Тропари продолжают раскрывать значение Креста, начатое раскрытием в предыдущих песнях канона. Если 1-я песнь говорила о внешнем могуществе Креста, о силе его в борьбе с врагами, а 3-я песнь говорила о внутреннем его значении для Церкви, то настоящая песнь в своих тропарях изображает значение Креста в деле воздействия христианства на мир, в деле обращения его ко Христу через крещение (1 и 2 тропари) и вообще через свидетельство миру о Боге (3 и 4 тропари). Ирмос Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество. Услышал я, Господи, тайну 405 домостроительства 406 Твоего, уразумел 407 дела Твои и прославил Твое Божество. Тропари Горькородныя преложи древом Моисей источники в пустыни древле, крестом ко благочестию языков прояляя преложение. В древности Моисей деревом изменил горькие по природе источники 408 в пустыне 409 , предызобразив 410 обращение крестом язычников к благочестию. Глубине внедривый секухцую издаде Иордан древу, крестом и крещением, сечение лести знаменуя. Иордан, скрыв во глубине 411 секиру 412 , возвратил (ее) дереву 413 , знаменуя пресечение заблуждения 414 крестом и крещением 415 . Священно ополчаются, четверочастнии людие преходяще образом свидетельства скинии, крестообразнми чинми прославляемии. Священно ополчается 416 четырехчастный 417 народ, идя перед 418 образной 419 скинией свидения 420 , славясь 421 крестообразным построением 422 . Чудно простираемь, солнечныя лучи испущаше Крест, и поведаша небеса славу Бога нашего. Чудесно 423 распростертый 424 , Крест испускал 425 солнечные лучи 426 , и небеса возвещали славу Бога 427 нашего 428 . Песнь 5-я Сказав достаточно о значении Креста для земли, пенописец покидает ее и занимается отношением Креста к неземному миру духов святых и падших, небесных и «подземных». Он начинает в ирмосе с отношения ко Кресту падшего верховного духа, «денницы», который, введенный Крестом в такое заблуждение, окончательно пал. Затем песнописец изображает отношение ко Кресту других высших, уже не падших, духов в лице таинственных охранителей рая (1 тропарь).

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

   В самой тесной связи с молитвой во все времена находилось крестное знамение, и уже у древнейших христиан мы встречаем самое широкое распространение его. Они полагали крестное знамение не только на себе, — на челе, устах, груди, но осеняли им одежду, постель, пищу, посуду, домашнюю утварь и жилище; они делали его, если выходили из дома или снова возвращались сюда, если начинали одеваться, садились за стол, ложились в постель, умывались или мылись в бане. Обо всем этом явно свидетельствует Тертуллиан. При этом он замечает, что хотя на крестное знамение нет указания в Библии, но зато важность его утверждает Предание. В одном из своих сочинений он убеждает свою жену, чтобы она в случае его смерти не выходила замуж за язычника, потому что тогда для этого последнего не было бы тайной, что она знаменует крестом и свое ложе, и свое тело. Следовательно, в это время было уже обыкновение ограждать крестом свою постель и тело, когда ложились спать и вставали. Так же Киприан, Ориген и другие отцы и писатели церковные многократно говорят об употреблении крестного знамения. Ефрем Сирин в IV веке говорил: «Животворящим крестом пусть осеняются наши двери, наши очи, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест, вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте: ложитесь ли вы спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю, постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом». — До сих пор у нас шла речь о кресте, который мы делаем нашей рукой, но мы должны еще прибавить, что и крест в смысле вещественного изображения распятия весьма рано уже вошел в практику домашней жизни; его изображали или при помощи живописи, или пластики. Церковный историк Евсевий говорит о Константине Великом, что в самом лучшем зале его дворца был поставлен золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Тот же Константин приказал украсить даже оружие солдат знаком креста. Что далее изображением креста украшались стены и двери, об этом находим свидетельство у Златоуста. Некоторые в своем желании повсюду делать кресты заходили уж слишком далеко — они вздумали украшать крестами полы в своих домах. Это обыкновение, однако, строго запрещено Трулльским собором (прав. 73-е), потому что попирать знак креста ногами противно чувству благоговения. История древнего христианского искусства и Акты мученические указывают, что христиане украшали крестом свои одежды и предметы обыденного употребления. В IV веке встречаем указание