«Благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои» ( Пс.62:5 ; ср. Пс.27:2, 133:2 ). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» ( 3Цар.8:22 ). «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). «Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисея отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны» ( Исх.17:11–12 ). «Воздвизая руки, представлял он», – говорит блаженный Феодорит , – «образ Распятого за нас. Посему и в образе оказывалась сила прообразуемой истины. Ибо, как падал Амалик, когда воздвигал руки Божий раб, так же, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище диавольское». 387 Свидетельства древних отцов Святого Ефрема Сирина : «знаменуем животворящий крест на дверях своих и на челе и на персях и на устах и на всяком члене своем, и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных... Без него не делай ничего... украшай все члены свои животворящим крестом. Супротивные силы, видя крест, отступают с трепетом». 388 Святого Василия Великого : «из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хоть несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением..? 389 Описав на себе образ креста, пошел он (святой мученик Гордий) под удар, не переменившись в цвете тела и нимало не изменив светлости лица». 390

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит Создатель ( Откр.2:10 ). Чем усерднее мы служим Богу, тем больше получаем пользы, необходимой для нас самих. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если Бог, Сотворивший нас в начале, без всякого с нашей стороны доброго дела, тотчас же даровал нам столько благ, то чего не дарует Он потерпевшим за Него и понесшим труды и подвиги?» Подвизаясь Великим постом в молитвенных подвигах, воздержании, бдении, совершении дел милосердия, не будем думать, что тем самым мы угождаем Богу. Да, Творцу угодны понесенные нами труды. Но, стремясь осуществить их, мы прежде всего обретаем спасение и подаем благодатный пример другим людям. Преподобный Исаак Сирин поучает: «Потерпи трудность подвига, в который ты введен для испытания, чтобы принять венец от Бога и упокоиться по исходе из мира сего». Аминь. Слово 58. О Животворящем Кресте. В Неделю Крестопоклонную Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. ( Гал.6:14 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Христе братья и сестры! Животворящий Крест Господень сопутствует христианину во все дни его земной жизни. Крест увенчивает купола наших храмов, крест мы носим на груди, крестным знамением осеняем себя при молитве, да и над могилами удостоившихся христианского погребения возвышается крест – знак надежды на воскресение к жизни вечной. «Приидите вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство», – воспевает Святая Церковь. Впитав в себя пречистую кровь Спасителя, крест Господень приобрел способность оживотворять, уподобился райскому древу жизни. От одного прикосновения к честному кресту Господню воскресали мертвые. Хранящие в этом мире верность Кресту Христову сподобятся вечной жизни в Царствии Небесном. Во времена языческие и ветхозаветные крест вызывал у людей лишь ужас. Ибо человеческая жестокость измыслила казнь через распятие на кресте как кару самую позорную и мучительную, предназначенную для совершивших тягчайшие преступления. И эту-то страшную смерть избрал для Себя безгрешный Сын Божий, подвигом Своим величайшим искупивший человечество от рабства греху.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В 1998 году немецкий ученый Михаель Хеземанн провел графическое исследование титла и пришел к выводу, что шрифт, которым сделаны надписи, относится именно к первому столетию нашей эры. Хеземанн – а также группа палеонтологов-лингвистов из израильских университетов, Мария-Луиза Ригата, известный папиролог Карстен Петер Тид и другие ученые – подтвердили это на аудиенции у папы Римского Иоанна Павла II. Однако затем был проведен радиоуглеродный анализ, который дал совершенно другие показатели и отнес титло не ранее, чем к X веку. Но стоит заметить, что, по утверждению многих ученых, радиоуглеродный анализ оказывается эффективнымлишь в том случае, если исследуемый артефакт все время находится на одном месте, никуда не перемещаясь, не подвергаясь солнечным лучам, и прочее. Иначе результаты будут некорректны – что, скорее всего, и произошло с немало покочевавшим титлом. Исходя из всего этого, мы видим, насколько разнятся мнения ученого мира по поводу титла. Многие из них считают титло подделкой. Часть ученых считает, это титло, безусловно, тем самым титлом, которое святая Елена обнаружила в Иерусалиме. И Католическая Церковь официально поддерживает эту позицию. Факты, действительно, различные, но вера остается верой. Видимо, так устроил Господь, что какой объект веры мы бы не взяли – даже евангельские тексты – мы не дадим стопроцентные гарантии его подлинности. Могло ли такое быть, что титло было обнаружено святой Еленой вместе с Животворящим Крестом? Конечно, могло. По той простой причине, что эта святыня упоминается, как и терновый венец, как и Честной Животворящий Крест, у всех евангелистов. Причем апостол Иоанн даже рассказывает о препирательствах между иудеями и Понтием Пилатом: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: “Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский”. Пилат отвечал: “Что я написал, то написал”» (Ин. 19: 19–22).Почему для евангелистов так важна эта надпись? Потому что благодаря ей совершилось невольное исповедание Христа как Царя. Даже несмотря на то, что Иисус Христос был оклеветан и осужден, Правда Божия таким образом показала, что распяли все-таки Царя. И все орудия смерти – крест, гвоздия, копие, терновый венец, табличка с надписью – становятся не орудием позорной и ужасной казни, а символом победы жизни над смертью.Важно это было и для святой Елены.

