+++ В домовой часовне был совершен молебен, за которым молились директор учреждения Марина Гречишкина, сотрудники и молодые матери. Отец Михаил вручил маленьким и взрослым обитателям " Маленькой мамы " подарки. Священник обратил внимание присутствующих, что икона Рождества Христова по смыслу очень близко здесь проживающим - мамам и детям. Батюшка рассказал, что этот день в церковном календаре посвящен памяти мучеников 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, пожелал духовной поддержки святых. " Важно в жизни уповать на Бога, молиться: чем чаще человек обращается к Богу, тем легче переживает жизненные обстоятельства " , - подчеркнул он. Был показан фильм о празднике Рождества Христова, желающие задали отцу Михаилу вопросы. +++ Рождественский праздник храма Смоленской иконы Божией Матери состоялся 8 января в воскресной школе. Благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Виктор Московский отметил, что праздник Рождества Христова - семейный, это праздник доброты и любви, когда вся семья собирается для украшения елки, а дети получают подарки. Торжество открыли воспитанники младшей группы воскресной школы. Под руководством преподавателя пения Веры Герасимовой дети исполнили колядки и прочитали стихи. Был показан музыкальный спектакль " Мама " , созданный под руководством актрисы Молодежного театра на Фонтанке Александры Бражниковой, преподавателя пения Веры Герасимовой, а также родителей воспитанников воскресной школы.  +++ Волонтеры общины Спасо-Парголовского храма " Забота " 7 января поздравили со светлым праздником Рождества Христова бездомных и малоимущих. В день Рождества Христова для нуждающихся были приготовлены благотворительные обеды по трем адресам: пр. Энгельса, 133, Удельный пр., 27 и Тимуровская ул., 28. Были также подготовлены персональные подарочные пакеты с предметами личной гигиены и сладостями. Член общины Виталий Лонский обращался к обездоленным с рождественским поздравлением. Они вместе молились и приступали к трапезе. С радостью и слезами на глазах нуждающиеся петербуржцы благодарили волонтеров за внимание, заботу и подарки.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Во всех епархиях при обозрении приходов владыка Ириней обращал особое внимание на пастырскую деятельность священнослужителей, интересовался всеми сторонами их жизни, не исключая и материальных трудностей быта. Забота владыки направлялась на благоустроение приходов — как основу церковной жизни. Ему хотелось восстановить первоначальный, свойственный древнему христианскому благочестию дух жизни церковной общины, когда интересы прихода сосредотачивались бы вокруг храма, со всеми его нуждами, и церковной школы. Епископ Ириней много сделал для возрождения церковных братств и попечительств, был членом Комиссии по организации «Общества ревнителей Православия и благочестивой жизни», стремился поставить дело церковной благотворительности и миссионерства на прочную духовную и материальную основу. Во время пребывания владыки на Подольской и Брацлавской кафедре он преобразовал школу для псаломщиков при архиерейском доме во второклассную церковноприходскую с трехгодичным обучением и специальными курсами церковного устава и церковного пения. Вообще церковные хоры были особой радостью владыки, и при обозрении епархий он обращал особое внимание на церковное пение, возрождение древних распевов. Во время пребывания в Каменец-Подольске епископ создал Братскую школу с курсом церковного пения. Все эти годы, несмотря на огромную занятость и просветительскую работу, владыка много пишет, переводит. Список его трудов насчитывает не один десяток наименований, среди которых «История Церковной истории», «Руководство к последовательному чтению пророческих книг Ветхого Завета» (в 1898 году удостоена Макарьевской премии), «Руководство к изучению Псалтири», перевод «Толковой Псалтири» Евфимия Зигабена с изъяснениями по святоотеческим толкованиям, перевод книги Ците «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа», французского издания «Пастырские послания святого апостола Павла» и английской книжки для детей «Мученики Колизея»; к этому надо добавить и многочисленные отзывы и рецензии владыки на начавшие печататься тогда в России различные переводы книг западных протестантских и католических богословов, и, конечно же, собственные проповеди епископа.

http://azbyka.ru/deti/o-vospitanii-detej...

