Небольшие главки помещены над трапезной и алтарной частью. Здание церкви стоит в ряду таких замечательных произведений архитектуры середины XVIII века, как созданный Ф. Растрелли Воскресенский Смольный собор и выстроенный С. И. Чевакинским Николо-Богоявленский Морской собор. В 1786 – 1791 годах по проекту Д. Кваренги рядом с церковью была сооружена отдельно стоящая колокольня. Она была трехъярусной, массивной, приземистой, высота ее не превышала высоту боковых куполов церкви. Нижние два её яруса представляют восьмерик. Третий ярус, использовавшийся как ярус звона, представляет круглую ротонду, обрамленную парными колоннами ионического ордера. Венчал ее плоский купол на низком барабане. Позже, в 1848 году колокольня была достроена до 4 ярусов по проекту Ф. И. Руски. Новый, четвертый ярус аналогичен третьему. Завершение колокольни высоким куполом с главкой и крестом созвучно оформлению центральной главы церкви. В 1864 г. возле церкви был устроен сквер. В 1888 году колокола были перенесены на верхний ярус. В XIX веке ансамбль претерпел ряд изменений. В 1811 – 1816 годах к южной стене апсиды была пристроена лестница для входа в алтарь верхней церкви. В 1830 году архитектор А. И. Мельников пристроил к церкви с запада двухэтажный притвор с лестницей в верхний храм, фасад которого представляет собой классический портик со сдвоенными колоннами, поддерживающими фронтон. Массивная пристройка значительно исказила и утяжелила пропорции храма. Ширина пристройки превышает ширину трапезной и своим объемом нарушает восприятие легкой изящной отделки боковых фасадов церкви. Сохраненные от прежнего фасада тонкие шпильки не соответствуют громоздкому портику. Со стороны площади пристройка подавляет и заслоняет композицию храма. Тем самым было нарушено стилистическое единство сооружения. Первоначально купола церкви были окрашены светло-зеленой масляной краской. Во время ремонта 1843 – 1846 годов главы церкви впервые были покрыты позолотой. Внутреннее архитектурное оформление интерьеров Владимирской церкви хорошо сохранилось до наших дней и представляет большой историко-художественный интерес. Нижняя церковь во имя святого Иоанна Дамаскина, помещавшаяся в первом этаже каменной церкви, более древняя. чем верхняя. План церковного зала идентичен плану действующего ныне верхнего храма. Потолки храма невысокие, сводчатые. За восточными пилонами начиналась солея и находились три (центральный и придельные) резных золоченых иконостаса с живописными иконами. К сожалению, росписи нижней церкви, и её иконостас были погублены в середине XX столетия.

http://sobory.ru/article/?object=01577

Село на реке Молокче и храм святителя Николая в нем существовали с глубокой древности. По преданию, чудотворная икона святителя явилась на одном из сенных стогов. Когда нашедший ее крестьянин хотел унести ее в ближний храм, он услышал голос: «Не смей уносить! Здесь строй храм!» Оттого и село получило свое название Стогово. В начале XVII века Стогово – дворцовое село, в нем находился деревянный храм. В 1803 году на средства местного помещика князя П.П. Щербатова и уроженца села митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), сына священника храма в селе Стогове, построен каменный храм во имя святителя Николая с приделом во имя святителя Амвросия Медиоланского. В храме долго сохранялась очень древняя, чудом явленная, икона святителя Николая. В 1816 году митрополиту Амвросию Константинопольским патриархом Поликарпом был прислан золотой крест с частицей древа Креста Господня, украшенный 37 алмазами. В 1820 году , по завещанию владыки, этот крест был передан в Никольскую церковь и находился в ней на иконе Воздвижения Честного Креста, украшенной серебряной ризой. Позже, вероятно в безбожные годы, святыня была утрачена. В 1888 году при храме была открыта приходская школа. Последний настоятель храма иеромонах Иероним (Киселев) был арестован 26 января 1938 года, а 17 февраля того же года расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой. Храм был закрыт и взорван, сохранилась только трапезная часть. В 1977 году Никольский храм был признан памятником архитектуры. В 1996 году руины храма возвращены верующим и организована православная община, настоятелем которой указом Митрополита и Крутицкого Ювеналия был назначен священник Вячеслав Брегеда. Ныне храм расположен на землях населенного пункта Малинники, поскольку село Стогово как административная единица было ликвидировано в 1988 году. К северо-востоку от села Малинники идет проселочная дорога к источнику преподобного Сергия Радонежского у деревни Взгляднево, известному как «водопад Гремячий Ключ». История сохранила свидетельство, что по пути в Киржач преподобный Сергий со своим учеником преподобным Романом останавливался на этом месте. Тогда же по его молитве на склоне горы забил святой источник. Другой целебный источник, о котором не все знают, находится в ста метрах от Никольской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00041

