н) Наблюдение за строго православным и художественным направлением церковного искусства - зодчества, иконописи, пения и прикладных искусства и забота об их развитии, о) Назначение и увольнение Правителя Дел Синодальной Канцелярии, Юрисконсульта и Синодального Казначея, Примечание: Председатель Синода принимает на службу и увольняет со службы служащих канцелярии и других низших служащих Синода по представлению Правителя Дел Синодальной Канцелярии. п) Утверждение и увольнение членов и секретарей Епархиальных Советов по представлению епархиального архиерея, р) Назначение разного рода сборов на общецерковные нужды, а также на нужды и поддержание отдельных миссий, святынь, монастырей, духовных школ, равно как на нужды религиозно-просветительные и благотворительные, с) Дела по церковному усыновлению и узаконению, т) Награждение белого и монашествующего духовенства саном протодиакона, наперсным крестом, саном протоиерея палицею, наперсным крестом с украшением, митрой, саном игумена и архимандрита а также преподание духовным лицам и мирянам благословения с выдачей грамот и награждение их Библией и Св. Иконами за особые их труды и жертвы и заслуги их перед Русской Православной Церковью заграницей, у) Разрешение отпусков для архиереев на срок свыше 2-х месяцев и отпусков заграницу с временным заместительством викарными епископами или епископами из других епархий, ф) Рассмотрение и частичное изменение уже существующих уставов и статутов и утверждение новых уставов или статутов, коими регулируется жизнь, деятельность и управление существующих и могущих возникнуть приходов, братств, сестричеств, разных епархиальных и приходских, просветительных и благотворительных организаций, учреждений при Архиерейском Синоде, духовных школ, духовных миссий и мужских и женских монастырей, х) Дела по укреплении и защите прав Русской Православной Церкви заграницей, касающихся правового положения, существования и деятельности ее и ее органов, ц) Дела о церковных имуществах в епархиях, приходах, братствах, сестричествах, духовных миссиях, монастырях и духовных школах, поступающие на рассмотрение и решение Синода,

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201615...

Чрезвычайные ситуации В экстренных случаях попечительская комиссия епархии или правящий архиерей может объявить сбор помощи кому-то из клириков, попавших в беду. Здесь можно привести в пример Калужскую и Пятигорскую епархии. У многодетной семьи священника Р. (Калужская епархия) сгорел дом. К счастью, никто из домочадцев не пострадал. Попечительская комиссия объявила для его семьи сбор средств на приобретение стройматериалов. Теперь семья отца Р. вновь живет в уютном и теплом доме. Священник А. (Пятигорская епархия) потерял в ДТП супругу. Он служил настоятелем храма водной из станиц, где прежде не было постоянного священника и храм считался приписным. «Владыка Феофилакт назначил отца А. настоятелем этого храма с расчетом, что приход станицы наконец обретет своего постоянного пастыря. Ксожалению, собственного жилья уэтой семьи не было, вместе стремя детьми молодая священническая чета ютилась в здании воскресной школы, — рассказывает руководитель епархиальной Попечительской комиссии Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Алексий Панасенко. — Когда случилось несчастье, младшей дочке было меньше года, а старшему сыну пять лет. Все мы очень сострадали этому батюшке. Владыка объявил вепархии сбор средств, на которые отцу А. купили дом. Конечно, этим невозможно возместить потерю супруги, но собственное жилье все-таки облегчило дальнейшую жизнь его семьи». Во многих епархиях ведутся реестры, благодаря которым попечительские комиссии могут регулярно наблюдать за положением дел уподопечных. Пятигорская епархия не исключение. «Жизнь не стоит на месте,— продолжает отец Алексий, — и раз в год мы обновляем сведения о приходах, неспособных обеспечивать священнослужителей и церковнослужителей, атакже о пребывающем на покое престарелом инуждающемся духовенстве, вдовах и многодетных семьях». В этом ключе доброй традицией стали встречи правящего архиерея совдовевшими, малоимущими и многодетными матушками, где в неформальной обстановке, за чашкой чая обсуждаются вопросы образования и воспитания детей, общения между семьями духовенства, развития в епархии церковного пения, организации паломнических поездок для вдов священников имногодетных матушек и другие актуальные темы. К слову, благодаря благотворителю у епархии недавно появилась возможность безвозмездно обеспечить членов семей духовенства санаторно-курортным лечением. Забота архиерея о вдовах имногодетных не осталась без внимания Святейшего Патриарха: впрошлом году он направил архиепископу Феофилакту письмо, в которой, вчастности, поблагодарил правящего архиерея за заботу о многодетных семьях духовенства ивдовах священнослужителей. Отметив, что это может стать примером для других епархий.

http://patriarchia.ru/db/text/5702501.ht...

