Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в. (20-е гг. XIV в.?, Ростов - 13.06.1373 ?, Москва, Спасский мон-рь), прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), основатель Андроникова московского мон-ря . Основные сведения об А. М. содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия , составленных иером. Пахомием Логофетом . Наиболее полный рассказ об А. М. помещен во 2-й (по классификации Б. М. Клосса ), или в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова ), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что А. М., как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. А. М. любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что А. М. был в послушании 10 лет, но числа кратные 10 часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), А. М. решил основать свой мон-рь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву А. М. для создания нового мон-ря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. По свидетельству жития свт. Алексия, А. М. стал игуменом мон-ря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , т. е. до 13 нояб. 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание мон-ря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время А. М. было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следов., примерным временем рождения А. М. является кон. 20-х гг. XIV в. В Андрониковом мон-ре со времени его основания был принят общежительный устав. Через нек-рое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, А. М. жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Предузнав свое преставление к Богу, А. М. вручил паству своему ученику прп. Савве . Во 2-й редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления А. М.- 13 июня ( Тихонравов. Отд. 2. С. 64).

http://pravenc.ru/text/115424.html

Преподобный Маркелл был родом из Сирского города Апамеи и происходил из славного и богатого христианского семейства. В юных летах лишившись родителей, он пошел в великую Антиохию, чтобы обучиться там различным наукам, которыми он в скором времени вполне овладел и тогда возгорелся желанием приобретения также и внутренней, духовной мудрости. Для этого Маркелл решил отправиться в Ефес, где, как он слышал, было множество мужей, совершенных в добродетели. Выйдя из Антиохии, он прежде всего раздал нищим все богатое отцовское наследие, которым владел в Апамее, и, презрев, таким образом, всё мирское, вскоре достиг Ефеса. Поселившись здесь у одного благочестивого человека, он начал подвизаться в добродетели под руководством некоего Промота, достигшего высшего духовного совершенства. И блаженный Маркелл получал великую духовную пользу, взирая на добродетельное жития его и других святых мужей Ефесских. Как бы сплетая себе венец из различных цветов, он поучался различным добродетелям, имея перед собой различные образы богоугодного жития. Живя в добровольной нищете, он трудом рук своих приобретал потребное для тела. Умея красиво писать, он все ночи проводил в молитве, а дни в переписывании книг; эти книги он продавал по справедливой цене и часть денег употреблял на свои нужды, а остальное раздавал нищим. Таково было начало его добродетельного жития. Услышав затем, что в Византии живет некий авва Александр 8871 , премудрый и великий в деле и слове, способный многих привести ко спасению, Маркелл покинул Ефес и поспешил к нему. В то время святой Александр пребывал с братиею своею при церкви святого Мины , впоследствии же он построил на морском берегу знаменитый монастырь, в котором ввел новый устав, повелевавший днем и ночью славить Бога непрестанным псалмопением: братия пели в церкви, сменяясь по часам. Придя в Византию, Маркелл познакомился с одним иноком этой обители, по имени Иаковом, который и привел его к авве Александру. Авва, провидя в нем благодать Божию, облек его в иноческий чин, и предсказал о Маркелле и Иакове, что они сподобятся многих Божественных дарований. А именно, говоря о них обоих, он сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые в истории. Жития святых в новом формате. I—III века. В серии «Святые в истории» писательница Ольга Клюкина обращается к историческим свидетельствам, чтобы реконструировать биографии христианских подвижников различных эпох. О святых минувших столетий автор рассказывает живым современным языком, делая их близкими и понятными сегодняшнему читателю. Первая книга серии охватывает I—III века и посвящена эпохе гонений на христиан и становлению Церкви. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Ольга Клюкина Святые в истории Жития святых в новом формате I-III века Москва • «Никея» • 2014 УДК 281.1 ББК 86.372 К 52 Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС13-315-2182 Клюкина О. П. К 52 Святые в истории. Жития святых в новом формате. I—III века. — М.: Никея, 2014. — 304 с.: ил. ISBN 978-5-91761-304-8 В серии «Святые в истории» писательница Ольга Клюкина обращается к историческим свидетельствам, чтобы реконструировать биографии христианских подвижников различных эпох. О святых минувших столетий автор рассказывает живым современным языком, делая их близкими и понятными сегодняшнему читателю. Первая книга серии охватывает I—III века и посвящена эпохе гонений на христиан и становлению Церкви. УДК 281.1 ББК 86.372 © Ольга Клюкина, 2014 © Издательство «Никея», 2014 ISBN 978-5-91761-304-8 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Святость — состояние, к которому призваны все христиане. Недаром в первые века святыми именовали не выдающихся подвижников, а сообщество христиан в целом. Одновременно с этим складывалось и особое почитание мучеников, из которого впоследствии выросло почитание святых — не только погибших за веру, но и достигших своей праведной жизнью особой близости к Богу. «Друзья Божии» — так называл святых преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке. Как бы ни были далеки от их подвига простые верующие, в Церкви Христовой все обретают единство, ведь святые — это люди Церкви, воплотившие призыв к святости, который обращен к каждому христианину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Житие святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского Предисловие Самое раннее житие святителя Виллиброрда (658–739, память 7/20 ноября) было написано, по свидетельству Теофрида, аббата в Эхтернахе (1083–1100), одним неученым ирландцем и отличалось неаккуратным стилем изложения. Оно не сохранилось, хотя его можно восстановить из версии жития, составленного Алкуином, который, по-видимому, использовал его в качестве одного из источников. Алкуин, автор публикуемого ниже жития, родился в 735 году в Йорке, а в 778 году возглавил йоркскую школу. Через четыре года он был определен руководить школой Карла Великого в Аахене. Он был одним из ведущих деятелей ученого кружка при императоре. В 796 году Алкуин был переведен в Тур. Умер он в 804 году. Житие святителя Виллиброрда было написано Алкуином по просьбе Беорнрада, аббата монастыря в Эхтернахе и архиепископа в Сенсе. Будучи родственником святителя и формальным владельцем монастыря святого Андрея, основанного отцом Виллиброрда святым Вильгильсом (VII век, память 31 января) на мысе в устье реки Хамбер, на северо-востоке Англии, Алкуин, очевидно, составлением жития выражал дань уважения своим прославленным сродникам. Он также написал вариант жития гекзаметром для студентов монастырских школ, изложив тот же материал, что и в данной версии. Упоминавшийся нами аббат Теофрид тоже написал житие Виллиброрда в прозаической и поэтической форме, основываясь на житии Алкуина, трудах преподобного Беды Достопочтенного, житий других святых и грамотах Эхтернаха. Еще одна версия была составлена пресвитером Экебертом, который в основном повторяет житие, писанное Алкуином, несколько изменив лишь начало его и конец. Житие святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского На острове Британия в королевстве Нортумбрия жил человек, по имени Вильгильс. Он был по происхождению сакс. И он, и его жена, и другие члены семьи вели благочестивую и достойную христиан жизнь, что впоследствии было подтверждено многочисленными чудесами. Со временем, оставив мирские дела, он всецело посвятил себя монашеским подвигам.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Житие святого известно в 2 основных редакциях: Краткой (РНБ. Тит. 4217. Л. 16-51 об., XVII в.; РНБ. Q.XVII.69. Л. 17-48 об., XVII в. ГАЯО. Рукописная колл. 1484. Л. 127 об.- 151 об., XVII в. (раздел о посмертных чудесах отсутствует); ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427. Л. 155-195 об., XVII в.) и Пространной (РНБ. АНЛ. А-47. Л. 232-319, XVIII в.; РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 17-99, XVIII в.; БАН. Арх. ком. 223. Л. 24-116 об., XVIII в.; ИРЛИ РАН. Древнехран. Собр. ИМЛИ. 30, XVIII в.; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 621, XVIII в.; ГАЯО. Рукописная колл. 1482, XVIII в.; ГИМ. Собр. Соколова. 53, XIX в.; ГИМ. Барс. 869, XIX в.; ГИМ. Востр. 990, XIX в.). Краткая редакция обычно сопровождается службой святому (РНБ. Тит. 4217; Q.XVII.69. ГАЯО. 1484). Редакции выделены В. О. Ключевским ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 262). Согласно мнению М. Д. Каган-Тарковской, Краткая редакция создана раньше Пространной - на рубеже XVI и XVII вв., ее отличают сжатый характер изложения и отсутствие интереса к биографическим деталям ( Каган. 1988. С. 317-318). Однако самые ранние из известных списков Краткой редакции относятся ко 2-й пол. XVII в., и на сегодняшний день убедительных свидетельств того, что Житие возникло раньше, не обнаружено. В угличских рукописях XVIII в. есть 2 упоминания о более раннем времени создания Жития: в 1514 г.- прп. Даниилом Переяславским (СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 253), в 1569 г.- Ростовским архиеп. Ионой (РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 60 об.- 61), однако они не воспринимаются как достоверные. По мнению Ключевского, достаточные основания для вывода о соотношении Краткой и Пространной редакций отсутствуют. Однако важным аргументом в пользу более раннего происхождения Краткой редакции является наличие списков сер. XVII в., тогда как списки Пространной, датированные этим временем, неизвестны. Текст Краткой редакции производит более цельное впечатление. Основным содержательным отличием пространного Жития следует считать интерес к историческому прошлому Углича и событиям, связанным со временем княжения угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя): в Житии рассказывается о каменном строительстве, об обретении мощей кн. Романа и гибели Андрея Большого в 1493 г. Еще одной характерной особенностью Пространной редакции является ее нахождение в сборниках сер. XVIII в., содержащих пространные Жития др. Угличских святых (прп. Кассиана Грека, блгв. кн. Романа, св. царевича Димитрия, прп. Игнатия Вологодского; см., напр.: РНБ. АНЛ. А-47; БАН. Арх. ком. 223). Эти особенности позволяют считать Пространную редакцию более поздней, восходящей к Краткой.