Главу о церковном пении закончим выдержкой из слова, обращенного архиеп. Арсением к участникам первого новгородского съезда: «Вы, конечно, знаете, почему так нужно дорожить нашим древним церковным пением. Оно есть выражение духа нашего народа, воспитавшегося и возросшего под влиянием Церкви, которая была пестуном его, чадолюбивою матерью. Но если Церковь оказывала религиозно-нравственное влияние на народ, то и народ вносил многое от своего природного богатства и дарования в недра Православной Церкви, в виде мелодий, в которых отражаются глубина и сила его религиозного чувства и вообще его душевные качества. Эти мелодии, то возвышенно-простые, строгия и важные, то нежные, трогательные и умилительные, народ, как лучшее достояние свое, от чистого сердца отдает своей матери – Церкви. Вот почему эти родные звуки дороги ему как передуманные, пережитые, перечувствованные им. О многом они говорят русскому человеку: и о былом, и о настоящем, и об ожидаемом в будущем; будят в нем лучшие, благороднейшие порывы, святые чувства любви к вере, Царю-Отцу и родному Отечеству. Вот почему нужно дорожить этими родными мелодиями, как памятниками религиозно-народного песенного творчества. К сожалению, мы не дорожим им. Отсюда истинное церковное пение забывается, измышляется новое, чуждое духу нашего народа. Забота о сохранении и восстановлении древнего церковного пения является одною из главных забот тех, кому дороги интересы Церкви и народа...» Церковное управление до восстановления патриаршества К началу XX столетия при Св. Сноде существовали следующия, подчиненные ему учреждения: 1) Снодальные Конторы Московская и Грузино-Имеретинская. Первая управляла ставропигиальными монастырями, за исключением Соловецкого, Успенским собором в Москве и московским снодальным домом с его церковною библиотекой и ризницей; она же снабжала епархии св. Мром. В 1892 г. при ней учреждено было Училище церковного пения. Вторая – управляла церковными делами в Закавкасском крае и заведывала там церковными имуществами; представляла Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Во-вторых, какая хомония? Вы же сами цитируете о. Сергия Мечева: «Святая Церковь говорит нам о том, что наше богослужение… есть не только воспоминание, но самое действительное, подлинное… участие...» От той эпохи осталось только воспоминание. Зачем нужна такая реконструкция, когда у нас есть язык более позднего периода? (Последняя версия цсл. языка, образца 18 века) Действительно, ничего кроме неприятия и критики это не вызовет. Вот как-то так. Я старался по-возможности избегать резких суждений. С уважением, Михаил. ЖЖ: liturgy-music.livejournal.com 02 марта 2013г. 18:51 Вот цитата: " Кто-то молится под сочинения А.Л. Веделя, кто-то – под обиход, кто-то – под традиционное знаменное пение. Каждый из этих видов пения несет в себе определенный духовный и эмоциональный заряд, заложенный создателями, их живой опыт, и вольно или невольно этот заряд воспринимается слушающими. " Именно так и происходит! А что остается делать, если весь текст нельзя разобрать? Как здесь можно возражать, если это действительность наша? Вот я, например, прихожанка храма, в котором все-все годы руководит хором высокий профессионал. И я смирилась с этим - хотя мне стоило это большого труда. Каких только музыкальных номеров я не наслушалась за четверть века! И Веделя, и Рахманинова, и Чеснокова, и обиход, и знаменные... Я, конечно, очень далеко продвинулась в своем музыкальном развитии, но... А с другой стороны: что делать, если человек всю музыку знает и только и делает, что разнообразит нашу церковную жизнь? Я слышала где-то такое: если петь всё простенько по гласам, так все быстро заскучают. Вот не знаю, правда ли это? Нынче опять предалась размышлениям: если есть постоянная забота о нашем развлечении и музыкальном развитии, то почему нужно все два десятка лет с половиною петь покаянный канон с одной и той же музыкой: " весь! весь! осквернен " . Ну и так стоим на коленях, ну что нас по голове еще этими эмоциями колотить? Вот здесь бы маленькое разнообразие! Так нет, всё одно и то же. В общем, избаловали разнообразием.

