычников, предвозвестило Аврааму», когда он не был еще обрезан: «в тебе благословятся все народы». Причем и намека не сделано, что народы сии должны быть обрезаны» 81 . Гал. 3:9 . Итак, какое же заключение отсюда? То, что «верующие», кто бы они ни были, иудеи ли по происхождению, или необрезанные язычники, как Галаты, – одинаково «благословляются с верным Авраамом».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А что таковой и в иудейство уклоняется, и снова возвращается к тени Закона и ветхости буквы, таким образом отвергается благодатной истины (Ин.1:17) и нового служения в духе (2Кор.3:8), это уже не подозрение, а само собой и слепому явно, как говорится. Потому что не постановление ли Закона говорит: " в первый месяц, в четырнадцатый день месяца сего праздник Господу пасхи, и в пятнадцатый этого месяца праздник; семь дней ешьте опресноки " (Числ.28:16,17)? Итак, если это есть древнее и Моисеево узаконение, то кто стал бы сомневаться, что употребляющие опресноки имеют общение с Евреями, держащимися законов Моисеевых, и через один этот древний, от Закона заимствованный, квас заквашиваются на весь Закон, по сказанному боговдохновенным Павлом: " малая закваска квасит всё тесто " (1Кор.5:6); - хотя и странно как-то кажется и нисколько не отлично от загадки удерживать подобно квасу опреснок. Потому что он хотя и особенное имя имеет, называясь опресноком, но так как он есть часть древнего законоположения, которое великий Павел по причине ветхости наименовал квасом, то нисколько не противно, а и весьма свойственно называться общим именем кваса. Так что сказанное апостолом Галатам об обрезании, изменив в предложение об опресноках, уместно бы сказать и опресночникам: " если едите опресноки, никакой вам не будет пользы от Христа. И свидетельствую всякому человеку, употребляющему опресноки, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати " (см. Гал.5:2-4). Ибо если должно быть отменено обрезание, так как оно принадлежность Закона, то должен быть отринут и опреснок, потому что он относится к Закону. И опреснок принадлежит Закону даже более чем обрезание: потому что оно прежде Закона и иногда противоположно закону, когда нарушает субботу, став важнее закона относительно её; а опреснок и вместе с Законом [установлен], и никогда не противоречит Закону. Посему он даже более чем то [обрезание] должен быть отвергнут; и, следовательно, на употребляющих его, как и на обрезывающихся, падает укоризна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

Ап. Павел поэтому говорит о всеобщности суда и наказания: «Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут, а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим.2:12–13 ). Язычники осудятся по закону, данному от рождения: способности познавать добро и зло, т. е. по закону совести, а иудеи осудятся как бы по двойному закону: закону внутреннему, от природы, и закону писанному, данному от Бога через Моисея. Естественный нравственный закон, или закон совести, с которым человек рождается в мир – всеобщий судья рода человеческого ( Рим.2:14–15 ). Сверх этого закона иудеи имели закон Моисеев – это их преимущество ( Рим.2:10, 17–20 ), ибо он путеводил к истине, но лишь при исполнении его. А без исполнения закона он лишь больше осудит иудеев ( Рим.2:9 ). Истинный тот иудей, кто исполняет закон, притом исполняет не по букве, а по духу, т. е. делает закон из долга своей внутренней потребностью ( Рим.2:23–29 ). в) Сравнение иудеев с язычниками (Рим.3:1–20) Обличив гордость и превозношение иудеев перед язычниками, ап. Павел не скрывает действительного преимущества иудеев: им вверено слово Божие, и они раньше других получили благовествование: ( Рим.3:1–2 ). И неверность иудеев не упраздняет верности Божиих обетований – народ иудейский остается народом великим и избранником Божиим, ибо у них и «усыновление, и заветы, и законоположение, и служение, и обетования» ( Рим.9:4 ). Этот народ должен был быть руководителем в религиозной жизни для всего человечества. С этой точки зрения и обрезание, как условие вступления в иудейство, тоже имело значение и давало преимущество. А то, что они, иудеи, теперь отвергнуты, не означает, что Бог не верен в Своих обетованиях, – это произошло по причине неверности самих иудеев, – через непризнание явившегося Мессии. Преимущества иудеев возвышают только славу Божию, но не выражает их нравственного достоинства. В 3, 5–8 Апостол опровергает такой, приписываемый ему, софизм: если неправда людей открыла большую правду Божию, то зачем Бог наказывает за неправду? Если неверность иудеев вызвала приход в мир Мессии и обилие благодати, то зачем их осуждать? Апостол без доказательства прямо определяет, что на таких хитроумных софистов уже готов праведный суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

