«Как это?» Тут невестка показывает камень, который она завернула в полотенце и положила в красный угол, к иконам. «Вот твоё благословение. Это, батюшка, с твоего благословения пошло, что мы так хорошо живём». Ещё одна история, которую нам рассказали в Тверской области. Раньше, до революции, был «пригон» - рекрутский набор на строительство железных дорог, городов, разработки каких-то приисков, месторождений. Так вот, забрали в пригон парня молодого, осталась у него девушка-невеста. Двадцать пять лет он там работал и, наконец, вернулся. Мало того, что девушка его ждала и не вышла замуж - она уже, можно сказать, состарилась. Но и «молодой» человек, вернувшись через двадцать пять лет, пришёл со сватами к своей невесте и снова просил её руки. Они поженились и родили детей. Я это Вам рассказываю, и слёзы на глаза наворачиваются... Это скрыто в глубине народного самосознания, менталитета русского. Это совершенно неискоренимо. Просто... житийные истории. Зачем люди поют? - Несколько лет назад в «Вестнике» Российского фольклорного союза была опубликована весьма остроумная статья «О причинах пения». Действительно, это большой вопрос: а зачем люди занимаются этим? В наше-то суматошное время серьёзные люди - музыканты, кандидаты наук, люди самых разных специальностей - собираются и поют народные песни! Или крестьяне прошлых веков, у которых забота о земле, хозяйство занимали всё жизненное пространство, всё свободное и несвободное время. И всё-таки находилось время и место для того, чтобы водить хороводы, играть неделями свадьбы - почему, зачем? Ну, не только же для того, чтобы как-то скоротать время! Думаю, причины лежат гораздо глубже, в особом религиозно-философском, «литургическом», по выражению этнолога Ю. Кузнецова, миросозерцании русского человека. Народная песня как культурный феномен родилась из потребности человека остановиться, прекратить хоть на время свой жизненный бег. То созерцательное состояние, почти недоступное современному человеку, которое рождает неспешное разворачивание песенного сюжета, интонационная вязь древнего напева, погружает исполнителя и слушателя в такие глубины человеческих переживаний, каковые мы испытываем разве что в молитве.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/22/...

Верхний Тагил На меня наиболее сильное впечатление произвел Троицкий скит единоверческой общины в таежной деревне на территории Висимского заповедника. В посты и другие дни верующие имеют возможность удалиться от городского шума в тайгу, помолиться Богу, сосредоточиться на собственной душе с особым вниманием. Что характерно, и внешний облик, и быт минимально подвергся в семьях уральцев современной деформации. Мужчины ходят в традиционной одежде, с длинными и густыми бородами, женщины с покрытыми головами и в сарафанах. Патриархальность семей очень тяжело описать словами, здесь нужно ловить моменты, но, попадая в дом к единоверцам, сразу чувствуется, кто здесь хозяин. В двух других уральских приходах – Казанской иконы Божией Матери в Быньгах и святителя Николы в Нижнем Тагиле – наша экспедиционная группа провела гораздо меньше времени. Нужно отметить, что церковь в Быньгах была восстановлена силами священника Игоря Катаева и его общины. Потрясло описанное состояние разрухи храма к началу работ и то, что было увидено нам: полностью обновленная внутренняя отделка, иконостас с клиросами словно с единоверческой Таганки, аккуратное убранство – все как и полагается у старообрядцев. А в Нижнем Тагиле нас встречал отец Леонтий Колногоров, духовник епархии, знаток знаменного пения, собиратель церковных древностей (среди которых есть рукописные книги!) и очень добрый человек. Священник в свое время был уставщиком в общине часовенных старообрядцев, однако после поездки сначала в Иерусалим, а затем на Афон крепко задумался о духовном пути и в итоге стал единоверческим священником, организовал приход и уже много лет служит на благо Богу и Церкви. У отца Бориса 22 ребенка – свои и усыновленные Есть в Пермском крае маленький городок – Верещагино. Отца Бориса Кицко знают здесь и далеко за пределами региона как буквально «отца»: священник организовал и успешно руководит двумя детскими домами для мальчиков и девочек. Дети молятся, трудятся на ферме, при подсобном хозяйстве, приобщаются к древнему благочестию. Священник шесть лет назад построил храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Во время строительства повсеместно на территории будущей церкви забили ручьи. Надо сказать, что у самого отца Бориса 22 ребенка – своих и усыновленных. Труд, который совершает он и его община, вносит огромный вклад в дело воспитания будущего поколения, тем более забота о тех, кто по разным причинам остался без попечения родителей. Что меня радостно удивило, так это светлые лица и глаза детей в детском доме. Эта радость на миг заставила задуматься: а правда ли эти ребята – сироты? Они светятся счастьем так, как будто у них все есть…

