Рядом с этим местом в 70-х гг. XIX в. возник кармелитский жен. мон-рь Pater Noster. Его основательницей была Элоиза Аурелия де Босси (1809-1889), уроженка Флоренции, дочь известного итал. поэта Дж. К. де Босси, министра Пьемонтского двора, породнившаяся во 2-м браке с франц. королевским домом и получившая титул княгини де ла Тур д " Овернь. Когда княгиня, весьма состоятельная и глубоко верующая женщина, приехала в нояб. 1856 г. в Иерусалим, патер М. А. Ратисбонн, известный в Палестине католич. благотворитель и храмоздатель, посоветовал ей купить на Е. г. этот участок земли. 11 лет княгиня частями выкупала 6 га земли. В 1868-1870 гг. на этом участке велись раскопки (под рук. известного археолога франц. консула в Иерусалиме Ш. Клермона-Ганно) в поисках развалин Елеоны. В 1870-1872 гг. были осуществлены основные постройки: мемориал в виде внутреннего двора средневек. мон-ря, посвященный молитве «Отче наш» (его проектирование было поручено молодому архит. Ж. Леконту дю Нуи, причем в качестве образца для подражания заказчицей было указано кладбище Кампосанто в Пизе), и монастырский комплекс, построенный в др. стиле неизвестным архитектором, предположительно Ж. Гиймо, зодчим неск. иерусалимских построек. Мон-рь был освящен лат. Иерусалимским патриархом Викентием Бракко 18 июня 1874 г. Завершает ансамбль колокольня, ставшая одной из архитектурных доминант Е. г. (1886). В 1856-1874 гг., пока мон-рь обустраивался и украшался, кнг. де ла Тур д " Овернь жила рядом, в просторном доме, где было много картин, книг, археологических раритетов. В 1872 г. ее посетил прибывший с паломниками в Иерусалим вел. кн. Николай Николаевич Старший ( Скалон. 2007. С. 144). Она завещала похоронить себя в этом мон-ре, в построенном мавзолее в конце юж. галереи клуатра. Но княгиня умерла во Флоренции, и только в 1957 г. ее останки были перенесены на Е. г. На верхней плите саркофага помещена мраморная статуя, изображающая кнг. де ла Тур д " Овернь на смертном одре, работы франц. скульптора Ж. О. Барра.

http://pravenc.ru/text/189763.html

После кончины игум. Таисии (6 янв. 1915) А. была единогласно избрана сестрами настоятельницей. Определением Свящ. Синода от 17 июня 1915 г. она была утверждена в должности с возведением в сан игумении. А. приняла на себя обязанности м. Таисии, в т. ч. и педагогическую деятельность, став почетной попечительницей Леушинской церковно-учительской школы, готовившей молодых учительниц для огромного региона. После Октябрьской революции 1917 г. , чтобы сохранить мон-рь, сестры вместе с А. приняли статус Леушинской жен. сельскохозяйственной трудовой артели. Хозяйство оставалось образцовым: обитель содержала больницу, приюты, богадельню, начала строить паровую мельницу и электрическую станцию. На общем собрании трудовой артели монахини отказались переименовать артель в коммуну. Записи в «Книге для господ почетных посетителей Леушинского монастыря» (Череповецкий объединенный музей), начинающиеся с 1920 г., содержат похвалы и благодарности новых властей в адрес артели и ее руководительницы. Однако вскоре артель преобразовали в совхоз, а монахинь изгнали из стен обители. В 1922 г. Череповецким народным судом А. была приговорена к 5 годам высылки, в 1926 г. была осуждена по ст. 58-11 по постановлению коллегии ОГПУ. 29 нояб. 1937 г. А. была арестована в Череповце вместе с младшей сестрой З. Н. Благовещенской и 6 насельницами Леушинского мон-ря, приговоренными к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Из материалов допроса следует, что в мон-ре находилась до его закрытия еще одна родная сестра А.- Л. Н. Лабордина (урожд. Благовещенская), вдова; в 1919 г. она была пострижена в монашество, в 1921 г. приняла великую схиму с наречением имени Таисия. 8 дек. 1937 г. тройкой УНКВД по Вологодской обл. А. была приговорена к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 25 янв. 1938 г. Арх.: ГАВО. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 1-2. Формулярный список Леушинского мон-ря за 1922 г.; УФСБ России по Вологодской области. Д. П-13139; ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 48. Д. 48. Л. 99; Переписка по делам культа Череповецкого округа//Череповецкий объединенный музей. Ф. VIII. Ед. хр. 81. Л. 1-10.