В д. Бисеровой есть смешанная церковно-приходская школа, открытая в 1888 г., а в самом селе и дер. Савиновой – земския начальныя училища. При Першинской церкви имеются два дома для священноцерковнослужителей и пять деревянных амбаров. Источник: сайт историка Оксаны Корневой В 1764 г. в д. Першино из села Николаевского при Далматовском монастыре была перевезена деревянная церковь. В 1765 г. из Катайского острога к ней была перенесена колокольня. Эти постройки простояли до 1880 г. В 1815 г., когда старая деревянная церковь начала рушиться, жители деревень Першино, Песков, Морозовой, Савинковой и Бисеровой решили построить каменную церковь на добровольно собранные средства. Проект здания был разработан Пермским губернским архитектором Васильевым. В 1816 г. был заложен каменный двухэтажный храм. Нижний этаж окончен в 1820 г., верхний – в 1835 г. Тогда же и состоялось освящение главного престола. Каменная ограда с мраморными столбами и железными решетками вокруг храма построена в 1873 г., в настоящее время от нее сохранился фундамент и четыре столба, на которых когда-то висели ворота. В 1871 и 1891 гг. в с. Першино были большие пожары. Храм также пострадал, в дальнейшем, в ходе ремонта с юга и севера к колоколенной части были пристроены небольшие прямоугольные помещения, выполнены новые росписи. В 1902 г. к церкви была пристроена двухъярусная каменная ротонда с лестницей в верхнюю церковь. Дубовые доски лестницы сохранились до сих пор, позволяя подняться на второй этаж. На второй этаж имеется и другой вход – по винтовой лестнице, устроенной в стене здания, в алтарь. В настоящее время Покровский храм с церковной сторожкой в с. Першинское Далматовского района Курганской области являются объектами культурного наследия федерального значения и в 2018 г. переданы в пользование Успенскому Далматовскому мужскому монастырю. Богослужения в с. Першинском временно совершаются в молебной комнате, устроенной в доме, принадлежавшем ранее церковному причту. В этом доме родился известный зауральский собиратель, краевед, создатель Шадринского научного хранилища Владимир Павлович Бирюков. Духовное окормление местных жителей осуществляет эконом Успенского Далматовского мужского монастыря иеромонах Софроний (Григорьев).

http://sobory.ru/article/?object=06057

В 1932-33 гг. во время реставрационных работ Благовещенской башни храм был разобран, восстановив декор башни, а также исторические формы бойниц, при этом вместо креста появился флажок-флюгер. Источник http://www.apartment.ru/Article/48792888.html Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе в Кремле церковь (уничтожена). Издревле в Кремле, между Тайницкими воротами и Водовзводной башней существовал Житный царский двор, где хранились запасы зерна. Житницы примыкали к безымянной башне-темнице, куда, по преданию, во времена царя Ивана IV Грозного заточили оклеветанного воеводу. С верою в милосердие Божие проводил он все время в молитвах, и в одну из ночей ему явилась Пресвятая Богородица с советом – просить царя о даровании ему свободы. Но лишь после повторного видения несчастный уверовал в заботу о нем Пресвятой Девы и внял Ее словам. Стражникам, что должны были доставить воеводу к царю, была явлена на стене башни икона Благовещение Пресвятой Богородицы. Узнав об этом, Иван Грозный отпустил воеводу на свободу, а при явившемся образе велел устроить деревянную часовню. В 1731 г. ее заменили на каменную Благовещенскую церковь. Через шесть лет церковь сильно пострадала от пожара, осталась невредимой лишь явленная икона, для которой в 1742 г. изготовили новую серебряную ризу. В 1816 г. по распоряжению московского архиепископа Августина из упраздненной церкви Иоанна Милостивого в Кисловке в Благовещенский храм на Житном дворе перенесли медный позолоченный ковчег, в который был вложен золотой ковчежец с частицей мощей от главы святителя Иоанна Милостивого. В середине XIX века графом Д.Н. Шереметевым, купцами Грачевыми и Зуреевыми храму были подарены замечательные по живописи иконы святителя Димитрия Ростовского, преподобного Сергия Радонежского и другие. А дмитровский купец И.Н. Короваев пожертвовал большое деревянное распятие, сделанное по образцу находящегося в городском соборе Дмитрова. Среди достопамятных святынь находилась и Тихвинская икона Божией Матери, риза которой, по преданию, была исполнена собственноручно императрицей Анной Ивановной, и особо чтимая икона Божьей Матери «Нечаянная Радость», писанная на стене при входе и украшенная в 1888 г. медной вызолоченной сенью.