на употребление креста на шеях верующих, поверх одежды. Так, Григорий Нисский говорит о своей сестре Макрине, что она носила крест на своей шее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Возглашение: Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Ибо Ты – освящение душ и тел наших, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. И абие, благословляя воду крестовидно Честным Крестом, погружает его право, низводя в воду и возводя, держа его обема рукама, поя настоящий тропарь, во глас первый: И затем, держа священный Крест двумя руками, благословляет им воду крестообразно, и погружает его в воду, с пением следующего тропаря на 1й глас: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Тройческое явися поклонение:/Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленнаго Тя Сына именуя,/и Дух в виде голубине/извествоваше словесе утверждение./Явлейся Христе Боже/и мир просвещей, слава Тебе. При крещении Твоем во Иордане, Господи,/открылось поклонение Троице:/ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе,/возлюбленным Тебя Сыном именуя,/и Дух в виде голубицы/подтверждал Его слова непреложность./Явившийся Христе Боже/и мир просветивший, слава Тебе! И в другий такожде Крестом знаменует воду, и в третий такожде, тойже тропарь поя, сам настоятель, споющим ему и прочим священником; таже поют и лики тойже тропарь. Настоятель же, взем священную воду на блюдо и обратяся на запад лицем, в левой руце держа Честный Крест, а в правой васильки, кропит крестообразно на вся страны. И приходят прежде к настоятелю священницы, два два, и целуют Честный Крест, и знаменует их васильком по лицу со священною водою крестообразно; по тому же чину и вся братия. Поется же тогда тропарь от всех, многажды, дондеже освятятся вся братия водным кроплением и причащением. И абие входим во храм, и поем стихиру. И еще два раза также Крестом знаменует воду, при пении тропаря самим настоятелем с сослужащими ему священниками и хором. Затем настоятель взяв чашу освященной воды и обратясь на запад лицом, в левой руке держа священный Крест, а в правой кропило, кропит крестообразно во все стороны, а затем подходящую ко Кресту всю братию. Во время освящения братии водою поется всеми тропарь. Затем же входим в храм и поем стихиру:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

(Дважды.) Тропарь святого, глас 8 Православия ревнитель и раскола искоренитель,/Российский целитель и новый к Богу молитвенник,/писаниями твоими ты неразумных мудрыми соделал,/лира духовная, Димитрий блаженный,/моли Христа Бога о спасении душ наших. (2) И тропарь праздника, глас 1: Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя/и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. (Единожды.) И тропарь праздника, глас 1 Спаси, Господи, людей Твоих/и благослови наследие Твоё,/победы православным христианам над иноплеменными даруя/и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. (1) Аще несть отдания, тропарь святаго дважды и Богородице, Дево: единожды. Если нет отдания, тропарь святого дважды и Богородице, Дево: единожды. ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВОЗДВИЖЕНИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь праздника, глас 1: НА УТРЕНИ На “Бог Господь:” тропарь праздника, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя/и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. (Дважды.) Спаси, Господи, людей Твоих/и благослови наследие Твоё,/победы православным христианам над иноплеменными даруя/и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. (2) Слава, святаго, глас 8: Слава, тропарь святого, глас 8 Православия ревнителю и раскола искоренителю,/Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче,/списаньми твоими буих уцеломудрил еси,/цевнице духовная, Димитрие блаженне,/моли Христа Бога спастися душам нашим. (Единожды.) Православия ревнитель и раскола искоренитель,/Российский целитель и новый к Богу молитвенник,/писаниями твоими ты неразумных мудрыми соделал,/лира духовная, Димитрий блаженный,/моли Христа Бога о спасении душ наших. (1) И ныне, праздника. И ныне, праздника. Аще несть отдания, тропарь святаго дважды. Слава, и ныне, Богородичен, глас 8: Если нет отдания, тропарь святого дважды. Слава, и ныне, Богородичен, глас 8 Иже нас ради рождейся от Девы/и распятие претерпев, Благий,/испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог,/не презри, яже создал еси рукою Твоею./Яви человеколюбие Твое, Милостиве./Приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны./И спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obretenie...

