Впрочем, если мы имеем преимущество (перед древними), в наградах за добродетели, то подлежим, в случае преступления закона, и большему наказанию за грехи. Как жившие до закона подверглись легчайшему наказанию, чем те, кто жил во время закона: « те, которые », говорит, « не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут » (Рим. 2:12), то есть, не будут иметь обвинителем своим закона, но произнесу, говорит, приговор над ними через самую природу их, « о чем свидетельствует совесть их и мысли их », — так и согрешающие под благодатью потерпят тягчайшее наказание, чем те, которые согрешали в законе. Различие между теми и другими Павел показал так: « отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет » (Евр. 10:28–29)? Видишь, под благодатью наказание больше, так как и награды больше? Но как я напомнил вам о страшных и духовных тайнах, то убеждаю вас, и молю, и прошу, и желаю со всем усердием, да приступаете к этой страшной трапезе, отложив всякий грех. « Мир », говорит апостол, « старайтесь иметь со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа » (Евр. 12:14). А кто недостоин видеть Господа, тот недостоин и приобщения тела Господня. Поэтому Павел говорит: « испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей » (1 Кор. 11:28). Не обнаружил раны, не выставил вины на всеобщий позор, не представил свидетелей преступления: нет, внутри — в совести, в отсутствии всех, кроме всевидящего Бога, твори суд и исследование своих грехов, и, разбирая всю жизнь, веди грехи на судилище ума; исправь проступки, и потом уже с чистой совестью приступай к священной трапезе, и причащайся святой жертвы. Это имея в уме, также помня сказанное нами о невоздержании и то, какое наказание угрожает бесстыдно смотрящим на лица жен, а прежде и геенны имея перед очами страх и любовь Божью, будем очищать себя во всем и, таким образом, приступать к священным тайнам, да примем их не в суд и осуждение, но во спасение и здравие души, и в непрестанную надежду на это спасение, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Иер. 2:8 8. Свщенницы не рекоша: гд есть Гдь; и законъ, не вдша м, и па стыри нече ствоваша на м, и проро цы проро чествоваша в Ваа ла, и длмъ послдоваша. 8. Священники не говорили: где Господь? и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала, и ходили во след тех, которые не помогают. 8 ст. Священники не искали Бога, поступали так, как бы Бога для них не существовало: – таже мысль дается и выражением: « не вдша м». Последнее утверждается о « держа щ и хъ законъ», т. е. хранителях постоянного, писанного закона. Этими «держащими закон» называются те же священники, так как им отдан был на хранение список закона Моисеева ( Втор. 31:9 ) и они же отчасти имели право суда на основании закона ( Втор. 17:8–13 ). Ср. Иер. 18:18 ; Иез. 7:26 . Эти хранители закона действовали так, как бы закон Божий был им неизвестен; в своих действиях они руководились произволом и корыстными побуждениями, ради корысти говорили ложь вместо истины Божией ( Иер. 6:13, 8:10 ). И не священники только, но и другие, имеющие власть в народе, па стыри нече ствоваша на Бга, – вернее с евр.: отпали от Господа, поступали как отступники от Господа, следовательно управляли народом не по закону Божию, а по своему произволу. Священники и другие управители народа были представителями писанного закона, проповедниками и толкователями воли Божией, открытой чрез Моисея. Бывали в народе еврейском другого рода представители закона Божия, люди получавшие новые откровения воли Божией и проповедывавшие и толковавшие эту волю народу. Это пророки. Но и пророки, – вернее лица, выдававшие себя за пророков, – говорили не во имя Господа, но во имя Ваала. Забвение Господа было, таким образом, следствием не простого нерадения, но решительным отступничеством от Господа, вследствие служения идолам языческим. Ваал называется здесь в смысле идолов вообще, как показывает и следующее равнозначущее выражение: и ходили во след тех, которые не помогают. «Которые не помогают» – так называются идолы в том же смысле, в каком они называются и суетою (стих Иер. 2:5 ). Итак, лжепророки сами служили идолам и, говоря пред народом во имя этих идолов, увлекали за ними и народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Между тем Иосия с успехом очищал следы язычества на земле своей, и через левитов собирал пожертвования на храм. В восемнадцатом