Летом 1677 г. Д. побывал в Новодворском Успенском мон-ре в Пинском у. для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским. Затем Д. посетил Вильно, 6 дек. 1677 г. поселился в слуцком в честь Преображения Господня мон-ре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана И. Самойловича, лично знавшего Д. и высоко ценившего его, Д. в янв. 1679 г. вернулся в Чернигов, вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. В марте 1681 г. Д. был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского мон-ря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая жен. мон-ря в Батурине. 26 окт. 1683 г. Д. оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) , избранного в конце того же года архимандритом Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , переехал в Киев, 23 апр. 1684 г. поселился в Киево-Печерском мон-ре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архим. Варлаама Д. приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы) , архим. Иннокентия (Гизеля) , архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнослав. Четьих-Миней. В Киеве Д. познакомился с игум. (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским) , вскоре ставшим его ближайшим другом. Монашеский постриг Даниила Савича. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Нач. XIX в. Монашеский постриг Даниила Савича. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Нач. XIX в. В нач. 1686 г. Д. по убеждению нового Киевского митр. Гедеона (Святополка-Четвертинского) и гетмана Самойловича вновь принял игуменство в Батуринском мон-ре. Святитель не оставлял работу над «Книгой житий...». Митр. Гедеон и гетман Самойлович, по-видимому, обратились в Москву с просьбой прислать список Великих Четьих-Миней митр. св. Макария из кремлевского Успенского собора. Книги были высланы. Однако в нач. 1688 г.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Связи Кассинского мон-ря с франками упрочились в результате пребывания там франк. майордома Карломана . В 747 г. он отрекся от власти и отправился в Рим, а затем удалился в «монастырь блаженного Бенедикта, расположенный в пределах Аквинских» (LP. T. 1. P. 433). Тем не менее Карломан следил за событиями в королевстве франков: вместе с аббатом Оптатом он послал туда монахов, чтобы способствовать примирению брата, майордома Пипина Короткого, со своим сыном Грифоном, а также вернуть мощи св. Бенедикта (MGH. Epp. T. 3. P. 467-468). В то же время лангобардский кор. Ратхис (744-749) был низложен знатью, недовольной его уступками папе Захарии, и укрылся в Риме, а затем принес монашеские обеты в Кассинском мон-ре. Жена и дочь Ратхиса стали монахинями в жен. обители Пресв. Девы Марии (Санта-Мария-ди-Пьюмарола близ Кассино). После смерти кор. Айстульфа (749-756) Ратхис попытался возвратить себе престол, но был вновь изгнан и вернулся в мон-рь (см.: Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 496-498, 574-576). При кор. Дезидерии (756-774) в Кассинском мон-ре жил опальный лангобардский аристократ Ансельм , основатель аббатства Нонантола ( Pratesi A. Anselmo di Nonantola, santo//DBI. 1961. Vol. 3. P. 413-415; Schmid K. Anselm von Nonantola: Olim dux militum - nunc dux monachorum//QFIAB. 1967. Bd. 47. S. 21-24). По просьбе кор. Дезидерия 12 кассинских монахов отправились в мон-рь Лено близ Брешиа, основанный королем в 758 г. (подробнее см.: Sandmann M. Herrscherverzeichnisse als Geschichtsquellen: Studien zum langobardisch-italischen Überlieferung. Münch., 1984. S. 208-241; Azzara C. Il re e il monastero: Desiderio e la fondazione di Leno//L " abbazia di S. Benedetto di Leno: Mille anni nel cuore della pianura Padana/Ed. A. Baronio. Brescia, 2002. P. 21-32). Оптат, аббат Кассинского мон-ря, и Атон, аббат монастыря св. Винцентия, участвовали в переговорах папы Римского Стефана II (III) (752-757) с правителями лангобардов и франков. В 752 г. понтифик послал настоятелей «достопочтенных монастырей святых Винцентия и Бенедикта» к кор. Айстульфу для переговоров о мире. Король отказался заключить мир с папой и отослал аббатов в их мон-ри (LP. T. 1. P. 441-442). Когда папа Стефан попросил помощи у франков, Айстульф заставил бывш. майордома Карломана, жившего в Кассинском мон-ре, отправиться к франкам и помешать их переговорам с понтификом. Карломан скончался вскоре после прибытия в Галлию. Майордом Пипин Короткий задержал сопровождавших его кассинских монахов; об их освобождении в 757 г. просил майордома папа Стефан II (III) (LP. T. 1. P. 448; MGH. Epp. T. 3. P. 507). При кор. Карле Великом в Кассинском мон-ре укрылся впавший в немилость св. Адальхард, впосл. аббат мон-ря Корби (MGH. SS. T. 2. P. 525). Эпоха Каролингов

