Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Покров. 50–60 е гг. XVII в. (ГММК) (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., Галичское княжество - 31.03. 1461, Москва), свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей), митр. Киевский и всея Руси. Житие Сведения о жизни святителя до рукоположения во епископа в основном содержатся в его Житии, составленном перед канонизацией, совершенной в 1547 г. по указанию митр. Московского и всея Руси свт. Макария . Со 2-й пол. XIX в. принято выделять 3 редакции, помимо к-рых существуют особые виды и версии Жития. Первая редакция, имеющая название «Слово похвальное иже во святых отцу нашему Ионе», читается в Успенском списке Великих Четьих-Миней под 31 марта (ВМЧ. Март. Дни 26-31. С. 1901-1911). В «Слове похвальном...» использованы записи о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., фиксация к-рых, видимо, велась при митрополичьем дворе,- они отразились в Сводной Кормчей митр. Даниила 20-30-х гг. XVI в. ( Белякова. 1992. С. 171-178). Вторая редакция Жития И. «Сказание отчасти жития иже во святых... Ионы митрополита» содержится в Степенной книге (XVI в.) (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 505-526). Третья, пространная редакция под названием «Повесть имат сказание, собрано отчасти жития и чудотворения… Ионы митрополита» сохранилась в 4 списках XVI-XVII вв. (опубл.: Усачёв. 2007. С. 17-60). Старшинство и датировка (ранее 1547) 1-й редакции Жития общеприняты. А. С. Усачёв предположил, что 3-я редакция, составленная ок. 1556 г., послужила основным источником 2-й редакции ( Усачёв. 2009. С. 205-216). Особые версии и виды Жития изучены мало и до сих пор не изданы (РНБ. Солов. 511/530. Л. 203; Q.1.603 и др.). Биография Согласно Житию, И. происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого находилась в галичских землях: «...близ предел Казанския земли, разстояние имея от Соли Галическия яко шесть поприщ, на реце Святице» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 505). Сел. Одноушево располагалось во владениях Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. В Житии сообщается о раннем («от юности») стремлении святого к служению Христу.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486, Перекомский (Перекопский) Николаевский мон-рь), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Перекомский (Перекопский), Новгородский, игум. Перекомского Николаевского мон-ря. Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Житие Основные сведения о Е. содержатся в Житии святого, сохранившемся в 2 редакциях: основной и проложной. Вопрос о времени составления основной редакции (известна в 4 списках XVIII-XIX вв.) по-разному решался исследователями. В Житии указывается, что оно было написано учеником Е. игум. Романом. Однако исследователи, выделяя в тексте многочисленные анахронизмы, ставят под сомнение раннее создание Жития. В. О. Ключевский , а вслед за ним и др. исследователи полагали, что Житие Е. было написано в сер. XVI в. (ок. 1554 игуменом Перекомского мон-ря был Роман; при этом Ключевский, не доверяя сообщению Жития Е. о кончине святого в 1486, полагал, что преподобный умер в нач. XVI в.). По мнению Н. А. Охотиной-Линд, сочинение было создано во 2-й пол. XVII в., когда Перекомский мон-рь был возрожден ( Охотина-Линд. 1996. С. 56-57). Основная редакция Жития Е. была составлена на основе Жития прп. Александра Свирского (написано в 1545), почти полностью вошедшего в посвященный Е. текст, и Жития прп. Саввы Вишерского (создано Пахомием Логофетом между 1464 и 1470). Житие прп. Саввы стало источником проложной редакции Жития Е. (известна в единственном списке - ЯИАМЗ. 15544. Л. 243-243 об., 1807 г.), через службу прп. Савве, оказавшую влияние на службу Е. Биография Согласно Житию, родители Е., в миру носившего имя Евстафий, Стефан и Анна, жили в Кашине, недалеко от жен. монастыря в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/182091.html