к) Открытие духовных школ для подготовки кандидатов в священство и церковных причетников и закрытие их, л) Назначение начальников духовных школ для подготовки кандидатов священства и их увольнение, м) Рассмотрение и утверждение учебных программ по отдельным курсам и предметам в духовных школах по представлению Ученого Комитета, н) Наблюдение за строго православным и художественным направлением церковного искусства - зодчества, иконописи, пения и прикладных искусства и забота об их развитии, о) Назначение и увольнение Правителя Дел Синодальной Канцелярии, Юрисконсульта и Синодального Казначея, Примечание: Председатель Синода принимает на службу и увольняет со службы служащих канцелярии и других низших служащих Синода по представлению Правителя Дел Синодальной Канцелярии. п) Утверждение и увольнение членов и секретарей Епархиальных Советов по представлению епархиального архиерея, р) Назначение разного рода сборов на общецерковные нужды, а также на нужды и поддержание отдельных миссий, святынь, монастырей, духовных школ, равно как на нужды религиозно-просветительные и благотворительные, с) Дела по церковному усыновлению и узаконению, т) Награждение белого и монашествующего духовенства саном протодиакона, наперсным крестом, саном протоиерея палицею, наперсным крестом с украшением, митрой, саном игумена и архимандрита а также преподание духовным лицам и мирянам благословения с выдачей грамот и награждение их Библией и Св. Иконами за особые их труды и жертвы и заслуги их перед Русской Православной Церковью заграницей, у) Разрешение отпусков для архиереев на срок свыше 2-х месяцев и отпусков заграницу с временным заместительством викарными епископами или епископами из других епархий, ф) Рассмотрение и частичное изменение уже существующих уставов и статутов и утверждение новых уставов или статутов, коими регулируется жизнь, деятельность и управление существующих и могущих возникнуть приходов, братств, сестричеств, разных епархиальных и приходских, просветительных и благотворительных организаций, учреждений при Архиерейском Синоде, духовных школ, духовных миссий и мужских и женских монастырей,

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

ΧΧΙV. Общецерковное пение, как могучее средство в борьбе с сектантством. Ни на что теперь сектанты не обращают такого огромного внимания, ничему не придают они такого серьёзного значения в борьбе с православием, как общенародному пению. Это их идеал, который они во чтобы то ни стало решили осуществить. Это та приманка, которую они при всяком удобном и неудобном случае пускают в ход для завлечения в свои сети простодушных наших крестьян. Это, можно сказать, единственное могучее орудие в их руках, с которым они серьёзно могут угрожать нам, и которым будут приводить нас в страх и трепет до тех пор, пока мы сами, по их примеру, не организуем в самих приходах и церквах общенародного пения. И ввиду того, что для многих сектантских общин вопрос этот перестал быть вопросом, так как получил уже практическое решение, то и нам, православным христианам, нужно как можно скорее подумать о восстановлении этого доброго старого перво-христианского обычая. Иначе борьба будет не по силам. Сектанты станут завоёвывать симпатии наших прихожан, и последние толпами будут переходить на их сторону. Послушайте, например, что говорят опытные и знающие миссионеры. „Общенародная молитва сектантов, их обычай молиться всякому верующему своими устами, своим сердцем”, – пишет священник П. Смирнов , – большой соблазн для православных и главная причина увлечения сектантскими бреднями. Поэтому, в тех приходах, где появилось сектантство, общенародное пение за богослужением является необходимым, и на развитие его должно обратить серьёзное внимание” 283 . Таврический епархиальный миссионер, священник В. Бортовский пишет то же самое. Вот его слова: „Надо отдать справедливость сектантам в этом отношении. У них в пении на молитвенных собраниях принимают участие все те, кто чувствует расположение петь. Надо сознаться, что эта забота сектантов попадает прямо в цель. Известная истина, что пение, особенно хорошее, (а у штундистов всегда поют с чувством) способно привлекать сердца людей и даже покорять их. Если же принять во внимание, что не в каждом сектантском приходе при церкви есть, хотя бы терпимо поставленный, хор, а с другой стороны – малопонятность богослужебного языка, то становится жутко за православных. Кто знает, не соблазнятся ли они этими „временными преимуществами” штундистских молений пред православным богослужением 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

