жен. мон-ре



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ЗВЕРИН В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии) , в г. Вел. Новгороде. Название обители происходит от микротопонима Зверинец, по одной из версий обозначавшего лес, в к-ром охотились новгородские князья. Время основания неизвестно, исследователи датировали возникновение З. м. периодом с кон. XI в. (В. Л. Янин) до 1-й трети XII в. (Петров. 1999. С. 6) . Впервые З. м. упоминается под 1148 г., когда в нем от удара молнии сгорела деревянная Богородицкая ц. (ПСРЛ. Т. 3. С. 28, 124; Т. 4. Ч. 1. С. 587) . Под 1192 г. сообщается о поставлении в монастыре в Зверинце игум. Евфросинии (Там же. С. 231) . В 1300 г. в З. м. была срублена деревянная Богородицкая ц. (Там же. С. 91) . В 1335 г. архиеп. свт. Василием Каликой построена ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Там же. С. 346-347 ) , к-рая в 1399 г., при архиеп. Иоанне II, была полностью перестроена на собранную новгородцами сумму и освящена архиепископом «с попы и с клиросом святеи Софии» 1 окт. того же года ( Там же. С. 389, 394 ) . 1 сент. 1465 г. Новгород поразила эпидемия, вероятно, чумы, позднее именовавшаяся Симеоновским мором ( Там же. Т. 16. Стб. 219-221 ) . Об ... текст полностью ...
ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИИскать в Источникеpravenc.ru
... на средства прихода и открываемые по инициативе священника, где обучались дети бедных слоев населения. В программу входили родной (грузинский) язык, Закон Божий, арифметика, ремесло для мальчиков и рукоделие для девочек, церковная история и история Грузии и России. Преподаватели, большей частью грузины, воспитывали в учениках чувство национального самосознания. В 1869 г. Святейший Синод на Съезде нерус. архиереев в С. -Петербурге принял решение о расширении сети церковноприходских школ на территориях с нерус. населением (Хуцишвили. 1987. С. 45) . В 1866 г. в Мцхете при жен. мон-ре Самтавро было открыто уч-ще для девочек духовного сословия. В 1868 г. экзарх Евсевий утвердил устав жен. епархиальных уч-щ, согласно к-рому обучение включало Закон Божий, катехизис, церковную историю, рус. и груз. языки, географию, пение, историю России и Грузии и рукоделие (вязание и шитье) . В 1879 г., при экзархе архиеп. Директорами ДУ назначались в основном приехавшие из России рус. специалисты, преподавателями становились выпускники ДС, как русские, так и грузины. Кандидаты проходили отбор, в случае сведений о неблагонадежности сразу же увольнялись. Пансион для учащихся ... текст полностью ...
ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... Подготовка священнослужителей и духовно-нравственное воспитание паствы оставались главными задачами архипастырей: развивалась система духовного образования, создавались правосл. братства и миссионерские об-ва, строились богадельни. Вологодские архиереи активно участвовали в научной и культурной жизни епархии. В 1851 г. начал работу епархиальный церковный историко-статистический комитет, много сделавший для изучения церковных памятников края. В 1864 г. вышел в свет 1-й номер «Вологодских ЕВ». Еп. Феодосий открыл попечительство о бедных воспитанниках семинарии, приют при вологодском Горнем жен. мон-ре преобразовал в епархиальное жен. уч-ще, на устройство к-рого пожертвовал ок. 20 тыс. р., выделил капитал в 10 тыс. р., проценты с к-рого шли на содержание приюта. В нач. XX в. Вологодскую кафедру возглавляли известные духовные писатели и церковные деятели еп. В кон. 20-х гг. XVIII в. при архиерее была образована канцелярия, в 1744 г. преобразованная в консисторию, к-рой подчинялись окружные духовные правления. До нач. ХIХ в. в епархии действовал институт десятских попов и заказчиков, сменившийся благочиниями. В кон. ХIХ в. в В. е. 49 благочинных осуществляли адм. надзор за ... текст полностью ...