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИРОВСКИЙ ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Вировский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Вировский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь. Фотография. Нач. XX в. находился в с. Виров Соколовского повета Седлецкой губ. (Холмской епархии) (ныне Вирув Мазовецкого воеводства, Польша). Основан осенью 1894 г. настоятельницей Леснинского жен. мон-ря игум. Екатериной (Ефимовской) как подразделение Леснинской обители: неск. леснинских насельниц во главе с мон. Анной Вировской поселились рядом с закрытым в 1883 г. католич. костелом. В Холмской епархии после воссоединения униатов с Православием (15 февр. 1875) существовала острая необходимость в проведении миссионерской работы, т. к. уния в этих местах была укоренена прочнее, нежели где-либо. Жители Соколовского повета (т. н. калакуты) к появлению мон-ря отнеслись с недоверием. Монахини, живя в крайней бедности, помогали крестьянам окрестных деревень (напр., чинили одежду и обувь), основали школу для детей, в к-рой к кон. XIX в. обучалось ок. 30 чел. Священник из г. Седлец Наум Мизецкий организовал сбор пожертвований для В. м., значительные суммы пожаловали имп. св. Николай II и прав. Иоанн Кронштадтский . На эти средства в окрестностях мон-ря было приобретено 2 имения. В 1898 г. состоялась встреча мон. Анны с императором, после к-рой обитель получила материальную помощь, неск. икон, в т. ч. образ свт. Николая Чудотворца, Черниговскую икону Божией Матери и освященный на Афоне образ вмч. Пантелеимона. В дек. 1898 г. В. м. был преобразован в самостоятельную жен. обитель 1-го класса, мон. Анна была возведена в сан игумении. После кончины игум. Анны († 29 авг. 1903) настоятельницей В. м. стала игум. София, затем игум. Сусанна. Богослужения совершались в освященном во имя Всемилостивого Спаса здании бывш. костела. В 1908-1910 гг. 2 инокини из В. м. жили в Обдорске (совр. Салехард, Ямало-Ненецкий АО), трудились в Обдорской миссии. К 1915 г. в В. м. были построены храмы во имя сщмч. Лаврентия Римского, прп. Серафима Саровского, игуменский дом, неск. келейных корпусов, трехэтажный госпиталь, 2 школы, 2 гостиницы для паломников, богадельня, хозяйственные постройки. В нач. XX в. в мон-ре подвизались 200 сестер, в монастырском приюте воспитывались 450 детей, в богадельне жили 50 старцев. В 1915 г. В. м. был эвакуирован в глубь России и расформирован, монахини направлены в жен. мон-ри Петроградской и др. губерний. К нач. 2004 г. храм Всемилостивого Спаса обращен в католич. костел, Серафимовская ц. находится в полуразрушенном состоянии, Леонтиевская ц. уничтожена. Близ Спасского храма сохранилась могила игум. Анны. Лит.: Таисия [ Карцова ] , мон. Русское правосл. жен. монашество. Серг. П., 1992р. С. 186-191; Xapkebiч Я. 1998. 7. Н. К. Богодзяж Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Храм мон-ря Жупа. 1881 г. [др. название - Жупа Никшичская], жен. мон-рь во имя св. ап. Луки Будимлянско-Никшичской епархии Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Находится на левом берегу р. Грачаницы близ г. Никшич (Черногория). По преданию, Ж. была основана в XIII в. потомками серб. кн. Вукана . Изначально мон-рь располагался на правом берегу р. Грачаницы. По легенде, был разрушен камнепадом и восстановлен зетскими князьями Черноевичами. В 1-й четв. XVII в. церковь и кельи монастыря были перенесены на левый берег р. Грачаницы местным зодчим Йовицей. Надгробие на его могиле (1627), расположенное близ Ж., содержит первое письменное упоминание об обители. После 1809 г. мон-рь пришел в запустение, в 1853 г. сожжен турками. Во время осады Никшича черногорскими военными