Глава 3-я Начав с 15 ст. 2-й гл. речь об оправдании, верой и раскрыв пред читателями учение о том, что при вере обрядовый Моисеев закон не обязателен, апостол в З-й главе раскрывает истинное значение закона Моисеева в деле получения благодатных даров св. Духа и значение его вообще в деле спасения людей. 1 ст. О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у вас распятый? В справедливом негодовании на Галатов за уклонение их в сторону, ставшего уже не нужным, закона Моисеева, апостол называет их, несмысленными. О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас, т. е. обманным образом склонил вас, не покоряться истине, т. е. уклониться от возвещенной вам Евангельской истины, что спасение дается чрез веру в Иисуса Христа, а не чрез закон. Кто обманно склонил уклониться от истины вас, которые с такой радостью, приняли Евангельское благовествование, что Христос, как бы живой предносился пред глазами вашими, вы, как бы своими собственными глазами, видели распятого Господа. И несмотря на все это, вы уклонились в сторону закона Моисеева. 2 ст. Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Об одном только бы я хотел спросить вас, узнать от вас: что, благодатные-то дарования св. Духа, так обильно излитые на вас, вы получили, когда стали исполнять требования обрядового закона Моисеева или когда, услышавши Евангельское благовествование, уверовали во Христа и крестились? «Так посудите же сами, «не крайнего ли безумия дело – оставить веру, толикия блага вам даровавшую, и обратиться к закону, который ничего подобного не дал вам?» (Св. Злат. см. Еписк. Феофан. Толк. посл. Галат.). 3 ст. Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотью? Ужели вы так неразумны, что, начавши духом, т. е. верой во Христа, оканчиваете плотью, т. е. переходом на сторону Моисеева закона, т. е. вообразили, что этими внешними делами закона, и можно спастись. Жизнь под руководством закона Моисеева апостол назвал плотью, ибо весьма многое, в этом законе касалось именно плоти: разного рода омовения, очищения, самое обрезание и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Для не имеющих закона, был как без закона (не будучи впрочем без закона Божия, но под законом Христовым), дабы приобрести не имеющих закона» ( 1Кор.9:20,21 ). 4) Некоторые, невнимательно слушая слова апостола: яко праведнику закон не лежит, «что закон положен не для праведника» ( 1Тим.1:9 ), думают, что правед­нику нет необходимости исполнять нравственный закон Моисеев, или десять заповедей. Такое мнение безрассудно и явно ложно. Говоря, что праведнику закон не положен, апостол указывает на ту истину, что праведник, одушевляемый любовью к Богу, исполняет закон, или волю Божию не как раб, не по принуждению, не из страха, но как свободный, как сын, по влечению любви, желая в точности исполнять волю Отца Небесного. Эту истину объясняют слова апостола: «и вы полу­чили не духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но получили Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче» ( Рим.8:15 ). Праведник исполняет заповеди без принуждения; для него воля Божия, раскрытая в заповедях, есть собственная его воля, ибо он желает делать только то, что угодно Богу, и страшится делать все то, что не угодно Богу, что запрещается заповедями Божиими. Апостол Павел под христианскою свободою разумеет свободное отвержение служения греху, и сво­бодное покорение себя воле Божией, из любви к Богу. Так учит св. Павел: «вы, братья, призваны в свобо­ду; только чтобы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но служите друг другу любовью. Ибо весь закон заключается в сем одном слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Я хочу сказать: поступай­те по духу, и похотей плотских не исполняйте. А если вы духом управляетесь: то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечисто­та, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссо­ры, зависть, гнев, распри, разногласие (соблазны), ере­си, ненависть, убийство, пьянство, и тому подобное. Я предварял вас, и теперь предваряю, что поступающие таким образом не наследуют Царствия Божия» ( Гал.5:13–21 ). Отселе явно, какую важность апостол приписывает исполнению заповедей: не исполняя их, заключает он, нельзя наследовать Царствие Божие. Как далек был апостол от той мысли, будто ве­ра во Христа освобождает от исполнения закона, показывают ясные слова самого Павла: закон ли убо разоряем верою? говорит он. Да не будет: но закон утверждаем ( Рим.3:31 ). «Не ниспровергаем ли мы закона чрез веру? Никак; но восстановляем закон». Как бы так сказал: нет, проповедуя веру во Христа, мы призываем к совершеннейшему исполнению закона, не из рабского страха, но по духу любви, при содействии благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Достаточно сопоставить Рим.2:9,10,14,15,21–24,26,27; 3:9,19,20 , чтобы убедиться, что все «язычники» (народы – εθνη, gentes) живут в подзаконном состоянии: необрезанный «тоже может соблюдать постановления закона», и иногда лучше обрезанного, и он имеет закон не красть и не прелюбодействовать, и он осуждается своим законом («как иудеи, так и эллины, все под грехом, весь мир становится виновен пред Богом», ибо весь мир стоит под законом), и у него грех познается законом, «ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их»!.. ( Рим.2:14,15 ). Вот мысль Павла во всей ее универсальности: вера и дела закона – это два принципа, имеющие вечное значение, пред лицом этих принципов «несть эллин, ни иудей, обрезание и необрезание». Все они думали оправдаться делами закона и верили только в закон – эллины и римляне не менее иудеев, и народы новой Европы, реципировавшие римское право и греческую культуру, не менее народов древности. Ветхий Завет и ветхий Адам, верящие, что только законом можно бороться с возрастающим беззаконием, жив и поныне. 2. Принцип закона у евреев Нет сомнения в том, что древнееврейскую систему ценностей можно выразить как «закон». Жизнь «в законе» (Но Законом спастись нельзя ννομος βωσις, βος νμιμος) есть, no слову Филона, высшая цель каждого израэлита. «Гимн закона» (Но Законом спастись нельзя Но Законом спастись нельзя ννομος μνος) – в этом идеал еврейского народа. Филон говорит, что в Законе Моисеевом за 2000 лет не изменено ни одного слова. Она пребудет, пока стоят солнце, луна, небо и весь мир. Закон не терпит пренебрежения к самому незначительному правилу: ибо здание может рухнуть, если вынуть из него небольшую часть. Иосиф Флавий говорит, что Закон управляет всею жизнью еврея, от его первого питания, управляет его общением с людьми, временем работы и покоя, вообще он ничего не оставляет для свободы воли. Отсюда самообладание еврея, отсюда однородность миросозерцания и всей жизни евреев. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Закон Моисеев имеет значение лишь обличителя нравственного бессилия естественного человека; он показывал иудеям тот разлад, который существует в естественном человеке между внутренним настроением и внешним выполнением закона и тем самым вел их к сознанию необходимости небесной помощи, вел их ко Христу. Закон был для нас детоводителем  ко Христу, дабы нам оправдаться верою ( Гал. 3:24 ), и верою же принять в сердце свое Духа Христова, вопиющего: Авва, Отче ( Гал. 4:6 )! – говорит Апостол. Таким же руководителем ко Христу служит, по учению Апостола, естественный нравственный закон для язычников; ибо и язычники, по учению Св. Апостола, хотя не имеют откровенного закона, могут по природе совершать дела закона; и у них есть прирожденное стремление к добру, которое вызывает работу мысли, следствием чего является тот или другой положительный внешний закон. Когда язычники, не имеющие закона, по природа законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим. 2:14–5 ). Не самый свод законов, не самые правила, составляемый людьми, суть действие всеобщей благодати, – изложение этих правил, или, как обыкновенно говорится, статей закона, может быть крайне ошибочно, так как оно составляет произведение ограниченного человеческого ума; но то внутреннее ощущение добра, то влечение к добру, которое составляет основу или побуждение для изложения этих правил в какой бы то ни было форме и которое не зависит от нашей личной воли, есть действие всеобщей благодати. И вот, смотря по тому, насколько язычники проявляют в себе усилие к исполнению закона сердца, они в день суда могут быть оправданы или осуждены Иисусом Христом. Скорбь и теснота, говорит Апостол, всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и Эллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Эллину! Потому что не слушатели закона (Иудеи и Эллины) праведны пред Богом, но исполнители закона (разумеется, как Моисеева, так и естественного) оправданы будут в день, когда, по благовествованию моему Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа ( Рим. 2:9–10, 13, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

