Подробнее... Церковь Преображения Господня (Броннница) [ править править код ] Церковь Преображения Господня Постройку нынешнего храма относят к 1888 году. Но предыстория церкви насчитывала уже к тому времени не одно столетие. По устному преданию, в селе Бронница издавна существовал маленький деревянный храм, стоявший в устье реки Глушица, которая впадала в реку Мста. Адрес: Новгородская область, Новгородский район, село Бронница, ул. Бронницкая, д. 8. Подробнее... Церковь свт. Николая Чудотворца (Наволок) [ править править код ] Свято-Никольский храм был построен в 1891 году. В древности в Наволоках находился погост, впервые упоминаемый в писцовых книгах около 1495 года. Адрес: Новгородская область, Новгородский район, село Наволок. Подробнее... Церковь первоверх. апп. Петра и Павла (Холынья) [ править править код ] Церковь первоверх. апп. Петра и Павла была построена в 1904 году на месте ветхого храма. Впервые Холынья упоминается в писцовых книгах около 1495 года. Адрес: Новгородская область, Новгородский район, село Холынья. Подробнее... Церковь св. Архистратига Михаила (Новоселицы) [ править править код ] Церковь св. Архистратига Михаила Церковь Архистратига Михаила построена в 2000-е годы, после того как архиепископ Новгородский и Старорусский Лев посетил дислоцированную в этом населенном пункте воинскую часть и благословил всех служащих в ней иконой Ахтырской Божией Матери. Адрес: Новгородская область, Новгородский район, село Новоселицы. Подробнее... Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Пестово) [ править править код ] Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в XIX веке на месте более старой церкви. Строительство каменного храма в 1821 году было общим делом крестьян, мещан, помещиков, купцов всех окрестных поселений. Адрес: Новгородская область, Пестовский район, Пестово, ул. Суворова, д. 1-А. Подробнее... Церковь Троицы Живоначальной (Охона) [ править править код ] Храм Святой Троицы села Охона является одной из древнейших святынь Пестовского района Новгородской епархии. Церковь была построена в 1674 году из дерева, в 1814-1816 на этом месте был построен каменный храм. Адрес: Новгородская область, Пестовский район, село Охона.

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Анфим (Чалыков), Болгарский экзарх (Антим) (Чалыков [болг. Чалъков] Атанас Михайлов; 1816, Лозенград; совр. Кыркларели, Турция - 1.12.1888, Видин, Болгария), 1-й экзарх Болгарского экзархата (1872-1877), общественно-политический деятель Болгарии. Род. в многодетной семье. Учился в греч. келейном уч-ще в родном городе, с 1836 г. обучался ремеслу портного в К-поле. 6 месяцев подвизался в мон-ре Ставроникита на Афоне, в 1837 г. в Хиландарском мон-ре принял постриг с именем А. В следующем году был рукоположен во диакона и возвратился в качестве таксидиота в Лозенград, откуда в 1839 г. прибыл в К-поль и служил в ц. св. Константина. Закончил греч. уч-ще в Куручешме (1844) и с отличием Богословское уч-ще на о-ве Халки (1848), работал учителем в Лозенграде (1849-1850) и Смирне (1850-1852). Благодаря содействию рус. консула в Смирне в 1852 г. приехал в Россию и поступил в Одесскую ДС , после окончания к-рой завершил курс наук МДА со степенью магистра богословия (1856). Служил в рус. храмах и был рукоположен во иеромонаха свт. Филаретом (Дроздовым) . Во время пребывания в России увлекся идеями славянофильства. По возвращении в К-поль в 1857 г. занимал пост смотрителя в рус. посольской церкви, преподавал церковную историю и церковнослав. и рус. языки в Богословском уч-ще на о-ве Халки, где впосл. стал ректором (1865-1868). В 1861 г. К-польским Патриархом Иоакимом II А. был рукоположен в митрополита Преславского, но обязанности архиерея отказался выполнять до тех пор, пока не будет урегулирован церковный вопрос о положении болг. паствы. В 1862 г. отправился в Малко-Тырново и Кукуш (1863), где противостоял распространению униатства. На созванном в 1864 г. в К-поле церковно-народном собрании отстаивал притязания Болгарской Церкви на независимость. В апр. 1868 г. переведен на Видинскую кафедру вместо отозванного по причине народных волнений грека митр. Паисия и был принят паствой только с условием разрыва отношений с К-польской Патриархией, в результате чего в дек. 1868 г. А. не упомянул имя Патриарха на литургии. Стал членом временного Синода Болгарской Церкви и принял активное участие в его организации.