отрядами в ходе русско-тур. войны в июле-авг. 1877 г. в мон-ре размещался лазарет. После окончания войны по заказу черногорского кн. Николая I Петровича Негоша (в память его дяди кн. Даниила) в 1881 г. монастырский храм (однонефный с поперечным трансептом и куполом, был построен, вероятно, по образцу ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Морача ) был обновлен, о чем сообщается в надписи над входом в храм, тогда же был создан дубовый иконостас. В 1928 г. был построен конак, в 1933 г. обустроен источник к югу от церкви. Во время второй мировой войны настоятель мон-ря архим. Никодим (Янушевич; † 1941) и один из насельников, иером. Гавриил (Дабич ; † 1942), мученически погибли. В 1942 г. их останки были перезахоронены на монастырском кладбище. После окончания войны Ж. долгое время находилась в запустении и была возрождена как жен. мон-рь только в 1997 г. В 2007 г. в мон-ре проживало 12 насельниц, настоятельница - игум. Евфимия (Никчевич). В храме хранится ковчег с частицей мощей св. ап. Луки. Лит.: Щербак А. В. Черногория и ее война с турками в 1877-1878 гг. СПб., 1879-1880. Вып. 2; С. Споменици у cmapoj жупи Оногошт. Београд, 1992. С. 48; Т. Манастири на тлу Црне Горе. Нови Сад; 1995. С. 173-176; В. Србске Цркве од комуниста. 1997. С. 89-90, 127-129; Нови свештеномученици и мученици Православне Цркве npocujabшe у православном српском народу. 2000. С. 88-89. М. А. Герасимова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182355.html

В управлении орденом магистру помогали главные наблюдающие (scrutatores) или разъездные инспекторы (circatores): трое мужчин (2 каноника и 1 брат-мирянин), к-рые посещали каждый мон-рь по крайней мере раз в год, и 3 женщины (2 грамотные монахини и 1 неграмотная женщина, возможно мирская сестра), к-рые посещали раз в год все мон-ри, где были женщины. Они выслушивали жалобы, выносили решения и докладывали магистру и собранию общего капитула ордена. Главных наблюдающих назначал магистр с согласия общего капитула. Также помощь в управлении магистру оказывали наблюдающие мон-ря (scrutatrices claustri). В каждом мон-ре магистр и главные наблюдающие назначали 3 монахинь, к-рые должны были информировать их обо всем, что происходило в обители. Им гарантировалась защита от вмешательства в их деятельность и от выговоров приорессы. Они могли исповедоваться непосредственно самому магистру. В муж. половине мон-ря аналогичной должности не существовало. Жен. часть мон-ря управлялась приорессой, в каждом мон-ре их было 3, по очереди исполнявших эту должность. Если одна из них не могла исполнять свои обязанности, то ее замещала субприоресса. Приорессу избирали монахини в течение 15 дней после смерти предшествующей. Если они не могли этого сделать, то ее назначал сам магистр. Муж. половина мон-ря управлялась приором. Ежегодно собирался генеральный капитул Г., состоявший из 6 инспекторов, главного исповедника, приора или келаря из каждого мон-ря и 2 приоресс из каждого «двойного монастыря». В случае смерти магистра в состав капитула вводились 1 монахиня, 1 каноник и 1 мирская сестра (такое собрание называлось universitates). На нем избирали 4 каноников, а те в свою очередь выбирали еще 9 чел.- 5 приоров и 4 каноников, к-рые выбирали магистра. Генеральный капитул рассматривал все значимые для ордена дела, утверждал изменения в законодательстве ордена. Собрание могло также смещать магистра по причине его невоздержанности или сильной немощи. Организация быта Поскольку в «двойных монастырях» Г. жили и мужчины, и женщины, одной из главных задач устройства было воспрепятствовать общению между ними. Вся территория «двойного монастыря», в т. ч. и церковь, где проходила служба, делилась на 2 части - муж. и жен. В жен. половине церкви был свой алтарь. Приор отправлял мессу в алтаре муж. половины за стеной. Все необходимое для службы передавали на жен. половину через вращающееся «окно» позади алтаря монахинь. Аналогичные «окна» служили и для передачи всех нужных в быту предметов и т. д. Когда мужчинам и женщинам, членам ордена, нужно было поговорить друг с другом, они использовали «окно», через к-рое невозможно было видеть. Исповедь производилась у таких же «окон».