http://pravenc.ru/text/63336.html

к. монахи молдав. монастырей в отличие от русских монастырей по традиции чаще употребляли в пищу мясо, чем рыбу, рыболовством не занимались. Большой урон хозяйству К. м. нанесли засуха 1945-1946 гг. и последовавший за ней голод 1946-1947 гг., во время которых настоятельница мон. София (Пацевич) неоднократно обращалась к советским органам с просьбами о снижении плана обязательных заготовок и о выделении сестричеству продовольствия. В одном из обращений настоятельница писала, что «персонал монастыря состоит из 110 душ, из которых 76 старух ввиду преклонного возраста нетрудоспособны, а для пропитания всего этого персонала нужно самое меньшее по 100 гр. на человека ежедневно». Однако ее просьбы, как и заявления других настоятелей, удовлетворены не были. Лишь весной 1947 г. гос-во предоставило мон-рям зерновые ссуды для посева яровых культур. Благодаря климатическим условиям и оказанной гос-вом помощи сестры К. м. собрали в том же году рекордный для жен. обителей урожай - более 25 т, в т. ч. более 12 т зерновых, что означало преодоление продовольственного кризиса. Поскольку в мон-ре проживало много престарелых сестер, к-рые не могли обработать всю находившуюся в распоряжении К. м. землю собственными силами, часть угодий сестры добровольно передали местным земельным органам. В 1949 г. в ходе сплошной коллективизации крестьянских хозяйств в МССР К. м. передал колхозу «Большевик» с. Елизаветовка 15 ульев со своей пасеки, а в 1950 г. совершил обмен землями площадью 28 га с колхозом им. В. И. Ленина с. Каларашовка. После урегулирования имущественных вопросов хозяйство К. м. стало успешно развиваться, его доходность возросла за 7 лет более чем в 4 раза - с 23433 р. в 1950 г. до 104 650 р. в 1957 г. Это способствовало активизации монашеской жизни. В 1-й пол. 50-х гг. мон-рь отремонтировал здания, находившиеся с 1947 г. на учете как архитектурные исторические памятники и охранявшиеся гос-вом. С 1959 г. в связи с ужесточением гос. церковной политики землепользование К. м. сократилось до 6 га, у монашествующих возникли трудности с уплатой гос.

