Во второй части книги Иезекииля повествуется о будущем восстановлении Израиля. Смысл откровений о восстановлении, которые получал пророк Иезекииль, относился уже не к одному еврейскому народу и не к ближайшему будущему, но ко всему человечеству и к конечным временам. Поэтому если первая часть книги пророка Иезекииля по преимуществу исторична, то вторая насыщена эсхатологическим содержанием и имеет сходство с образами Апокалипсиса. Уже в самом начале пророчеств о восстановлении святой Иезекииль указывает, что есть это восстановление. Это не обретение государственной независимости и могущества – это преображение, духовное обновление личности человека. «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ). В этих словах от Лица Бога утверждается, что восстановление – отнюдь не простое историческое событие, но духовное обновление. Здесь много общего с апокалипсическим «се, творю все новое» ( Откр.21:5 ). Затем война с Гогом, которую созерцает в Духе пророк Иезекииль, также изображена подобно показанной в Апокалипсисе. Наконец, явственные черты вечности присутствуют в образе созерцаемого святым пророком Иезекиилем храма: поток живой воды, льющийся из него, который все оживляет и обновляет на своем пути, видит и новозаветный Тайнозритель ( Иез.47:1–12 и Откр.22:1–2 ). Как книгу, так и жизнь святого пророка Божия Иезекииля можно назвать нисхождением и последующим восхождением: нисхождением – в самую глубину падшего мира, восхождением – к Свету вечности и Царства Божия. Известно, что святой Иезекииль был также чудотворцем. Однажды при столкновении евреев с Халдеями он совершил чудо, подобное Моисеевому: по его молитве воды реки Ховар расступились и дали путь евреям, – те были спасены, преследующие же их халдеи погибли под водами. Также он наслал на впавших в идолопоклонство еврейских переселенцев различных ядовитых животных, которых впоследствии, сжалившись, удалил молитвой. Он избавил израильтян от голода, умиравших возвращал к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стремление соблюдать заповеди, понуждать себя к исцелению души, неустанная внутренняя работа окупятся сторицей, через эти подвиги человек приближается к Творцу: любящим Бога, призванным по (Его) изволению, все содействует ко благу ( Рим.8:28 ). Но следует знать тем, кто успокаивает себя в том, что есть и более грешные, чем они: для Творца кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем ( Иак.2:7–10 ). 10.1. За грехи одного могут страдать окружающие его люди Грех – это не нарушение закона, это болезнь, которая, распространяясь, поражает других. За грехи одного страдают окружающие его люди. Внешне, казалось бы, страдают они невинно, а порою и больше, чем виновный, но Господь ведает меру. Не случайно оказались люди в одном обществе, у каждого своя мера и ответственность. Чем осуждать другого, следует внимательнее помыслить над собственными путями. За одного грешника может страдать и общество. Так грехи Ахана, Корея, Давида распространились на народ, они были соучастниками, но Давид раскаялся и был помилован, а другие же погибли. За грех Ахана погибло 36 человек (И. Нав.7:5 ), за грех Давида – 70 тысяч человек ( 2Цар.24:15 ) 136 . Все животные земли, вся тварь земная несут бремя греха человека ( Рим.8:20: 22 ). Как за грех Адама проклята планета ( Быт.3:19 ), так за грех отца могут страдать поколения после него. Следует понимать свою ответственность за будущую жизнь детей: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина ( Иез.18:2 ). Ведая мысли и будущие действия людей, их склонность ко греху, Господь распространяет и на последующие поколения Свое лечение, предвидя, что они поступят хуже ( 2Пар.33–9 ). Раскаяние детей может остановить эту грешную цепь: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается ( Иез.18:20 ). Вся планета несет на себе последствия греховной деятельности людей: экологическая катастрофа, загрязнение воздуха и воды, отсутствие спокойствия и безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

