Новая постатеистическая теология, по мнению Михаила Эпштейна, это уже не протестантская теология «Смерти Бога», которая мужественно учит человека жить в отсутствии Бога, и не традиционная теология жизни Бога (в исторической церкви), а теология воскресения, т.е. новой жизни Бога за пределом Его церковно-исторического тела. Нулевой градус – безбожие – пройден, и начинается то возрастание веры, которое не возвращается к доатеистической стадии, а вбирает её, представляет собой теистическое осмысление и преодоление самого атеизма.  «Бедная религия» начинает с нуля и как бы не имеет традиций. Её «Бог» - грядущий, второго и последнего пришествий. А последнее откровение может быть только одним и общим для всего мира, иначе оно бы не было последним. Вот так в общих чертах Михаил Эпштейн говорит о постатеистической религии. А что же традиционная Православная Церковь? Чем по отношению к ней является «Бедная религия»? Как православному верующему соединить свою православную веру и «новую» веру «Бедной религии»? И нужно ли это делать? Как рассмотреть данный вопрос изнутри православного богословского дискурса? Если «Бедная религия» вбирает в себя другие вероисповедания, то её бедность – лишь насмешливое кокетство, и её простота если и существует, то является такой, что включает в себя всю сложность предшествующих умозрений. Действительно, современная ситуация такова (в этом смысле она мало изменилась с 1996-го года [v] ), что многие люди, придя в храм и начиная активно жить церковной жизнью, через какое-то время охладевают и расцерковляются. Этому расцерковлению, конечно, есть разные причины, в том числе и внутренние, но есть и некая объективная неудовлетворенность, связанная с несоответствием ожидания и конкретным воплощением этого ожидания. Люди ищут полноты и не находят. Обрести целостность и преодолеть внутреннюю расколотость удается немногим. Такая вот мерцающая, чреватая компромиссами духовная жизнь оставляет в людских сердцах печаль и разочарование… Однако православная традиция – это в каком-то смысле «вещь в себе», т.е. нечто такое, что внутри себя имеет Тайну, а значит, нечто непредсказуемое. Можно говорить, что православная традиция находится в развитии, манифестируя не только тенденции обновления, но и пути продвижения: углубления, расширения и дифференциации. И если снаружи или при поверхностном знакомстве она кажется статичной и однообразной, то при более глубокой вовлеченности можно заметить скрытый динамизм и богатство форм.