Подобает нам уразуметь и то, что Господь наш не принуждает нас к ношению Креста Его, то есть к претерпеванию того страдания, какое Он воспринял ради нас. Он не говорит: «Если кто хочет идти за Мною, возьми Крест Мой», но: да возьмет каждый «свой крест». Ибо Господь наш знает, что мы не сможем нести Крест Его, а свои кресты по силе нашей и с Его помощью нести можем. Каждый человек имеет свой крест, какое-нибудь свое, говорю, бедствие: или греховные вожделения собственного своего естества и борьбу плоти против духа, или искушения врага невидимого, или гонения, оскорбления, обиды, злословие и осуждение врага видимого, или лишение возлюбленного друга, чад и имений, или что-либо иное скорбное, или телесные недуги и какие-либо страдания. Все это наши кресты, и когда человек ради любви Божией терпеливо несет их, то он приобщается к страданию Господню, бывает сообразен Кресту Его. Страдания же наши Господь наш считает как бы Своими страданиями. И как делающим добрые дела сказал об этих делах: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ), – так и об обидах, наносимых нам, говорит обижающим нас: «Так как вы сделали это им, то сделали Мне». Ибо Господь страдает в нас, как бы в Своих собственных членах, мы же страдающие, как бы собирая куски, оставшиеся от трапезы, собираем некие останки от страданий Господних, согласно словам апостола: «Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» ( Кол. 1:24 ), то есть я дотерпиваю в теле моем то, чего Он не дотерпел. И когда апостол хвалится Крестом Господним, он хвалится вместе и своим. Хвалящийся же своим крестом хвалится вместе и Крестом Христовым. Христос начал страдания, а мы доканчиваем и довершаем их, «восполняем недостаток в плоти нашей скорбей Христовых». И как Крест Господень, то есть страдание Господне, соделал великое и преславное, подобным образом и наши кресты, то есть наши страдания, соделывают по благодати и с помощью пострадавшего за нас Христа великое и преславное, как это мы сейчас увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вопрос стоит — а зачем это надо? Ради страха бритоголовых, ради страха того, что смотри — какая силища у меня есть, или же, чтобы, молясь Кресту Животворящему он защитил от зла? Нет, мы в 20м веке очень ожесточенно, очень жестоко, кощунственно отнеслись к Кресту России — мы с храмов сбрасывали кресты, мы своей циничной жизнью, безбожием распинали Россию на кресте. Распинали, показывая миру — смотрите, радуйтесь, торжествуйте, мы распинаем Мать свою родную, Святую Русь. Крест мы опоганили, Крест мы сняли, Крест выбросили, а уж как ругается русский народ, его никто не трогает, но он вспоминает Крест, мать и прочее, что было очень страшно в прошедшую войну. Те, кто стремится еще стать вместе с нами в ряд верующих православных христиан — а что в войну творили? Когда посылали на кинжальный огонь немцев русских солдат (Слава Богу, вы не слышали) внуки расстрелянных коммунистами наших прадедов, и все это творилось с поганым ругательством русского человека, с Крестом. Гонение на крест, оно и по сей день осталось — в словах, в сердце и во внешнем виде так называемых людей с крестами. А что проявляется: при крещении крест одевается на грудь нового христианина, кощунственные руки родителей срывают крест с младенца, кощунственные руки бросают его в грязь, кощунственные руки боятся его одеть. А почему? Ну, пусть маленький кусочек древа, чем он тебе мешает? А чего ты боишься-то, если ты такой смелый, такой гордый, такой сильный, что он тебе мешает-то? Так не тронь ты его. Зачем сегодня Крест нацепляют на грудь свою и какой-то знак зодиака, какую-то еще ерунду? Как вы можете? Какое вы имеете право рядом с Крестом вешать кощунственную вещичку, когда вы родились, что она вам поможет? Опять борьба с Крестом, опять вам говорят все те, кто борются с Крестом«Креста не надо, а вот железку-то надень». Вы сами видите больше меня, все что есть — где нету блага, с Запада — мы вешаем, а что родное, тысячелетнее, православное, Святыня нашего времени, наших дней — убегаем, кощунственно к ней относимся.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

