Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († не ранее 50-х гг. XV в., Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, Радонежский, ученик прп. Никона Радонежского. С И. связано одно из посмертных чудес прп. Сергия Радонежского («О видении святого Сергия в церкви»), описанное в 3-й редакции Жития прп. Сергия, к-рая была составлена Пахомием Логофетом ок. 1442 г. (датировка Б. М. Клосса). В Житии рассказывается, что «при настоятеле Никоне у гроба святого Сергия... некий мужь духовен, в добродетелех знаменит, именем Игнатии в обители его виде известно святого Сергиа, на бдении всенощнем в церкви стояще на месте своем и поющя с братьями. И тако исповеда братьям» ( Клосс. 1998. С. 421). Названного в рассказе о чуде «мужа духовна» можно отождествить с «присным учеником» и келейником прп. Никона Радонежского Игнатием, который был главным информатором Пахомия Логофета, когда тот писал Житие прп. Никона (кон. 40-х - 50-е гг. XV в.). Об Игнатии сообщается в особой редакции Жития прп. Никона: «Елма благоизволи Бог и вь последних днехь рода нашего рускых странах многим и великымь мужемь вь добродетели просияти, от нихже бысть и сый блажений отець Никонь, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатие, веди исперва» (РГБ. Троиц. 763. Л. 407; Житие прп. Никона в данном сборнике, по мнению Клосса, является автографом Пахомия Логофета). Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Важные сведения об И. можно почерпнуть из актов Троице-Сергиева мон-ря. И. происходил из угличских землевладельцев. Между 1410 и 1427 гг. (вероятно, между летом 1423 и летом 1425) мон. Мина купил у И. для Троицкого мон-ря вотчину последнего в Городском стане Угличского у.