http://azbyka.ru/palomnik/Титло_с_Креста...

Во славу Отца Небесного. Скоро слышит и избавляет нас от бед душевных Отец Небесный. Надо было садиться кушать. Я прочитал про себя Отче наш, да усумнился: слышит ли меня Господь, и тесно так стало на сердце. Я снова повторил Отче наш, но с усиленною верою, только всё не совершенною верою досягнул до Отца Небесного; немножко полегче, впрочем, стало; наконец, в третий раз прочитал и вспомнил, как Сын Божий Иисус Христос молился Отцу Своему Небесному, нам показуя пример, и как вскоре же Отец Небесный отвечал Ему на Его молитву; вообразил, что Отец Небесный так же точно видит и слышит меня, и что же? сейчас мне стало легко, легко, весь ужин было так легко. Слава Отцу Небесному. Так Он везде нас видит и слышит, Преблагой и Прещедрый, только с верою и надеждою воззови. Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю [ Пс. 120, 1–2 ]. Молящийся по готовым церковным молитвам да будет твердо убежден, что церковное слово совершенно чуждо мирского пустословия, преувеличения и лжи, а есть точный отпечаток истины и выражает действительные, настоятельные нужды нашего падшего естества. Изображаем на себе часто крестное знамение и для того, чтобы постоянно помнить величайшее благодеяние нам Господа – искупление нас крестными страданиями и смертию от грехов и вечного мучения за грехи, и, второе, чтобы чудесною силою животворящего Креста утверждаться всё более и более в той уверенности, что Господь крестом и смертию вошел в вечную славу и пред именем Его преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних [ Флп. 2, 10 ] и что если и мы будем нести крест свой во время здешней жизни, то и мы войдем в вечную славу, ибо крест – предтеча вышней и вечной славы; еще силою креста, действующею в нас, мы убеждаемся до осязательности в той истине, что Господь всегда с нами, по обещанию Своему: и се, Я с вами во все дни до скончания века [ Мф. 28, 20 ], в нас и одесную нас, никакоже от нас отлучаяся, но пребывая неотступно, – потому мы и должны утверждаться этою силою Креста в надежде на Христа Иисуса во всех обстоятельствах нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Возлюбленные! Вот она знакомая, дорогая сердцу и волнующая песнь рождества. Вы только что слышал ее и ответили на нее крестом и поклоном приветствия Бога, как будто отдернулась завеса будничной жизни, и в жизнь ворвался столп ослепительного света и залил все. И все засияло, все засверкало! С первых же слов рождественской песни волнующая тайна рождества заливает все чарующим светом. Это тайна открытия на земле Божественного Света. Рождество Христа засияло во вселенной Светом Разума. Свет Разума - Слово. Явление Божественного Разума - явление Бога Слова. Господь воплотился и пришел в мир, а в мире восторжествовал животворящий Свет Разума. Рождество Христа - праздник явления Света. Это - праздник нового, второго творения жизни через влитие в нее Божественного Света. Эту мысль раскрывает нам св. апостол, который говорит, что до явления Света Разума, когда был нарушен контакт человека с Богом и человек был предоставлен самому себе, люди были объяты мраком тьмы. Этот мрак обволакивал всю человеческую жизнь. И запутался, и погиб маленький человеческий разум, погибло человеческое сердце, а с ними и вся человеческая жизнь. Но лучше скажем об этой безотрадности потерянной жизни словами самого апостола. Поскольку люди " не заботились иметь Бога в разуме " , не заботились руководствоваться светом, " то предал их Бог превратному уму " , предоставил путаться во тьме заблуждения. Они " осуетились в умствованиях своих заменили истину ложью " , свет - тьмою. За то, что люди не приняли любви истины, послал им Бог " действие заблуждения, так что они буду верить лжи " (Рим. 1,21, 25, 28, 2 Фес. 2,10-11). Ложь, как тьма, окутала всю жизнь. Произошло полное извращение понятий, взглядов, убеждений, мнений и даже простых представлений, так что явная ложь казалась истиной. Так бесславно погиб человеческий ум, лишенный руководящего Света Разума - Бога. Так же безнадежно погибли и совесть, и сердце человеческое. Об этом тоже скажет апостол: когда люди потеряли Свет Истины, тогда " омрачилось несмысленное их сердце " (Рим. 1,21) и началось блуждание человека во тьме. Святой пишет: " И предал их Бог в похотях сердец их нечистоте " (Рим. 1,24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1834...