– Число семь в ветхозаветном культе Семь, означая Божественную полноту, многократно встречается в ветхозаветном культе – как в устройстве скинии и храма, так и в жертвоприношениях. Вот только некоторые примеры. Золотой семисвечник во Святой скинии ( Исх. 37:17–24 ). Золотой семисвечник в видении св. пророка Захарии Серповидца ( Зах. 4:2 ). И, наконец, семь светильников Апокалипсиса ( Откр. 1:20 ). Семь ступеней храма в видении св. пророка Иезекииля ( Иез. 40:22 ), а также дверь в семь локтей ( Иез. 41:4 ). Семикратное кропление крови священником перед завесою святилища ( Лев. 4:6 ). Семикратное кропление елея священником при очищении исцелившегося от проказы ( Лев. 14:16 ). Семикратное кропление крови и живой воды священником при очищении дома от язвы, проказы ( Лев. 14:49–53 ). Семь непорочных однолетних агнцев во всесожжение Господу в день Пятидесятницы ( Лев. 23:18 ). Семь жертвенников, семь тельцов и семь овнов в жертве Валаама ( Чис. 23:1 ). По разным случаям евреи зачастую должны были приводить именно семь животных для жертвоприношения ( Чис. 29:2,32 ; 1Пар. 15:26 ; 2Пар. 29:20–21 ). – Семь изречений Спасителя на Кресте На Кресте было совершено Христом спасение мира. При этом Им было сказано семь великих изречений, в которых выражено фактически все домостроительство нашего спасения: – «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). – «Жено! се, сын твой». «Се, Матерь твоя!» ( Ин. 19:26–27 ). – «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). – «Жажду» ( Ин. 19:28 ). – «Или, Или! лама савахфани?.. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ). – «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ). – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). – Число семь в Церкви Семь – явление Троицы твари. Семь – это Бог в мире, это – Церковь . Полнота Духа Святого представляется в Апокалипсисе как семь духов Божиих перед престолом ( Откр. 1:4; 4:5 ). Благодать Божия проявляется в семи дарах Духа Святого. Дух Господень – дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и «страхом Господним исполнится» ( Ис. 11:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

10. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! 10 . По Иез.16:49 , грехами жителей Содома были: гордость, пресыщение, соединённое с праздностью, и жестокость к бедным и нищим. Современников своих Исаия неоднократно в других случаях упрекает также в гордости ( Ис.2:12, 17; 3:16 ), в пресыщении чувственном ( Ис.3:16 и сл.; Ис.5:11:22 ) и в несправедливостях к слабым и бедным ( Ис.1:13; 3:12, 15; 5:23 ). Мысль обо всех этих пороках соединяется в настоящем случае у пророка в названии иудеев «князьями (точнее с евр. – судьями) содомскими и людьми гоморрскими». «Закон Божий» и «слово Господне» представляются в речи пророка параллельными один другому. Так как ясно, что «словом Господним» названо здесь содержание непосредственно затем следующих стихов; то словами: «закон Божий» указывается на это же содержание, а не на закон Моисеев. Соответствующие евр. слова могут значить: «наставление, указание Божие». Что ми множество жертв вашихъ, глаголет Гдь; Исполнен овнихъ, и тка и крове юнцвъ и козлвъ не хощ 11. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. 11 . Вещественными жертвами, приносимыми в храм, евреи думали сделать благодеяние Богу; они думали, что жертвы нужны Богу, а не им же самим; принося эти жертвы, они не считали нужным иметь то «сердце сокрушённое и смиренное», тот «дух сокрушённый», который главным образом и составляет угодную Богу жертву ( Пс.50:19 ). Зная сердца людей ( Пс.7:10 ), Господь спрашивает: что ми множество жертв ваших?