http://pravenc.ru/text/1319921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛЬДЕФОНС [лат. Ildefonsus, Hildephonsus] († 667), св. (пам. зап. 23 янв.), еп. г. Толет (ныне Толедо, Испания), богослов, церковный писатель. В средние века один из самых почитаемых испанских святых. Достоверные сведения о жизни и деятельности И. содержатся в его сочинениях, а также в краткой биографической заметке, составленной 2-м преемником И. на епископской кафедре св. Иулианом (680-690), вероятно лично его знавшим (BHL, N 3917-3918). В заметке, к-рую Иулиан добавил к соч. И. «О знаменитых мужах» (De viris illustribus), приведены лишь основные сведения о святом и его лит. творениях. Текст сохранился в 2 редакциях. Редакция, представленная в самой древней рукописи (León. Biblioteca Capitular. MS 22. Fol. 145v - 146r, IX в.), считается первоначальной (ActaSS. Ian. T. 2. P. 537). Во 2-ю редакцию, более позднюю, внесено сообщение о бегстве И. из дома и о гневе его отца ( Fl ó rez. 1750. T. 5. P. 463-464). Существует также особый вариант произведения с интерполированными эпизодами из более поздней агиографической традиции И. ( Ledesma. 2005. P. 56-58). А. Брегельман включала в число основных источников также Мосарабскую хронику 754 г. ( Braegelmann. 1942. P. 2), испан. исследователи (А. К. Вега, Ф. Ривера Ресио) рассматривали как достоверные сведения, собранные в Житии И., составителем которого считается Толетский еп. Сихила (Сихилан; 774-783). Однако информация, приведенная в Житии и др. памятниках мосарабской эпохи, не всегда согласуется с данными более ранних источников. Ильдефонс Толетский перед Богоматерью. Фрагмент алтаря. Кон. XV в. Мастер св. Ильдефонса (Лувр, Париж) Ильдефонс Толетский перед Богоматерью. Фрагмент алтаря. Кон. XV в. Мастер св. Ильдефонса (Лувр, Париж) По свидетельству Иулиана, И. с юности отличался благочестием и стремлением к аскезе. Оставив родителей, он поселился в Агалийском мон-ре, находившемся в окрестностях Толета, и прожил там долгое время. Тогда же И. на собственные средства основал жен. мон-рь «в Деибском поместье» (in Deibiensi (Delbiensi) villula; место неизв.). По свидетельству И., еп. Элладий (615-632) незадолго до смерти удалился в Агалийский мон-рь и рукоположил его во диакона (Me, ad monasterium rediens memoratum, ultimo vitae suae tempore levitam fecit - Hildefonsus. De viris illustribus. 7). Впосл. И. стал аббатом Агалийского мон-ря, проявил себя как деятельный и способный настоятель. Подпись аббата И. сохранилась под актами VIII (653) и IX (655) Толетских Соборов. «По принуждению короля» (principali violentia) он был доставлен в Толет и после смерти св. Евгения II ( Евгения III ; 646-657) возведен на епископскую кафедру. Иулиан восхваляет достоинства И., среди которых выделяет образованность и особенно красноречие, перечисляет его лит. произведения. И. занимал кафедру 9 лет и 2 месяца и пользовался всеобщим уважением; был погребен в базилике св. Левкадии у ног св. Евгения II.

