Проходят столетия после апостолов, и слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и растет, и вот мы читаем слова св. отца Кирилла Иерусалимскаго , в которых так говорится о силе Креста и его изображения: «с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он – великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». В этих словах святого отца видится уже и будущее еще большее прославление Честнаго и Животворящаго Креста. Во имя Креста, в защиту его и с ним в руке, народы Запада предпринимают далекие походы против неверных; народы из уважения к кресту Господню называют себя крестьянами; крестом украшают и осеняют себя самих христиане и все дорогое для них: крест украшает храмы Божии, крест согревает нашу грудь, крестом начинаем мы и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем супостата, крестом благословляем детей, крестом осеняем рождающагося и благословением крестным провожаем умершаго к месту последняго упокоения; крестом же украшаем и самую могилу человека. Слава, Господи, Кресту Твоему честному! Поразмыслим же, братия, – откуда взялась такая испытанная сила у креста, за что воздаем мы славу ему? Подумаем, чтобы наше поклонение честному Кресту было разумно, и дабы могли мы сознательно заградить уста тех нечестивцев, которые хотят возвратить нас ко времени языческого отвращения от Креста и осмеяния его. Знайте же, православные, что Крест Христов получил свою славу не на Голгофе только, освящен не только страданиями Богочеловека на нем, нет! – он есть средоточие всей жизни Богочеловека на земле, которая крестом началась для Иисуса Христа и кончилась. Голгофский крест есть только высший пункт унижения, которому предал Себя Господь, сшедший с небес, дабы нас вознести на небо. Посему-то, хотя преимущественно на Голгофе, надо искать обяснения славы Креста, но ее видеть надо и в обстоятельствах рождения Спасителя нашего, и юности Его, и зрелого возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Тропарь Это единственный из тропарей двунадесятых праздников, представляющий из себя сплошную молитву, что вполне отвечает характеру праздника. Молитва возносится прежде всего псалмическими словами об усвоении нами того спасения, которое уже совершено Христом на Кресте, и о даровании соединенного с этим спасением благословения Божия во имя того, что мы через искупление уже народ и удел Божий. Но исторически повод для установления праздника побуждает присоединить сюда и частнейшую молитву о даровании Крестом победы императору (как некогда Константину) и об охранении нас Крестом (залогом чего является осенение Крестом при воздвижении его). Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благочестивому императору нашему (имя) на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, народ 286 Твой и благослови удел 287 Твой 288 , Крестом Твоим подавая победы благочестивому императору нашему (имя) 289 на врагов 290 и охраняя жительство 291 Твое. (Трижды) Утреня Седальны по кафисмах Эти седальны, как первые песни новой (на бдении) службы – утрени, должны говорить о событии с основной (принципиально) и общей точки зрения. Потому 1-й седален по 1-й кафисме «Токмо водрузися древо» указывает первоисточник той силы, которую получил Крест, в его тесном отношении к разрушившей смерть и ад смерти Христовой. 2-й седален по 1-й кафисме «Креста Твоего древу» указывает на другую сторону в этом же отношении – еще более близкую нам и отрадную для нас: спасение Крестом разбойника; там – более об отношении Креста к самому Христу в момент смерти Христовой, здесь – к людям; вместе с тем этот седален ближе приступает к сути праздника, говоря о поклонении Кресту. С того же начинается следующий седален – 1-й по 2-й кафисме «Днесь пророческое исполнися слово», возводящий мысль уже к ветхозаветным корням праздника – пророчеству о нем Давида. А 2-й седален по 2-й кафисме «Проображаше таинственно» заглядывает в эти корни еще глубже – указывает на древнейший из прообразов события, выбирая между ними, в соответствии с преобладающей темой всей этой группы песнопений, наиболее соприкасающийся с обстоятельствами распятия (остановка солнца Иисусом Навином).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Слава, и ныне, глас тойже: Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя/и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава, и ныне, глас 1: Спаси, Господи, людей Твоих/и благослови наследие Твоё,/победы православным христианам над неприятелями даруя/и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. Известно же да бывает: Яко прежде клепания входит иерей в сосудохранительницу и полагает Честный Крест на жертвеннице. И по отпущении вечерни иерей и диакон облекутся в ризы. И диакон покадит Честный Крест и речет: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш: Таже, Трисвятое. По Отче наш: тропарь Креста. Слава, и ныне: кондак. И взимает иерей Крест с блюдом на главу и вносит в олтарь, предыдут пред ним со двема лампадами. И полагает Крест на трапезе, на Евангельском месте, а Евангелие на Горнее место. И возжгут пред ним свещу на всю нощь. Да будет известно, что прежде звона к вечерне священник входит в сосудохранительницу и возлагает священный Крест на жертвенник. И после отпуста вечерни священник и диакон облачаются в священные одежды; и диакон, покадив св. Крест, возглашает: Благослови, Владыка. Священник: Благословен Бог наш: Затем Трисвятое. После Отче наш: тропарь Кресту. Слава, и ныне: кондак . И поднимает священник блюдо с Крестом на голову, и вносит его в алтарь; перед ним идут два свещеносца с лампадами. И возлагает Крест на престоле, на место Евангелия, а Евангелие ставит на горнее место. И зажигают перед св. Крестом свечу на всю ночь. ИЗНЕСЕНИЕ ДОСТОЧТИМОГО ДРЕВА СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА И ПАМЯТЬ СВЯТЫХ СЕМИ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ, МАТЕРИ ИХ СОЛОМОНИИ, И УЧИТЕЛЯ ИХ ЕЛЕАЗАРА НА УТРЕНИ На Бог Господь: НА УТРЕНИ На Бог Господь: Тропарь Креста дважды, глас 1: Тропарь Св. Кресту, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя/и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих/и благослови наследие Твоё,/победы православным христианам над неприятелями даруя/и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. (2)

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/iznesenie...