http://pravenc.ru/text/164987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЬПУРГА Прп. Вальпурга. Скульптура из мон-ря прп. Вальпурги в Айхштате. Германия. XI в. (?) Прп. Вальпурга. Скульптура из мон-ря прп. Вальпурги в Айхштате. Германия. XI в. (?) [Вальбурга, Гальбурга; лат. Walburga, Gualburgis] (ок. 710-779), прп. (пам. зап. 25 февр., 1 мая), аббатиса Хайденхаймская. Дочь англосакса Рихарда, сестра святых Виллибальда , еп. Айхштеттского, и Вунибальда Хайденхаймского. Род. в Англии, воспитывалась в мон-ре Уимборн (Юж. Англия). Вместе со святыми Лиобой и Феклой была призвана родственниками содействовать св. Бонифацию (Винфриду) в проповеди Евангелия в Германии. Здесь В. сначала подвизалась под рук. св. Лиобы в мон-ре Бишофсхайм близ Могонциака (совр. Майнц), затем основала жен. общину в Хайденхайме (епископство Айхштетт), где уже был мон-рь, основанный Вунибальдом. После его смерти в 761 г. В. объединила под своим управлением жен. и муж. мон-ри, к-рые в это время стали центрами христианства в Германии. В 870 г. Откар, еп. Айхштеттский, перенес мощи В. в свой кафедральный город, в выстроенный в его честь мон-рь при ц. Св. Креста, где они были помещены в мавзолей. В 893 г. еп. Эрханбольд открыл мощи для всеобщего почитания. В.- одна из самых почитаемых в Германии святых, части ее мощей находились как в Германии, так и за ее пределами. В 893 г. частица мощей была перенесена в жен. мон-рь Монхайм. В 1060 г. Аннон II, архиеп. Кёльнский, передал главу и жезл святой в мон-рь Вальберберг (Кёльнское архиеп-ство). Еще одна частица мощей оказалась в мон-ре Вальбург в Эльзасе (выстроен герц. Фридрихом II в 1074). Среди мест особого почитания В. в Германии: Ламберг близ г. Хам (еп-ство Регенсбург), Эренбюрг возле г. Форххайма (еп-ство Бамберг), Альфен и Вормбах (еп-ство Падерборн), Зандвайер (еп-ство Фрайбург) и Вальбургисберг возле Вешница (архиеп-ство Майнц). В кон. IX в. часть мощей В. была перенесена в Фюрн (совр. Вёрне, Бельгия), откуда ее почитание распространилось во Фландрии и Сев. Франции. Одним из центров почитания В. был г. Антверпен. В Сев. Нидерландах мощи В. находились в графстве Гелдерн (совр. пров. Гелдерланд), в г. Тил, откуда в 1315 г. были перенесены в Арнем, Зютфен и Гронинген. Во Франции кор. Карл Лысый (843-877) построил часовню (ораториум) в честь В. при дворце в Аттиньи, впосл. она была разрушена норманнами; восстановлена на новом месте Гуго, гр. Шампани, ок. 1102 г. (совр. Сент-Вобур). От мощей В. в различных местах совершались чудеса и подавались исцеления (по сообщению Филиппа, еп. Айхштеттского, от мощей истекал елей).