http://pravenc.ru/text/293419.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИАРАН Св. Киаран. Икона. XX в. Мастер А. Харт (Епархиальный центр К-польского Патриархата, Лондон) Св. Киаран. Икона. XX в. Мастер А. Харт (Епархиальный центр К-польского Патриархата, Лондон) [ирл. Ciarán; лат. Ceranus, Keranus, Queranus; англ. Ciaran, Kieran] († 549), св. (пам. зап. 9 сент.), основатель мон-ря (церковного поселения) Клуан-Мокку-Нос (ныне Клонмакнойз, графство Оффали, Ирландия). Источники Житие К. известно в 4 версиях (3 на латыни, 1 на ирл. языке). Самым полным является лат. Житие, к-рое включено в Дублинское (Килкеннийское) собрание житий ирландских святых (обозначается сиглой M или D) и издано Ч. Пламмером по рукописи Dublin. Marsh " s Library. Z 3.1.5. Fol. 144v - 148 (XV в.) (изд.: Plummer. Vitae. T. 1. P. 200-216). Другая латинская версия Жития (R или O) входит в состав Оксфордского собрания, издана Р. А. С. Макалистером по рукописям Bodl. Rawl. B. 485 и B. 505 (XIV в.) (изд.: The Latin and Irish Lives of Ciaran. 1921. P. 172-183). Особую версию представляет собой Житие К. из Саламанкского собрания (Brux. 7672-7674, XIII - нач. XIV в.; сохр. только начальная часть Жития; изд.: Heist. Vitae. P. 78-81). Пространная ирл. версия Жития К., написанная в форме гомилии на день памяти святого и на стих Мф 7. 12, содержится в т. н. Книге из Лисмора (нач. XV в.) и в рукописи XVII в., выполненной Михалом О Клери (Brux. 4190-200. Fol. 154-170v; изд.: Lives of Saints from the Book of Lismore. 1890. P. 117-134). История текста Жития и датировка версий до конца не определены. Пламмер отметил, что оксфордская редакция Жития скорее всего является переработкой дублинской версии: текст существенно сокращен, добавлены ссылки на Свящ. Писание и рассуждения моралистического характера. Ирландское Житие, по мнению Пламмера, основано на лат. оригинале, который, однако, не был тождествен ни одной из сохранившихся лат. версий ( Plummer. Vitae. T. 1. P. XLVIII-LI). Согласно Дж.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР († 20.12.1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326). Основные сведения о П. содержат рус. летописи XIV-XV вв. и Житие святителя. Житие Житие П. было составлено вскоре после его кончины. Исследователи выделяют 2 редакции памятника, появившиеся в XIV в. Традиционно составление Первоначальной редакции (известна не менее чем в 26 списках) относится к еп. Прохору , свт. Ростовскому ( Седова. 1993. С. 27). В. А. Кучкин выделяет 2 извода 1-й редакции Жития («Преставление Петра митрополита», в научной литературе называется иногда «Сказание о смерти митрополита Петра»). По мнению исследователя, старший извод принадлежит не Ростовскому епископу, а неизвестному московскому книжнику, близкому к П., кн. Иоанну I Даниловичу Калите и тысяцкому Протасию, вероятно - клирику московского Успенского собора, а написано Житие было весной-летом 1327 г., до освящения Успенского собора 14 авг. того же года. Составление младшего извода первоначальной редакции Жития, соединенного с «Чтением на память митрополита Петра», произнесенным свт. Прохором Ростовским на Владимирском Соборе в 1328 г., было приурочено к канонизации П. в К-поле в 1339 г.; впосл. авторство свт. Прохора, по Кучкину, было ошибочно перенесено и на 1-ю редакцию Жития ( Кучкин. 1962. С. 66-67). Согласно Б. М. Клоссу , выделившему в рукописной традиции 3 извода первоначальной редакции, ее автором мог быть книжник из окружения московского архим. Феодора ( Клосс. 2001. С. 18). Вторая редакция Жития (известна не менее чем в 41 списке) была составлена митр. Киевским и всея Руси свт. Киприаном (1390-1406). По позднейшим данным «Книги степенной» царского родословия, свт. Киприан († 1406) написал Житие П. в своем подмосковном с. Голенищеве в последние годы занятия им митрополичьей кафедры (ПСРЛ. Т.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Память святого Сидора, юродивого Христа ради, по прозвищу Твердислов, ростовского чудотворца Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской ПАМЯТЬ СВЯТОГО СИДОРА, ЮРОДИВОГО ХРИСТА РАДИ... Житие Исидора Твердислова является образцом жития юродивого со всеми деталями, характерными для агиографического памятника этого вида. В. О. Ключевский отметил, что оно лишено каких-либо исторических примет, хотя посвящено реальному лицу (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 280–281). В Житии сказано, что Исидор (или Сидор) пришел на Русь с запада, из «латинских» стран, и принадлежал к знатному роду, что было вполне реальным, однако какая западноевропейская страна была родиной юродивого, неизвестно. Он жил и умер в Ростове, и с его именем связано строительство Вознесенской церкви, сначала деревянной, а при Иване Грозном, в 1566 г., – каменной, сохранившейся до сих пор среди древних земляных валов и больше известной под именем церкви Исидора Блаженного; ее строитель – мастер Андрей Малой. (Иванов В. Ростов и Углич. Изд. 2-е, дополн. М., 1975. С. 126, 137–140). Исследователи, исходя их данных рукописей XVII–XIX вв., называют и даты жизни Исидора: в 1419 г. он пришел в Ростов, в 1474 (или в 1484 г.) умер. Исидор стал почитаться святым задолго до его официальной канонизации, происшедшей во второй половине XVI в. – между 1552 и 1563 г. (или между 1549 и 1563 г.). Самые ранние списки Жития относятся к началу 30-х гг. XVI в., но основной текст мог быть составлен и в конце XV в. Житие включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария и содержится в рукописи РНБ, Софийское собр., 1321, составленной в 1541 г. в Новгороде в бытность Макария новгородским архиепископом. В тексте Жития неоднократно подчеркивается, что современники принимали Исидора за «юрода», сумасшедшего, смеялись над ним, оскорбляли его, даже били. Но юродство в Древней Руси часто не было проявлением душевной болезни. Юродство «Христа ради» было формой служения Богу, обусловленной особым этикетом поведения – аскетизмом, оскорблением и унижением плоти, самоуничижением, мнимым безумием. Своим видом и образом жизни юродивый укорял общество (Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. М., 1895; Панченко А. М. Смех как зрелище//Лихачев Д. С, Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984). Юродивый мог безнаказанно обличать власть имущих. Этого сюжета, кстати, нет в Житии Исидора, лишенного социально острых эпизодов, в то время как в других житиях юродивые спорят даже с царем Иваном Грозным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне. - 1 Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребываение на Афоне -1     Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне.   (Елена Романенко)   Господи, кто обитает в жилище твоем? Или кто вселится во святую гору твою? Ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем. (Пс. 14; 1-2)               После падения Константинополя Афон находился под по­кровительством (хотя и не всегда бескорыстным) турецких султанов, благодаря чему сохранил относительную независи­мость. Монахи не интересовались политикой, и Афон по-преж­нему оставался совершенно обособленным от остального мира, лишь отдаленные отголоски исторических событий достигали этих мест. На Афоне старцы Нил и Иннокентий сначала посети­ли Карею, административный центр Святой Горы. Здесь стар­цы должны были получить благословение прота на посещение Афона. Видимо, они его получили, поскольку задержались на Святой Горе надолго. В центре Карей находится древний храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Незадол­го до прибытия сюда русских паломников стены храма были украшены фресками. Со стен на приходящих взыскательно смо­трели суровые лики афонских святых. В алтаре Успенской цер­кви находится, как в древности, так и сейчас, древняя икона Богородицы «Достойно есть», которая по традиции считается покровительницей Афона . Взяв благословение у Небесной Игу­мений Святой Горы, русские странники отправились посещать афонские монастыри и скиты.   Пышная средиземноморская растительность и живописные виды Святой Горы вызывали восхищенное удивление палом­ников, выросших в средней полосе России. Не имея возмож­ности когда-либо посетить Афон, я воспользуюсь одним из тех поэтических описаний, которые сохранились в книгах многочи­сленных паломников Святой Горы. «Несмотря на более чем тысячелетнее существование иноческих поселений, на Афоне и поныне сохранилось много девственных мест, непроходимых дебрей и неприступных утесов, куда не проникал еще челове­ческий глаз и где не ступала человеческая нога...