http://pravoslavie.ru/115807.html

Биография с небольшими сокращениями опубликована в журнале «Даниловский благовестник». 11. 2000г. и стала уже библиографической редкостью. Из неопубликованной части рукописи автобиографии И.М. Малышева. РГАДА. Ф. 1204. Оп.1. Д. 6394. Л. 17-18 об. Комментарии ( 6): Дунаев А.Г. 14 марта 2012г. 16:04 Тарабукина можно было бы и не по машинописи цитировать! Книга все-таки издана, см.: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Philos.htm В защиту " академической живописи " в нашем веке высказалась И. Н. Горбунова-Ломакс, хотя далеко не все ее утверждения бесспорны. Это все непростые вопросы, крайностей, конечно, желательно избегать. Аналогичные проблемы возникают и при осмыслении прочих церковных искусств -- пения, архитектуры. Необходимо сочетать церковные традиции и каноны с высоким профессионализмом и мастерством, поскольку равно важны обе составляющие -- и духовность, и красота. Нонна Яковлева, Санкт-Петербург 14 марта 2012г. 22:50 Очень интнресная и полезная статья. Автор убедительно доказывает мысль о приоритете традиции Духа перед традицией формы. Вообще богословскому порталу давно стоило бы привлечь своих авторов и читателей к проблеме современного иконописания. Мы как-то забыли - и не хотим вспоминанть, что есть благодатный образ, все, кажется, живем стереотипами, сложившимися в " мыслящем " русском обществе в Х1Х и укрепленном до чугунного состояния в ХХ веке. Освящаем бумажные иконки - и хорошо. Вроде долг исполнили, Благодать на образ призвали, а уж снизошел Господь к нам, убогим, или не снизошел - не наша забота. А ведь это ИКОНА, Образ Божий, обладающий великою силой Уподобления души. Или просто бумажка с неизвестно кем и когда нарисованным личиком. Что же с нами происходит, Отцы?  И как вы-то не видите, какое орудие нам Господь подарил? Простите за дерзость, но больно от того, что не все мы делаем для того, чтобы во времена такие, как наше с его великими противоречиями и великой борьбой Добра со злом, возрождения Веры и бесования греха, в истинным благоговением и старанием воспользоваться дарами Господними, среди которых близкая русской душе икона - благодатный образ.

http://bogoslov.ru/article/2489669

И, если выше всех земных благ поставит он это сокровище и изберет свой путь по письменам евангельских хартий — верен будет Бог. И преп. Сергий эту свою веру в Господню силу и конечную правду вдохнул в русский народ и повел его за собой по пути Божию. А народ, видя такого богатыря вышедшим из своей среды, понял, что народная сила еще не умерла, а только притаилась. Он познал в игумене Сергии свою скрытую крепость и, поклоняясь своему преподобному как кости от костей своих и плоти от плоти своей, поверил в себя и возродился. Когда к 1380 г. последовательными усилиями нескольких московских князей и заслугами святителя Алексия митрополита земля пришла в такое состояние, что Димитрий задумал потягаться с татарами, в этой борьбе преп. Сергий был его вдохновителем и руководителем. Еще раньше окончательного разрыва с Мамаем, Димитрий советовался с преподобным, а перед выступлением из Москвы снова приехал к нему за благословением. Во время пения молебна прибывали гонцы с вестью о движении неприятеля и с советом спешить. Но преподобный умолял князя остаться на трапезу. И потом, окропляя его св. водою, исполнясь пророческого духа, предсказал князю целость в бою, русским победу, Мамаю гибель. Уже стоя у Дона, смущенный видом несметных полчищ татарских, Димитрий колебался перейти реку. В эту минуту прискакал от преп. Сергия гонец с просфорою и грамоткою с наказом немедля сразиться. Этим вмешательством своим преп. Сергий предупредил соединение Мамая с королем польским, находившимся в день победоносной битвы всего в 30 верстах. Так заложено преп. Сергием основание русской победы. Очень трогательно бывшее два века спустя явление, в котором выразилась забота преп. Сергия о искорении Россией одной из частей угнетавшей нас при его жизни Орды. Когда, перед Казанским походом царя Ивана Васильевича, была заложена русская передовая крепость Свияжск, сделалось известным следующее. Лет за пять до основания города на его месте, при пении и звоне невидимо откуда раздававшихся, появлялся старый инок, ходил с крестом в руках, благословляя, точно отмеряя место, и когда его пытались взять — исчезал на глазах татар.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