http://bogoslov.ru/article/2995417

Нет расколов и ересей. Закралась одна деревня – жидовствующих. Еще недавно заселились деревни три раскольниками из Вятки и Перми. Боюсь я сих зверей. Здесь много казаков. Они живут станицами. Это тоже, что солдаты-поселенцы в Харьковской и Новгородской губернии. И города наполнены поселенцами: они и в прислуге, и мастера, и по канцеляриям. Хлеб здесь весьма дешев – 20–30 коп. пуд, но люди – люди дороги. Последнему старику-дворнику надо платить 7–8 рублей и непременно 1½ ф. чаю и сахару 3 ф. в месяц. Комнатный слуга 10 р., кучер – 15, повар 20 руб. От довольства – страшная леность. В июне я плавал по Енисею в Туруханск, под 66-й градус широты. Там у нас монастырь и 5 церквей. Я плыл в ладье более 1100 верст в один конец и столько же обратно. У Туруханска Енисей – сущее море, менее 5 верст ширины его нет. Берега под лесом, часто каменные хребты. Бывал я у остяков в их юртах (чум): последняя степень бедности и унижения человека. У богатого человека собака живет покойнее. Они бедны до невозможности, покрыты оленьей кожей: это их и рубаха, и халат; они без шапки, разуты, голы по колена и выше. Цвет кожи их темно-оливковый, волоса черные и лоснятся; они ходят в косах, ростом малы, говорят поспешно и во- —823— 1874 г. сторженно, с жаром, более гортанью. Более половины их уже христиане. Прочие не пренебрегают, а боятся христианства: их пугают наши оклады и порядки. Вот, Владыко святый, мое стадо. Я покоен, даже утешен. К большим трудам я не привык, а с такой нелюдной епархией управляюсь понемногу. Консистория – отцы – очень хороша, но Канцелярии почти нет и взять негде: это дает мне грусть. Но за то во многом меня и прощают. Живу на квартире; ходатайствую о месте для себя и соборян. Живу без нужды». Во время пребывания своего в Красноярске, Преосвящ. Никодим, получивши прискорбную весть о кончине великого благодетеля и заступника своего, Митрополита Московского Филарета, составил о нем записку, которую озаглавил: «О Филарете, Митрополите Московском, моя память». Записку эту он начал писать 30-го мая 1868 г. и окончил в том же году 6-го октября. В ней с большой подробностью описывает он свои отношения к почившему в Бозе святителю; упоминает также о многих высокопоставленных, как духовных, так и светских, лицах (в особенности о петербургском Митрополите Серафиме 1762 , о Графе Протасове 1763 и др.) и делает о некоторых из них очень резкие, хотя, может быть, справедливые отзывы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апогеем этого озлобления стало убийство Распутина в декабре 1916 года. Весь царский двор Романовых не скрывает своего восторга от того, что ненавистного старца наконец убрали. Этому рада и мужская, и женская половина двора. Эту радость разделяют даже мать Николая 11,бывшая Императрица Мария Федоровна и старшая сестра Александры Федоровны монахиня Елизавета, бывшая жена Великого Князя Сергея Александровича. А Императрица в глубоком трауре, даже в отчаянии: кто теперь может спасти ее сына в случае кровотечения или иного наступления болезни? Продажный двор, обсуждающий с английским послом Бьюкененом проблему отстранения Николая II от власти путем заговора (не исключая и убийство) и отправления Императрицы в монастырь. Обстановка в отношениях между Императором и Императрицей с одной стороны и царским двором - с другой обострилась до предела. Двор, озабоченный не столько судьбой России и своего правящего родственника, сколько своим будущим, пытается вызвать Николая II на откровенный разговор о причинах создавшейся критической ситуации в стране и путях выхода из нее. Они хотят убедить Императора в том, что главным исчадием ада, главным источником всех бед, которые обрушились на Россию, является «немка», т.е Императрица, с чем он категорически не согласен. Он сомневается так же в том, что «милые» родственники способны дать ему какие-то вразумительные и спасительные советы. Поэтому он отказывается от встречи с ними. Когда в начале января 1917 г. старшая сестра Александры Федоровны Елизавета, будучи в это время игуменьей Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, прибыла в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с Императорской четой и довести до них тот градус недовольства их правлением, который она наблюдает в Москве. Императорская чета Ее встретили Елизавету очень холодно. Увидев такой прием она спросила у Императора с Императрицей: «Так что, я бы сделала лучше, если бы не приехала? Да - сухо ответила Императрица. Так мне лучше уехать? Да, с первым поездом - жестко произнес Император.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Каждый человек должен трудиться не только ради собственного спасения, но и ради духовного исцеления и возрождения нашего страждущего народа. Сделать это любой человек может не покаянием в грехах, которые совершены до его рождения, а покаянием в своих грехах и неустанным стремлением к праведной жизни. Вы говорите: почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив (Иез.18, 18 – 19). – Сразу после Февраля началось небывалое давление на Церковь, большевики его «успешно» продолжили и повысили градус жестокости, но началось все именно с Февраля. Сегодня же об этой революции, судя по тому, как ее «отмечали» федеральные СМИ, предпочитают говорить в возвышенных тонах и считают благом. Прежде всего, так считают либералы и демократы: это, мол, большевики все испортили, а Временное правительство было большим счастьем. Как вы относитесь к Февральской революции? – Христианство несовместимо с любой революционной идеологией. У Ф.М. Тютчева есть точное наблюдение: «Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления – все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало, дающее ей также (нельзя не признать) столь грозную власть над миром. Кто этого не понимает, тот уже в течение шестидесяти лет присутствует на разыгрывающемся в мире спектакле в качестве слепого зрителя» («Россия и Революция», 1848). Февральская революция является лишь первым этапом русской смуты. Ее последствия для страны невозможно оценивать по событиям неполных восьми месяцев ее истории. Самый трагический ее результат – Октябрьский переворот, с которого начинается Великий террор, жестокое гонение на Церковь и разрушение вековых устоев и традиций. Работа над житиями новомучеников – Вы сделали немало для увековечивания памяти новомучеников. Расскажите, с чего началась ваша работа? Что она собой представляла? И, если можно, не могли бы вы коротко рассказать о некоторых новомучениках, истории которых вас поразили больше всего, или которые вам, скажем так, были наиболее близки?