Повеление св. Нины было исполнено в точности. Затем жители Мцхета после происшедшего снова чуда взяли третий крест из храма. Царь с семейством, сопровождаемые самой св. Ниной, епископ со всем клиром и все вельможи, и народ вышли из города, перешли реку Арагву, поднялись до середины горы и остановились в пещере , где св. Нина слезами испросила у Бога источник. Они провели тут всю ночь в молитве, причем радостные слезы блаженной Нины сливались с водой Богом дарованного источника, и ее руками Господь совершил тут множество чудес и исцелений. На другой день утром торжественная процессия взошла на вершину горы. Тут блаженная пала на колени, и потоки молитвенных слез полились из глаз ее, а затем и вся гора огласилась слезными рыданиями. Епископ возложил руку на один из лежащих тут камней и, обратясь к св. Нине, сказал: " Прииди, о матерь наша, и благослови место сие, ибо тебе первой надлежит знаменовать его св. крестом " . Св. Нина, повинуясь словам святителя, приблизилась и осенила то место святым крестом. Затем крест водрузили, и совершили пред ним поклонение . По прошествии нескольких дней после Пятидесятницы, в среду, совершилось чудное знамение над крестом, поставленным на горе: виден был светлый столп, верх которого окружен был двенадцатью звездами в виде венца, и вся гора, на которой стоял крест, курилась благовонным фимиамом. Все жители города Мцхета были свидетелями этого чуда Божия. При виде его множество язычников обратилось к Христу и приняло св. Крещение, а для новообращенных христиан это знамение послужило к большему утверждению их в вере, и все славили Бога. Вскоре совершилось над тем же крестом другое, еще более дивное знамение. Над ним стояло огромное пламя разделенное на семь частей, светлее солнечных лучей, и Ангелы Божий сходили ко кресту, окружая его подобно искрам, во множестве исходящим из горящей печи, при этом гора под крестом тряслась все время, пока знамение продолжалось. Такое страшное и дивное чудо долго потом повторялось каждый год, и слава о святости того места и присутствии на нем силы божией далеко разносилась по вселенной, и благодать Божия обильно подавалась приходящим с верой поклониться честному и животворящему кресту. Вот некоторые благодатные исцеления. У Рева, сына царя Мириана, единственный сын, почти со дня рождения своего болезненный, приближался к смерти. Благочестивый отец с верой принес сына своего и положил его пред честным крестом, со слезами прося у Распятого на Кресте Господа исцеления. Он говорил: " Кресте Честный и Животворящий! Исцели мне этого младенца, и я устрою киот для поставления тебя в нем " . Немедленно после этих слов младенец исцелился, и отецвзял его с собой совершенно здоровым. Обрадованный, он исполнил свое обещание. После этого благочестивый Рев ежегодно приходил на поклонение честному кресту, принося с собой разные пожертвования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Обряд этот знаменует шествие на крестную смерть Спасителя, почему и исхождение с крестом, в знак уничижения Спасителя, совершается через северные двери алтаря (как самые низшие). Возглас священника напоминает молящимся о том, что перед ними совершается таинственное действие, в котором заключается глубочайший смысл («премудрость»), и приглашает выразить благоговение к этому действию прямым стоянием и принять его в простоте души («прости»). Не может не напоминать нам этот обряд также обретения Честного Креста в недрах земли и изнесения его оттуда. Вслед за столь знаменательным обрядом изнесения креста совершается торжественный обряд воздвижения его, ежегодно воспроизводящий воздвижение Креста, совершенное по его обретении. Обряд этот, который устав, в виду его особой торжественности, считает уместным только в соборных храмах, состоит в том, что архиерей или священник, сделав три земных поклона перед св. крестом и, взяв его с аналоя, осеняет им трижды народ, затем, держа его на голове, наклоняется до земли и поднимается и снова осеняет крестом. Это осенение крестом и воздвижение его совершается после произнесения прошения из ектении при стократном пении «Господи помилуй» и повторяется пять раз во все стороны: на восток, запад, юг, север и опять восток. Такой порядок стран выбран, чтобы из него составлялся крест. На восток делается воздвижение дважды в виду особого