«Перед исповедью я записал свои грехи и рассказал священнику о своей противоречивой жизни христианина. “Господу открыто противоречивое состояние Вашей души. Он подарит Вам силы для полного перерождения”. На своем неумелом английском языке я задавал все новые вопросы, а священник не уставал на них искренне отвечать. В конце он твердо сказал: “Господь всегда с Вами”. Меня охватило пламенное чувство. С тех пор как мы приехали в монастырь, я только и думал о недостаточности своей веры и о том, что попал сюда по ошибке. Но после исповеди и причастия мне стало казаться, что я действительно родился заново и стал одним из настоящих православных христиан. Так я от головы до пят ощущал в себе новый дух». С тех пор как в середине XIV века преподобный Сергий основал в здешних лесах монастырь, в обители не прекращается постоянная молитва. Что же привлекает людей в монастыре? У монахов и монахинь всегда светлые и исполненные теплотой лица. Только зайдешь в храм, и сразу же обращаешь внимание на их сосредоточенные фигуры, на которые нельзя даже просто взглянуть без благоговения. У иконы в углу храма случайно замечаешь и ушедшего в молитву нашего инока Сергия. «После принятия крещения десять лет назад меня не покидает ощущение недостаточно полной веры в существование Бога. Отбросив в какой-то момент свои прежние сомнения, я через какое-то время опять чувствую определенную неуверенность. Но во время молитвы в Троицком соборе меня переполняет осознание того, что я по-настоящему молюсь Богу. Бог действительно есть, и Христос пребывал на земле. Но тут замечаю, что вокруг молится много людей. Наверное, именно поддержка сосредоточенно молящихся монахов и паломников помогает мне приблизиться к Богу». В понедельник, как раз когда прекратился дождь, мы отправились в Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь, основанный преподобным Стефаном. Современник преподобного Сергия, святой Стефан прибыл в эти места из Киева, чтобы основать недалеко от лавры новую обитель. На ухоженных клумбах росли ландыши и незабудки. Уже при входе в монастырь во всем проявлялась настоящая женская забота и внимание к даже незначительным мелочам. При монастыре существует детский приют. Чистый звук пения хора, казалось, передавал настоящую сердечную красоту насельниц обители.

http://pravoslavie.ru/41440.html

Бог всегда слышит наши молитвы, творимые искренне и с благодарением. Сила Божия способна одолеть самое неодолимое, Его отеческая забота простирается до самого с человеческой точки зрения незначительного. В молитве, как учит апостол Павел, мы можем обратиться к Господу с самыми разными нашими проблемами и заботами. Отец Небесный поймет каждого, но исполнит просимое только в том случае, если это полезно человеку. Мы ведь тоже не потакаем детям своим в их шалостях или прихотях. Так и Бог. Он один лучше всех знает и понимает, что нам нужно, а что нет. А потому не стоит роптать и сетовать, что Господь не слышит молитвенных воздыханий, не ценит молитвенных трудов и подвигов. Ни одно доброе дело для Бога не остается незамеченным. Переживать по этому поводу не стоит! Наоборот, мы должны благодарить Бога во всем – и в печали, и в радости, как благодарен каждый ребенок родителям своим просто за то, что он живет. Такое ощущение дает не только полноту молитвы, но порождает душевный мир, покой, уверенность в Промысле Божием. Мы ведь знаем, что ничто в этом мире не совершается без святой воли Его! И как глубоко заблуждается тот, кто уповает на свою самость, тщеславную самостоятельность… Как бы ни кичился человек своими талантами, своей оригинальностью и неповторимостью в чем-то, даже эти неординарные способности не приобретены лично им, а, по Божией милости, дарованы Господом для благих целей. И в молитве нашей необходимо помнить три вещи. Бог любит нас и все совершает по любви к нам, хочет для нас только лучшего. Это лучшее определяется отнюдь не нашими желаниями, а премудростью Божией. И, наконец, только тот, кто понимает и осознает над собой волю Божию и силу Господню, молитвою обретет не только надежду, но и мир Божий для своей души. Апостол Павел говорит, что в верных последователях Христа не должно быть ничего скверного, ненавистного, темного или злого. Потому что по сути своей они теперь не свои, а Божии:… братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Говорят: канцелярский, городской и фабричный труд бесполезны для крестьянина и существуют только для обеспеченных людей. Если бы это было справедливо, то