http://pravenc.ru/text/114146.html

Остро-Пластиково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождество-Богородицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Острое Пластиково в 52 верстах от уездного города Сапожок. В качестве села Шацкого уезда «Вострое Пластиково» упоминается в окладных книгах 1676 г., где в том селе показано две церкви: церковь Пречистой Богородицы честного и славного Ее Рождества, в приделе Петра митрополита, другая церковь Архистратига Божия Михаила, в приделе Рождества Иоанна Предтечи, да Николая чудотворца. У тех церквей двор попа Емельяна, двор дьячка Нефедки, двор просвирнический, двор пономарский. У тех церквей земли 5 четвертей в поле, сенных покосов на 50 копен, а иных никаких, поп Емельян сказал, нет. В приходе 3 двора боярских, 113 дворов крестьянских, 13 дворов вдовьих, и всего 133 двора. В народе Острое Пластиково известно более под именем «Большого Пластикова», названного так в отличие от другого села Малого или Старого Пластикова. Под 1734 г. в с. Остром Пластикове значится то же число приходских дворов, какое показано и в XVII столетии, к концу XVIII столетия число их возросло до 230, в коих числилось 790душ муж. пола. К концу того же столетия должно быть отнесено и построение в с. Остром Пластикове существующей каменной церкви в честь Рождества Пресвятыя Богородицы с приделами во имя Петра, митрополита Московского и муч. Иоанна воина. Церковь имеет в длину 28, а в ширину – настоящая 12, придельная – 15 аршин. Устрой каменной ограды вокруг церкви относится к новейшему времени. В 1816 г. в с. Остром Пластикове, по просьбе управляющего имением помещика Кологривова, отведено было новое место для кладбища – вдали от церкви и от селения. Церковной земли, отмежеванной в 1780 г., состоит: усадебной 2, пахотной 33 десятины 708 сажень, как видно из межевой книги, хранящейся в церковной ризнице. В приходе, заключающемся в одном только селе, при 206 дворах числится муж. пола 592, жен. пола 576. Школа существует с 1862 г., выстроенная на средства местного священника, который в ней и состоял до 1875 г. наставником, а в настоящее время состоит только законоучителем. По штату 1873 г. в причте при Богородицерождественской церкви положены 1 священник и 1 псаломщик, до 1826 г. причт был двухкомплектный. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1888 г. том 3 стр. 125. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20326

Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела , Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1808. Адрес: Тульская область, Щёкинский район, с.Архангельское Координаты: 53.851118, 37.084594 Проезд:от Крапивны в сторону д.Малынь, затем по грунтовой дороге на юго-запад примерно 5 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Архангельское расположено по обеим берегам реки Холохольны, на низменном месте, от Тулы отстоит в 60 верстах и 12 верстах от г. Крапивны. Свое название село получило от имени храма, время же образования прихода, за неимением сведений, определить невозможно; несомненно только то, что приход существовал в прошлом столетии, так как в 1803 г. он состоял уже из самого села Архангельского и трех деревень. В настоящее время в состав прихода, кроме села, входят деревни: Александровка, Бегина, Сороченка и Новоселки, всего населения в приходе 1138 человек муж. пола и 1210 человек жен. пола. Кроме земледелия, многие из прихожан занимаются работами на фабриках и заводах в разных городах. С самого начала приходской храм был деревянный и, по свидетельству недавно умерших старожилов, стоял на том самом месте, где теперь находится возвышение, сложенное из кирпичей, на котором водружен чугунный крест. Но какова его судьба, неизвестно. Существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Архистратига Михаила, начат постройкою в 1808 году на средства бывшего в сем селе помещика Васильчикова и окончательно устроен в 1816 году. В храме ранее был придел во имя св. мчк. Александра (10 апреля), небесного покровителя храмоздателя, но впоследствии, по воле нового помещика Гагарина, он был перестроен и освящен во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (26 сентября), имя которого носил новый владелец села; но к какому времени относится это событие, точно определить нельзя. Со времени устройства храма, в нем производимы были разные, несущественные поправки, не изменившие его первоначального вида. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, земли, принадлежащей церкви, усадебной 1,5 десятина и полевой 53 десятины. Кроме того, в 1885 г. помещицею Глебовой пожертвовано 20,5 десятин, из которых одной половиной пользуется церковь, а другою – причт. Церковно-приходская школа открыта в 1888 г., школ грамот две: одна в деревне Бегине, другая в Сороченке. П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 495. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение в 70-х вокруг этой церкви кипела жизнь, там был зерносклад. 7 апреля 2011. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14457

В 1764 году из Служней слободы в д. Першину была перевезена деревянная Покровская церковь, а из Катайскаго острога (в 1765 г.) и деревянная к ней колокольня. В 1767 году церковь эта была освящена в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1792 г. к Першинскому Покровскому храму был пристроен придел, освященный в 1793 г. С увеличением числа прихожан в Першинском приходе, в начале XIX века явилась необходимость расширить существовавший храм, а вместе и мысль, взамен стараго деревяннаго храма, построить каменный. В 1816 году, по благословению преосвященнаго Иустина, епископа Пермскаго, заложен был каменный, двухэтажный, трехпрестольный храм. Нижний храм был освящен в 1820 г. в честь Рождества Христова. Придел вверху во имя св. пр. Божия Илии освящен был в 1832 г., а главный храм в честь Покрова Пр. Богородицы освящен в 1835 году. В 1844 году вокруг храма обведена каменная ограда с мраморными столбами и железными решетками. В таком виде Першинский храм существует и в настоящее время. Из предметов, обращающих на себя внимание, в Першинском храме можно указать на икону седми отроков Ефесских. Икона эта пользуется большим уважением как со стороны Першинских прихожан, так и окрестных жителей. В летнее время много православных посещают Першинский храм с целию поклониться пред иконою св. мучеников и испросить у них заступления и благодатной помощи больным детям. При Першинском Покровском храме есть приписная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь эта находится в д. Савиной (Дубасовой тож); воздвигнута она по инициативе крестьянина этой деревни Андрея Коновалова, пожертвовавшаго на построение церкви 1000 р.. В 1899 году церковь освящена. Кроме сего, в приходе существует пять часовен. В д. Песках деревянная часовня во имя Зосимы и Савватия., Соловецких Чудотворцев. Часовня эта очень древняя. Основание ей положено Далматовским монастырем до открытия самостоятельнаго Першинскаго прихода. В д. Морозовой деревянная часовня во имя Афанасия и Кирилла Александрийских; в д. Савиновой – деревянная во имя великомученика Артемия, в д. Бисеровой – деревянная во имя св. Николая Чудотворца и на поле, в 2-х верстах от с. Першинскаго, устроенная в 1894 году в память события 17 Октября 1888 года. 