Жития Зосимы и Савватия соловецких Подготовка текста Р. П. Дмитриевой, перевод и комментарии О. В. Панченко ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ Жития Зосимы и Савватия Соловецких были созданы на рубеже XV–XVI вв. двумя выдающимися книжниками – соловецким игуменом Досифеем и митрополитом Киевским Спиридоном. Кроме них в создании житий принимали участие преп. Герман Соловецкий и выдающийся деятель Русской Церкви конца XV – нач. XVI в. архиепископ Геннадий Новгородский . История создания житий соловецких преподобных рассказана самим Досифеем в его послесловии к житиям («Слове о сотворении жития первоначальников Соловецких Зосимы и Савватия»). Игумен Досифей был учеником преп. Зосимы и после кончины своего старца жил в одной келий с преп. Германом, со слов которого и записал рассказы о жизни преподобных Зосимы и Савватия («памяти ради»). По словам Досифея, Герман был неискусен в «божественном писании» и рассказывал о жизни соловецких святых просто и незатейливо. Некоторое время спустя записи его рассказов были утрачены: их взял почитать некий священноинок, пришедший из Белозерья, и, уйдя, унес их с собой. Так пропали «памяти» о жизни основателей Соловецкого монастыря – живое свидетельство о них «спостника их» преп. Германа. Будучи человеком весьма деятельным (которого по праву считают одним из создателей библиотеки Соловецкого монастыря), Досифей прибыл по монастырским делам в Новгород и при встрече с архиепископом Геннадием рассказал ему о жизни основателей Соловецкого монастыря. Оказалось, что архиепископ Геннадий в молодости был учеником преп. Савватия. Услыхав рассказ Досифея о жизни своего старца на пустынном острове и о создании на месте его подвигов Соловецкого монастыря, Геннадий тотчас благословил Досифея написать жития обоих подвижников. Так было положено начало созданию житий соловецких святых – благословением, преподанным ученику преп. Зосимы учеником преп. Савватия, и благоговейным желанием обоих сохранить память об их духовных отцах. Уединившись и заново вспоминая рассказы Германа о жизни Зосимы и Савватия (самого Германа к этому времени уже не было в живых), Досифей сочинил некий «первый опыт» житий соловецких чудотворцев. Разумея несовершенство своего сочинения и нуждаясь в помощи другого, более опытного, писателя, Досифей постарался найти такового в Ферапонтовом монастыре, где в это время находилось сразу несколько видных иерархов Русской Церкви: архиепископ Ростовский Иоасаф, епископ Пермский и Вологодский Филофей и митрополит Киевский и всея Руси Спиридон. Было это в 1503 г. (примерно через год после того, как в Ферапонтове трудился Дионисий, расписавший по заказу архиепископа Иоасафа церковь Рождества Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА († 24 мая 1193?), прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)), Столпник, Переяславский. Житие и Похвальное слово По мнению В. О. Ключевского, основным источником сведений Жития Н. послужило устное предание. В связи с этим остается неопределенным время составления памятника. Архиеп. Филарет (Гумилевский) датировал создание Жития XIII или XV в. К «древним по слогу» Житиям относил Житие Н. митр. Макарий (Булгаков). Большинство исследователей полагают, что Житие создано не ранее XV в. Оно сохранилось в многочисленных списках, однако на протяжении более чем 4 веков рус. книжники не внесли в Житие таких изменений, на основании к-рых можно было бы говорить о богатой текстологической традиции. История текста Жития впервые наиболее четко была представлена Ключевским: «В списке половины XV в. житие является с наиболее простым составом: повесть о жизни и кончине столпника сопровождается одним рассказом о перенесении в его монастырь брошенных убийцами в Волгу и чудесно найденных крестов и вериг подвижника вскоре после убиения. Списки XVI в. прибавляют к этому пространное и витиеватое похвальное слово столпнику. Наконец, в списках XVII в. эта группа статей усложняется прибавкой к прежним чудесам описания чудес позднейших, совершившихся в XVI в. Это постепенное осложнение состава жития в списках разных веков наглядно представляет разновременность его образования» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 44). Можно выделить 3 редакции Жития: Основную, Краткую и Проложную. Основная редакция представлена двумя вариантами: Основным и Сокращенным. Основной вариант Основной редакции имеет 4 вида (А, Б, В и Г). Главные видовые отличия заключаются в том, что вид Б имеет ряд подзаголовков, полностью отсутствующих в виде А. В свою очередь каждый из этих видов на основе существенных разночтений делится на группы. Кроме того, списки вида Б делятся на 2 группы в зависимости от наличия или отсутствия в них Похвального слова святому.