и тогда формы городского труда не излишни, так как они нужны для обеспеченных людей. Нельзя считать полезным только то, что необходимо для крестьянина. Экономическое, физическое и духовное преуспеяние всех не крестьян ужели не стоит труда? Человечество представляет собою не уединённые группы существ, но одно целое, в котором верх влияет на низ и низ на верх, и действительное благо одного не проходит бесследно для другого. При внимательном наблюдении можно уследить, что те роды деятельности, которые не относятся к земледелию, небесполезные и для земледельцев. Крестьянин уже почувствовал желание умственной пищи, которой не добудешь сохой и бороной. Между университетами, академиями и низшей крестьянской школой есть несомненная связь. Небесполезные для простолюдинов: суд немздоимный, медицина, научно-популярные книги, рациональное хозяйство, улучшение орудий производства, чугуны, пилы, косы, плуги, молотилки, самовары, пожарные машины, железные дороги, телеграфы, пароходы, зажигательные спички, керосин, часы, лампы, швейные машины, улучшенные семена, лесонасаждение и многое другое, над чем потрудились и трудятся люди науки и городского труда. И искусства, хотя медленно, несут свою дань простолюдину в виде олеографии, улучшенного церковного пения, удобных и изящных храмов и т. п. Все это выработано не простолюдинами, не сохою, а наукой и людьми городского труда. Жаль, что в наших общеобразовательных школах нисколько дети не приучаются к труду. Каждому молодому человеку полезно бы усвоить хоть одно ремесло. Выше мы сказали, что разнообразие труда полезно для трудящегося. Но для совершенства произведений труда, наоборот, нужна специализация труда. Это заметил еще премудрый Сирах, писавший: Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его о корме для телиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. ( Мф.18:15 ) Благодарность В Ветхом Завете благодарность была центром жизни народа Божия. Храмовое богослужение состояло тогда из жертвоприношений благодарения и хвалы, и непрерывного пения псалмов в благодарность Богу: Пойте хвалу Господу, все преподобные Его, и благодарите имя святое Его. Да предстанем пред Ним с благодарением. Да войдём в Его врата с благодарением и в Его дворы с хвалой. Благодарите Его, благословляйте святое имя Его! Добро есть благодарить Господа, петь хвалу Твоему имени, Всевышний; провозглашать Твою милость утром и Твою верность – ночью. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. В Новом Завете благодарность – эта самая суть жизни Церкви, а центр литургического богослужения – тот момент, когда верующие «гор е имеют сердца» и «благодарят Господа». Все апостольские писания и жития святых изобилуют благодарениями Богу: Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение… благодаря всегда за все Бога Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа. ( Еф.5:4, 20 ) Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. ( 1Сол.5:16–18 ) Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь… Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. ( Флп.4:4–7 ) Духовный человек должен быть исполнен благодарности во всех обстоятельствах, по твёрдому убеждению в милостивом промысле Божием, в Его заботе, и по непоколебимой вере, что «любящим Бога… Он во всём содействует к благу» ( Рим.8:28 ). Духовные учителя, особенно св. Иоанн Златоуст (IV b.), всячески подчёркивают эту мысль. Бога надо благодарить не только за то, что мы считаем добрым, но и за всё, что даже кажется плохим, ибо мы знаем, что внимательная забота Бога о каждом из нас никогда не прекращается, и что даже зло в этом мире (к сожалению, неизбежное), правильно понятое и побеждённое Божьей благодатью, может быть Им превращено в средство нашего духовного роста и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Последняя моя стычка с Азеевым, после которой я потерял всякую робость в моих требованиях об увольнении Азеева из Капеллы, произошла 20 мая в заседании Педагогического совета, куда мною были приглашены и оба учителя пения, чего не бывало до того в Капелле, так как эти господа привыкли только требовать и распоряжаться, а не слушаться. Я мотивировал приглашение учителей пения в Совет тем, чтобы: 1) выслушать их мнение о степени даровитости некоторых учеников, которые уже были близки к спадению с голоса и относительно которых возбуждался вопрос: оставлять их далее в Капелле или нет? 2) выслушать мнение о приблизительно надобном для учителей пения количестве новых мальчиков, которых предстояло принять в Капеллу, подготовить к участию в хоре и еще летом обучить для наилучшего обеспечения