http://pravenc.ru/text/389445.html

Украине. В 2010 г. была создана группа церковной помощи в чрезвычайных ситуациях - сестры милосердия, священники и добровольцы, готовые выехать на место трагедии. В задачи группы входит духовная и психологическая помощь пострадавшим, организация питания и временного размещения людей, юридическая, медицинская и социальная помощь. Богадельня при Алексеевском жен. мон-ре Богадельня при Алексеевском жен. мон-ре В 2011 г. было установлено взаимодействие со всеми московскими больницами, за исключением 5 медучреждений, имеющих закрытый, ведомственный режим работы. В значительной части московских клиник работают сестры милосердия, волонтеры. При храмах Москвы действуют 63 медицинских консультационных центра. В 1-й Градской больнице на 2016 г. имелись сестринские посты в 5 отд-ниях больницы. Всего здесь трудятся 27 сестер милосердия, им помогают ок. 50 добровольцев. С 2007 г. работает служба паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным - в ней работают сестры милосердия и добровольцы, к-рые ухаживают за больными в московской Инфекционной больнице 2. В 2016 г. собственные патронажные службы имели более 20 приходов Москвы. В июне 2014 г. был создан координационный центр по работе с глухими, со слепоглухими и слабослышащими людьми, тогда же было подписано соглашение о сотрудничестве с Всероссийским обществом глухих. С 2015 г. в Москве регулярно организуются курсы по обучению священнослужителей, социальных работников и добровольцев работе с глухими, со слепоглухими и слабослышащими; занятия проводят преподаватели и специалисты Учебно-методического центра Всероссийского об-ва глухих. С 2015 г. выходит методическое пособие «100 фраз на русском жестовом языке: разговорник для священнослужителей». Помощь в преодолении пьянства и алкогольной зависимости, начатая в 2000-х гг. (напр., правосл. реабилитационный центр «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре; действует с 2006), получила широкое распространение после принятия Синодом общецерковной Концепции по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Житийный жанр на серб. почве представлен почти только житиями св. правителей и церковных иерархов, при этом в силу исторических причин среди житий правителей с 1-й пол. XI и до кон. XIV в. отсутствуют (в отличие от древнерусских) сочинения, прославляющие венценосных мучеников. Жития преподобных весьма немногочисленны, отчасти (по аналогии с житиями западноболг. подвижников) это может объясняться тем, что почитание преподобных, живших в древности, не распространялось широко, а сохранялось лишь в местах их упокоения, поэтому при неблагоприятных обстоятельствах (войны, пожары, эпидемии) оно легко могло безвозвратно исчезнуть. Жития св. жен в средневек. серб. лит-ре ограничиваются 2 агиобиографиями правительниц, кор. Елены Анжуйской и деспотицы Ангелины Бранкович (см. ст. Бранковичи ), а жития преподобных жен неизвестны. Появление в сербской лит-ре немногочисленных сказаний о перенесении мощей святых как отдельного жанра относится к кон. XIV - сер. XV в. и напрямую связано с тур. завоеванием Балкан, вызвавшим миграцию правосл. реликвий. К особенностям серб. Ж. л. относится и обилие агиографических моментов в пространных жалованных грамотах средневек. серб. правителей ( 1990. С. 24-26; Лексикон. 1999. С. 15). Все это дает основание оценивать серб. Ж. л. XIII - раннего XV в. как своеобразную «династическую историографию». Одну из ключевых ролей в развитии серб. агиографии (а также лит-ры и культуры в целом) на протяжении XIII-XIV вв. играл афонский мон-рь Хиландар , с которым были связаны едва ли не большинство средневековых сербских книжников. Особенность рукописной традиции серб. Ж. л. состоит в том, что по крайней мере вплоть до XVI в. пространные тексты не включались в минейные Торжественники, а краткие (за исключением Житий святых Симеона и Саввы) - в Прологи. Первые встречаются обычно в составе сборников, а вторые (в соответствии со своей функцией) сопровождают службы святым в служебных и чаще в праздничных Минеях. Начало собственно серб. Ж. л. связано с объединением страны во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/182317.html

С др. стороны, учитывались и местные церковные традиции. Напр., причащение под 2 видами разрешалось для диаконов, поскольку они в конце литургии потребляли оставшуюся Св. Кровь. При этом служить предписывалось только на пресном хлебе, а облачения и убранство алтаря должны были быть католич. образца. Во время мессы священникам не полагалось покрывать голову. В обряде крещения допускалось обливание, а не погружение взрослых крещаемых, в исключительных случаях допускалось причащение сразу после крещения. Конфирмацию мог совершать только епископ отдельно от крещения. Разрешительная формула при исповеди предписывалась латинская. Таинство елеосвящения могло совершаться как по латинскому, так и по вост. чину. Изменения в области канонического права и распределения полномочий священнослужителей основывались на решениях Тридентского Собора. Существенно ограничивалась власть патриарха М. к. Ц.: он уже не мог самостоятельно менять епископов и вообще принимать важные решения без согласования с Римским папой (Pentalogie Antiochienne. 1984. T. 1. Pt. 1. P. 556-557). Епископам предписывалось проживать в своих епархиях, раз в 2 года посещать все приходы, решать текущие проблемы на епархиальном собрании. Обращалось внимание на неприемлемость практики повторных браков для священников, а также браков после священнической хиротонии. Решительно запрещалось пребывание в одном мон-ре муж. и жен. общин. В качестве богослужебного языка сохранялся сирийский, с некоторыми вставками на арабском. Была принята обширная программа по изданию богослужебной и патристической лит-ры, книг по каноническому праву, богословию, церковной истории. Изменения в маронитском обряде не могли не вызвать недовольство части маронитского духовенства, включая самого патриарха. Тем не менее все участники Собора подписали соборные решения. Постановления были утверждены папой, но продолжали вызывать споры среди маронитов и фактически не исполнялись в полной мере до 2-й пол. XIX в. ( Dib. 1962. P. 187). Через неск. лет кардиналы из Конгрегации пропаганды веры вернулись к рассмотрению решений Ливанского Собора и смягчили нек-рые положения; так, было решено временно не закрывать совместные мон-ри (их ликвидировали только в 1818).