=напрасно вы думаете ими сделать Мне одолжение. Не всесожжение, не тук и кровь приятны мне ( не хощ=не благоволю). «Жертвами», по смыслу евр. их названия, были все те приношения Богу, которые состояли из того или другого животного, закалаемого и затем сжигаемого вполне или отчасти. Сжигаемое вполне животное называется всесожжением ( Лев.1:1 ). «Туком агнцев» называются, в тесном смысле, те части животного, приносимого в жертву мирную, за грех или повинности, которые сожигались на жертвеннике, именно весь тук, который на внутренностях ( Лев.3–5 главы); а в дальнейшем и более широком смысле, этим туком у пророка названы и целые жертвы мирные, за грех и повинности. Кровь юнцев или вообще жертвенных животных отчасти кропилась перстом священника на рога жертвенника, отчасти выливалась у основания жертвенника ( Лев.1:5, 11; 3:2, 8; 4:6 и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Образ закланного Агнца указывает на победу Иисуса Христа, которая именно дала Ему право сообщать людям Божественное откровение. Это право заключалось в том, что Он был Агнцем, закланным за грехи мира выражение же «как бы закланный» означает то, что Иисус Христос явился пред Иоанном с такими признаками, которые свойственны закланному агнцу, т. е. с раною заклания. Семь рогов Агнца, как число священное и число полноты ( Пс 11:7 , Иез.29:21 ; Дан.7:8 ), означают полноту могущества Иисуса Христа как Богочеловека и Искупителя. Относительно того, что нужно разуметь под семью духами Божьими, то лучше согласиться с тем мнением, что здесь, как и в Откр.1:16 и Откр.4:1 , под семью духами нужно разуметь Св. Духа с Его благодатными дарами, которыми Он почивает на Иисусе Христе и пребывает среди верующих, изливая на них обильную благодать искупления. Откр.5:7 .  И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. «Взял книгу…» Чем взял? – спрашивает Корнилий Ляпид, и отвечает: ногами, – но понимать это нужно символически. Но лучше совсем не задавать подобных вопросов при изъяснении апокалиптических видений, в которых многое из частностей оставалось неясным и для самого тайнозрителя. Откр.5:8 .  И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. Совместное падение и животных, и старцев нужно понимать как указание на особенную торжественность момента. – Гусли – это действительный инструмент, который видел тайнозритель в руках старцев; поэтому и звуки гуслей были действительными, как действительно слышалась и та песнь, содержание которой передается далее. Лишь о чашах, которые напоминают собою кадильницы ветхозаветных священников, говорится, что они были символом молитв святых. Старцы также являются представителями святых, вознося их молитвы к Господу Богу. Откр.5:9 .  И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Свт. Игнатий (Брянчанинов): " Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр.4:12), и в Святых Отцах. По большей части оба этих слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого, тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий, и которою душа человеческая отличается от души животных… " (Прибавление к Слову о смерти). Именно так и надо понимать Священное Писание. Анна 5 марта 2009, 07:47 Спаси Христос вас всех, очень нужная и открывающая статья. Мира, благоденствия и спасения вам всем! Анна Александр 3 марта 2009, 20:05 Фраза (11 абзац): " Некоторые православные авторы говорят также о духе человека, поясняя, что «это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая сотворение его… " настораживает. Автор, что, не согласен с " некоторыми " АРХИЕПИСКОПОМ ЛУКОЙ, (в миру Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким), профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым и т.д.? Тогда как же понимать Священное Писание: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам(не душам) праведников, достигших совершенства (Евр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Духом пламенейте (Рим. 12, II). Он тайны говорит духом (1 Кор. 14, 2). Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов. 82, 8). Дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26,41). И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4). Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18, 31).