http://sobory.ru/article/?object=34512

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел. А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными. И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы " Нечаянная Радость " , ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке. После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список. Есть легенда о том, что от иконы " Нечаянная радость " чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен. В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская. Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

http://pravoslavie.ru/112.html

Незадолго до своей блаженной кончины преподобный Макарий принял схиму и поселился в верховье Жабынки, где в пустынной тишине предался усиленным подвигам поста и молитвы. 22 января 1623 года (по другим источникам, в 1622 году) он мирно преставился ко Господу. Братия погребли честное тело святого наставника около церкви у входа в обитель. На могиле святого происходили многие исцеления. Церковное почитание преподобного Макария установилось в конце XVII – нач. XVIII в. В 1764 году, при императрице Екатерине II, бедные монастыри, не владевшие землей, были упразднены, в их числе и Жабынская Введенская пустынь (соборный храм обители стал приходским). Из-за неблагоприятных для обители обстоятельств память о преподобном Макарив померкла и чествование его как всероссийского святого прекратилось. Но преподобный Макарий призрел свою обитель и спас ее от запустения. В 1776 году в Жабынскую пустынь, строения которой еще не были сломаны, пришли иноки сгоревшего Успенского Шаровского монастыря Калужской губернии. С того времени началось постепенное укрепление Жабынской обители. В 1816 году при копании рвов для закладки новой каменной Никольской церкви на месте прежней, деревянной, были обнаружены нетленные мощи преподобного Макария и вновь опущены в землю под алтарь нового храма. Восстановление памяти святого было установлено указом Святейшего Синода 2 января 1888 года по ходатайству граждан города Белева, полтора столетия хранивших память о чудесах и подвигах преподобного Макария. 17 октября 1889 года была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобного Макария Жабынского на месте прежней Никольской церкви, где находились мощи святого. Во время строительства храма игумен Иона (прежний настоятель монастыря, в то время проживавший на покое) и начальник строительных работ задумали открыть святые мощи. Преподобный Макарий явился им в сонном видении и воспретил это. 22 января 1902 года было совершено торжественное празднование памяти преподобного Макария Жабынского в Туле и Тульской губернии. Память преподобного Макария совершается также 22 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На закладке нового собора (27 авг. 1801) и освящении главного престола (15 сент. 1811), приуроченном к 10-летию коронования имп. Александра I, присутствовал сам император. Оба чина возглавлял митр. Новгородский и С.-Петербургский Амвросий (Подобедов). Боковые приделы собора были освящены во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (северный) и в честь Рождества Пресв. Богородицы (южный). Со дня освящения и до освящения Исаакиевского собора (1858) К. с. по существу исполнял функции кафедрального, хотя формально таковым являлся Петропавловский собор. В К. с. императоры молились перед длительном отъездом и по возвращении в столицу, напр. 25 апр. 1828 г. имп. Николай I присутствовал здесь на напутственном молебне перед отправлением на войну с Турцией, трижды - в период Крымской войны; 8 апр. и 25 апр. 1877 г. перед началом и в период русско-тур. войны в соборе молился имп. Александр II. События, связанные с благодатной помощью царской семье, отмечались в соборе благодарственными молебнами. 