Период управления К. ознаменовался признанием автокефалии БПЦ К-польским патриархом в 1962 г. В 1961 г. БПЦ вошла во Всемирный Совет Церквей, в 1968 г. перешла на григорианский календарь в богослужении. Благодаря усилиям К. Болгарское государство начало ежегодно выплачивать субсидии БПЦ, а с сер. 60-х гг.- пожизненные пенсии священнослужителям. Поддерживал тесные связи с РПЦ: в 1953 г. разрешил 13 монахиням во главе со схиигум. Марией и с духовником иером. Ираклием из Леснинского Богородицкого мон-ря поселиться в Болгарии. Неоднократно посещал СССР: впервые - в июле 1948 г. в составе делегации БПЦ по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, в Москве на Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей выступил с докладом «Рим и Болгария» (Совещание, 1948. Деяния. Т. 1. С. 194-220). С коммунистическими властями Болгарии у К. складывались сложные отношения. Он пытался отстаивать интересы Церкви, но из-за опасения репрессий часто был вынужден идти на уступки. В Комитете безопасности Болгарии на него было заведено дело - в конце его жизни оно состояло из 4 томов. В молодые годы научная деятельность К. была связана с богословием и философией: он перевел с нем. языка на болгарский и издал сочинения нем. философа Т. Пеша ( Пеш Т. Християнска философия на живота. София, 1934 ( Pesch T. Christlische Lebensphilosophie: Gedanken über religiöse Wahrheiten. Freiburg i. Br., 191112)) и статьи Тихамера Тота, католич. епископа Веспрема ( Тот Т. Сред природата. София, 1938). Составил экзегетический анализ евангельской притчи о сеятеле (Излезе сеяч. Пловдив, 1940), издал сборник проповедей по содержанию Деяний апостольских и Посланий ап. Павла (Слово на живота. 1953). Затем К. обратился к изучению болг. церковной истории, работал в архивах Москвы, Ленинграда, Белграда, Берлина, Будапешта, Вены, Парижа, Праги. Составил биографии своих предшественников на Пловдивской кафедре: митрополитов Паисия (Зафирова) (Паисий, митр. Пловдивски, в църковно-народната борба, 1810-1872. Пловдив, 1948), Панарета (Мишайкова) (Панарет, митр. Пловдивски, 1805-1883. София, 1950), Нафанаила (Бойкикиева) (Натанаил, митр. Охридски и Пловдивски, 1820-1906. София, 1952) и экзарха Болгарского Анфима I (Чалыкова) (Екзарх Антим, 1816-1888. София, 1956). По поручению Болгарской АН подготовил монографию о Кресненско-Разлогском восстании (1878-1879), поднятом против решений Берлинского конгресса, следствием которого стало объединение в 1885 г. княжества Болгария и Вост. Румелии (Съпротивата срещу Берлинския договор: Кресненското въстание. София, 1955). Исследование К. по истории Болгарского Экзархата в Адрианополе и Македонии осталось незавершенным (Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война (1877-1878). София, 1969. Т. 1. Кн. 1: 1878-1885). Личный дневник в неск. томах и архив переписки К. хранились в кабинете его преемника, патриарха Болгарского Максима (Минкова) , после смерти к-рого (2012) были переданы в Церковно-исторический музей при Болгарской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

Кресненское восстание» . Кроме отмеченных трудов Патриарх Кирилл создал еще такие обстоятельные работы: «Экзарх Анфим (1816-1888)» в 1956 г.; «Граф Н. П. Игнатьев и болгарский церковный вопрос» в 1958 г.; «Материалы к болгарскому церковному вопросу» в 1961 г.; «Католическая пропаганда среди болгар во второй половине XIX века» в 1962 г.; «Болгарско-мусульманские поселения в Южном Родопе — Ксантийское и Гюмюрджинское. Топонимическое, этнографическое и историческое исследование» в 1960 г.; «Материалы об униатстве в Македонии после Освободительной Войны» в 1968 г. и, наконец, «Болгарский Экзархат в Адрианополе и Македонии после Освободительной войны 1877 -1878 гг.» том I в 1969 г. и том 2 в 1970 г. Последний труд, к сожалению, остался незаконченным. Высокую оценку трудов Патриарха Кирилла дал президиум Болгарской Академии наук. В присланной президиумом телеграмме по случаю кончины Патриарха читаем: «Значительная часть его трудов основана на совершенно новых документальных данных, открытых им в разных иностранных архивах. Своими оригинальными научными трудами он внес крупный вклад в болгарскую историческую