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (1317, Москва - 10 янв. 1429, Павлов Обнорский мон-рь), прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Основным источником сведений о П. является его Житие. По мнению В. О. Ключевского, различные тексты о святом существовали до появления Жития, древнейшая из редакций, Пространная, была составлена незадолго до 1538 г. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 271-272). Житие сохранилось в списках XVI-XVIII вв., однако его лит. история до конца не изучена. По мнению М. Д. Каган и М. В. Захаровой, существовали 4 редакции. Пространная редакция изначально не имела описаний чудес, при ее подготовке для включения в ВМЧ были составлены первые 19 чудес. В связи с канонизацией святого на Соборе 1547 г. их число увеличили до 26. На основе Пространной редакции составлены Краткая и Первая Проложная редакции. Вторая Проложная редакция, вошедшая в состав печатного Пролога 1642 г., в значительной мере является самостоятельным произведением. В ней имеются сведения, отсутствующие в Пространной редакции ( Каган. 1988. С. 316; Захарова. 2005). В наст. время известны более 30 списков Жития. М. С. Егорова показала, что Пространная редакция Жития в значительной мере основана на Житиях из «Соборника» прп. Нила Сорского: в тексте имеются скрытые цитаты из Житий святых Евфимия Великого, Феодосия Великого, Иоанникия Великого, Паисия Великого, Кириака Отшельника, Петра Афонского, Симеона Дивногорца, Иоанна Безмолвника, Арсения Великого, Феодора Сикеота, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. Кроме того, цитируется Житие Кирилла Белозерского ( Егорова. 2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика ( Пигин. 2001). С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» ( Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Известны 2 редакции Жития И., краткая (BHL, N 4599) и пространная (BHL, N 4600), датировка к-рых остается предметом дискуссии. По мнению Л. С. Тиймона , изучившего пространную редакцию, составителем Жития И. был Констанций Лугдунский, написавший также Житие св. Германа Автиссиодурского (Осерского). Болландист Ж. Стилтинг отверг гипотезу Тиймона и предположил, что краткая редакция была составлена на рубеже IV и V вв., пространная версия создана значительно позже. Это мнение поддержали Л. Дюшен и А. Ковиль. Б. де Врежиль отметил, что Житие И. скорее всего восходит к сер. V в., но впосл. неоднократно перерабатывалось (Le diocèse de Lyon. 1983. P. 20). Б. Божар предложила датировать составление краткой редакции сер. V в., указав на наличие в ней представлений о значимости аскетического подвига и на параллели с сочинениями св. Иоанна Кассиана Римлянина . С т. зр. Божар, Житие было составлено под влиянием галльского монашеского движения V в., среди участников которого был св. Евхерий , еп. Лугдунский (2-я четв. V в.) ( Beaujard. 2000. P. 105-106). Согласно Ж. Марилье, краткая редакция Жития И. является позднейшей переработкой, выполненной для богослужебных целей, тогда как пространная версия была составлена примерно в сер. IX в. Ее автор опирался на достоверные источники, хотя и не всегда мог верно их интерпретировать ( Marilier. 1966. Col. 31). Мнение большинства исследователей о составлении Жития И. в кон. IV или в V в. основано на утверждении агиографа, что он слушал рассказы 90-летнего пресвитера, к-рый некогда удалился с И. в егип. пустыню. Эти сведения, а также упоминание о св. старцах Макарии и Пафнутии, с которыми И. подвизался в пустыне, содержатся только в краткой редакции. Однако в пространной редакции приведены др. подробности (об участии И. в церковном Соборе в Италии и др.). В остальном обе редакции практически идентичны по содержанию, в них включены пространные риторические отступления, молитвенные воззвания к святому, похвалы и авторские комментарии (так, агиограф рассуждает о значении имен Иуст (праведный) и Виатор (путник); в пространной редакции подвиг мученичества за Христа сопоставляется с бескровным мученичеством, аскезой). Сложно установить, какая версия является первоначальной, но пространная редакция более однородна с т. зр. стилистики повествования. Ссылка на рассказы старца-пресвитера и упоминание о святых Макарии и Пафнутии скорее всего являются добавлениями, целью к-рых было поместить жизнь И. в исторический контекст и обосновать достоверность изложенных в Житии сведений. Основное содержание Жития заключается в повествовании об удалении И. в егип. пустыню и в описании его аскетических подвигов, к-рое носит шаблонный характер. Отсутствие сведений о деятельности И. как еп. Лугдунского позволяет полагать, что составитель Жития мало знал о святом.