году своего царствования он повелел возобновить ветхости и исправить повреждения в храме. При этом случае первосвященник Хелкия отыскал оставшуюся в пренебрежении книгу закона Моисеева и послал ее к царю, который приказал прочитать ее при себе. Он в первый раз теперь услышал, какими страшными казнями Бог угрожал преступникам, оставляющим закон Его. Раздравши на себе одежды, он послал первосвященника Хелкию и некоторых царедворцев вопросить Господа о судьбе, ожидающей его и народ, после того как отцы их преступлением закона раздражили правосудие Божие. Посланные пришли к пророчице Олдане, которая жила в Иерусалиме. Она отвечала, что все, прочитанное в книге закона, непременно постигнет как Иерусалим, так и обитателей его за служение чуждым богам; но так как царь, слышавши угрозы закона, смирился пред Богом и молился Ему со слезами, то он, при жизни своей, не увидит тех бедствий, которые угрожают Иерусалиму. Когда ответ пророчицы передан был царю, он собрал к себе всех старейшин Иудейских и жителей Иерусалима всех возрастов; и, вошедши в храм, приказал читать книгу закона вслух всего народа. По прочтении закона, царь клятвенно обещал хранить все заповеди его от искреннего сердца; эту клятву повторил и весь народ. Тогда очищен был и храм, и город от последних остатков язычества. Сосуды и другие предметы, употреблявшиеся при идолослужении, были выброшены и истреблены; места, где приносились гнусные жертвы, осквернены; жрецы языческие были преданы смерти. Из Иерусалима Иосия отправился в Вефиль; там он разрушил жертвенник, сооруженный некогда Иеровоамом. Увидевши по горе гробницы ревностных в свое время чтителей тельца Иеровоамова, царь повелел вырыть кости их и сожечь на месте жертвенника Вефильского. Исполнители его повеления, разрывая могилы, оставляли неприкосновенною одну гробницу. Заметивши это, царь спросил: «чья эта гробница?» Жители Вефиля отвечали ему: «это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и произнес на это место все то, что ты теперь сделал с жертвенником Вефильским». Это было при Иеровоаме, который ввел поклонение тельцам, за 355 лет. Иосия заповедал хранить могилу пророка неприкосновенною. Таким образом, сохранены были от поругания и кости Вефильского старца, бывшего некогда пророком и погребенного вместе с Иудейским пророком. По возвращении в Иерусалим, Иосия повелел совершить пасху, как предписано было в книге закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Дабы иудеи не могли возразить: это не к нам говорится, высказывает: закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом. Какая, говорит, надобность говорить другим, когда закон дан вам? Законом же называет весь Ветхий Завет, а не один Моисеев только закон, как и теперь наименовал законом пророчества Исаии и Давида. Словами заграждаются всякие уста изображает хвастовство иудеев и неостановимое стремление языка их. Ими пророк обуздал его, как стремительный поток. Апостол же разумеет не то, будто для того грешили, чтобы заградились уста их; но для того были обличаемы пророками, чтобы не представляли грехов своими грехами неведения и не хвалились. И не одни иудеи, но и весь мир становится виновен пред Богом, то есть осужден, чужд дерзновения, не оправдываемым собственными делами, но имеющим нужду в посторонней помощи, то есть в благодати Христовой. Что же ты, иудей, хвалишься законом, когда ты наравне с остальным миром повинен как не оправдываемый делами закона? Законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки. Законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки. Если ты, иудей, хвалишься законом, то знай, что он служит для тебя причиной большего наказания. Ибо чрез него ты узнал грех, а кто грешит с сознанием, тому грозит большее наказание. Но это случалось по твоему нерадению, ибо ты не бежал греха, сделавшегося тебе известным, и потому навлек на себя большее наказание. Как же освободишься ты от этого наказания? Если примешь правду Божию, независимую от закона. Ибо нас оправдает Бог, хотя бы мы и не имели дел; потому что Бог всемогущ. Прекрасно выразился: явилась, дабы показать, что правда Божия существовала прежде, но была сокрыта. И словами о которой свидетельствуют закон и пророки также показывает, что она не есть что-либо новое, но что о ней говорили и закон Моисея, и пророки, почему и достойна приятия; ибо хотя она независима от закона, однако совершенно согласно с законом имеет целью оправдать нас.