И наконец, многие ошибочно полагают, что Ветхий Завет учит ненавидеть врагов. Некоторые учителя времен Христа на основании заповеди «возлюби ближнего» сделали вывод, что врагов можно ненавидеть. Но ничего подобного Ветхий Завет не говорит. Вот как учит поступать с врагами книга Исход: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, – приведи его к нему» (23:4). О положительном отношении Христа к ветхозаветным Писаниям свидетельствуют многие примеры: Он постоянно ссылается на Ветхий Завет как основу Своего учения; Он явил Свою славу, стоя на горе Преображения между Моисеемзаконодателем, и Илией – главным из пророков. Все время Своего земного служения Христос был послушен всему учению Ветхого Завета. Примеры позитивного отношения Христа к Ветхому Завету можно найти и в самой Нагорной проповеди. Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5:17–19 ). Свт.  Иоанн Златоуст объясняет, как Христос исполнил Закон: Закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чем не преступил его. Чтобы увериться, что Он исполнил весь закон, послушай, что Он говорит Иоанну: «тако бо подобает нам исполнити всяку правду» ( Мф. 3:15 ). Равным образом и иудеям Он говорил: «кто от вас обличает Мя о гресе» ( Ин. 8:46 ); также ученикам Своим: «грядет сего мира князь, и во Мне не находит ничесоже» ( Ин. 14:30 ). Издревле и пророк предсказал о Нем, что «Он греха не сотвори» ( Ис. 53:9 ). Итак, вот первый способ, которым Он исполнил закон. Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине, достойно удивления, что Он не только Сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел, говоря, что «кончина закона Христос в правду всякому верующему» ( Рим. 10:4 ), и что Он осудил грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих ( Рим. 8:3–4 ), и в другом месте: «закон ли убо разоряем верою? Да не будет, но закон утверждаем» ( Рим. 3:31 ). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего однакож он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то сам Христос совершил чрез веру – почему и говорит: «не приидох разорити закон». Если же кто тщательно будет исследовать, то найдет еще и третий образ исполнения закона. В чем же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его. (Беседы на Евангелие от Mamфeя. XVI. 2–3 ) 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

О положительном отношении Христа к ветхозаветным Писаниям свидетельствуют многие примеры: Он постоянно ссылается на Ветхий Завет как основу Своего учения; Он явил Свою славу, стоя на горе Преображения между Моисеемзаконодателем и Илией – главным из пророков. Всё время Своего земного служения Христос был послушен всему учению Ветхого Завета. Примеры положительного отношения Христа к Ветхому Завету можно найти и в самой Нагорной проповеди. Христос говорит: Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном ( Мф.5:17–19 ). Святитель Иоанн Златоуст объясняет, как Христос исполнил закон: «Закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чём не преступил его. Чтобы увериться, что Он исполнил весь закон, послушай, что Он говорит Иоанну: тако бо подобает нам исполнити всяку правду ( Мф.3:15 ). Равным образом и иудеям Он говорил: кто от вас обличает Мя о гресе ( Ин.8:46 ); также ученикам Своим: грядет сего мира князь, и во Мне не находит ничесоже ( Ин.14:30 ). Издревле и пророк предсказал о Нём, что Он греха не сотвори ( Ис.53:9 ). Итак, вот первый способ, которым Он исполнил закон. Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине, достойно удивления, что Он не только Сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел, говоря, что кончина закона Христос в правду всякому верующему ( Рим.10:4 ), и что Он осудил грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих ( Рим.8:3–4 ), и в другом месте: закон ли убо разоряем верою? Да не будет, но закон утверждаем ( Рим.3:31 ). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего однакож он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил Сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то Сам Христос совершил чрез веру, – почему и говорит: не приидох разорити закон ( Мф.5:17 ). Если же кто тщательно будет исследовать, то найдёт ещё и третий образ исполнения закона. В чём же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его» (Беседы на Евангелие от Mamфeя. XVI, 2–3 ) 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Па­вел, объясняя это в отношении к пороку и в отношении к добродетели, смотри, как много удивляется одним и как счи­тает достойными других большего наказания: " ибо когда язычники " , го­ворит он, " не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон " (Рим.2:14). 5. Видишь ли, как он хвалит и прославляет делавших добро без закона? Посмотри же, как он считает достойными большего наказания согрешающих под благодатью в сравнении с грешившими под законом: " отвергшийся закона Моисеева " , говорит он, " при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? " (Евр.10:28,29) А грешивших прежде закона считает он достойными меньшего наказания в сравнении с грешившими под законом: " те " , говорит, " которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут " , т.е. бу­дут наказаны легче, не имея своим обвинителем закона, а одну только природу, " а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся " , т.е. будут наказаны тяжелее, имея своим обвини­телем, кроме природы, и закон (Рим.2:12). " Я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, – то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах " (ст. 5, 6). Видишь ли дерзновение праведника и чистей­шую совесть его? Если бы он не был совершенно уверен в себе, он не обрекал бы себя на такие бедствия. Смысл слов его следующий: если я обижал, если я мстил, то пусть случится со мною то и то. Он сам на себя произно­сит приговор и просит судить его и наказать не по мере, но гораздо больше заслуженного, обрекает себя на наказание, какого и закон не назначал ему. Посмотри, каково это наказание: " то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах " т.е. пусть погубит меня с бес­славием и бесчестием, пусть истребит вместе с жизнью моею и славу мою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Павел, объясняя это в отношении к пороку и в отношении к добродетели, смотри, как много удивляется одним и как считает достойными других большего наказания: « ибо когда язычники », говорит он, « не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон » (Рим. 2:14). 5. Видишь ли, как он хвалит и прославляет делавших добро без закона? Посмотри же, как он считает достойными большего наказания согрешающих под благодатью в сравнении с грешившими под законом: « отвергшийся закона Моисеева », говорит он, « при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? » (Евр. 10:28, 29) А грешивших прежде закона считает он достойными меньшего наказания в сравнении с грешившими под законом: « те », говорит, « которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут », т. е. будут наказаны легче, не имея своим обвинителем закона, а одну только природу, « а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся », т. е. будут наказаны тяжелее, имея своим обвинителем, кроме природы, и закон (Рим. 2:12). « Я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, — то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах » (ст. 5, 6). Видишь ли дерзновение праведника и чистейшую совесть его? Если бы он не был совершенно уверен в себе, он не обрекал бы себя на такие бедствия. Смысл слов его следующий: если я обижал, если я мстил, то пусть случится со мною то и то. Он сам на себя произносит приговор и просит судить его и наказать не по мере, но гораздо больше заслуженного, обрекает себя на наказание, какого и закон не назначал ему. Посмотри, каково это наказание: « то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах » т. е. пусть погубит меня с бесславием и бесчестием, пусть истребит вместе с жизнью моею и славу мою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Политику Манассии продолжил его сын Амон (642–640), который сменил его на престоле в 642 году ( 2Пар.33:21–22 ). Процарствовав только два года, он пал жертвою заговора своих приближённых, очистив место для своего малолетнего, но достойного сына Иосии. О том что Иосия с детства имел представление об истинной религии, свидетельствует тот факт, что уже за шесть лет до того, как была обнаружена Книга Закона, он начал проводить в жизнь свои реформаторские идеи. Что представляла из себя эта книга? Почему на протяжении долгого времени она считалась потерянной? Хотя содержание найденной в храме книги не указывается, но о ней сказано, что