http://pravoslavie.ru/29431.html

О мертвом теле человека, как мы уже говорили выше, можно сказать то, что написал Апостол коринфянам: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 ). Вот что значит прикоснуться к трупу человека, ибо тот, кто предлагает себя сотрапезником, кто некогда был человеком во Христе, теперь снова стал мертвым во грехе. Потому и вдовицу, о которой Апостол говорит: «Сластолюбивая заживо умерла» ( 1Тим.5:6 ), можно считать человеческим трупом. Но должно нам также рассмотреть трупы животных, которые могут оказаться в Церкви. Если кто-то из неискушенных последует за теми, которые не привносят в нее никакого знания, ибо валяются в мерзости греха, или дотронется до них, как мы объяснили выше, значит, он прикоснулся к трупам животных. А о том, что в Церкви есть животные, послушай, что сказано в Псалтири: «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи» ( Пс.35:7 ). Те, которые исследуют слово Божье и разумное устроение, названы человеками; те же, кто живут, не обременяя себя подобным изучением, и не упражняются в таком познании, но при этом все же верные, именуются животными, хотя, впрочем, чистыми. И как одни суть люди Божьи, так другие – овцы Божьи. Написано, что Моисей был не овца Божья, но «человек Божий» ( Втор.33:1 ). И Илия был не овца Божья, но человек Божий; ибо сам он говорит: «Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток» ( 4Цар.1:10 ). А хочешь услышать об овцах Божьих? Сказано через пророка: «Вы – овцы Мои, овцы паствы Моей, говорит Господь Бог» ( Иез.34:31 ). И еще Господь говорит в Евангелии: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» ( Ин.10:27 ). Я не думаю, что Он сказал бы о людях: «Люди Мои слушаются голоса Моего». «Кто имеет уши слышать, да слышит» ( Мф.11:15 ), но овцы слышат Его голос, а люди слышат Его слово. Таким образом, они – чистые животные благодаря Христу, но «трупы» вследствие греха. И если кто дотронется до них, иными словами, будет подражать им во грехе, то станет нечист. И если кто дотронется до трупа человека, то есть до того, кто сначала живет по разуму и совершенствуется в слове Божьем, а после впадает в грех, и если кто следует за ним или ему подражает, тот прикасается «к мертвому телу» и становится нечист.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Троицы. Далее следует краткое описание Сидящего в мистических цветах камней: «подобен камню яспису 20 и сардису 21 и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» 22 (ниже нам ещё раз придётся встретиться с теми же уподоблениями). Эти камни содержат, очевидно, мистически-художественное ознаменование, но мы отказываемся здесь от попытки их конкретного истолкования, чтобы не предаваться праздным догадкам. Эти цвета здесь, как и в дальнейших текстах Апокалипсиса, очевидно, представляют некую мистическую очевидность в грядущем; теперь это суть как бы ноты (или шифр), к которым мы не имеем ключа. 23 Далее престол Божий описывается в таких образах величия: «и от престола исходили молнии и громы, и гласы... и пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу» (5–6, ср. 15: 2). Но к этому присоединяются еще, как и в 1:4, «семь светильников огненных, горевших пред престолом, которые суть семь духов Божиих» (5), как седмеричный символ Св. Духа. Таким образом, здесь повторяется видение, символизирующее Отца и Духа Святого. Но далее к этому присоединяются новые образы, в 1 главе отсутствовавшие. Они относятся к небесным силам, предстоящим пред престолом Божиим в небесах. Это, прежде всего, вокруг великого престола Божия двадцать четыре, очевидно меньших, престола, а на них «видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (4). То и другое есть, очевидно, символ небесного величия и Славы. Такой образ отсутствует в ветхозаветной письменности, он свойствен лишь откровению Иоаннову. Второй же образ, отчасти свойственный и Ветхому Завету (именно Иез. 1 и Ис. 6 ) суть «посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (7) и внутри (8), подобных льву, тельцу, человеку и орлу. Эти многоочитые животные являются и шестикрылыми. Общий и предварительный вопрос, здесь возникающий, относится к тому, что здесь означает присутствие этих старцев и животных в «небе» у престола Божия. Прежде всего, они суть представители тварного мира, поскольку животные поклоняются Сидящему на престоле как