http://pravenc.ru/text/154029.html

16 окт. 1958 г. Совет министров СССР принял постановление «О монастырях в СССР». Это постановление запрещало использовать наемный труд, предусматривало значительное уменьшение земельных монастырских наделов, а также сокращение числа мон-рей; были повышены налоги на монастырские земли, вновь введены налог со строений и земельная рента, отмененные в 1945 г. Совет министров БССР установил с 1 окт. 1958 г. ставку сельскохозяйственного налога для исчисления подоходного налога с земельных участков, находившихся в пользовании мон-рей, в размере 15 р. с гектара и признал утратившим силу постановление СНК БССР от 16 окт. 1945 г. об освобождении мон-рей от уплаты налога со строений и от земельной ренты. Просьбы отсрочить введение новых налогов до янв. 1959 г. были отклонены. В дек. 1958 г. Жировицкий мон-рь вынужден был отказаться от земельного участка площадью 38 га и хозяйственных построек. В это время в БССР кроме муж. Жировицкого мон-ря были 2 женских - в Гродно в честь Рождества Пресв. Богородицы и в Полоцке во имя прп. Евфросинии. В Гродненском мон-ре в 1958 г. проживали 55 монашествующих. Земельный участок 3,5 га Гродненского мон-ря был в 1958 г. передан под городской парк. В Полоцком женском мон-ре в 1958 г. проживали 45 монахинь и 6 послушниц, мон-рь находился на территории военного городка и не имел огорода. В нач. февр. 1960 г. руководство республики разработало план мероприятий по закрытию Гродненского и Полоцкого мон-рей. В 1958-1960 гг. численность монашествующих в 3 монастырях уменьшилась на 16 чел. В 1960 г. оба жен. мон-ря были закрыты и их насельницы переведены в Жировицкий мон-рь. В 1959 г. Министерство финансов СССР произвело переоценку строений, переданных религ. объединениям в аренду или пользование на иных началах, в результате страховая оценка молитвенных зданий повысилась в 3-4 раза. Это в основном коснулось Жировицкого мон-ря и сельских приходов, где имелись большие церковные здания, а доход был незначительным. В 1958 г. в прессе прошла кампания против продажи в храмах свечей, после чего налог на доход свечных мастерских был повышен более чем в 20 раз, было также запрещено продавать свечи выше их закупочной цены. Все попытки организовать сбор средств для покрытия задолженности с помощью подворовых обходов пресекались жесточайшим образом: священников снимали с регистрации, отправляли за штат.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Е. преставился «лехко и дивно» ( Охотникова. 2007. С. 82), при кончине, по Житию в редакции свящ. Василия, от тела святого распространилось благоухание. Преподобный был погребен между ц. Трех святителей и ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVI в. в Елеазаровом мон-ре на новом месте был возведен каменный собор во имя Трех святителей, мощи преподобного были перенесены в собор и погребены близ стены за правым клиросом, место захоронения Е. было утрачено после закрытия Елеазарова мон-ря в 1921-1923 г. (мон-рь возобновлен как жен. в 2000). В. И. Галко Сочинения Е. является автором монастырского Устава (опубл.: Серебрянский. 1908. С. 509-526) и завещания (опубл.: ААЭ. Т. 1. 108. С. 83). Устав был написан для Трехсвятительского мон-ря в кон. 50-х - нач. 60-х гг. (в его заголовке говорится о благословении архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464)) и является древнейшим рус. общежительным уставом. При его составлении были использованы грамоты Снетогорскому монастырю свт. Дионисия , архиеп. Суздальского (1382/83), и митр. св. Фотия (ок. 1417), а также труды свт. Василия Великого, преподобных Иоанна Лествичника, Исидора Пелусиота, Исаака Сирина и др. отцов Церкви. В Уставе Е., по его признанию, опирался на опыт вост. подвижников - основателей общежительных мон-рей преподобных Пахомия Великого, Саввы Иерусалимского и др. Устав состоит из краткого введения автобиографического характера и 29 глав. Основные положения Устава посвящены соблюдению в мон-ре строгих норм общежития. В обители были запрещены личная собственность (в первую очередь владение золотом или серебром, дорогой и излишней одеждой), еда и напитки в келье (кроме случая болезни). Насельники должны быть во всем послушны игумену (под угрозой заключения «в темници»). В Уставе провозглашается самостоятельность мон-ря во внутренних делах. В гл. «О наемном деле» записано, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам» ( Серебрянский. 1908. С. 516). Вклад при пострижении был необязателен (принятые в др. мон-рях большие «вкупы», в т. ч. селами, могли служить основанием для претензий монахов на привилегированное положение в обители). Собственность обители объявляется неприкосновенной: выйдя из мон-ря, монах не мог забрать вложенное ранее в обитель имущество. Устав запрещает посещение мон-ря женщинами (при этом Е. замечает: «Се бо бесовьское есть дело, еже ненавидети и укаряти Божие создание, от нихже и мы рожени есмы» (Там же. С. 519)) и «голоусыми» юношами, а также прием детей на обучение грамоте, наличие в мон-ре и в монастырских селах скота жен. пола, мытье иноков в банях; строго наказывает за пьянство. Особые главы Устава посвящены странноприимству, помощи голодающим, строгому соблюдению постов.