успешности научного курса с сентября, и 3) выслушать мнение о возможности, без особой убыли для хора, удаления из Капеллы нескольких мальчиков еще поющих, но особенно нетерпимых по своему поведению и малоуспешности. Вместо порядка поставленных к обсуждению вопросов Азеев начал свою речь приблизительно такого содержания: «Я желаю прежде всего узнать от вас, господин управляющий, какой смысл придается тому, что меня зовут на какой-то «совет», вместо того, чтобы обсуждать к исполнению то, что нам, как учителям пения, надобно требовать в помощь себе от вас или от «совета»? Потом я полагаю, что не может быть и разговора об изменении Придворной капеллы в какое-то учебное заведение с какими-то «советами». Капелла есть государев певческий хор, и, следовательно, в процветании этого хора, вверенного нам, учителям пения, только может быть забота всех служащих в Капелле. Капелла существует давно и выработала условия своего процветания, следовательно, никто не имеет права ни изменять этих условий, ни делать какие-либо нововведения без нашего согласия или указания. Я не желаю быть совещательным членом этого собрания, а собрание должно обсуждать наши требования. Науки и всякие музыкальные курсы нужны мальчикам после Капеллы, так как только во время периода пения Капелла эксплуатирует мальчиков и в это время только на пение и может быть обращено все их внимание. По третьему вопросу, полагаю, нет никаких оснований и рассуждать кому бы ни было. До тех пор, пока учителя пения не заявят об окончании мальчиком его службы при высочайшем дворе в качестве певчего, никто не имеет нрава вторгаться в эту область ведения учителей, а самое появление в настоящем собрании такого вопроса есть только свидетельство неумелого ведения воспитательной части Капеллы, до которой учителям пения нет никакого дела. Поэтому же я подам рапорт, когда то будет надобно, по вопросу второму, то есть о количестве надобных к приему мальчиков. По первому вопросу я отказываюсь отвечать, так как мне все равно – останется или не останется в «общежитии на Мойке, 20» мальчик, не поющий более под моим управлением».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другие пьесы, и в большем числе, обработаны протоиереем Турчаниновым так неточно с древними образцами, что в них совсем не возможно узнать древнего церковного напева. Это уже совершенное уклонение от предположенной цели. По таковым опытам, чтобы не сделать издержек малополезных 476 и чтобы, вместо поддержания древнего церковного пения, не запутать и не повредить оного неверным подражанием, нужно, по моему мнению, прежде напечатания обработанных протоиереем Турчаниновым пиес, подвергнуть оные рассмотрению сведущих людей под наблюдением Святейшего Синода, и если оные и теперь таковы, какими оказались в вышеупомянутых опытах, то исправить оные так, чтобы сие пение в точности сходствовало с древними образцами, и чтобы не требовало отличного хора, но и небольшими хорами епархиальными могло быть исполняемо без затруднения; а еще было бы лучше, если бы оное, по точной сообразности с древними и по простоте, могло быть употребительно, хотя отчасти, в монастырях и церквах приходских, где есть небольшие хоры вольнопоющих». Таким отзывом весьма влиятельного и авторитетного в церковных вопросах митрополита Московского Филарета и была вызвана задержка на 20 лет (1856–1876) с изданием произведений протоиерея П.И. Турчанинова. В только что приведенном мнении митрополита Филарета особенно ярко выступает его забота о строжайшей сохранности уставного напева. Этой сохранности митрополит придает самое главное значение. В то же время это характеризует московское направление и московскую традицию в богослужебном пении, противопоставляемую здесь Петербургу, где в области церковного пения предводительствовала Придворная капелла. Об этом противоречии говорилось уже нами в предыдущей главе, и к этому же придется нам вернуться и в следующей главе. Очевидно, что Турчанинов, будучи киевлянином, привык к южнорусской манере пения и к южнорусским напевам. Те же напевы должны были быть и в практике капеллы, где певчие были малороссы: а по капелле и по ее церковным напевам равнялись в Петербурге вообще все хоры. Петербургская же церковно-творческая традиция расходилась кое в чем с московской. Кроме того, в мнении митрополита Филарета как бы подчеркнулось противопоставление уставного, богослужебного пения и пения неуставного, в котором возможны и уклонения от уставных напевов, и даже исполнение свободных сочинений, мелодии которых не основываются на уставных роспевах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010