Вседержителю, а старцы восхваляют Его как Творца: «ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (4: 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Во исполнение предписания Моисея: „И напиши их (Слова:„люби Господа твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими) на косяках дома твоего и на воротах твоих ( Втор. 6: 9; 11:20 ) к косякам дверей прибивали сверток кожи с означенными выше словами. Этот сверток назывался мезуза. Полы в комнатах, вероятно, были очень изящны. Даже во внутреннем дворе дома царского в Сузах они были мозаичные и мраморные. Моисей так описывает подножие Божие: „И видели Евреи место стояния Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира, и, как самое небо, ясное“ ( Исх.24:10 ). Потолки в комнатах, очень может быть, устраивались в виде свода. По крайней мере, евреи имели понятие о своде. О своде упоминает пророк Иезекииль, описывая бывшее ему видение четырех животных: „над головами животных было подобие свода» ( Иез.1:22 ). Устройство потолков в виде свода даже было неизбежно, так как они делались не из дерева, а из камня. Окон в комнатах было мало. По лицевой стороне дома, обращенной на улицу, считалось неприличным их делать; поэтому, если и были окна на улицу, то только в верхних этажах, причем стекол не имели, а загораживались решетками. „Над наружной дверью или в особом при ней выступе, говорит один путешественник, в восточных домах имеется окно, единственное во всем доме, выходящее на улицу и загороженное решеткой“. Отсюда, оставаясь незамеченным, можно было наблюдать уличную жизнь. В это окно часто посматривали евреи – что делается на улице. „Вот, однажды, смотрел я в окно дома моего, чрез решетку мою», говорит Соломон ( Притч. 7: 6 ). В особенности пристально смотрели, когда чего-нибудь с нетерпением ждали. „В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесницы его“ ( Суд.5:28 ). Даниил, находясь в плену Вавилонском, имел в верхней горнице окно, обращенное в сторону Иерусалима, и ходил в эту горницу молиться Богу ( Дан.5:11 ). Но эти окна могли и открываться ( 4Цар. 13:17 ), и из окна, вероятно, спустила Раав соглядатаев ( Нав.2:15 ), и Мелхола смотрела на Давида ( 1Цар.19:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Иез.1:9 .  и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время ше­с­т­вия своего они не оборачивались, а шли каждое по направле­нию лица своего. Слова «и лица у них и крылья у них – у всех четырех» в своем прямом смысле (что лица и крылья не отсутствовали ни у одного из 4 херувимов) заключали бы совершенно лишнюю мысль; посему Таргум передает их: «и лица их и крылья их были одинаковы у них четырех», что уже само собою разумелось и лишнее было пророку говорить; Пешито и Вульгата евр. леарбагтам «у четырех их» переводят «на четырех боках их», что не дает новой мысли по сравнению с 6 ст. и покупается ценою вставки в текст нового понятия «бок». Лучше всего видеть в этом выражении свойственный евр. языку и любимый у Иезекииля оборот «именительный самостоятельный»: «что касается лиц и крыльев их, то они были таковы у всех 4 (херувимов): крылья их соприкасались одно с другим» и т. д. После того как пророк в ст. 5–8 сказал о лицах, крыльях, ногах и руках херувимов, он теперь описывает важнейшие части тела – лица и крылья – ближе; «таким путем пророк из всех частей фигуры выделяет особенно лица и крылья: в тех обнаруживается преимущественно сила жизни, в этих существо «животных» (Геферник). «Крылья их соприкасались одно к другому». Выражение по-видимому указывает на соприкосновение крыльев одного херувима между собою, так как соприкосновение между собою крыльев различных херувимов следовало обозначить раздельнее, т. е. сказать, что крыло одного херувима касалось крыла другого. Понятен и смысл, который должно было иметь такое соприкосновение крыльев каждого херувима между собою: соединяясь одно с другим на теле херувима, крылья закрывали бы это тело, знаменуя этим полную непостижимость для нас существа херувимов, непостижимость однако меньшую, чем непостижимость Божества, а может быть и серафимов, у которых и лице недоступно для человеческого взора. Но Вульгата и почти все толкователи склоняются к мнению, что здесь говорится о соприкосновении крыльев разных животных, и склоняются не без основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010