   Обряд изнесения креста состоит в том, что после предварительного каждения креста на престоле, архиерей или священник, одетый, как для литургии, во всю священную одежду, по окончании славословия выносит крест с блюдом на голове в предшествии светильников через северные двери алтаря перед царские двери, возглашая там «Премудрость, прости» и, при троекратном пении тропаря праздника, несет крест на середину храма, полагает на аналое и кадит его.    Обряд этот знаменует шествие на крестную смерть Спасителя, почему и исхождение с крестом, в знак уничижения Спасителя, совершается через северные двери алтаря (как самые низшие). Возглас священника напоминает молящимся о том, что перед ними совершается таинственное действие, в котором заключается глубочайший смысл («премудрость»), и приглашает выразить благоговение к этому действию прямым стоянием и принять его в простоте души («прости»). Не может не напминать нам этот обряд также обретения Честного Креста в недрах земли и изнесения его оттуда.    Вслед за столь знаменательным обрядом изнесения креста совершается торжественный обряд воздвижения его, ежегодно воспроизводящий воздвижение Креста, совершенное по его обретении. Обряд этот, который устав, в виду его особой торжественности, считает уместным только в соборных храмах, состоит в том, что архиерей или священник, сделав три земных поклона перед св. крестом и, взяв его с аналоя, осеняет им трижды народ, затем, держа его на голове, наклоняется до земли и поднимается и снова осеняет крестом. Это осенение крестом и воздвижение его совершается после произнесения прошения из ектении при стократном пении «Господи помилуй» и повторяется пять раз во все стороны: на восток, запад, юг, север и опять восток. Такой порядок стран выбран, чтобы из него составлялся крест. На восток делается воздвижение дважды в виду особого достоинства этой страны и чтобы всех воздвижений было 5. Перед каждым из этих воздвижений креста произносится особое прошение ектении и во время каждого воздвижения поется «Господи помилуй» 100 раз, всего, следовательно, 500 раз. Обряд, очевидно, имеет целью возбудить в нас такое же чувство сокрушения о грехах наших, вознесших Спасителя на крест, какое почувствовали очевидцы первого воздвижения Креста, при виде его в умилении восклицавшие «Господи помилуй».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

К ошибочным следует отнести версию G о мученической кончине всех сподвижников св. Василея. k. Место кончины св. Василея I На том самом месте множество верных поставили столп, а наверху его утвердили для поклонения честной крест Придя же на место, где (ныне С) христиане поставили столп с животворящим крестом наверху, епископ сам отдал душу. Подробность, относительно установки столпа с крестом на месте кончины св. Василея, дает лишь редакция IM, возникшая, как мы видели выше, не ранее конца VI века. Однако, как мы увидим в следующем параграфе, о столпе с крестом говорит и независимый от них Р. Только там его устанавливают не над местом гибели святого, а над его гробницей. Очевидно, что перед нами два варианта одного и того же факта – установки мемориального столпа, очевидно, уже в эпоху торжества христианства в Херсоне, то есть, как будет показано ниже, в конце IV–V веках (наличие в первоначальном тексте двух столпов: на месте кончины и погребения, крайне маловероятно). Сравнивая версии, приходишь к выводу, что разумнее считать вариант Р, как lectio facilior (см. также ниже), контаминацией, где соединены вместе место кончины и гибели. Таким образом, эпизод с поставлением столпа с крестом на месте гибели св. Василея, наличествовал в оригинале Жития, а не является позднейшей вставкой. Очевидно, что такой столп являлся херсонской реалией, ниже мы еще столкнемся со столпом св. Еферия. 32 Поскольку святой умер на улице (см. выше), то и крест, явно, стоял там же. Если это, действительно, одна из двух Главных улиц (см. выше), то в таком случае размещение на ней столпа-колонны с символическим изображением наверху, вписывалось бы в римскую традицию установки таких монументов на важных осях города, реализованной, в том числе в Константинополе с его колоннами, например, колонной Константина на центральной улице – Месе. Продуктивность такой модели в христианской архитектурной практике показал В. Джурич 33 на примере Калат-Семана. Установку именно столпа, а не храма можно объяснить не только локальными градостроительными традициями, или меньшим значением этого памятного места по сравнению с гробницей святого, но и невозможностью нарушить античную гипподамову планировку Херсона, четко соблюдавшуюся вплоть до позднего Средневековья. l. Погребение св. Василея