науку» . За многочисленные ученые труды Патриарх Кирилл был удостоен степени доктора богословия «гонорис кауза» Софийской, Московской и Ленинградской Духовных Академий. В июле 1970 г. он был избран действительным членом Болгарской Академии наук по Отделению исторических и педагогических наук. Патриарх Кирилл известен и своей деятельностью в защиту мира. Он состоял заместителем председателя Болгарского национального комитета защиты мира и постоянным членом Всемирного Совета Мира. Неоднократно участвовал в международных конгрессах защиты мира (Вена, 1952; Стокгольм, 1958; Москва, 1963; Хельсинки, 1965). За выдающуюся церковно-патриотическую, научно-историческую и миротворческую деятельность Патриарх Кирилл был награжден государственными орденами «Кирилла и Мефодия» I степени, «Народная Республика Болгария» I степени, а также орденами отдельных Поместных Церквей и различных организаций. В декабре 1969 г. Патриарх Кирилл в торжественной обстановке получил второй орден «Народной Республики Болгарии» I степени и тогда же был удостоен звания Народного деятеля культуры.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

2007. С. 27). В 1821-1855 гг. мон-рь возглавлял строитель игум. Венедикт (Краснопевцев; † 1855), брат киевского старца прп. Парфения (Краснопевцева) . В 1822 г. он ходатайствовал перед еп. Тульским Дамаскином (Россовым; † 1855) о выдаче книги для сбора пожертвований «на поправку... ветхостей» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 18. Д. 1355. Л. 1, 2). Благодаря авторитету братьев, купцы и др. благотворители стали помогать обители. Так, значительные суммы жертвовала гр. А. А. Орлова-Чесменская, что позволило игумену развернуть строительные и ремонтные работы. К сер. XIX в. почитание прп. Макария прекратилось, наименование «Макариевская» уже редко встречалось в монастырской документации, «не сохранилось определенного известия о месте его погребения» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 9). В 1815-1816 гг. рядом с колодцем Жабынец вместо деревянной Никольской часовни строился каменный Никольский храм. При копании рвов под фундамент церкви насельники обрели некий гроб (по другой версии, 3 гроба), к-рый посчитали гробницей прп. Макария, и стали служить панихиды. По монастырскому преданию, останки были «честно опущены в землю» под алтарем Никольского храма, освященного 18 нояб. 1818 г. С этого времени Никольский, а не Введенский храм стал считаться местом погребения основателя мон-ря. Возобновление почитания прп. Макария связано с деятельностью игум. Ионы (Белобородова; 1814-1895), родившегося 22 янв., в день памяти преподобного. В 1875 г. он возглавил М. Ж. м., собрал известия об исцелениях по молитвам к прп. Макарию и в 1879 г. в Никольской ц. над предполагаемым местом его погребения поставил деревянную гробницу. В 1886 г. игумен сообщал в Тульскую духовную консисторию, что память прп. Макария 22 янв. «чествуется служением соборной панихиды, но с какого времени началось служение панихиды и почему вместо молебна служатся панихиды - неизвестно» ( Тихон (Шарапов), иером. Жабынь//Рус. инок. 1913. 4. С. 249). 26 июля 1886 г. комиссия, в состав к-рой вошли кафедральный прот. А. И. Иванов, благочинный белёвских храмов прот. М. Ф. Бурцев и настоятель Преображенского мон-ря иером. Анатолий (Турбин), подготовила заключение о почитании прп. Макария. 16 дек. 1887 г. Синод утвердил доклад Тульского и Белёвского архиеп. Никандра (Покровского) о восстановлении дня памяти прп. Макария. 17 янв. 1888 г. Синод предписал служить во всех церквах и мон-рях Белёва и в М. Ж. м. 21 янв. всенощное бдение с литией, 22 янв.- раннюю литургию с молебном. 22 янв. 1888 г. впервые после долгого перерыва в М. Ж. м. произошло торжественное чествование памяти преподобного с совершением крестного хода, обитель посетили ок. 1500 чел. Из Покровского храма г. Белёва в М. Ж. м. была принесена икона прп. Макария (Чествование памяти прп. Макария Жабынского гражданами г. Белёва Тульской епархии//ПрибЦВед. 1888. 5. С. 120-121). 28 февр. 1889 г. указом Синода обитель была именована «Макариевской Жабынской пустынью в честь преподобного Макария, почивающего в оной» (Тульские ЕВ. 1889. 6. С. 117-118).