http://isihazm.ru/?id=421

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Загадки жития святителя Николая " Не позднее VI века предание о том, что святитель Николай был на I Вселенском Соборе " Источник:  Татьянин День О святителе Николае может рассказать любой христианин. Почти все знают, что он помогает путешествующим, выдает замуж бедных девиц и приносит подарки на Рождество Христово под именем Санта Клауса. Многие вспомнят о том, что он дал пощечину Арию на I Вселенском соборе в 325 году, а уж число народных легенд и сказок, связанных с именем святого Николы столько, что они сами по себе составят увесистый том на разных языках. Мне нравится 4 Между тем житие святителя Николая заставляет нас по-новому взглянуть на самого известного христианского подвижника. Так получилось, что самым распространенным текстом, посвященным святому, был текст Симеона Метафраста. Написанный в Х веке, почти через 700 лет после кончины праведника он представляет собой компиляцию из жизнеописаний двух святителей Николаев. Первый жил в конце III – первой половине IV века, а второй святой Николай Пинарский жил в VI в. и скончался 10 декабря 564 года. Знакомое нам житие святителя Николая архиепископа Мирликийского, которое можно найти и у святителя Дмитрия Ростовского, называет имена родителей праведника – Феофан и Нонна. На самом деле так звали отца и мать святого Николая Пинарского, о чем еще в XIX веке писал архимандрит Антонин (Капустин). Из жития святителя Николая, жившего в VI веке, в житие другого святого Николая попала и история о путешествии молодого священника в Палестину для поклонения святым местам. Старший святитель Николай скончался не позднее 337 года. Уже будучи епископом он пострадал от гонений Диоклетиана, которые начались в 305 году, а святая Елена – мать Константина Великого обрела Честной и Животворящий Крест Господень не ранее 326 года. Объединение житий двух святых с одинаковыми именами, живших в разное время, в истории христианства случалось не раз. До ХХ века исследователи обычно соединяли образы двух праведников в один, и в результате более известный святой " поглощал " своего менее знаменитого коллегу. В случае со святителем Николаем именно так и произошло. Лишь в начале XXI группа российских ученых издает житие архиепископа Мирликийского, исправленное по древним рукописям. В результате мы можем узнать много нового о жизни самого известного и любимого на Руси христианского подвижника. В ХХ веке были также проведены исследования мощей святого, подтвердившие достоверность жития святителя Николая даже в тех отрывках, которые традиционно считаются агиографическими топосами (общими местами).