http://sobory.ru/article/?object=06057

Интересна история колоколов Сретенской церкви. По описи 1809 года на храмовой звоннице числилось 4 колокола, из которых самый большой весил 26 пудов 2 фунта (424 кг). В 1816 году колокол заменили другим, весом в 51 пуд 27 фунтов (842 кг). Почти сразу же – в 1817 году – и этот колокол сняли, заменив его более тяжёлым, весившим 66 пудов 2 фунтов (1084 кг). И, наконец, в 1875 году был установлен 100-пудовый «голос», а прежний разбили. Этот колокол провисел на звоннице до известных событий, порождённых Октябрьским переворотом 1917 года. В конце XIX века причт Сретенской церкви составляли священник и псаломщик. Кроме дохода от требоисправлений и процентов с причтового капитала, священнослужители получали арендную плату с церковных земель – практика довольно частая. В приходе числились жители Владимира и близлежащего сельца Тельмячеево – всего более 1200 душ, «все православные». О месте бывшего Сретенского храма у Клязьмы в те времена напоминала ветхая и всеми забытая часовня-столбик. Первый удар по храму нанесён в апреле 1922 года, когда изъяли серебряную церковную утварь общим весом 26 килограммов. В ноябре 1923 года была зарегистрирована община при храме в составе 148 человек. Казалось, беда миновала: богослужения проходили регулярно, хоть и приходилось получать разрешение на их проведение. 7 марта 1930 года Сретенская церковь была «приговорена» к закрытию решением горсовета. Причина – обращение жителей Солдатской слободы и Красного городка с требованием передачи храма «под культурно-просветительное учреждение, какового указанные районы лишены». Прихожане встали на защиту своей церкви, написав жалобу во ВЦИК, и церковь оставили общине. Вторая попытка закрыть Сретенский храм также не увенчалась успехом. Доводы о «контрреволюционной поповщине, выколачивающей деньгу» и «богобоязненных старушках», «религиозном дурмане» и ненавистном колокольном звоне снова не возымели действия. Правда, церковь лишилась своих голосов, среди которых был и тот самый колокол в 100 пудов весом. До самого последнего дня в храме продолжал служить Михаил Степанович Беляев, ставший настоятелем в далёком уже 1888 году. Отважный батюшка вместе с прихожанами всеми силами препятствовал его закрытию, продолжая проповедовать слово Божие среди повальных арестов и расстрелов. 29 апреля 1937 года НКВД направляет в горсовет циркуляр о закрытии Сретенской церкви…

http://sobory.ru/article/?object=01995

Я долго не решался писать это письмо. «Неприлично, – думалось мне, – писать к незнакомому человеку, беспокоить его просьбой…» Но ужели везде связывать себя приличиями, даже и там, где идет речь о пользе душевной? Уверен, что вы, как человек духовный, понимаете все неприличие христианину таких приличий и простите мне то, что мир называет неприличием… Еще два слова. Такое же желание имеет и друг мой, еще не видевший Нового Иерусалима, товарищ по классу, поболее преданный науке, чем я, и не такой тщеславный, а напротив скромный и смиренный Николай Дмитриевич Молчанов. Его душа теперь колеблется: брат зовет его в университет, рисуя выгоды житейские; сердце влечет в духовное звание. Укрепи его Господь в последнем намерении сердца! Буду с нетерпением ждать Вашего ответа и, если можно, если не затруднит вас, – совета. Искренно уважающий вас недостойный Николай  НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, лл. 16, 15. Леонид (в миру Кавелин Л.А., 1822–1891), архимандрит, духовный писатель. Учился в Московском кадетском корпусе, служил в Волынском гвардейском полку. С 1852 г. – послушник в Оптиной пустыни, в 1857 г. пострижен в монашество, с 1863 г. – архимандрит. Возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1864–1865). Настоятель Ново-Иерусалимского монастыря (1869–1877), наместник Троице-Сергиевой лавры в 1877–1891 гг. Молчанов Николай Дмитриевич (1852–1910), однокурсник Н. Рождественского. В 1878 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем греческого языка в Тамбовскую духовную семинарию. Впоследствии – архиепископ Литовский и Виленский Никандр (1904–1910). Феофил (в миру Успенский Ф.Я., 1816–1888), архимандрит. По окончании Костромской духовной семинарии в 1841 г. поступил в Троице-Сергиеву лавру. В 1843 г. пострижен в монашество, 26 апреля 1852 г. рукоположен в диакона, а на следующий день митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) посвящен в иеромонаха. В 1853 г. направлен миссионером в Нумачакскую миссию на п-ове Аляска, где пробыл 15 лет. С 1873 г. – архимандрит и настоятель Пицундского монастыря в Абхазии, с ноября 1879 г. по июнь 1880 г. – наместник Виленского Свято-Духова монастыря, потом настоятель Сурдегского Свято-Духовского монастыря Ковенской епархии.