http://bogoslov.ru/article/3179355

алтаре внезапно разболелся, обмертвел и св. литургия осталась после его не совершена], – см. в Описании 432-х рукописей библиотеки СПБ., духовной Академии А. С. Родосского стр. 248. О Цамблаке Григории, как писателе богослужебных сочинений, см. в заметках к Просвещению. Каждомесячно святима была вода в Новгороде в XIV в. Новгородская летопись I, 103 fin., год 6917. Освящение воды вместо креста мощами. Слово на перенесение мощей Климента. Академическая рукопись лист 682 оборот. Чин присяги до Петра, – Чтений Общества Истории и Древностей 1846г., Смесь, стр. 53. Обряд клятвы у татар, – Густинская летопись стр. 362 fin.. С митрополита Ионы Россия считает своей миссией строго хранить уставы (обряды): дело архиепископа Феодосия. После взятия Константинополя Турками Русские начали смотреть на себя как на нарочитых блюстителей православия. Но православие – по их обряду. А поэтому они обратили всю свою заботливость на последние. (Забота о единообразии). Даниил Владимирский в рукописании Ионе „Верую” – истинного, – Макария митрополита Истории т. VI, стр. 370. Образов день – Спасов день, – 1 Новгородская летопись, стр. 102. Мастера пения, скрывая от своих учеников, в которых замечали таланты, свои знания, все более и более роняли науку пения (к чтению это не относится). См. Руководство для сельских пастырей 1873г., т. III, стр. 20–21. Архангелу Михаилу икосы патриарха Исидора, икосы Предтече его же, Служба Господу Иисусу патриарха Филофея в рукописи Кирилла Белозерского, – Чтений Общества Истории и Древностей 1860г. книга II, стр. 18–19. Величания патриарха Филофея, которых нет в теперешних книгах, – Трудов Киевской Академии 1863г., Январь, стр. 40. Никифора Влеммида полиелеи, – Лаврская рукопись лист 211. О переводе многих богослужебных книг с греческого на болгарский старцем Афонским Иоанном в статье архимандрита Леонида о митрополите Киприане стр. 22 примечание (Разумеется исправление перевода?). После 1389г., ибо Исаак Сирин , о переводе которого тут же. В 1342 (6900)г. грек Фома (в монашестве Феодул) Фикара написал в Москве Минею, Трипеснец, Октоих и избранные каноны святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Старец архимандрит Иероним вымолил себе достойного продолжателя келарского служения – инока Сергия (Жалбе). Трудолюбие, молитвенность, честность и хозяйская забота о «хлебе насущном» отличают деятельность отца Сергия… Зная это послушание не понаслышке, могу свидетельствовать, что у него все хорошо совершается… Многоталантливый инок Традиции пения Братского хора монастыря продолжает талантливый регент инок Олег (Гладышев). Его воспитала Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата… Олег приехал в монастырь из города Тарту. Проходил послушание помощника келаря и пел на клиросе.Затем инок Олег обучился регентскому делу и в настоящее время является одним из регентов Братского хора, ответственным за гостевую келью монастыря (офис), помогает ухаживать за цветами… Пример трудолюбия и молитвы Здравствующий ныне воин-победитель монах Мартирий (Шубин Марк Демьянович) родился в 1926 году в Брянской области. Весной 1943 года фашисты его вместе с другими молодым ребятами везли в Германию… В апреле после ледохода на одной реке немцы погнали их через речку вброд, а сами переходили по мосту… В Белоруссии партизаны освободили замученных невольников, и Марк Шубин воевал в партизанском отряде… Весной 1944 года Марк Шубин и его друзья попали в засаду и плен… Освободили их воины Красной Армии. Вернулся на Брянщину. Сразу же был призван по повестке на войну. Освобождал Будапешт, Прагу… После Великой Отечественной войны Марк Шубин служил до 1950 года в Советской Армии… Краткое время он проходил службу под командованием Александра Васильевича Чапаева (сына Василия Ивановича Чапаева)… Трудовой стаж монаха Мартирия до прихода в обитель 17 лет, и один год он был пономарём у батюшки на приходе… В 1968 году он пришёл в Псково-Печерский монастырь. Сорок лет трудов монаха Мартирия в обители вызывают уважение! В настоящее время монах Мартирий усердно посещает церковное Богослужение, читает Неусыпаемую Псалтирь… Помню, нужно было срочно до заморозков убрать картофель на монастырском поле… Монах Мартирий по собственному желанию пришёлна работу и своим спокойным посильным участием подал всей братии пример трудолюбия… Почитание священномученика Власия

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