http://religare.ru/2_98703.html

Разделы портала «Азбука веры» Ю.В. Коренева Семантика смирения в агиографическом тексте: историко-лексикографический аспект В Избранное Ю.В. Коренева 2010 г. Московский государственный областной университет Сообщается о месте и роли понятия смирение в тексте жития святого. Данные исторических и этимологических словарей в этом аспекте позволяют реконструировать первичную семантику анализируемого слова и через сопоставительный анализ словарных значений определить его смысловой объем, сходство и различие лексикографических интерпретаций. Каждая профессиональная сфера коммуникации, в том числе литературный жанр, вырабатывает свою понятийную сферу, реализует свой аспект сознания, в том числе языкового, и в современной лингвистике такая совокупность понятий именуется концептосферой. Терминологическое значение последней, после Д.С. Лихачева, сегодня уточняется: можно говорить о совокупности концептов – ментальных образований – для каждой сферы деятельности человека в рамках дискурсивных и текстовых исследований. В этом аспекте понятие агиографической концептосферы реально. В составе житийного текста, эксплицирующего, репрезентирующего агиографическую концептосферу, проявляется через словоупотребление религиозное сознание, в нашем случае русское православное. Поэтому о концептах агиографической концептосферы целесообразно говорить с позиций православного религиозного сознания. Агиографический текст имеет своей конечной коммуникативной целью оказать влияние на читателя-слушателя через описание святости как центрального понятия любого жития. В этом аспекте святость выступает как макроконцепт, содержащий в своем поле остальные понятия. Концепт святость репрезентируется в русском житийном тексте по-разному в зависимости от описываемого пути к святости, т.е. подвига того человека, которого Церковь чтит в сонме своих святых. Разновидностей духовного подвига много. Об этом, в частности, свидетельствуют жития преподобных монахов, в том числе Жития Оптинских старцев. В житии преподобного монаха центральными, ключевыми понятиями становятся понятия любви к Богу и страха Божиего, молитвы и послушания, молчания и смирения.

http://azbyka.ru/semantika-smireniya-v-a...

св. Даниил Столпник (Свято-Евфросиньевский женский монастырь, XII век) ЖМП 12 декабрь 2018 /  24 декабря 2018 г. 13:24 Преподобный Даниил Столпник и современные исследования его жития В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Столпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве в советника византийских императоров.   PDF-bepcuя. Столп (это была колонна с приставной лестницей) и монастырь святого не сохранились и до сих пор не найдены, так что фактически почти единственным источником сведений о преподобном Данииле остается его житие. Оригинал этого текста был впервые опубликован отцом Ипполитом Делэ, бельгийским иезуитом и специалистом по церковной истории и агиографии, в 1913 году. Через 10 лет житие было переиздано в его основополагающей работе о святых столпниках1 (до этого был издан только текст жития, написанный преподобным Симеоном Метафрастом в Х веке2). Отец Ипполит выделил среди изданных им четырех рукописей древнего жития две редакции текста: краткую и пространную, восходящие, однако, по всей вероятности, к одному автору. Недавно французские византинисты, специалисты по византийскому монашеству В. Дерош и Б. Лезьёр3 показали, что взаимоотношения между этими списками более сложные: они не сводятся к двум редакциям. А это значит, что требуется новое издание текста. Благословение Симеона Столпника Все исследователи (кроме немецкого историка-византиниста Ханса-Георга Бека4) сходятся на том, что житие написано современником и учеником преподобного Даниила после его смерти 11 декабря 493 года. Но когда именно? В 1997 году британо-английский ученый, историк античности Робин Джеймс Лейн Фокс5 убедительно доказал, что житие возникло между 493 и 496 годами. Дело в том, что его автор говорит о «золотом веке» императора Анастасия, скончавшегося в 518 году, а Константинопольского Пат­риарха Евфимия называет «преподобнейшим», «святейшим» и «боголюбивейшим». Между тем весной 496 года Патриарх Евфимий был осужден как еретик, после чего наименовать его такими эпитетами было бы невозможно. Следовательно, житие возникло в самые первые годы после смерти преподобного Даниила — в 494–495 годах, «по горячим следам».

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnyy_...