http://pravoslavie.ru/105167.html

Ну и под занавес, обратим внимание на расположение сабель Преображенского полка по выходе пары из Исаакиевского собора. Салютование пеших преображенцев саблями на ступенях Исаакиевского собора для свадебного фото – это какое-то кинематографическое новшество и несуразица, к военному церемониалу не имеющее отношения. Да и Георгий к российским воинским традициям совсем не причастен, чтобы ему салютовать. К числу первых лиц государства он тоже не относится. Но люди, обращающие внимание на картинку, могут быть объяты дважды ужасом: с одной стороны от грозности кадра – десяток острых сабель занесенных с двух сторон над головами Георгия и Ревекки – это вам не пальмовые веточки, цветочки и шарики, а какое-то предупреждение на будущее… А с другой стороны, углом поднятые шашки с двух сторон в виде треугольника как бы указывают на необходимый градус развернутого циркуля над этой парой, что может послужить отгадкой ко всему происходящему ныне февралистскому бесчинству и глумлению над Россией и памятью династии Романовых, созидавшей святое Отечество наше. Уместно привести небольшой отрывок из книги дореволюционного автора А.Селянинова, изучавшего тайные общества. Он приводит слова из письма 1832 года основателя ложи карбонариев в Турине тамошним братьям: «Верховной Венте (ложе) угодно, чтобы вы, под тем или иным предлогом, вводили бы в масонские ложи возможно больше принцев и богатых людей. Всякий принц, не имеющий законной надежды получить престол с помощью Божией, стремится получить его с помощью революции. Некоторые из них даже лишены престола или сосланы. Льстите этим искателям популярности, готовьте их для масонства. Верховная Вента впоследствии увидит, что можно будет сделать с ними во имя прогресса. Всякий принц без царства – хорошая для нас находка. Ложа поведёт его к карбонаризму. Пускай они служат приманкою для глупцов, интриганов, пошлых обывателей и всякого рода дельцов. Они будут совершать наше дело, думая, что совершают своё». Русскому народу давно пора обратиться к Богу и с Божьей помощью прекратить это глумление, этот февралистско-карбонарский карнавал.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/07/sv...