42 Если старообрядческой церковной общине под силу эта нравственная забота о своих сочленах, то, несомненно, она будет по силам и нашим православным, возрожденным церковным общинам, которые не только в это важное дело, но и во весь православный обиход могли бы внести освежающую нравственную струю, как например, простоту в женской одежде, и эта мера намного бы смягчила наши нравы и несколько сгладила бы неравенство в имуществе сочленов христианского союза. Но всех благих результатов деятельности возрожденного православного прихода зараз и не исчислить! Он таит в себе бесчисленное количество творческих сил, дремлющих пока в ожидании всеобщего пробуждения и просветления. Наши храмы, стоящие теперь большую часть дня замкнутыми и пустыми, могли бы превратиться в истинные светочи христианства, когда в них кроме часов, предназначенных для богослужения и богомоления, будут, по примеру Константинопольских церквей во времена св. Иоанна Златоуста , собираться: молодое поколение – для изучения начатков веры и для церковного хорового пения, а взрослые – для вне богослужебных чтений и бесед, а равно и для обсуждения своих церковно-приходских дел. Таким образом храмы на Руси могут быть постоянно открытыми, и вечером освещенные изнутри, они по нашим деревням, селам и городам будут казаться спасительными маяками и привлекать и во вне богослужебное время верующих православных для дел любви, просвещения, милосердия и назидания. Возрожденный православный приход поможет также православному священнику занять в обществе подобающее его сану положение и сумеет предоставить ему правильную сферу влияния на общественные дела, не только силою священнической свободной проповеди , отвечающей на запросы дня, но и прямым участием в земско-общественной деятельности мирян. Только при возрожденном и самостоятельном приходе может быть поднят и разрешен в удовлетворительном смысле вопрос об избрании приходами своих священно- и церковно-служителей. Избрание своего духовного руководителя, своего духовника – есть неотъемлемое право христианской церковной общины и оно, как и всякое другое право, может временно ослабевать в своем применении, но уничтожиться никогда не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Равно и Церковь Грузинская, и св. православные храмы здешние по временам подвергались многим благоприятным и неблагоприятным временам и местным влияниям и обстоятельствам. Бывали здесь времена созидания и обновления, процветания и благоукрашения святых храмов Божиих; но, к несчастию и сожалению, нередко бывали времена падения и разрушения, обнищания и разорения тех же св. храмов. Некоторые из них лежат и доселе в развалинах и запустении, без службы Божественной, без чтения и пения церковного, а многие или вновь воздвигнуты, или возобновлены и благоукрашены в разное время, при различных обстоятельствах и разных местных правителях и деятелях. Таковы замечательные, досточтимые и приснопамятные храмы: Тифлисский Сионский, Мцхетский и Самтаврский, Цилканский, Зедазенский и два Метехских, Анчисхатский и Кашветский, Урбнисский, Эртацмандский и Атенский, Дидубский и Марткобский, Ахтальский и Бодбийский, Алавердский, Гремский и Ацхурский, Хирский-Шуамтинский и Шиомгвимский, Иоанно-Крестительский и Давидгареджийский и многие другие. Вот и я, смиренный и недостойный, в оканчивающееся двадцатипятилетие служения моего в архиерейском сане и почти шестнадцатилетнее служение Грузинской Церкви и стране, сподобившийся освятить много храмов в местах прежнего моего служения, сподобился и здесь, в Иверии, и особенно в Тифлисе, освятить церкви и в некоторых учебных заведениях, и в греческих подворьях, и храмы Троицкий, Александро-Невский и Мтацминдский св. Давида, и, с помощию Божиею, надеюсь в непродолжительном времени освятить и церковь св. великомученицы Варвары. И в нынешнем же году, в истекшем месяце я имел великое утешение и радование отслужить в недавно обновленном и освященном храме св. Креста на высокой горе против Мцхета, за рекою Арагвою, при слиянии ее с рекою Курою. В храме сем, сколько известно по преданию и истории, много веков не совершалось Божественной литургии. Чудное и восхитительное место занимает сей св. храм, и великолепное зрелище представляется от него на горы и долины Мцхетские, Авчальские и Сагурамские. Да и сам храм сей представляет великолепную и восхитительную картину – и своею замечательною высотою, возносящеюся к небу, и своею седою древностию. Первым он поразил мой взор при первом моем въезде и приближении к Мцхету и Тифлису, и первою и заветною моею думою тогда же сделалась забота и мысль о его возможном обновлении. Сердечное и умиленное благодарение при первом же служении воздал я Господу Богу, сподобившему меня и других делателей при малых средствах совершить немалое дело обновления и благоукрашения сего св. храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Дональд Карсон (баптист) Псалтирь Введение Окно в Ветхий Завет Что означало быть членом ветхозаветной церкви? Во что они верили? Каков был их опыт общения с Богом, личный и коллективный? Была ли религия для них радостью или бременем? Кто они для нас: чуждые нам люди другой эпохи или братья и сестры, жившие