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Сюда вошли жития мучеников: Ангелиса Константинопольского, Николая Лавочника, Хрисы (Златы), Анастасия Эпирского, Георгия Хиосского, Георгия (Зорзиса), Антония Афинского, Феодора, Иоанна Калфы, Иоанна Кулика, Михаила Смирнского, Дуки Портного, Аргиры, Ахмеда Калфы, Аргироса Солунского, Марка Хиосского, Михаила Огородника. Группа Вконтакте Facebook группа Новомученики балканские НОВОМУЧЕНИКИ БАЛКАНСКИЕ Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. Составлено по синаксарию блаженного Никодима Афонского. Книга, подготовленная изд-вом " Свет Православия " ( http://pms.orthodoxy.ru/light/ ) в 1990-е гг., но не опубликованная, а выложенная в сеть. Источник электронной публикации - http://www.krotov.info ПРЕДИСЛОВИЕ. Жизнь во Христе есть постоянное мученичество. Сколь разнообразны пути ко Господу, пути к Небу! В сонме святых прославляются апостолы и пророки, мученики и исповедники, преподобные и святители, юродивые и благоверные князья. Одни измлада подвизались в поте лица в пустынях, другие перед кончиною осознали пагубность своей прежней жизни и принесли искреннее покаяние, иные своей кровью засвидетельствовали любовь ко Христу. Были и такие, которые всю жизнь провели в скитаниях и лишениях, пряча дарованную свыше премудрость под маской безумия. Но сколько бы ни было этих путей, везде требовалось осознание своей немощи и своего ничтожества, твердое упование на спасающую десницу Божию, подвиг самоотречения и доброделания. Все они  " верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " . Все они отверглись себя, и, взявши свой крест, последовали Христу, все они исповедали Господа перед людьми (мученики кровью, преподобные подвижническим потом, святители благодатным словом). Проходя различные подвиги, все они шли одним единственным узким путем, вводящим в жизнь вечную.

http://predanie.ru/book/139070-novomuche...

Из Жития известно, что И. был насельником Корнилиева Комельского в честь Введения Пресв. Богородицы во храм монастыря , не имел сана (в нек-рых списках Жития И. назван схимником). В 1537 г., после преставления прп. Корнилия Комельского, И. покинул обитель и поселился в Белозерском у. (в ряде списков Жития говорится, что он пришел на оз. Уро). По прошествии некоторого времени, получив во сне откровение, И. приобрел у черносошного крестьянина Анисима землю в Озацкой вол. Надпорожского стана Белозерского у. близ оз. Ило (в 30 км к югу от г. Белозерска), где выстроил ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Святой подвизался в посте и молитве, нес послушание в трапезной палате при храме. Пищей святого были хлеб и вода. Все, что ему приносили местные жители, он раздавал нищим. И. ежедневно («от субботы до субботы») причащался Св. Христовых Таин, никогда не мылся в бане. Очевидцем единственного известного прижизненного чуда святого стал местный житель Елисей, по-видимому записавший увиденное: И., подобно 3 библейским отрокам (Дан 3. 15-93), лежал на раскаленных углях в печи и оставался невредим. В Житии рассказывается, что со временем построенный преподобным храм стал центром приходской общины. Во избежание соблазнов И. по молитве лишился слуха и зрения. Оставив церковь, святой поселился рядом с ней в бобыльской избе (келье). День преставления преподобному возвестил ангел, накануне иером. Исаия причастил И. Годом преставления святого в «Описании о российских святых» назван 1541-й (7050), что противоречит Житию, в к-ром говорится, что преподобный прожил в Белозерском у. «лета довольна». И. был погребен 28 сент. в часовне рядом с построенной им ц. Рождества Пресв. Богородицы. По-видимому, вскоре после кончины святого на месте его отшельничества возник небольшой мон-рь - Междуозерская (Илоезерская) Родионова пуст., построенная преподобным ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы использовалась также приходской общиной. В краткой редакции Жития, в 1-м рассказе о чуде, совершившемся после преставления святого, повествуется о наказании Софония, к-рый ткнул «жезлом» в могилу преподобного (видимо, для того, чтобы раскопать ее и достать «сокровище») и ослеп. Спустя неск. лет ночью Софонию явился И. и повелел молиться у своей могилы, после чего Софоний исцелился. В благодарность он сделал деревянную гробницу над могилой И. и повелел написать его образ. В Смутное время Междуозерская пуст. была разорена, старцы «от скудости розбрелись» ( Л ифшиц. 2009. С. 78). В рассказе об одном из чудес И. повествуется, что летом 1612 г. «воровские люди» оказались на о-ве Ило, один из них, встав на гробницу святого, стал снимать оклад с иконы Всемилостивого Спаса и был разбит параличом. Испуганные грабители, погрузив своего товарища на лошадь, покинули пустынь.