она «дана рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ). На основании этого Книга Закона могла содержать всё Пятикнижие или только Второзаконие. Пролить свет на это событие поможет нам одно место из книги Второзаконие, составленное «рукою Моисея». «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: Возьмите сию книгу закона, и положите её одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством...» (31:24–26). Итак, когда Моисей «вписал в книгу все слова закона», он повелел левитам, носящим Ковчег завета, положить её рядом с ним для хранения и свидетельства. Разумно было бы предположить, что во время нечестивого царствования Манассии этой книге угрожала опасность быть уничтоженной. И вот тогда она была спрятана священниками в постройке храма, где и нашли её при ремонтных работах рабочие царя Иосии. К какой же части Ветхого Завета вероятнее всего могла относиться найденная Книга Закона? Возможно к той, которая впоследствии получила название «Тора» (евр. – «учение», «закон»), или Пятикнижие Моисеево. Ведь именно в Пятикнижии есть книга, которая особенно ярко отражает все идеи, получившие свою реализацию в реформах Иосии. И эта книга – Второзаконие. При сравнении рассказа Книги Царств о реформах Иосии с текстом Второзакония можно обнаружить большое сходство. Так, Второзаконие требует самым жестоким образом наказывать тех, кто «пойдёт и станет слушать иных богов, и поклоняться им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному... Мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие... побей их камнями до смерти» (17:3–5). Это требование закона было в точности выполнено Иосией. Второзаконие требует также искоренения культа всех иных богов и наличие только одного жертвенника для приношений Господних. «И разруште жертвенники их, и сокрушите столбы их, сожгите огнём рощи их, разбейте истуканы богов их...» (12:3–6), – что и сделал Иосия. Кроме того, жертвоприношения во время царствования Иосии были сосредоточены только в Иерусалиме и запрещены во всех других местах. Таким образом, результатом реформы царя ( 4Цар.22–23 и 2Пар.34–35 ) стал не только разгром языческих культов, но и появление у народа Книги Закона, которую, по общепринятому мнению, считают Пятой Книгой Моисеевой, или Второзаконием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Послание к Римлянам прежде всего устанавливает, что весь мир «народов» живет в законе, т. е. ищет спасения в праве, государстве, в нормативной этике (mores, этос " ), и не знает и не видит ничего высшего. Достаточно сопоставить Рим. 2:9,10,14,15,21—24,26,27; 3:9,19,20, чтобы убедиться, что все «язычники» (народы — ????, g?nies) живут в подзаконном состоянии: необрезанный «тоже может соблюдать постановления закона», и иногда лучше обрезанного, и он имеет закон не красть и не прелюбодействовать, и он осуждается своим законом («как иудеи, так и эллины, все под грехом, весь мир становится виновен пред Богом», ибо весь мир стоит под законом), и у него грех познается законом, «ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их»!.. (Рим. 2:14,15). Вот мысль Павла во всей ее универсальности: вера и дела закона — это два принципа, имеющие вечное значение, пред лицом этих принципов «несть эллин, ни иудей, обрезание и необрезание». Все они думали оправдаться делами закона и верили только в закон — эллины и римляне не менее иудеев, и народы новой Европы, реципировавшие римское право и греческую культуру, не менее народов древности. Ветхий Завет и ветхий Адам, верящий, что только законом можно бороться с возрастающим беззаконием, жив и поныне. 2. ПРИНЦИП ЗАКОНА У ЕВРЕЕВ Нет сомнения в том, что древнееврейскую систему ценностей можно выразить как «закон». Жизнь «в законе» (??????? ??????, ???? ???????) есть, по слову Филона, высшая цель каждого израэлита. «Гимн закона» (??????? ?????) — в этом идеал еврейского народа. Филон говорит, что в Законе Моисеевом за 2000 лет не изменено ни одного слова. Она пребудет, пока стоят солнце, луна, небо и весь мир. Закон не терпит пренебрежения к самому незначительному правилу: ибо здание может рухнуть, если вынуть из него небольшую часть. Иосиф Флавий говорит, что Закон управляет всею жизнью еврея, от его первого питания, управляет его общением с людьми, временем работы и покоя, вообще он ничего не оставляет для свободы воли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010