4. Социальная диакония – создание условий для социальных контактов и общения, утверждение милосердия и любви к ближнему: сюда входят и деятельность медицинского центра (индивидуальное лечение, педиатрия, стоматология, психиатрия), и забота о больных пожилых людях в домашних условиях, и профилактика и лечение серьезных заболеваний, а также социальная помощь (благотворительный магазин, курс по огородничеству, консультации и информационное обслуживание). Как распределены занятия в течение учебного года (с 01.10 по 30.06)? Для детей: 1. Иконопись с 8 до 18 лет. Курс рассчитан на три года и знакомит детей с основой христианской религии, с житиями святых, техникой и технологией иконописи. Практическая часть включает иконопись, витражи и хоругви, как и участие в выставках в приходском центре и в городе. Также в программу входят паломнические путешествия в монастыри в окрестностях Софии, встречи с мастерами-иконописцами, посещения с образовательной целью церковно-исторического музея. Летом организует летний пленэр по иконописи в монастыре. 2. Воскресный садик – с 1 до 5 лет. Эта форма воскресной школы с 9 утра до 12 часов. Детей знакомят с основными понятиями православного предания: молитв, икон, символов, песнопений. 3. Православный дошкольный садик с 5 до 7 лет. Ежедневные занятия для детей дошкольного возраста. Наряду с программой для детей дошкольного возраста идут занятия по вероучению, по основам литургического творчества: иконописи и церковного пения. Программа включает и занятия по английскому языку, паломнические путешествия. 4. Воскресная школа с 6 до 12 лет: знакомство с основами Православия, поездки в летние лагеря и паломнические путешествия. Занятия проводятся воскресенье с 11 по 12 часов. 5. Священное Писание в рисунках – с 7 по 12 лет: знакомство детей с библейским текстом через живопись, выработка художественных умений. 6. Православные лагеря – с 7 по 16 лет. Ежедневные занятия во время школьных каникул. Программа включает занятия по вероучению, живописи, работу на огороде, фото-проекты, паломнические путешествия и пр.

http://pravoslavie.ru/40247.html

Так, например, много внимания вопросам церковного пения уделял святитель Филарет, митрополит Московский.   Известна его забота о строжайшей сохранности уставного напева . Митрополит Московский, который вырос на подлинных уставных напевах и для которого всякого рода отступления были очень заметны, видел цель авторских переложений богослужебных песнопений в том, чтобы «поддержать и восстановить древнее церковое пение повсеместно» . По поводу переложений известного церковного композитора протоиерея Петра Турчанинова он высказывал пожелание, чтобы «пение в точности сходствовало с древними образцами и чтобы не требовало отличного хора, но и небольшими хорами епархиальными могло быть исполняемо без затруднения. Надобно поговаривать поющим, – говорит Святитель, – что пение искусное приятно людям на короткое время, а пение благоговейное угодно Богу и людям полезно, вводя в них дух, которым оно дышит» . В одном из своих писем святитель отмечает: «Благочестивый Государь император, запретив при богослужении концерты, принял через сие сильную меру против того, чтобы стихия театральной музыки не прокрадывалась в стихию церковную. Посему должно признать целесообразным с Высочайшею мыслию и то, чтобы стихия церковная не была низводима в театральную» «Церковный стих, составленный в прославлении Бога и Христа, Божией Матери и святых, становится (с помощью «новой изысканной музыки») игрушкою музыкального искусства» . Обращает на себя внимание мнение митрополита Филарета о компетентности светских и духовных лиц в церковно-певческой области. Для московского святителя (а с ним, вероятно, для значительной части русского епископата) церковное пение есть «собственность Церкви, даже если оно построено на общемузыкальной дисциплине, – а потому оно подлежит руководству и контролю церковных властей, особенно в отношении уставного пения, даже если оно многоголосное» . Учитывая некоторые расхождения между петербургской и московской церковно-певческими традициями, Святитель Филарет осторожно и дипломатично, но постоянно высказывал недоверие Петербургу в отношении уставного пения, принимая во внимание тот факт, что «если Петербург мог хвалиться мастерским исполнением паралитургических композиций подражательного итальянскому стиля, Москва могла похвалиться сохранением традиции уставного богослужебного чтения и пения – традицией, беспрерывно сохранявшейся многими десятками, если не сотнями лет» .