http://pravenc.ru/text/2562390.html

Католич. св. Доменик де Гусман. Роспись базилики Сан-Доминико в Болонье. XIV в. Католич. св. Доменик де Гусман. Роспись базилики Сан-Доминико в Болонье. XIV в. Появление нищенствующих орденов было, с одной стороны, тесно связано с личностями их основателей, но при этом стало формой, с помощью к-рой церковные власти смогли сохранить мирянские движения в лоне Церкви. Первые последователи св. Франциска Ассизского, организуясь в общины (см. в ст. Конвент ), вели странствующий образ жизни и отказывались от строительства монастырей. Движение изначально носило миссионерский характер. Поскольку 13-й канон IV Латеранского Собора запрещал основывать орден с новым уставом и требовал выбирать из уже существующих, устав францисканцев был утвержден только со 2-й попытки благодаря поддержке кард. Уголино ди Сеньи (папы Григория IX). Еще при св. Франциске внутри движения наметились 2 течения - конвентуалов и спиритуалов, различавшихся во взглядах на собственность: одни считали, что орден должен жить исключительно на подаяние, др.- что при запрете личной собственности для всех членов у ордена может быть корпоративная собственность. Жен. ветвь ордена, основание которой связано с Кларой Ассизской , долгое время жила по «Уставу св. Бенедикта». Правила, составленные св. Кларой, были утверждены папой только накануне ее кончины, тем не менее до XV в. клариссы жили по разным уставам. Различие в положении 2 ветвей францисканцев объяснялось тем, что женщины не могли вести странствующий образ жизни и жить на подаяние. Булла Бонифация VIII «Periculoso et detestabili» (1298) обязывала все женские общины пребывать в затворе в монастырях. Особенностью всех нищенствующих орденов стало появление в их составе терциариев (3-й ветви) - мирян, разделявших идеалы ордена, но продолжавших жить в своих семьях. При жизни св. Франциска появились т. н. братья и сестры покаяния, или пенитенты. Нищенствующий орден «братьев проповедников» был основан св. Домиником де Гусманом для борьбы с альбигойцами . Поскольку сам Доминик изначально принадлежал к регулярным каноникам, для новой конгрегации он избрал «Устав блж. Августина», дополненный конституциями премонстрантов. Доминиканцы сразу сделали акцент не только на проповеди, но и на развитии образования, создав свою структуру учебных заведений (от начальных до высших). Ради получения образования доминиканцам было разрешено сокращать суточный круг богослужения, посты и свободно перемещаться, не пребывая в одном мон-ре. Каждому члену ордена полагалась отдельная келья для ученых занятий. Доминиканцы становились штатными проповедниками при соборных и приходских храмах в соответствии с 11-м каноном IV Латеранского Собора, часто были духовниками (в т. ч. в жен. обителях), а также инквизиторами (см. в ст. Инквизиция ).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Преподаватели, большей частью грузины, воспитывали в учениках чувство национального самосознания. В 1869 г. Святейший Синод на Съезде нерус. архиереев в С.-Петербурге принял решение о расширении сети церковноприходских школ на территориях с нерус. населением ( Хуцишвили. 1987. С. 45). В 1866 г. в Мцхете при жен. мон-ре Самтавро было открыто уч-ще для девочек духовного сословия. В 1868 г. экзарх Евсевий утвердил устав жен. епархиальных уч-щ, согласно к-рому обучение включало Закон Божий, катехизис, церковную историю, рус. и груз. языки, географию, пение, историю России и Грузии и рукоделие (вязание и шитье). В 1879 г., при экзархе архиеп. Иоанникии (Рудневе) , епархиальное уч-ще было переведено в Тифлис и стало финансироваться из свечных доходов Г. Э. Директорами ДУ назначались в основном приехавшие из России рус. специалисты, преподавателями становились выпускники ДС, как русские, так и грузины. Кандидаты проходили отбор, в случае сведений о неблагонадежности сразу же увольнялись. Пансион для учащихся из отдаленных районов был открыт только при Тифлисской ДС. В пансионе существовал строгий внутренний распорядок, бытовые условия были скромными. Нередко духовные заведения располагались в ветхих, требовавших ремонта зданиях, что не могло не сказываться на здоровье учащихся. Со 2-й пол. XIX в. гос. политика в отношении духовных учебных заведений была изменена в сторону уделения большего внимания российской истории и рус. языку, преподавание основных богословских дисциплин было переведено на рус. язык, в программу вошло изучение рус. церковного пения, истории РПЦ и гражданской истории России, а также классических языков. Если в 1-й пол. XIX в. всем рус. преподавателям вменялось в обязанность знание груз. языка, то в этот период все учащиеся в целях лучшего освоения рус. языка были обязаны говорить только по-русски, в т. ч. и во внеучебное время. В 1854 г. груз. язык был признан неосновным школьным предметом ( Хундадзе. Очерки. 1951. С. 260), и это привело к резкому снижению успеваемости.