4 апр. 1866 г. имп. Александр II пришел в К. с. из Летнего сада, где в тот день было совершено покушение на его жизнь террористом Д. Каракозовым. В соборе был отслужен молебен в присутствии имп. семьи, в память о спасении государя в этот день был учрежден крестный ход на Неву. Благодарственные молебны служили в соборе после покушений на императора (25 мая 1867; 2 апр. 1879); сразу по возвращении в С.-Петербург для совершения благодарственного молебна в собор направились спасшиеся при крушении поезда в Борках имп. Александр III с семьей ( 23 окт. 1888). В К. с. совершились епископские хиротонии архимандритов Амвросия (Орнатского) в 1816 г., свт. Макария (Булгакова) в 1851 г., свт. Игнатия (Брянчанинова) в 1857 г. В 1838 г. здесь был рукоположен во игумена настоятель Валаамского мон-ря Дамаскин (Кононов). В К. с. 25 дек. 1825 г. отпевали убитого на Сенной пл. военного и гос. деятеля гр. М. А. Милорадовича (в присутствии имп. Николая I); 28 окт. 1887 г.- П. И. Чайковского. В 1840 г. по почину Ревельского викарного еп. Венедикта (Григоровича) в соборе было возрождено ночное служение Пасхальной заутрени и литургии. Летом 1840 г. в К. с. неустанно служились молебны об избавлении от эпидемии холеры. В память об этом в 1849 г. был установлен ежегодный крестный ход 4 июля до Успенской церкви на Сенной пл. 6 апр. 1885 г. собор стал центром празднования памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, приуроченного к 1000-летию со дня преставления последнего.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Митрополит Платон питал к о. Макарию любовь и доверие, поручая ему другие обители. Он восстановил 8 обителей, в том числе и Давидову. 26 сентября 1798 года Платон, митрополит Московский сделал следующее распоряжение: " От Консистории предписать Пешношскому строителю Макарию, чтобы он в Давидовой пустыни завёл такое же общежитие, какое в Оптином монастыре, а на каком основании, о том бы нам представил " . Старец Макарий представил митрополиту для этой цели бывшего строителя Оптиной пустыни иеромонаха Иосифа и в помощь ему иеромонаха Серафима и ещё семь человек из братии. Указом от 17 октября иеромонах Иосиф был определён в строители Давидовой пустыни. С введением общежития число братии увеличилось. К 1915 году налицо: настоятель архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов и около 50 послушников. Среди братии всегда были люди украшенные высшими христианскими добродетелями. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости. Он предсказал конец обороны Севастополя в Крымскую войну. В XIX столетии Давидова пустынь особенно благоукрашалась. Воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Так в соборном храме Вознесения Господня при игумене Иоаникии (1816-1832 г.) был устроен новый иконостас. В 1804 году при игумене Арсении обветшавшую церковь святителя Николая, смежную с Вознесенским собором, разобрали и построили вновь, отступя от собора с братскою трапезою и кухнею внизу. В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Филарету о том, что в соборной церкви вместо ветхого устроен новый вызолоченный иконостас. В 1885 году церковь расписывается стенным живописным письмом с исправлением и перезолотою двух клиросов, откосы сделаны из накладного мрамора, а подоконники - из итальянского. В 1888 году сделан новый мозаический пол с амвоном и одной мраморной ступенью итальянского мрамора. В 1891 году вновь перекрыты пять глав и вызолочены червонным золотом. Тогда же церковь расписана масляными красками. Знаменский храм при архимандрите Иосифе (1865-1884) был разобран до основания и на его месте построен - большого размера.