http://pravenc.ru/text/674097.html

М. Рождественская Комментарии От составителя Целью настоящего издания является знакомство современного читателя с разнообразием древнерусского книжного репертуара и той ролью, которую играли в нем эти переводные по происхождению и, несмотря на все официальные церковные запреты, входящие в круг чтения апокрифические сочинения. Из всего корпуса дошедших до нашего времени древнеславянских апокрифов для этой книги мы отбирали тексты прежде всего по их литературным достоинствам. Второй критерий – жанровое разнообразие. Читатель найдет здесь религиозные легенды, утопии, христианско – мифологические сказания, видения, рассказы о «хождениях», жития, мученичества. Апокрифы традиционны разделены на ветхозаветные и новозаветные и сгруппированы тематически: первые связаны, в основном, с сотворением первого человека Адама и божественной карой за непослушание и грехи. Раздел «Цари и пророки» представлен апокрифическими рассказами о Давиде, Соломоне, Моисее, а также библейских героях Мелхиседеке и Зоровавеле. Часть новозаветных апокрифов сгруппирована вокруг главных событий христианской истории – Рождество, Сошествие во ад, Воскресение (дополняют этот раздел образцы еще одного жанра – «прений о вере»: «Сказание о двенадцати пятницах» и «Из „Беседы трех святителей”»), часть связана с именем Богоматери. Следующие два раздела составили апокрифы, которые примыкают к новозаветным. В раздел «В поисках Рая» включены апокрифические рассказы о благочестивом старце Агапии и о Макарии Римском, из них читатель узнает о том, каким был рай в изображении средневековых книжников и какие трудности преодолевают праведники на пути к раю (а из «Хождения Богородицы по мукам» – как выглядел ад и какие наказания ожидают грешников). Раздел «Христиане – мученики» включает рассказы об отстаивании веры и обращении неверных. Переводы «Слова Иоанна Златоуста о воскресении друга Христова Лазаря», «Слова святых апостолов от Адама в аду к Лазарю», «Слова о том, как осудила Марфа Пилата», «Послания Пилата к Тиверию кесарю», «Ответа Тиверия кесаря Пилату», «Жития и подвигов отца нашего Агапия», «Жития святого Федора Тирона», «Жития святого мученика Никиты» выполнены составителем по рукописям древлехранилищ санкт – петербургских библиотек и только в двух специально оговоренных случаях – по предшествующим изданиям середины XIX в., и публикуются впервые. Остальные переводы печатаются по изданию: Библиотека литературы Древней Руси. Том 3. XI-XII века. СПб., 1999, с указанием имен переводчиков. Примечания и комментарии для настоящего издания сокращены. Апокрифы Ветхого Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЧКИН Владимир Андреевич (род. 30.12.1933, Москва), российский историк, источниковед, специалист по истории средневек. Руси. Д-р исторических наук (1979), главный научный сотрудник, руководитель Центра по истории Др. Руси Ин-та российской истории РАН, действительный член Нью-Йоркской АН. Автор многочисленных исследований по социальной и политической истории, источниковедению, исторической географии, агиографии, истории Церкви периода рус. средневековья, публикатор древнерус. источников. Окончил исторический факультет МГУ (1957). Ученик историков М. Н. Тихомирова и А. Н. Насонова . С 1957 г. работает в Ин-те истории СССР (ныне Ин-т российской истории РАН), с 1983 г. старший научный сотрудник, с 1999 г. возглавляет Центр по истории Др. Руси ИРИ РАН. В 1967 г. защитил канд. дис. «Повести о Михаиле Тверском», в основе к-рой лежало текстологическое изучение Жития блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского, а также времени его написания, авторства, политических обстоятельств составления разных редакций памятника. Была выявлена и подготовлена к публикации ранняя, близкая к оригиналу редакция Жития. Исследование стало важным вкладом в изучение древнерус. княжеской агиографии, истории Тверского княжества и великокняжеской власти в 1-й четв. XIV в. (диссертация преобразована в монографию: Кучкин. Повести. 1974; см. также: Пространная редакция. 1999). Изучение агиографических памятников и интерес к истории Русской Церкви проходят через все научное творчество К. Им исследованы Жития св. митрополитов Киевских Петра и Алексия, прп. Софии Тверской, Похвальное слово прп. Сергию Радонежскому и древнейший список его Жития, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, изучена ранняя история Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря и московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . К. написаны тщательно выверенные с источниковедческой т. зр. работы о святых князьях Александре Ярославиче Невском и Димитрии Иоанновиче Донском , об истории Русской Церкви в эпоху Куликовской битвы . Особое место занимают труды К., посвященные прп. Сергию Радонежскому . Историк предпринял попытку написать научную биографию святого, привлекая все ранние и достоверные источники, отделяя позднейшие предания и легенды от исторических фактов XIV в.