http://pravenc.ru/text/168201.html

В ответ буллой «Apostolicum pascendi» от 7 янв. 1765 г. К. подтвердил устав Об-ва Иисуса, что вызвало негодование не только у франц. монарха, но и у др. европ. правителей. Во Франции парламенты в Париже, Руане и Эксе осудили буллу; парламент в Эксе постановил ее публично сжечь. В итал. гос-вах, а также на территории Свящ. Римской империи запрещалось ее публиковать и хранить дома в рукописном или напечатанном виде под страхом суровых наказаний вплоть до смертной казни (в Венеции). Еще одним важным проявлением политики галликанизма стало создание франц. королем комиссии по реформированию монастырей. В 1768 г. по предложению этой комиссии был издан королевский эдикт, установивший возрастной ценз для принятия монашеского обета (не менее 21 года для мужчин и 18 лет для женщин), а также минимально допустимое число монахов и монахинь в каждом мон-ре (19 - в муж. и 15 - в жен. обителях). В начале понтификата К. дружественные отношения с испанскими Бурбонами, правившими в Испании, Неаполитанском королевстве и герц-стве Парма и Пьяченца, проявились в поддержке Папским престолом борьбы против попыток османских войск оккупировать Мальту (1761). Первое осложнение отношений произошло после включения в июне 1761 г. в Индекс запрещенных книг (с одобрения К.) сочинения янсениста пресв. Ф. Ф. Мезанги «Изложение христианского вероучения» (Exposition de la doctrine chretienne), которое стало популярно в качестве катехизиса в Неаполитанском королевстве и Испании, где оно использовалось при обучении принца Астурийского, сына испан. кор. Карла III. В дек. 1761 г. премьер-министр Неаполитанского королевства Б. Тануччи добился от сына Карла III, неаполитанского кор. Фердинанда IV, запрета на обнародование документов Римской курии, касавшихся сочинения Мезанги, сославшись на право regium exequatur, т. е. на необходимость обязательного предварительного одобрения королем документов Папского престола, к-рые без королевской санкции не могли вступить в силу на территории Неаполитанского королевства. Подобные меры были приняты в этой связи и в Испании: в янв. 1762 г. с одобрения испан. кор. Карла III совет Кастилии принял Прагматическую санкцию, устанавливавшую по праву regium exequatur обязательное визирование документов Папского престола и королевский контроль за их публикацией на территории Испании, а также создание испан. варианта Индекса запрещенных книг, содержание к-рого также контролировалось светской властью. Однако ходатайства К. перед королем и королевой-матерью, а также влиятельными придворными привели к отмене этой меры (июль 1763). В Неаполитанском королевстве Тануччи продолжил проведение реформ, ограничивавших права католич. Церкви. По его инициативе были отменены налоговые льготы, уменьшена и затем отменена десятина, введен налог на церковное имущество, установлено право изъятия в пользу королевской казны личного имущества епископов после их смерти, отменено право «мертвой руки» в отношении монастырских земель.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010