Но подобная участь Протестантизма постигла и русский раскол XVII в. Появились беспоповцы, беглопоновцы, дьяконово согласие, лушковское согласие, перемазайцы, окружники, раздорники, перекрещенцы, нетовцы, авраамовцы, расстриженцы, дырники, странствующие, молокане, прыгуны, скопцы, хлысты и многие другие. И все они, как неугодные Богу, как творение человеческого своеволия, исчезли. И если русский раскол перестал дробиться, поскольку и дробиться-то стало нечему, то на Западе этот процесс даже и сейчас набирает силу. «Многие придут под именем Моим», – говорит Христос ( Мф. 24:5 ). Под Его именем пришли в мир многие лжепророки: Сан Мун Мюн со своей «Церковью унификации», уже объявивший себя третьим Адамом ; и Моисей Берг со своей общиной «Дети Бога», где воплощены все мерзости мира: сластолюбие, цинизм, стяжательство; и Джим Джонсон, который основал колонию «Народный хор», 914 членов которой в 1978 году по призыву своего вождя приняли яд... Цель духа тьмы предельно ясна: раздробить человечество в религиозном сознании на мелкие куски, превратить по возможности в пыль и, таким образом, руками же верующих уничтожить дело Божие. «Симоне, Симоне, се сатана просил сеять вас, яко пшеницу...» ( Лк. 22:31 ). И сектантские вожди вольно или невольно, сознательно или несознательно, но помогают ему в этом, подгоняя Истину Божию к своему греховному пониманию. Западный богослов Уильям Баркли писал: «Ересь происходит из желания и попыток создать религию, которая бы устраивала людей, была бы популярной и привлекательной. Сделать это – значит разбавить религию водой, устранить из нее муки, самоосуждение, смирение и нравственные требования». Брат американского президента Уильямсон Кеннеди рассказал об одном старике, который вспомнил однажды факт из своего детства. «Когда я был мальчишкой, – рассказывал старик, – я часто играл на большом пустыре, в центре которого пересекались две дороги, и на их перекрестке стоял покосившийся указательный столб. Помню, как однажды я повернул его гак, что он стал показывать неверное направление. И с тех пор я часто думаю о том, сколько людей пошло по неверной дороге по моей вине». Если пилот авиалайнера уклонится в воздухе всего на градус от маршрута, то он приземлится не только не в пункте назначения, но, скорее всего, в другом регионе страны... Сектантство дает людям неверное направление, или полуправду, а словами праведного Иоанна Кронштадтского – «истину в неправде». Христос Спаситель говорил о едином камне веры, на котором созиждется Его Церковь ( Мф. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Там же читаем: «Валентина Афанасиевна попросила моего мужа напечатать одну религиозную статью на компьютере, но он так и не смог ее напечатать, другие материалы печатает нормально, а как начинает печатать эту статью, компьютер начинает «зависать». После того, как Валентина Афанасиевна окропила крещенской водой комнату и сказала моему мужу, чтобы, перед тем, как печатать материалы на религиозные темы, просил помощи у Славика, чтобы больше сбоев в работе компьютера не было». «Кажется, как будто все, к чему прикасался Слава, хранит в себе частичку его целебной силы, — пишет журналистка газеты «Жизнь» Александра Третьякова. — Сейчас в квартире родителей Славика хранится его маленький детский стульчик. Валентина Крашенинникова хотела выбросить его, но одна верующая женщина отговорила ее. И не зря. «Ко мне часто приезжают родители маленьких смертельно больных деток, — говорит Валентина Афанасьевна. — Эти малыши не могут приехать сами — настолько они уже слабы. Их отчаявшиеся мамы и папы привозят фотографии детей в надежде на помощь. Изображения детей ставят на Славин стульчик — и деткам на расстоянии становится легче!». Излечившихся детей уже так много, что Славина мама не помнит их имен и историй». Здесь полезно прислушаться к предупреждению свт. Игнатия (Брянчанинова) : «Весьма часто… враг… в обольстительной картине представляет обилие земных средств, на основании будто бы которых должна процвести и усилиться христианская добродетель. Обе эти картины ложны! изображаются в противность учению Христову, наносят страшный вред заглядывающемуся на них душевному оку и самой душе, любодействующей от Господа своего сочувствием к демонской живописи. Вне креста Христова нет христианского преуспеяния». В сложившейся ситуации закономерным является утверждение последователей культа о том, что люди, не верящие в «святость» «отрока Вячеслава», соответствующим образом «наказываются»: они могут заболеть, подпасть под влияние какой-либо «порчи». Но как только стоит им «уверовать», и болезни, и колдовские наития отступают. Случаи такие во множестве описываются в книге Л. Емельяновой и, безусловно, преследуют «педагогические» цели: с одной стороны, пугают малодушных, с другой, поддерживают в «верных» нужный градус религиозного горения. Но, по свидетельству свт. Игнатия (Брянчанинова) , «Бог не прогневляется на того, кто, опасаясь прелести, с крайней осмотрительностью наблюдает за собой, если он и не примет чего посланного от Бога, не рассмотрев посланное со всею тщательностью; напротив того, Бог похваляет такого за благоразумие». Бабьих басен отвращайся…