без различия, одно вместо другого. Об этом ясно свидетельствуют нам книги: Исход (наприм., 16, 24, 31, 34, 35 главы) и Второзаконие (4, 6, 10 гл.), и св. апостол говорит, что преступивший заповедь: «не убий» – преступник закона ( Иак.2:10–11 ) 2 . Точно так же и приведенные тобою слова Христа касаются не только десятословия, но и всего «закона и пророков»; посему Христос там же перечисляет не только заповеди десятословия, но и многие другие заповеди, которые «сказаны древним» ( Мф.5:17–7 гл.). При этом еще заметь, Петр, что Христос отнюдь не сохраняет буквы древних заповедей, не исключая и десятословия. Так что приведенное тобою основание в пользу исполнения буквы только десятословия опровергается самим Писанием. И ты должен согласиться, что, если праздновать субботу по букве 4-й заповеди, то нужно тогда исполнять и весь древний закон, в котором есть заповеди и большие десятословия ( Мф.22:37–40 ; Ин.7:22–23 ), потому что согрешивший даже в одном чем-нибудь из закона виновен против всего закона ( Иак.2:10 ; Гал.3:10 ). Следовательно, или соблюдай по букве весь древний закон, или согласись, что соблюдение одной только субботы с твоей стороны есть также беззаконие, потому что подвергает тебя клятве закона ( Гал.3 ), который ты соблюдением субботы признаешь для себя обязательным. Петр задумался. Наконец, он вспомнил новый выход из затруднительного положения, подсказанный ему «Библейскими чтениями о настоящей истине» – Пусть будет по-вашему, – утирая с лица пот и подтягиваясь, снова заговорил Петр. – Пусть Писание не отличает десяти заповедей от закона и называет также и десятословие законом. Словом, – пусть я буду неправ, строя защиту субботы на различии слов: «заповедь» и «закон»... Но вот в следующем я обязательно буду прав. Писание нам ясно говорит о двух законах. Один – это закон Божий, а другой – Моисеев: «и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, читаем в 4-ой книге Царств, если только они будут стараться согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой, Моисей (21:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Бояся сущих от обрезания, т. е. не то, чтобы ап. Петр боялся, страшился этих обрезанных, т. е. христиан из иудеев, что они ему могут причинить какой либо вред, а страшился, боялся того, как бы этих христиан из иудеев, видимо еще немощных верой, еще многого не понимавших в Евангельском учении, особенно в христианской свободе от закона Моисеева, не соблазнить, не отторгнуть от единства Церкви и тем не нарушить мира в Церкви. Но чего ап. Павел боялся, то и случилось. 13 ст. Вместе же с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Великое дело Павла образовать из иудеев и язычников единую Церковь Христову без примесей иудейства и язычества было нарушено. Мир церкви Антиохийской был нарушен. Подражая Петру, стали сторониться христиан язычников и другие Антиохийские христиане иудеи, вопреки собственному убеждению даже Варнава, ближайший сотрудник Павла, стал лицемерить. 14 ст. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Но когда ап. Павел увидел, что действия Петра не соответствуют духу Евангельской истины, т. е. не столько созидают, сколько разрушают дело благовестия, то он сказал Петру при всех: если ты, родом Иудей, ничего не находил предосудительного в том, чтобы жить по-язычески, т. е. не считаясь с требованиями закона Моисеева, то для чего же ты принуждаешь бывших язычников жить по-Иудейски, т. е. согласно с требованиями закона Моисеева. Разумеется ап. Петр не учил их исполнять закон Моисеев, но примером-то своим мог повлиять в эту сторону. Не желая порывать общения с уважаемым всею церковью апостолом Петром, они из его примера могли сделать вывод к необходимости для них соблюдения Закона Моисеева. 15 ст. Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16 ст. однакоже, узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается ни какая плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Бытия. При изгнании прародителей из рая Господь сказал Адаму: «...