Глава 3. Что есть крест и как он многообразен («Многи скорби праведным» (Псал.33:20))    Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» (Быт.18:27). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу?    АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2:10), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» (Откр.14:4), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галат.6:14) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха.    СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Дорогие братья и сестры, вот таким образом нам надо понимать этот рассказ евангельский и послание апостола. Господь, когда люди Его изгоняют, удаляется в Свой город, а город этот — наши сердца, город этот — мы с вами, верующие Ему до конца жизни нашей, и все остальные верующие, которые будут до скончания века. Мы тот город, где Господь обитает. Но мы не просто город, где Господь обитает. Наша обязанность, как апостол говорит — проповедовать, сеять слово Божие, показывать жизнью и деятельностью своей, свидетельством своим спасение людям так, чтобы обратить их от стези неверия и беззакония на стезю истины, праведности и святости. А если нам это не удастся, если они будут иметь уши — и не слышать, глаза — и не видеть, то все равно праведностью праведников Божиих, которыми свята церковь, спасутся все по милости Божией. И апостол заканчивает в своем послании так: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им, и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим и:33–3б). О похвале плотью и похвале крестом в современной церковной жизни. В неделю пред Воздвижением 25.09.1977 г. Во вторник будет праздник Воздвижения честного животворящего Креста Господня. Это очень древний праздник — и сам праздник Воздвижения, и обычай по-особому отмечать субботу и воскресенье перед Воздвижением. Как мы знаем, в жизни христианской церкви все связано, все сконцентрировано, все объединено около Креста Господня, ибо Крест есть символ всего дела Господа нашего Иисуса Христа, символ всей нашей христианской Церкви, символ жизни каждого из нас. Ибо как в жизни и спасительном деле Господа Иисуса Христа, так и в жизни каждого из нас все дается через борьбу, все проходит через смену страданий и торжества, уничижения и побед, смерти и воскресения Не бывает ничего в жизни хорошего, выдающегося (и это мы знаем по нашему личному опыту), чего бы мы могли достигнуть без усилий, без страданий, без борьбы, без того, чтобы мы шли к этому своего рода крестным путем, страдальческим путем. И только тогда наш успех, наша радость, наша победа вполне осознанна, вполне для нас глубока и значима, если мы ее выстрадали, завоевали через борьбу, через страдания, через всякого рода препятствия. Поэтому с самого начала христианства Крест, на котором страдал и умер Господь наш Иисус Христос, был для всех христиан символом не только страдания, не только жертвенной смерти Господа Иисуса Христа для искупления грехов человеческих и для спасения рода человеческого, но был также и символом победы, воскресения и торжества Господа нашего Иисуса Христа и с Ним — торжества истины, торжества жизни, торжества добра и любви над злом, над мраком, над заблуждением, над смертью.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Затем архиерей вознес молитву к Богу пред водруженным крестом, зря на восток, «чтобы Господь Бог Вседержитель, предызобразивший жезлом Моисеевым честный и животворящий крест возлюбленного Сына своего Господа нашего Иисуса Христа, сам благословил и освятил место сие, силою и действием честного и животворящего древа крестного, в отгнание бесов и всякого сопротивления, чтобы сохранил место сие и служащих на нем невредимыми от всякого зла молитвами Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». В этой молитве душа верующего слышит обещание Иеговы патриарху Иакову во время таинственного видения: «Вот Я с тобою, говорил Господь; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь;... Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» ( Быт. 28:15 ), и на основании такого обещания с живою надеждою просит у Бога избавления от всех видимых и невидимых врагов, всяких зол и погибели. По прочтении молитвы, священнодействующий приступил к самой закладке храма. Теперь уже все готово к тому: рвы окаждены фимиамом благоухания и окроплены св. водою, а все место осенено водружением креста Господня в ограждение его от всякого зла. Торжествен и трогателен момент положения священнодействующим первого камня. Религиозно-возбужденный народ, усматривая в этом верный залог благополучного окончания начатого дела, в восторге радости слушал пение 83 псалма, который своим глубоким содержанием способен возбудить в строителях энергию и