http://sueverie.net/babix-basen-otvrashh...

Конечно, в публичных выступлениях всегда есть элемент личностный, который нельзя снять. Всегда человеку хочется показать себя с лучшей стороны, это естественно. Вот почему я очень не люблю задушевных разговоров с корреспондентами. Некоторые говорят: " ну, давайте поговорим " , и приглашают меня на такие задушевные разговоры. Во всех этих задушевных разговорах есть элемент искусственности – ну, не будет же человек о себе плохо говорить. Задает журналист вопрос: " Скажите, какая Ваша самая большая слабость? " на весь мир. Значит, либо я скажу неправду, либо я скажу нечто такое, что будет работать на развитие симпатий людей в мой адрес. Опять ложь, опять лицемерие! Мы должны этого избегать, мы не должны быть одними пред престолом Божиим, вознося руки в момент совершения Евхаристии, и другими, когда мы отвечаем на вопросы журналистов. Может быть, достаточно по этому вопросу. – Игорь Петровский, г. Ростов-на-Дону, пресс-служба Донской митрополии. Ваше Святейшество! Информационные вбросы, пытающиеся дискредитировать Церковь на местах, часто встречают вялую реакцию или даже полную растерянность наших пресс-служб. Из-за этого Церковь информационно проигрывает, что поднимает градус общественного недоверия по отношению к ней. В свою очередь, в самой Церкви эти проигрыши порождают благочестивое оправдание: " пусть враг лютует, зато с нами Бог " . Как Вам кажется, должна ли Церковь в эпоху информационных войн поднимать уровень PR-mexhoлoruй, заниматься защитой своего корпоративного имиджа? Или достаточно " молиться и поститься " ? – Слово PR по отношению к Церкви вообще неприемлемо. PR – это это самореклама или реклама, да? PR направлен на то, чтобы повысить свой рейтинг, свою привлекательность, будь то корпоративную или личную; затем выгодно продать товар. Не должно быть никакого PR у Церкви. Мы должны быть тем, чем мы являемся по сути. Поэтому я против любых искусственных способов, которые формировали бы привлекательный образ Церкви. Я просто за то, чтобы мы делали больше добрых дел, и, конечно, в условиях информационного общества нужно говорить об этих добрых делах. Вообще, в идеале нужно и говорить как можно меньше, но вот здесь мы сталкиваемся с некоторым противоречием, потому что общество требует информации. А если вакуум, если нет информации, то этот вакуум заполняется негативом.