http://bogoslov.ru/article/5171059

День рождения отметила община " Забота " ноября 2023 В проповеди после Божественной литургии иерей Сергий Ледовской рассказал о милосердном служении святителя Иоанна Милостивого и о социальном служении на приходе, поздравил общину с днем ее основания. Встреча кураторов направлений и волонтеров с настоятелем протоиереем Романом Ковальским и духовником общины протоиереем Ярославом Родионовым началась с совместной молитвы и пения тропаря святому Иоанну Милостивому. " Господь есть Любовь, и любовь деятельная, - сказал отец Роман. - Когда мы служим близким, оставляем после себя что-то доброе в этом мире. Как сказал иеромонах Роман в стихах: " О доброте бессмысленны слова, коль дальше слов не двинулся ни разу " , и наш седьмой день мы должны посвящать Господу во всех смыслах - молитвой, участием в богослужении и служением ближним: потрудиться в храме, навестить больных, накормить нуждающихся. Важно поддержать тех, кто приходит в наш храм и испытывает благое желание быть полезным, помочь им найти свое направление, свой путь в служении на приходе " . Отец Ярослав рассказал о возобновлении трудов сестер милосердия в хосписе, о планах развития сестринской помощи в больницах, домах престарелых. Отец Роман поделился благим желанием построить социальный центр милосердия на прихрамовой территории. Община " Забота " действует с 2011 года. Задать вопросы и принять участие в ее работе можно, позвонив координатору Елене Максимовой по телефону 89219415878. Фото Таисии Донской и Алены Максимовой ИА " Вода живая " , 25.11.23 Поделиться Упоминания в новостях 20 апреля 2024 3 марта 2024 25 февраля 2024 23 февраля 2024 28 января 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 3 апреля 2024 21 марта 2024 16 марта 2024 8 марта 2024 28 февраля 2024 26 февраля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Преосвященный Арсений с удовлетворением это отмечает. «Русское общество начинает понимать, – пишет он: что прочна только культура, созидаемая на прочном фундаменте прошлого. Композиторы с интересом изучают образцы древне-русского пения. Но нам нужно работать и каждому на своём месте, чтобы возбудить интерес к этому новому течению в области богослужебного пения. НУЖНО ДОРОЖИТЬ НАШИМ ДРЕВНИМ ЦЕРКОВНЫМ ПЕНИЕМ. Оно есть выражение духа нашего народа, воспитавшегося и возросшего под влиянием Церкви. Нужно дорожить своими родными мелодиями, как памятниками религиозно-народного песенного творчества. К сожалению, мы не дорожим им. ОТСЮДА ИСТИННОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ ЗАБЫВАЕТСЯ, ИЗМЫШЛЯЕТСЯ НОВОЕ, ЧУЖДОЕ ДУХУ НАШЕГО НАРОДА. Забота о сохранении и восстановлении древнего церковного пения является одной из главных забот тех, кому дороги интересы Церкви и народа. Церковное пение должно быть строго молитвенным. При мелодическом пении слышна, так сказать, молитвенная тишина в храме. Не то при пении гармоническом, особенно безграмотном. Тут стоящий в храме следит, как будет исполнять свою партию тот или иной голос, что делает регент и т.д. НО КЛИРОС – НЕ ЭСТРАДА ДЛЯ В ЦЕРКВИ ДОЛЖНО БЫТЬ СВЯТО». Как мы видим, Преосвященный Арсений подходит к современному партерному пению в церкви с совершенно тою же отрицательною оценкою, с какой осуждали подобные же попытки внести «театральность» в церковные напевы древние Отцы и Учители церковные. Под редакцией самого Преосвященного Арсения был составлен особый нотный сборник церковных песнопений большой ценности под названием: «Спутник псаломщика». Широко распространённый у нас так называемый «Обиход» Львова-Бахметева представляет собою искажение нашего исконного церковного пения под тем же западным влиянием, что и творения многих композиторов последних двух столетий, но уже преимущественно немецким. Знаменитый наш Московский Митрополит Филарет, возмущённый тем произволом, какой проявили гармонизаторы этого «Обихода», не допускал употребления его в московской епархии, где и до последнего времени крепко держалась древняя певческая традиция.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