http://pravenc.ru/text/187848.html

К 2015 г. восстановлены храм Новодворской иконы Божией Матери (главный придел освящен 13 янв. 2015), Смоленская ц., колокольня, ремонтируется Троицкий храм с приделами свт. Иоасафа Белгородского, прп. Серафима Саровского и Рождества св. Иоанна Предтечи. С 2005 г. в К. м. действуют воскресная детская школа, детская театральная студия, с сент. 2011 г. открыт правосл. Центр духовно-эстетического развития детей дошкольного возраста. В обители существуют исторический кабинет и архив, ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В результате исследований на курском Никитском кладбище выявлено более 30 захоронений насельниц мон-ря. На месте массового расстрела в 1937-1938 гг. в лесном урочище Солянка установлен поклонный крест-Голгофа. Ист.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце. М., 1786; Амвросий (Гиновский), архим. История о городе Курске, о явлении чудотв. Знамения Пресв. Богородицы иконе... о курском Знаменском мон-ре... сочиненная в 1786 г. из разных рукописей, грамот царских и патриарших такожде и из рукописи летописца в курском Знаменском мон-ре находящемся. Курск, 1792. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 882; Головашенко А. М. Кр. ист. обзор Курской губ. Курск, 1854; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 8; Емилия (Лебедева), игум. Курский Св.-Троицкий жен. монастырь: Кр. ист. очерк. Курск, 1912; Курск: Очерки из истории города. Курск, 1957; Арцибашева Т. Н. Курский Св.-Троицкий жен. мон-рь//Русские мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 194-205; Илария (Трофимова), мон. Из истории Курской благотворительности сер. XIX - нач. ХХ в.: (На примере курского Св.-Троицкого жен. мон-ря)//События и люди в док-тах курских архивов. 2007. Вып. 5. С. 13-16; она же. Духовные традиции Курской земли//Тр. 3-й междунар. науч. конф. «Актуальные проблемы регионоведения». Курск, 2008. Ч. 2. С. 96-101; она же. Монастырское жен. образование в сер. XIX - нач. XX в.: (На примере курского Св.-Троицкого жен.

http://pravenc.ru/text/2462325.html

В нач. XIX в. в слободе Замошье был основан Казанский жен. монастырь. В 1834 г. гр. А. И. Ходкевич подарил обители ок. 2 дес. земли. В 1836 г. в Замошском мон-ре жили 23 чел., в 1842 г.- ок. 50, в 1853 г.- 23, в 1861 г.- 52, в 1890 г.- 63, в 1899 г.- 29 чел. В сент. 1863 г. пожар истребил все монастырские постройки. Вскоре обитель удалось полностью отстроить заново, к 1867 г. в мон-ре были возведены деревянная церковь, ограда, неск. десятков келий, в т. ч. на средства киевских купцов Поповых. В 1881 г. Замошский монастырь посетил старообрядческий Балтский еп. Сильвестр. В 1827 г. в урочище Городище дер. Залешане был основан Городищенский Георгиевский жен. мон-рь, получивший от помещика Липпомана 15 дес. земли. В обители были сооружены деревянный молитвенный дом и неск. келий. В 1839 г. монастырскую часовню опечатали, инокиням было предписано вернуться в места прежнего жительства. Несмотря на это, в 1850 г. в Городищенском мон-ре жили 13 инокинь во главе с игум. Евфросинией (Михайловой) и 6 белиц. В 1852 г. по инициативе игум. Пустынно-Николаевского мон-ря Гурия был основан жен. скит в слободе Красиловка. В скиту имелась часовня, ок. 30 келий. В 1858 г. скит сгорел, но продолжал существовать до 20-х гг. XX в. В 1907 г. была образована Киевская епархия Белокриницкой иерархии, ее возглавил еп. Ермоген (Перфилов), кафедральным стал Успенский храм в Киеве. В 1914 и 1915 гг. в Киеве прошли епархиальные съезды, в 1914 г. съезд причислил к Успенскому храму Пустынно-Николаевский и Замошский мон-ри. В 1915 г., после смерти еп. Ермогена, Киевскую епархию присоединили к Новозыбковской кафедре. В годы первой мировой войны киевская Успенская община содержала лазарет для раненых на 33 места. В первые десятилетия советской власти старообрядцы Киевщины подверглись жестоким гонениям. В 20-х гг. ХХ в. были ликвидированы все старообрядческие мон-ри. В сер. 20-х гг. началось преследование духовенства и прихожан старообрядческих общин, в 1930 г. арестован служивший в Успенской ц. свящ. Феодор Торлин (расстрелян в 1938).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010