http://religare.ru/2_97688.html

Достаточно вспомнить - какой резонанс во всём мире вызвали книги «Код да Винчи» и «Евангелие от Иуды»... В эпоху глобализации Церковь объявляется основным врагом главного идола глобализма - прав человека. В то же время, современное международное право, с каждой новой принятой нормой, расширяющей права и свободы человека, одновременно ограничивает его право на вероисповедание и значительно снижает ответственность за кощунство и святотатство. Публикации в светских средствах массовой информации постоянно вращаются вокруг околоцерковных скандалов, целенаправленно программируя общественное сознание на негативное отношение к Церкви и её служителям, понуждая обывателя воспринимать Церковь исключительно как теневую финансовую структуру и «тайное ведомство» силовых структур, призванное поддерживать действующую власть. Война против Церкви ведётся пока в информационном пространстве, хотя уже сегодня в разных странах исключительно по религиозным мотивам ежедневно убивают христиан, сжигают храмы, оскверняют святыни. Чтобы оценить характер и масштаб развернувшейся информационной войны против Церкви, достаточно посетить странички известных российских и украинских блогеров, на которые ежедневно заходят тысячи человек, посетить лишь некоторые антицерковные группы ВКонтакте, насчитывающие десятки тысяч (!) участников, да послушать выступления невзоровых и новодворских по центральным телеканалам... Можно сколько угодно рассуждать о свободе слова и праве человека на выражение своих взглядов, но поджоги храмов, избиения и убийства священнослужителей без видимых на то причин - это, на самом деле, есть не что иное, как видимые последствия невидимой информационной войны, с каждым месяцем повышающей в обществе градус ненависти к Церкви. Сегодня, как бы нам всем этого не хотелось, надо понять: начавшаяся информационная война против Церкви уже не закончится никогда. Она будет лишь усиливаться, постепенно переходя на новые уровни и, в конце концов, выйдет на внешний уровень, вызвав невиданные в мировой истории гонения на Церковь, о которых Спаситель говорил, как о времени великой скорби, «какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24, 21).

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/14/...

— Архимандрит Виктор (Бедь) не является официальным спикером Церкви и выражает свою собственную политическую позицию, в основе которой, наверное, богатый политический опыт. Кстати, «Закон о свободе совести и религиозных организациях» прямо разрешает ему это делать. А Церковь призывает священнослужителей воздерживаться от участия в политической борьбе, чтобы быть пастырями всего народа, а не его части (кстати, слово «партия» от английского «part» — часть). В Закарпатье есть еще один очень политически активный священник, и когда несколько лет тому назад Блаженнейшего Митрополита Владимира спросили, почему Церковь не реагирует на его политическую активность, Блаженнейший ответил: «Мы ждем и надеемся, что в нем пастырское победит политическое». — Параллельно с акциями протеста идет информационная атака на Украинскую Православную Церковь. Ее обвиняют в якобы противостоянии евроинтеграции и протестующим. Кто и зачем это делает? — Наверное, не всем нравится позиция Украинской Православной Церкви. Но она неизменна вот уже много лет — Церковь не делит своих верных по политическому или геополитическому принципу. И призывает не использовать религиозную риторику и символику в политической борьбе. Наши верующие и среди протестующих, и среди охраняющих общественный порядок. И во власти, и в оппозиции. И именно Церковь призывает не демонизировать друг друга. И не превращать политическую борьбу в «священную войну». — Церковь выразила свою позицию в первые же дни конфликта, призвав к молитве, примирению и недопущению насилия. Стоит ли повторять этот призыв в связи с тем, что градус агрессии нарастает? — Официальная позиция Церкви не изменилась и продолжает быть актуальной. Главное в ней — это призыв к ежедневной молитве всех и во всех храмах и монастырях. Молитве о умножении любви и искоренении ненависти и злобы. Плюс Священноначалие и спикеры нашей Церкви постоянно дают комментарии, интервью, ходят на эфиры. Церковь также однозначно осудила насилие, призвала к диалогу и напомнила всем слова Спасителя о том, что «царство, разделившееся в себе, опустеет, и дом или город, разделившийся в себе, не устоит». А в это воскресение на службе о самом главном нам еще напомнил и Сам Господь. Рядовой воскресный прокимен прозвучал так, как будто специально для нас — «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит людей Своих миром». Как видите, мир — это Божье благословение. Но, к сожалению, не для всех, а для «своих Богу». Поэтому, чем больше среди нас будет «людей Божьих», которые живут по Божьим Заповедям, тем больше шансов у миротворцев. А заповеди просты и актуальны — не сотвори себе кумира, не убий, не укради, не лги… Люби Бога и ближнего.

http://pravmir.ru/prot-georgij-kovalenko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010