http://pravenc.ru/text/2561260.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Дмитрий Николаевич (5.11.1788, Москва - 25.01.1850, С.-Петербург), гос. деятель, историк, писатель, археограф. Из молдав. дворянского рода, сын Н. Н. Бантыш-Каменского . Получил блестящее домашнее образование, знал франц., нем., англ., итал. и лат. языки. В 1800 г. поступил юнкером в архив Коллегии иностранных дел, к-рым управлял его отец; в 1801 г. получил должность переводчика, в 1804 г.- чин коллежского асессора. В 1808 г. по повелению имп. Александра I отвез св. миро для серб. церквей в Белград, за что был пожалован в надворные советники. Во время Отечественной войны 1812 г. вместе с отцом участвовал в эвакуации архива Коллегии иностранных дел в Н. Новгород. В 1814 г. переведен в Коллегию иностранных дел, принимал участие в Венском конгрессе. Получил звание камер-юнкера и чин коллежского советника. В 1816-1823 гг. служил на Украине под началом кн. Н. Г. Репнина, занимался сбором сведений по истории Малороссии. С 1823 г. действительный член ОИДР. В марте 1825 г. произведен в действительные статские советники и назначен губернатором в Тобольск. В 1828 г. в результате сенаторской ревизии уволен с поста губернатора и причислен к Коллегии герольдии. В 1833 г., после окончания расследования Сенатом губернаторской деятельности Б.-К., был полностью оправдан. В 1834 г. уволился с гос. службы, намереваясь заняться исключительно историей и лит-рой, однако в 1835 г. поступил в Мин-во финансов. В 1836-1838 гг. служил виленским губернатором. В 1838 г. причислен к Мин-ву внутренних дел, в 1840 г. переведен в Департамент уделов. В 1841 г. пожалован в тайные советники. Похоронен в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре . Д. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. И. Матюшина. 1888 г. (ГИМ) Д. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. И. Матюшина. 1888 г. (ГИМ) Гос. службу Б.-К. сочетал с лит. трудом и занятиями историей, в т. ч. историей Русской Церкви. В 1-м сочинении Б.-К.- «Россиянин при гробе Патриарха Гермогена» (1804) - на фоне бурных событий нач.

http://pravenc.ru/text/77492.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Помаков Евстатий Антонов; 1835/40, Берковица - 29.05.1875, София), митр. Ловчанский. Получил образование в родном городе. В Клисурском мон-ре во имя святых Кирилла и Мефодия пострижен в монашество архим. Анфимом и рукоположен во диакона. До 1867 г. служил диаконом при Софийском митр. Дорофее (Спасове) , который в тот момент проживал в Берковице. В 1869-1872 гг. учился в ДС в Сремски-Карловци (Сербия). По окончании преподавал в Берковице. Рукоположен во иерея и назначен архиерейским наместником в Берковице. 25 июня 1873 г. избран, 7 июля в болгарском храме во имя св. Стефана в К-поле хиротонисан во епископа и утвержден митрополитом Ловчанским. Заботился о просвещении паствы, объезжал все населенные пункты епархии и проповедовал. Летом 1874 г. направил письмо Джевдет-паше, министру правосудия и вероисповеданий администрации Высокой Порты, с жалобой на тур. правителя г. Орхание (ныне Ботевград). В результате было заведено судебное дело с обвинением Д. Во время одной из поездок заболел. Для лечения уехал в Софию, где вскоре умер. Болгары, современники Д., считали, что его отравили турки, недовольные его патриотической и просветительской деятельностью. Похоронен в кафедральном соборе г. Ловеч. Лит.: Кирил, патр. Български. Екзарх Антим: 1816-1888. София, 1956. С. 623-624; Тилева В. Автобиография на Зиновий поп Петров//ИБИД. 1977. Кн. 31. С. 355-357; Василев Й. , прот. Летописи за Видинска епархия. Пловдив, 1999. С. 197; Цацов Б. Архиереите на Бълг. Правосл. Църква. София, 2003. С. 196-197. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/178395.html