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Иулиан, еп. Ценоманский. Литография. 1896 г. (ГИМ) [франц. Julien] (I или IV в.?), свт. (пам. 13 июля; пам. зап. 27 янв.), 1-й еп. г. Ценоманы (ныне Ле-Ман, деп. Сарта, Франция). Большинство сведений, относящихся к жизни и деятельности И., носят легендарный характер. Самый ранний источник относится к сер. IX в.- это «Деяния Ценоманских епископов» (Actus pontificum Cenomannis in urbe degentium), история Ле-Манской кафедры в 19 частях, составленные по заказу еп. Альбериха. На его сведениях основывались 2 версии 1-го Жития И. (BHL, N 4545, 4546), содержащие заимствования из Мученичества сщмч. Дионисия, приписываемого Венанцию Фортунату (BHL, N 2171), и Мученичества сщмч. Климента Римского (BHL, N 1848). «Деяния...» и обе версии Жития, по мнению У. Гоффарта, принадлежали авторству т. н. Ле-Манского поддельщика, анонима, который с помощью агиографических источников и местных преданий пытался обосновать претензии Ле-Манского епископа на мон-рь Сен-Кале ( Goffart. 1966. P. 55). Первое Житие И. известно в нескольких списках (кодексы из Флёри Vat. Reg. Christin. lat. 318 (кон. IX в.), Paris. lat. 12606 (нач. XIII в.) и утраченная в 1944 рукопись из Шартра), что может объясняться большей популярностью др. Жития (BHL, N 4544), написанного мон. Летальдом из аббатства Сен-Мемен-де-Миси для Ле-Манского еп. Авесгауда де Беллема (кон. X - нач. XI в.). Оно представляет собой переработку более ранней версии Жития, к-рую Летальд ошибочно считал древней (см.: Head T. Hagiography and the Cult of Saints: The Diocese of Orleans, 800-1200. N. Y., 1990. P. 224). Впосл. Жития И. или краткие упоминания о нем включались в различные легендарии и агиографические сборники, в т. ч. в «Золотую легенду» Иакова из Варацце , «Зерцало истории» Винцентия из Бове, «Каталог святых» Петра Наталиса. В XIII-XIV вв. появились варианты Жития И. на старофранц. языке (см., напр.: Lecocq A. Légendaires et sermonnaires du XIVe siècle. Chartres, 1865. P. 16-19) и 2 сборника чудес святого (BHL, N 4549-4550).

http://pravenc.ru/text/1237825.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН Босой (Косма; 1438 или 1439, Переяславль - 11.02.1532, Иосифов Волоколамский мон-рь), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Волоколамский. Житие К. («Житие и подвизи въкратце старца Касиана, рекомаго Босого, иже бысть во Иосифове мон-ре, о немже слышах преже мене бывших, иное же своима очима видех») было составлено в сер. XVI в. Оно сохранилось в 3 списках сер.- 2-й пол. XVI в., происходящих из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря - ГИМ. Син. 927; РГБ. Ф. 178. Муз. 1257 (сер.- 3-я четв. XVI в.); Ф. 98. Егор. 882 (кон. XVI в.). Житие опубликовано по списку ГИМ. Син. 927 (Древнерус. патерики. 1999. С. 213-217). Существуют разные т. зр. относительно авторства Жития. Согласно одной гипотезе, оно было написано учеником К. Фотием († 1554) ( Зимин. 1978. С. 78. Примеч. 10; Он же. 1977. С. 117). Согласно другой, Житие составил ученик Фотия Вассиан Кошка ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 295-296; Дмитриева. 1988. С. 285-286). Ряд исследователей допускают возможность написания Жития как Фотием, так и Вассианом ( Кадлубовский. 1902. С. 257; Творогов. 2005. С. 35; Древнерус. патерики. 1999. С. 333). При составлении Жития привлекался материал из Жития прп. Иосифа Волоцкого, написанного еп. Саввой (Чёрным) , послания волоцкого игум. Нифонта (Кормилицына) вел. кн. Василию III Иоанновичу , вероятно, использовались бытовавшие среди насельников Волоколамского монастыря рассказы К., возможно переданные учеником преподобного Фотием. Рассказ о кончине К., по-видимому, принадлежит волоцкому игум. Нифонту (на этом основании А. П. Кадлубовский считал его «соучастником» написания Жития). Биография В источниках сообщается, что К. скончался в возрасте 93 лет. Святой происходил из Переяславля, вероятно из рода служилых землевладельцев. Отсутствие упоминания родственников К. в источниках косвенно свидетельствует, что святой был выходцем из среды мелких или средних землевладельцев, которые составляли большинство среди вотчинников Переяславского у.