достоинства этой страны и чтобы всех воздвижений было 5. Перед каждым из этих воздвижений креста произносится особое прошение ектении и во время каждого воздвижения поется «Господи помилуй» 100 раз, всего, следовательно, 500 раз. Обряд, очевидно, имеет целью возбудить в нас такое же чувство сокрушения о грехах наших, вознесших Спасителя на крест, какое почувствовали очевидцы первого воздвижения Креста, при виде его в умилении восклицавшие «Господи помилуй». После воздвижения над крестом совершается третий трогательный обряд поклонения ему и целования его. По 5-м воздвижении креста поется кондак праздника, предваряемый малым славословием; воздвигавший крест священнослужитель полагает его на аналой и трижды поет перед ним краткий тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», в котором прославляется столько же Крест, сколько и воскресение, как славное завершение распятия, цель его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Животворящее древо Креста после сего, после первого Воздвижения его, многократно предносимо было Христианами около св. града Иерусалима, когда ни случались нападения врагов на св. град. И так торжество Креста, повторяем, особенным образом принадлежит Царям. С Воздвижением Креста особенно молимся мы Богу о Царе своем и о даровании Ему побед на врагов! А Благоверные Цари наши, Христиане, разделяют сие торжество со всеми нами, верующими, особенно же с вами, Христолюбивые Воины! Сколько вижу я в одном сем месте у вас знамен с изображением Креста! Сколько вижу крестов, украшающих груди ваши, Победители! Сколько славы на вас от милостей к вам Царских, от блистания на вас знаков отличий, кои все без различия справедливо называются крестами. Сам Благочестивейший Государь наш за высшее украшение в Высочайшем Сане своем имеет Крест Господень: он у Него и на персях, и на короне, и на скипетре, и на державе. Сам Господь Иисус Христос , Христиане, по слову Апостольскому, Крестом вошел в славу Свою. Крестом победил Он ад, диавола и смерть. Какая же слава и честь вам, Воины, друг пред другом, когда и ваши заслуги Вере, Царю и отечеству крестом украшаются; когда Благочестивейшие Цари наши некоторым образом уделяют от собственных украшений тем из вас, кто по званию своему служит верою и правдою, кто имя Христолюбивого воина носит не напрасно! А вы, Воины юные, не имевшие еще и случаев к тому, чтоб заслужить кресты, смотря на отцов своих и дедов, старайтесь подражать их св. Вере, преданности Государю, послушливости Начальству , терпеливости в трудах, храбрости в воинских подвигах. Кто так будет располагать себя; тот уже носит на сердце своем крест и, без сомнения, открыто будет носить в свое время на груди. Теперь же, в праздник Креста, всех вас Крестом Господним от лица св. Церкви приветствую, всех о имени Господни Крестом Господним благословляю! Читать далее Источник: Речи христолюбивому воинству Донскому, говоренные Игнатием, архиепископом Донским и Новочеркасским. - Санкт-Петербург : В тип. Деп. внеш. торговли, 1845. - 120, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

И ныне: Не плачитеся Мене неповинна, дщери Иерусалимския, не плачи Мене, Марие, Мати Моя; вскоре бо возрадуешися, егда востану и прославлюся. Поклонение пяти язвам Христовым Иисусе мой сладчайший! Покланяюся пречистей, пресвятей и животворящей язве Твоей, яже в десней Твоей руце, и молю Тя, Господа моего, ея ради сподоби мя одесную Тебе стати. Покланяюся пречистей, пресвятей и животворящей язве Твоей, яже в шуией Твоей руце, и молю Тя, Господа моего, ея ради от части шуия избави мя. Покланяюся пречистей, пресвятей и животворящей язве Твоей, яже в десней твоей нозе, и молю Тя, Господа моего, ея ради настави мя на путь правый покаяния. Покланяюся пречистей, пресвятей и животворящей язве Твоей, яже в шуией Твоей нозе, и молю Тя, Господа моего, ея ради от всякого пути лукаваго возбрани ногам моим. Покланяюся пречистей, пресвятей и животворящей язве Твоей, яже в пречистых ребрах Твоих, и молю Тя, Господа моего, ея ради сокруши окаменение жестокаго сердца моего, порази е страхом Твоим святым, и уязви любовию Твоею, да Тебе, Господа моего, возлюблю всем сердцем моим, всею душею, всею крепостию и всем помышлением моим, и даждь ми, до кончины живота моего, всегда поминати спасительныя страсти Твоя, и покланятися им