Проклята земля за тебя, в скорбях будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». Щадя самого Адама, Господь наложил проклятие на ту землю, от плодов коей он должен питаться. Своим сошествием на землю и воплощением Спаситель снял эту клятву. Творец и Избавитель мой, Пречистая, Христос Господь из Твоих ложесн прошед, в мя оболкийся, первые клятвы Адама свободи (богородичен воскр. вечерни на стиховое гл. 6). Б) Вторая клятва указана в кн. Второзакония. Моисей давая своему народу открытые ему Богом законы, чтобы побудить народ к их исполнению, наложил клятвы за неисполнение. «Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!» (Второзак. 27:26). Однако закон оставался неисполненным во всей его полноте, и оттого проклятие падало на подзаконных людей. Эту постоянную виновность признавал и сам закон, установивший для облегчения вины постановление о жертвах. Но жертвы имели односторонние значение: они, если и снимали каждый раз вину, то все же не могли нравственно возрождать, сделать лучшими людей. Жертвами закон «Не может сделать совершенными приходящих с ними.» ( Евр. 10:1 ). Об этом подробное рассуждение содержится в 3 гл. Послания апостола Павла к Галатам: «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет всего написанного в книге закона... Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк висящий на древе.» (Гал. 3и 13; Второзак. 20:23). Здесь апостол объясняет, что Христос уничтожил правомочность Моисеева закона о клятве, ибо в применении ко Христу сам закон допустил беззаконие, сам закон оказался несправедливым. Христос, будучи совершенно безгрешным и невиновным, подпал под клятву по букве закона, так как был «повешен на древе» – на кресте. Так закон потерял свою правоту, не исполнил своего назначения быть хранителем справедливости и тем самым отменил себя, сам себя осудил. Закон, как а) не искупавший вины, б) не возрождавший нравственно, в) осудивший по букве Самого Господа, оказался отмененным, ибо и дан он был при Синае на время, «до времени исправления,» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В повествовании о коронации Иоаса читается по славянскому переводу следующее: И изведе сына царева, и возложи на него венец, и свидение ( 4Цap. XI, 12 ; ср. 2Nap. XXIII, 11 ). В греческом переводе этому последнему слову (свидение) соответствует μαρτριον, что значит свидетельство (­свидение), а в латинском переводе Вульгата – тожественное по значению testimonium; в еврейском тексте стоит слово эдут ( ). обычно словом эдут обозначаются скрижали закона, напр. Ucx. XXV, 16. 21 : Положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе; Ucx. XL, 20 : И положил... Так как скрижали закона хранились в ковчеге завета, то и самый ковчег очень часто называется в Пятокнижие ковчегом откровения или просто откровением ( Ucx. XVI, 34; XXVII, 21 ; Лeb. XVI, 13; XXIV, 3 ; Чucл. XVII, 4. 10 ). Поэтому и в повествовании о коронации Иоаса под словом эдут (свидетельство, откровение) должно разуметь или список десятословия (самыя скрижали всегда пребывали в ковчеге), или список всего закона Моисеева. Это последнее понимание гораздо естественнее, так как оно согласуется с предписанием самого закона о том, что царь, когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона ( Bmop. XVII, 18 ) с указанною выше целью. Словом, эдут – свидетельство закон Моисеев, как и скрижали, обозначается потому, что закон этот есть свидетельство воли Божьей, в нем говорит и свидетельствуется Сам Бог . Латинский перевод Вульгата понимал testimonium (эдут) в повествовании о коронации Иоаса, как обозначение закона, почему рядом со словом testimonium и пояснение в данному смысле. Это пояснение находим в переводе 2 книги Паралипоменон XXIII, 11: Et eduxerunt filium regis et imposuerunt ei diadema et testimonium, dederuntque in manu ejus tenendam legem, et constituerunt eum regem, т. е. «и вывели сына царя и возложили на него диадему и свидетельство, и в руку его дали держать закон и поставили его царем». И в руку его дали держать закон есть ничто иное, как пояснение слова свидетельство 8 , так как ни еврейский, ни греческий текст не дает иного основания для этого выражения 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010