При правителе Боснии и Сербии Твртко I (1351-1391) мон-рь Милешева вошел в состав Боснии и стал центром Милешевской митрополии (см. ст. Милешевская епархия ), занявшей территорию бывш. Хумской епископии. Неизвестный по имени 1-й митр. Милешевский в 1377 г. короновал в Милешеве Твртко I. Его преемник митр. Давид упоминается в 1466 и 1471 гг. как соратник Стефана Вукчича Косача, принявшего в 1448 г. титул герцога, что привело к появлению топонима «Герцеговина», заменившего название «Хум». В 80-х гг. XV в. Герцеговина вслед за Боснией была завоевана турками. В этот период местоположение кафедры в епархии неск. раз менялось, пока не утвердилось в мон-ре Тврдош. В XVI в. Захумско-Герцеговинскими епископами были: Иоанн (1508-1513), Виссарион I (1509-1525), Марк (1531-1534), Максим (1532), Никанор (1534-1546) и митр Антоний (Соколович ; 1570-1572). После восстановления Печской Патриархии в 1577 г. при митр. Савватии (1573-1585) Захумско-Герцеговинская епархия была разделена на Герцеговинскую (или Требинскую) и Милешевскую епархии, 2-я чаще называлась Полгерцеговинской или Петровской (по местонахождению ее кафедры в мон-ре святых Петра и Павла). Часто обе епархии назывались Захумской или Скендерийской. Из тех, кто управлял епархией известны митр. Герцеговинский Виссарион II (1590-1601/02), Герцеговинский митр. Сильвестр (управлял вост. частью в 1592-1602) и Милешевский митр. Леонтий (1601/02-1611). На непродолжительное время при митр. Захумском Василии (см. Василий Острожский , св.) 2 епархии были объединены. 27 нояб. 1651 г., продолжая возглавлять Захумскую кафедру, митр. Василий был назначен управлять епархиями Никшича, Планы, Колашиновичей (ныне Колашин) и мон-рем Морача, т. о., он стал духовным главой всей Герцеговины. Из-за османского владычества границы епархии и местонахождение кафедры неоднократно изменялись. Во 2-й пол. XVII в., после превращения мон-ря святых Петра и Павла в мечеть, кафедру перенесли в Никшич (совр. Черногория), в кон. XVII в.- в мон-рь Дужи. С 1739 г. епархия называлась «Герцеговинская» и управлялась митрополитами Филофеем (1740-1751) и Авксентием II (1751-1760). После упразднения Печской Патриархии в 1766 г. епархия перешла в юрисдикцию К-польской Патриархии, в 1777 г. кафедра была перенесена в г. Мостар. Епархией в этот период управляли в основном епископы-греки: Анфим (Зепович ; с 1762), Анания (1772-1802), Иеремия (1803-1815), Иосиф (1816-1835, 1848-1854), Прокопий I (1837-1848), Григорий (1855-1860) и последний иерарх-грек Игнатий (1875-1888), единственный болгарин, Прокопий II (1864-1875), уделял много времени просветительской деятельности, защищал священников и паству от тур. притеснений.

http://pravenc.ru/text/182725.html

См.: Тайный советник М. Д. Демидов. (Некролог).//ОГВ. 1898. 75. С. 2; Памяти М. Д. Демидова.//ОГВ, 1898. 76. С. 2–3; М. Д. Демидов.//Московские ведомости. 1898. 268. С. 3.; Бовкало А. А., Галкин А. К. Олонецкий губернатор М. Д. Демидов (1842–1898).//Альманах Международного Демидовского Фонда. Выпуск 2. М. 2003. С. 104–109. 83, 94, 119 Демидова Прасковья Николаевна, урожд. Болдарева; (12 июля 1851 – 13 октября 1898) – жена М. Д. Демидова. 119 Демченко Павел Андреевич; (1883 – ?) – кандидат при С.-Петербургской судебной палате. Член приходского совета Князь-Владимирского собора Петрограда. Арестован 29 апреля 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Освобожден 24 мая 1922. 222 Демчинский Борис – участник Вольфилы. 201 Депп Е. С. – секретарь Богословских курсов 2-го благочиннического округа. 346 Державин Гаврила Романович; (3 июля 1743 – 8 июля 1816) – русский поэт. 20 Дернов Александр Александрович; (15 февраля 1857 – 13 октября 1923). Окончил Вятскую ДС, и Санкт-Петербургскую ДА (1882). С 1882 – священник церкви при больнице Марии Магдалины в Петербурге, с 1884 – церкви военной прогимназии, с 1886 служил в церкви Рождества Христова в Песках, с 25 июня 1888 – священник, с 1897 – ключарь, с 6 мая 1899 – протоиерей, с 1 июня 1899 – настоятель Петропавловского собора. С 17 февраля 1915 – заведующий придворным духовенством и протопресвитер соборов императорского Зимнего Дворца и Московского Благовещенского. 24 октября 1915 – 14 апреля 1917 – член Св. Синода. См.: Бовкало А. А. Протопресвитер Александр Дернов.//Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. Материалы научной конференции. СПб. 1998. С. 56–60. 221,225, 238, 271 Десницкий Василий Алексеевич; (18 января 1878 – 22 сентября 1958). Окончил историко-филологический и юридический факультеты Юрьевского университета. С 1897 участвовал в социал-демократическом движении. С 1919 от политической жизни отошел. Профессор Педагогического института им. Герцена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: Зубов П. Подвиги рус. воинов в странах Кавказских с 1800 по 1834 гг. СПб., 1837. Т. 2. Ч. 3; Романовский Д. И. Кавказ и Кавказская война. СПб., 1860; Глиноецкий Н. П. Краткая биография генерала от артиллерии Ермолова//Воен. сб. 1861. Т. 19. 5. Отд. неофиц. С. 247-258; Ратч В. Ф. Сведения об Алексее Петровиче Ермолове. СПб., 1861; Андреев В. Ермолов и Паскевич//РА. 1873. Т. 2. С. 1571-1583; Берже А. П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859; он же. Посольство А. П. Ермолова в Персию в 1817 г.//РС. 1877. Т. 19. С. 255-274, 389-427; он же. Алексей Петрович Ермолов и его кебинные жены на Кавказе, 1816-1827 гг.//Там же. 1884. Т. 43. С. 523-528; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1888. Т. 6; он же. Кавказская война в царствование императоров Николая и Александра II (1825-1864 г.)//Обзор войн России от Петра Великого до наших дней. СПб., 1896. Ч. 4. Кн. 2; Baddeley J. F. The Russian Conquest of the Caucasus. L., 1908; Ермолов А. С. А. П. Ермолов в Персии. СПб., 1909; он же. Библиогр. указатель сочинений, журнальных статей и заметок об А. П. Ермолове. СПб., 1911; он же. Алексей Петрович Ермолов, 1777-1861: [Биогр. очерк]. СПб., 1912; он же. Род Ермоловых. М., 1912; Шишкевич М. И. Покорение Кавказа. Персидские и Кавказские войны//История рус. армии и флота. М., 1911. Т. 6; Уманец Ф. М. Проконсул Кавказа: Ист. монография. СПб., 1912; Фадеев А. В. Россия и Кавказ в 1-й трети XIX в. М., 1960; Генерал суворовской школы: К 100-летию со дня смерти А. П. Ермолова (1777-1861)//Военно-ист. журн. 1961. 4. С. 127; Задонский Н. А. Опальные годы ген. Ермолова//ВИ. 1966. 8. С. 215-218; Кавтарадзе А. Г. Генерал А. П. Ермолов. Тула, 1977; История народов Сев. Кавказа, к. XVIII в.- 1917 г./Ред.: А. Л. Нарочницкий. М., 1988; Касаев А. Ч. А. П. Ермолов и Кавказ//Роль России в истории Осетии: Сб. науч. тр. Орджоникидзе, 1989. С. 56-69; Блиева З. М. Система управления на Сев. Кавказе в кон. XVIII - 1-й трети XIX в. Владикавказ, 1992; Керсновский А. А. История рус. армии. М., 1993. Т. 2; Потто В. А. Кавказская война. Ставрополь, 1994. Т. 2; Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказская война. М., 1994; Экштут С. А. Алексей Ермолов//Родина. 1994. 3/4. С. 30-35; Клычников Ю. Ю. Деятельность А. П. Ермолова на Сев. Кавказе (1816-1827). Ессентуки, 1999; Арапов Д. Ю. А. П. Ермолов и мусульм. мир Кавказа//ВМУ: Ист. 2001. 6. С. 51-60; Дегоев В. В. Большая игра на Кавказе. М., 20032; Блиев М. М. Россия и горцы Большого Кавказа: На пути к цивилизации. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/190211.html

– Студинский И. М. Русское духовенство в Отечественную войну 1812 года. – Кострома, 1912. – Шавельский Г. И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. – М., 1912. 1.4. Центробежные тенденции Вопросы: 1. Появление военного духовенства Гвардии и отдельного Грузинского (впоследствии Кавказского) корпуса. 1816–1890 гг. 2. Обер-священник армии и флота Павел Антонович Моджугинский. 