http://sobory.ru/article/?object=02624

104 Эпизод изложен Т. Г. Шевченко в автобиографии (Народное чтение. 1860. Кн. II. С. 229–236); вместо «немилосердно» там стоит «с остервенением». 105 Афанасьев-Чужбинский Александр Степанович (1816–1875) – поэт, переводчик, автор кн. «Воспоминания о Т. Г. Шевченко» (1861). 107 Чалый М. Жизнь и произведения Тараса Шевченко. (Свод материалов для его биографии). Киев, 1882. Свенцицкий использовал здесь книгу: Семевский В. Крестьянский вопрос в России. Т. 2. СПб., 1888. Гл. 17. 111 Цитируются стихотворения С. Я. Надсона «За что?» (1879), «Милый друг, я знаю, я глубоко знаю...» (1882), «Я не щадил себя: мучительным сомненьям...» (1883). 113 Клюев Н. Братские песни: (Кн. вторая). М.: журн. «Новая земля», 1911. С. III–XIV; Б-ка «Новой земли». 11. М., 1912. 15 с. 114 Оба издания вышли в мае, не замедлившие явиться критические отзывы требуют уточнений. «Вступительная статья В. Свенцицкого грешит именно сектантской узостью и бездоказательностью. Вскрывая каждый намёк, философски обосновывая каждую метафору, она обесценивает творчество Николая Клюева, сводя его к пересказу учения Голгофской церкви» (Гумилёв Н. Статьи и заметки о русской поэзии. Вып. 25//Аполлон. 1912. 6. С. 253). Хотя обоснование метафор в статье отсутствует, в любом случае обесценить творчество автора оно не может, как и раскрытие подтекста произведения, – это одна из задач литературоведения. На причину такой реакции указала Н. М. Солнцева (Указ. соч. С. 60): «Гумилёв сам шёл к созданию новой школы... и решил «драться» за Клюева... В сентябре Клюев становится членом «Цеха поэтов«». Та же претензия (превозношение никак не снижает значительности стихов) относится и к озлобленно отреагировавшему Философову (Речь. 1912. 23 июля. 199. С. 3): «Если бы не бутафорская, ходульная статья В. Свенцицкого , если бы не отсыревшие бураки и ракеты этого вечно пыжащегося литератора-неудачника, новая книга Николая Клюева была бы куда значительнее. ...Оказал Клюеву медвежью услугу, превознеся его превыше облака ходячего... сузил значение клюевских стихов, подогнав их под узкую колодку какого-то «нео»-голгофизма... поэтому увлёкшемуся «критику» доверять особенно не следует... Насколько солидарен народный поэт с теориями Свенцицкого, я не знаю. Но, к сожалению, дух какого-то самоистязания, экстатического «поклонения кресту», лишает некоторые песни Клюева здорового протеста, бодрой жизненной борьбы. Я не буду излагать теорий Свенцицкого. Замечу только, что взгляд на мир, как на вечную голгофу, вечное распятие, недалёк от миросозерцания раскольников... Сочетать этот дух самосожжения с борьбой за лучшее будущее здесь, на земле, невозможно. ...Голгофство Свенцицкого, несмотря на свои новые одежды, своё «нео», по существу своему, старая и вместе с тем вечная песня восточной аскезы».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ШУВАЛОВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Название произошло от фамилии владельца - князя Воронцова - графа Михаила Андреевича Шувалова (1850 - 1903), которому был в 1888 году передан майорат Воронцовых. Поселение основано в конце XIX века как владельческий хутор. История хутора Шувалов неразрывно связана с именами графов Воронцовых, Воронцовых-Шуваловых. За преданность, императрица Елизавета Петровна , в 1741 году подарила графу Роману Илларионовичу Воронцову (1717-1783) поселение украинцев на реке Осередь, которое он назвал слобода Воронцовка . К 1751 году графом были приобретены ещё земли по р. Осередь, южнее Шипова леса (включая реки Данило и Гаврило), а так же земли восточной части уезда. Им основаны: слобода Воронцовка (центр имения); сл. Александровка (названа в честь сына Александра) и сёла: Семёновка, Екатериновка (в честь сына Семёна и дочери Екатерины, в замужестве Дашковой – директора Петербургской Академии наук), и многочисленные хутора. Сын первого владельца – Александр Романович Воронцов (1741-1805) умер бездетным и его владения перешли к брату – Воронцову Семену Романовичу (1744-1834). Кстати, следует заметить, что его сестра - Мария Романовна Воронцова была женой Петра Александровича Бутурлина – владельца крупной слободы - Бутурлиновка . От Семена Романовича Воронцова владения перешли его сыну Михаилу Семеновичу Воронцову (1782-1856) – светлейшему князю (с 1852), герою войны 1812 года, генерал - фельдмаршалу, главнокомандующему войск на Кавказе и наместнику кавказскому, много сделавшему для процветания Новороссийских земель (ему воздвигнуты памятники в Тифлисе и Одессе). У Михаила Семеновича, женатого на графине Е. К. Браницкой, было пять детей, трое из которых умерли в детстве. Остались: сын Семен Михайлович (1823-1882), дочь Софья Михайловна (1825-1879) - вышла замуж за графа Андрея Павловича Шувалова (1816-1876).

http://drevo-info.ru/articles/13681421.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010