http://pravenc.ru/text/2462357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Иоанн Устюжский. Икона. Сер. XVII в. (ГИМ) (1476 (?), с. Пухово, близ г. Устюга - 29.05.1494, г. Устюг), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжский. Наиболее ранним источником сведений об И. является его Житие, составленное в 1554 г. Павлом, сыном свящ. устюжского Успенского собора Дионисия, к-рый впоследствии стал игуменом сольвычегодского Борисоглебского монастыря,- «Сказание о житии преподобнаго Иоанна, иже Христа ради уродиваго, новоявленнаго Устюжскаго чюдотворца, а преставися блаженный месяца майя в 29 день, на память святыя преподобныя мученицы Феодосьи девицы» (нач.: «Жизнь богоугодну и житие непорочно мужа сего добронрава»). Несмотря на то что Павел ориентировался на ряд агиографических образцов: Жития Андрея К-польского, Христа ради юродивого, прп. Симеона Палестинского, Христа ради юродивого, прп. Феодосия Печерского и др., Житие И. содержит достоверные сведения о жизни святого. Агиограф записал рассказы своих отца и дяди, к-рые были современниками и очевидцами кончины блаженного. Сохранились списки ранней редакции Жития И.: РГБ. Муз. 1365. Л. 175 об.- 198, XVI в.; Собр. ОИДР. 304, XVI в.; Унд. 320. Л. 1-17 об., XVII в.; 1053. Л. 131-154, XVII в.; РНБ. Q.XVII. 93. Л. 237-267, сер. XVII в.; РГБ. Больш. 104, XVII в.; ГИМ. Увар. 1240. Л. 158-181 об., XVII в.; 1246. Л. 127-144, XVIII в. Немного позднее возникла сольвычегодская версия Жития И., имеющая стилистические отличия от первоначальной редакции (БАН. Чув. 251. Л. 178 об.- 183, XVII в.). Указанные редакции Жития содержат 2 рассказа о посмертных чудесах блаженного. В 60-70-х гг. XVII в. посвященный И. текст был дополнен описанием чудес, совершавшихся от гроба святого (в разных списках их число колеблется), и объединен в свод агиографических материалов об И. и о блж. Прокопии Устюжском , Христа ради юродивом,- «Месяца майя в 29 день житие, и подвиги, и отчасти чудес святаго и блаженнаго Иоанна, иже Христа ради юродиваго, Устюжскаго чюдотворца» (нач.: «И якоже бо исперва глаголет о блаженных, и уродивых, и приснопамятных»). Редактором и составителем свода был Иаков, свящ. одной из устюжских церквей (возможно, храма в честь Вознесения Господня). Известны списки данной редакции: РНБ. Погод. 749. Л. 228-310, XVII в.; Солов. 220. Л. 193-272, кон. XVII в.; 221. Л. 210-280, кон. XVII в.; Q.I. 1210. Л. 16-109, кон. XVII в.; 730. Л. 477-501, 502-525 (отдельно помещено «Чудо о бесноватой жене Соломонии», исцелившейся по молитвам блаженных Прокопия и И.), кон. XVII в.; Тит. 3118. Л. 212-286, кон. XVII в.; ГИМ. Щук. 418. Л. 191-253, XVII в.; 440. Л. 137-192, XVII в.; БАН. 45.10.2. 4о, кон. XVII в.; РГБ. Больш. 232. Л. 57-123, XVIII в.

http://pravenc.ru/text/469408.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010