3. Двоевластие продолжается. Идея централизации военно-духовного правления, у истоков которой стояли император Павел I и обер-священник П. Я. Озерецковский, с честью прошла испытание в горниле Отечественной войны 1812 года, последующей кампании 1813–1814 годов. Казалось, что видимых причин к её пересмотру не было. Тем не менее, вопрос о военно-духовном правлении подвергся пересмотру. В 1814 году высочайшим указом об управлении военного департамента, был утверждён штат гвардейского корпуса, а 8 сентября этого же года настоятель Преображенского всей гвардии собора, протоиерей Алексий Торопогрицкий (1814–1827 гг.) получил о данном событии уведомление. В уведомлении сообщалось, что отец Алексий назначается корпусным священником, а штат гвардейского корпуса будет состоять из 14 членов. С 1 января 1816 года А. Торопогрицкий стал именоваться «во уважение отличной службы и подъятых трудов в кампанию 1812–1814 гг.» обер-священником Главного Его Императорского Величества Штаба. При этом самому Торопогрицкому указано было состоять под непосредственным ведением Святейшего Синода. Таким образом, произошло образование отдельного, независимого от обер-священника армии и флота, управления духовенством гвардейского ведомства, сохранившего свою полную самостоятельность до вступления в должность главного священника армии и флота, гвардии и гренадер А. Желобовского (1888–1910 гг.). Следующим пунктом центробежной тенденции тех лет явилось формирование ещё одной ветви военно-духовного правления: в 1816 году на основании учреждения действующей армии был образован Штаб отдельного Грузинского (впоследствии Кавказского) корпуса. По свидетельству видного военно-церковного историка Фёдора Ласкеева, первым корпусным священником нового оперативного объединения, обер-священником армии и флота И. С. Державиным был утверждён протоиерей грузинского гренадерского полка Авраамов (1816–1819 гг.). В конце 30-х годов XIX века Святейший Синод разрешил начальствующему над духовенством отдельного Кавказского корпуса духовному лицу называться обер-священником. Причинами этого были названы, во-первых, наличие значительного числа армейского духовенства (47 священников), во-вторых, корпус часто участвовал в боевых действиях, требовавших незамедлительного решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Биографический вопрос о бывшем профессоре Памфиле Даниловиче Юркевиче , по справке с университетским архивом, решается так: умер 4 октября 1874 года. Усерднейше благодарю Вас, Высокопреосвященнейший Владыко, и за Ваше радушное, истинно русское гостеприим- —435— 1888 г. ство, и за высылку позабытого мною при отъезде курьезного издания: Инструкция Благочинному «ниже означенных (а на самом деле нигде неозначенных) церквей». Курьез – не единичный. В 1864 г. (если не ошибаюсь) Св. Синод предписал здешней Синодальной типографии исправить в «книге правил» ошибку в переводе 54 правила шестого вселенского собора, именно напечатать вместо: «со дщерию брата своего» – «со своею двоюродного сестрою». Ошибка, конечно, исправлена в указанном месте. Но в алфавитном указателе в «книге правил», под словом: «родство плотское», до сих пор стоит «дщерь брата своего» 1816 , хотя с того времени вышло до пяти изданий этой книги. Замечательно, что типография не решается сделать поправки в указателе без особого указа Св. Синода». 16 ч. скончалась в Москве знакомая мне графиня Мария Феодоровна Соллогуб 1817 , рожденная Самарина, сестра известного Ю. Ф. Самарина 1818 . 21 ч. писал я в Вильну Преосвященному архиепископу Алексию: «За Ваши книжные дары, мною полученные и – простите, до сих пор неоплаченные должною благодарностию, теперь воздаю и сам таким же даром. Препровождаемую при сем книгу прошу принять от меня благосклонно и неосудительно. Что скажу Вам нового о себе? На сырной неделе, мимоездом из Петербурга, посетил меня ваш добрый кум и соратник по науке, А. Ст. Павлов. От половины восьмого часа утра до половины четвертого пополудни мы с ним без умолку вели беседу о разных ученых и других важных материях. При этом не раз было помянуто и ваше почтенное имя. А. С-ч очень понравился мне своею прямотою и откровенностию, не говорю уже о его глубокой учености. Свой ученый труд —436— 1888 г. о 50-й главе Кормчей книги он прислал мне в дар еще прежде. Желал бы я знать об этом труде ваш авторитетный и компетентный суд. Читал я в Прибавлениях к Твор. Св. Отцов рецензию на это сочинение вашего ученика г. Заозерского и охотно разделяю его взгляд.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010