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Ослеплен, говорит, ум их, и потому ни те, которые тогда жили, не видели, ни те, которые теперь живут, не видят, как ослепленные и имеющие на лице Моисеевом то же покрывало во время поверхностного чтения закона. Ибо Христос называет закон Моисеем, как в следующем месте: у них есть Моисей и пророки (Лк.16:29). И не открывается им, не познается ими, что Христос имел отменить Ветхий Завет. Итак, их заблуждение есть заблуждение ума, потому что ослепление есть грех ума. Не удивляйтесь, говорит, что иудеи не могут видеть славы, славы закона. Если бы они видели славу закона, то видели бы и славу Христову. Ибо славу закона составляет обращение ко Христу. Где же сказано, что закон отменен будет Христом? Там, где говорится: пророка воздвигнет тебе Господь, Бог твой, - Его слушайте (Втор.18:15). Итак, когда повелевается слушать Его, а Он отменил субботу, обрезание и все прочее, то выходит, что об отмене этой дал поведение сам закон. Кроме сего, тем, что ведено приносить жертвы в одном храме, а Христос разрушил его, не отменяются ли жертвы совершенно? И: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс.109:4), также: жертвы и приношения Ты не восхотел (Пс.39:7), - все это составляет отмену закона. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их. Поскольку выше сказал, что покрывало лежит в чтении Ветхого Завета, то, дабы кто не подумал, что покрывалом называет неясность закона, говорит: нет, я называю покрывалом слепоту и грубость сердца иудеев. Ибо и на лице Моисея оно лежало не для него, но по причине грубости и слабого зрения иудеев. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух. Теперь говорит о способе, как могут исправиться израильтяне. Когда обращаются к Господу, говорит, то есть когда оставят закон и приступят к духовному Евангелию, тогда снимется покрывало. Ибо и Моисей, как повествует история, когда обращался к Господу, снимал с себя покрывало. А это прообразовало имеющее быть после, именно, когда кто обратится к Духу (ибо Он - Господь), тогда увидит открытое лицо законодателя, еще более - сам будет наряду с Моисеем и будет наслаждаться славой, превосходящей, как сказано, славу закона. Ибо ее даст Дух, как Господь и Всемогущий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

Откр. 22:11–12, 14 ). Еще сильнее и яснее говорит об этом ап. Иаков в своем послании: «Что пользы, братья мои, пишет он, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе... и бесы веруют и трепещут... как тело без духа мертво, так вера без дел мертва» ( Иак. 2:14, 17,19,26 ). Вопреки такому учению сектанты-рационалисты учат, что для спасения человека добрые дела не нужны, а нужна только вера, и в доказательство этого ссылаются на некоторые места Св. Писания, особенно в посланиях ап. Павла. Так, они указывают 1) на следующие слова из посланий к Римлянам и Галатам: «Праведной верой жив будешь» ( Рим. 1:17 ), «потому что делами закона не оправдается перед Ним (т. е. Богом) никакая плоть» (–3:20), «ибо мы признаем, что человек оправдывается верой независимо от дел закона» (– 3:28); «узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал. 2:16 ).– Но слова эти не подтверждают учения сектантов. Как видно из контекста речи и общего содержания посланий к Римлянам и Галатам. ап. Павел имеет здесь в виду иудеев и язычников. Первые, хвалясь своим происхождением от Авраама, утверждали, что Мессия –Христос принес только им одним спасение и что усвоить это спасение можно лишь через исполнение обрядового закона Моисеева, который обязателен будто бы и для христиан. Последние же, наоборот, гордясь своим владычеством над вселенной, своей философией, своими делами, сообразными с требованиями естественного закона–разума и совести, ставили себя выше иудеев и утверждали, что спасение, принесенное Христом, составляет достояние их одних. Те и другие, в сущности, были не правы, между тем, мысли их все более и 6олее распространялись среди христиан-римлян и галатов и производили смущение. Чтобы положить этому конец, апостол и пишет, что напрасно они хвалятся и думают за свое исполнение дел закона (естественного и данного Богом через Моисея) получить спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Рим.13:8 .  Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Рим.13:9 .  Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь, или заповедь о любви настолько неисчерпаема, что человек всегда останется пред нею в долгу, как бы ни старался ее исполнить. – «Закон». Здесь разумеется, по контексту речи, закон гражданский. В самом деле, любовь к ближнему не могла бы быть обозначена у Апостола, как исполнение закона Божия в его цельном виде. Нельзя даже сказать, что Павел видел исполнение второй таблицы Моисеева закона в обязанности не делать ближнему ничего дурного. Между тем цель и содержание гражданского закона как нельзя лучше определяются таким требованием чисто отрицательного характера (не делать другому гражданину ничего, что было бы нарушением его прав). – Могут возразить, что в 9-м ст. отдельные параграфы закона взяты из Десятословия. Но такие же пункты имеются и в гражданском законе. Даже пожелание, в смысле злонамеренности, покушение на завладение чужою собственностью, определяется в гражданском законе, как преступление. Если же Апостол характеризует содержание гражданского закона словами Десятословия, но он делает это с тою целью, чтобы показать, что государство, правительство с его законами делает дело Божие, и поэтому повиновение законам есть долг религиозный. Рим.13:10 .  Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. «Исполнение закона». Имея любовь к ближнему, христианин не может делать ближнему зла и таким образом исполняет все, чего хочет от него закон. Рим.13:11 .  Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. «Зная время», т. е. потому что вы знаете знамение времени ( τν καιρν), понимаете сами, что это время дано вам для того, чтобы пробудиться от сна. Апостол хочет сказать: «мотивом в добродетельной жизни вам должно служить то соображение, что остающееся время жизни дано вам для приготовления ко второму пришествию Христову. К этому дню вы должны рассчитаться со всеми долгами». – «Спасение», т. е. прославление, какого удостоятся праведники на суде Христовом ( Мф.25:34 ). Ап. Павел, вместе со всеми христианами, полагал, что пришествие Господа близко (ср. Флп 4:5 ; 1Пет 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Свидетельство Иисуса Христа о месте Иоанна Крестителя в истории спасения (Мф 11. 7-19) является косвенным свидетельством Его о Самом Себе. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется… все пророки и закон прорекли до Иоанна... он есть Илия, к-рому должно прийти» (Мф 11. 11-14). Иоанн - ожидаемый в конце времен прор. Илия, его явление завершает старую эпоху истории спасения и возвещает наступление новой эпохи непосредственной близости Царства Небесного (Божия). Задача служения всех ветхозаветных пророков и самого закона исполнилась в Евангелии Царствия Божия. «С сего времени Царствие Божие благовествуется...» (Лк 16. 16). В антитезах Нагорной проповеди (Мф 5. 21-48) Иисус Христос принципиально отвергает удовлетворение формальным исполнением отдельных заповедей закона: «Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5. 20). В поучениях Иисуса Христа заповеди закона истолковываются в их глубинном смысле. При этом Он берет на Себя неслыханную в Его окружении смелость, заменяя сказанное «древним» собственным пониманием воли Божией: «Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам…» Ветхий закон как система формальных предписаний не отменяется по существу, но заменяется его «исполнением»: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5. 17). Под «исполнением» имеется в виду осуществление того, что было предсказано эсхатологическими пророчествами о времени спасения, когда воля Божия будет постигнута и соблюдена непосредственно, без буквы закона (Иер 31. 31-34). При этом Иисус Христос, отвергая обвинение в нарушении З. М., утверждает, что закон должен оставаться в силе как целое, «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (ως ν πντα ϒνηται)» (Мф 5. 18), т. е. пока все не завершится. В этом высказывании подчеркивается не столько длительность действия закона, сколько установленный срок, предел его действия. Если фарисеи и раввины учили, что закон вечен и действует даже за пределами сего века ( Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 244-249), то Иисус Христос устанавливает определенную границу действия закона. Он имеет силу до конца века сего, «пока не исполнится все», т. е. пока эсхатологические события, которые начали свершаться с пришествием Самого Иисуса Христа (Мк 1. 15), не отменят «закон и пророков».