http://pravenc.ru/text/1681241.html

Основным источником сведений о З. и С. служат их Жития (могут рассматриваться как единое произведение (Житие З. и С.), части к-рого связаны единством замысла и повествования, общими рассказами о чудесах). Жития З. и С. были созданы соловецким игум. Досифеем и бывш. Киевским митр. Спиридоном (см. Спиридон (Савва) ) по благословению Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) , История создания произведений изложена Спиридоном в кратком послесловии к Житиям и Досифеем - в «Слове о сътворении Жития начальников соловеческых», вошедшем в Жития З. и С. Инициатива написания Житий З. и С. принадлежала прп. Герману Соловецкому, к-рый продиктовал нек-рым из соловецкой братии рассказы о начале монастырской жизни на Соловках. Эти записи были утеряны, после чего свт. геннадий благословил Досифея составить Житие основателей Соловецкого мон-ря. Досифей, бывший учеником З. и после его кончины живший с прп. Германом, восстановил по памяти рассказы преподобных и составил 1-й вариант Житий З. и С. Испытывая нужду в помощи более опытного писателя, Досифей обратился к находившемуся в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре бывш. митр. Спиридону, который литературно обработал предоставленные Досифеем сведения. Свой труд Спиридон закончил 12 июня 1503 г. Досифей продолжал работать над Житиями соловецких святых еще в течение ок. 5 лет, занимаясь гл. обр. записью чудес. В «Слове о сътворении Жития начальников Соловеческых» он определил дату окончания своей работы - ок. 1508 г. («по тридесятех летех списася Житие се по преставлении блаженнаго Зосимы»). Однако и после этого Досифей продолжал дополнять Жития рассказами о чудесах. Один из них («Пророчество отца нашего Зосимы») был создан ок. 1510 г. («за 30 лет и два лета по преставлении его»). Этот рассказ выделяется среди других, т. к. в нем повествуется о нестроениях в мон-ре и о «нелюбви» среди братии, о чем предупреждал Досифея З. Рассказ остался неоконченным. Он сохранился - вместе с др. близким по теме повествованием («Чудо Зосимы о иноци диакони») - в единственном списке (РГБ. Ф. 113. Волок. 659). Запись последующих 16 чудес, относящихся к периоду игуменства в Соловецком мон-ре Исаии (1484-1502), была выполнена, как указывается в поздних редакциях Житий, игум. Вассианом (1522-1526).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 49  голосов:  3.5 из  5) Жития святых Предисловие Жития святых — это литературный жанр. И как у каждого жанра, у него есть свои характерные черты. Поскольку это очень древний вид литературы, а Церковь — среда весьма консервативная (что само по себе прекрасно), то и агиография сохраняет в себе множество свойств, полученных ею многие сотни лет назад. Современный же человек — это минимизатор. Становясь чем далее, тем более плоским, он не понимает и отвергает всю пышную сложность прежних эпох, а значит, и своего прошлого. Многое кажется ему смешным, многое — наивным. Во многие вещи он верить отказывается. Святыми для него сегодня являются актеры и спортсмены, а жития этих «святых» умещаются в формат светской хроники или скандалов. Логический конец этого процесса заканчивается в аду. И что делать? Не пропадать же людям. Нужно идти друг другу навстречу, то есть приближать жития к современному пониманию, а людям интересующимся устремляться навстречу святым. Знакомство с любым из святых — это личная встреча двух человеческих душ. Встреча «через годы, через расстоянья». Именно пронзительной глубиной личного чувства эти знакомства и отличаются. Весь остальной исторический антураж — как то эпоха жизни святого, одежда, нравы, быт, смены царственных династий — отступает на задний план и становится вторичным. Мы бы очень хотели, чтобы у живущих ныне людей было как можно больше друзей из числа уже живущих в Небесном Иерусалиме. Мы бы очень хотели, чтобы люди общались со святыми, учились у них и брали с них пример, исполняя Павловы слова: «Подражайте мне, как я Христу». С этой целью мы и будем стараться рассказывать о святых с чувством личной теплоты, как о великих, но всё же друзьях, преодолевая шаблонность и схематизм, мешающие личному общению. Это похоже на снятие ризы с древнего образа. Риза драгоценна и хороша, но древние краски лучше. Так, в начале XX века открылась миру рублевская «Троица», благочестиво спрятанная предыдущими поколениями за килограммами серебра. «Троица» была так хороша, что сами ризы были восприняты как скрытое иконоборчество. Также может быть вреден сусально-возвышенный стиль в разговоре о святости для изломанного человека XXI века. Путь непрост, но дорогу осилит идущий. Бегство от мира

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010