и победную песнь Тебе сице воспевати: Кондак 1 Возбранный Воеводо и Господи небесе и земли, Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща, вся тварь изменися, небо ужасеся, основание земли восколебашася: мы же, недостойнии, благодарственное поклонение Твоему нас ради страданию приносяще, с разбойником вопием Ти: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем! Икос 1 Ангелов ликостояния восполняя, не от Ангел восприял еси, но мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми Животворящим Телом и Кровию Твоею оживил еси: темже, толйцей любви Твоей благодарни суще, вопием ти: Иисусе Боже, Любы Предвечная, тако о нас земнородных возблаговоливый! Иисусе, Ангелов горе оставивый, к человеком же падшим долу низшедый! Иисусе, в плоть нашу оболкийся, и смертию Своею смерти державу разрушйвый! Иисусе, Божественными Твоими Тайнами нас обожйвый! Иисусе, страданьми и Крестом Твоим весь мир искупивый! Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   «Твоим крестом, Христе Спасе, смерти держава разрушися, и диаволя прелесть упразднися». Господь «попра смертию смерть, Первенец мертвых бысть, из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость». «Яко убо смертен, смерти хотяй, Иже животу Сокровищник, Христос вкуси; а яко безсмертен сый естеством, мертвыя оживотворил еси». «Крестом бо Сына Твоего низложися ад, и смерть умертвися, и умерщвленнии востахом и живота сподобихомся, рай восприяхом, древнее наслаждение». «Мертв есть ад, дерзайте, земнороднии, Христос бо, на древе висяй, верже оружие нань, и лежит мертв». «Волею бо благоволил еси взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия». «Упразднив державу имущаго смерти, оживотворил еси ны, умерщвленныя грехом».    Безгрешность — это яд для смерти, ибо как грехом умирает жизнь, так безгрешностью умирает смерть. Посему святое чувство Церкви глаголет: «Безгрешнаго смерть вкусивши животворящаго Тела Твоего, достойно, Владыко, умертвися». Своей смертью Богочеловек сокрушил диавола, мучившего наше естество: «Крестом Твоим, Христе, от древния клятвы свободил еси нас, и смертию Твоею естество наше мучащаго диавола упразднил еси». Спаситель воздвигнут на крест, и падший человеческий род восстал; копьем был прободен в ребра, и лукавый диавол получил смертельную рану: «На крест вознеслся еси, и падый Адам востал есть; копием прободен был еси в ребра, Владыко, и язву смертную прият многокозненный». Крестом Своим Господь посрамил начальства и власти тьмы и вернул людей «на первое блаженство». «Возшед на крест, все поколебал еси бесовское множество, и низвергл еси пагубную державу мучителя, Владыко Христе, и спасл еси человечество». «Страстоубийственную (παθοκτνον), Христе, хотением Твоим претерпел еси страсть, и убил еси в рай древле нас убившаго».    Претерпев крест, Господь смертью погубил смерть: «Крест бо претерпев, смертию смерть погуби». «Слава силе Твоей, Господи, яко упразднил еси державу имущаго смерти; обновил еси нас крестом Твоим, даруя нам живот и нетление». Смерть, как рабыня, со страхом приступила к Господу жизни, и Он Своей смертью даровал нам бесконечную жизнь и воскресение: «Страхом к Тебе яко рабыня, смерть повелена приступи, Владыце живота, тою подающему нам безконечный живот и воскресение». «Смертию смерть лежит разорена окаянная без дыхания; живота бо не терпящи Божественнаго приражения, умерщвляется крепкий — то есть диавол — и даруется всем воскресение». «Умерщвляется смерть и тление упражняется», на которые был осужден человеческий род, когда они приразились к безгрешному Господу, ибо Он есть жизнь, избавляющая от истления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если 1-я песнь говорила о внешнем могуществе Креста, о силе его в борьбе с врагами, а 3-я песнь говорила о внутреннем его значении для Церкви, то настоящая песнь в своих тропарях изображает значение Креста в деле воздействия христианства на мир, в деле обращения его ко Христу через крещение (1 и 2 тропари) и вообще через свидетельство миру о Боге (3 и 4 тропари).    Ирмос    Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.     Услышал я, Господи, тайну домостроительства Твоего, уразумел дела Твои и прославил Твое Божество.    Тропари    Горькородныя преложи древом Моисей источники в пустыни древле, крестом ко благочестию языков прояляя преложение.     