силу. «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому». И не удивительно, что верующий так сильно стремится во дворы Господни, где он входит в общение и единение с Богом, потому что «и птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где (бы) положить (ей) птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой»! – Да, невольно отзывались эти слова в душе каждого: если уж птица и горлица вьют свои гнезда около алтарей Господних, чтобы положить там своих птенцов, как в самом безопасном для них месте, то как же нам, христианам, не стремиться в домы Божии? «Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Затем священник снимает покров с дискоса и говорит: «Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, за то, что Ты сделал меня, недостойного, служителем и раздаятелем славных Твоих святых Животворящих и Божественных Таин. Сподоби мне, по Твоей благости, получить оставление моих грехов и «прощение моих беззаконий». «Слава Тебе, Боже Отче! Слава Тебе, вечный Сыне, Слава Тебе, все освящающий Душе. Аминь». Затем священник целует средину престола и говорит следующий Канон «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и причастие Св. Духа да будет со всеми нами во веки. Аминь». Чтец: »Аминь». Говоря это, священник возлагает на себе крестное знамение сверху на голове и назади каждого плеча, так, чтобы собрание видело конец его пальцев. (После этого длинное увещание, начинающееся словами: «Приступим все мы со страхом и благоговением» – читается диаконом. Но так как это не находится в связи с литургией, то я опускаю его). Затем священник про себя говорит: «Благословен Ты, Господи Боже Отец наших, велико и прославлено имя Твое во веки, потому что ты не сотворил с нами по грехам нашим, но, но множеству щедрот Твоих, избавил нас от власти тьмы и призвал нас в царство возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа». При этом священник разделяет тело и одну из лепешек окропляет несколькими каплями крови для детей. После чего диакон говорит: «Помолимся. Мир нам». Священник (про себя): Мир Твой, Господи, да почиет среди нас; Твой мир да обитает в наших сердцах, чтобы язык наш возвещал истину Твою, и огради нас Твоим Крестом в то время, как мы с просвещенными сердцами настраиваем устне наши на новую лиру. Сподоби нам, Господи, с дерзновением принести Тебе эту чистую и святую молитву, которой Твои Животворящие устне научили верных Твоих учеников, чад Твоих Таин, говоря: егда молитеся, благодарите и глаголите: «Отче наш » и проч. (Молитву Господню произносят все собща 129 ). Священник (громко): «Господи Боже наш, молим и просим милости у Твоей благости, не введи, не введи нас во искушение, Господи, но избавь нас от лукавого и от его власти, потому что Твое есть царство, власть, слава, держава и величество на небе и на земле ныне и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Зачем это подслащение? Опять для нашего утешения. Оно говорит, что это тело некогда востанет, и востанет для лучшей и приятнейшей жизни, нежели какова жизнь настоящая. Сколько же отрады и утешения проливает в сердце и сама Церковь святая, когда мы проливаем слезы, стоя у гроба!... Но не только Церковь , а и само кладбище христиан православных немало дает нам утешения, скорбящий брат мой. Вот могила твоего близкого родного: ты видишь перед собою водруженный в нее крест, видишь Распятого на нем, видишь и пречистые руки Его, простертые на кресте, и верующее сердце твое скажет тебе: так вот кто хранит родного моего в могиле!... Это Сам Христос Спаситель, Который Своею пречистою кровью омыл наши скверны греховные и Своею смертью победил нашу смерть, да живот вечный обретем... Так вот Кто обеими руками, распростертыми на кресте, благословляет моего родного в могиле и в то же время ходатайствует за него перед Отцем Своим Небесным!... Это Тот, Кто в последние дни земной жизни Своей говорил в утешение Апостолам: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Иоан.14:2,3 ); Это Тот, Кто в последние дни земной жизни Своей молился Отцу Своему Небесному: «Отче Праведный! ... Не о них (Апостолах) же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» ( Иоан.17:20,21 ), а во время вознесения на небо воздвиг руце Свои и благословил Апостолов... Апостолы поклонились Господу, благословившему их, и возвратились в Иерусалим с великою радостью. Поклонись и ты, скорбящий брат мой, пред животворящим крестом, осеняющим могилу твоего родного, и иди в дом твой с миром и утешением: под такою всемощною охраною не страшно, под таким всепрощающим благословением не тяжело лежать родному твоему в могиле. Поясним теперь, сколько можем, то состояние в каком находятся усопшие от минуты смерти до минуты страшного суда Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010