http://pravenc.ru/text/182513.html

Стихи 12–21 этой главы представляют собою одно из самых важных мест по глубине догматического содержания. Доказательством того, что грех Адама действительно перешел на всех его потомков, служит факт смерти, которая явилась последствием греха Адамова, или так называемого первородного греха . Апостол указывает на важное обстоятельство: до Моисея не было закона, и следовательно, грехи людей не могли им вменяться: «но грех не вменяется, когда нет закона» (ст. 13), но тем не менее люди умирали и до Моисея: отсюда естественен вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех первородный, перешедший на них от праотца Адама. Когда же дан был закон, а люди не переставали грешить, виновность их пред Богом еще более увеличилась (ст. 20). Когда же грех таким образом умножился, чрез искупительный подвиг Христов было дано людям изобилие благодати Божией — «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (ст. 20). Искупительный подвиг Христов заглаживает не только первородный грех Адамов, но и все личные грехи людей (ст. 16). В седьмой главе Апостол объясняет, что христианин, освободившись от рабства греху, свободен и от исполнения Закона Моисеева. «Закон имеет власть над человеком, пока он жив». Так, смерть мужа освобождает жену от законных обязательств супружества, и она может выйти замуж за другого. «Так и вы, братие мои», говорит Апостол, «умерли для закона телом Христовым ,чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» (ст. 4). Закон Моисеев имел временное значение, дабы обнаружить всю силу греха и привести человечество к мысли, что спасение без особой благодатной помощи Божией невозможно. Закон лишь вскрывал греховные язвы, но не давал исцеления от них: он давал человеку лишь горькое сознание бессилия исполнить все требования закона и получить через это оправдание от Бога. А теперь мы, христиане, «освободились от закона с тем, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» то есть не по внешне-формальным предписаниям закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Что касается двух других аспектов чрезвычайного положения — неисполнимости и неформулируемости закона— они предстают у Павла как необходимые следствия исключения дел, производимого законом веры. Вся критика nomos в Рим. 3:9–20 есть не что иное, как строгая артикуляция подлинного мессианического принципа неисполнимости закона:«…нет праведного ни одного… знаем, что закон, если что говорит к тем, кто в законе, говорит так, чтобы заградились всякие уста и весь мир стал виновным перед Богом; потому что из дел закона не будет оправдана перед Ним никакая плоть». Особое выражение, которое Павел использует в ст. 12, «все echreothesan»  — Иероним переводит его inutiles facti sunt — буквально означает «сделались непригодными для использования» (a–chreioo) и прекрасно выражает невозможность использования, то есть неисполнимость, характеризующую закон в мессианическое время, которую только вера может заново разрешить в chresis, использование. И знаменитое описание разделения субъекта в Рим. 7:15–19 («не знаю, что делаю… потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю») столь же ясно говорит о мучительной ситуации человека, стоящего перед лицом закона, который стал для него абсолютно неисполнимым и, как таковой, теперь функционирует просто как универсальный принцип вменения вины. Чуть раньше Павел радикально сокращает Моисееву заповедь (которая не говорит просто «не желай», но «не желай жены, дома, раба, осла и т. д. ближнего твоего»), что делает ее не только неисполнимой, но и неформулируемой: «Что же скажем? Закон есть грех? Никак! Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не познал бы желания, если бы закон не говорил: не возжелай» (Рим. 7:7). Закон здесь больше не является entole, нормой, ясно предписывающей или запрещающей нечто, — простое «не возжелай» не является заповедью — отныне он является лишь осознанием вины, процессом в кафкианском смысле, беспрерывным самовменением без предписания. Со стороны веры этому сжатию мессианического закона соответствует мессианическое подытоживание заповедей, о котором Павел говорит в Рим. 13:8–9: «Ибо любящий другого закон исполнил [pepleroken]. Ибо: не прелюбодействуй, не убивай, не укради, не возжелай, и любая другая заповедь итожится в этом слове: люби ближнего своего как самого себя». Разделив закон на закон дел и закон веры, закон греха и закон Бога (Там же, 7:22–23) и сделав его таким образом бездействующим и неисполнимым, Павел может завершить его и подытожить в фигуре любви. Мессианическая pleroma закона есть Aufhebung чрезвычайного положения, абсолютизация katdrgesis.

http://predanie.ru/book/219985-ostavshee...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010