http://pravoslavie.ru/3061.html

Господи! Удостой меня грешного поклониться страстям Твоим и святому Воскресению! Как ни старался я достать тв[орения] св[ятого] Ис[аака] Сир[ина], у кого ни спрашивал, – не мог. Не знаю теперь, куда обратиться. Из фунд[аментальной] [библиотеки] не дают, в учебной нет, у тов[рище]й спр[ашивал] – тоже. В библ[иотеке] Об[щест]ва л[юбителей] д[уховного] п[росвещения] тоже почему-то отказали… А Псалтирь читаю по возможности ежедневно и, кажется, привык к ней настолько, что затруднений не встречаю. Слава Богу! Помяните в молитвах ваших родит[елей] моих: чтеца И[оанна] и Ольгу, да хранит их Бог Своею благодатью!.. Батюшка постоянно трудится, матушка – почти всегда больна… Я очень рад и благодарю Бога, что имею возможность помогать им при посредстве уроков. Вы спрашиваете, не затрудняюсь ли я читать ваш почерк. Насчет этого не беспокойтесь: хотя могу читать только одним глазом (правым), хотя этот глаз близорук, но ваш почерк не представляет для меня ни малейшего затруднения, от души благодарю вас, батюшка, что пишете; я нахожу неоценимую нравственную поддержку в ваших советах, меня извините, что затрудняю вас своим многоглаголанием! Простите меня, грешного! Благодарение Богу и угоднику Его Сергию! Со времени покаяния страсть меня не беспокоила ни разу. Если не могу сказать, что она опротивела мне, все-таки, кажется, оставила меня, и только два раза бес беспокоил меня сладострастными сновидениями. Надеюсь, по милости Божией, одержать над ним совершенную победу. Но дух самомнения, горделивого сознания не оставляет меня: не оставьте меня своим советом и молитвою. Испрашивая ваших молитв и благословения, остаюсь покорный ваш духовный сын Н[иколай] Иванов[ич] При сем прилагаю почтовую марку. 21 марта года]. НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, лл. 6–9. Феофил (в миру Успенский Ф.Я., 1816–1888), архимандрит. По окончании Костромской духовной семинарии в 1841 г. поступил в Троице-Сергиеву лавру. В 1843 г. пострижен в монашество, 26 апреля 1852 г. рукоположен в диакона, а на следующий день митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) посвящен в иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/3072.html