в стародавние времена? Всматриваясь через книгу псалмов в мир Ветхого Завета, мы находим там Того же Бога, ныне открытого нам через Иисуса Христа, таких же, как мы, людей, которые сталкивались с такими же жизненными проблемами и так же, как и мы, находили постоянную радость и поддержку в Боге. Их преданность Господу, неотступные молитвы, ревностная вера, радость познания Бога обличают нашу неуверенность, нежелание молиться, равнодушие. Но они наши братья и сестры. Их песнопения (хвалебные гимны, славословия) показывают нам, что как в Новом Завете Божья благодать побуждает к послушанию закону Божьему, так и в Ветхом Завете послушание закону Божьему зиждется на Его благодати. Но каким высоким поэтическим даром обладали ветхозаветные люди! И такие выдающиеся личности, как Моисей ( Исх. 15 ), Девора и Варак ( Суд. 5 ), Давид ( 2Цар. 1 ) и Езекия ( Ис. 38 ) и простые люди, как Анна ( 1Цар. 2 ) и пророки, например, Аввакум ( Авв. 3 ) хвалебными гимнами отмечали торжественные события своей жизни. Эта книга, собственно, и представляет собой собрание духовных песен. И неудивительно, что такой народ и такая религия создали эту прекрасную антологию псалмов. Псалтирь как книга псалмов Вероятно, Псалтирь следует рассматривать как собрание отдельных книг. 1) Очевидно, что Псалтирь изначально подразделялась на различные по своему содержанию группы псалмов, напр.: Пс. 92 – 99 (прославление Царства Яхве); Пс. 112–117 (гимны спасению); Пс. 119–135 (псалмы восхождения); Пс. 145 – 150 (псалмы «Аллилуйя»). 2) Есть свидетельства и о более ранней антологии, которая отчасти сохранилась в Псалтири. Например, некоторым псалмам предпослан заголовок, или надписание: «Начальнику хора» (см.: Пс. 30,46, 50 – 61 ). Возможно, речь идет о составителе специального «Сборника храмовых песнопений». В таком случае здесь проявлена забота об охране авторских прав, так как за исключением Пс. 65 и 66 во всех остальных указывается принадлежность псалма определенному лицу: «псалом Давида», «псалом Асафа» и др. Есть и более пространные надписания, как, например, в Пс. 87 : «Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   По постановлению Всероссийского Церковного Собора 19171918 г. во 2-ую Неделю по Пятидесятнице установлено праздновать память Всех святых в земле Российстей просиявших. Служба им издана отдельной книжкой и соединяется с чередной воскресной службой 1-го гласа, по подобию недели 1-ой Всех святых, причем указано петь и величание, которое в неделю Всех Святых поется лишь в случае храмового праздника.    Прот. Иоанн Шо является настоятелем Св. Троицкого прихода в г. Милвоки, РПЦЗ. Его перевод ценен тем, что эта работа дает возможность сделать сравнение с другими историческими данными относящимися к вопросу Преждеосвященной литургии. Часть 5 1. Частные Богослужения    Кроме богослужения общественного, совершающегося в определенные времена для всех верующих, есть еще разные виды богослужения частного. Это молитвословия и священнодействия, которые совершаются особо, в различные времена, по требованию и частным нуждам отдельных верующих. Эти виды богослужения в просторечии носят обыкновенно название треб. Чинопоследования их собраны в богослужебных книгах, которые носят названия: «Требник», «Дополнительный требник», «Великий требник», «Книга молебных пений». Некоторые из этих чинопоследований изданы отдельными книгами, а также помещены особым отделом в конце так называемого «Иерейского молитвослова».    К числу таких богослужебных чинопоследований относятся последования всех таинств, кроме, конечно, Евхаристии, которая совершается за — божественной литургией, и которая является средоточием всего общественного богослужения, также сюда относятся чины погребений усопших, молебные пения и молитвы на самые разнообразные случаи.    В этих молитвословиях и священнодействиях (кроме Евхаристии и священства), входящих в книгу Требник, или более правильно Потребник, как она называлась в древности на Руси, как показывает и самое наименование ее, в ней содержится все, что потребно каждому чаду Православной Церкви. И в этом особенно ярко выразилась материнская забота св. Церкви о ее чадах — всех верующих христианах. Требы эти охватывают все течение жизни человека, начиная от появления его на свет и кончая преданием его земле после кончины. По замыслу св. Церкви, буквально каждый шаг христианина, каждое его начинание или предприятие, все должно освящаться молитвой, призыванием благодати Божией и благословением. Истинный христианин ничего не делает без благословения Божия, твердо зная, что только в этом благословении надежный залог его успеха. Св. Церковь и идет в этом отношении ему навстречу, предлагая соответствующие по содержанию богослужебные чины и молитвы на все случаи жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010