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они в доказательство того, что крест четырехконечный не подает освящения, хотели прочесть что-то из Окружного Послания. Диакон взял тетрадку Послания и стал читать: «Идеже бо начертан бывает крест, благословляет и освящает, просвещает и вся спасенная подает». Тут я спросил его: «На кого же вы прочитали это? Не сами ли на себя?». Иоасаф, улыбаясь, прибавил: «Экие вы, зачем вы это читали?». После этого Фомин ушел, и сейчас же явился ясский старообрядческий священник. Я рассказал ему нашу о кресте беседу, желая испытать, сам он признает ли, что четырехконечный крест подает освящение, или не признает. Он сказал: «Если бы крест четырехконечный не подавал освящения, то зачем бы я стал и ограждать им! Я верую, что крест четырехконечный свят и подает святыню». Тогда я спросил его, верует ли он, что крест четырехконечный есть животворящий крест и Христов. Он ответил: «Четырехконечный крест не есть животворящий, и не Христов; Христов крест и животворящий есть токмо крест восьмиконечный». Я заметил ему: «Если четырехконечный крест не есть животворящий, то почему же вы употребляете его в таинствах, в оживотворение душ от смерти греховной? И ежели крест сей не есть Христов, то откуда же получает он силу освящения, ибо и сами вы признали его подающим святыню?». Вот каковы понятия о кресте четырехконечном даже у тех старообрядцев, которые держатся Окружного Послания, даже у их священников! Они при совершении крещения, ограждая воду четырехконечным крестом, молятся ко Христу: да сокрушатся под знамением воображения креста твоего все сопротивные силы, и в молитвах именуют его Христовым, а в то же время признать его Христовым и животворящим не хотят! Из Ясс проехал я в Черновцы, где зашел проститься к протоиерею Николаю, и оттуда возвратился в Климоуцы. Выйдя со станции железной дороги, за неимением подводы, я пошел в Климоуцы пешком. Идти было не трудно, со мной была только небольшая сумочка, и вокзал от Климоуц недалеко, каких-нибудь верст семь. С вокзала по той же дороге шла толпа женщин белокриницких: они провожали своих на работы, и возвращались домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

6 „Днесь пророческое». Слава и ныне: той же, чтение оставшееся от слова Андрея. По 6 песни кондак и, если есть время, поем хотя три икоса (следовательно, их было, как в сохранившихся кондакарях, 13—24); и чтение слова об обретении Честного Креста, которого начало: ,,203-го“». 9-й песни тропари все и два ирмоса на 4, ирмосы по 2. Ексапостиларий «Свят Господь» или Креста: «Крест хранитель всея вселенныя». На хвалитех нынешние стихиры, по Слава и ныне «Днесь сад живота». По славословии и трисвятом, когда народ начнет тропарь «Спаси Господи», выходят два диакона через св. двери с кадилом и иереем; когда иерей станет на месте певцов, берет диакон ковчег (с крестом) в руки, и вынимает иерей честной крест из него, «причем честное древо лежит прямо» (?); диакон кладет ковчег обратно на столик. Два диакона становятся один направо от иерея, другой налево, один с кадильницей; по исполнении народом тропаря иерей начинает осенять (крестом), причем эклисиархи со стоящими вместе восклицают «Господи помилуй» трижды с сильным криком; и на каждое «Господи помилуй» иерей осеняет честным крестом трижды к востоку, т. е. при трех только Господи помилуй; при восклицании экклисиархом и народом, кроме этого, еще 100 «Господи помилуй» иерей возвышает крест, протягивая руки до головы. На 90-м Господи помилуй возвышают голос и иерей опять осеняет трижды. Так же совершается воздвижение потом на юг, запад, север и опять на восток. Поется кондак, диакон ставит возле иерея столик с ковчегом, в который иерей кладет крест без покровца и, поцеловав крест, входит с диаконом в алтарь. После кондака поется «Кресту Твоему» 3 и тропарь гл. 6 «Днесь пророческое»; и опять «Кресту Твоему» 3, тропарь «Токмо водрузися древо» и опять «Кресту Твоему». Поклонение кресту совершает сначала игумен один, затем все по два, творя перед крестом 3 поклона. При этом поклонении певцы из монахов становятся вблизи креста направо и поют стихиру «Приидите вернии», Слава и ныне «Кресте Христов» и «Кресту Твоему» трижды; ектения и отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010