В древности Моисей деревом изменил горькие по природе источники в пустыне , предызобразив обращение крестом язычников к благочестию.    Глубине внедривый секухцую издаде Иордан древу, крестом и крещением, сечение лести знаменуя.     Иордан, скрыв во глубине секиру, возвратил (ее) дереву , знаменуя пресечение заблуждения крестом и крещением .    Священно ополчаются, четверочастнии людие преходяще образом свидетельства скинии, крестообразнми чинми прославляемии.     Священно ополчается четырехчастный народ, идя перед образной скинией свидения, славясь крестообразным построением.    Чудно простираемь, солнечныя лучи испущаше Крест, и поведаша небеса славу Бога нашего.     Чудесно распростертый, Крест испускал солнечные лучи, и небеса возвещали славу Бога нашего . Песнь 5-я    Сказав достаточно о значении Креста для земли, пенописец покидает ее и занимается отношением Креста к неземному миру духов святых и падших, небесных и «подземных». Он начинает в ирмосе с отношения ко Кресту падшего верховного духа, «денницы», который, введенный Крестом в такое заблуждение, окончательно пал. Затем песнописец изображает отношение ко Кресту других высших, уже не падших, духов в лице таинственных охранителей рая (1 тропарь). Далее, естественно, следует мир духов низших, причем более внимания уделяется «враждебным» силам (2 тропарь) сообразно с большим действием на них Креста, хотя действием отрицательным (по принятому богословскому воззрению, ангелы не подлежали совершенному Христом искуплению).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

И по сих диакон рек: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. И затем диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник читает молитву Господи Иисусе Христе, Боже наш, на Древе Крестном волею спасения нашего ради пригвоздитися восхотевый, и пречестною Своею Кровию сие освятити изволивый, и Крестом Своим от работы вражия мip искупивый, и древнее рукописание врага нашего диавола Крестом растерзавый, и род человеческий от мучительства его тем свободивый, Тебе смиренно молим: призри милостивно на знамение сие Крестное, и низпосли Божественное Твое благословение и благодать, и подаждь ему силу и крепость, яко да всяк, иже в воспоминание спасительных Твоих страстей, и животворныя Твоея смерти, и в сохранение и в защищение души и тела на себе носити будет, небесное благословение и помощь в нем прияти сподобится. И якоже жезл Ааронов, к отражению сопротивных неверствия, и испражнению волшебных мечтаний благословил еси: сице и сие знамение Крестное благослови, и сопротив всем кознем диавольским Твоего заступления помощь в не влей, яко да всякому на себе носящему е, защищение и соблюдение от всякаго зла души и тела спасительное, и в умножение в нем духовных Твоих дарований, и христианских добродетелей Твоею благодатию будет. Ты бо еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу, благодарение и поклонение возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты добровольно, ради спасения нашего, быть пригвожденным на Древе Крестном возжелал, и драгоценною Своею Кровию его освятить благоволил, и Крестом Своим от рабства врагу мip искупил, и древнее рукописание врага нашего диавола Крестом разорвал, и род человеческий от его мучительства им освободил! Тебя смиренно молим: призри милостиво на это знамение Крестное, и ниспошли Божественное Твое благословение и благодать, и подай ему силу и крепость, чтобы всякий, кто в воспоминание спасительных Твоих страданий, и животворной Твоей смерти, и для сохранения и защиты души и тела на себе его будет носить, получил чрез него Небесное благословение и помощи удостоился. И как жезл Ааронов для отражения неверия противников и упразднения волшебных мечтаний Ты благословил, так и это знамение Крестное благослови, и Твоего заступления помощь против всех козней диавольских в него влей, чтобы всякому, на себе носящему его, оно защитою и сохранением спасительным от всякого зла души и тела, и ко умножению в нем духовных Твоих дарований и христианских добродетелей по благодати Твоей послужило. Ибо Ты благословляешь и освящаешь все, Христе Боже наш, и Тебе славу, благодарение и поклонение воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/blagoslov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010