Благоверный князь Андрей Боголюбский — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... гг., в к-рой А. Ю. Б. выказал не только исключительную личную храбрость (в сражении под Луцком в 1149) , но и миролюбие, пытаясь примирить Юрия с Изяславом. Свидетельством существовавших уже тогда далеко идущих замыслов А. Ю. Б. служит то, что он дважды, в 1151 и 1155 гг., предпочел свой Владимирский удел выделенным ему отцом владениям на юге Руси (в частности, Вышгороду) , причем в 1155 г. его отъезд из Вышгорода «без отне воле» сопровождался рядом весьма значимых действий: он увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса (см. Борис и Глеб) и хранившийся в Вышгородском жен. мон-ре Богородичный образ, к-рый под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и всего Российского гос-ва. Видимо, это снискало А. Ю. Б. популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г., после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от второго брака Михалка и Всеволода (см. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо) занять ростово-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и резиденции Юрия Долгорукого Суздаля переместился во ... текст полностью ...
Иконография посвященная прп. Ефросинии Полоцкой — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... карандашом: «В. В. ». Известны живописные списки этой иконографии на пейзажном фоне, напр. в Успенском соборе г. Речица Гомельской обл. (Белоруссия) , где останавливался пароход со св. мощами Е. при их перенесении в Полоцк. По пути следования св. мощей Е. из Киева в Полоцк в храмах всех населенных пунктов процессию встречали с изображениями святой. Специально к этому событию были написаны большие ростовые иконы Е. В нек-рых городах они сохранились до наст. времени: в соборе Покрова Пресв. Богородицы в Речице, в кафедральном соборе Трех святителей в Могилёве, в оршанском Успенском жен. мон-ре и в Евфросиниевой обители в Полоцке. В г. Карсава на российско-латв. границе, в храме во имя Е., имеется 5 ее ростовых икон кон. XIX - нач. ХХ в. (2 с частицами мощей) . В монументальной живописи изображение Е. встречается среди рус. святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе блгв. Александра Невского в храме Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78) . Ок. 1869 г. московский живописец Е. Зотов выполнил росписи в соборе во имя апостолов Петра и Павла в Минске, в перечне рекомендованных ... текст полностью ...
Св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский — Статьи ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... гг., в к-рой А. Ю. Б. выказал не только исключительную личную храбрость (в сражении под Луцком в 1149) , но и миролюбие, пытаясь примирить Юрия с Изяславом. Свидетельством существовавших уже тогда далеко идущих замыслов А. Ю. Б. служит то, что он дважды, в 1151 и 1155 гг., предпочел свой Владимирский удел выделенным ему отцом владениям на юге Руси (в частности, Вышгороду) , причем в 1155 г. его отъезд из Вышгорода «без отне воле» сопровождался рядом весьма значимых действий: он увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса (см. Борис и Глеб) и хранившийся в Вышгородском жен. мон-ре Богородичный образ, к-рый под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и всего Российского гос-ва. Видимо, это снискало А. Ю. Б. популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г., после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от второго брака Михалка и Всеволода (см.) Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (занять ростово-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и резиденции Юрия Долгорукого Суздаля переместился во ... текст полностью ...
Другие чудотворные и местночтимые иконы «Всех ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... был слышен треск. Иконографически была близка к московской иконе, но не копировала ее в точности. Имела 2 серебряных оклада. 1-й, с жемчугом и камнями, от генерал-губернатора Бахметева, изготовлен в 1801 г. в благодарность за исцеление дочери, 2-й - в 1844 г. Икона не сохранилась. Литература: Хитров Г. В. свящ. Ист. -стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 305-307; Указ. местных празднеств в Тамбовской епархии. Тамбов, 1876. С. 36; Молчанов Н. Ист. -стат. описание Тамбовского Вознесенского 3-кл. жен. мон-ря. Тамбов, 1883; Дубасов И. И. Ист. зап. о тамбовском Вознесенском жен. мон-ре, сост. по поводу его 200-летия. Тамбов, 1890. С. 6-8; Жданов А. По поводу 200-летнего юбилея Тамбовского Вознесенского жен. мон-ря. Тамбов, 1890. С. 28-33. В Тамбовской губернии В г. Кирсанове находилась икона, написанная до 1775 г. Первоначально пребывала в деревянном храме в г. Керенске (ныне с. Вадинск Пензенской обл.) Тамбовской епархии (позднее Пензенской епархии) . В 1775 г. за ветхостью этого храма была перенесена вместе с др. иконами в Кирсанов и поставлена в Успенском соборе. Икона прославилась в 1800 г. при попытке кирсановского мещанина П. Ф. Курилова ночью обокрасть ... текст полностью ...
«Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... плат. Корону или нимб Божией Матери поддерживают 2 ангела на облаках, вверху - Господь Саваоф, Св. Дух в виде голубя и херувимы (рисунок фигур и цвета одеяний ангелов, расположение надписей варьируются) . Иногда на обороте иконы врезаны афонские сургучные печати, сделаны вкладные надписи. Во 2-й пол. XIX в. в Нижегородской губ. получили распространение списки с прославившегося исцелениями образа, присланного в 1853 г. с Афона в арзамасский во имя Алексия, человека Божия, мон-рь, с соответствующей подписью внизу на развернутом свитке (чтимый фрагмент иконы - в арзамасском Никольском жен. мон-ре; неск. списков, в т. ч. в окладе, - в Воскресенском соборе Арзамаса) . В России писались живописные изображения на холсте с более темным колоритом ( посл. треть XIX в., частное собрание ) . Сызранские иконы 2-й пол. XIX в. (частное собрание; Сызранская икона: Кат. выст. Самарский епарх. церк. -ист. музей. Самара, 2007. С. 72-73. Кат. 31) с различными цветами одеяний, в редких случаях с правым поворотом фигур выполнены в традиц. стиле. Существовали хромолитографии образа, к-рые наклеивались на доску и бытовали в качестве икон, напр. изданная в 1893 г. в мастерской Е. И. Фесенко в ... текст полностью ...
Почитание святителя Димитрия Ростовского — Статьи ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... после канонизации святителя: в ц. Похвалы Богородицы в Очакове ( построена в 1757-1759 ) , в храмах во имя мч. Иоанна Воина на Якиманке (придел освящен в 1760) , свт. Николая в Звонарях (храм освящен в 1781) , свт. Николая на Трех Горах (в Нов. Ваганькове, храм построен в 1762-1775) , прп. Симеона Столпника за Яузой (храм построен в 1798) , прп. Симеона Столпника на Поварской ул. ( придел освящен во 2-й пол. XVIII в. ) , Св. Троицы в Хохлах ( придел освящен во 2-й пол. XVIII в. ) . Одним из ранних посвящений святителю является храм в Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-ре в с. Вадинск Пензенской обл., построенный в 1762 г. 26 авг. 1874 г. было открыто ДУ в Ростове Ярославской губ., в честь Д. названное Димитриевским (ныне Ярославское ДУ) . В 1883 г. в Ярославле было основано братство во имя Д., такое же братство существовало в Тобольске. В Сибири действовали храмы во имя Д., в частности в Барнауле (освящен в 1831) , в 1994 г. Д. был посвящен восстановленный бывш. Казанский собор в Бийске. В 1761 г. по указу имп. Елизаветы Петровны строившаяся на Дону крепость была наименована крепостью Св. Димитрия Ростовского ( ныне Ростов-на-Дону ) . Д. ... текст полностью ...
Святитель Димитрий Ростовский — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Великого поста вкушал пищу 1 раз, значению поста посвящены мн. его проповеди. Д. часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах он изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. Житие Д. содержит подробный, со ссылкой на свидетелей рассказ об исцелении им бесноватой Татьяны Романовны - жены священника ц. во имя Григория Богослова в архиерейском доме Максима Парфёнова. 23 дек. 1707 г. по молитве Д. в ростовском в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ре исцелилась девица Евфросиния из дер. Поречье, к-рая 5 лет была «мучима от духов нечистых». Духовная грамота Д. датируется 4 апр. 1707 г. ( сохр. автограф: РГАДА. Ф. 18. № 9 ) . Д. просит не искать оставшегося имения, поскольку «не стяжах имения... кроме книг святых» (после смерти святителя в казне было найдено 39 р. 20 алтын) , завещает похоронить себя в Троицком соборе Яковлевского мон-ря. По указу Петра I завещание Д. было опубликовано отдельной брошюрой в Москве в 1717 г. Митр. Стефан и Ростовский святитель дали друг другу обещание, что первый, кто из них умрет, будет ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: жен. мон-ре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"