Св. Конрад. Фрагмент алтаря в ц. прор. Иоанна Предтечи и св. Вита в Хорне, Германия. Ок. 1500 г. Худож. Маттиас Гутрехт Старший [лат. Conradus, Chuonradus, Chunradus; нем. Konrad] (ок. 900 — 26.11.975, Констанц, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия), св. (пам. зап. 26 нояб.), еп. г. Констанц в Швабии (с 934). Сведения о К. содержатся в документах Соборов оттоновской эпохи (MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 203–207), в дипломах герм. кор. и имп. Оттона I (MGH. Dipl. Reg. Imp. N 85. P. 166-168; N 236. P. 327–328; N 418. P. 570–571), а также в Санкт-Галленской монастырской хронике аббата Эккехарда IV (2-я треть XI в.). Имя К. указано в списке епископов Констанца 2-й пол. XII в. (MGH. SS. T. 13. P. 325). Основным источником сведений о К. считается его Житие (BHL, N 1917), составленное мон. Одальскальком из аббатства св. Ульриха и св. Афры в Аугсбурге в 1122-1123 гг., в ходе подготовки канонизации К. В 1-й книге рассказывается о жизни святого, во 2-й — о чудесах, происходивших на его могиле. После возвращения из Рима, где на Латеранском I Соборе папа Римский Каллист II причислил К. к лику святых, Одальскальк дополнил Житие 3-й книгой, в которой описал торжественное перенесение мощей святого (26 нояб. 1123); по-видимому, работа над Житием была завершена к концу года ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93). Все 3 книги Жития сохранились только в одной рукописи XII в. из Венской национальной б-ки (Vindob. 573) (Ibid. S. 87–90). Еще 6 рукописей XII–XVII вв. содержат либо 2 первые книги, либо фрагменты Жития и «Историю св. Конрада» (Historia Sancti Konradi) — рифмованную службу святому ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93–94; idem. Historia S. Konradi. 1975. P. 107–128). Вероятно, между 1127 и 1134 гг. на основе 1-го Жития было написано 2-е Житие (BHL, N 1918; MGH. SS. T. 4. P. 436–445); его составителем предположительно был каноник аббатства Кройцлинген или монах монастыря Петерсхаузен ( Maurer. 2003. S. 125). Текст 2-го Жития сохранился в 2 рукописях XII и XIV вв. ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 94).

http://pravenc.ru/text/2452980.html

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Печерского Память 23 марта Когда Господу угодно было насадить в России многоплодную ветвь иноческого жития, Он, прежде других, привел к искусному и трудолюбному первоначальнику российского монашества святому Антонию , подвизавшемуся в пещере, преподобного Никона, который был ему добрым сотрудником в подвижничестве. Ревностно проходя степени иноческих добродетелей, подражая во всем наставнику и учителю своему, преподобный Никон являл в себе достойного вождя иноков и надежного руководителя их в мысленный вертоград постнического жития. Когда приходили к Антонию лица, желающие принять равноангельский образ, он сам поучал их добродетелям, а преподобному Никону он повелевал постригать их. В деяниях этих двух подвижников можно было усматривать некоторый вид подобия Моисея и Аарона, ибо преподобный Антоний принес закон со св. Афонской горы 2092 , как Моисей с Синайской, преподобный же Никон действовал по повелению Антония, как Аарон, почтенный саном священства. Все дела свои Никон совершал с благопокорностью, испытывая не только одни радости, но с терпением переносил и скорби, благодаря за все Бога. Великой радости духовной сподобился он, когда постриг преподобного отца нашего Феодосия , оказавшегося вскоре великим наставником иноческого жития в России. Возрадовался духом и тогда, когда постриг именитого боярина, блаженного Варлаама , а также заведующего всем хозяйством у князя и любимца его блаженного Ефрема-евнуха . Но за этих постриженников он потерпел и немалую скорбь. Ибо, узнав об их пострижении, князь Изяслав 2093 сильно разгневался на преподобных и повелел одного из них, именно совершившего пострижение, тотчас привести к себе. Слуги тотчас же отправились и привели к нему блаженного Никона. Посмотрев с гневом на святого, князь спросил: – Ты ли постриг боярина и евнуха без моего повеления? Преподобный Никон ответил с мужеством: – Я постриг их благодатью Божьею по повелению Небесного Царя Иисуса Христа, призвавшего их на таковой подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010