Если бы мы действительно были учениками Христовыми и имели любовь между собой, то собор 1872 г. вышел бы с постановлениями, угодными Святому Духу, и тогда он действительно был бы авторитетным, по-настоящему великим, святым и вдохновляющим церковным Собором. Тогда он отбросил бы эллино- и болгарофилетизм, преодолел бы греко-болгарскую распрю. Вместо того, чтобы внедрять в Церковь национально-политическую ненависть, он внедрил бы в политику греков и болгар христианское братолюбие. И таким образом провалил бы геополитическое divide et impera («разделяй и властвуй») османского правительства. Истинным победителем «собора» 1872 г. был не эллинизм, как считали по близорукости греки, а Мидхат-паша . Истинным победителем стало не Православие, а стратегическая глубина дальновидной турецкой геополитики, оказавшейся самым искусным «экклесиологом». Анфим Первый (Чалыков; 1816-1888) - первый экзарх Болгарского экзархата. Истина о «соборе» познаётся по плодам его. А они ядовитые. В противоположность тому, что утверждает патриарх Варфоломей, именно «Великий и святой собор» 1872 г. в наибольшей степени «посеял зёрна раздора в отношениях между нашими Церквами и во всём Православии, и на десятилетия выстроил стену схизмы, которая, согласно отцам Церкви, представляет собой самый большой грех». Лже-собор своим фарисейством оттолкнул болгар от церковности. Увековечил болгаро-греческую ненависть. Разрушил единство православных народов. И способствовал тому, что Турция осталась в Европе, а Царьград остался в Турции. Что, в свою очередь, илотизировало Константинопольский патриархат и сделало самого патриарха марионеткой властей республиканской Турции. Численность греческого населения Царьграда за один век уменьшилась в 175 раз – с 350 000 душ в 1919 г. до менее 2 000 душ теперь (а в процентном соотношении - в 3 000 раз! – с 31% до 0,01%). Эллинофилетизм противоположен делу патриарха Фотия для Болгарии и славянства, увенчавшегося славянской миссией свв. Мефодия и Кирилла, спасённой и освященной св. Борисом в Золотом веке. Именно поэтому болгары возвышают славянских первоучителей (посланцев Константинополя) в качестве знамени в печальной «церковной борьбе» против фанариотского ига.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/16/ellino...

2 . Действительно, учение свт. Филарета о славе вполне сопоставимо с учением свт. Григория об энергиях. Оба раскрывают тайну обретения «предела с беспредельным», соприкосновения тварного с нетварным. 3 . Свт. Григорий при этом сосредоточен более на проблеме обожения через свет, свт. Филарет – на проблеме освящения через слово. Однако, возвращаясь к процитированной в начале статьи мысли о. Иоанна Мейендорфа , необходимо существенно уточнить её. Учение свт. Филарета является не только фактом «богословия исихазма», но и очевидным развитием и, если угодно, расширением его, так как представление о «кругообращении славы Божией», вмещающее в себя не только исихию, но и слово, несомненно, является более общим и универсальным. А последнее придаёт воззрениям «величайшего богослова XIX века» значимость предания Церкви. 3 Там же. С. 328. Здесь следует уточнить: мы имеем в виду не рукописную монашескую традицию, безусловно, более древнюю, однако в то же время и более замкнутую, а церковно-академическую среду, в которой известность того или иного автора следует оценивать всё же если не по переводам, то уж, во всяком случае, по печатным изданиям. 4 См. письмо от 9 марта 1816 г.: «Всё, что я читал когда-либо о вершинах самого возвышенного содержания, как по-латыни, так и по-французски, – всё это я на днях нашёл пространно изложенным и разъяснённым в аскетической книге... под заглавием «О добротолюбии» (РА.1870. Т. I. Ст. 191); и далее в письме от 11 сентября 1817 г. о подвижниках Добротолюбия : «...тут они видят иногда то, что они называют светом Фавора (технический термин, посвящённый единственно видениям этого рода). He знаю, что это такое; но знаю положительно, что видение это гораздо чище, гораздо духовнее наших обыкновенных видений...» (Там же. Ст. 194). 5 Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Творения (Слова и речи): В 5 т. M., 1873–1888. Т. 1. С. 261. Далее – Слова и речи. 25 Собственно, в известном смысле та же логика присутствует и в учении о крестной любви: аналогичным образом переход от нетварного к тварному осуществлён и там. И там, кстати, может быть указан автор, представляющий мистическую традицию Востока и рассуждающий сходным образом, – преподобный Симеон Богослов . См. вышеуказанную статью в Филаретовском альманахе 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010