одним из трех кандидатов на Всероссийский патриарший престол. В целях возвращения нашего церковного клироса к настоящему церковному пению, каким оно было у нас в течение 700 лет со времени принятия христианства, преосвящ. Арсений дважды созывал в своей епархии съезды учителей церковного пения в 1911 и 1913 гг. На первом из этих съездов он произнес замечательную речь, мысли которой должны быть положены в основу насущнейшей работы по возвращению Русской Церкви к подлинно–церковному пению. Преосвященный выражает свою скорбь по поводу того, что «церковное пение у нас все падает и падает», что «когда с XVII beka мы обратили свои взоры на Запад, мы изменились во всем», «мы забыли, что пение дело святое», «мы забыли чудные знаменный, болгарский и греческий распевы», «церковные певцы вообразили себя артистами», что современные церковные регенты, под итальянским влиянием берут для церковных песнопений «вульгарные мелодии», что «они готовы внести в богослужебные песнопения музыку какого-нибудь романса, годного для исполнения на эстраде, готовы из клироса сделать сцену». «И не думаем мы», горестно восклицает Владыка, «какую ответственность несем мы за эту профанацию богослужения своим пением». «Забота о сохранении и восстановлении древнего церковного пения», говорит далее преосвященный Арсений, «является одной из главных забот тех, кому дороги интересы Церкви и народа», «церковное пение должно быть строго молитвенным», «клирос не эстрада для актеров», «в церкви должно быть все свято». Основное свойство, которым должно отличаться настоящее церковное пение это — полная безстрастность. Руководящим началом для нас в вопросе церковного пения должно служить 75–ое правило шестого Вселенского Собора, которое гласит: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и несвойственного церкви. Но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное: ибо Священное Слово поучало сынов израилевых быти благоговейными» (Лев. 15, 31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Д. Кастальский, а из церковных иерархов в этом отношении больше всего сделал преосвященный Арсений, архиепископ Новгородский, ставший на Московском Соборе 1917 г. одним из трех кандидатов на Всероссийский патриарший престол. В целях возвращения нашего церковного клироса к настоящему церковному пению, каким оно было у нас в течение 700 лет со времени принятия христианства, преосвящ. Арсений дважды созывал в своей епархии съезды учителей церковного пения в 1911 и 1913 гг. На первом из этих съездов он произнес замечательную речь, мысли которой должны быть положены в основу насущнейшей работы по возвращению Русской Церкви к подлинно-церковному пению. Преосвященный выражает свою скорбь по поводу того, что «церковное пение у нас все падает и падает», что «когда с XVII века мы обратили свои взоры на Запад, мы изменились во всем», «мы забыли, что пение дело святое», «мы забыли чудные знаменный, болгарский и греческий распевы», «церковные певцы вообразили себя артистами», что современные церковные регенты, под итальянским влиянием берут для церковных песнопений «вульгарные мелодии», что «они готовы внести в богослужебные песнопения музыку какогонибудь романса, годного для исполнения на эстраде, готовы из клироса сделать сцену». «И не думаем мы», горестно восклицает Владыка, «какую ответственность несем мы за эту профанацию богослужения своим пением». «Забота о сохранении и восстановлении древнего церковного пения», говорит далее преосвященный Арсений, «является одной из главных забот тех, кому дороги интересы Церкви и народа», «церковное пение должно быть строго молитвенным», «клирос не эстрада для актеров», «в церкви должно быть все свято».    Основное свойство, которым должно отличаться настоящее церковное пение это — полная безстрастность. Руководящим началом для нас в вопросе церковного пения должно служить 75-ое правило шестого Вселенского Собора, которое гласит:    «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и несвойственного церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010